РП китайский язык

Департамент образования Администрации г. Екатеринбурга
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение – средняя общеобразовательная школа №
36 имени М.П. Одинцова
620078, г. Екатеринбург, ул. Малышева,134
Тел. (343) 374– 02– 91, тел./факс: (343) 374– 35– 08

ПРИНЯТО
на заседании педагогического совета
МАОУ – СОШ № 36
Протокол № 1 от «29» августа 2025 г.

УТВЕРЖДАЮ
Директор МАОУ СОШ № 36
______________А.С. Бабушкина
Приказ № 166– ТД от «27» августа
2025 г.

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа
«Китайский язык»

Автор-составитель: Айдарова Карина Романовна,
Учитель начальных классов

Екатеринбург 2025

Департамент образования Администрации г. Екатеринбурга
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение – средняя общеобразовательная школа №
36 имени М.П. Одинцова
620078, г. Екатеринбург, ул. Малышева,134
Тел. (343) 374– 02– 91, тел./факс: (343) 374– 35– 08

Пояснительная записка
Школьный возраст является самым благоприятным для умственного
развития детей и сензитивным периодом для коммуникативнопсихологической адаптации к новому языковому миру, отличному от мира
родного языка и культуры (И.В. Вронская, Г.Д. Гальскова, Е.А. Глухарева,
Н.А. Малкина, Е.И. Негневицкая, Ф.А. Сохин, А.М. Шахнарович и др.). Чем
раньше ребёнок приступит к изучению иностранного языка, тем легче будет
сформировать у него правильное произношение. Изучение иностранного
языка способствует развитию психических функций ребёнка, связанных с
речевыми процессами (восприятия, памяти, мышления), а также развитию
способностей к усвоению иностранного языка (фонематического и
интонационного слуха, объёма слухоречевой памяти, имитационных
способностей, скоростного проговаривания).
Программа составлена на основе ФГОС общего образования по
иностранному языку и опирается на федеральный Закон «Об образовании в
Российской Федерации» №273-ФЗ от 29.12.2012г. и составлена в
соответствии с Приказом Минобрнауки России от 29.08.2013г № 1008 «Об
утверждении Порядка организации и осуществления образовательной
деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»,
Письмом Минобрнауки РФ от 11.12.2006г №06-1844 «О примерных
требованиях к программам дополнительного образования детей»,
требованиями ФГОС, нормами СанПин 2.4.4.3172-14.
Актуальность включения китайского языка в школьное образование
обусловлена целым рядом причин:
- ростом интереса к Китаю, к обучению детей китайскому языку;
- успешно развивающимися в последнее время отношениями между
Россией и Китаем;
- развитием туризма в КНР, всё большей «открытостью» китайского
общества;
- активной миграцией китайцев.
Целью программы является развитие у учащихся способности к
общению на китайском языке, позволяющей им участвовать в различных
ситуациях межкультурной коммуникации. Изучение китайского языка
направлено на достижение следующих целей:
- обеспечение развития психических функций ребенка, связанных с
речевыми процессами (восприятие, внимание, мышление, память,
воображение);
- формирование умений общаться на китайском языке с учетом речевых
возможностей и потребностей школьников: элементарных коммуникативных
умений в говорении, аудировании;

Департамент образования Администрации г. Екатеринбурга
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение – средняя общеобразовательная школа №
36 имени М.П. Одинцова
620078, г. Екатеринбург, ул. Малышева,134
Тел. (343) 374– 02– 91, тел./факс: (343) 374– 35– 08

- создание условий для ранней коммуникативно-психологической
адаптации школьников к новому языковому миру и для преодоления в
дальнейшем психологических барьеров в использовании китайского языка
как средства общения, для развития положительной мотивации к
дальнейшему овладению китайским языком;
-формирование
элементарных
лингвистических
способностей
(фонематический и интонационный слух, звуковысотная чувствительность,
имитационные способности, скоростное проговаривание), развитие речевых,
интеллектуальных и познавательных способностей школьников, а также
общеучебных умений;
- приобщение детей к новому социальному опыту с использованием
китайского языка: знакомство школьников с детским фольклором и
доступными
образцами
художественной
литературы,
воспитание
дружелюбного отношения к представителям КНР.
Программа нацелена на реализацию личностно ориентированного,
коммуникативно-когнитивного, социокультурного и деятельностного
подходов к обучению китайскому языку и построена таким образом, что
«вхождение» детей в мир китайского языка и культуры идет постепенно на
доступном материале игр, стихов, рифмовок, песен, сказок. На каждом
занятии изученный материал повторяется, закрепляется, переносится на
новые ситуации. Таким образом, программа направлена на развитие
устойчивого интереса к изучению китайского языка и обеспечивает
оптимальное соотношение между теоретическим изучением языка и
формированием практических речевых навыков с учетом состава
обучающихся.

