Департамент образования Администрации г. Екатеринбурга
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 36 им. М.П. Одинцова
620078, г. Екатеринбург, ул. Малышева, 134 тел. 8(343) 374-02-91, e-mail: soch36@eduekb.ru
РАССМОТРЕНО
на заседании
Педагогического совета
Протокол от 29.08.2025 г.
№1
УТВЕРЖДАЮ
директор МАОУ СОШ № 36
___________А.С.Бабушкина
Приказ № 41-ОД
от «29» августа
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
ПО ПРЕДМЕТУ «РУССКИЙ ЯЗЫК»
6 КЛАСС
2025-2026 учебный год
Департамент образования Администрации г. Екатеринбурга
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 36 им. М.П. Одинцова
620078, г. Екатеринбург, ул. Малышева, 134 тел. 8(343) 374-02-91, e-mail: soch36@eduekb.ru
Пояснительная записка
Предлагаемая программа соответствует ФГОС и способствует более разностороннему
раскрытию индивидуальных способностей ребенка, которые не всегда удаётся рассмотреть на
уроке, развитию у детей интереса к различным видам деятельности, желанию активно
участвовать в продуктивной, одобряемой обществом деятельности, умению самостоятельно
организовать своё свободное время.
Программа «Тайны русского языка» (направление общеинтеллектуальное) для работы с
обучающимися 6 классов по русскому языку - одна из попыток использовать богатейшие
возможности изучения русского языка в формировании речевой культуры обучающихся,
развитии лингвистической, языковой и коммуникативной компетенций; систематизировать
наработанный материал. Программа отражает деятельностно-компетентностный подход,
опирается на данные филологических дисциплин, служит для их углубления и расширения.
Содержание программы построено на чередовании теоретических занятий с практическими.
В качестве дидактического материала используются различные лингвистические словари,
научно-популярные книги о русском языке, материалы для бесед, тесты, презентации по
темам занятий.
Последовательность расположения материала предполагает накопление опыта работы над
словом и текстом, вырабатывает навыки самостоятельного анализа языковых единиц.
Программа содержит возможности для дифференцированного и индивидуального подхода,
построена по принципу от простого к сложному. Соблюдается исторический подход к слову,
его истокам.
Программа «Тайны русского языка» имеет большое познавательное и воспитательное
значение. Занятия помогут обогатить знания обучающихся, совершенствовать умения по
стилистике, развить чувство слова, научить бережному отношению к нему, воспитать
культуру речи, чувство гордости за русский язык, уважение к труду учёных-языковедов.
Программа имеет большое практическое значение: её средствами повышается культура
речи, развивается умение пользоваться справочной литературой, обогащается словарный
запас детей. Занятия способствуют формированию у обучающихся интереса к работе
исследователя языка и вырабатывают профессиональный интерес к занятиям лингвистикой.
Настоящая программа предназначена для внеурочной деятельности школьников 6 классов,
интересующихся русским языком и желающих изучить его глубоко, составлена с учётом
психологических особенностей учащихся данного возраста, содержит возможности для
развития через игровую деятельность, для удовлетворения потребностей каждого в общей
положительной оценке себя в коллективе.
Цель программы:
−углубление лингвистических знаний, расширение кругозора в области языкознания,
повышение общей языковой культуры школьников;
−формирование сознательного отношения к языку как духовной ценности, средству общения
и получения знаний в разных сферах человеческой деятельности;
−развитие интеллектуальных и творческих способностей учащихся, навыков самостоятельной
деятельности, использование языка для самореализации, самовыражения в различных
областях человеческой деятельности.
Задачи программы:
1. Образовательные:
- обучение языковым нормам русского литературного языка и речевого этикета,
обогащение словарного запаса и расширение круга используемых грамматических
средств;
- использование приобретённых знаний и умений в практической деятельности
и повседневной жизни;
- привитие интереса к научному анализу слова, знакомство с методами исследования его;
- приобщение к работе над книгой и другими источниками знаний;
- предупреждение речевых и грамматических ошибок;
Департамент образования Администрации г. Екатеринбурга
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 36 им. М.П. Одинцова
620078, г. Екатеринбург, ул. Малышева, 134 тел. 8(343) 374-02-91, e-mail: soch36@eduekb.ru
- овладение техникой цитирования, составления выписок, правильного
оформления ссылок.
2. Развивающие:
- развитие языковых компетенций учащихся, обеспечивающих свободное владение
русским литературным языком в разных ситуациях общения; повышение уровня
культуры речи;
- развитие потребности в речевом самосовершенствовании;
- развитие способности критически относиться к услышанному.
