Департамент образования Администрации г. Екатеринбурга
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 36 им. М.П. Одинцова
620078, г. Екатеринбург, ул. Малышева, 134 тел. 8(343) 374-02-91, e-mail: soch36@eduekb.ru
РАССМОТРЕНО
на заседании
Педагогического совета
Протокол от 29.08.2025 г.
№1
УТВЕРЖДАЮ
директор МАОУСОШ № 36
___________А.С.Бабушкина
Приказ № 41-ОД
от «29» августа 2025 г.
(с изменениями от 04.10.2024 г.,
приказ № 31-ОД)
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ПО ПРЕДМЕТУ СТРАТЕГИИ СМЫСЛОВОГО ЧТЕИЯ
5-7 КЛАССЫ
2025-2026 учебный год
Департамент образования Администрации г. Екатеринбурга
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 36 им. М.П. Одинцова
620078, г. Екатеринбург, ул. Малышева, 134 тел. 8(343) 374-02-91, e-mail: soch36@eduekb.ru
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа курса «Стратегии смыслового чтения» для обучающихся 5-7-х
классов составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного
образовательного стандарта основного общего образования.
ОБЩАЯ
ХАРАКТЕРИСТИКА
СМЫСЛОВОГО ЧТЕНИЯ»
УЧЕБНОГО
ПРЕДМЕТА
«СТРАТЕГИИ
В современном обществе чтение представляет собой феномен, равный по своей
значимости письменности или литературе. Обучение разным аспектам чтения является
общемировой проблемой, решение которой начинается с обучения чтению в школе.
Внимание к чтению зафиксировано в Федеральном государственном стандарте, где оно
рассматривается и как чтение литературных произведений, и как работа с информацией, и
как общеучебное умение.
Курс предназначен решать проблему не только недостаточной сформированности
отдельных навыков чтения у обучающихся, но более общей проблемы –
несформированности общих навыков работы с информацией. Данный курс направлен на
приобщение к чтению и обучение ему как общеучебному умению, как способу работы с
информацией, как средству воспитания и развития учащегося, что отвечает целям и задачам,
поставленным во ФГОС. На занятиях учащиеся познакомятся со стратегиями предтекстовой,
текстовой и послетекстовой деятельности на материале текстов различных типов.
Рабочая программа реализует основные идеи Федерального государственного
образовательного стандарта основного общего образования, нацелена на достижение
результатов освоения курса русского языка на личностном и метапредметном уровнях.
Рабочая программа построена на принципе максимального учёта закономерностей
речевого и интеллектуального развития школьников и общей нацеленности обучения на
развитие. Это означает, что выбранные подходы к изучению курса «Стратегии смыслового
чтения», с одной стороны, соответствуют возрастным особенностям речевого и
интеллектуального развития школьников, а с другой стороны, обеспечивают
совершенствование речемыслительных способностей учеников в рамках каждого этапа
обучения. В соответствии с этим среди показателей готовности к следующему этапу
обучения рассматривается не только уровень усвоения очерченного программой круга
знаний, прочность овладения предметными и метапредметными умениями и навыками, но и
развитие речемыслительных способностей школьников, навыков речевой деятельности
ЦЕЛИ ИЗУЧЕНИЯ
ЧТЕНИЯ»
УЧЕБНОГО
ПРЕДМЕТА
«СТРАТЕГИИ
СМЫСЛОВОГО
Цель – развитие навыков смыслового чтения и работы с текстом в соответствии с
уровнем возрастного развития обучающихся основной школы.
Задачи:
1. Формировать умения работать с заданиями, содержащими большой объем как
текстовой информации, так и информации, предъявляемой в виде таблиц, диаграмм,
графиков, рисунков, схем;
2. Научить использовать умение читать и интерпретировать количественную
информацию, представленную в различной форме в различных образовательных областях.
