ДООП Театр

Департамент образования Администрации г. Екатеринбурга
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 36
им. М.П. Одинцова
620078, г. Екатеринбург, ул. Малышева, 134 тел. 8(343) 374-02-91, e-mail: soch36@eduekb.ru

ПРИНЯТО
на заседании педагогического совета
МАОУ СОШ № 36
Протокол № 1 от «29» августа 2025г.

УТВЕРЖДАЮ
Директор МАОУ СОШ № 36
______________А.С. Бабушкина
Приказ № 166– ТД от «27» августа
2025 г.

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа
художественно-эстетического направленности
«Театр»

Автор-составитель: Белькова Анна Александровна,
педагог дополнительного образования

г. Екатеринбург, 2025 год

Департамент образования Администрации г. Екатеринбурга
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 36
им. М.П. Одинцова
620078, г. Екатеринбург, ул. Малышева, 134 тел. 8(343) 374-02-91, e-mail: soch36@eduekb.ru

Паспорт программы
Название программы
Дополнительная
общеобразовательная
общеразвивающая программа начального общего
образования «Театр»
Нормативные
1. Федеральный Закон №273– ФЗ от 29.12.2012 «Об
основания для
образовании в Российской Федерации».
разработки программы 2. Концепция развития дополнительного образования
детей (Распоряжение Правительства Российской
Федерации от 04.09. 2014 №1726– р).
3. Постановление
главного
государственного
санитарного врача Российской Федерации от
28.09.2020 №28 «Об утверждении санитарных правил
СП 2.4.3648– 20 «Санитарно– эпидемиологические
требования к организациям воспитания и обучения,
отдыха и оздоровления детей и молодежи»
4. Постановление
Главного
государственного
санитарного врача Российской Федерации от
28.01.2021 г. № 2 «Об утверждении санитарных
правил и норм СанПиН 1.2.3685– 21 «Гигиенические
нормативы и требования к обеспечению безопасности
и (или) безвредности для человека факторов среды
обитания»
5. Приказ Министерства Просвещения Российской
Федерации (Минпросвещения России) от 09.11.2018
№196 «Об утверждении Порядка организации и
осуществления образовательной деятельности по
дополнительным общеобразовательным программам».
6. Устав МАОУ СОШ № 36.
Составитель программы Белькова Анна Александровна, педагог дополнительного
образования
Направленность
Социально-гуманитарная
программы
Форма
Очная
реализации
программы
Срок
1 год
реализации
программы
Класс
1-4
2

Департамент образования Администрации г. Екатеринбурга
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 36
им. М.П. Одинцова
620078, г. Екатеринбург, ул. Малышева, 134 тел. 8(343) 374-02-91, e-mail: soch36@eduekb.ru

Категория
обучающихся
Уровень

Обучающиеся школы
Базовый
освоения

программы
Краткая
аннотация
программы
дополнительногоо
бразованиядетей

Дополнительная
общеобразовательная
общеразвивающая программа «Театр» направлена на
формирование и сохранение психологического
здоровья школьников, т.к. способствует развитию
интересов младшего школьника к познанию
собственных возможностей, учит находить пути и
способы преодоления трудностей, способствует
установлению благоприятного психологического
климата в классе.

3

Департамент образования Администрации г. Екатеринбурга
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 36
им. М.П. Одинцова
620078, г. Екатеринбург, ул. Малышева, 134 тел. 8(343) 374-02-91, e-mail: soch36@eduekb.ru

СОДЕРЖАНИЕ
1.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА ................................................................................................... 5

2.

ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ.......................................................................................................................... 7

3.

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ................................................................................................ 8

4.

КАЛЕНДАРНЫЙ УЧЕБНЫЙ ГРАФИК .................................................................................... 10

6.

ФОРМЫ КОНТРОЛЯ И ОЦЕНОЧНЫЕ МАТЕРИАЛЫ ........................................................... 12

7.

МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА. 12

8.