3. Воспитательные:
-воспитание гражданственности и патриотизма, любви к русскому языку, уважения к
народу – творцу его, приобщение к культуре и литературе русского народа;
- овладение культурой межнационального общения;
- формирование профессионального интереса к лингвистике;
-формирование социально активной личности;
- воспитание толерантности.
Место курса в учебном плане
Программа рассчитана на 1 год, 34 часа. Занятия проводятся 1 раз в неделю по 40 минут. Курс
изучения программы рассчитан на учащихся 6 класса.
Планируемые результаты.
Личностные результаты:
В сфере гражданского воспитания:
- готовность к разнообразной совместной деятельности в рамках реализуемого проекта или
исследования, стремление к взаимопониманию и взаимопомощи, активное участие в школьном
самоуправлении;
- готовность к выполнению обязанностей гражданина и реализации его прав, уважение
прав, свобод и законных интересов других людей, чьими работами пользуется школьник во
время проведения исследования или с которыми он вступает во взаимодействие во время
реализации проекта;
- активное участие посредством реализации социально ориентированных исследований в жизни
семьи, образовательной организации, местного сообщества, родного края, страны
В сфере патриотического воспитания:
- осознание российской гражданской идентичности в поликультурном и
многоконфессиональном обществе, проявлениеинтереса к исследованию родного языка, истории,
культуры Российской Федерации, своего края, народов России, к истории и современному
состоянию российских гуманитарных наук;
- ценностное отношение историческому и природному наследию, памятникам, традициям
разных народов, проживающихв родной стране, к науке и достижениям российских ученыхгуманитариев — историков, психологов, социологов, педагогов
В сфере духовно-нравственного воспитания:
- ориентация на моральные ценности и нормы в ситуациях нравственного выбора, возникающих в
процессе реализации проектов или исследований, осознание
важности морально- этических принципов в деятельности исследователя;
- готовность в процессе работы над исследованием оценивать собственное поведение и
поступки, поведениеи поступки других людей с позиции нравственных и правовых норм с
учетом осознания последствий поступков;
- свобода и ответственность личности в условиях индивидуального и
общественного пространства
В сфере эстетического воспитания:
- восприимчивость к разным видам искусства, изучаемым или используемым в ходе де
Департамент образования Администрации г. Екатеринбурга
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 36 им. М.П. Одинцова
620078, г. Екатеринбург, ул. Малышева, 134 тел. 8(343) 374-02-91, e-mail: soch36@eduekb.ru
- исследовательской деятельности, к традициям и творчеству своего и других народов, понимание
эмоционального воздействия искусства;
- осознание важности художественной культуры как средствакоммуникации и самовыражения
- В сфере физического воспитания, формирования культуры здоровья и эмоционального благополучия:
- осознание ценности жизни как главного предмета гуманитарных исследований и важнейшего ориентира для
проектных работ;
- способность адаптироваться к стрессовым ситуациям, связанным с реализуемым школьником социальным
-
-
-
-
-
проектом или публичной защитой собственного исследования, осмысляя собственный опыт
исследовательской деятельности и
- выстраивая дальнейшие цели относительно профессионального будущего В сфере трудового воспитания:
установка на активное участие в решении практических задач (в рамках семьи, организации, города, края)
технологической и социальной направленности,
- способность инициировать, планировать и самостоятельно выполнять такого рода деятельность в рамках
реализуемых индивидуальных или групповых проектов;
интерес к практическому изучению профессий и труда различного рода, в том числе на основе применения
знания, полученного в ходе исследования
- В сфере экологического воспитания:
ориентация на применение знаний из гуманитарных наук для решения задач в области окружающей среды,
планирования поступков и оценки их возможных последствий для окружающей среды
- В сфере понимания ценности научного познания:
ориентация в исследовательской деятельности насовременную систему научных представлений об основных
закономерностях развития человека, природы и общества, взаимосвязях человека с природной и социальной
средой;
- овладение языковой и читательской культурой как средством научного и практического познания мира;
- овладение основными навыками исследовательской деятельности, установка на осмысление опыта,
наблюдений, поступков и стремление совершенствовать пути достижения индивидуального и
коллективного благополучия
- В сфере адаптации к изменяющимся условиям социальной и природной среды:
освоение социального опыта, основных социальных ролей,соответствующих ведущей деятельности возраста,
норм и правил общественного поведения, форм социальной жизни в группах и сообществах, включая семью,
группы, сформированныепо профессиональной деятельности, а также в рамках социального взаимодействия
с людьми из другой культурной среды;
способность действовать в условиях неопределенности, повышать уровень компетентности через
практическую исследовательскую деятельность (в том
- числе умение учитьсяу других людей, получать в совместной деятельности новые знания, навыки и
