Департамент образования Администрации г. Екатеринбурга
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 36 им. М.П. Одинцова
620078, г. Екатеринбург, ул. Малышева, 134 тел. 8(343) 374-02-91,
e-mail: soch36@eduekb.ru
РАССМОТРЕНО
на заседании
Педагогического совета
Протокол от 29.08.2025 г.
№1
УТВЕРЖДАЮ
директор МАОУ СОШ № 36
___________А.С.Бабушкина
Приказ № 41-ОД
от «29» августа 2025 г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ПО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
«ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ»
1-4 КЛАССЫ
г. Екатеринбург
Департамент образования Администрации г. Екатеринбурга
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 36 им. М.П. Одинцова
620078, г. Екатеринбург, ул. Малышева, 134 тел. 8(343) 374-02-91,
e-mail: soch36@eduekb.ru
Пояснительная записка
Программа «Проектная деятельность» направлена на развитие творческих
способностей обучающихся, формирование у них основ культуры исследовательской
и проектной деятельности.
Новые стандарты образования предполагают внесение значительных изменений в
структуру и содержание, цели и задачи образования, смещение акцентов с одной
задачи — вооружить
учащегося знаниями — на другую — формировать у него общеучебные умения и
навыки, как основу учебной деятельности. Учебная деятельность школьника должна
быть освоена им в полной мере, со стороны всех своих компонентов: ученик должен
быть ориентирован на нахождение
общего способа решения задач (выделение учебной задачи), хорошо владеть
системой действий, позволяющих решать эти задачи (учебные действия); уметь
самостоятельно контролировать процесс своей учебной работы (контроль) и
адекватно оценивать качество его выполнения (оценка), только тогда ученик
становится субъектом учебной деятельности.
Одним из способов превращения ученика в субъект учебной деятельности
является его участие в исследовательской деятельности.
Исследовательская деятельность является средством освоения действительности и
его главные цели – установление истины, развитие умения работать с информацией,
формирование исследовательского стиля мышления. Особенно это актуально для
учащихся начальной школы, поскольку именно на этом этапе учебная деятельность
является ведущей и определяет развитие главных познавательных особенностей
развивающейся личности. Результатом этой деятельности является формирование
познавательных мотивов, исследовательских умений, субъективно новых для
учащихся знаний и способов деятельности.
Исследовательская практика ребенка интенсивно может развиваться в сфере
дополнительного образования на внеклассных и внеурочных занятиях.
Исследовательская деятельность позволяет привлекать к работе разные категории
участников образовательного процесса (учащихся, родителей, учителей), создает
условия для работы с семьей, общения детей и взрослых, их самовыражения и
самоутверждения, развития творческих способностей, предоставляет возможность для
отдыха и удовлетворения своих потребностей.
Так возникла идея объединить детей и взрослых для обучения их
исследовательской деятельности.
Программа «Проектная деятельность» – интеллектуальной направленности. Она
Департамент образования Администрации г. Екатеринбурга
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 36 им. М.П. Одинцова
620078, г. Екатеринбург, ул. Малышева, 134 тел. 8(343) 374-02-91,
e-mail: soch36@eduekb.ru
является продолжением урочной деятельности, опирается на методику и программу
исследовательского обучения младших школьников автора А.И.Савенкова.
Ценность программы заключается в том, что учащиеся получают возможность
посмотреть на различные проблемы с позиции ученых, опустить весь спектр
требований к научному исследованию.
Её актуальность основывается на интересе, потребностях учащихся и их
родителей. В программе удачно сочетаются взаимодействие школы с семьей,
творчество и развитие. Она способствует ознакомлению с организацией
коллективного и индивидуального исследования, обучению в действии, побуждает к
наблюдениям и экспериментированию, опирается на собственный жизненный опыт,
позволяет чередовать коллективную и индивидуальную деятельность.
Актуальность проектной деятельности сегодня осознается всеми. ФГОС нового
поколения требует использования в образовательном процессе технологий
деятельностного типа, методы проектно- исследовательской деятельности
определены как одно из условий реализации основной образовательной программы
начального общего образования. Современные развивающие программы начального
образования включают проектную деятельность в содержание различных курсов и
внеурочной деятельности.
