Целевая модель наставничества
В конце 2018 года был утвержден
национальный проект «Образование». Наставничество играет одну из ведущих
ролей в его реализации.
Место наставничества в современном
образовании
Для начала приведем две главные цели заявленного нацпроекта:
1.
Обеспечение глобальной конкурентоспособности российского образования,
вхождение России в число 10 ведущих стран мира по качеству
общего образования.
2.
Воспитание гармонично развитой и социально ответственной личности
на основе духовно-нравственных ценностей народов Российской Федерации,
исторических и национально-культурных традиций.
Поставленные цели будут воплощаться в рамках проектов: «Современная
школа», «Успех каждого ребенка», «Молодые профессионалы», «Цифровая
образовательная среда», «Социальная активность», «Социальные лифты для каждого»,
«Патриотическое воспитание», «Молодежь России». Предусмотрено (в KPI), что
к 2024 году не менее 70% обучающихся педагогических работников
общеобразовательных организаций будут вовлечены в различные формы
наставничества и сопровождения.
Чтобы понять, кто такой наставник в школе и в чем
состоят его задачи, обратимся к социальным характеристикам: мир-SPOD
и мир-VUCA. Как утверждают эксперты, долгое время мы жили в мире
SPOD, что значит Steady (устойчивый), Predictable (предсказуемый), Ordinary
(простой), Definite (определенный). В данных условиях выпускники школ
и ВУЗов знали свою жизнь наперед. Сейчас произошел переход к миру
VUCA — то есть к жизни Volatility (нестабильной), Uncertainty
(неопределенной), Complexity (сложной), и Ambiguity (неоднозначной).
В этих условиях помимо привычных контекстных и предметных
навыков людям крайне необходимы экзистенциальные навыки. Однако окружающая
действительность меняется так быстро, что у людей не хватает времени
и ресурсов самостоятельно знакомиться со своим «Я», искать личные
цели, формулировать мечты, без которых невозможен успех.
Наставничество в данном контексте рассматривается как перспективная
образовательная технология, которая позволяет передавать знания, формировать
необходимые навыки и осознанность быстрее, чем традиционные способы.
Педагог в роли наставника не только ретранслирует знания,
но и отвечает на вызов времени.
Целью
внедрения целевой модели наставничества является максимально полное раскрытие
потенциала личности наставляемого, необходимого для успешной личной
и профессиональной самореализации в современных условиях неопределенности.
Целью
также становится создание условий для формирования эффективной системы поддержки,
самоопределения и профессиональной ориентации всех обучающихся в возрасте от 11
до 18 лет, проживающих на территории Российской Федерации, в
программы наставничества.
Наставничество – это универсальная технология передачи опыта, знаний,
формирования навыков, компетенций, метакомпетенций и ценностей через неформальное взаимообогащающее общение,
основанное на доверии и партнерстве.
Форма наставничества – способ
реализации целевой модели через организацию работы наставнической пары/группы,
участники которой находятся в заданной обстоятельствами ролевой ситуации,
определяемой основной деятельностью и позицией участников.
Наставляемый – участник программы наставничества, который через
взаимодействие с наставником и при его помощи и поддержке решает конкретные
жизненные, личные и профессиональные задачи, приобретает новый опыт и развивает
новые навыки и компетенции. В конкретных формах наставляемый может быть
определен термином «обучающийся».
Наставник – участник программы наставничества, имеющий успешный
опыт в достижении жизненного, личностного и профессионального результата,
готовый и компетентный поделиться опытом и навыками, необходимыми для
стимуляции и поддержки процессов самореализации и самосовершенствования
наставляемого.
Куратор – сотрудник образовательной организации либо учреждения
из числа ее социальных партнеров, который отвечает за организацию программы
наставничества.
Планируемые результаты:
ü измеримое
улучшение показателей Школы в образовательной, культурной, спортивной и других
сферах;
ü рост числа
обучающихся, успешно прошедших профориентационные и иные мероприятия;
ü улучшение
психологического климата в Школе как среди обучающихся, так и внутри
педагогического коллектива, связанное с выстраиванием долгосрочных и
«экологичных» коммуникаций на основе партнерства;
ü практическая
реализация концепции построения индивидуальных образовательных траекторий и личностного
подхода к обучению;
ü измеримое
улучшение личных показателей эффективности педагогов и сотрудников региональных
предприятий, связанное с развитием гибких навыков и метакомпетенций.