Департамент образования Администрации г. Екатеринбурга
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 36 им. М.П. Одинцова
620078, г. Екатеринбург, ул. Малышева, 134 тел. 8(343) 374-02-91, e-mail: soch36@eduekb.ru
РАССМОТРЕНО
на заседании
Педагогического совета
Протокол от 29.08.2025 г.
№1
УТВЕРЖДАЮ
директор МАОУ СОШ № 36
___________А.С.Бабушкина
Приказ № 41-ОД
от «29» августа
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
«Занимательный русский язык»
8-9 класс
2025-2026 учебный год
Департамент образования Администрации г. Екатеринбурга
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 36 им. М.П. Одинцова
620078, г. Екатеринбург, ул. Малышева, 134 тел. 8(343) 374-02-91, e-mail: soch36@eduekb.ru
Пояснительная записка
Рабочая программа разработана в соответствии с
Федеральным законом Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. № 273ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».
Федеральным государственным образовательным стандартом основного
общего образования, утверждённым приказом Минобрнауки России от 31.05.2021
№287;
Приказом Минпросвещения России от 18 июля 2022 г. №568 «О внесении
изменений в федеральный государственный образовательный стандарт основного
общего образования, утвержденный приказом Минпросвещения России от 31 мая
2021 г. № 287»;
Приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 22.03.2021
№115 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной
деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным
программам начального общего, основного общего и среднего общего образования»
(с изменениями и дополнениями);
Федеральной образовательной программой основного общего образования,
утвержденной Минпросвещения РФ от 16.11.2022 № 993;
Стратегией развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025
года, утвержденная Распоряжением Правительство Российской Федерации от 29 мая
2015 г. № 996-р;
Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 28
сентября 2020 г.
№ 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарноэпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и
оздоровления детей и молодежи»;
Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской
Федерации от 28.01.2021 № 2 «Об утверждении санитарных правил и норм СанПиН
1.2.3685-21
«Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или)
безвредности для человека факторов среды обитания»;
Уставом МАОУ СОШ № 36;
локальными нормативными актами МАОУ СОШ № 36;
учебным планом МАОУ СОШ № 36 на 2025-2026 учебный год.
Актуальность данного курса связана с тем, что при всём многообразии предлагаемых
различными издательствами программ они предполагают углубление знаний по
отдельным разделам курса русского языка, в то же время практически отсутствуют
программы, нацеленные на подготовку к успешной сдаче ОГЭ.
Изучение курса направлено на достижение следующей цели:
Подготовка к успешной сдаче государственной итоговой аттестации через реализацию
практико-ориентированного подхода в обучении русскому языку.
Департамент образования Администрации г. Екатеринбурга
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 36 им. М.П. Одинцова
620078, г. Екатеринбург, ул. Малышева, 134 тел. 8(343) 374-02-91, e-mail: soch36@eduekb.ru
Достижение указанной цели осуществляется в процессе решения следующих задач:
1.
Овладение умениями проводить элементарный лингвистический анализ языковых
явлений;
2.
Совершенствование практического владения русским языком, его словарем и
грамматическим строем;
3.
3. Овладение разными видами речевой деятельности, умением воспринимать
чужую речь и создавать собственные высказывания.
Программа курса «Сдам ОГЭ. Русский язык» предусматривает применение различных
современных технологий обучения и воспитания: личностноориентированное развивающее обучение, сотрудничество в обучении, технологии
развивающего обучения, проблемное и модульное обучение, тест-технологии.
Индивидуальные консультации и применение современных технологий позволяет уделить
особое внимание и оказать помощь воспитанникам, требующим развития по
индивидуальной траектории. Перевод обучения в сферу сотрудничества обеспечивает
развитие и саморазвитие личности обучающегося, исходя из выявления его
индивидуальных особенностей, а также предоставляет возможность каждому, опираясь на
свои способности, склонности, интересы, ценностные ориентации и субъективный опыт,
реализовать себя в познании, учебной деятельности.
В ходе изучения курса реализуются межпредметные связи русского языка с литературой
и информатикой. Фрагменты художественных произведений, изучаемых по литературе,
являются материалом для комплексного анализа текста, для обучения сжатому изложению
и сочинению рассуждению. Владение ИКТ позволяет активно использовать презентации
при углублении и систематизации теоретического материала, работать с информацией,
размещенной
на
сайте
ФИПИ,
пользоваться
различными
электронными
образовательными ресурсами по подготовке к ОГЭ.
