Департамент образования Администрации г. Екатеринбурга
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 36
им. М.П. Одинцова
620078, г. Екатеринбург, ул. Малышева, 134 тел. 8(343) 374-02-91, e-mail: soch36@eduekb.ru
ПРИНЯТО
на заседании педагогического совета
МАОУ СОШ № 36
Протокол № 1 от «29» августа 2025 г.
УТВЕРЖДАЮ
Директор МАОУ СОШ № 36
______________А.С. Бабушкина
Приказ № 166– ТД от «27» августа
2025 г.
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа
социально-гуманитарной направленности
«Нейрофитнес»
Автор-составитель: Ларионова Яна Александровна
учитель-дефектолог
г. Екатеринбург, 2024 год
Департамент образования Администрации г. Екатеринбурга
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 36
им. М.П. Одинцова
620078, г. Екатеринбург, ул. Малышева, 134 тел. 8(343) 374-02-91, e-mail: soch36@eduekb.ru
Паспорт программы
Название программы
Нормативные
основания для
разработки программы
Составитель программы
Направленность
программы
Форма реализациип
рограммы
Срок реализации
программы
Класс
Категория
обучающихся
Уровень освоения
программы
Дополнительная
общеобразовательная
общеразвивающая программа начального общего
образования «Нейрофитнес»
1. Федеральный Закон №273– ФЗ от 29.12.2012 «Об
образовании в Российской Федерации».
2. Концепция развития дополнительного образования
детей (Распоряжение Правительства Российской
Федерации от 04.09. 2014 №1726– р).
3. Постановление
главного
государственного
санитарного врача Российской Федерации от
28.09.2020 №28 «Об утверждении санитарных правил
СП 2.4.3648– 20 «Санитарно– эпидемиологические
требования к организациям воспитания и обучения,
отдыха и оздоровления детей и молодежи»
4. Постановление
Главного
государственного
санитарного врача Российской Федерации от
28.01.2021 г. № 2 «Об утверждении санитарных правил
и норм СанПиН 1.2.3685– 21 «Гигиенические
нормативы и требования к обеспечению безопасности
и (или) безвредности для человека факторов среды
обитания»
5. Приказ Министерства Просвещения Российской
Федерации (Минпросвещения России) от 09.11.2018
№196 «Об утверждении Порядка организации и
осуществления образовательной деятельности по
дополнительным общеобразовательным программам».
6. Устав МАОУ СОШ № 36.
Ларионова Яна Александровна, учитель-дефектолог
Социально-гуманитарная
Очная
1 год
1-4
Обучающиеся начальной школы
Базовый
2
Департамент образования Администрации г. Екатеринбурга
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 36
им. М.П. Одинцова
620078, г. Екатеринбург, ул. Малышева, 134 тел. 8(343) 374-02-91, e-mail: soch36@eduekb.ru
Краткая аннотация
программы
дополнительногоо
бразованиядетей
Дополнительная
общеобразовательная
общеразвивающая программа «Нейропсихология»
направлена на улучшение памяти и концентрации
внимания,
повышение
качества
учебной
деятельности,
устной и письменной речи,
стабилизация эмоционального фона, также занятия
позволяют ребенку стать более внимательным,
собранным,
спокойным,
активизируют
мыслительные процессы, благотворно влияют на
физическое и эмоциональное здоровье.
3
Департамент образования Администрации г. Екатеринбурга
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 36
им. М.П. Одинцова
620078, г. Екатеринбург, ул. Малышева, 134 тел. 8(343) 374-02-91, e-mail: soch36@eduekb.ru
СОДЕРЖАНИЕ
1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА ................................................................... 5
2. ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ .......................................................................................... 8
3. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ................................................................ 8
4. КАЛЕНДАРНЫЙ УЧЕБНЫЙ ГРАФИК .................................................... 10
6. УЧЕБНЫЙ ПЛАН ........................................................................................ 14
7. МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА............................................................... 14
8. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ......................................... 14
4
Департамент образования Администрации г. Екатеринбурга
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 36
им. М.П. Одинцова
620078, г. Екатеринбург, ул. Малышева, 134 тел. 8(343) 374-02-91, e-mail: soch36@eduekb.ru
1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа
«Нейрофитнес» (далее программа) имеет социально-гуманитарную
направленность и разработана для детей начальной школы. Программа
занятий направлена на улучшение памяти и концентрации внимания,
повышение качества игровой и учебной деятельности, устной и письменной
речи, стабилизация эмоционального фона, также занятия позволяют ребенку
стать более внимательным, собранным, спокойным, активизируют
мыслительные процессы, благотворно влияют на физическое и эмоциональное
здоровье.
