Департамент образования Администрации г. Екатеринбурга
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 36 им.
М.П. Одинцова
620078, г. Екатеринбург, ул. Малышева, 134 тел. 8(343) 374-02-91, e-mail: soch36@eduekb.ru
ПРИНЯТО
на заседании педагогического совета
МАОУ СОШ № 36
Протокол № 1 от «29» августа 2025г.
УТВЕРЖДАЮ
Директор МАОУ СОШ № 36
______________А.С. Бабушкина
Приказ № 166– ТД от «27» августа
2025 г.
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа
технической направленности
«Занимательная математика»
Автор-составитель: Лоскутова Ирина Ивановна,
Учитель начальных классов
г. Екатеринбург, 2025 го
Департамент образования Администрации г. Екатеринбурга
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 36 им.
М.П. Одинцова
620078, г. Екатеринбург, ул. Малышева, 134 тел. 8(343) 374-02-91, e-mail: soch36@eduekb.ru
Паспорт программы
Название программы
Дополнительная
общеобразовательная
общеразвивающая программа начального общего
образования «Занимательная математика»
Нормативные
1. Федеральный Закон №273– ФЗ от 29.12.2012 «Об
основания для
образовании в Российской Федерации».
разработки программы 2. Концепция развития дополнительного образования
детей (Распоряжение Правительства Российской
Федерации от 04.09. 2014 №1726– р).
3. Постановление
главного
государственного
санитарного врача Российской Федерации от
28.09.2020 №28 «Об утверждении санитарных правил
СП 2.4.3648– 20 «Санитарно– эпидемиологические
требования к организациям воспитания и обучения,
отдыха и оздоровления детей и молодежи»
4. Постановление
Главного
государственного
санитарного врача Российской Федерации от
28.01.2021 г. № 2 «Об утверждении санитарных правил
и норм СанПиН 1.2.3685– 21 «Гигиенические
нормативы и требования к обеспечению безопасности
и (или) безвредности для человека факторов среды
обитания»
5. Приказ Министерства Просвещения Российской
Федерации (Минпросвещения России) от 09.11.2018
№196 «Об утверждении Порядка организации и
осуществления образовательной деятельности по
дополнительным общеобразовательным программам».
6. Устав МАОУ СОШ № 36.
Составитель программы Лоскутова Ирина Ивановна, учитель начальных классов
Направленность
программы
Форма
реализации
программы
Срок
реализации
программы
Класс
Категория
обучающихся
Уровень
освоения
программы
Техническая
Очная
1 год
1-4
Обучающиеся начальной школы
Базовый
Департамент образования Администрации г. Екатеринбурга
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 36 им.
М.П. Одинцова
620078, г. Екатеринбург, ул. Малышева, 134 тел. 8(343) 374-02-91, e-mail: soch36@eduekb.ru
Краткая
аннотация
программы
дополнительного
образования детей
Дополнительная
общеобразовательная
общеразвивающая
программа
«Занимательная
математика» направлена на создание условий для
повышения уровня математического развития
учащихся, формирования логического мышления
посредством
освоения
основ
содержания
математической деятельности.
Департамент образования Администрации г. Екатеринбурга
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 36 им.
М.П. Одинцова
620078, г. Екатеринбург, ул. Малышева, 134 тел. 8(343) 374-02-91, e-mail: soch36@eduekb.ru
СОДЕРЖАНИЕ
1.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА ........................................................................................5
2.
ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ...............................................................................................................7
3.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ .....................................................................................7
4.
КАЛЕНДАРНЫЙ УЧЕБНЫЙ ГРАФИК.......................................................................... 12
5.
УЧЕБНЫЙ (ТЕМАТИЧЕСКИЙ) ПЛАН.......................................................................... 13
6. МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО
ПРОЦЕССА ............................................................................................................................. 19
7.
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ .............................................................. 19
Департамент образования Администрации г. Екатеринбурга
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 36 им.
М.П. Одинцова
620078, г. Екатеринбург, ул. Малышева, 134 тел. 8(343) 374-02-91, e-mail: soch36@eduekb.ru
1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Занимательная
математика» (далее программа) имеет техническую направленность и разработана для детей
начальной школы. Программа занятий направлена на создание условий для повышения
уровня математического развития учащихся, формирования логического мышления
посредством освоения основ содержания математической деятельности.
Программа разработана в соответствии со следующими нормативно–правовыми
актами:
1. Федеральный Закон №273– ФЗ от 29.12.2012 «Об образовании в Российской Федерации».
2. Концепция развития дополнительного образования детей (Распоряжение Правительства
Российской Федерации от 04.09. 2014 №1726– р).
3. Постановление главного государственного санитарного врача Российской Федерации от
28.09.2020 №28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648– 20 «Санитарно–
эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и
оздоровления детей и молодежи»
4. Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от
28.01.2021 г. № 2 «Об утверждении санитарных правил и норм СанПиН 1.2.3685– 21
«Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности
для человека факторов среды обитания»
5. Приказ Министерства Просвещения Российской Федерации (Минпросвещения России) от
09.11.2018 №196 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной
деятельности по дополнительным общеобразовательным программам».
6. Устав МАОУ СОШ № 36.
Актуальность программы определена тем, что младшие школьники должны иметь
мотивацию к обучению математики, стремиться развивать свои интеллектуальные
возможности.