Исходя из целей программы , предусматривается решение следующих
задач:
в области фонетики:
− формирование, совершенствование и поддержание артикуляционной
базы китайского языка;
− овладение, совершенствование и поддержание владения звуковым
составом языка ;
− овладение, совершенствование и поддержание владения тональным
рисунком на уровне одноморфемных и полиморфемных языковых единиц с
учетом нового материала;
− восприятие на слух и воспроизведение ритмико-интонационных
особенностей китайского языка на уровне слов, словосочетаний, простых
предложений, текстов диалогического и монологического характера разной
протяженности и разных стилей и жанров.

Департамент образования Администрации г. Екатеринбурга
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение – средняя общеобразовательная школа №
36 имени М.П. Одинцова
620078, г. Екатеринбург, ул. Малышева,134
Тел. (343) 374– 02– 91, тел./факс: (343) 374– 35– 08

в области лексики:
− владение необходимым лексическим минимумом в рамках изученных
тем.
в области грамматики:
− овладение и совершенствование владения грамматической нормой
построения простого повествовательного, отрицательного и вопросительного
предложения на базе прямого порядка ;
− умение строить определительную синтагму и правильно употреблять
ее в речи;
− знание грамматических функций и особенностей употребления
знаменательных и служебных частей речи;
− умение подбирать соответствующие счетные слова к лексическим
единицам изученных тем.
в области речевой деятельности
1. Говорение:
− умение фонетически, лексически и грамматически правильно оформить
речевое высказывание по ситуации в рамках изученных тем;
− участие в диалогах различного типа.
3. Аудирование:
− умение распознавать смыслоразличительные фонемы, интонемы,
ритмический рисунок фразы;
− умение понимать диалоги этикетного характера, сообщение учителя и
сверстников, реагировать на них;
− понимание основного содержания сюжетных текстов с опорой и без
опоры на зрительную и двигательную наглядность.
Прогнозируемый результат.
К концу обучения школьники владеют базовыми коммуникативноречевыми навыками, необходимыми для ведения простого диалога на
китайском языке в объёме пройденной тематики, а также овладевают
определённой суммой страноведческих знаний. Данная программа
закладывает у детей базу для дальнейшего изучения китайского языка и
расширения языковых и социокультурных знаний в школе.
В процессе обучения используются игровые технологии, личностноориентированный подход, компьютерные технологии, здоровьесберегающие
технологии.
Способы определения результативности

Департамент образования Администрации г. Екатеринбурга
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение – средняя общеобразовательная школа №
36 имени М.П. Одинцова
620078, г. Екатеринбург, ул. Малышева,134
Тел. (343) 374– 02– 91, тел./факс: (343) 374– 35– 08

Для выяснения результатов образовательного процесса и его влияния на
развитие учащихся используются следующие виды контроля:
- Входной контроль (проводится в начале учебного года)
- Промежуточный контроль (проходит по окончании 1 полугодия)
- Итоговый мониторинг (проходит в конце учебного года)
По итогам прохождения отдельных разделов и тем проводится текущий
контроль знаний.
Формы подведения итогов
- Дидактические игры
- Конкурсы
- Устный опрос
- Переводы (устные)
Для проведения мониторинга используются тесты, наглядные пособия,
средства технического обеспечения.
Содержание программы
1. Фонетика.
Изучение звуковой и тональной систем китайского языка, постановка
произношения.
2. Лексика и грамматика.
Овладение выражениями и разговорными фразами, используемыми в
различных речевых ситуациях (знакомство, приветствие, поздравление, в
гостях, в магазине и др.); изучение слов по темам (животные, праздники,
счёт, цвета, семья, еда и др.).
3. Страноведение.
Ознакомление с культурно-историческими и социальными реалиями
Китая, особенностями растительного и животного мира, традициями,
культурными и историческими памятниками Китая.

Департамент образования Администрации г. Екатеринбурга
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение – средняя общеобразовательная школа №
36 имени М.П. Одинцова
620078, г. Екатеринбург, ул. Малышева,134
Тел. (343) 374– 02– 91, тел./факс: (343) 374– 35– 08

Лингвистический материал
Коммуникатив
но-речевой
минимум в
аудировании и
говорении
Приветствия,
обращение к
учителю,
прощание

Расспрос
собеседника о
его
1) имени
2) возрасте

Языковые
образцы

Транскрипция
(пиньи́нь)

Перевод

你好!大家好 !

Nǐ hǎo! Dàjiā hǎo!

Здравствуй(-те)! Всем

老师好!
早上好!
晚安!
再见!