Программа разработана в соответствии со следующими нормативно–
правовыми актами:
1.
Федеральный Закон №273– ФЗ от 29.12.2012 «Об образовании в
Российской Федерации».
2.
Концепция развития дополнительного образования детей
(Распоряжение Правительства Российской Федерации от 04.09. 2014 №1726–
р).
3.
Постановление главного государственного санитарного врача
Российской Федерации от 28.09.2020 №28 «Об утверждении санитарных
правил СП 2.4.3648– 20 «Санитарно– эпидемиологические требования к
организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и
молодежи»
4.
Постановление Главного государственного санитарного врача
Российской Федерации от 28.01.2021 г. № 2 «Об утверждении санитарных
правил и норм СанПиН 1.2.3685– 21 «Гигиенические нормативы и требования
к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов
среды обитания»
5.
Приказ Министерства Просвещения Российской Федерации
(Минпросвещения России) от 09.11.2018 №196 «Об утверждении Порядка
организации и осуществления образовательной деятельности по
дополнительным общеобразовательным программам».
6.
Устав МАОУ СОШ № 36.
Актуальность программы.
В последнее время отмечается увеличение количества школьников с
различными нарушениями в физическом и психическом развитии, с
затруднениями в обучении и трудностями в адаптации. В связи с этим, перед
педагогами ОО всё более востребованным становится поиск новых,
эффективных психолого-педагогических методов и форм работы,
направленных на полноценное и всестороннее развитие школьников. Одним
из актуальных направлений внедрения инновационных методов в
коррекционный образовательный процесс является применение элементов
нейрофитнеса.
5
Департамент образования Администрации г. Екатеринбурга
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 36
им. М.П. Одинцова
620078, г. Екатеринбург, ул. Малышева, 134 тел. 8(343) 374-02-91, e-mail: soch36@eduekb.ru
Нейрофитнес — это комплекс многофункциональных упражнений,
направленных на разностороннюю тренировку мозга. Нейрофитнес состоит из
целого спектра простых упражнений. Упражнения для мозга позволяют
решить множество задач, связанных не только с работой мозга в целом, но и с
познавательными способностями.
Таким образом, нейрофитнес - уникальная методика комплексного,
естественного и безопасного развития умственных и физических
способностей детей, основанная на системе специально разработанных
нейропсихологических
упражнений.
Программа
направлена
на
совершенствование памяти и мыслительных способностей, концентрации
внимания, скорости реакции и координации движений, межполушарного
взаимодействия и пространственного мышления, мелкой и крупной моторики,
навыка управления собственными эмоциями, что в конечном итоге повышает
самооценку ребенка и позволяет добиться успехов в учебе.
Нейрофитнес не является медицинским методом. Это тренировка для
мозга, подобно тому, как физкультура — тренировка для мышц тела.
Программа строится на следующих дидактических принципах:
Принцип замещающего онтогенеза, основанный на ретроспективном
воспроизведении тех участков онтогенеза (индивидуального развития)
ребенка, которые по тем или иным причинам не были полностью освоены.
Принцип природосообразности.
Принципы системности.
Принципы единства диагностики и коррекции.
Деятельностный принцип коррекции.
Принцип комплексности коррекционного воздействия.
Принцип активного привлечения ближайшего социального окружения к
участию в коррекционной программе.
Адресат программы: обучающиеся 1-4х классов.
Режим занятий: 1 раз в неделю по 1 акк.часу, продолжительность 1 акк.
часа - 40 минут.
Объем программы: 34 часа.
Срок освоения программы: 1 год.
Уровень программы: базовый.
Формы обучения: очная.
Формы организации процесса: группа от 5 до 15 человек.
Методы и формы работы:
фронтальная беседа;
дискуссия;
метод совместного обсуждения;
продуктивные игры (коммуникативные, имитационные, подвижные и
др.);
рисуночные методы;
техники и приёмы саморегуляции;
6
Департамент образования Администрации г. Екатеринбурга
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 36
им. М.П. Одинцова
620078, г. Екатеринбург, ул. Малышева, 134 тел. 8(343) 374-02-91, e-mail: soch36@eduekb.ru
комплексы кинезиологических упражнений;
Структура занятия:
- кинезиологические упражнения – 10 минут;
- когнитивные игры – 10 минут;
- игры с нейротренажёрами – 10 минут;
- мозжечковая стимуляция – 5 минут;
- релаксация – 4-5 минут.
