РП ВД Проектная деятельность

Департамент образования Администрации г. Екатеринбурга
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 36 им. М.П. Одинцова
620078, г. Екатеринбург, ул. Малышева, 134 тел. 8(343) 374-02-91,
e-mail: soch36@eduekb.ru

РАССМОТРЕНО
на заседании
Педагогического совета
Протокол от 29.08.2025 г.
№1

УТВЕРЖДАЮ
директор МАОУ СОШ № 36
___________А.С.Бабушкина
Приказ № 41-ОД
от «29» августа 2025 г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ПО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
«ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ»
1-4 КЛАССЫ

г. Екатеринбург

Департамент образования Администрации г. Екатеринбурга
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 36 им. М.П. Одинцова
620078, г. Екатеринбург, ул. Малышева, 134 тел. 8(343) 374-02-91,
e-mail: soch36@eduekb.ru

Пояснительная записка
Программа «Проектная деятельность» направлена на развитие творческих
способностей обучающихся, формирование у них основ культуры исследовательской
и проектной деятельности.
Новые стандарты образования предполагают внесение значительных изменений в
структуру и содержание, цели и задачи образования, смещение акцентов с одной
задачи — вооружить
учащегося знаниями — на другую — формировать у него общеучебные умения и
навыки, как основу учебной деятельности. Учебная деятельность школьника должна
быть освоена им в полной мере, со стороны всех своих компонентов: ученик должен
быть ориентирован на нахождение
общего способа решения задач (выделение учебной задачи), хорошо владеть
системой действий, позволяющих решать эти задачи (учебные действия); уметь
самостоятельно контролировать процесс своей учебной работы (контроль) и
адекватно оценивать качество его выполнения (оценка), только тогда ученик
становится субъектом учебной деятельности.
Одним из способов превращения ученика в субъект учебной деятельности
является его участие в исследовательской деятельности.
Исследовательская деятельность является средством освоения действительности и
его главные цели – установление истины, развитие умения работать с информацией,
формирование исследовательского стиля мышления. Особенно это актуально для
учащихся начальной школы, поскольку именно на этом этапе учебная деятельность
является ведущей и определяет развитие главных познавательных особенностей
развивающейся личности. Результатом этой деятельности является формирование
познавательных мотивов, исследовательских умений, субъективно новых для
учащихся знаний и способов деятельности.
Исследовательская практика ребенка интенсивно может развиваться в сфере
дополнительного образования на внеклассных и внеурочных занятиях.
Исследовательская деятельность позволяет привлекать к работе разные категории
участников образовательного процесса (учащихся, родителей, учителей), создает
условия для работы с семьей, общения детей и взрослых, их самовыражения и
самоутверждения, развития творческих способностей, предоставляет возможность для
отдыха и удовлетворения своих потребностей.
Так возникла идея объединить детей и взрослых для обучения их
исследовательской деятельности.
Программа «Проектная деятельность» – интеллектуальной направленности. Она

Департамент образования Администрации г. Екатеринбурга
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 36 им. М.П. Одинцова
620078, г. Екатеринбург, ул. Малышева, 134 тел. 8(343) 374-02-91,
e-mail: soch36@eduekb.ru

является продолжением урочной деятельности, опирается на методику и программу
исследовательского обучения младших школьников автора А.И.Савенкова.
Ценность программы заключается в том, что учащиеся получают возможность
посмотреть на различные проблемы с позиции ученых, опустить весь спектр
требований к научному исследованию.
Её актуальность основывается на интересе, потребностях учащихся и их
родителей. В программе удачно сочетаются взаимодействие школы с семьей,
творчество и развитие. Она способствует ознакомлению с организацией
коллективного и индивидуального исследования, обучению в действии, побуждает к
наблюдениям и экспериментированию, опирается на собственный жизненный опыт,
позволяет чередовать коллективную и индивидуальную деятельность.
Актуальность проектной деятельности сегодня осознается всеми. ФГОС нового
поколения требует использования в образовательном процессе технологий
деятельностного типа, методы проектно- исследовательской деятельности
определены как одно из условий реализации основной образовательной программы
начального общего образования. Современные развивающие программы начального
образования включают проектную деятельность в содержание различных курсов и
внеурочной деятельности.
Актуальность программы также обусловлена ее методологической значимостью.
Знания и умения, необходимые для организации проектной и исследовательской
деятельности, в будущем станут основой для организации научно-исследовательской
деятельности в вузах, колледжах, техникумах и т.д.
Программа позволяет реализовать актуальные в настоящее время
компетентностный, личностно ориентированный, деятельностный подходы.
Основные принципы реализации программы – научность, доступность,
добровольность, субъектность, деятельностный и личностный подходы,
преемственность, результативность, партнерство, творчество и успех.
Нормативно-правовую основу рабочей программы курса внеурочной
деятельности «Проектная деятельность» составляют следующие документы:
1. Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской
Федерации».
2. Указ Президента Российской Федерации от 02.07.2021 № 400 «О Стратегии
национальной безопасности Российской Федерации».