Данная программа позволяет обучающимся ознакомиться со многими интересными
вопросами математики на данном этапе обучения, выходящими за рамки школьной
программы, расширить целостное представление о проблеме данной науки. Решение
математических задач, связанных с логическим мышлением закрепит интерес детей к
познавательной деятельности, будет способствовать развитию мыслительных операций и
общему интеллектуальному развитию.
Не менее важным фактором реализации данной программы является стремление
развить у обучающихся умений самостоятельно работать, думать, решать творческие задачи,
а также совершенствовать навыки аргументации собственной позиции по определенному
вопросу.
Содержание программы соответствует познавательным возможностям младших
школьников и предоставляет им возможность работать на уровне повышенных требований,
развивая учебную мотивацию.
Содержание занятий представляет собой введение в мир элементарной математики, а
также расширенный углубленный вариант наиболее актуальных вопросов базового
предмета – математики. Они содействуют развитию у детей математического образа
мышления: краткости речи, умелому использованию символики, правильному применению
математической терминологии и т.д.
Творческие работы, проектная деятельность и другие технологии, используемые в
системе работы программы, основаны на любознательности детей, которую следует
поддерживать и направлять. Данная практика поможет ему успешно овладеть не только обще
Департамент образования Администрации г. Екатеринбурга
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 36 им.
М.П. Одинцова
620078, г. Екатеринбург, ул. Малышева, 134 тел. 8(343) 374-02-91, e-mail: soch36@eduekb.ru
учебными умениями и навыками, но и осваивать более сложный уровень знаний по предмету,
достойно выступать на олимпиадах и участвовать в различных конкурсах.
Все вопросы и задания рассчитаны на работу школьников на занятии. Для
эффективности работа организуется с опорой на индивидуальную деятельность, с
последующим общим обсуждением полученных результатов.
Программа основана на следующих принципах:
•
Актуальность. Создание условий для повышения мотивации к обучению математики,
стремление развивать интеллектуальные возможности учащихся.
•
Научность. Математика – учебная дисциплина, развивающая умения логически
мыслить, видеть количественную сторону предметов и явлений, делать выводы, обобщения.
•
Системность. Курс строится от частных примеров (особенности решения отдельных
примеров) к общим (решение математических задач).
•
Практическая направленность. Содержание занятий кружка направлено на освоение
математической терминологии, которая пригодится в дальнейшей работе, на решение
занимательных задач, которые впоследствии помогут ребятам принимать участие в школьных
и городских олимпиадах и других математических играх и конкурсах.
•
Обеспечение мотивации. Во-первых, развитие интереса к математике как науке
физико-математического направления, во-вторых, успешное усвоение учебного материала на
уроках и выступление на олимпиадах по математике.
•
Реалистичность. С точки зрения возможности усвоения основного содержания
программы – возможно усвоение за 34 занятия.
•
Курс ориентационный. Он осуществляет учебно-практическое знакомство со многими
разделами математики, удовлетворяет познавательный интерес школьников к проблемам
данной точной науки, расширяет кругозор, углубляет знания в данной учебной дисциплине.
Адресат программы: обучающиеся 1– 4– ых классов.
Режим занятий: 1 раз в неделю по 1 часу, продолжительность 1 часа – 40 минут.
Объем программы: 32 часа в первом классе, 33 часа во 2-4 классе.
Срок освоения программы: 1 год.
Уровень программы: базовый.
Формы обучения: очная.
Формы организации процесса: группа от 10 до 20 человек.
1.Словесный метод:
• Рассказ
(специфика деятельности учёных математиков), беседа, обсуждение
(информационных источников, готовых сборников);
• словесные оценки (работы на уроке, тренировочные и зачетные работы).
2.Метод наглядности:
Наглядные пособия и иллюстрации.
3.Практический метод:
Тренировочные упражнения; практические работы.
4.Объяснительно-иллюстративный:
Сообщение готовой информации.
5.Частично-поисковый метод:
Выполнение частичных заданий для достижения главной цели.
Приемы и методы:
-Анализ и синтез.
-Сравнение.
-Классификация.
-Аналогия.
-Обобщение.
Содержание занятий
Занятия проводятся 1 раз в неделю. Продолжительность занятий 40 минут.
Департамент образования Администрации г. Екатеринбурга
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 36 им.
М.П. Одинцова
620078, г. Екатеринбург, ул. Малышева, 134 тел. 8(343) 374-02-91, e-mail: soch36@eduekb.ru
Занятия включают в себя упражнения разной направленности:
•
решение занимательных задач
•
оформление математических газет
•
знакомство с научно-популярной литературой, связанной с математикой
•
проектная деятельность
•
самостоятельная работа
•
работа в парах, в группах
•
творческие работы
2.
ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ
ЦЕЛЬ ПРОГРАММЫ
Создание условий для повышения уровня математического развития учащихся,
формирования логического мышления посредством освоения основ содержания
математической деятельности.
ОСНОВНЫЕ ЗАДАЧИ
•
•
•
•
•
•
обогащение знаниями, раскрывающими исторические сведения о математике;
углубление представления о практической направленности математических знаний,
развитие умения применять математические методы при разрешении сюжетных
ситуаций;
обучение правильному применению математической терминологии;
пробуждение потребности у школьников к самостоятельному приобретению новых
знаний;
обучение умению делать выводы и обобщения, обосновывать собственные мысли;
повышение мотивации и формирование устойчивого интереса к изучению математики.
3. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Личностными результатами изучения данного факультативного курса являются:
•
развитие любознательности, сообразительности при выполнении разнообразных
заданий проблемного и эвристического характера;
•
развитие внимательности, настойчивости, целеустремленности, умения преодолевать
трудности – качеств весьма важных в практической деятельности любого человека;
•
воспитание чувства справедливости, ответственности;
•
развитие самостоятельности суждений, независимости и нестандартности мышления.
Метапредметные результаты
•
Сравнивать разные приемы действий, выбирать удобные способы для выполнения
конкретного задания.
•
Моделировать в процессе совместного обсуждения алгоритм решения числового
кроссворда; использовать его в ходе самостоятельной работы.
•
Применять изученные способы учебной работы и приёмы вычислений для работы с
числовыми головоломками.
•
Анализировать правила игры.
•
Действовать в соответствии с заданными правилами.
•
Включаться в групповую работу.
•
Участвовать в обсуждении проблемных вопросов, высказывать собственное мнение
и аргументировать его.
Департамент образования Администрации г. Екатеринбурга
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 36 им.
М.П. Одинцова
620078, г. Екатеринбург, ул. Малышева, 134 тел. 8(343) 374-02-91, e-mail: soch36@eduekb.ru
•
Выполнять пробное учебное действие, фиксировать индивидуальное затруднение в
пробном действии.
•
Аргументировать свою позицию в коммуникации, учитывать разные мнения,
использовать критерии для обоснования своего суждения.
•
Сопоставлять полученный результат с заданным условием.
•
Контролировать свою деятельность: обнаруживать и исправлять ошибки.
•
Анализировать текст задачи: ориентироваться в тексте, выделять условие и вопрос,
данные и искомые числа (величины).
•
Искать и выбирать необходимую информацию, содержащуюся в тексте задачи, на
рисунке или в таблице, для ответа на заданные вопросы.
•
Моделировать ситуацию, описанную в тексте задачи.
•
Использовать соответствующие знаково-символические средства для моделирования
ситуации.
•
Конструировать последовательность «шагов» (алгоритм) решения задачи.
•
Объяснять (обосновывать) выполняемые и выполненные действия.
•
Воспроизводить способ решения задачи.
•
Сопоставлять полученный результат с заданным условием.
•
Анализировать предложенные варианты решения задачи, выбирать из них верные.
•
Выбрать наиболее эффективный способ решения задачи.
•
Оценивать предъявленное готовое решение задачи (верно, неверно).
•
Участвовать в учебном диалоге, оценивать процесс поиска и результат решения
задачи.
•
Конструировать несложные задачи.
•
Ориентироваться в понятиях «влево», «вправо», «вверх», «вниз».
•
Ориентироваться на точку начала движения, на числа и стрелки 1→ 1↓ и др.,
указывающие направление движения.
•
Проводить линии по заданному маршруту (алгоритму).
•
Выделять фигуру заданной формы на сложном чертеже.
•
Анализировать расположение деталей (танов, треугольников, уголков, спичек) в
исходной конструкции.
•
Составлять фигуры из частей. Определять место заданной детали в конструкции.
•
Выявлять закономерности в расположении деталей; составлять детали в соответствии
с заданным контуром конструкции.
•
Сопоставлять полученный (промежуточный, итоговый) результат с заданным
условием.
•
Объяснять выбор деталей или способа действия при заданном условии.
•
Анализировать предложенные возможные варианты верного решения.
•
Моделировать объёмные фигуры из различных материалов (проволока, пластилин и
др.) и из развёрток.
•
Осуществлять развернутые действия контроля и самоконтроля: сравнивать
построенную конструкцию с образцом.
Требования к результатам обучения учащихся к концу 1 класса
Обучающийся научится:
Обучающийся получит возможность научиться:
- понимать как люди учились считать;
- находить суммы ряда чисел;
из
истории
линейки,
нуля, - решать задачи, связанные с нумерацией, на
математических знаков;
сообразительность, задачи-шутки, задачи со
спичками;
Департамент образования Администрации г. Екатеринбурга
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 36 им.
М.П. Одинцова
620078, г. Екатеринбург, ул. Малышева, 134 тел. 8(343) 374-02-91, e-mail: soch36@eduekb.ru
- работать с пословицами, в которых
встречаются числа;
- выполнять интересные приёмы устного
счёта.
- разгадывать числовые головоломки и
математические ребусы;
- находить в окружающем мире предметы, дающие
представление об изученных геометрических
фигурах.
Требования к результатам обучения учащихся к концу 2 класса
Обучающийся научится:
- понимать нумерацию древних римлян;
-некоторые сведения из истории счёта и
десятичной системы счисления;
-выделять простейшие математические
софизмы;
- пользоваться сведениями из «Книги
рекордов Гиннесса»;
- понимать некоторые секреты
математических фокусов
Обучающийся получит возможность научиться:
- использовать интересные приёмы устного счёта;
- применять приёмы, упрощающие сложение и
вычитание;
-разгадывать и составлять простые математические
ребусы, магические квадраты;
-решать задачи на сообразительность,
комбинаторные, с геометрическим содержанием,
задачи-смекалки;
- находить периметр и площадь составных фигур.