Основная форма обучения – учебное занятие.
Место проведения – учебный кабинет.
Занятия проводятся во время, свободное от школьных занятий.
Программа мобильна, формы и режим работы могут меняться в зависимости от
потребностей обучающихся.
1.
Требования к уровню подготовки обучающихся
В результате изучения курса ученик должен
знать/понимать:
-структуру и содержание контрольно-измерительных материалов;
-технологию написания сжатого изложения, приемы компрессии текста; функциональносмысловые типы речи и технологию извлечения информации из различных источников;
структуру написания сочинения-рассуждения, способы аргументации.
Уметь:
-анализировать, классифицировать языковые факты с целью обеспечения различных
видов речевой деятельности;
-оценивать языковые факты с точки зрения нормативности;
Департамент образования Администрации г. Екатеринбурга
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 36 им. М.П. Одинцова
620078, г. Екатеринбург, ул. Малышева, 134 тел. 8(343) 374-02-91, e-mail: soch36@eduekb.ru
-анализировать языковые единицы с точки зрения правильности, точности и уместности
их употребления;
-использовать основные приемы информационной переработки текста;
-оценивать письменные высказывания с точки зрения языкового
эффективности достижения поставленных коммуникативных задач;
оформления,
-проводить лингвистический анализ текстов различных функциональных стилей и
разновидностей языка; создавать собственное речевое высказывание в соответствии с
поставленными задачами;
-осуществлять речевой самоконтроль.
1.
Содержание курса (68 ч.)
Введение (1 ч.)
Цели и задачи курса. Демонстрационный вариант экзаменационной работы для
проведения государственной итоговой аттестации
Учащиеся должны знать:
●
структуру и содержание контрольно-измерительных материалов.
Учащиеся должны уметь:
●
учиться работать с КИМами, бланками ответов по русскому языку.
Основные термины по разделу:
Контрольно-измерительные материалы. Демонстрационный вариант. Бланк ответов.
Сжатое изложение. Задания с выбором ответа. Задания с кратким ответом. Сочинениерассуждение на основе текста.
Обучение сжатому изложению (9 ч.)
Содержательные приемы компрессии текста. Информация главная и второстепенная.
Свертывание исходной информации.
Языковые приемы компрессии текста: исключение, обобщение, упрощение.
Речевое оформление изложения. Смысловая цельность, связность и последовательность.
Учащиеся должны знать:
●
технологию написания сжатого изложения;
●
приемы компрессии текста.
Учащиеся должны уметь:
●
выполнять информационную обработку текста;
отбирать лексические и грамматические средства, способные связно и кратко
передать полученную информацию.
●
Основные термины по разделу:
Сжатое изложение. Приемы компрессии текста. Информация главная и второстепенная.
Микротемы. Абзацное членение. Критерии оценивания сжатого изложения.
Комплексный анализ текста (14 ч.)
Департамент образования Администрации г. Екатеринбурга
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 36 им. М.П. Одинцова
620078, г. Екатеринбург, ул. Малышева, 134 тел. 8(343) 374-02-91, e-mail: soch36@eduekb.ru
Текст как продукт речевой деятельности. Смысловая и композиционная целостность
текста.
Функционально-смысловые типы речи, их признаки.
Адекватное понимание письменной речи в различных сферах и ситуациях общения.
Извлечение информации из различных источников.
Выразительность русской речи: выразительные средства фонетики, словообразования,
лексики и фразеологии, грамматики.
Лексика и фразеология. Лексическое значение слова. Синонимы. Антонимы. Омонимы.
Фразеологические обороты. Лексический анализ слова.
Морфемика и словообразование. Значимые части слова. Морфологический анализ слова.
Правописание. Орфография. Правописание корней, приставок, суффиксов, окончаний.
употребление ъ и ь. Слитное, раздельное и дефисное написание. Прописная и строчная
буква.
Грамматика. Синтаксис.
Словосочетание. Предложение. Грамматическая основа предложения. Второстепенные
члены предложения. Двусоставные и односоставные предложения. Распространенные и
нераспространенные предложения. Полные и неполные предложения. Простое
осложненное предложение.