Департамент образования Администрации г. Екатеринбурга
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 36 им. М.П. Одинцова
620078, г. Екатеринбург, ул. Малышева, 134 тел. 8(343) 374-02-91,
e-mail: soch36@eduekb.ru

3. Указ Президента Российской Федерации от 09.11.2022 № 809 «Об утверждении
Основ государственной политики по сохранению и укреплению традиционных
российских духовно-нравственных ценностей».
4. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 29.04.2015 № 996-р
«Об утверждении Стратегии развития воспитания на период до 2025 года».
5. Приказ Минпросвещения России от 31.05.2021 № 286 «Об утверждении
федерального государственного образовательного стандарта начального общего
образования».
\6. Приказ Минпросвещения России от 31.05.2021 №287 «Об утверждении
федерального государственного образовательного стандарта основного общего
образования». 7. Приказ Минобрнауки России от 17.05.2012 № 413 «Об утверждении
федерального государственного образовательного стандарта среднего общего
образования».
7. Приказ Минпросвещения России от 18.05.2023 № 372 «Об утверждении
федеральной образовательной программы начального общего образования».
8. Приказ Минпросвещения России от 18.05.2023 № 370 «Об утверждении
федеральной образовательной программы основного общего образования».
9. Приказ Минпросвещения России от 18.05.2023 № 371 «Об утверждении
федеральной образовательной программы среднего общего образования».
10. Письмо Минпросвещения России от 18.02.2025 № 06-221 «О направлении
информации» (вместе с Методическими рекомендациями по реализации цикла
внеурочных занятий «Проектная деятельность»).
Цель — развитие личностных качеств обучающихся на основе формирования
ключевых компетентностей (комплексное применение знаний, умений и навыков,
субъективного опыта и ценностных ориентаций в решении актуальных проблем
личности и общества).
Задачи:

систематизация знаний об основах исследовательской деятельности;

формирование устойчивой мотивации самоопределения, привитие
навыков самостоятельного принятия решений;

углубление знаний о характере труда, специфике, перспективах
профессионального роста, набор качеств, связанных с использованием
информационно-компьютерных средств.

Департамент образования Администрации г. Екатеринбурга
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 36 им. М.П. Одинцова
620078, г. Екатеринбург, ул. Малышева, 134 тел. 8(343) 374-02-91,
e-mail: soch36@eduekb.ru

ФОРМЫ ОРГАНИЗАЦИИ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА
Программа предусматривает проведение внеклассных занятий, работы детей в
группах, парах, индивидуальная работа, работа с привлечением родителей. Занятия
проводятся 1 раз в неделю в учебном кабинете, в музеях различного типа, библиотеках,
на пришкольном участке, проектная деятельность включает проведение опытов,
наблюдений, экскурсий, заседаний, олимпиад, викторин, КВН, встреч с интересными
людьми, соревнований, реализации проектов и т.д. Проектная деятельность
предусматривает поиск необходимой недостающей информации в энциклопедиях,
справочниках, книгах, на электронных носителях, в Интернете, СМИ и т.д.
Источником нужной информации могут быть взрослые: представители различных
профессий, родители, увлеченные люди, а также другие дети.