1)你叫什么名字?
我叫。。。
2) 你几岁了?
我…岁了。

привет!
Lǎoshī hǎo!

Здравствуйте, учитель!

Zǎoshang hǎo!

Доброе утро!

Wǎn'ān!

Спокойной ночи!

Zàijiàn!

До свидания!

1) Nǐ jiào shénme

1) Как тебя зовут?

míngzi?

Меня зовут…

Wǒ jiào...

2) Сколько тебе лет?

2) Nǐ jǐ suìle?

Мне… лет.

Wǒ...... suìle.
Расспрос о
состоянии
(самочувствии)
человека

1)你好吗?
我很好!你呢?
我也很好!
2) 你累了吗?
我累了。/ 我不累。
3)你饿了吗?
我饿了。/ 我不饿。
4)你渴了吗?

1) Nǐ hǎo ma?

1) Как у тебя дела?

Wǒ hěn hǎonǐ ne?

- Хорошо, а у тебя?

Wǒ yě hěn hǎo!

- У меня тоже.

2) Nǐ lèile ma?

2) Ты устал(а)?

Wǒ lèile / wǒ bú lèi.

- Я устал(а)/не устал(а).

3) Nǐ è le ma?

3) Ты голодный(-ая)?

Wǒ è le / wǒ bú è.

- Я голоден/не голоден.

4) Nǐ kě le ma?

4) Ты хочешь пить?

Wǒ kě le / wǒ bù

- Я хочу пить/не хочу

Департамент образования Администрации г. Екатеринбурга
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение – средняя общеобразовательная школа №
36 имени М.П. Одинцова
620078, г. Екатеринбург, ул. Малышева,134
Тел. (343) 374– 02– 91, тел./факс: (343) 374– 35– 08

Побуждение к
действию,
приглашение

Этикет:
1) выражение
благодарности и
ответ на нее
2) извинение и
ответ на него

请进。请坐。请起立
(请站起来)。
请喝茶。
请给我一杯水/ 果汁 /
牛奶 / 茶。
欢迎!
加油!

1)谢谢!
不客气!
2)对不起!
没关系!

Расспрос
1) 你喜不喜欢。。。?
собеседника
喜欢。/ 不喜欢。
1) о
2) 。。。在哪里?
предпочтениях
在这里。在那里。
2) о
местоположении 3) 你有没有。。。?
3) о наличии той
有。/ 没有。
или иной вещи

Qǐng jìn. Qǐng zuò.

Пожалуйста, входите/

Qǐng qǐlì.

садитесь / встаньте.

Qǐng hē chá.

Выпейте, пожалуйста,
чашечку чая.

Qǐng gěi wǒ yībēi

Дайте мне, пожалуйста,

shuǐ/ guǒzhī/

стакан воды / сока / молока

niúnǎi/ chá.

/чашечку чая.

Huānying!

Добро пожаловать!

Jiāyóu!

Давай! Вперед!

1)Xièxiè!

1)Спасибо!

Bú kèqì!

Пожалуйста!

2) Duìbùqǐ!

2)Извини(-те)!

Méi guānxì!

Ничего страшного!

1) Nǐ xǐ bù xǐhuan …? 1) Нравится ли тебе…?
Xǐhuan /bù xǐhuan.

Нравится./Не нравится.

2) ... zài nǎlǐ?

2) Где находится…?

Zài zhèlǐ/ zài nàlǐ.

Здесь. /Там.

3) Nǐ yǒu méi

3) Есть ли у тебя…

yǒu......?
Yǒu / méi yǒu.

Покупки

Поздравления,
признание

我要买 (这个) !
。。。多少钱?
请给我。。。
恭喜!新年快乐!
祝你生日快乐!
我爱你!

Wǒ yào mǎi zhè gе!
Duōshǎo qián?
Qǐng gěi wǒ…

Сколько стоит…?
Дайте мне, пожалуйста, …
Поздравляю! С новым

kuàilè!

годом!

Zhù nǐ shēngrì

С днем рождения!

kuàilè!

喂 !你好 !你找谁? Wèi! Nǐ hǎo! Nǐ
我找。。。
请等一下 。

Я хочу купить…

Gōngxǐ! Xīnnián

Wǒ ài nǐ!
Разговор по
телефону

Есть. / Нет.

Я люблю тебя!
- Алло! Позовите,

zhǎo shuí?

пожалуйста, ….

Wǒ zhǎo...

- Подождите, пожалуйста

Департамент образования Администрации г. Екатеринбурга
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение – средняя общеобразовательная школа №
36 имени М.П. Одинцова
620078, г. Екатеринбург, ул. Малышева,134
Тел. (343) 374– 02– 91, тел./факс: (343) 374– 35– 08

Qǐng děng yīxià.