Актуальность программы также обусловлена ее методологической значимостью.
Знания и умения, необходимые для организации проектной и исследовательской
деятельности, в будущем станут основой для организации научно-исследовательской
деятельности в вузах, колледжах, техникумах и т.д.
Программа позволяет реализовать актуальные в настоящее время
компетентностный, личностно ориентированный, деятельностный подходы.
Основные принципы реализации программы – научность, доступность,
добровольность, субъектность, деятельностный и личностный подходы,
преемственность, результативность, партнерство, творчество и успех.
Нормативно-правовую основу рабочей программы курса внеурочной
деятельности «Проектная деятельность» составляют следующие документы:
1. Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской
Федерации».
2. Указ Президента Российской Федерации от 02.07.2021 № 400 «О Стратегии
национальной безопасности Российской Федерации».
Департамент образования Администрации г. Екатеринбурга
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 36 им. М.П. Одинцова
620078, г. Екатеринбург, ул. Малышева, 134 тел. 8(343) 374-02-91,
e-mail: soch36@eduekb.ru
3. Указ Президента Российской Федерации от 09.11.2022 № 809 «Об утверждении
Основ государственной политики по сохранению и укреплению традиционных
российских духовно-нравственных ценностей».
4. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 29.04.2015 № 996-р
«Об утверждении Стратегии развития воспитания на период до 2025 года».
5. Приказ Минпросвещения России от 31.05.2021 № 286 «Об утверждении
федерального государственного образовательного стандарта начального общего
образования».
\6. Приказ Минпросвещения России от 31.05.2021 №287 «Об утверждении
федерального государственного образовательного стандарта основного общего
образования». 7. Приказ Минобрнауки России от 17.05.2012 № 413 «Об утверждении
федерального государственного образовательного стандарта среднего общего
образования».
7. Приказ Минпросвещения России от 18.05.2023 № 372 «Об утверждении
федеральной образовательной программы начального общего образования».
8. Приказ Минпросвещения России от 18.05.2023 № 370 «Об утверждении
федеральной образовательной программы основного общего образования».
9. Приказ Минпросвещения России от 18.05.2023 № 371 «Об утверждении
федеральной образовательной программы среднего общего образования».
10. Письмо Минпросвещения России от 18.02.2025 № 06-221 «О направлении
информации» (вместе с Методическими рекомендациями по реализации цикла
внеурочных занятий «Проектная деятельность»).
Цель — развитие личностных качеств обучающихся на основе формирования
ключевых компетентностей (комплексное применение знаний, умений и навыков,
субъективного опыта и ценностных ориентаций в решении актуальных проблем
личности и общества).
Задачи:
систематизация знаний об основах исследовательской деятельности;
формирование устойчивой мотивации самоопределения, привитие
навыков самостоятельного принятия решений;
углубление знаний о характере труда, специфике, перспективах
профессионального роста, набор качеств, связанных с использованием
информационно-компьютерных средств.
Департамент образования Администрации г. Екатеринбурга
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 36 им. М.П. Одинцова
620078, г. Екатеринбург, ул. Малышева, 134 тел. 8(343) 374-02-91,
e-mail: soch36@eduekb.ru
ФОРМЫ ОРГАНИЗАЦИИ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА
Программа предусматривает проведение внеклассных занятий, работы детей в
группах, парах, индивидуальная работа, работа с привлечением родителей. Занятия
проводятся 1 раз в неделю в учебном кабинете, в музеях различного типа, библиотеках,
на пришкольном участке, проектная деятельность включает проведение опытов,
наблюдений, экскурсий, заседаний, олимпиад, викторин, КВН, встреч с интересными
людьми, соревнований, реализации проектов и т.д. Проектная деятельность
предусматривает поиск необходимой недостающей информации в энциклопедиях,
справочниках, книгах, на электронных носителях, в Интернете, СМИ и т.д.
Источником нужной информации могут быть взрослые: представители различных
профессий, родители, увлеченные люди, а также другие дети.
