Русский язык внеурочная деятельность 6 класс

Департамент образования Администрации города Екатеринбурга
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение средняяобщеобразовательная школа № 36 имени М.П. Одинцова
(МАОУ СОШ № 36)

РАССМОТРЕНО
на заседании
Педагогического совета
Протокол от 29.08.2025 г.
№1

УТВЕРЖДАЮ
директор МАОУСОШ № 36
___________А.С.Бабушкина
Приказ № 41-ОД
от «29» августа 2025 г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
Курса внеурочной деятельности по русскому языку
«Орфографическая зоркость»
для обучающихся 6 классов

Составитель:
Ерыкалова Н.А., учитель
русского языка и литературы, 1 кв.к.

г. Екатеринбург 2025

Департамент образования Администрации города Екатеринбурга
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение средняяобщеобразовательная школа № 36 имени М.П. Одинцова
(МАОУ СОШ № 36)

Пояснительная записка
Курс внеурочной деятельности «Орфографическая зоркость» рассчитан на 33 часа
и предназначен для углубления курса русского языка 6 класса.
Рабочая программа курса составлена на основе Федерального компонента
государственных стандартов основного общего и среднего (полного) общего образования
по русскому языку базового и профильного уровней (2004 г.) и примерной программы
основного общего образования по русскому языку и программы по русскому языку к
учебникам 5-9 классов под ред. Л.М. Рыбченковой.
Данный курс позволит учащимся восполнить пропущенный или забытый материал.
Он расширяет и систематизирует теоретические сведения, полученные учащимися,
закрепляет практические умения и навыки, позволяет восполнить пробелы в знаниях,
нацелен на подготовку учащихся к успешному написанию контрольных работ. На курсе
предполагается уделять большое внимание развитию орфографической зоркости учащихся,
формированию орфографической грамотности, развитию навыков и умений
самостоятельного выполнения заданий различного уровня сложности. Эта работа
предусматривает в том числе и систематическую индивидуальную домашнюю работу
учащихся с последующей проверкой учителя и организацией работы над ошибками.
Актуальность и перспективность курса:
Успешное овладение знаниями в средних классах общеобразовательной школы
невозможно без интереса детей к учебе. Программа данного курса позволяет показать
учащимся, как увлекателен, разнообразен, неисчерпаем мир слова, мир русской грамоты.
Это имеет большое значение для формирования подлинных познавательных интересов как
основы учебной деятельности. В процессе изучения грамматики школьники могут увидеть
«волшебство знакомых слов»; понять, что обычные слова достойны изучения и внимания.
Знание русского языка создает условия для успешного усвоения всех учебных
предметов. Без хорошего владения, словом невозможна никакая познавательная
деятельность. Поэтому особое внимание на занятиях внеурочного курса
«Орфографическая зоркость» следует обращать на задания, направленные на развитие
устной и письменной речи учащихся, на воспитание у них чувства языка. Воспитательные
возможности русского языка как учебного предмета будут реализованы в большей мере,
если усилить работу по воспитанию у школьников этических норм речевого поведения.
Содержание и методы обучения курса «Орфографическая зоркость» содействуют
приобретению и закреплению школьниками прочных знаний и навыков, полученных на
уроках русского языка, обеспечивают единство развития, воспитания и обучения.
Для успешного проведения занятий используются разнообразные виды работ:
игровые элементы, игры, дидактический и раздаточный материал, пословицы и поговорки,
физкультминутки, рифмовки, считалки, ребусы, кроссворды, головоломки, грамматические
сказки.

Департамент образования Администрации города Екатеринбурга
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение средняяобщеобразовательная школа № 36 имени М.П. Одинцова
(МАОУ СОШ № 36)

Цель курса: формирование орфографической грамотности учащихся.
Задачи:
- повторить и у г л у б и т ь основной теоретический материал курса русского языка за 5-6
классы, систематизировать и обобщить полученные знания;
- повысить заинтересовать
учащихся
предметом,
самостоятельные дополнительные занятия русским языком;
совершенствовать
орфографические,
коммуникативные навыки учащихся.

мотивировать

их

на

пунктуационные, лингвистические

и

Основные методы и приёмы работы:
- беседа;
- объяснение учителя;
- создание проблемной ситуации;
- работа с тестами;
- различные виды грамматического разбора;
- работа с таблицами, схемами, алгоритмами;
- создание таблиц, схем, алгоритмов;
- обсуждение, диалог;
- написание и редактирование орфографических диктантов;
- самостоятельное выполнение контрольных тестовых заданий.
Общая характеристика курса внеурочной деятельности
Реализация указанных целей достигается в процессе формирования и
развития

следующих

предметных

компетенций:

коммуникативной,

языковой

и

лингвистической (языковедческой) и культуроведческой.
Коммуникативная компетенция предполагает овладение видами речевой
деятельности и основами культуры устной и письменной речи, базовыми умениями
и навыками использования языка в жизненно важных для данного возраста сферах и
ситуациях общения.
Языковая и лингвистическая (языковедческая) компетенции формируются на
основе овладения необходимыми знаниями о языке как знаковой системе и
общественном явлении, его устройстве, развитии и функционировании; знания
основных норм русского литературного языка; обогащения словарного запаса и
грамматического строя речи учащихся; формирования способности к анализу и
оценке языковых явлений и фактов, необходимых знаний о лингвистике как науке,
ее основных разделах и базовых понятиях; умения пользоваться различными видами
лингвистических словарей.