(одну минуту).

Лексика
Лексикотематические
группы
1. Животные,
птицы
- 12 животных
китайского
календаря

китайские слова
熊猫
猫
小鸟
狮子
老鼠
牛
老虎
兔子
龙
蛇
马
羊
猴子
公鸡
狗
猪

пиньинь

перевод

xióngmāo

панда

māo

кошка

хiǎo niǎo

птичка

shīzi

лев

lǎoshǔ

крыса

niú

корова

lǎohǔ

тигр

tùzi

кролик

lóng

дракон

shé

змея

mǎ

лошадь

yáng

овца

hóuzi

обезьяна

gōngjī

петух

gǒu

собака

zhū

свинья

Департамент образования Администрации г. Екатеринбурга
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение – средняя общеобразовательная школа №
36 имени М.П. Одинцова
620078, г. Екатеринбург, ул. Малышева,134
Тел. (343) 374– 02– 91, тел./факс: (343) 374– 35– 08

2. Счет

3. Семья, друзья

4. Еда, напитки

一
二
三
四
五
六
七
八
九
十
十一
十二
十三
十四
十五
十六
十七
十八
十九
二十

妈妈
爸爸
爷爷
奶奶
家
朋友

1)水

yī

1

èr

2

sān

3

sì

4

wǔ

5

liù

6

qī

7

bā

8

jiǔ

9

shí

10

shí yī

11

shí èr

12

shí sān

13

shí sì

14

shí wǔ

15

shí liù

16

shí qī

17

shí bā

18

shí jiǔ

19

èr shí

20

māmа

мама

bàba

папа

yéye

дедушка

nǎinai

бабушка

jiā

семья

péngyou

друг

1) shuǐ

1) вода

Департамент образования Администрации г. Екатеринбурга
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение – средняя общеобразовательная школа №
36 имени М.П. Одинцова
620078, г. Екатеринбург, ул. Малышева,134
Тел. (343) 374– 02– 91, тел./факс: (343) 374– 35– 08

牛奶

niúnǎi

молоко

茶

chá

чай

guǒzhī

сок

果汁

hǎo hē

вкусный (о напитке)

好喝

2) jiǎozi

2) пельмени

mǐfàn

рис

米饭

shālā

салат

沙拉

yú

рыба

鱼

xīguā

арбуз

西瓜

píngguǒ

яблоко

苹果

yuèbǐng

лунный

月饼

hào chī

пряник(юэбин)

2)饺子

好吃
5. Лицо и тело

6. Цвета

7. Мебель, вещи,
одежда

вкусный (о еде)

眼睛

yǎnjīng

глаза

鼻子

bízi

нос

嘴巴

zuǐba

рот

耳朵

ěrduo

уши

手

shǒu

рука

头

Tóu

голова

头发

tóufa

волосы

白色

báisè

белый

黑色

hēisè

черный

红色

hóngsè

красный

黄色

huángsè

жёлтый

绿色

lǜsè

зелёный

蓝色

lán sè

синий

紫色

zǐsè

фиолетовый

桌子

zhuōzi

стол

椅子

yǐzi

стул, кресло

书

shū

книга

伞

sǎn

зонтик

Департамент образования Администрации г. Екатеринбурга
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение – средняя общеобразовательная школа №
36 имени М.П. Одинцова
620078, г. Екатеринбург, ул. Малышева,134
Тел. (343) 374– 02– 91, тел./факс: (343) 374– 35– 08

8. Окружающий
мир,
географические
названия

9. Действия

树

shù

дерево

山

shān

гора

花

huā

цветок

月亮
太阳
大海
中国
北京

yuèliang

луна

tàiyáng

солнце

dàhǎi

море

Zhōngguó

Китай

Běijīng

Пекин

爱
喜欢
喝

ài

любить

xǐhuan

нравиться

hē

пить

吃

chī

есть (кушать)

kànshū

читать книгу

bāng

помогать

zuò

садиться

qǐlì

вставать

pǎo

бегать

zǒu

идти, ходить

tiào

прыгать

zhǎo

искать

pāishǒu

аплодировать

dà – xiǎo

большой – маленький

kuài – màn

быстрый – медленный

kū – xiào

плакать – смеяться

gāo – dī

высоко – низко

cháng – duǎn

длинный – короткий

看书
帮
坐
起立
跑
走
跳
飞
找
打球
拍手
10. Антонимы

大–小
快–慢
哭–笑
高–低
长–短

Департамент образования Администрации г. Екатеринбурга
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение – средняя общеобразовательная школа №
36 имени М.П. Одинцова
620078, г. Екатеринбург, ул. Малышева,134
Тел. (343) 374– 02– 91, тел./факс: (343) 374– 35– 08