компетенции из опыта других);
навык выявления и связывания образов, способность формировать новые знания, формулировать
собственные исследовательские или проектные идеи, понятия, гипотезы об объектахи явлениях, в том числе
ранее не известных, осознавать дефицит собственных знаний и компетентностей, планировать свое развитие;
умение оценивать свои действия с учетом влияния на окружающую среду, достижения целей и преодоления
вызовов, возможных глобальных последствий
- Метапредметные результаты:
- - Овладение универсальными познавательными действиями:
Департамент образования Администрации г. Екатеринбурга
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 36 им. М.П. Одинцова
620078, г. Екатеринбург, ул. Малышева, 134 тел. 8(343) 374-02-91, e-mail: soch36@eduekb.ru
- выявлять и характеризовать существенные признаки объектов (явлений);
- устанавливать существенный признак классификации, основания для обобщения и сравнения, критерии
-
проводимого анализа;
с учетом предложенной учебно-исследовательской или учебно-проектной задачи выявлять закономерности и
противоречия в рассматриваемых фактах, данных и наблюдениях;
выявлять дефицит информации, данных, необходимых для решения поставленной задачи;
выявлять причинно-следственные связи при изучении явлений и процессов;
делать выводы с использованием дедуктивных и индуктивных умозаключений, умозаключений по аналогии,
формулировать гипотезы о взаимосвязях;
самостоятельно выбирать способ решения учебной задачи;использовать вопросы как исследовательский
инструмент;
формировать гипотезу об истинности собственных суждений и суждений других, аргументировать свою
позицию, мнение;
проводить по самостоятельно составленному плану исследование по установлению особенностей объекта
изучения, причинно-следственных связей и зависимостей объектов между собой;
оценивать на применимость и достоверность информацию,полученную в ходе исследования;
самостоятельно формулировать обобщения и выводы по результатам
- проведенного исследования, владеть инструментами оценки достоверности полученных выводов и
обобщений;
применять различные методы, инструменты и запросы при поиске и отборе информации или данных из
источников с учетом задачи;
выбирать, анализировать, систематизировать и интерпретировать информацию различных видов и форм
представления;
находить сходные аргументы (подтверждающие или опровергающие одну и ту же идею, версию) в
различных информационных источниках;
самостоятельно выбирать оптимальную форму представления информации и иллюстрировать решаемые
задачи несложными схемами, диаграммами, иной графикой и их комбинациями;
оценивать надежность информации; эффективно систематизировать информацию
- Овладение универсальными коммуникативными действиями:
- понимать и использовать преимущества командной и индивидуальной исследовательской работы при
-
решении конкретной практической или научной проблемы, обосновывать необходимость применения
групповых форм взаимодействия при решении поставленной задачи;
принимать цель совместной деятельности, коллективно строить действия по ее достижению: распределять
роли, договариваться, обсуждать процесс и результат совместной работы;
уметь обобщать мнения нескольких людей, проявлять готовность руководить, планировать организацию
совместной работы, определять собственную роль (с учетом предпочтений и возможностей всех участников
взаимодействия),
распределять задачи между членами команды, участвовать в групповых формах работы (обсуждения, обмен
мнениями, мозговые штурмы и иные);
выполнять свою часть групповой исследовательской работы, достигать
- качественного результата по своему направлению и координировать собственные действия с другими
членами команды;
оценивать качество собственного вклада в общий продукт по критериям, самостоятельно сформулированным
участниками взаимодействия
Департамент образования Администрации г. Екатеринбурга
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 36 им. М.П. Одинцова
620078, г. Екатеринбург, ул. Малышева, 134 тел. 8(343) 374-02-91, e-mail: soch36@eduekb.ru
- Овладение универсальными регулятивными действиями
- владеть приемами самоорганизации при осуществлении исследовательской работы (выявление проблемы,
требующей решения);
- составлять план действий и определять способы решения; владеть приемами самоконтроля — осуществлять
самоконтроль, рефлексию и самооценку полученных результатов исследовательской работы;
- вносить коррективы в работу с учетом выявленных ошибок, возникших трудностей
- Предметные результаты:
- извлечение информации из различных источников, ее осмысление и оперирование ею, свободное
пользование лингвистическими словарями, справочной литературой, в том числе информационносправочными системами в электронной форме;
- осуществление выбора языковых средств для создания устного или письменного высказывания в
соответствии с коммуникативным замыслом;
- обогащение словарного запаса, расширение объема используемых в речи
- грамматических языковых средств для свободного выражения мыслей и чувств в соответствии с
ситуациейи сферой общения; осознанное расширение речевой практики;овладение основными нормами
современного русского литературного языка
- Содержание курса внеурочной деятельности Тема 1. О русском языке
- Сочинение – рассуждение «Для чего нужен язык?»