Департамент образования Администрации города Екатеринбурга
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение средняяобщеобразовательная школа № 36 имени М.П. Одинцова
(МАОУ СОШ № 36)

Культуроведческая компетенция предполагает осознание родного языка как
формы выражения национальной культуры, понимание взаимосвязи языка и
истории народа, национально-культурной специфики русского языка, освоение норм
русского речевого этикета, осознание важности соблюдения основных норм
русского литературного языка, культуры межнационального общения; способность
объяснять значения слов с национально-культурным компонентом.
Программа внеурочных занятий по русскому языку в 6 классе строится на
основе интереса обучающихся, занятия имеют элемент занимательности с учетом
общедидактических

принципов:

научности,

доступности,

систематичности,

индивидуального подхода, занимательности, развивающего обучения, развития
активности и самостоятельности обучающихся, укрепления связи обучения с
жизнью. Все занятия строятся тематически: в соответствии с грамматической темой
или видом работы. Материал подобран таким образом, что каждое занятие
обогащает обучающихся новыми знаниями. Содержание данной программы
перекликается с содержанием основной учебной программы для 6 класса. Это
углубит и расширит, обобщит и закрепит знания обучающихся, полученные на
уроках русского языка.
Результаты изучения курса
Личностными результатами освоения учащимися 6 класса программы внеурочной
деятельности по русскому языку являются:
1) понимание русского языка как одной из основных национальнокультурных ценностей русского народа, определяющей роли родного языка в
развитии интеллектуальных, творческих способностей и моральных качеств
личности, его значения в процессе получения школьного образования;
2) осознание эстетической ценности русского языка; уважительное отношение
к родному языку, гордость за него; потребность сохранить чистоту русского языка
как явления национальной культуры; стремление к речевому
самосовершенствованию;
3) достаточный объем словарного запаса и усвоенных грамматических
средств для свободного выражения мыслей и чувств в процессе речевого общения;
способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью.
Метапредметными результатами освоения программы курса внеурочной
деятельности по русскому языку являются:
1) владение видами речевой деятельности:

Департамент образования Администрации города Екатеринбурга
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение средняяобщеобразовательная школа № 36 имени М.П. Одинцова
(МАОУ СОШ № 36)

Аудирование и чтение:
2) применение приобретенных знаний, умений и навыков в повседневной
жизни; способность использовать родной язык как средство получения знаний по
другим учебным предметам; применение полученных знаний, умений и навыков,
анализа языковых явлений на межпредметном уровне (на уроках иностранного
языка, литературы, истории и др.);
3) коммуникативно целесообразное взаимодействие с окружающими людьми
в процессе речевого общения, совместного выполнения какого-либо задания,
участия в спорах, обсуждениях актуальных тем; овладение национальнокультурными нормами речевого поведения в различных ситуациях формального и
неформального межличностного и межкультурного общения.
Предметными результатами освоения программы курса внеурочной деятельности по
русскому языку являются:
1) представление об основных функциях языка, о роли русского языка как
национального языка русского народа, как государственного языка Российской
Федерации;
2) понимание места родного языка в системе гуманитарных наук и его роли в
образовании в целом;
3) усвоение основ научных знаний о родном языке;
4) освоение базовых понятий лингвистики;
5) овладение основными стилистическими ресурсами лексики и фразеологии
русского языка, основными нормами русского литературного языка;
6) опознавание и анализ основных единиц языка;
7) проведение различных видов анализа слова;
8) понимание коммуникативно-эстетических возможностей лексической и
грамматической синонимии и использование их в собственной речевой практике;
9) осознание эстетической функции родного языка.
По окончании курса учащиеся должны знать теоретическое содержание основных
разделов курса русского языка за курс 6 класса, а также практически применять полученные
знания.