СОДЕРЖАНИЕ КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Программа «Проектной деятельности» создана на основе федерального
компонента государственного стандарта начального общего образования. В
соответствии с учебным планом МАОУ СОШ №36 М.П. Одинцова на проектную
деятельность в 1- 4 классах отводится 1 внеаудиторный час в неделю. Соответственно
программа рассчитана на 34 часа.
1 КЛАСС
Наблюдать и фиксировать значительное и существенное в явлениях и процессах.
Пересказывать подробно и выборочно. Выделять главную мысль на основе анализа
текста. Делать выводы из фактов, совокупности фактов. Выделять существенное в
рассказе, разделив его на логически законченные части. Выявлять связи зависимости
между фактами, явлениями, процессами. Делать выводы на основе простых и
сложных обобщений, заключение на основе выводов.
2– 4 КЛАСС
Переносить свободно, широко знания с одного явления на другое. Отбирать
необходимые знания из большого объёма информации. Конструировать знания,
положив в основу принцип созидания. Систематизировать учебный план.
Пользоваться энциклопедиями, справочниками, книгами общеразвивающего
характера. Высказывать содержательно свою мысль, идею. Формулировать простые
выводы на основе двух – трёх опытов. Решать самостоятельно творческие задания,

Департамент образования Администрации г. Екатеринбурга
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 36 им. М.П. Одинцова
620078, г. Екатеринбург, ул. Малышева, 134 тел. 8(343) 374-02-91,
e-mail: soch36@eduekb.ru

усложняя их. Свободно владеть операционными способами усвоения знаний.
Переходить свободно от простого, частного к более сложному, общему.

Департамент образования Администрации г. Екатеринбурга
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 36 им. М.П. Одинцова
620078, г. Екатеринбург, ул. Малышева, 134 тел. 8(343) 374-02-91,
e-mail: soch36@eduekb.ru

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
1 КЛАСС
№
п/п

Наименование разделов и тем программы

Количество
часов

1

Что такое исследование?

1

2

Как задавать вопросы?

1

3

Как выбрать тему исследования?

1

4
5

Библиотечное занятие «Знакомство с информационными справочниками» (продолжение темы
«Учимся выбирать дополнительную литературу»)
Совместное или самостоятельное планирование выполнения практического задания

1
1
1

7

Выдвижение идеи (мозговой штурм). Развитие умения видеть проблемы
Выдвижение идеи. Развитие умения видеть проблемы

8

Развитие умения выдвигать гипотезы. Развитие умений задавать вопросы

1

9

Проект «Что у нас под ногами?».

1

10

Проект «Что у нас над головой».

1

11

Экскурсия как средство стимулирования исследовательской деятельности детей
Обоснованный выбор способа выполнения задания.

1
1

14

Экскурсия «Как, откуда и куда»
Проект «На что похожа наша планета»

15

Методика проведения самостоятельных исследований. Коллективная игра-исследование.

1

16

Индивидуальные творческие работы на уроке по выбранной тематике

1

17

Индивидуальная работа по теме «Как живёт моя семья»

1

18

Проект «Моя семья».

1

6

12
13

1

1
1

Департамент образования Администрации г. Екатеринбурга
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 36 им. М.П. Одинцова
620078, г. Екатеринбург, ул. Малышева, 134 тел. 8(343) 374-02-91,
e-mail: soch36@eduekb.ru

19

Сбор информации о приметах в семье

1

20

Обоснованный выбор способа выполнения задания

1

21

Выставки творческих работ – средство стимулирования проектной деятельности детей.

1

22

Проект «Мой класс и моя школа»

1

23

1

24

Постановка проблемы. Определение целей и задач исследования
Проект «Жаркие районы на земле»

25

Зарисовка «Южных животных»»

1

26

Проект «Когда жили динозавры»

1

27

Зарисовка «Южных животных»»

1

28

Проект «Когда жили динозавры»

1

29

Поиск информации «О динозавров» и оформление стенгазеты.

1

30

Проект. Почему в автомобиле и поезде нужно соблюдать правило безопасности.

1

31

Выставки творческих работ – средство стимулирования проектной деятельности детей.