Кинезиологические упражнения – это комплекс движений позволяющих
активизировать межполушарное взаимодействие, что помогают улучшить:
память, внимание, речь, пространственные представления, мелкую и общую
моторику, снизить утомляемость, повысить способность к произвольному
контролю.
Когнитивные игры – направлены на развитие схемы тела, ориентировки
в пространстве, квазипространственных представлений, зрительных,
слуховых и кинестетических представлений.
Нейротренажёры – стимулируют гармоничное взаимодействие
полушарий головного мозга, развивают концентрацию и устойчивость
внимания, улучшают мелкую и общую моторику, развивают координацию
движений, формируют умение ориентироваться в пространстве.
Мозжечковая стимуляция – это комплекс физических упражнений,
направленных на развитие участков мозга, отвечающих за формирование
речи, поведение ребенка.
7
Департамент образования Администрации г. Екатеринбурга
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 36
им. М.П. Одинцова
620078, г. Екатеринбург, ул. Малышева, 134 тел. 8(343) 374-02-91, e-mail: soch36@eduekb.ru
2.
ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ
Цель: формирование способности взаимодействия с собственным телом
и развитие межполушарной связи у детей младшего школьного возраста через
различные виды кинезиологических упражнений.
Основные задачи программы:
Образовательные
✓ формирование смыслообразующих функций психических процессов и
произвольной саморегуляции (от механического принятия и
выполнения ребенком строго заданной, развернутой инструкции
педагога к постепенному переходу к совместному, а затем и
самостоятельному созданию им программы деятельности, ее реализации
и контролю за результатами);
Развивающие
✓ развитие навыков ведения коллективной (совместной) деятельности;
✓ развитие высших психических функций;
✓ развитие тонкой моторики (возможность точного выполнения
изолированных движений, дифференцированных положений пальцев
рук, развитие мелкой мускулатуры пальцев рук);
✓ оптимизация и стабилизация общего тонуса тела (развитие плавности,
переключаемости и точности движений);
✓ развитие произвольной регуляции движений;
✓ обеспечение приемов и тонкого анализа модально-специфической
информации (развитие пространственного восприятия и сенсомоторной
координации
–
тактильной,
двигательной,
кинестетической,
динамической, зрительной, слуховой);
Воспитательные
✓ умения адекватно выражать эмоциональные состояния;
✓ формирование и развитие личностных качеств успешного школьника в
соответствии с психологическими особенностями младшего школьного
возраста.
3.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Предметные
У ребенка формируется ощущение собственного тела и пространства
вокруг себя – проприорецепция.
Развивается зрительно-моторная координация, способность точно
направлять движение рук, пальцев.
Развивается зрительное и слуховое внимание.
Метапредметные
Познавательные психические процессы (память, мышление, внимание,
восприятие, речь) и творческие способности развиты в соответствии с
возрастной нормой;
Регулятивные умения развиты в соответствии с возрастной нормой и
активно используются на практике (ставить цели, планировать
8
Департамент образования Администрации г. Екатеринбурга
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 36
им. М.П. Одинцова
620078, г. Екатеринбург, ул. Малышева, 134 тел. 8(343) 374-02-91, e-mail: soch36@eduekb.ru
собственную деятельность и способы достижения результата,
осуществлять контроль и коррекцию деятельности и др.);
Способности к концентрации и устойчивости произвольного внимания;
совершенствованию тонкой моторики рук (в том числе согласованных
движений обеих рук).
Личностные
Развитые навыки социализации, особенно способности к социальному
прогнозированию (вследствие высокой импульсивности детям трудно
представить последствия собственных поступков, разобраться в мотивах
поведения окружающих; им нужно разъяснять и показывать алгоритмы
общения с окружающими людьми);
Умение следовать инструкции взрослого человека.
9
Департамент образования Администрации г. Екатеринбурга
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 36 им. М.П. Одинцова
620078, г. Екатеринбург, ул. Малышева, 134 тел. 8(343) 374-02-91, e-mail: soch36@eduekb.ru
4. КАЛЕНДАРНЫЙ УЧЕБНЫЙ ГРАФИК
10
Департамент образования Администрации г. Екатеринбурга
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 36
им. М.П. Одинцова
620078, г. Екатеринбург, ул. Малышева, 134 тел. 8(343) 374-02-91, e-mail: soch36@eduekb.ru
5. УЧЕБНЫЙ (ТЕМАТИЧЕСКИЙ) ПЛАН
Учебный процесс в рамках данной программы организуется
посредством интерактивного метода, создающего максимально комфортные
условия, при которых обучающийся будет чувствовать свою успешность и
интеллектуальную состоятельность.