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ......................................................................... 12

4

Департамент образования Администрации г. Екатеринбурга
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 36
им. М.П. Одинцова
620078, г. Екатеринбург, ул. Малышева, 134 тел. 8(343) 374-02-91, e-mail: soch36@eduekb.ru

1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа
«Театр» (далее
программа) имеет
художественно эстетическую
направленность и разработана для детей начальной школы. Программа
психологических занятий направлена на формирование и сохранение
психологического здоровья школьников, т.к. способствует развитию
интересов младшего школьника к познанию собственных возможностей,
учит находить пути и способы преодоления трудностей, способствует
установлению благоприятного психологического климата в классе.
Программа разработана в соответствии со следующими нормативно–
правовыми актами:
1. Федеральный Закон №273– ФЗ от 29.12.2012 «Об образовании в
Российской Федерации».
2. Концепция развития дополнительного образования детей (Распоряжение
Правительства Российской Федерации от 04.09. 2014 №1726– р).
3. Постановление главного государственного санитарного врача Российской
Федерации от 28.09.2020 №28 «Об утверждении санитарных правил СП
2.4.3648– 20 «Санитарно– эпидемиологические требования к организациям
воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»
4. Постановление
Главного
государственного
санитарного
врача
Российской Федерации от 28.01.2021 г. № 2 «Об утверждении санитарных
правил и норм СанПиН 1.2.3685– 21 «Гигиенические нормативы и
требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека
факторов среды обитания»
5. Приказ
Министерства
Просвещения
Российской
Федерации
(Минпросвещения России) от 09.11.2018 №196 «Об утверждении Порядка
организации и осуществления образовательной деятельности по
дополнительным общеобразовательным программам».
6. Устав МАОУ СОШ № 36.
Актуальность программы.
Актуальность программы определяется необходимостью социализации
ребёнка в современном обществе, его жизненного и профессионального
самоопределения. Программа объединяет в себе различные аспекты
театрально-творческой
деятельности,
необходимые
как
для
профессионального становления, так и для практического применения в
жизни.
Театрализованная деятельность является способом самовыражения,
средством снятия психологического напряжения, предполагает развитие
5

Департамент образования Администрации г. Екатеринбурга
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 36
им. М.П. Одинцова
620078, г. Екатеринбург, ул. Малышева, 134 тел. 8(343) 374-02-91, e-mail: soch36@eduekb.ru

активности, инициативы учащихся, их индивидуальных склонностей и
способностей.
Сценическая работа детей – это проверка действием множества
межличностных отношений. В репетиционной работе приобретаются навыки
публичного поведения, взаимодействия друг с другом, совместной работы и
творчества.Содержание курса учитывает возрастные особенности и
позволяет реализовывать индивидуальные запросы обучающихся на уровне
начального общего образования. Традиционные подходы к структуре и
содержанию курса в программе актуализированы с учётом требований
ФГОС.
Программа строится на следующих дидактических принципах:
Принцип доступности – соответствие возрастным и индивидуальным
особенностям.
Коммуникативный
принцип
–
способствует
формированию
коммуникативных навыков и навыков выстраивание эффективного
межличностного взаимодействия.
Гуманистический принцип – созданиеблагоприятныхусловий для
равноправного взаимодействия педагога и воспитуемого, основанного
напризнаниииндивидуальностииценностикаждогоребенкакак личности.
Принцип связи обучения с жизнью (связи теории с практикой)– это
принцип, ориентирующий педагога на необходимость гармоничной связи
научных знаний и практики повседневной жизни. Значимость практики в
процессе обучения заключается в том, что она является: одним из основных
источников познавательной деятельности учащихся; единственным
действительно объективным критерием истинности получаемых знаний;
областью, показывающей значимость получаемых знаний и применение в
практической деятельности.
Принцип коллективности – предполагает, что социальное воспитание,
осуществляясь
в
коллективах
различного
типа,даетрастущему
человекуопытжизни в обществе,опытвзаимодействиясокружающими, а также
можетсоздаватьусловиядляпозитивнонаправленныхсамопознания,самоопреде
ления,самореализациии
самоутверждения,
а
в
целом
–
для
приобретенияопытаадаптации и обособления в обществе.
Принцип сознательности и активностисостоит в формировании
мотивов обучения и применения интересов познавательного характера,
формировании познавательных склонностей и использовании различных
образовательных
методов,
например,
дискуссий,
деловых
игр,
соревновательных элементов и т.п.
Принцип междисциплинарной интеграции – применим к смежным
дисциплинам (занятия по культуре речи, литературе, живописи, технологии);
6

Департамент образования Администрации г. Екатеринбурга
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 36
им. М.П. Одинцова
620078, г. Екатеринбург, ул. Малышева, 134 тел. 8(343) 374-02-91, e-mail: soch36@eduekb.ru