Департамент образования Администрации г. Екатеринбурга
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение – средняя общеобразовательная школа № 36 им. М.П.Одинцова
620078, г. Екатеринбург, ул. Малышева, 134 тел. 8(343) 374-02-91,
e-mail: mou36ekb@mail.ru
МЕСТО УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «СТРАТЕГИИ СМЫСЛОВОГО ЧТЕНИЯ» В
УЧЕБНОМ ПЛАНЕ
В 5-7 классах на изучение предмета отводится 1 час в неделю (в 5-7 классах – 34
часа). Суммарно изучение стратегий смыслового чтения в основной школе по программам
основного общего образования рассчитано на 102 часов.
Департамент образования Администрации г. Екатеринбурга
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение – средняя общеобразовательная школа № 36 им. М.П.Одинцова
620078, г. Екатеринбург, ул. Малышева, 134 тел. 8(343) 374-02-91,
e-mail: mou36ekb@mail.ru
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Работа с текстом: поиск информации и понимание прочитанного.
Работа с содержащейся в литературных, учебных, научно-познавательных текстах,
инструкциях информацией. Чтение текста с целью удовлетворения познавательного
интереса, освоения и использования информации. Представление информации в наглядносимволической форме. Работа с текстами, содержащими рисунки, таблицы, диаграммы,
схемы.
Поиск информации, выделение нужной для решения практической или учебной
задачи информации, систематизация, сопоставление, анализ и обобщение имеющихся в
тексте идей и информации, интерпретация и преобразование этих идей и информации.
Использование полученной из разного вида текстов информации для установления
несложных причинно-следственных связей и зависимостей, объяснения, обоснования
утверждений, а также принятия решений в простых учебных и практических ситуациях.
Ориентация в содержании текста и понимание его целостного смысла: определение
главной темы, общей цели или назначения текста. Выбор из текста или придумывание
заголовка, соответствующего содержанию и общему смыслу текста. Формулировка тезиса,
выражающего общий смысл текста. Составление примерного плана текста по заголовку и
с опорой на предыдущий опыт. Объяснение порядка частей (инструкций), содержащихся в
тексте. Сопоставление основных текстовых и внетекстовых компонентов. Установление
соответствия между частью текста и его общей идеей, сформулированной вопросом.
Объяснение назначения карты, рисунка, пояснение части графика или таблицы.
Нахождение в тексте требуемой информации: беглое чтение, определение его основных
элементов, сопоставление формы выражения информации в запросе и в самом тексте,
установление тождественности или синонимичности, нахождение необходимой единицы
информации в тексте. Решение учебно-познавательных и учебно-практических задач,
требующих полного и критического понимания текста Определение назначения разных
видов текстов. Постановка цели чтения, направленной на поиск полезной в данный
момент информации. Различение темы и подтемы специального текста. Выделение
главной и избыточной информации. Прогнозирование последовательности изложения
идей текста. Сопоставление разных точек зрения и разных источников информации по
заданной теме. Выполнение смыслового свертывания выделенных фактов и мыслей.
Формулирование на основе текста системы аргументов (доводов) для обоснования
определенной позиции. Понимание душевного состояния персонажей текста,
сопереживание им.
Самостоятельная организация поиска информации. Критическое отношение к
получаемой информации, сопоставление её с информацией из других источников и
имеющимся жизненным опытом. Анализ изменения своего эмоционального состояния в
процессе чтения, получение и переработка полученной информации и ее осмысление.
Работа с текстом: преобразование и интерпретация информации
Структурирование текста, используя нумерацию страниц, списки, ссылки,
оглавления. Проверка правописания. Использование в тексте таблиц, изображений.
Преобразование текста с использованием новых форм представления информации.
Формулы, графики, диаграммы, таблицы (в том числе динамические, электронные, в
частности в практических задачах). Переход от одного представления данных к другому.