СОДЕРЖАНИЕ КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Программа «Проектной деятельности» создана на основе федерального
компонента государственного стандарта начального общего образования. В
соответствии с учебным планом МАОУ СОШ №36 М.П. Одинцова на проектную
деятельность в 1- 4 классах отводится 1 внеаудиторный час в неделю. Соответственно
программа рассчитана на 34 часа.
1 КЛАСС
Наблюдать и фиксировать значительное и существенное в явлениях и процессах.
Пересказывать подробно и выборочно. Выделять главную мысль на основе анализа
текста. Делать выводы из фактов, совокупности фактов. Выделять существенное в
рассказе, разделив его на логически законченные части. Выявлять связи зависимости
между фактами, явлениями, процессами. Делать выводы на основе простых и
сложных обобщений, заключение на основе выводов.
2– 4 КЛАСС
Переносить свободно, широко знания с одного явления на другое. Отбирать
необходимые знания из большого объёма информации. Конструировать знания,
положив в основу принцип созидания. Систематизировать учебный план.
Пользоваться энциклопедиями, справочниками, книгами общеразвивающего
характера. Высказывать содержательно свою мысль, идею. Формулировать простые
выводы на основе двух – трёх опытов. Решать самостоятельно творческие задания,
Департамент образования Администрации г. Екатеринбурга
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 36 им. М.П. Одинцова
620078, г. Екатеринбург, ул. Малышева, 134 тел. 8(343) 374-02-91,
e-mail: soch36@eduekb.ru
усложняя их. Свободно владеть операционными способами усвоения знаний.
Переходить свободно от простого, частного к более сложному, общему.
Департамент образования Администрации г. Екатеринбурга
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 36 им. М.П. Одинцова
620078, г. Екатеринбург, ул. Малышева, 134 тел. 8(343) 374-02-91,
e-mail: soch36@eduekb.ru
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
1 КЛАСС
№
п/п
Наименование разделов и тем программы
Количество
часов
1
Что такое исследование?
1
2
Как задавать вопросы?
1
3
Как выбрать тему исследования?
1
4
5
Библиотечное занятие «Знакомство с информационными справочниками» (продолжение темы
«Учимся выбирать дополнительную литературу»)
Совместное или самостоятельное планирование выполнения практического задания
1
1
1
7
Выдвижение идеи (мозговой штурм). Развитие умения видеть проблемы
Выдвижение идеи. Развитие умения видеть проблемы
8
Развитие умения выдвигать гипотезы. Развитие умений задавать вопросы
1
9
Проект «Что у нас под ногами?».
1
10
Проект «Что у нас над головой».
1
11
Экскурсия как средство стимулирования исследовательской деятельности детей
Обоснованный выбор способа выполнения задания.
1
1
14
Экскурсия «Как, откуда и куда»
Проект «На что похожа наша планета»
15
Методика проведения самостоятельных исследований. Коллективная игра-исследование.
1
16
Индивидуальные творческие работы на уроке по выбранной тематике
1
17
Индивидуальная работа по теме «Как живёт моя семья»
1
18
Проект «Моя семья».
1
6
12
13
1
1
1
Департамент образования Администрации г. Екатеринбурга
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 36 им. М.П. Одинцова
620078, г. Екатеринбург, ул. Малышева, 134 тел. 8(343) 374-02-91,
e-mail: soch36@eduekb.ru
19
Сбор информации о приметах в семье
1
20
Обоснованный выбор способа выполнения задания
1
21
Выставки творческих работ – средство стимулирования проектной деятельности детей.
1
22
Проект «Мой класс и моя школа»
1
23
1
24
Постановка проблемы. Определение целей и задач исследования
Проект «Жаркие районы на земле»
25
Зарисовка «Южных животных»»
1
26
Проект «Когда жили динозавры»
1
27
Зарисовка «Южных животных»»
1
28
Проект «Когда жили динозавры»
1
29
Поиск информации «О динозавров» и оформление стенгазеты.
1
30
Проект. Почему в автомобиле и поезде нужно соблюдать правило безопасности.
1
31
Выставки творческих работ – средство стимулирования проектной деятельности детей.