Принцип креативности – предполагает максимальную ориентацию на
творчество подростка, на развитие психофизических ощущений,
раскрепощение личности.
Атмосфера доверия, сотрудничества учащихся и педагога,
содержательная работа с дидактическим материалом, обращение к личному
опыту учащихся, связь с другими видами искусств, способствует успешному
развитию индивидуальности учащегося.
Образовательный процесс строится в соответствии с возрастными,
психологическими возможностями и особенностями ребят.
Адресат программы: обучающиеся 1– 11ых классов.
Режим занятий:6 раза в неделю по 1 часу, продолжительность 1 часа – 40
минут.
Объем программы: 198 часа.
Срок освоения программы:1 год.
Уровень программы: базовый.
Формы обучения: очная.
Формы организации процесса: группа от 10 до 30 человек.
Методы и формы работы:
– интерактивное занятие с элементами тренинга;
– фронтальная беседа;
– дискуссия;
− метод совместного обсуждения;
− моделирование и анализ ситуаций;
– практические занятия);
– психогимнастика;
– рисуночные методы;
– техники и приёмы саморегуляции;
Сами занятия не имеют определённую структурированы. Но все
занятия можно поделить на несколько этапов: изучение материала,
репетиция, представление.
2. ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ
Цель программы: создание образовательной среды, способствующей
развитию социальных, интеллектуальных, творческих интересов учащихся
средствами театрального искусства.
Задачи:
предметные:
- познакомить с основными понятиями по теории и истории театрального
искусства;
- освоить базовые знания, умения и навыки, предметные компетенции;
7

Департамент образования Администрации г. Екатеринбурга
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 36
им. М.П. Одинцова
620078, г. Екатеринбург, ул. Малышева, 134 тел. 8(343) 374-02-91, e-mail: soch36@eduekb.ru

- сформировать речевую культуру;
- развить познавательные интересы через расширение представлений о видах
театрального искусства;
личностные:
- формирование социального опыта;
- развитие личностных, ценностно-смысловых, общекультурных, учебнопознавательных, коммуникативных компетенций;
- развитие внутренней (воля, память, мышление, внимание, воображение,
подлинность в ощущениях) и внешней (чувства ритма, темпа, чувства
пространства и времени, вера в предлагаемые обстоятельства) техники
актера;
метапредметные:
- формирование потребности в саморазвитии, самостоятельности,
ответственности, активности, эрудиции, нестандартных приемах и решениях
при реализации творческих идей;
- развитие умения использовать приобретенные знания и навыки,
самостоятельно их концентрировать и выражать в творческой деятельности;
- формирование аналитического мышления, умения объективно оценивать
свою деятельность.
3. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Предметные
− сформированы начальные представления о себе как личности, о
межличностном взаимодействие, о социально-психологических явлениях;
− сформированы навыкиадаптивного поведения, в т.ч. жизнестойкого
поведения,
безопасного выражения чувств и эмоций, безопасного и
эффективного взаимодействия с окружающим миром.
Метапредметные
− познавательные психические процессы (память, мышление, внимание,
восприятие, речь) и творческие способности развиты в соответствии с
возрастной нормой;
− регулятивные уменияразвиты в соответствии с возрастной нормой и
активно используются на практике(ставить цели, планировать собственную
деятельность и способы достижения результата, осуществлять контроль и
коррекцию деятельности и др.);
− коммуникативные уменияразвиты в соответствии с возрастной нормой и
активно используются на практике(планирование учебного сотрудничества,
умение полно и точно выражать свои мысли в соответствии с задачами
коммуникации, умение эффективно решать конфликтные ситуации);
− учебная мотивации развита на уровне не ниже среднего.
8

Департамент образования Администрации г. Екатеринбурга
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 36
им. М.П. Одинцова
620078, г. Екатеринбург, ул. Малышева, 134 тел. 8(343) 374-02-91, e-mail: soch36@eduekb.ru

Личностные
− сформированы личностные качества успешного школьника в соответствии
с психологическими особенностями младшего школьного возраста (уважение
в отношениях с окружающими доброжелательность, отзывчивость,
самостоятельность, ответственность, начальные навыки планирования,
целеполагания и др.);
− эмоциональный
интеллект
развит
на
уровне
«эмоциональная
осведомленность», «управление своими эмоциями», «эмпатия».

9

Департамент образования Администрации г. Екатеринбурга
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 36 им. М.П. Одинцова
620078, г. Екатеринбург, ул. Малышева, 134 тел. 8(343) 374-02-91, e-mail: soch36@eduekb.ru

4. КАЛЕНДАРНЫЙ УЧЕБНЫЙ ГРАФИК
Календарный учебный график на2025-2026учебный год

Зачетные сессии
9,11 классы
I -21,23,28,30 октября 2025 г.
II- 29 января 3,5,10 февраля 2026 г.

8,10 классы
I- 2,4,9,11 декабря 2025 г.
II- 5,7,12,14 мая 2026 г.