Правописание. Пунктуация.
Знаки препинания в простом предложении. Знаки препинания в простом осложненном
предложении. Знаки препинания при прямой речи, цитировании, диалоге.
Синтаксический и пунктуационный разбор предложения.
Учащиеся должны знать:
●
основные признаки текста;
●
особенности основных функционально-смысловых типов речи;
●
основные признаки стилей речи;
●
основные изобразительно-выразительные средства языка и их отличительные
●
основные понятия и термины лексики и фразеологии;
●
названия и особенности основных морфем русского языка;
●
основные способы образования слов в русском языке;
●
предмет изучения орфографии и алгоритм применения орфографических правил;
●
синтаксические правила и пунктуационные нормы.
черты;
Учащиеся должны уметь:
●
определять функционально-смысловые типы речи;
определять стиль предложенного для
собственное мнение;
●
анализа текста и
аргументировать
Департамент образования Администрации г. Екатеринбурга
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 36 им. М.П. Одинцова
620078, г. Екатеринбург, ул. Малышева, 134 тел. 8(343) 374-02-91, e-mail: soch36@eduekb.ru
находить в тексте изобразительно-выразительные средства и объяснять их роль в
создании художественного образа;
●
●
находить в предложенных текстах лексические понятия и определять их роль;
●
находить значимые части слова и выполнять морфологический разбор;
●
определять способ словообразования и выполнять словообразовательный разбор;
узнавать и осознавать в слове орфограмму, определять условия выбора верного
написания и правильно писать слово;
●
●
объяснять общие случаи постановки знаков препинания;
анализировать
словосочетаний;
●
●
строение
и
значение
словосочетаний,
выполнять
разбор
характеризовать предложение.
Основные термины по разделу:
Текст. Функционально-смысловые типы речи: описание, повествование, рассуждение,
комбинированный текст.
Стили русского языка: научный, официально-деловой, публицистический, разговорный,
художественный.
Изобразительно-выразительные средства языка (тропы): метафора, олицетворение, эпитет,
фразеологизм, сравнение, гипербола, лексический повтор.
Слово. Лексическое значение. Прямое и переносное значение. Многозначность.
Синонимы. Антонимы. Омонимы. Лексика исконно русская и заимствованная.
Диалектизмы. профессионализмы.
Жаргонизмы.
Фразеология.
Морфемика. Значимые части слова: приставка, корень, суффикс, окончание, основа.
Основные способы словообразования. Формообразование.
Орфография. Орфограммы.
Синтаксис. Словосочетание.
Виды подчинительной связи: согласование, управление, примыкание.
Предложение. Грамматическая основа предложения. Главные члены предложения.
второстепенные члены предложения. Главные члены предложения. Второстепенные
члены предложения. Типы предложений по цели высказывания и эмоциональной окраске.
Типы
предложений
по
количеству
грамматических
основ.
Предложения
распространенные и нераспространенные. Полные и неполные предложения. Простое
осложненное предложение. Знаки препинания: разделительные, выделительные и
соединительные.
Создание текста на заданную тему в соответствии с функционально-смысловым
типом речи (15 ч)
Структура сочинения-рассуждения: тезис, доказательство, вывод. Сочинение-рассуждение
на лингвистическую тему.
Сочинение-рассуждение на основе текста.
Департамент образования Администрации г. Екатеринбурга
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 36 им. М.П. Одинцова
620078, г. Екатеринбург, ул. Малышева, 134 тел. 8(343) 374-02-91, e-mail: soch36@eduekb.ru
Учащиеся должны знать:
структуру написания сочинения-рассуждения, способы аргументации.
●
Учащиеся должны уметь:
писать сочинение-рассуждение на заданную тему в соответствии с функциональносмысловым типом речи.
●
Основные термины по разделу:
Сочинение-рассуждение. Тезис. Доказательство. Вывод. Критерии оценивания.
Орфография. (11 ч)
●
Систематизировать знания по наиболее проблемным орфографическим темам,
указанным в ФРП: правописание -Н-/-НН- в различных частях речи, НЕ и НИ с
разными частями речи, правописание служебных частей речи (предлогов, союзов,
частиц).
● Отработать алгоритмы выбора правильного написания в словах с чередующимися
гласными в корне и в случае правописание личных окончаний глаголов и
суффиксов причастий.