Созданные условия, средствами интерактивных методов обучения,
положительно сказываются на продуктивности образовательного процесса,
позволяют учащимся получать знания, умения и навыки в комфортных
психологических условиях. Схема интерактивных методов обучения строится
на схемах взаимодействия «педагог – обучающиеся» и «обучающийся –
обучающийся». Данные схемы подразумевают, что к процессу обучения
привлекает не только педагог, но и сами учащиеся посредством
взаимодействия друг на друга. Взаимодействие «учащийся – учащийся»
способствует повышению учебной мотивации, проявлению инициативности в
процессе обучения.
№
п/п
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
Разделы
Раздел 1. Развитие высших психических функций
Развитие памяти
Развитие внимания
Развитие мышления
Развитие воображение
Раздел 2. Когнитивные упражнения
Компенсаторные упражнения
Раздел 3. Кинезиологические упражнения
Растяжки
Глазодвигательные упражнения
Моторика
Раздел 4. Базовые упражнения
Базовые сенсомоторные упражнения
Базовые сенсомоторные взаимодействия с опорой на
графическую деятельность
Итого:
Кол-во часов
2
2
2
1
4
5
3
4
6
5
34
Чередование (последовательность) тематических разделов
определяется особенностями проблематики и соответствующих целей,
задач коррекции.
11
Департамент образования Администрации г. Екатеринбурга
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 36
им. М.П. Одинцова
620078, г. Екатеринбург, ул. Малышева, 134 тел. 8(343) 374-02-91, e-mail: soch36@eduekb.ru
Календарно-тематическое планирование
Месяц
Сентябрь
Октябрь
Ноябрь
Декабрь
Содержание занятия
- Кинезиологические упражнения: «Кулак – ребро - ладонь»,
«Фонарики», «Ухо - нос».
- Когнитивные игры: выполнение упражнений «Замоминай-ка»,
«Опиши предмет», «Найди слово», «Бином» в рабочих листах.
- Игра с нейротренажёром: игры с межполушарными досками
«Нейромедиаторы», «Хлопай, топай, стучи», «Нейроладошки».
- Мозжечковая стимуляция: выполнение упражнений на
спортивном балансире, упражнения на «Нейроскакалке»,
выполнение упражнений с «Кольцебросом», прохождение
полосы препятствий на координационной дорожке.
- Кинезиологические упражнения: «Зайчик - коза – вилка»,
«Лягушки», «Цепочка».
- Когнитивные игры: выполнение упражнений «Исключение
понятий», «Найди предмет», «Составь строку», «Логические
задачи» в рабочих листах.
- Игра с нейротренажёром: игры с межполушарными досками
«Нейромедиаторы», «Хлопай, топай, стучи», «Нейроладошки».
- Мозжечковая стимуляция: выполнение упражнений на
спортивном балансире, упражнения на «Нейроскакалке»,
выполнение упражнений с «Кольцебросом», прохождение
полосы препятствий на координационной дорожке.
- Кинезиологические упражнения: «Флажок – рыбка –
лодочка», «Змейка», «Лезгинка».
- Когнитивные игры: выполнение упражнений «Книжная
полка», «Запоминание стихов», «Составь слово», «Продолжи
числовой ряд» в рабочих листах.
- Игра с нейротренажёром: игры с межполушарными досками
«Нейромедиаторы», «Хлопай, топай, стучи», «Нейроладошки».
- Мозжечковая стимуляция: выполнение упражнений на
спортивном балансире, упражнения на «Нейроскакалке»,
выполнение упражнений с «Кольцебросом», прохождение
полосы препятствий на координационной дорожке.
- Кинезиологические упражнения: «Дом – ёжик – замок»,
«Лошадка», «Наша кошка».
- Когнитивные игры: выполнение упражнений «Алфавит»,
«Зарисуй и запомни», «Счёт с помехой», «Вставь недостающее
слово» в рабочих листах.
- Игра с нейротренажёром: игры с межполушарными досками
«Нейромедиаторы», «Хлопай, топай, стучи», «Нейроладошки».