нерабочие праздничные дни в РФ
каникулы в МАОУ СОШ №36

окончание триместра, выставление итоговых отметок
* - 01.11.2025 рабочая суббота (перенос с 03.11.2025)

10

Департамент образования Администрации г. Екатеринбурга
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 36
им. М.П. Одинцова
620078, г. Екатеринбург, ул. Малышева, 134 тел. 8(343) 374-02-91, e-mail: soch36@eduekb.ru

5. УЧЕБНЫЙ (ТЕМАТИЧЕСКИЙ) ПЛАН
Учебный процесс в рамках данной программы организуется
посредством интерактивного метода, создающего максимально комфортные
условия, при которых обучающийся будет чувствовать свою успешность и
интеллектуальную состоятельность.
Созданные условия, средствами интерактивных методов обучения,
положительно сказываются на продуктивности образовательного процесса,
позволяют учащимся получать знания, умения и навыки в комфортных
психологических условиях. Схема интерактивных методов обучения
строится на схемах взаимодействия «педагог – обучающиеся» и
«обучающийся – обучающийся». Данные схемы подразумевают, что к
процессу обучения привлекает не только педагог, но и сами учащиеся
посредством взаимодействия друг на друга. Взаимодействие «учащийся –
учащийся» способствует повышению учебной мотивации, проявлению
инициативности в процессе обучения.
№
П\П
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10

Тема

Театр – что это?
История театра?
Кто такой актёр театра?
Важные элементы театра.
Работа над сценической речью.
Упражнение на ракрепощение.
Упражнение на актёрскую игру.
Работа над сценками ко «Дню матери»
Работа над новогодней постановкой
Работа над проектом к праздникам 23 февраля и
8 марта
11 Подготовка кукольного театра по сказкам
12 Подготовка к празднику «День Победы»

Количество
часов
2
2
2
2
10
2
10
20
50
20
48
30

Всего 198 часа
Каждая тема включает в себя не только теоретическую часть, но и
практическую, где учащиеся развивают и совершенствуют свои способности,
практикуются в создании костюмов, декораций, изучают на практике
различные виды театрального искусства.

11

Департамент образования Администрации г. Екатеринбурга
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 36
им. М.П. Одинцова
620078, г. Екатеринбург, ул. Малышева, 134 тел. 8(343) 374-02-91, e-mail: soch36@eduekb.ru

6. ФОРМЫ КОНТРОЛЯ И ОЦЕНОЧНЫЕ МАТЕРИАЛЫ
Контроль осуществляется за счёт театральных представлений и
выступлений на праздниках.
7. МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
Материально–технические условия реализации: занятия проводятся в
кабинете и актовом зале, оснащенными стульями, столами, канцелярией.
8. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
1. Гарькавая, Т. С. Как
научить
младших
школьников
учиться
самостоятельно / Т. С. Гарькавая. — М.: Дикта, 2012. — 160 с.
2. Завьялова, Т. Я. Сборник игровых занятий по развитию памяти,
внимания, мышления и воображения у младших школьников / Т. П.
Завьялова, И. В. Стародубцева. — М.: Аркти, 2008. — 56 с.
3. Шадриков, В. Д. Развитие младших школьников в различных
образовательных системах / В. Д. Шадриков, Н. А. Зиновьева, М. Д.
Кузнецова. — М.: Логос, 2011. — 232 с.
4. Энциклопедия психодиагностики: в 4 т. Т. 1: Психодиагностика детей. —
Раздел «Младший школьный возраст». — Самара : Бахрах-М, 2008. — С.
177—231.
5. Битяпова, М. Р. Профессия — школьник. Программа формирования
индивидуального стиля познавательной деятельности у младших школьников
: учебно-методическое пособие для школьных психологов и педагогов / М. Р.
Битянова, Т. В. Азарова, Т. В. Земских. — М.: Генезис, 2000. — 108 с.
6. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе:
от действия к мысли : пособие для учителя / иод ред. А. Г. Асмолова. — М.:
Просвещение, 2008. — 151 с.
7. Савенкову А. И. Маленький исследователь: как научить младшего
школьника приобретать знания / А. И. Савенков. — Ярославль: Академия
развития, 2002. — 208 с.
8. Савенкову А. И. Методика исследовательского обучения младших
школьников /А. И. Савенков. — 2-е изд. — Самара : Учебная литература,
2006. — 119 с.
9. Хухлаева, О. В. Школьная психологическая служба. Работа с педагогами
/О. В. Хухлаева. — М.: Генезис, 2008. — 192 с.

12


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».