Китайские песни
Название песни
我的朋友在哪里

пиньинь
Wǒ de péngyǒu zài nǎlǐ

перевод
Где мои друзья

找朋友

Zhǎo péngyǒu

Ищу друзей

大猫小猫

Dà māo xiǎo māo

Кот и котёнок

我上幼儿园

Wǒ shàng yòu'éryuán

Я иду в детский сад

恭喜你

Gōngxǐ nǐ

Поздравляю

拔萝卜

Bá luóbo

Тянем репку

五官歌

Wǔguān gē

Песня о личике

客人来

Kèrén lái

Гости пришли

两只老虎

Liǎng zhī lǎohǔ

Два тигра

郊游

Jiāoyóu

Загородная прогулка

世上只有妈妈好

Shìshàng zhǐyǒu māmā hǎo

Мама – лучшая в мире

跳舞歌

Tiàowǔ gē

Танец

Страноведческий материал
Тематические разделы
Подразделы
1
Общие сведения о Китае 1) географическое положение, карта, флаг,
и китайском языке
столица;
2) 4 основных тона путунхуа (на уровне
знакомства);
3) происхождение иероглифов на уровне
знакомства):
- узелковое письмо (结绳 jiéshéng),
-легенда
о
создании
придворным
историографом Цан Цзе первых иероглифов
– пиктограмм.
2
Природа: климат, флора и 1) Большая панда как национальный символ
фауна
Китая:
- характер, питание, привычки, среда
обитания,
- заповедник «Волун» в провинции Сычуань,
Центр изучения и разведения больших панд в
г. Чэнду.
2) Пекинский зоопарк.
3) Любимые растения в Китае:
- «3 друга холодной зимы»: сосна, бамбук,
дикая слива;

Департамент образования Администрации г. Екатеринбурга
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение – средняя общеобразовательная школа №
36 имени М.П. Одинцова
620078, г. Екатеринбург, ул. Малышева,134
Тел. (343) 374– 02– 91, тел./факс: (343) 374– 35– 08

- «четыре совершенных» (благородных):
слива мэйхуа (梅花), орхидея (兰花), бамбук
(竹), хризантема (菊花).
3

4

5

Исторические
культурные
Китая

и 1) Великая китайская стена:
памятники - легенда о добром драконе-защитнике,
-извилистая карта стены («каменного
дракона»),
2)Китайские пагоды.
4) Рисовые террасы .
Традиционные
и 1) Праздник середины осени:
современные
китайские - легенда о лунном зайце,
праздники
- традиционное блюдо: лунные пряники.
2) Китайский новый год (Праздник весны):
- легенда о новом годе,
- китайский календарь (12 знаков зодиака),
- танец дракона и танец льва,
- вырезание узоров из бумаги (цзяньчжи),
- благопожелательные надписи,
- традиционные блюда: рыба, пельмени.
3) Праздник фонарей (Юаньсяо).
4) Праздник драконьих лодок (Дуань-у):
- легенда о поэте Цюй Юане,
- традиционное блюдо: цзунцзы,
- соревнования на драконьих лодках.
8) День посадки деревьев (12 марта).
Искусство и культура
1) Традиционная китайская живопись и
каллиграфия:
- пейзажный жанр «горы и воды» (山水),
- жанр «цветы и птицы» (花鸟).
2) Китайский веер.
3)
Традиционное
узелковое
плетение
Чжунгоцзе:
- плетение узла .
4) Чайная церемония Гунфу Ча (工夫茶gōngfū
chá):
- роль чая в китайской культуре, чайная
посуда,
- выращивание и сбор чая;
- традиции чаепития, правила и порядок
проведения чайной церемонии; трёхпалая
жаба богатства.
5) Китайская посуда, палочки для еды.
8) Традиционная китайская одежда:
- ханьфу (汉服hànfú), ципао (旗袍qípáo).
9) Четыре великих изобретения древнего

Департамент образования Администрации г. Екатеринбурга
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение – средняя общеобразовательная школа №
36 имени М.П. Одинцова
620078, г. Екатеринбург, ул. Малышева,134
Тел. (343) 374– 02– 91, тел./факс: (343) 374– 35– 08

6

Спорт

7

Мифы, сказки и легенды

№
п/п

Страноведческий материал

Китая:
бумага,
книгопечатание,
порох,
компас.
1) настольный теннис (пинг-понг);
2) ушу;
3) шахматы ГО;
4) пекинская олимпиада 2008, универсиада :
талисманы.
1) Миф о сотворении мира Пань-гу.
2) Миф о сотворении человека Ню-ва.
3)
4
священных
животных
китайской
мифологии:
- зеленый дракон (весна),
- красная птица феникс (лето),
- белый тигр (осень),
- чёрная черепаха (зима).

