Департамент образования Администрации г. Екатеринбурга
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 36 им. М.П. Одинцова
620078, г. Екатеринбург, ул. Малышева, 134 тел. 8(343) 374-02-91, e-mail: soch36@eduekb.ru
ПРИНЯТО
на заседании педагогического совета
МАОУ СОШ № 36
Протокол № 1 от «29» августа 2025г.
УТВЕРЖДАЮ
Директор МБОУ – СОШ № 36
______________А.С. Бабушкина
Приказ № 166– ТД от «27» августа
2025 г.
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа
по предмету «Мировая художественная культура»
для учащихся 5-7 классов
Автор-составитель: Хаматова Диана Альбертовна
Педагог дополнительного образования
Департамент образования Администрации г. Екатеринбурга
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 36 им. М.П. Одинцова
620078, г. Екатеринбург, ул. Малышева, 134 тел. 8(343) 374-02-91, e-mail: soch36@eduekb.ru
г. Екатеринбург, 2025 год
Паспорт программы
Название программы
Дополнительная
общеобразовательная
общеразвивающая программа «юные инспектора
движения»
Нормативные
1. Федеральный Закон №273–ФЗ от 29.12.2012 «Об
основания
для образовании в Российской Федерации».
разработки программы 2. Концепция развития дополнительного образования
детей (Распоряжение Правительства Российской
Федерации от 04.09. 2014 №1726-р).
3. Приказ Министерства просвещения РФ от 27 июля
2022 г. № 629 «Об утверждении Порядка организации
и осуществления образовательной деятельности по
дополнительным общеобразовательным программам».
4. Устав МАОУ СОШ № 36.
Составитель программы Хаматова Диана Альбертовна
Педагог дополнительного образования
Срок
реализации
программы
Класс
Категория
обучающихся
Уровень
освоения
программы
Краткая
аннотация
программы
дополнительного
образования детей
1 год
5-7 классов
Обучающиеся 2-4 классов
Базовый
Дополнительная
общеобразовательная
общеразвивающая программа по предмету «Мировая
художественная культура» способствует р а з в и т и ю
чувств, эмоций, образно-ассоциативного мышления,
воспитание потребности в освоении ценностей
мировой культуры.
СОДЕРЖАНИЕ
1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА ........................ Ошибка! Закладка не определена.
2
Департамент образования Администрации г. Екатеринбурга
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 36 им. М.П. Одинцова
620078, г. Екатеринбург, ул. Малышева, 134 тел. 8(343) 374-02-91, e-mail: soch36@eduekb.ru
2. ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ .............................................................................................. 6
3. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ................................................................... 7
4. КАЛЕНДАРНЫЙ УЧЕБНЫЙ ГРАФИК .........................................................9
5. УЧЕБНЫЙ (ТЕМАТИЧЕСКИЙ) ПЛАН.........................................................10
6. ФОРМЫ КОНТРОЛЯ И ОЦЕНОЧНЫЕ МАТЕРИАЛЫ ........................ 1314
7.
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Настоящая программа по предмету «Мировая художественная
культура» предметной области Искусство создана в соответствии с
Федеральным законом РФ «Об образовании в Российской Федерации» №
3
Департамент образования Администрации г. Екатеринбурга
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 36 им. М.П. Одинцова
620078, г. Екатеринбург, ул. Малышева, 134 тел. 8(343) 374-02-91, e-mail: soch36@eduekb.ru
273-ФЗ от 29.12.2012г., Приказом Министерства образования и науки
Российской Федерации «Об утверждении и введении в действие ФГОС
НОО и ООО», Приказом от 31 декабря 2015 г. N 1577 «О внесении
изменений в ФГОС ООО», Приказом от 31 декабря 2015 г. №1578 «О
внесении изменений в ФГОС СОО.
Цель изучения курса: развитие чувств, эмоций, образноассоциативного мышления, воспитание потребности в освоении ценностей
мировой культуры.
Темы вводной части программы (5 класс) изучаются на уроках
Музыки, Изобразительного искусства, Литературы и ОДНК. Поэтому
изучение курса в 5 классе начинается с тем 6 класса.
Адресат программы: обучающиеся 5-7-ых классов.
Объем программы: 34 часа
Срок освоения программы: 1 год.
Уровень программы: базовый.
Формы обучения: очная.
Формы организации процесса: класс
Форма проведения занятий: практические, комбинированные.
2. ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ
Представленная программа обеспечивает достижение личностных,
метапредметных и предметных результатов.