Интерпретация текста: сравнение и противопоставление заключенной в тексте
информации разного характера. Нахождение в тексте доводов в подтверждение
Департамент образования Администрации г. Екатеринбурга
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение – средняя общеобразовательная школа № 36 им. М.П.Одинцова
620078, г. Екатеринбург, ул. Малышева, 134 тел. 8(343) 374-02-91,
e-mail: mou36ekb@mail.ru
выдвинутых тезисов. Формулировка выводов из предъявленных посылок. Формулировка
заключения о намерении автора или главной мысли текста.
Выявление имплицитной (скрытой, присутствующей неявно) информации текста
на основе сопоставления иллюстрированного материала с информацией текста, анализа
подтекста (использованных языковых средств и структуры текста).
Работа с текстом: оценка информации
Отзыв на содержание текста: связывание информации, обнаруженной в тексте, со
знаниями из других источников. Оценка утверждения, сделанного в тексте, исходя из
своих представлений о мире. Нахождение доводов в защиту своей точки зрения. Отзыв на
форму текста, оценка не только содержания текста, но и его формы, а в целом –
мастерства его исполнения. На основе имеющихся знаний, жизненного опыта подвергать
сомнению достоверность имеющейся информации. Нахождение недостоверности
получаемой информации. Пробелы в информации и нахождение пути восполнения этих
пробелов. В процессе работы с одним или несколькими источниками выявление
содержащейся в них противоречивой, конфликтной информации. Использование
полученного опыта восприятия информационных объектов для обогащения чувственного
опыта. Высказывание оценочных суждений и своей точки зрения о полученном
сообщении (прочитанном тексте).
Критическое отношение к рекламной информации. Нахождение способов проверки
противоречивой информации. Определение достоверности информации в случае наличия
противоречий или конфликтной ситуации.
Приемы и стратегии смыслового чтения
Стратегии
смыслового чтения
Стратегии предтекстовой
деятельности
(нацелены на постановку
задач чтения, выбор вида
чтения, актуализацию
знаний и опыта ученика,
на создание мотивации к
чтению)
Н. Сметанникова
Г. Граник, Л. Концевая,
С. Бондаренко
1. Мозговой штурм.
1. Учить видеть слово
2. Глоссарий.
3. Ориентиры предвосхищения
(поиск в тексте непонятных слов,
выражений и выяснение их смысла,
слов в переносном значении и т. п).
содержания текста.
4. Батарея вопросов: вопросы для 2. Анализ заголовка текста
припоминания, предваряющие
до начала чтения (ответы на
вопросы;
вопросы: Что нам уже известно об
5. Рассечение вопроса
этом? Что можно предположить,
исходя из предыдущих знаний? 0 чём
можно судить по характеру
заголовка?).
3. Работа с эпиграфом
Стратегия развития
словаря
1. Обзор словаря.
2. Аналогия.
3. Постепенная догадка по
контексту
Департамент образования Администрации г. Екатеринбурга
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение – средняя общеобразовательная школа № 36 им. М.П.Одинцова
620078, г. Екатеринбург, ул. Малышева, 134 тел. 8(343) 374-02-91,
e-mail: mou36ekb@mail.ru
Стратегии текстовой
1. Чтение вслух
5. Диалог с текстом
деятельности
(попеременное чтение).
6. Прогнозирование: восстановление
2. Чтение про себя с
пропущенных слов, строк,
вопросами.
дописывание текстов, собирание
3. Чтение с остановками.
4. Чтение про себя с пометками
рассыпанных текстов, выдвижение и
проверка гипотез.
7. Выделение главных мыслей текста,
объяснение смысла текста.
Стратегии
послетекстовой
деятельности
8. Ответы на вопросы по
тексту (вопросы на
выявление смысловых связей
в тексте, на объяснение
фактов и явлений, на
выяснение позиции автора,
на критическую оценку
описанных в тексте фактов).
Самостоятельная постановка
вопросов к тексту
1. Отношения между
вопросом и ответом.
2. Вопросы после текста
(«Таксономия Блума»)
3. Тайм-аут.
4. Проверочный лист
1. План.