Перспективное планирование
Основные выражения, песни
1
Общие
сведения
о
Китае
и
китайском
языке:
географическое
положение, карта и флаг
Китая,
- 4 основных тона и
нулевой тон китайского
языка.
Большая
панда
как
национальный
символ

Лингвистический материал

Новые слова
你好!Здравству
йте / привет!
老师好!Учитель,
здравствуйте!
大家好!
Всем
привет!
再见!До
свидания!

好 хорошо
你 ты
我я
老师учитель
妈妈мама
书книга
树 дерево

Кол-во
часов

Департамент образования Администрации г. Екатеринбурга
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение – средняя общеобразовательная школа №
36 имени М.П. Одинцова
620078, г. Екатеринбург, ул. Малышева,134
Тел. (343) 374– 02– 91, тел./факс: (343) 374– 35– 08

Китая.
Малая панда.
4 священных животных
китайской
мифологии:
зеленый дракон (весна),
красная птица феникс
(лето),
белый
тигр
(осень),
чёрная
черепаха (зима).

谢谢!Спасибо!

猫 кошка

儿歌《大猫小猫

狗собака

》 Песня «Кот и 马 лошадь
котёнок»
狮子лев
熊 медведь
熊猫панда
老虎 тигр
乌龟 черепаха
龙 дракон
大 большой
小 маленький
Счёт: 一二三1, 2, 3.

2

3

Праздник
середины
осени:
- легенды: о лунном
зайце; о десяти солнцах,
стрелке
Хоу
И
и
красавице Чан Э,
- традиционное блюдо:
лунные пряники,
- музыка лунной ночи.
Традиционная
чайная
церемония Гунфу Ча:
- выращивание и сбор
чая,
- роль чая в китайской
культуре, чайная посуда,
- правила и порядок
проведения
чайной
церемонии,
трехпалая
жаба
богатства.

请起立!
Пожалуйста,
встань(-те)!
请坐!Пожалуйст
а,
садись
(садитесь).
…在哪里?Где
находится ….?
在这里 Здесь

我的 мой
请 пожалуйста
坐 садиться, сидеть
茶 чай
月饼лунный пряник
也 тоже
兔子 кролик

猴子 обезьяна
你好吗?Как
у
老鼠 мышь
тебя дела?
我很好!У меня 牛 бык
всё хорошо
太阳 солнце
你呢?А у тебя?
朋友 друг
我也很好!У
爱 любить
меня тоже всё
怕бояться
хорошо!
儿歌《我的朋友在 Счёт: 四五六七 4, 5,
6, 7
哪
里》Песня «Где
мои друзья?»
Китайский календарь 你叫什么名字?К 什么 что
(12 знаков зодиака).
ак тебя зовут?
名字 имя
Китайский новый год 我叫…
Меня 叫 звать
(праздник Весны):
зовут…
小鸟 птичка

Департамент образования Администрации г. Екатеринбурга
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение – средняя общеобразовательная школа №
36 имени М.П. Одинцова
620078, г. Екатеринбург, ул. Малышева,134
Тел. (343) 374– 02– 91, тел./факс: (343) 374– 35– 08

- легенда о новом годе,
- танец дракона и танец
льва,
- вырезание узоров из
бумаги (цзяньчжи),
- благопожелательные
надписи,
- традиционные блюда:
пельмени, рыба.
Праздник
фонарей
(Юаньсяо).

4

5

6

蛇 змея
猪 свинья
羊 овца
公鸡 петух
萝卜 репка
祝 желать
帮 помогать
新 новый
年 год
快乐 весёлый
快 быстро
慢 медленно
Счёт:
八九十8, 9, 10
十一十二 11, 12
Исторические
и 早上好!(早!) 爸爸папа
культурные памятники Доброе утро!
爷爷 дедушка
Китая:
晚安!Спокойной 奶奶 бабушка
1) Великая китайская ночи!
不 не (отрицание)
стена:
三八快乐!С
8 哭 плакать
- легенда о добром марта!
笑 смеяться
драконе-защитнике,
对不起!Извини(- 闹 баловаться
те)!
骂ругать
没关系!Ничего
长 длинный
страшного!
短короткий
谢谢你!Спасибо
(тебе, Вам)
不客气!Пожалу
йста!
儿歌《我上幼儿园
》 Песня «Я иду
в детский сад».
Китайский веер.
欢迎!Добро
找 искать
Традиционные
пожаловать!
扇子 веер
китайские праздники:
你累了吗?
Ты 气球
воздушный
1) фестиваль воздушных устал(а)?
шар
змеев;
我累了!/
帽子 шапка
2) праздник драконьих
我不累!Да,
飞 летать
лодок (Дуань-у).
устал(а) / нет, не 跳 прыгать
устал(а).
Традиционная китайская 加油!Давай,
桌子 стол
мебель.
вперёд!
椅子 стул
Спорт:
儿歌《郊游》
- настольный теннис
手 рука
(пинг-понг);
Песня
你几岁了?Сколь
ко тебе лет?
我…岁了。
Мне…. лет.
来了!Иду!
祝你新年快乐!С
Новым годом!
儿歌《拔萝卜》,
《恭喜你》Песни
«Репка»,
«Поздравляю!»
(простая
версия)