1

32

Оформление проекта «Я- исследователь»

1

33

Анализ исследовательской деятельности

1

34

Анализ исследовательской деятельности

1

ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ

34

1

Департамент образования Администрации г. Екатеринбурга
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 36 им. М.П. Одинцова
620078, г. Екатеринбург, ул. Малышева, 134 тел. 8(343) 374-02-91,
e-mail: soch36@eduekb.ru

2 КЛАСС
№
п/п

Наименование разделов и тем программы

Количество
часов

1

Что можно исследовать? Предмет, объект исследования.Формулирование темы

1

2

Как задавать вопросы? Учимся выдвигать гипотезы.

1

3

Планирование работы. Организация исследования (практическое занятие.)

1

4

Как подготовить результат исследования. Как подготовить сообщение.

1

5

Что такое информация?
Дом, где живёт книга (библиотечный урок)

1
1

8

Учусь работать с книгой.
Как выбрать тему проекта? Обсуждение и выбор тем исследования.

9

Цели и задачи исследования. Обобщение полученных данных.

1

10

Как выбрать друга по общему интересу? (группы по интересам)
Наш проект: «Математика вокруг нас. Форма, размер, цвет. Узоры и орнаменты на посуде»

1
1

13

Ролевой игровой проект «В гостях у сказки»
Ролевой игровой проект «В гостях у сказки»

14

Проект «И в шутку и всерьёз»

1

15

Проект «Как помочь животным зимой»

1

16

Комнатные растения.

1

17

Животные живого уголка.

1

18

Коллекционирование.

1

19

Экспресс-исследование «Какие коллекции собирают люди»

1

20

Сообщение о своих коллекциях.

1

6
7

11
12

1
1

1
1

Департамент образования Администрации г. Екатеринбурга
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 36 им. М.П. Одинцова
620078, г. Екатеринбург, ул. Малышева, 134 тел. 8(343) 374-02-91,
e-mail: soch36@eduekb.ru

21

Что такое эксперимент.

1

22

Мысленные эксперименты и эксперименты на моделях.

1

23

Проект «Красная книга, или Возьмем под защиту»

1

24

Проект «Народные промыслы».

1

25

Проект «Профессии»

1

26

Проект «Пишем письмо»

1

27

1

28

Информационный проект «Золотые правила воспитанного человека»
Проект «Убранство избы».

29

Проект «Родословная»

1

30

Проект «Рифма».

1

31

Проект «Города России»

1

32

Проект «Страны мира»

1

33

Проект «Аквариум»

1

34

Презентация лучших проектов

1

ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ

1

34

Департамент образования Администрации г. Екатеринбурга
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 36 им. М.П. Одинцова
620078, г. Екатеринбург, ул. Малышева, 134 тел. 8(343) 374-02-91,
e-mail: soch36@eduekb.ru

3 КЛАСС
№
п/п

Наименование разделов и тем программы

Количество
часов

1

Проект? Научные исследованияи наша жизнь.

1

2

Как выбрать тему проекта? Обсуждение и выбор тем исследования.

1

3

Проект. «Солнечная система. Луна-спутник Земли».

1

4

Как выбрать друга по общему интересу? (группы по интересам)

1

5

Проект. «Условия жизни на Земле. Свойства веществ».

1

6

Какими могут быть проекты?

1

7

Проект. «Человек познаёт мир. План местности. План школы»
Формулирование цели, задач исследования, гипотез.

1
1

10

Проект. «Человек познаёт мир. Физическая карта, о чем она может рассказать?»
Планирование работы.

11

Проект. «Царство растений. Строение растений».

1

12

Знакомство с методами и предметами исследования. Эксперимент познания в действии.

1

13

Проект «Чай –наш любимый напиток»

1

14

1

15

Обучение анкетированию, социальному опросу, нтервьюированию.
Проект. «Животные. Разнообразие животных на Земле».

16

Работа в библиотеке с каталогами. Отбор и составление списка литературы по теме исследования.

1

17

1

18

Проект. «Древнерусское государство. Первые русские князья»
Анализ прочитанной литературы.