Требования к результатам обучения учащихся 3 класса
Обучающийся научится:
Обучающийся получит возможность научиться:
- различать имена и высказывания -преобразовывать
неравенства
в
равенства,
великих математиков;
составленные из чисел, сложенных из палочек в
- работать с числами – великанами;
виде римских цифр;
- пользоваться алгоритмами составления - решать нестандартные, олимпиадные и старинные
и разгадывания математических ребусов; задачи;
- понимать «секреты» некоторых - использовать особые случаи быстрого умножения
математических фокусов.
на практике;
- находить периметр,
площадь и объём
окружающих предметов;
- разгадывать и составлять математические ребусы,
головоломки, фокусы.
Требования к результатам обучения учащихся 4 класса
Обучающийся научится:
- проводить вычислительные операции
площадей и объёма фигур
- конструировать предметы из
геометрических фигур.
- разгадывать и составлять простые
математические ребусы, магические
квадраты;
- применять приёмы, упрощающие
сложение и вычитание.
Обучающийся получит возможность научиться:
- выполнять упражнения с чертежей на
нелинованной бумаге.
- решать задачи на противоречия.
- анализировать проблемные ситуаций во
многоходовых задачах.
- работать над проектами
К КОНЦУ ОБУЧЕНИЯ ПО КУРСУ УЧАЩИЕСЯ НАУЧАТСЯ:
Раздел
Общие результаты
Департамент образования Администрации г. Екатеринбурга
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 36 им.
М.П. Одинцова
620078, г. Екатеринбург, ул. Малышева, 134 тел. 8(343) 374-02-91, e-mail: soch36@eduekb.ru
Числа.
Арифметические
действия. Величины:
Мир
задач:
— сравнивать разные приёмы действий, выбирать удобные способы
для выполнения конкретного задания;
— моделировать в процессе совместного обсуждения алгоритм
решения числового кроссворда; использовать его в ходе
самостоятельной работы;
— применять изученные способы учебной работы и приёмы
вычислений для работы с числовыми головоломками;
— анализировать правила игры, действовать в соответствии с
заданными правилами;
— включаться в групповую работу, участвовать в обсуждении
проблемных вопросов, высказывать собственное мнение и
аргументировать его;
—выполнять
пробное
учебное
действие,
фиксировать
индивидуальное затруднение в пробном действии;
— аргументировать свою позицию в коммуникации, учитывать
разные мнения, использовать критерии для обоснования своего
суждения;
— сопоставлять полученный (промежуточный, итоговый) результат
с заданным условием;
—контролировать свою деятельность: обнаруживать и исправлять
ошибки.
занимательных — анализировать текст задачи: ориентироваться в тексте, выделять
условие и вопрос, данные и искомые числа (величины);
— искать и выбирать необходимую информацию, содержащуюся в
тексте задачи, на рисунке или в таблице, для ответа на заданные
вопросы;
—моделировать ситуацию, описанную в тексте задачи, использовать
соответствующие знаково-символические средства для
моделирования ситуации;
— конструировать последовательность шагов (алгоритм) решения
задачи;
— объяснять (обосновывать) выполняемые и выполненные
действия;
—воспроизводить способ решения задачи;
— сопоставлять полученный (промежуточный, итоговый) результат
с заданным условием;
— анализировать предложенные варианты решения задачи,
выбирать из них верные, выбирать наиболее эффективный способ
решения задачи;
— оценивать предъявленное готовое решение задачи (верно,
неверно);
— участвовать в учебном диалоге, оценивать процесс поиска и
результат решения задачи;
— конструировать несложные задачи.
Геометрическая
—ориентироваться в понятиях «влево», «вправо», «вверх», «вниз»;
мозаика
— ориентироваться на точку начала движения, на числа и стрелки
1→ 1↓ и др., указывающие направление движения;
—проводить линии по заданному маршруту (алгоритму);
—выделять фигуру заданной формы на сложном чертеже;
Департамент образования Администрации г. Екатеринбурга
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 36 им.
М.П. Одинцова
620078, г. Екатеринбург, ул. Малышева, 134 тел. 8(343) 374-02-91, e-mail: soch36@eduekb.ru
—анализировать расположение деталей (танов, треугольников,
уголков, спичек) в исходной конструкции;
— составлять фигуры из частей, определять место заданной детали в
конструкции;
—выявлять закономерности в расположении деталей; составлять
детали в соответствии с заданным контуром конструкции;
— сопоставлять полученный (промежуточный, итоговый) результат
с заданным условием;
— объяснять (доказывать) выбор деталей или способа действия при
заданном условии;
— анализировать предложенные возможные варианты верного
решения;
—моделировать объёмные фигуры из различных материалов
(проволока, пластилин и др.) и из развёрток;
— осуществлять развёрнутые действия контроля и самоконтроля:
сравнивать построенную конструкцию с образцом.
Департамент образования Администрации г. Екатеринбурга
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 36 им. М.П. Одинцова
620078, г. Екатеринбург, ул. Малышева, 134 тел. 8(343) 374-02-91, e-mail: soch36@eduekb.ru
4.
КАЛЕНДАРНЫЙ УЧЕБНЫЙ ГРАФИК
Департамент образования Администрации г. Екатеринбурга
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 36 им.