Департамент образования Администрации г. Екатеринбурга
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение – средняя общеобразовательная школа №
36 имени М.П. Одинцова
620078, г. Екатеринбург, ул. Малышева,134
Тел. (343) 374– 02– 91, тел./факс: (343) 374– 35– 08

- ушу;
- детский маджонг;
- пекинская олимпиада
2008, универсиада в
талисманы .

«Загородная
прогулка»

Повторение пройденного языкового материала.
Итого: ч.

头 голова
走,去 идти
跑 бегать
拍手 аплодировать

Департамент образования Администрации г. Екатеринбурга
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение – средняя общеобразовательная школа №
36 имени М.П. Одинцова
620078, г. Екатеринбург, ул. Малышева,134
Тел. (343) 374– 02– 91, тел./факс: (343) 374– 35– 08

儿童汉语
教学大纲

Список литературы
1.
Вопросы психологии ребенка школьного возраста: Сб. ст. / Под ред.
Леонтьева А.Н., Запорожца А.В. – М., 1995.
2.
Демина Н.А. Методика преподавания практического китайского языка.
- М., 2006.
3.
Захаров В.Ю., Захарова И.В. Детская энциклопедия по Китаю. - Ростов
н/Дону, Краснодар, 2008.
4.
Китайские стихи для детей: 100 песенок хорошим детям у изголовья
кровати. (Метод чтения Ильи Франка) / Е. Ситникова. - М., 2008 + Аудиокурс

Департамент образования Администрации г. Екатеринбурга
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение – средняя общеобразовательная школа №
36 имени М.П. Одинцова
620078, г. Екатеринбург, ул. Малышева,134
Тел. (343) 374– 02– 91, тел./факс: (343) 374– 35– 08

5.
Твое первое знакомство с Китаем / Редакция русскоязычного журнала
«Китай». - М., 2013.
6.
Царство Китайского Языка. Веселый Путь Овладения Китайским
Языком. / Liu Fuhua, Wang Wei, Zhou Ruian, Li Dongmei. Beijing Language and
Culture University Press (Изд-во Пекинкого Института Иностранных Языков),
2010. + Аудиокурс.
7. Qinzi yuedu亲子问读:共6册. – Wuhan武汉:新蕾出版社, 2014.
(Иллюстрированные рассказы для детей: в 6 книгах).
Медиаресурсы
1. Уроки китайского языка для детей:
http://www.umao.ru/interes/kidsmults.html
2. Игры со словами:
http://howdoilearnchinese.com/
3. Китайские детские песни, стишки, мультфильмы:
http://www.baobao88.com/
4. Китайские песни для детей:
http://www.youtube.com/playlist?list=PLxs7Tz017_61VPQ9ngHuiECwvsyPApQr
5. Журнал для детей "Маленький умничка" (флеш-книги, комиксы, игры,
поделки):
http://www.xiaocongzai.cn/
6. Китайский сайт для педагогов школьных учреждений, содержащий
разнообразные дидактические материалы:
http://www.yejs.com.cn/

Приложение к рабочей программе «Китайский язык».
Диагностика
Цели проведения диагностики:
- выявление начального уровня развития лингвистических способностей,
имеющихся знаний;

Департамент образования Администрации г. Екатеринбурга
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение – средняя общеобразовательная школа №
36 имени М.П. Одинцова
620078, г. Екатеринбург, ул. Малышева,134
Тел. (343) 374– 02– 91, тел./факс: (343) 374– 35– 08

- проектирование групповой и индивидуальной работы;
- оценка эффективности педагогического воздействия.
Этапы диагностического исследования
1. Начало года – выявление начального уровня:
- фонетического слуха (способность к различению 4-х тонов, адекватному
повторению разных звуков китайского языка),
- развития памяти (в том числе языковой),
- представлений о таких понятиях, как город, страна, язык, праздники.
2. Середина года – определение динамики усвоения программы, оценка
эффективности педагогического воздействия.
3. Конец года – определение уровня усвоения программы, оценка
эффективности педагогического воздействия.
Критерии оценки
В соответствии с критериями оценки ответов выясняется уровень знаний
школьников о Китае и уровень развития лингвистических навыков. Уровень
знаний и навыков может быть высоким, средним, низким.
Высокий уровень: ребенок уверенно отвечает на вопросы, справляется с 80100% заданий.
Средний уровень: ребенок испытывает затруднения при ответе на ряд
вопросов; справляется с 60-70% заданий.
Низкий уровень: ребенок затрудняется при ответе на большинство вопросов;
выполняет менее 50% заданий.