19

Проект. «Древнерусское государство. Ярослав Мудрый».

1

8
9

1
1

1

1

Департамент образования Администрации г. Екатеринбурга
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 36 им. М.П. Одинцова
620078, г. Екатеринбург, ул. Малышева, 134 тел. 8(343) 374-02-91,
e-mail: soch36@eduekb.ru

20

Исследование объектов.

1

21

Проект. «Образование Московского государства. Первый русский царь».

1

23

Основные логические операции. Учимся оценивать идеи,
выделять главное и второстепенное.
Проект. «Российская империя. Первый император»

24

Анализ и синтез. Суждения, умозаключения, выводы.

1

25

Проект. «Советская Россия. СССР»

1

26

Как сделать сообщение о результатах исследования

1

27

Проект. « Из истории имён. Что значит твоё имя?»

1

28

Оформление работы.

1

29

Проект. «Жилище в Древней Руси».

1

30

Работа в компьютерном классе. Оформление презентации.

1

31

Проект. «Обереги Древней Руси»

1

32

Мини конференция по итогам собственных исследований

1

33

Проект. «Народные праздники на Руси».

1

34

Анализ исследовательской деятельности.

1

ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ

34

22

1
1

Департамент образования Администрации г. Екатеринбурга
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 36 им. М.П. Одинцова
620078, г. Екатеринбург, ул. Малышева, 134 тел. 8(343) 374-02-91,
e-mail: soch36@eduekb.ru

4 КЛАСС
№
п/п

Наименование разделов и тем программы

Количество
часов

1

Знания, умения и навыки, необходимые в исследовательской работе.

1

2

Культура мышления.

1

3

Проект. «Значение нервной системы для организма»

1

4

Умение выявлять проблемы. Ассоциации и аналогии.

1

5

Обсуждение и выбор тем исследования, актуализация проблемы.

1

6

Проект. «Двигательная система и её укрепление»

1

7

Целеполагание, актуализация проблемы, выдвижение гипотез.

1

8

Предмет и объект исследования.

1

9

Проект «Мимика человека и её особенности»

1

10

Проект «Пищеварительная система человека»

1

11

Наблюдение и экспериментирование.

1

12

Наблюдение и экспериментирование.

1

13

Проект «Дыхательная система человека и её защита»

1

14

Техника экспериментирования

1

15

Техника экспериментирования

1

16

Проект «Кровеносная система»

1

17

Проект «Значение кожи для организма»

1

18

Правильное мышление и логика.

1

19

Правильное мышление и логика.

1

20

Проект «Развиваем внимание и память»

1

Департамент образования Администрации г. Екатеринбурга
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 36 им. М.П. Одинцова
620078, г. Екатеринбург, ул. Малышева, 134 тел. 8(343) 374-02-91,
e-mail: soch36@eduekb.ru

21

Проект «Развиваем внимание и память»

1

22

Что такое парадоксы

1

23

Что такое парадоксы

1

24

Проект «Когда дом становится опасным»

1

25

Наблюдение и наблюдательность. Совершенствование техники экспериментирования.

1

26

1

27

Наблюдение и наблюдательность. Совершенствование техники экспериментирования.
Проект «Героические страницы истории нашей Родины. Отечественная война 1812 года»

28

Проект «Героические страницы истории нашей Родины. ВОв 1941-1945 гг.Битва под Москвой»

1

29

Проект «Героические страницы истории нашей Родины. ВОв 1941-1945 гг. Блокада Ленинграда»

1

30

Проект «Героические страницы истории нашей Родины. ВОв 1941-1945 гг. Сталинградская битва»

1

31

Проект «Героические страницы истории нашей Родины. ВОв 1941-1945 гг. Подвиги в тылу»

1

32

Проект «Права и обязанности граждан России»

1

33

Выступление на школьной НПК.

1

34

Итоговое занятие. Анализ исследовательской деятельности.

1

ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ

1

34

Департамент образования Администрации г. Екатеринбурга
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 36 им. М.П. Одинцова
620078, г. Екатеринбург, ул. Малышева, 134 тел. 8(343) 374-02-91,
e-mail: soch36@eduekb.ru


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».