2. Самостоятельное составление
схем, рисунков, таблиц, опорных
схем по текстам.
3. Пересказ.
4. Конспект
Стратегии компрессии
текста
Аннотация - краткий пересказ - пересказ
Общеучебные стратегии
1. Знаю - хочу узнать - узнал.
Граф-схемы «Кольца Венна»
Департамент образования Администрации г. Екатеринбурга
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение – средняя общеобразовательная школа № 36 им. М.П.Одинцова
620078, г. Екатеринбург, ул. Малышева, 134 тел. 8(343) 374-02-91,
e-mail: mou36ekb@mail.ru
ПЛАНИРУЕМЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Работа с текстом: поиск информации и понимание прочитанного
Ученик научится:
Ориентироваться в содержании текста и понимать его целостный смысл:
определять главную тему, общую цель или назначение текста;
выбирать из текста или придумывать заголовок, соотве6тствующий содержанию и
общему смыслу текста;
формулировать тезис, выражающий общий смысл текста;
предвосхищать содержание предметного плана текста по заголовку и с опорой на
предыдущий опыт;
объяснять порядок частей (инструкций), содержащихся в тексте;
сопоставлять основные текстовые и в нетекстовые компоненты; обнаруживать
соответствия между частью текста и его общей идеей, сформулированной вопросом,
объяснять назначение карты, рисунка, пояснять части графика или таблицы и т.д.;
Находить в тексте требуемую информацию (пробегать текст глазами, определять его
основные элементы, сопоставлять формы выражения информации в запросе и в самом
тексте, устанавливать, являются ли они тождественными или синонимическими, находить
необходимую единицу информации в тексте);
Решать учебно-познавательные и учебно-практические задачи, требующие полного
и критического понимания текста: определять назначение разных видов текстов; ставить
перед собой цель чтения, направляя внимание на полезную в данный момент информацию;
различать темы и под темы специального текста; выделять главную и избыточную
информацию; прогнозировать последовательность изложения идей текста; сопоставлять
разные точки зрения и разные источники информации по заданной теме; выполнять
смысловое свертывание выделенных фактов и мыслей; формировать на основе текста
систему аргументов (доводов) для обоснования определенной позиции; понимать
душевное состояние персонажей текста, сопереживать им.
Работа с текстом: преобразование и интерпретация информации
Ученик научится:
структурировать текст, используя нумерацию страниц, списки, ссылки, оглавления;
проводить проверку правописания; использовать в тексте таблицы, изображения;
преобразовывать текст, используя новые формы представления информации;
формулы, графики, диаграммы, таблицы (в том числе динамические, электронные, в
частности в практических задачах), переходить от одного представления данных к
другому;
интерпретировать текст: сравнивать и противопоставлять заключенную в тексте
информацию разного характера; обнаруживать в тексте доводы в подтверждение
выдвинутых тезисов; делать выводы из сформулированных посылок; выводить
заключение о намерении автора или главной мысли текста.
выявлять имплицитную (скрытую, присутствующую неявно) информацию текста на
основе сопоставления иллюстрированного материала с информацией текста, анализа
Департамент образования Администрации г. Екатеринбурга
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение – средняя общеобразовательная школа № 36 им. М.П.Одинцова
620078, г. Екатеринбург, ул. Малышева, 134 тел. 8(343) 374-02-91,
e-mail: mou36ekb@mail.ru
подтекста (использованных языковых средств и структуры текста).
Работа с текстом: оценка информации
Ученик научится:
откликаться на содержание текста: связывать информацию, обнаруженную в тексте,
со знаниями из других источников; оценивать утверждения, сделанные в тексте, исходя из
своих представлений о мире; находить доводы в защиту своей точки зрения;
откликаться на форму текста, оценивать не только содержание текста, но и его
форму, а в целом – мастерство его исполнения;
на основе имеющихся знаний, жизненного опыта подвергать сомнению
достоверность имеющейся информации, обнаруживать недостоверность получаемой
информации, пробелы в информации и находить пути восполнения этих пробелов;
в процессе работы с одним или несколькими источниками выявлять содержащуюся в
них противоречивую, конфликтную информацию;
использовать полученный опыт восприятия информационных объектов для
обогащения чувственного опыта, высказывать оценочные суждения и свою точку зрения о
полученном сообщении (прочитанном тексте).