М.П. Одинцова
620078, г. Екатеринбург, ул. Малышева, 134 тел. 8(343) 374-02-91, e-mail: soch36@eduekb.ru
5. УЧЕБНЫЙ (ТЕМАТИЧЕСКИЙ) ПЛАН
№
Разделы
1.
Числа. Арифметические
действия. Величины
Мир занимательных задач
Геометрическая мозаика
Итого
2.
3.
1 год
обучения
2 год
обучения
3 год
обучения
4 год
обучения
13
11
11
9
6
13
32
10
12
33
14
8
33
18
6
33
СОДЕРЖАНИЕ ПРЕДМЕТА
Содержание курса «Занимательная математика» направлено на воспитание интереса к
предмету, развитию наблюдательности, геометрической зоркости, умения анализировать,
догадываться, рассуждать, доказывать, умения решать учебную задачу творчески. Содержание
может быть использовано для показа учащимся возможностей применения тех знаний и умений,
которыми они овладевают на уроках математики.
Программа предусматривает включение задач и заданий, трудность которых определяется не
столько математическим содержанием, сколько новизной и необычностью математической
ситуации. Это способствует появлению желания отказаться от образца, проявить
самостоятельность, формированию умений работать в условиях поиска, развитию
сообразительности, любознательности.
В процессе выполнения заданий дети учатся видеть сходства и различия, замечать
изменения, выявлять причины и характер этих изменений, на этой основе формулировать выводы.
Совместное с учителем движение от вопроса к ответу – это возможность научить ученика
рассуждать, сомневаться, задумываться, стараться и самому найти выход – ответ.
Содержание курса отвечает требованию к организации внеурочной деятельности:
соответствует курсу «Математика», не требует от учащихся дополнительных математических
знаний. Тематика задач и заданий отражает реальные познавательные интересы детей, содержит
полезную и любопытную информацию, интересные математические факты, способные дать
простор воображению.
Содержание занятий представляет собой введение в мир элементарной математики, а также
расширенный углубленный вариант наиболее актуальных вопросов базового предмета –
математика. Занятия должны содействовать развитию у детей математического образа мышления:
краткости речи, умелому использованию символики, правильному применению математической
терминологии и т.д.
СОДЕРЖАНИЕ КУРСА «ЗАНИМАТЕЛЬНАЯ МАТЕМАТИКА»
1 КЛАСС
№ Наименование раздела
Содержание раздела
Названия и последовательность чисел от 1 до 20.
1 Числа. Арифметические
Числа от 1 до 100. Решение и составление ребусов, содержащих
действия. Величины.
числа.
Задачи, допускающие несколько способов решения. Задачи с
2 Мир занимательных
недостаточными, некорректными данными, с избыточным
задач.
составом условия. Последовательность «шагов» (алгоритм)
решения задачи. Задачи, имеющие несколько решений.
Обратные задачи и задания. Ориентировка в тексте задачи,
Департамент образования Администрации г. Екатеринбурга
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 36 им.
М.П. Одинцова
620078, г. Екатеринбург, ул. Малышева, 134 тел. 8(343) 374-02-91, e-mail: soch36@eduekb.ru
3
Геометрическая мозаика.
выделение условия и вопроса, данных и искомых чисел
(величин).
Пространственные представления. Понятия «влево», «вправо»,
«вверх», «вниз». Маршрут передвижения. Точка начала
движения; число, стрелки 1→ 1↓, указывающие направление
движения. Проведение линии по заданному маршруту
(алгоритму) — «путешествие точки» (на листе в клетку).
Построение собственного маршрута (рисунка) и его описание.
2 КЛАСС
№ Наименование раздела
1 Числа. Арифметические
действия. Величины.
Содержание раздела
Сложение и вычитание чисел в пределах 100. Таблица
умножения однозначных чисел и соответствующие случаи
деления. Числовые головоломки: соединение чисел знаками
действия так, чтобы в ответе получилось заданное число, и др.
2
Мир занимательных
задач.
3
Геометрическая мозаика.
Выбор необходимой информации, содержащейся в тексте
задачи, на рисунке или в таблице, для ответа на заданные
вопросы.
Старинные задачи. Логические задачи. Задачи на переливание.
Составление аналогичных задач и заданий. Нестандартные
задачи.
Геометрические узоры. Закономерности в узорах. Симметрия.
Фигуры, имеющие одну и несколько осей симметрии.
Расположение деталей фигуры в исходной конструкции
(треугольники, уголки). Части фигуры. Место заданной
фигуры в конструкции. Расположение деталей. Выбор деталей
в соответствии с заданным контуром конструкции. Поиск
нескольких возможных вариантов решения. Составление и
зарисовка фигур по собственному замыслу.
3 КЛАСС
Содержание раздела
Поиск нескольких решений. Восстановление примеров: поиск
цифры, которая скрыта. Последовательное выполнение
арифметических действий: отгадывание задуманных чисел.
Заполнение числовых кроссвордов (судоку, какуро и др.).
Числа от 1 до 1000. Сложение и вычитание чисел в пределах
1000.
№ Наименование раздела
1 Числа. Арифметические
действия. Величины.
2
Мир занимательных
задач.
Старинные задачи. Логические задачи. Задачи на переливание.
Составление аналогичных задач и заданий. Нестандартные
задачи. Использование знаково- символических средств для
моделирования ситуаций, описанных в задачах.
Задачи, решаемые способом перебора. «Открытые» задачи и
задания. Задачи и задания по проверке готовых решений, в том
числе неверных.