1
32
Оформление проекта «Я- исследователь»
1
33
Анализ исследовательской деятельности
1
34
Анализ исследовательской деятельности
1
ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ
34
1
Департамент образования Администрации г. Екатеринбурга
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 36 им. М.П. Одинцова
620078, г. Екатеринбург, ул. Малышева, 134 тел. 8(343) 374-02-91,
e-mail: soch36@eduekb.ru
2 КЛАСС
№
п/п
Наименование разделов и тем программы
Количество
часов
1
Что можно исследовать? Предмет, объект исследования.Формулирование темы
1
2
Как задавать вопросы? Учимся выдвигать гипотезы.
1
3
Планирование работы. Организация исследования (практическое занятие.)
1
4
Как подготовить результат исследования. Как подготовить сообщение.
1
5
Что такое информация?
Дом, где живёт книга (библиотечный урок)
1
1
8
Учусь работать с книгой.
Как выбрать тему проекта? Обсуждение и выбор тем исследования.
9
Цели и задачи исследования. Обобщение полученных данных.
1
10
Как выбрать друга по общему интересу? (группы по интересам)
Наш проект: «Математика вокруг нас. Форма, размер, цвет. Узоры и орнаменты на посуде»
1
1
13
Ролевой игровой проект «В гостях у сказки»
Ролевой игровой проект «В гостях у сказки»
14
Проект «И в шутку и всерьёз»
1
15
Проект «Как помочь животным зимой»
1
16
Комнатные растения.
1
17
Животные живого уголка.
1
18
Коллекционирование.
1
19
Экспресс-исследование «Какие коллекции собирают люди»
1
20
Сообщение о своих коллекциях.
1
6
7
11
12
1
1
1
1
Департамент образования Администрации г. Екатеринбурга
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 36 им. М.П. Одинцова
620078, г. Екатеринбург, ул. Малышева, 134 тел. 8(343) 374-02-91,
e-mail: soch36@eduekb.ru
21
Что такое эксперимент.
1
22
Мысленные эксперименты и эксперименты на моделях.
1
23
Проект «Красная книга, или Возьмем под защиту»
1
24
Проект «Народные промыслы».
1
25
Проект «Профессии»
1
26
Проект «Пишем письмо»
1
27
1
28
Информационный проект «Золотые правила воспитанного человека»
Проект «Убранство избы».
29
Проект «Родословная»
1
30
Проект «Рифма».
1
31
Проект «Города России»
1
32
Проект «Страны мира»
1
33
Проект «Аквариум»
1
34
Презентация лучших проектов
1
ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ
1
34
Департамент образования Администрации г. Екатеринбурга
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 36 им. М.П. Одинцова
620078, г. Екатеринбург, ул. Малышева, 134 тел. 8(343) 374-02-91,
e-mail: soch36@eduekb.ru
3 КЛАСС
№
п/п
Наименование разделов и тем программы
Количество
часов
1
Проект? Научные исследованияи наша жизнь.
1
2
Как выбрать тему проекта? Обсуждение и выбор тем исследования.
1
3
Проект. «Солнечная система. Луна-спутник Земли».
1
4
Как выбрать друга по общему интересу? (группы по интересам)
1
5
Проект. «Условия жизни на Земле. Свойства веществ».
1
6
Какими могут быть проекты?
1
7
Проект. «Человек познаёт мир. План местности. План школы»
Формулирование цели, задач исследования, гипотез.
1
1
10
Проект. «Человек познаёт мир. Физическая карта, о чем она может рассказать?»
Планирование работы.
11
Проект. «Царство растений. Строение растений».
1
12
Знакомство с методами и предметами исследования. Эксперимент познания в действии.
1
13
Проект «Чай –наш любимый напиток»
1
14
1
15
Обучение анкетированию, социальному опросу, нтервьюированию.
Проект. «Животные. Разнообразие животных на Земле».
16
Работа в библиотеке с каталогами. Отбор и составление списка литературы по теме исследования.
1
17
1
18
Проект. «Древнерусское государство. Первые русские князья»
Анализ прочитанной литературы.