Личностными результатами, формируемыми при изучении курса, являются:
Воспитание чувства любви, уважительного отношения к русскому языку, слову;
Использование для решения познавательных и коммуникативных задач различных
текстов (словари, энциклопедии, интернет-ресурсы и др.).
Понимать душевное состояние персонажей текста, сопереживать им;
Метапредметные результаты изучения курса проявляются в:
Умении понимать проблему, выдвигать гипотезу, структурировать материал,
подбирать аргументы для подтверждения собственной позиции, формулировать
несложные выводы, основываясь на материале текста-источника;
Умении работать с разными источниками информации, находить ее, анализировать,
использовать в самостоятельной деятельности.
Умении делить текст на смысловые части, составлять простой и сложный планы,
Сравнивать объекты,
существенных признаков,
о
которых
говорится
в
тексте,
выделяя
несколько
Представлять материал в виде таблицы или схемы тексте, выделяя несколько
существенных признаков,
Представлять материал в виде таблицы или схемы
Департамент образования Администрации г. Екатеринбурга
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение – средняя общеобразовательная школа № 36 им. М.П.Одинцова
620078, г. Екатеринбург, ул. Малышева, 134 тел. 8(343) 374-02-91,
e-mail: mou36ekb@mail.ru
ПОУРОЧНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
5 КЛАСС
№
Тема урока
1.
Введение в специальный учебный курс «Основы смыслового чтения и работа с
текстом».
Что такое текст? Что значит работать с текстом?
Поиск информации в литературном тексте.
Поиск информации в литературном тексте: Анализ текста. Практикум
Поиск информации в научно-популярном тексте
Поиск информации в научно-популярном тексте: Анализ текста. Практикум
Как мы читаем? Цели чтения: познавательная
Познавательная цель текста: Анализ текста. Практикум
Цель освоения и использования текстовой информации
Цель освоения и использования текстовой информации: Анализ текста.
Практикум
Работа с информацией в инструкциях
Работа с информацией в инструкциях: Анализ текста. Практикум
Внимание к слову
Слова в контексте
Заголовок текста.
Заголовок текста: Анализ текста. Практикум
Что такое эпиграф?
Тексты с использованием таблиц схем, диаграмм.
Интерпретация информации, полученной из разного вида текстов.
Интерпретация информации, полученной из разного вида текстов: Анализ текста.
Практикум
Тема текста
Главная мысль текста.
Главная мысль текста: Анализ текста. Практикум
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
10.
11.
12.
13.
14.
15.
16.
17.
18.
19.
20.
21.
22.
23.
Всего
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
Количество часов
Контрольные Практические
работы
работы
1
1
1
1
Дата изучения
1 неделя
2 неделя
3 неделя
4 неделя
5 неделя
6 неделя
7 неделя
8 неделя
9 неделя
10 неделя
1
11 неделя
12 неделя
13 неделя
14 неделя
15 неделя
16 неделя
17 неделя
18 неделя
19 неделя
20 неделя
1
21 неделя
22 неделя
23 неделя
1
1
Департамент образования Администрации г. Екатеринбурга
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение – средняя общеобразовательная школа № 36 им. М.П.Одинцова
620078, г. Екатеринбург, ул. Малышева, 134 тел. 8(343) 374-02-91,
e-mail: mou36ekb@mail.ru
24.
25.
26.
27.
28.
29.
Деление текста на смысловые части. Микротема.
Деление текста на смысловые части. Микротема: Анализ текста. Практикум
Композиционная завершенность текста
Композиционная завершенность текста. Анализ текста. Практикум
Информация в наглядно-символической форме Логограф.