1) воспитание российской гражданской идентичности; осознание своей
4
Департамент образования Администрации г. Екатеринбурга
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 36 им. М.П. Одинцова
620078, г. Екатеринбург, ул. Малышева, 134 тел. 8(343) 374-02-91, e-mail: soch36@eduekb.ru
этнической принадлежности, усвоение гуманистических, демократических
и традиционных ценностей мирового общества;
2) формирование ответственного отношения к учению,
3) формирование
осознанного, уважительного и доброжелательного
отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре,
языку, вере, гражданской позиции, к истории, культуре, религии,
традициям, языкам России и мира; готовности и способности вести диалог
с другими людьми и достигать в нём взаимопонимания;
4) формирование
коммуникативной компетентности в общении и
сотрудничестве со сверстниками в процессе образовательной,
общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других
видов деятельности;
5) развитие эстетического сознания через освоение художественного
наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического
характера.
Метапредметные результаты:
1) умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и
формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной
деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной
деятельности;
2) умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе
альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы
решения учебных и познавательных задач;
3) умение соотносить свои действия с планируемыми результатами,
осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения
результата, определять способы действий в рамках предложенных условий
и требований, корректировать свои действия в соответствии с
изменяющейся ситуацией;
4) умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные
возможности её решения;
5) владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и
осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной
деятельности;
6) умение
организовывать учебное сотрудничество и совместную
деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в
группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе
согласования позиций и учёта интересов; формулировать, аргументировать
и отстаивать своё мнение;
7) умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с
задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и
потребностей, планирования и регуляции своей деятельности; владение
устной и письменной речью, монологической контекстной речью;
8) формирование и развитие компетентности в области использования
5
Департамент образования Администрации г. Екатеринбурга
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 36 им. М.П. Одинцова
620078, г. Екатеринбург, ул. Малышева, 134 тел. 8(343) 374-02-91, e-mail: soch36@eduekb.ru
информационно-коммуникационных
технологий
(далее
ИКТкомпетенции);
9) формирование и развитие экологического мышления, умение применять
его в познавательной, коммуникативной, социальной практике и
профессиональной ориентации.
3. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
1. осознание значения искусства и творчества в личной и культурной
самоидентификации личности;
2. развитие
эстетического
вкуса,
художественного
мышления
обучающихся, способности воспринимать эстетику природных объектов,
сопереживать им;
3. формирование интереса и уважительного отношения к культурному
наследию и ценностям народов России, сокровищам мировой цивилизации,
6
Департамент образования Администрации г. Екатеринбурга
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 36 им. М.П. Одинцова
620078, г. Екатеринбург, ул. Малышева, 134 тел. 8(343) 374-02-91, e-mail: soch36@eduekb.ru
их сохранению и приумножению;
4. умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с
задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и
потребностей, планирования и регуляции своей деятельности; владение
устной и письменной речью, монологической контекстной речью;
8) формирование и развитие компетентности в области использования
информационно-коммуникационных
технологий
(далее
ИКТкомпетенции);
9) формирование и развитие экологического мышления, умение применять
его в познавательной, коммуникативной, социальной практике и
профессиональной ориентации.