19
Проект. «Древнерусское государство. Ярослав Мудрый».
1
8
9
1
1
1
1
Департамент образования Администрации г. Екатеринбурга
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 36 им. М.П. Одинцова
620078, г. Екатеринбург, ул. Малышева, 134 тел. 8(343) 374-02-91,
e-mail: soch36@eduekb.ru
20
Исследование объектов.
1
21
Проект. «Образование Московского государства. Первый русский царь».
1
23
Основные логические операции. Учимся оценивать идеи,
выделять главное и второстепенное.
Проект. «Российская империя. Первый император»
24
Анализ и синтез. Суждения, умозаключения, выводы.
1
25
Проект. «Советская Россия. СССР»
1
26
Как сделать сообщение о результатах исследования
1
27
Проект. « Из истории имён. Что значит твоё имя?»
1
28
Оформление работы.
1
29
Проект. «Жилище в Древней Руси».
1
30
Работа в компьютерном классе. Оформление презентации.
1
31
Проект. «Обереги Древней Руси»
1
32
Мини конференция по итогам собственных исследований
1
33
Проект. «Народные праздники на Руси».
1
34
Анализ исследовательской деятельности.
1
ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ
34
22
1
1
Департамент образования Администрации г. Екатеринбурга
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 36 им. М.П. Одинцова
620078, г. Екатеринбург, ул. Малышева, 134 тел. 8(343) 374-02-91,
e-mail: soch36@eduekb.ru
4 КЛАСС
№
п/п
Наименование разделов и тем программы
Количество
часов
1
Знания, умения и навыки, необходимые в исследовательской работе.
1
2
Культура мышления.
1
3
Проект. «Значение нервной системы для организма»
1
4
Умение выявлять проблемы. Ассоциации и аналогии.
1
5
Обсуждение и выбор тем исследования, актуализация проблемы.
1
6
Проект. «Двигательная система и её укрепление»
1
7
Целеполагание, актуализация проблемы, выдвижение гипотез.
1
8
Предмет и объект исследования.
1
9
Проект «Мимика человека и её особенности»
1
10
Проект «Пищеварительная система человека»
1
11
Наблюдение и экспериментирование.
1
12
Наблюдение и экспериментирование.
1
13
Проект «Дыхательная система человека и её защита»
1
14
Техника экспериментирования
1
15
Техника экспериментирования
1
16
Проект «Кровеносная система»
1
17
Проект «Значение кожи для организма»
1
18
Правильное мышление и логика.
1
19
Правильное мышление и логика.
1
20
Проект «Развиваем внимание и память»
1
Департамент образования Администрации г. Екатеринбурга
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 36 им. М.П. Одинцова
620078, г. Екатеринбург, ул. Малышева, 134 тел. 8(343) 374-02-91,
e-mail: soch36@eduekb.ru
21
Проект «Развиваем внимание и память»
1
22
Что такое парадоксы
1
23
Что такое парадоксы
1
24
Проект «Когда дом становится опасным»
1
25
Наблюдение и наблюдательность. Совершенствование техники экспериментирования.
1
26
1
27
Наблюдение и наблюдательность. Совершенствование техники экспериментирования.
Проект «Героические страницы истории нашей Родины. Отечественная война 1812 года»
28
Проект «Героические страницы истории нашей Родины. ВОв 1941-1945 гг.Битва под Москвой»
1
29
Проект «Героические страницы истории нашей Родины. ВОв 1941-1945 гг. Блокада Ленинграда»
1
30
Проект «Героические страницы истории нашей Родины. ВОв 1941-1945 гг. Сталинградская битва»
1
31
Проект «Героические страницы истории нашей Родины. ВОв 1941-1945 гг. Подвиги в тылу»
1
32
Проект «Права и обязанности граждан России»
1
33
Выступление на школьной НПК.
1
34
Итоговое занятие. Анализ исследовательской деятельности.
1
ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ
1
34
Департамент образования Администрации г. Екатеринбурга
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 36 им. М.П. Одинцова
620078, г. Екатеринбург, ул. Малышева, 134 тел. 8(343) 374-02-91,
e-mail: soch36@eduekb.ru