Департамент образования Администрации г. Екатеринбурга
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 36 им. М.П. Одинцова
620078, г. Екатеринбург, ул. Малышева, 134 тел. 8(343) 374-02-91, e-mail: soch36@eduekb.ru
РАССМОТРЕНО
на заседании
Педагогического совета
Протокол от 29.08.2025 г.
№1
УТВЕРЖДАЮ
директор МАОУ СОШ № 36
___________А.С.Бабушкина
Приказ № 41-ОД
от «29» августа
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
«СЕКРЕТЫ РУССКОГО ЯЗЫКА»
(11 класс)
Департамент образования Администрации г. Екатеринбурга
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 36 им. М.П. Одинцова
620078, г. Екатеринбург, ул. Малышева, 134 тел. 8(343) 374-02-91, e-mail: soch36@eduekb.ru
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Внеурочный курс по русскому языку «Секреты русского языка» предназначен для
обучающихся 11 классов и рассчитан на 68 часов.
Программа разработана в рамках общеинтеллектуального направления развития
личности.
Актуальность выбора данного предмета обусловлена тем, что новая форма итоговой
аттестации – единый государственный экзамен – требует своей технологии выполнения
заданий, а значит – своей методики подготовки. Работа с тестами требует постоянного,
активного, дифференцированного тренинга.
Описание места данного курса в основной образовательной программе. Данный курс
учитывает специфику КИМов и носит итоговый характер, Поскольку внеурочный курс
обобщает, закрепляет важнейшие умения, которые должны быть сформированы у
выпускников средней школы, он может быть использован в качестве обобщающего
учебного курса по русскому языку для учащихся 11 классов любого профиля при
подготовке к единому государственному экзамену (далее – ЕГЭ). Содержание курса
опирается на знания, умения и навыки учащихся старших классов, сформированные в
основной школе. Содержание программы предполагает расширение и углубление
теоретического материала, позволяющее формирование практических навыков
выполнения тестовых заданий на ЕГЭ. Вместе с тем курс даёт выпускникам средней
школы целостное представление о богатстве русского языка, помогает использовать в
повседневной практике нормативную устную и письменную речь.
Цель курса: совершенствование приобретенных учащимися знаний, формирование
языковой, коммуникативной, лингвистической компетенции, развитие навыков
логического
мышления,
расширение
кругозора
школьников,
воспитание
самостоятельности в работе, подготовка старшеклассников к выполнению заданий
экзаменационной работы на более высоком качественном уровне, формирование
устойчивых практических навыков выполнения тестовых и коммуникативных задач на
ЕГЭ, а также использование в повседневной практике нормативной устной и письменной
речи.
Задачи курса:
●
изучение нормативных и методических документов по организации и проведению
ЕГЭ по русскому языку;
●
овладение основными нормами литературного языка;
●
создание прочной базы языковой грамотности учащихся, формирование умения
выполнять все виды языкового анализа;
●
дифференциация освоения алгоритмов выполнения тестовых и коммуникативных
задач учащимися с разным уровнем языковой подготовки;
Департамент образования Администрации г. Екатеринбурга
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 36 им. М.П. Одинцова
620078, г. Екатеринбург, ул. Малышева, 134 тел. 8(343) 374-02-91, e-mail: soch36@eduekb.ru
●
обучение старшеклассников осознанному выбору правильных ответов тестовых
заданий;
●
освоение стилистического многообразия и практического
художественно-выразительных средств русского языка;
●
обучение анализу текста, его интерпретации;
●
совершенствование лингвистической компетенции выпускников при выполнении
части С экзаменационной работы;
●
развитие речевой культуры.
использования
Формы организации образовательного процесса: групповая и индивидуальная; работа с
нормативными документами, с учебными пособиями по подготовке к ЕГЭ, с тестами и
текстами, тренинг, практикум, ответы на поставленные вопросы как результат
самостоятельного осмысления и решения лингвистических и коммуникативных задач,
решение тестов по типу ЕГЭ на заданное время, мини-исследования содержания и
языковых средств конкретных текстов, написание сочинений в соответствии с
требованиями ЕГЭ, анализ образцов ученических сочинений, тренировочнодиагностические работы, репетиционный ЕГЭ, использование различных каналов поиска
информации.
Категория учащихся: 11 класс
Программа рассчитана на 1 год обучения: 68 часов (2 часа в неделю)
1. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
В результате освоения курса на уровне среднего общего образования у
обучающегося будут сформированы следующие личностные результаты:
● сформированность нравственного сознания, норм этичного поведения;
● способность оценивать ситуацию и принимать осознанные
ориентируясь на морально-нравственные нормы и ценности;
решения,
● осознание личного вклада в построение устойчивого будущего;
● ответственное отношение к своим родителям, созданию семьи на основе
осознанного принятия ценностей семейной жизни в соответствии с традициями
народов России.
● эстетическое отношение к миру, включая эстетику быта, научного и
технического творчества, спорта, труда, общественных отношений;
● способность воспринимать различные виды искусства, традиции и творчество
своего и других народов, ощущать эмоциональное воздействие искусства;
● убеждённость в значимости для личности и общества отечественного и мирового
искусства, этнических культурных традиций и народного, в том числе словесного,
творчества;
Департамент образования Администрации г. Екатеринбурга
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 36 им. М.П. Одинцова
620078, г. Екатеринбург, ул. Малышева, 134 тел. 8(343) 374-02-91, e-mail: soch36@eduekb.ru
● готовность к самовыражению в разных видах искусства, стремление проявлять
качества творческой личности, в том числе при выполнении творческих работ по
русскому языку.