- Составление таблицы «Славянские языки».
- Подбор пословиц и поговорок о языке (на русском и латинском языках). Объяснение смысла
понравившейся пословицы.
- Подбор понравившихся высказываний писателей, учёных о русском языке и подготовка ответа на вопрос
«На какие особенности русского языка указывают писатели, учёные?»
- Языковые нормы. Работа с орфоэпическим словарём. Ударение в словах.
- Тема 2. История языка
- Работа с этимологическим словарём. Этимология слов алфавит, азбука, букварь, грамота. В каком значении
употребляется слово грамота в наше время?
- Тема 3. Фонетика и орфоэпия
- Работа с орфоэпическим словарём. Орфоэпические нормы при произношении некоторых групп согласных
в русском литературном языке.
- Конкурс скороговорок.
- Наблюдение за речью дикторов местного телевидения, языком рекламы. Нахождение нарушения
орфоэпических норм.
- Тема 4. Лексика. Особенности употребления отдельных групп слов в устной и письменной речи
- Слова старославянского происхождения в лексике русского языка.Исконно русские и заимствованные
слова в лексике русского языка.
- Архаизмы. Историзмы.Неологизмы
- Профессиональная лексика
- Синонимы. Виды синонимических отношений между словами .Текстуальные синонимы
- Антонимы
- Виды омонимов
- Работа с фразеологическим словарём. Фразеологизмы – синонимы и антонимы. Фразеологизмы с именем
собственным. Фразеологизмы со значением цвета.
- Работа со словарём паронимов. Различие созвучных слов.
Департамент образования Администрации г. Екатеринбурга
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 36 им. М.П. Одинцова
620078, г. Екатеринбург, ул. Малышева, 134 тел. 8(343) 374-02-91, e-mail: soch36@eduekb.ru
- Практикум по языковым нормам. Лексическая сочетаемость слов.
- Анализ текста. Лексические средства связи предложений. Изобразительно – выразительные средства
-
(эпитет, олицетворение, метафора, синекдоха).
Тема 5. Словообразование
Суффиксы для образования профессий, названия лиц по месту жительства в русском языке (сравнение с
английским языком).
Способы словообразования
Иноязычные словообразовательные элементы в русском языке.
Решение словообразовательных уравнений. Орфографическое словообразование
Тема 6. Морфология
Переход собственных имён существительных в нарицательные.
Конкурс. Прилагательные, числительные, местоимения в загадках, фразеологических оборотах.
Практикум. Употребление в речи существительных, прилагательных, местоимений, числительных.
Морфологические средства связи предложений в тексте.
Грамматический турнир.
Тема 7. Выразительные средства языка
Выразительные средства языка, их употребление в речи. Эпитеты
Олицетворение
Метафора
Гипербола и литота
Метонимия. Перефраз
Синекдоха
Итоги. Фестиваль талантов
- Тематическое планирование
- № - Тема учебного занятия
п/
п
- Количество
часов всего
- 1. О русском языке
-4
-1
- Введение. Сочинение – рассуждение «Для чего нужен язык?»
-1
-2
- Составление таблицы «Славянские языки».
-1
-3
- Подбор пословиц и поговорок о языке. Объяснение смысла понравившейся
-1
-4
- Языковые нормы. Работа с орфоэпическим словарём. Ударение в словах.
-1
пословицы.
- 2. История языка
-1
-5
-1
- Работа с этимологическим словарём. Этимология слов алфавит, азбука,
букварь, грамота. В каком значении употребляется слово грамота в наше
время?
- 3. Фонетика и орфоэпия
-3
-6
- Работа с орфоэпическим словарём. Орфоэпические нормы при произношении - 1
-7
- Конкурс скороговорок.
некоторых групп согласных в русском литературном языке.
-1
Департамент образования Администрации г. Екатеринбурга
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 36 им. М.П. Одинцова
620078, г. Екатеринбург, ул. Малышева, 134 тел. 8(343) 374-02-91, e-mail: soch36@eduekb.ru
-8
- Наблюдение за речью дикторов местного телевидения, языком рекламы.
Нахождение нарушения орфоэпических норм.