- Мозжечковая стимуляция: выполнение упражнений на
спортивном балансире, упражнения на «Нейроскакалке»,
выполнение упражнений с «Кольцебросом», прохождение
полосы препятствий на координационной дорожке.
Кол-во
часов
4
4
4
4
12
Департамент образования Администрации г. Екатеринбурга
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 36
им. М.П. Одинцова
620078, г. Екатеринбург, ул. Малышева, 134 тел. 8(343) 374-02-91, e-mail: soch36@eduekb.ru
Январь
Февраль
Март
Апрель
май
- Кинезиологические упражнения: «Гусь – курица – петух»,
«Крюки», «Симметричные рисунки».
- Когнитивные игры: выполнение упражнений «Фотопамять»,
«Найди отличия», «Не зевай! Продолжай», «Разноцветные
лесенки» в рабочих листах.
- Игра с нейротренажёром: игры с межполушарными досками
«Нейромедиаторы», «Хлопай, топай, стучи», «Нейроладошки».
- Мозжечковая стимуляция: выполнение упражнений на
спортивном балансире, упражнения на «Нейроскакалке»,
выполнение упражнений с «Кольцебросом», прохождение
полосы препятствий на координационной дорожке.
- Кинезиологические упражнения: «Ножницы – собака –
лошадь», «Ухо – нос – хлопок», «Цепочка».
- Когнитивные игры: выполнение упражнений «Неправильные
раскраски», «Выполни по образцу», «Близнецы», «Цифровая
таблица» в рабочих листах.
- Игра с нейротренажёром: игры с межполушарными досками
«Нейромедиаторы», «Хлопай, топай, стучи», «Нейроладошки».
- Мозжечковая стимуляция: выполнение упражнений на
спортивном балансире, упражнения на «Нейроскакалке»,
выполнение упражнений с «Кольцебросом», прохождение
полосы препятствий на координационной дорожке.
- Кинезиологические упражнения: «Зайчик – колечко –
цепочка», «Фонарики», «Лезгинка».
- Когнитивные игры: выполнение упражнений «Бребусы»,
«Инопланетяне», «Маленький учитель», «Задачи со спичками»
в рабочих листах.
- Игра с нейротренажёром: игры с межполушарными досками
«Нейромедиаторы», «Хлопай, топай, стучи», «Нейроладошки».
- Мозжечковая стимуляция: выполнение упражнений на
спортивном балансире, упражнения на «Нейроскакалке»,
выполнение упражнений с «Кольцебросом», прохождение
полосы препятствий на координационной дорожке.
- Кинезиологические упражнения: «Сарай – дом с трубой –
пароход», «Змейка», «Лошадка».
- Когнитивные игры: выполнение упражнений «Рассеянный
крокодил», «Игра в слова», «Вставь букву А», «Выбери два
главных слова» в рабочих листах.
- Игра с нейротренажёром: игры с межполушарными досками
«Нейромедиаторы», «Хлопай, топай, стучи», «Нейроладошки».
- Мозжечковая стимуляция: выполнение упражнений на
спортивном балансире, упражнения на «Нейроскакалке»,
выполнение упражнений с «Кольцебросом», прохождение
полосы препятствий на координационной дорожке.
- Кинезиологические упражнения: «Крюки», «Дом – ёжик –
замок», «Лягушка».
- Когнитивные игры: выполнение упражнений «Человечки»,
«Что было сначала…», «Точки», «Хлопки» в рабочих листах.
4
4
4
4
4
13
Департамент образования Администрации г. Екатеринбурга
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 36
им. М.П. Одинцова
620078, г. Екатеринбург, ул. Малышева, 134 тел. 8(343) 374-02-91, e-mail: soch36@eduekb.ru
- Игра с нейротренажёром: игры с межполушарными досками
«Нейромедиаторы», «Хлопай, топай, стучи», «Нейроладошки».
- Мозжечковая стимуляция: выполнение упражнений на
спортивном балансире, упражнения на «Нейроскакалке»,
выполнение упражнений с «Кольцебросом», прохождение
полосы препятствий на координационной дорожке.
6. ФОРМЫ КОНТРОЛЯ И ОЦЕНОЧНЫЕ МАТЕРИАЛЫ
До начала реализации программы и по ее завершению проводится
диагностика и осуществляется анализ динамики результатов. Диагностика
проводиться в виде наблюдения. Бланк Наблюдения прилагается
(Приложение1).
7. МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
Материально–технические условия реализации: для реализации данной
программы требуется кабинет для занятий, столы, стулья по количеству детей,
индивидуальные рабочие листы для выполнения упражнений, канцелярия,
неротренажёры по количеству детей.
8. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
1. Балашова Е.Ю., Ковязина М.С. «Нейропсихологическая диагностика в
вопросах и ответах» М.: Генезис 2017 г.
2. Визель Т.Г. Основы нейропсихологии: М.: Изд. В. Секачев, 2016 г.
3. Выготский Л.С. «Мышление и речь» М.: «Национальное образование» 2016
г.
4. Глозман Ж. М. Нейропсихология детского возраста: учеб. Пособие для студ.
высш. учеб. заведений. — М. : Издательский центр «Академия», 2009. — 272
с. ISBN 978-5-7695-4758-4
5. Глозман Ж.М. Нейропсихологическое обследование. Качественная и
количественная оценка данных. М.: Смысл, 2012
6. Микадзе Ю. В. Нейропсихология детского возраста: Учебное пособие. —
СПб.: Питер, 2008. — 288 с.: ил. — (Серия «Учебное пособие»). ISBN 978-5318-00752-1.
7. Микадзе Ю. В. Нейропсихология индивидуальных различий в детском
возрасте: Автореф. докт. дис. — М.: МГУ, 1999.
8. Практическая нейропсихология. Опыт работы с детьми, испытывающими
трудности в обучении. Под редакцией Ж.М.Глозман. М. :Теревинф, 2016 113
9. Семаго Н.Я., Семаго М.М. Диагностический альбом для оценки развития
познавательной деятельности ребенка (ОРПДР) Издательство: АЙРИС
дидактика: 2007.
10. Семенович А. В. Нейропсихологическая диагностика и коррекция в
детском возрасте. — М.: Академия, 2002.
14
Департамент образования Администрации г. Екатеринбурга
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 36
им. М.П. Одинцова
620078, г. Екатеринбург, ул. Малышева, 134 тел. 8(343) 374-02-91, e-mail: soch36@eduekb.ru
11. Семенович А. В., Гатина С. В., Серова Л. И., Сафронова Е. В., Пивоварова
Е. В. Схема нейропсихологического обследования детей.-М.: МГПУ, 1998.
12. Семенович А.В. «Введение в нейропсихологию детского возраста» М.:
Генезис 2017 г.
13. Семенович А.В. «Межполушарное взаимодействие» Хрестоматия М.:
Генезис 2018 г.
14. Семенович А.В. Нейропсихологическая коррекция в детском возрасте.
Метод замещающего онтогенеза, М.: Генезис, 2015
15. Семенович А.В., Вологдина Я.О., Ланина Т.Н.: Нейропсихологическая
профилактика и коррекция. Редактор: Торчинская М.О., Издательство: Дрофа,
2014г.
16. Фарбер Д. А., Дубровинская И. В. Мозговая организация когнитивных
процессов в дошкольном возрасте // Физиология человека, 1997. – Т. 23. – №
2. – С. 25-32.
17. Колганова В.С., Пивоварова Е.В. Нейропсихологические занятия с детьми.
- М.: Айрис-пресс, 2015.
18. Цветкова Л.С. Методика нейропсихологической диагностики детей. Изд.
2-е, исправленное и дополненное. - М.: "Российское педагогическое
агентство", "Когито-центр", 1998. - 128 с.
15
Департамент образования Администрации г. Екатеринбурга
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 36 им. М.П. Одинцова
620078, г. Екатеринбург, ул. Малышева, 134 тел. 8(343) 374-02-91, e-mail: soch36@eduekb.ru
Лист наблюдений «Нейрофитнес»
ФИ_____________________________________Класс_____________________________Дата_________________________
Физическое развитие
Крупная
Мелкая
моторика
моторика
Организац Произвольно
ия
сть
деятельно
Поведения/
сти
ВПФ
Гносис
Двигательные функции
ребенка
Зрительн
ый
Пространствен
ный
Саморегуля
ция
Темп
деятельности
Сенсомоторное развитие
Цвет, форма Размер/положе
ние в
пространстве
Познавательные процессы
Восприят Мышлен Воображен Вниман
ие
ие
ие
ие
Базовые сенсомоторные взаимодействия с
опорой на графическую деятельность
Левая
Правая
Двумя руками
рука
рука
Заключение:_____________________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________________________________
16