Информация в наглядно-символической форме Логограф. Анализ текста.
Практикум
30.
Строение текста
31.
Строение текста. Анализ текста. Практикум
32.
План текста. Простой план: Анализ текста. Практикум
33.
Сложный план: Анализ текста . Практикум
34.
План текста. Простой план и сложный план: Анализ текста. Практикум
ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
34
1
1
1
1
1
1
1
15
24 неделя
25 неделя
26 неделя
27 неделя
28 неделя
29 неделя
30 неделя
31 неделя
32 неделя
33 неделя
34 неделя
6 КЛАСС
№
Тема урока
1.
Введение в специальный учебный курс «Основы смыслового чтения и работа с
текстом».
Текст
Заглавие текста
Тема и подтемы текста
Идея текста
Смысловые части текста
Ключевые слова и их значение
Логические средства связи в тексте
План текста
Пересказ. Практикум
Строение текста и его структура
Изобразительно-выразительные средства.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
10.
11.
12.
Всего
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
Количество часов
Контрольные Практические
работы
работы
1
Дата изучения
1 неделя
2 неделя
3 неделя
4 неделя
5 неделя
6 неделя
7 неделя
8 неделя
9 неделя
10 неделя
11 неделя
12 неделя
Департамент образования Администрации г. Екатеринбурга
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение – средняя общеобразовательная школа № 36 им. М.П.Одинцова
620078, г. Екатеринбург, ул. Малышева, 134 тел. 8(343) 374-02-91,
e-mail: mou36ekb@mail.ru
13. Стиль текста
14. Преобразование текста
15. Преобразование текста. Практикум
16. Использование в тексте графических средств, их назначение.
17. Аргументация и выводы
18. Подтекст
19. Обобщение информации, данной в тексте. Практикум
20. Аннотация
21. Отзыв
22. Цитирование
23. Эпиграф
24. Составление вопросов по тексту. Практикум
25. Стилевые особенности текста
26. Содержание текста. Практикум
27. Языковые особенности текста
28. Авторская мысль в тексте
29. Учебный диалог как способ понимания прочитанного. Практикум
30. Точка зрения (позиция) автора и читателя
31. Типы речи. Описание
32. Повествование
33. Рассуждение
34. Анализ текста. Итоговая проверочная работа
ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
34
1
1
1
1
1
1
1
6
13 неделя
14 неделя
15 неделя
16 неделя
17 неделя
18 неделя
19 неделя
20 неделя
21 неделя
22 неделя
23 неделя
24 неделя
25 неделя
26 неделя
27 неделя
28 неделя
29 неделя
30 неделя
31 неделя
32 неделя
33 неделя
34 неделя
7 КЛАСС
№
Тема урока
1.
Введение в специальный учебный курс «Основы смыслового чтения и работа с
текстом». Особенности обучения в 7 классе.
Текст. Виды текста.
2.
Всего
1
1
Количество часов
Контрольные Практические
работы
работы
Дата изучения
1 неделя
2 неделя
Департамент образования Администрации г. Екатеринбурга
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение – средняя общеобразовательная школа № 36 им. М.П.Одинцова
620078, г. Екатеринбург, ул. Малышева, 134 тел. 8(343) 374-02-91,
e-mail: mou36ekb@mail.ru
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
10.
11.
12.
13.
14.
15.
16.
17.
18.
19.
20.
21.
22.
23.
24.
25.
26.
27.
28.
29.
30.
31.
Назначение текста
Основная тема и микротемы. Практикум
Композиция текста.
Проблемы, их формулировка.
Поиск информации в тексте. Практикум
Сюжет текста.
Избыточная информация в тексте.
Идеи текста, последовательность изложения идей.
Авторская мысль и точка зрения читателя.
Изобразительно-выразительны е средства, их функции.
Стилевые особенности текста
Оглавление.