7
Департамент образования Администрации г. Екатеринбурга
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 36 им. М.П. Одинцова
620078, г. Екатеринбург, ул. Малышева, 134 тел. 8(343) 374-02-91, e-mail: soch36@eduekb.ru
4. КАЛЕНДАРНЫЙ УЧЕБНЫЙ ГРАФИК
Департамент образования Администрации г. Екатеринбурга
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 36 им. М.П. Одинцова
620078, г. Екатеринбург, ул. Малышева, 134 тел. 8(343) 374-02-91, e-mail: soch36@eduekb.ru
УЧЕБНЫЙ (ТЕМАТИЧЕСКИЙ) ПЛАН
5 класс
№
разд
ела
1
Наименование
раздела
Художественная
культура в жизни
человека
2
На каких языках
говорит искусство
3
4
Семь чудес света
Искусство
Первобытного мира
5
Мифологическое
миропонимание в
художественных
культурах Древнего
Востока
№ урока
У истоков
европейской
художественной
культуры (Древняя
Греция и Древний
Рим)
Количеств
о часов
1
В музее изобразительных искусств
1
2
3
4
5
Виды и жанры живописи
Духовная художественная культура
Храмы России
У каждого искусства свой язык
1
1
1
1
6
7
8
Виды искусства-единая семья
Чудеса Древнего мира
Наскальная живопись
1
1
1
9
10
11
12
Загадочные столбы
Иерархия искусств в древних обществах
Защита проекта "Дикое племя"
Земля возлюбленная
1
1
1
1
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
Гелиопольская девятка
Погребальные комплексы в Египте
Храм и космос
Развитие скульптуры в Древнем Египте
Искусство - путь к вечности
Предметная игра "В гостях у богини Нут"
Художественная культура Двуречья
Эпическая поэма Двуречья "О все видавшем…"
Могучий духовный дар народа Древней Индии
Ритуальность художественной культуры, культ Земли и
Неба в Древнем Китае
История и художественный образ Великой Китайской
стены
Представление древних греков о строении мироздания,
рождение мифологии
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
23
6
Тема урока
24
25
26
27
28
29
30
31
32
33
34
Образы Геракла и Тесея, "Илиада" и "Одиссея" Гомера
Мифы об Аполлоне, Прометее
Предметная игра "Древнегреческая олимпиада"
Остров Зевса
Древние храмы, синтез искусств в храме
Ансамбль афинского Акрополя
Застывшие в камне
Культ земной красоты
В древнегреческом театре
Древнегреческая керамика
1
1
Тематическое планирование МХК в 6 классе
9
Департамент образования Администрации г. Екатеринбурга
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 36 им. М.П. Одинцова
620078, г. Екатеринбург, ул. Малышева, 134 тел. 8(343) 374-02-91, e-mail: soch36@eduekb.ru
1
2
3
4
№
раздела
Наименование
раздела
Средневековый
Восток: красота и
поэтичность
художественных
традиций
Художественная
культура Византии
Художественная
культура Европы: от
познания бога к
познанию человека
Древнерусское
искусство
№ урока
Тема урока
1
Художественное наследие Средневековой Индии
1
2
Художественная культура средневекового Китая:
изысканность и простота
Художественная культура Страны восходящего солнца
Арабский Восток: волшебная сказка орнамента
Художественная культура Византии
1
6
Литература "Темных веков": Беовульф, Старшая Эда,
Калевала
1
7
8
1
1
9
10
11
12
Романский стиль в архитектуре
Романская литература: Песнь о Сиде, Песнь о Роланде,
Песнь о Нибелунгах
Расцвет поэзии
Романская скульптура
Готический стиль в архитектуре
Готическая скульптура и живопись
13
Киевская Русь — начало всех начал
1
14
15
Господин Великий Новгород
Художественная культура древнерусских княжеств:
сохранение духовных ценностей
Московская Русь — центр расцвета русских
национальных идеалов
Андрей Рублев и Дионисий
1
1
3
4
5
16
17
1
1
1
1
1
1
1
1
10
Департамент образования Администрации г. Екатеринбурга
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение – средняя общеобразовательная школа №
36 имени М.П. Одинцова
620078, г .Екатеринбург, ул. Малышева,134
Тел. (343) 374– 02– 91, тел./факс: (343) 374– 35– 08
Тематическое планирование по МХК 7 класс
1
2
3
№
раздела
Наименование
раздела
Величайший
переворот
Искусство Раннего
Возрождения
Бессмертие
творений мастеров
Высокого
Возрождения
№ урока
1
Данте Алигьери - последний поэт Средневековья
Количеств
о часов
1
2
3
Расцвет живописи. Джотто
Искусство Раннего Возрождения. Живопись
1
1
4
5
Искусство Раннего Возрождения. Скульптура
Итоговый урок по теме "Искусство Раннего
Возрождения"
Искусство Высокого Возрождения. Архитектура
1
1
1
10
11
12
Искусство Высокого Возрождения. Живопись.
Леонардо да Винчи
Искусство Высокого Возрождения. Живопись. Рафаэль
Искусство Высокого Возрождения. Живопись,
скульптура Микеланджело
Итоговый урок «Культура Высокого Возрождения»
Живопись Венеции
Творчество Ганса Гольбейн Младшего
13
14
15
16
17
Творчество Альбрехта Дюрера
Творчество Лукаса Карнаха Старшего
Питер Брейгель Старший
Загадочный мир Босха
Искусство Возрождения во Франции и в Англии
1
6
7
8
9
4
Шедевры искусства
Северного
Возрождения
Тема урока
1
1
1
1
1
1
6. ФОРМЫ КОНТРОЛЯ И ОЦЕНОЧНЫЕ МАТЕРИАЛЫ
Контроль и оценку деятельности работы производит учитель МХК.