-1
- 4.Лексика. Особенности употребления отдельных групп слов в устной и
- 10
-9
- Слова старославянского происхождения в лексике русского языка
- .Исконно русские и заимствованные слова в лексике русского языка
-1
- 10
- Архаизмы. Историзмы Неологизмы
-1
- 11
- Профессиональная лексика
-1
- 12
- Синонимы. Виды синонимических отношений между словами Текстуальные
-1
- 13
- Антонимы
-1
- 14
- Виды омонимов
-1
- 15
- Работа с фразеологическим словарём. Фразеологизмы – синонимы и
-1
- 16
- Работа со словарём паронимов. Различие созвучных слов.
-1
- 17
- Практикум по языковым нормам. Лексическая сочетаемость слов.
-1
- 18
- Анализ текста. Лексические средства связи предложений. Изобразительно –
-1
письменной речи
синонимы
антонимы. Фразеологизмы с именем собственным. Фразеологизмы со
значением цвета.
выразительные средства (эпитет, олицетворение, метафора, синекдоха).
- 5.Словообразование
-4
- 19
- Суффиксы для
-1
- 20
- Способы словообразования
-1
- 21
- Иноязычные словообразовательные элементы в русском языке.
-1
- 22
- Решение
-1
образования профессий,
названия
лиц
по
месту жительства в русском языке (сравнение с английским языком)
словообразовательныхуравнений.
словообразование
Орфографическое
- 6.Морфология
-5
- 23
- Переход собственных имён существительных в нарицательные.
-1
- 24
- Конкурс.
-1
- 25
- Практикум. Употребление в речи существительных, прилагательных,
-1
- 26
- Морфологические средства связи предложений в тексте.
-1
- 27
- Грамматический турнир.
-1
Прилагательные,
числительные, местоимения в
загадках, фразеологических оборотах.
местоимений, числительных.
- 7.Выразительные средства языка
-7
- 28
- Выразительные средства языка, их употребление в речи. Эпитеты
-1
- 29
- Олицетворение
-1
- 30
- Метафора
-1
- 31
- Гипербола и литота
-1
Департамент образования Администрации г. Екатеринбурга
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 36 им. М.П. Одинцова
620078, г. Екатеринбург, ул. Малышева, 134 тел. 8(343) 374-02-91, e-mail: soch36@eduekb.ru
- 32
- Метонимия. Перифраз
-1
- 33
- Синекдоха
-1
- 34
- Фестиваль талантов
-1
-
- ИТОГО
- 34
- Формы проведения занятий:
- теоретические (рассказ, сообщение, беседа, лекция);
- практические (тематические конкурсы, олимпиады, ролевые игры, грамматический турнир, выполнение
тестов, работа над словом, работа с книгой, словарём; составление ребусов, диалогов; редактирование
предложений, написание сочинений – миниатюр,
- выпуск газет; защита рисунков, рефератов; научно-практические конференции,
- презентация книги, подготовка сообщений, научный дебют, устный журнал, литературно – музыкальная
гостиная);
- индивидуальные (работа над словом, со справочной литературой, подбор материала к написанию реферата
и защита его, написание заметки в газету).
- Учебно-методическое обеспечение образовательного процесса:
- Григорян Л.Т., Язык мой – друг мой: Материалы для внеклас. работы по рус. яз.: Пособие для учителя. М.:
Просвещение.
- Развивайте дар слова: Факультатив. Курс «Теория и практика сочинений разных жанров»/ Ю.И.Равенский,
-
П.Ф. Ивченков, Г.А. Богданова, С.А. Никольская; Сост. Т.А. Ладыженская, Т.С. Зепалова. М.: Просвещение.
Турниры знатоков русского языка: Дидактические материалы / Авт.-сост. Н.М. Лебедев. – М.: Вербум-М
Бабайцева В.В.. Тайны орфографической зоркости//. Русская словесность.2000. №1.
Григорьев Д.В., Степанов П.В. Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор: пособие
для учителя. – М.: Просвещение.
Словари русского языка:
Даль В.И. Толковый словарь живого великорусского языка. В 4 томах / В.И. Даль. М. : Русский язык Медиа,.
Евгеньева А.П. Словарь синонимов. - Л., .
Жуков В.П. Школьный фразеологический словарь русского языка: Пособие для учащихся. - М.:
Просвещение
Ожегов С.И. Толковый словарь русского языка: Ок. 100 000 слов, терминов и фразеологических выражений
/ С.И. Ожегов; Под ред. проф. Л.И. Скворцова. М.: ООО
«Издательство «Мир и образование»: ООО «Издательство «ОНИКС-Л» Источники, рекомендованные для
учащихся:
Бондаренко Н.М., Граник Г.Г. «Секреты орфографии». - М.: Просвещение.,1997.
Печенёва, Т. А. Будем учиться писать грамотно. – Минск : Пейто, 1998.
Обучающая программа- тренажер по русскому «Фраза»