3
Геометрическая мозаика.
Разрезание и составление фигур. Деление заданной фигуры на
равные по площади части. Поиск заданных фигур в фигурах
сложной конфигурации. Решение задач, формирующих
Департамент образования Администрации г. Екатеринбурга
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 36 им.
М.П. Одинцова
620078, г. Екатеринбург, ул. Малышева, 134 тел. 8(343) 374-02-91, e-mail: soch36@eduekb.ru
геометрическую наблюдательность. Распознавание
(нахождение) окружности на орнаменте. Составление
вычерчивание) орнамента с использованием циркуля (по
образцу, по собственному замыслу).
4 КЛАСС
№ Наименование раздела
1 Числа. Арифметические
действия. Величины.
2
Мир занимательных
задач.
3
Геометрическая мозаика.
Содержание
Числа от 1 до 1000. Сложение и вычитание чисел в пределах
1000. Числа-великаны (миллион и др.). Числовой палиндром:
число, которое читается одинаково слева направо и справа
налево. Поиск и чтение слов, связанных с математикой (в
таблице, ходом шахматного коня и др.). Занимательные задания
с римскими цифрами. Время. Единицы времени. Масса.
Единицы массы. Литр.
Анализ и оценка готовых решений задачи, выбор верных
решений. Задачи на доказательство, например, найти цифровое
значение букв в условной записи: СМЕХ + ГРОМ = ГРЕМИ и
др. Обоснование выполняемых и выполненных действий.
Решение олимпиадных задач международного конкурса
«Кенгуру». Воспроизведение способа решения задачи. Выбор
наиболее эффективных способов решения.
Объёмные фигуры: цилиндр, конус, пирамида, шар, куб.
Моделирование из проволоки. Создание объёмных фигур из
развёрток: цилиндр, призма шестиугольная, призма
треугольная, куб, конус, четырёхугольная пирамида, октаэдр,
параллелепипед, усечённый конус, усечённая пирамида,
пятиугольная пирамида, икосаэдр (по выбору учащихся).
Департамент образования Администрации г. Екатеринбурга
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 36 им.
М.П. Одинцова
620078, г. Екатеринбург, ул. Малышева, 134 тел. 8(343) 374-02-91, e-mail: soch36@eduekb.ru
Календарно-тематический план на 2025-2026 учебный год
1 класс
№
п/п
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
10.
11.
12.
13.
14.
15.
16.
17.
18.
19.
20.
21.
22.
23.
24.
25.
26.
27.
28.
29.
30.
31.
32.
Дата
Тема занятия
Математика — это интересно. Математика - царица наук.
Танграм: древняя китайская головоломка
Путешествие точки.
Игры с кубиками. "Спичечный" конструктор.
Танграм: древняя китайская головоломка
Волшебная линейка
Праздник числа 10
Конструирование многоугольников из деталей танграма
Игра-соревнование «Весёлый счёт»
Игры с кубиками
Конструкторы
Конструкторы
Весёлая геометрия
Математические игры
«Спичечный» конструктор
«Спичечный» конструктор
Задачи-смекалки
Прятки с фигурами
Математические игры
Числовые головоломки
Математическая карусель
Математическая карусель
Уголки
Игра в магазин. Монеты
Конструирование фигур из деталей танграма
Игры с кубиками
Математическое путешествие
Математические игры
Секреты задач
Математическая карусель
Числовые головоломки
Математические игры
Департамент образования Администрации г. Екатеринбурга
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 36 им.
М.П. Одинцова
620078, г. Екатеринбург, ул. Малышева, 134 тел. 8(343) 374-02-91, e-mail: soch36@eduekb.ru
2-4 класс
№
п/п
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
10.
11.
12.
13.
14.
15.
16.
17.
18.
19.
20.
21.
22.
23.
24.
25.
26.
27.
28.
29.
30.
31.
32.
33.
Дата
Тема занятия
Числа. Арифметические действия. Величины
Любителям математики. Турнир смекалистых.
Волшебный круг. Дроби.
Волшебный круг. Дроби.
Игры с числами.
Игры с числами.
Модель «машины времени».
Закономерности в числах.
Проектная деятельность «Трудолюбивые пчелы»
Геометрическая мозаика
Игры на развитие наблюдательности.
Решение задач на развитие смекалки и сообразительности.
Решение задач на развитие смекалки и сообразительности.
Поиск альтернативных способов действий.
Проектная деятельность ”Газета эрудитов”
Проектная деятельность ”Газета эрудитов”
Путешествие по числовому лучу.
Игра «морской бой».
Прятки с фигурами.
Геометрический калейдоскоп.
Занимательное моделирование
Занимательное моделирование
Занимательное моделирование
Мир занимательных задач
Логический конструктор.
Логический конструктор.
Числовые головоломки.
Числовые головоломки.
Придумывание по аналогии.
Из истории чисел.
Проектная деятельность ”Волшебный круг”
Проектная деятельность ”Волшебный круг”
Секреты задач.
Блиц-турнир по решению задач.
Мир занимательных задач.
Задачи-смекалки
Департамент образования Администрации г. Екатеринбурга
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 36 им.