Департамент образования Администрации г. Екатеринбурга
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 36 им. М.П. Одинцова
620078, г. Екатеринбург, ул. Малышева, 134 тел. 8(343) 374-02-91, e-mail: soch36@eduekb.ru
1.
2.
7. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
Мировая художественная культура. Программы курса: 5–9 кл.;
10–11 кл. / Л.А. Рапацкая. — М. : Гуманитар.изд. центр
ВЛАДОС, 2013. — 95 с.
«Мировая художественная культура. 5-11 классы: рабочие
программы к УМК Л.А. Рапацкой. Базовый и профильный уровни/
автор-составитель Е.Л. Кудрявых. – Волгоград: Учитель, 2012 год.
Литература для чтения и творческих работ учащихся
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
10.
11.
12.
13.
14.
15.
16.
17.
18.
Алпатов М.М. Русское искусство 10 н. 20 века. Архитектура,
скульптура, живопись, графика. М., 1998. Барокко в славянских
культурах. М., 1982.
Артамонов С. Д. Литература средних веков: Кн. Для учащихся ст.
классов.-М.: Просвещение, 1992.
Бутромеев В. П. Всемирная история в лицах: Древний мир.
Энциклопедия для школьника. Серия «Детский плутарх».- М.:
«ОЛМА-ПРЕСС», 1999.
Бутромеев В. П. Всемирная история в лицах: Раннее средневековье.
Энциклопедия для школьника. Серия
«Детский плутарх». – М.: «ОЛМА-ПРЕСС», 1999.
Бутромеев В. П. Всемирная история в лицах: Позднее средневековье.
Энциклопедия для школьника. Серия
«Детский плутарх».- М.: «ОЛМА-ПРЕСС», 1999.
Баткин Л.М. Леонардо да Винчи. М., 1980
Бартнев И. А. Очерки истории архитектурных стилей,
М,«Изобразительное искусство», 1983.
Всеобщая история искусств в 6 томах. М., 1956-1966
Гуревич А.М. Романтизм в русской литературе. – М, 1980
Дятлова Г.В. Популярная история живописи, Вече, М., 2001.
Дмитриева Н.А. Краткая история искусств, М. «Искусство» 1969
Данилова Г. И. Мировая художественная культура. 5-6 кл.: Учебник
для общеобразовательных учебных заведений. Издание 2-е. – М.:
ООО «Издательский дом МАГИСТР-ПРЕСС», 2001.
Данилова Г. И. Мировая художественная культура. 7-8 кл.: Учебник
для общеобразовательных учебных заведений. Издание 2-е. – М.:
ООО «Издательский дом МАГИСТР-ПРЕСС», 2001.
История зарубежного искусства: Учебник/ Науч.-исслед. Ин-т
теории и истории изобраз. Искусств ордена Ленина Акад. Художеств
СССР; Под ред. М. Т. Кузьминой, Н. Л. Мальцевой, 3-е изд.- М.:
Изобраз. Искусство, 1983.
История искусства зарубежных стран: в 3 томах. М., 1962-1964.
Лисичкина О. Б. Мировая художественная литература: Древний мир.
Спец. Лит., 2000.
Любимов Л. Д. Искусство Древней Руси. – 3-е изд., испр. – М.:
Просвещение, 1996.
Любимов Л. Д. Искусство Западной Европы: Сред. Века.
12
Департамент образования Администрации г. Екатеринбурга
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 36 им. М.П. Одинцова
620078, г. Екатеринбург, ул. Малышева, 134 тел. 8(343) 374-02-91, e-mail: soch36@eduekb.ru
19.
20.
21.
22.
Возрождение в Италии. – 3-е изд., испр.-М.: Просвещение, 1996.
Львова Е.П., Фомина Н.Н., Некрасова Л.М., Кабкова Е.П. Мировая
художественная культура. От зарождения до 17 века. – СПб.: Питер,
2006. – 416 с.: ил.
Любимов Л. Искусство Западной Европы: Средние века.
Возрождение в Италии – М.: Просвещение,1996. – 318 с.: ил.
Любимов Л. Искусство Древней Руси – М.: Просвещение,1996. – 318
с.: ил.
Мирецкая Н.В., Мирецкая Е.В. Культура эпохи Просвещения. М.,
1997
13