● Закрепить навыки слитного, дефисного и раздельного написания слов (наречия,
сложные слова).
Пунктуация. (11 ч)
● Углубить понимание синтаксической структуры простого осложненного и
сложного предложения в соответствии с ФРП.
● Сформировать устойчивый навык постановки знаков препинания при
обособленных членах предложения (определениях, обстоятельствах, приложениях),
однородных членах и вводных конструкциях.
● Отработать пунктуационное оформление сложных синтаксических конструкций:
сложносочиненных (ССП) и сложноподчиненных предложений (СПП), включая
случаи постановки запятой, точки с запятой и тире.
● Совершенствовать умение проводить пунктуационный анализ текста, что является
ключевым заданием в КИМ ОГЭ.
Подведение итогов (7 ч.)
Департамент образования Администрации г. Екатеринбурга
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 36 им. М.П. Одинцова
620078, г. Екатеринбург, ул. Малышева, 134 тел. 8(343) 374-02-91, e-mail: soch36@eduekb.ru
Тематическое планирование
№
Наименование
разделов, тем
Количество Из них
часов
Теория Практика Тесты Самостоятельная
работа
1.
Введение
1
1
1
--
-
2.
Обучение
сжатому
изложению
9
4
3
1
1
3.
Комплексный
анализ текста
14
6
4
2
2
4.
Создание текста
на заданную тему
в соответствии с
функциональносмысловым типом
речи
15
1
4
3
1
5.
Орфография
11
5
3
2
6.
Пунктуация
11
3
5
2
7.
Подведение
итогов
7
1
1
-
-
Всего:
68
13
11
6
4
Приложение
Календарно – тематическое планирование
Департамент образования Администрации г. Екатеринбурга
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 36 им. М.П. Одинцова
620078, г. Екатеринбург, ул. Малышева, 134 тел. 8(343) 374-02-91, e-mail: soch36@eduekb.ru
№
Тема
Количество
часов
1
Введение. Цели и задачи
курса
1
Обучение сжатому
изложению
9
2
Главная и второстепенная
информация текста (занятие с
использованием ИКТ)
1
3
Главная и второстепенная
информация текста
1
4
Приемы содержательной
компрессии текста:
исключение, обобщение,
упрощение (занятие с
использованием ИКТ)
1
5
Приемы содержательной
компрессии текста:
исключение, обобщение,
упрощение
1
6
Приемы содержательной
компрессии текста:
исключение, обобщение,
упрощение
1
7
Речевое оформление
изложения
1
8
Критерии оценивания сжатого
изложения (занятие с
использованием ИКТ)
1
9
Практикум по написанию
изложения
1
10
Практикум по написанию
изложения
1
Комплексный анализ текста
14
11
Текст как продукт речевой
деятельности
1
12
Функционально-смысловые
типы речи (занятие с
использованием ИКТ)
1
13
Извлечение информации из
различных источников
1
Дата
(план)
Дата
(факт)
Примечание
Департамент образования Администрации г. Екатеринбурга
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 36 им. М.П. Одинцова
620078, г. Екатеринбург, ул. Малышева, 134 тел. 8(343) 374-02-91, e-mail: soch36@eduekb.ru
14
Выразительные средства
русской речи (занятие с
использованием ИКТ)
1
15
Выразительные средства
русской речи (занятие с
использованием ИКТ)
1
16
Лексика и
фразеология (занятие с
использованием ИКТ)
1
17
Морфемика и
словообразование (занятие с
использованием ИКТ)
1
18
Правописание. Орфография
1
19
Правописание. Орфография
1
20
Грамматика. Синтаксис
1
21
Грамматика. Синтаксис
1
22
Правописание. Пунктуация
1
23
Правописание. Пунктуация
1
24
Синтаксический и
пунктуационный анализ
1
Создание текста на
заданную тему в
соответствии с
функционально-смысловым
типом речи
15
Структура сочинениярассуждения на
лингвистическую тему.
Структура сочинениярассуждения на
лингвистическую тему.
Структура сочинениярассуждения на тему, связанную
с анализом содержания
прочитанного текста.
Структура сочинениярассуждения на тему, связанную
с анализом содержания
прочитанного текста.
Лексические нормы. Синонимы.
Антонимы. Паронимы.
Омонимы. Фразеологизмы.