Департамент образования Администрации города Екатеринбурга
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение средняяобщеобразовательная школа № 36 имени М.П. Одинцова
(МАОУ СОШ № 36)

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
Тема занятия
Кол- во
часов
1
Дорога к письменности. Как люди обходились без письма
Орфография как раздел науки о языке. Основные принципы
русской орфографии

3

Тайна фонемы
Ударение над гласной может сделать букву ясной
Коварные словарные слова
Орфографический словарь - наш главный
помощник
Чередование гласных е/и в корне слова
Чередование гласных е/и в корне слова. Работа с текстом

2

Чередование гласных а/о в корне слова
Чередование гласных а/о в корне слова. Работа с текстом
Чередование гласных в корне слова. Работа с текстом
Правописание приставок ПРИ- и ПРЕСтарые знакомые Ъ и Ь
Большие
и
маленькие
(правописание
имен
собственных)
Слитно, раздельно, через дефис
Сколько -н писать в словах?
Как справиться со сложными словами?
Решение орфографических задач
История
образования и
правописания числительных
Что вместо имени у нас? (о правописании местоимений)
Орфографические головоломки
Приставки-труженицы (классификация приставок)
Кто командует корнями?
Суффиксы-большие молодцы
Игра «Путешествие в страну русского языка»

3

2
2
2
3
3

3
2
3
2
2
3
4
3
5
4
4
3
2
2
2
1

Дата

Департамент образования Администрации города Екатеринбурга
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение средняяобщеобразовательная школа № 36 имени М.П. Одинцова
(МАОУ СОШ № 36)

ПОУРОЧНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
Тема занятия

№ п/п

Кол- во
часов
1

1.

Дорога к письменности. Как люди обходились без письма

2.

Орфография как раздел науки о языке

1

3.

Основные принципы русской орфографии

1

4.

Основные принципы русской орфографии

1

5.
6

Тайна фонемы

1
1

13.
14.
15.
16.

Тайна фонемы
Ударение над гласной может сделать букву ясной
Ударение над гласной может сделать букву ясной
Коварные словарные слова
Коварные словарные слова
Орфографический словарь - наш главный
помощник
Орфографический словарь - наш главный
помощник
Чередование гласных е/и в корне слова
Чередование гласных е/и в корне слова
Чередование гласных е/и в корне слова
Чередование гласных е/и в корне слова. Работа с текстом

17.

Чередование гласных е/и в корне слова. Работа с текстом

1

18.

Чередование гласных е/и в корне слова. Работа с текстом

1

7.
8
9.
10.
11.
12.

19.

Чередование гласных а/о в корне слова

1
1
1
1
1
1
1
1
1
1

1

20.

Чередование гласных а/о в корне слова

1

21.

Чередование гласных а/о в корне слова
Чередование гласных а/о в корне слова. Работа с текстом
Чередование гласных а/о в корне слова. Работа с текстом
Чередование гласных а/о в корне слова. Работа с текстом
Чередование гласных в корне слова. Работа с текстом
Чередование гласных в корне слова. Работа с текстом
Правописание приставок ПРИ- и ПРЕПравописание приставок ПРИ- и ПРЕПравописание приставок ПРИ- и ПРЕСтарые знакомые Ъ и Ь
Старые знакомые Ъ и Ь
Большие
и
маленькие
(правописание
имен
собственных)
Большие
и
маленькие
(правописание
имен
собственных)
Слитно, раздельно, через дефис

1

22.
23.
24.
25.
26.
27.
28.
29.
30.
31.
32.
33.
34.

1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1

Дата

Департамент образования Администрации города Екатеринбурга
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение средняяобщеобразовательная школа № 36 имени М.П. Одинцова
(МАОУ СОШ № 36)

35.
36.
37.
38.
39.
40.
41.
42.
43.
44.
45.
46.
47.
48.
49.
50.
51.
52.
53.
54.
55.
56.
57.
58.
59.
60.
61.
62.
63.
64.
65.
66.

Слитно, раздельно, через дефис
Слитно, раздельно, через дефис
Сколько -н писать в словах?
Сколько -н писать в словах?
Сколько -н писать в словах?
Сколько -н писать в словах?
Как справиться со сложными словами?
Как справиться со сложными словами?
Как справиться со сложными словами?
Решение орфографических задач
Решение орфографических задач
Решение орфографических задач
Решение орфографических задач
Решение орфографических задач
История
образования и
правописания числительных
История
образования и
правописания числительных
История
образования и
правописания числительных
История
образования и
правописания числительных
Что вместо имени у нас? (о правописании местоимений)
Что вместо имени у нас? (о правописании местоимений)
Что вместо имени у нас? (о правописании местоимений)
Что вместо имени у нас? (о правописании местоимений)
Орфографические головоломки
Орфографические головоломки
Орфографические головоломки
Приставки-труженицы (классификация приставок)
Приставки-труженицы (классификация приставок)
Кто командует корнями?
Кто командует корнями?
Суффиксы-большие молодцы
Суффиксы-большие молодцы
Игра «Путешествие в страну русского языка»

1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1

Использованная литература:
1. М.Т. Баранов, Т.А. Ладыженская, Н.М. Шанский «Программа по русскому языку к
учебникам для 5-9 классов», М., Дрофа, 2010 г.
2. П.П.Соколова . «Уроки русского языка в 6 класс»
3. Т.А.Костева « Тесты, проверочные и контрольные работы по русскому языку в 6
классе».
4. Н.Н. Ушаков « Межпредметные связи в преподавании русского языка»
5. А.Текучёв « Об орфографическом и пунктуационном минимуме».
6. Панченко
Ю.В. Программа факультатива по русскому языку «Секреты
орфографии».


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».