М.П. Одинцова
620078, г. Екатеринбург, ул. Малышева, 134 тел. 8(343) 374-02-91, e-mail: soch36@eduekb.ru
ФОРМЫ ПОДВЕДЕНИЯ ИТОГОВ
Итоговый контроль осуществляется в формах:
•
тестирование;
•
практические работы;
•
творческие работы учащихся;
•
выполнение диагностических заданий
Самооценка и самоконтроль определение учеником границ своего «знания - незнания»,
своих потенциальных возможностей, а также осознание тех проблем, которые ещё предстоит
решить в ходе осуществления деятельности.
Содержательный контроль и оценка результатов учащихся предусматривает выявление
индивидуальной динамики качества усвоения предмета ребёнком и не допускает сравнения
его с другими детьми.
Способы проверки: педагогическое наблюдение, мониторинг, анализ результатов.
Формы и виды контроля
- Участие обучающихся в школьном , муниципальном, зональном турах олимпиад по
математике.
- Участие обучающихся во Всероссийской викторине «Кенгуру» и др. дистанционных
математических конкурсах.
-Активное участие в «Неделе математики» в начальной школе.
-Выпуск стенгазет.
КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ РЕЗУЛЬТАТОВ
Критерии оценки уровня теоретической подготовки воспитанников:
• соответствие уровня теоретических знаний программным требованиям,
• широта кругозора,
• свобода восприятия теоретической информации,
• развитость практических навыков работы со специальной литературой,
• осмысленность и свобода использования специальной терминологии.
Критерии оценки уровня практической подготовки воспитанников:
• соответствие уровня развития практических умений и навыков программным
требованиям,
• свобода владения специальным оборудованием и оснащением,
• качество выполнения практического задания,
• технологичность практической деятельности.
Критерии оценки уровня развития и воспитанности детей:
• культура организации своей практической деятельности,
• культура поведения,
• творческое отношение к выполнению практического задания,
• аккуратность и ответственность в работе,
• развитость специальных способностей.
Департамент образования Администрации г. Екатеринбурга
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 36 им.
М.П. Одинцова
620078, г. Екатеринбург, ул. Малышева, 134 тел. 8(343) 374-02-91, e-mail: soch36@eduekb.ru
6. МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
Методическое
обеспечение
дополнительной
образовательной
программы
«Занимательная математика» включает в себя дидактические принципы, методы, техническое
оснащение, организационные формы работы, формы подведения итогов.
При подготовке к занятиям большое внимание уделяется нормам организации учебного
процесса и дидактическим принципам. Прежде всего, это принцип наглядности, так как
психофизическое развитие учащихся 10-11 лет, на который рассчитана данная программа,
характеризуется конкретно-образным мышлением. Следовательно, учащиеся способны
полностью усвоить материал при осуществлении практической деятельности с применением
предметной (практические упражнения), изобразительной (учебно-наглядные пособия) и
словесной (образная речь педагога) наглядности. Естественно, что достижение поставленной
цели в учебно-воспитательной деятельности во многом зависит от системности и
последовательности в обучении. При строгом соблюдении логики учащиеся постепенно
овладевают знаниями, умениями и навыками. Ориентируясь на этот принцип, педагог
составляет учебно-тематическое планирование все же с учетом возможности его изменения.
Большое внимание также уделяется принципам доступности и посильности в обучении,
методу активности, связи теории с практикой, прочности овладения знаниями и умениями.
Методы, применяемые при подготовке к занятиям подразделяются на:
•
Словесные (рассказ-объяснение, беседа, лекция);
•
Наглядные (демонстрация педагогом приемов работы, наглядных пособий,
самостоятельные наблюдения учащихся);
•
Практические (выполнение упражнений, приобретение навыков, управление
технологическими процессами).
При организации работы кружка используется дидактический материал. Он включает
в себя демонстрационные таблицы, специальную и дополнительную литературу, интернет
ресурсы:
• http://www.vneuroka.ru/mathematics.php — образовательные проекты портала «Вне
урока»: Математика. Математический мир.
• http://konkurs-kenguru.ru — российская страница международного математического
конкурса «Кенгуру».
• http://4stupeni.ru/stady — клуб учителей начальной школы. 4 ступени.
• http://www.develop-kinder.com — «Сократ» — развивающие игры и конкурсы.
• http://puzzle-ru.blogspot.com — головоломки, загадки, задачки, фокусы, ребусы.
7. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
1. Демонстрационные таблицы по темам.
•
Таблицы для начальной школы. Математика: в 6 сериях. Математика вокруг нас:
10 п.л. формата А1 / Е.Э. Кочурова, А.С. Анютина, С.И. Разуваева, К.М. Тихомирова.
— М. : ВАРСОН, 2010.
•
Таблицы для начальной школы. Математика: в 6 сериях. Математика вокруг нас :
методические рекомендации / Е.Э. Кочурова, А.С. Анютина, С.И. Разуваева, К.М.
Тихомирова. — М. : ВАРСОН, 2010.
2. Игры и игрушки:
•
Кубики (игральные) с точками или цифрами.
•
Комплекты карточек с числами:
1) 0, 1, 2, 3, 4, … , 9 (10);
2) 10, 20, 30, 40, … , 90;
3) 100, 200, 300, 400, … , 900.
Департамент образования Администрации г. Екатеринбурга
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 36 им.
М.П. Одинцова
620078, г. Екатеринбург, ул. Малышева, 134 тел. 8(343) 374-02-91, e-mail: soch36@eduekb.ru
•
«Математический веер» с цифрами и знаками.