Вопросы и задания для диагностики
Начало года
Фамилия, имя ребенка _______________________
Возраст __________
Дата диагностики________________

Департамент образования Администрации г. Екатеринбурга
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение – средняя общеобразовательная школа №
36 имени М.П. Одинцова
620078, г. Екатеринбург, ул. Малышева,134
Тел. (343) 374– 02– 91, тел./факс: (343) 374– 35– 08

Общие страноведческие представления
1.В какой стране ты живешь?
2.В каком городе ты живешь?
3.Какие еще страны ты знаешь?
4.Какие еще города ты знаешь?
5.На каком языке ты говоришь?
6.Какие еще есть языки?
7.На каком языке говорят в Китае?
8.Зачем люди учат языки, на которых говорят в других странах?
9.Какие праздники ты знаешь? Как их отмечают?
Развитие лингвистических навыков
- повторить 4 тона на слог shu;
- определить тон: 1 или 4;
- повторить и запомнить 1-2 китайских слова (напр., кошка, собака);
- определить недостающую карточку (из 5).

Середина года

Департамент образования Администрации г. Екатеринбурга
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение – средняя общеобразовательная школа №
36 имени М.П. Одинцова
620078, г. Екатеринбург, ул. Малышева,134
Тел. (343) 374– 02– 91, тел./факс: (343) 374– 35– 08

Фамилия, имя ребенка _______________________
Возраст __________
Дата диагностики________________
Диагностика страноведческих знаний
I. Общие сведения о Китае.
1. Покажи на карте Китай (на политической карте мира).
2. Найди флаг Китая (выбрать из 5 флагов).
3. Назови столицу Китая.
II. Природа страны:
4. Какое животное больше всего любят в Китае? Расскажи о нем.
III. Культура Китая:
5. Как в Китае отмечают Новый год (праздник Весны)?
6. Какие животные есть в китайском календаре?
Диагностика развития лингвистических навыков
1. Восприятие на слух
- перевести со слуха с китайского языка на русский 3 слова.
2. Говорение
Перевести 3 слова с русского языка на китайский.
Краткий диалог на китайском (примерное содержание):
- Здравствуй.
- Как тебя зовут?
- Как у тебя дела?
-Кто это? (показать ребенку на картинку с
кошки/собаки/кролика)
-До свидания!

изображением

Департамент образования Администрации г. Екатеринбурга
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение – средняя общеобразовательная школа №
36 имени М.П. Одинцова
620078, г. Екатеринбург, ул. Малышева,134
Тел. (343) 374– 02– 91, тел./факс: (343) 374– 35– 08

Конец года
Фамилия, имя ребенка _______________________
Возраст __________
Дата диагностики________________
Продолжительность изучения китайского языка и культуры_________
1. Страноведение
1) Какие праздники есть в Китае?
2) Какой в Китае любимый цвет? Почему?
3) Что в Китае любят кушать?
4) Какие животные есть в Китае?
5) Как проводится китайская чайная церемония?
6) Показать ребенку картинку с изображением Великой китайской стены: что
это? Для чего ее построили?
7) (Картинка с танцем льва): расскажи, что изображено на этой картинке?
8) Найди на карте Китай.
9) Покажи флаг Китая.
10) В какие игры любят играть в Китае?
2. Лингвистическое развитие
1) Поздоровайся и попрощайся по-китайски.
2) Сколько в китайском языке тонов?
3) Какие это тоны?
4) Определи тон.
5) Каких животных ты можешь назвать по-китайски?
6) Какие китайские песни ты можешь спеть? О чем эти песни?

Департамент образования Администрации г. Екатеринбурга
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение – средняя общеобразовательная школа № 36 имени М.П. Одинцова
620078, г. Екатеринбург, ул. Малышева,134
Тел. (343) 374– 02– 91, тел./факс: (343) 374– 35– 08

Департамент образования Администрации г. Екатеринбурга
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение – средняя общеобразовательная школа № 36 имени М.П. Одинцова
620078, г. Екатеринбург, ул. Малышева,134
Тел. (343) 374– 02– 91, тел./факс: (343) 374– 35– 08


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».