Типология речевых ошибок и
недочетов.
Грамматические нормы:
словообразовательные,
1
25
26
27
28
29
30
31
1
1
1
1
1
1
Департамент образования Администрации г. Екатеринбурга
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 36 им. М.П. Одинцова
620078, г. Екатеринбург, ул. Малышева, 134 тел. 8(343) 374-02-91, e-mail: soch36@eduekb.ru
32
33
34
35
36
37
морфологические и
синтаксические.
Грамматические нормы:
словообразовательные,
морфологические и
синтаксические.
Синтаксические нормы: правила
согласования слов и
синтаксического управления,
соотнесения частей предложения
друг с другом с помощью
грамматических форм слов.
Синтаксические нормы: правила
согласования слов и
синтаксического управления,
соотнесения частей предложения
друг с другом с помощью
грамматических форм слов.
Структура написания сочинения
по предложенной модели
Структура написания сочинения
по предложенной модели
Структура написания сочинения
по предложенной модели
1
1
1
1
1
1
38
Сочинение-рассуждение на
основе текста
1
39
Сочинение-рассуждение на
основе текста
1
Орфография
11
Корень. Безударные гласные в
корне: непроверяемые
ударением, проверяемые
ударением, чередующиеся.
Корень. Безударные гласные в
корне: непроверяемые
ударением, проверяемые
ударением, чередующиеся.
Корень. Безударные гласные в
корне: непроверяемые
ударением, проверяемые
ударением, чередующиеся.
Правописание суффиксов в
различных частях речи.
Правописание суффиксов в
различных частях речи.
Приставка. Значения приставок.
Единообразное написание
приставок. Правописание
приставок ПРЕ-/ПРИ-, приставок
на –З/-С.
Приставка. Значения приставок.
Единообразное написание
1
40
41
42
43
44
45
46
1
1
1
1
1
1
Департамент образования Администрации г. Екатеринбурга
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 36 им. М.П. Одинцова
620078, г. Екатеринбург, ул. Малышева, 134 тел. 8(343) 374-02-91, e-mail: soch36@eduekb.ru
47
48
49
50
51
52
53
54
55
56
57
приставок. Правописание
приставок ПРЕ-/ПРИ-, приставок
на –З/-С.
Изобразительно-выразительные
средства фонетики, лексики,
синтаксиса.
Изобразительно-выразительные
средства фонетики, лексики,
синтаксиса.
Изобразительно-выразительные
средства фонетики, лексики,
синтаксиса.
Изобразительно-выразительные
средства фонетики, лексики,
синтаксиса.
1
1
1
1
Пунктуация
11
Простое и сложное предложение.
Однородные члены
предложения.
Сочинительные союзы.
Обобщающие слова при
однородных членах
предложения.
Обособленные члены
предложения. Пунктуация при
обособленных членах
предложения.
Простое предложение.
Сложносочиненное
предложение. Предикативные
части сложного предложения.
Знаки завершения.
Структура простого
предложения. Главные члены
двусоставного предложения,
основные типы грамматических
основ
Односоставные предложения, их
основные группы (определенноличные, неопределенно-личные,
безличные). Главные
члены односоставного
предложения.
Односоставные предложения, их
основные группы (определенноличные, неопределенно-личные,
безличные). Главные
члены односоставного
предложения.
Бессоюзные сложные
предложения. Интонация БСП.
Смысловые отношения между
частями БСП. Контекст. Знаки
препинания в БСП.
1
1
1
1
1
1
1
1
Департамент образования Администрации г. Екатеринбурга
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 36 им. М.П. Одинцова
620078, г. Екатеринбург, ул. Малышева, 134 тел. 8(343) 374-02-91, e-mail: soch36@eduekb.ru
58 Виды словосочетаний по
1
59
1
60
способу связи слов:
согласование, управление,
примыкание. Синтаксический
разбор словосочетаний
Виды словосочетаний по
способу связи слов:
согласование, управление,
примыкание. Синтаксический
разбор словосочетаний
Многочленные сложные
предложения. Союзная
сочинительная и
подчинительная связи.
Подведение итогов
1
7
61 Тест в формате ГИА.
2
63 Контрольный тест по курсу
1
62 Контрольный тест по курсу
64 Контрольный тест по курсу
65 Итоговое занятие
1
2
1