•
Игра «Русское лото» (числа от 1 до 100).
•
Игра «Математическое домино» (все случаи таблицы умножения).
•
Математический набор «Карточки-считалочки» (сорбонки) для закрепления
таблицы умножения и деления. Карточки двусторонние: на одной стороне — задание, на
другой — ответ.
•
Часовой циферблат с подвижными стрелками.
•
Набор «Геометрические тела».
•
Математические настольные игры: математические пирамиды «Сложение в
пределах 10; 20; 100», «Вычитание в пределах 10; 20; 100», «Умножение», «Деление» и
др.
•
Палитра — основа с цветными фишками и комплект заданий к палитре по темам
«Сложение и вычитание до 10; до 100; до 1000», «Умножение и деление» и др.
3. ПК. Мультимедийный проектор
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Список литературы для учителей:
1.
Агаркова Н. В. Нескучная математика. 1 – 4 классы. Занимательная математика.
Волгоград: «Учитель», 2007
2.
Агафонова И. Учимся думать. Занимательные логические задачи, тесты и упражнения
для детей 8 – 11 лет. С. – Пб,1996
3.
Асарина Е. Ю., Фрид М. Е. Секреты квадрата и кубика. М.: «Контекст», 1995
4.
Белякова О. И. Занятия математического кружка. 3 – 4 классы. – Волгоград: Учитель,
2008.
5.
Гороховская Г.Г. Решение нестандартных задач — средство разви6.
тия логического мышления младших школьников // Начальная школа. —
7.
2009. — № 7.
8.
Гурин Ю.В., Жакова О.В. Большая книга игр и развлечений. — СПб. : Кристалл;
М. : ОНИКС, 2000.
9.
Зубков Л.Б. Игры с числами и словами. — СПб. : Кристалл, 2001.
10.
Игры со спичками: Задачи и развлечения / сост. А.Т. Улицкий, Л.А. Улицкий. —
Минск : Фирма «Вуал», 1993
11.
Лавриненко Т. А. Задания развивающего характера по математике. Саратов: «Лицей»,
200
12.
Лавлинскова Е.Ю. Методика работы с задачами повышенной трудности. — М.,
2006.
13.
Симановский А. Э. Развитие творческого мышления детей. М.: Академкнига/Учебник,
2002
14.
Сухин И. Г. Занимательные материалы. М.: «Вако», 2004
15.
Сухин И.Г. 800 новых логических и математических головоломок. — СПб. : Союз,
2001.
16.
Сухин И.Г. Судоку и суперсудоку на шестнадцати клетках для детей. — М. : АСТ,
2006.
17.
Труднев В.П. Внеклассная работа по математике в начальной школе : пособие для
учителей. — М. : Просвещение, 1975.
18.
Узорова О. В., Нефёдова Е. А. «Вся математика с контрольными вопросами и
великолепными игровыми задачами. 1 – 4 классы. М., 2004
19.
Шкляров Т. В. Как научить вашего ребёнка решать задачи. М.: «Грамотей», 2004
20.
Методика работы с задачами повышенной трудности в начальной школе. М.:
«Панорама», 2006
21.
«Начальная школа» Ежемесячный научно-методический журнал.
Список литературы, рекомендуемой для учащихся
Департамент образования Администрации г. Екатеринбурга
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 36 им.
М.П. Одинцова
620078, г. Екатеринбург, ул. Малышева, 134 тел. 8(343) 374-02-91, e-mail: soch36@eduekb.ru
1. Захарова, О. А. Математика [Текст]: тетрадь для самостоятельных работ № 3: 1 класс /
О. А. Захарова, Е. П. Юдина. – М.: Академкнига / Учебник, 2011.
2. Захарова, О. А. Математика [Текст]: тетрадь для самостоятельных работ № 3: 2 класс /
О. А. Захарова, Е. П. Юдина. – М.: Академкнига / Учебник, 2011.
3. Захарова, О. А. Математика [Текст]: тетрадь для самостоятельных работ № 3: 3 класс /
О. А. Захарова, Е. П. Юдина. – М.: Академкнига / Учебник, 2011.
4. Захарова, О. А. Математика [Текст]: тетрадь для самостоятельных работ № 3: 4 класс /
О. А. Захарова, Е. П. Юдина. – М.: Академкнига / Учебник, 2011.
5. Перельман, И. Живая математика [Текст] / И. Перельман.- М.: Триада-литера, 1994.с.174
Интернет-ресурсы
1.
http://www.vneuroka.ru/mathematics.php — образовательные проекты портала «Вне
урока»: Математика. Математический мир.
2.
http://konkurs-kenguru.ru — российская страница международного математического
конкурса «Кенгуру».
3.
http://4stupeni.ru/stady — клуб учителей начальной школы. 4 ступени.
4.
http://www.develop-kinder.com — «Сократ» — развивающие игры и конкурсы.
5.
http://puzzle-ru.blogspot.com — головоломки, загадки, задачи и задачки, фокусы,
ребусы.
6.
http://uchitel.edu54.ru/node/16047?page=1 – игры, презентации в начальной школе.
7.
http://ru.wikipedia.org/w/index. - энциклопедия
8.
http://school-collection.edu.ru/catalog/pupil/?subject=25 – единая коллекция цифровых
образовательных ресурсов