Ссылки и сноски в тексте.
Нумерация страниц.
Преобразование текста. Практикум
Интерпретация текста.
Обобщение информации, данной в тексте.
Рецензия.
Отзыв.
Эссе.
Сочинение.
Изложение.
Статья.
Форма и содержание текста.
Читатель и его жизненный опыт.
Авторская мысль в тексте. Практикум
Дебаты.
Критерии оценки текста. Практикум
Логические связи в тексте.
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
3 неделя
4 неделя
5 неделя
6 неделя
7 неделя
8 неделя
9 неделя
10 неделя
11 неделя
12 неделя
13 неделя
14 неделя
15 неделя
16 неделя
17 неделя
18 неделя
19 неделя
20 неделя
21 неделя
22 неделя
23 неделя
24 неделя
25 неделя
26 неделя
27 неделя
28 неделя
29 неделя
30 неделя
31 неделя
Департамент образования Администрации г. Екатеринбурга
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение – средняя общеобразовательная школа № 36 им. М.П.Одинцова
620078, г. Екатеринбург, ул. Малышева, 134 тел. 8(343) 374-02-91,
e-mail: mou36ekb@mail.ru
32. Особенности авторской лексики.
33. Авторские ремарки, их назначение.
34. Итоговая проверочная работа.
ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ
1
1
1
34
1
1
32 неделя
33 неделя
34 неделя
5
Департамент образования Администрации г. Екатеринбурга
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение – средняя общеобразовательная школа № 36 им. М.П.Одинцова
620078, г. Екатеринбург, ул. Малышева, 134 тел. 8(343) 374-02-91,
e-mail: mou36ekb@mail.ru
Учебно-методическое обеспечение образовательной программы
Учебные материалы для учащихся:
Федоров В.В., Гончарук С. Ю., Баканова М.А. Сборник задач по формированию
читательской грамотности/Просвещение
Методические материалы для учителя:
1. Назарова, Т.С. Концептуальные основания формирования функциональной грамотности
в образовании / Т. С. Назарова // Педагогика : науч.-теорет. журн. - 2017. - N 10. - С. 14-24.
2. Седова, Е.А. Научные основы построения структурной модели функциональной
грамотности школьника / Е. А. Седова, С. А. Седов // Стандарты и мониторинг в образовании :
науч.-метод. и информ. журн. - 2016. - N 3. - С. 25-32.
3.Стефанова, Л.М. Приемы формирования функциональной грамотности учащихся / Л. М.
Стефанова // Педагогическая мастерская. Всё для учителя! : научно-методический журнал. - 2019.
- N 5/6. - С. 71-74.
4. Трубина, И.И. Подходы обучающихся к понятию "функциональная грамотность",
принятые в инновационном обществе / И. И. Трубина // Стандарты и мониторинг в образовании :
науч.-метод. и информ. журн. - 2016. - N 2. - С. 44-53.
ЦОР и Интернет-ресурсы:
1. Банк заданий для формирования и оценки функциональной грамотности
обучающихся основной школы (5-9 классы). ФГБНУ Институт стратегии развития
образования российской академии образования: http://skiv.instrao.ru/bank-zadaniy/.
2. Демонстрационные материалы для оценки функциональной грамотности
учащихся 5 класса. ФГБНУ «Институт стратегии развития образования российской
академии
образования»
(Демонстрационные
материалы http://skiv.instrao.ru/support/demonstratsionnye-materialya/.
3. Открытые задания PISA: https://fioco.ru/примеры-задач-pisa.
4. Сборники эталонных заданий серии «Функциональная грамотность. Учимся для
жизни»
издательства
«Просвещение»:
https://myshop.ru/shop/product/4539226.html.
5. Электронный банк заданий по функциональной грамотности: https://fg.resh.edu.ru/.
6. «Электронный банк тренировочных заданий по оценке функциональной
грамотности»: https://fioco.ru/vebinar-shkoly-ocenka-pisa.