● сформированность мировоззрения, соответствующего современному уровню
развития науки и общественной практики, основанного на диалоге культур,
способствующего осознанию своего места в поликультурном мире;
● совершенствование языковой и читательской
взаимодействия между людьми и познания мира;
культуры
как
средства
● осознание ценности научной деятельности, готовность осуществлять учебноисследовательскую и проектную деятельность, в том числе по русскому языку,
индивидуально и в группе.
В результате освоения курса на уровне среднего общего образования у обучающегося
будут сформированы следующие метапредметные результаты:
● самосознания, включающего способность понимать своё эмоциональное
состояние, использовать адекватные языковые средства для выражения своего
состояния, видеть направление развития собственной эмоциональной сферы,
быть уверенным в себе;
● саморегулирования,
включающего
самоконтроль,
умение
принимать
ответственность за своё поведение, способность проявлять гибкость и
адаптироваться к эмоциональным изменениям, быть открытым новому;
● внутренней мотивации, включающей стремление к достижению цели и успеху,
оптимизм, инициативность, умение действовать, исходя из своих возможностей;
● эмпатии, включающей способность сочувствовать и сопереживать, понимать
эмоциональное состояние других людей и учитывать его при осуществлении
коммуникации;
● социальных навыков, включающих способность выстраивать отношения с
другими людьми, заботиться о них, проявлять к ним интерес и разрешать
конфликты с учётом собственного речевого и читательского опыта.
У обучающегося будут сформированы следующие базовые логические действия
как часть познавательных универсальных учебных действий:
● самостоятельно формулировать и актуализировать проблему, рассматривать её
всесторонне;
● устанавливать существенный признак или основание для сравнения,
классификации и обобщения языковых единиц, языковых явлений и процессов,
текстов различных функциональных разновидностей языка, функциональносмысловых типов, жанров;
● определять цели деятельности, задавать параметры и критерии их достижения;
● выявлять закономерности и противоречия языковых явлений, данных в
наблюдении;
Департамент образования Администрации г. Екатеринбурга
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 36 им. М.П. Одинцова
620078, г. Екатеринбург, ул. Малышева, 134 тел. 8(343) 374-02-91, e-mail: soch36@eduekb.ru
● разрабатывать план решения проблемы
материальных и нематериальных ресурсов;
с
учётом
анализа
имеющихся
● вносить коррективы в деятельность, оценивать риски и соответствие результатов
целям;
● координировать и выполнять работу в условиях реального, виртуального и
комбинированного взаимодействия, в том числе при выполнении проектов по
русскому языку;
● развивать креативное мышление при решении жизненных проблем с учётом
собственного речевого и читательского опыта.
У обучающегося будут сформированы следующие базовые исследовательские
действия как часть познавательных универсальных учебных действий:
● владеть навыками учебно-исследовательской и проектной деятельности, в том
числе в контексте изучения учебного предмета «Русский язык», способностью и
готовностью к самостоятельному поиску методов решения практических задач,
применению различных методов познания;
● владеть разными видами деятельности по получению нового знания, в том числе
по русскому языку; его интерпретации, преобразованию и применению в
различных учебных ситуациях, в том числе при создании учебных и социальных
проектов;
● формировать научный тип мышления, владеть научной, в том числе
лингвистической, терминологией, общенаучными ключевыми понятиями и
методами;
● ставить и формулировать собственные задачи в образовательной деятельности и
разнообразных жизненных ситуациях;
● выявлять и актуализировать задачу, выдвигать гипотезу, задавать параметры и
критерии её решения, находить аргументы для доказательства своих
утверждений;
● анализировать полученные в ходе решения задачи результаты, критически
оценивать их достоверность, прогнозировать изменение в новых условиях;
● давать оценку новым ситуациям, приобретённому опыту;
● уметь интегрировать знания из разных предметных областей;
● уметь переносить знания в практическую область жизнедеятельности, освоенные
средства и способы действия — в профессиональную среду;
● выдвигать новые идеи, оригинальные подходы, предлагать альтернативные
способы решения проблем.
У обучающегося будут сформированы следующие умения работать с
информацией как часть познавательных универсальных учебных действий:
● владеть навыками получения информации, в том числе лингвистической, из
источников разных типов, самостоятельно осуществлять поиск, анализ,
Департамент образования Администрации г. Екатеринбурга
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 36 им. М.П. Одинцова
620078, г. Екатеринбург, ул. Малышева, 134 тел. 8(343) 374-02-91, e-mail: soch36@eduekb.ru
систематизацию и интерпретацию информации различных видов и форм
представления;
● создавать тексты в различных форматах с учётом назначения информации и её
целевой аудитории, выбирая оптимальную форму представления и визуализации
(презентация, таблица, схема и другие);
● оценивать достоверность, легитимность информации, её соответствие правовым
и морально-этическим нормам;
● использовать средства информационных и коммуникационных технологий при
решении когнитивных, коммуникативных и организационных задач с
соблюдением требований эргономики, техники безопасности, гигиены,
ресурсосбережения, правовых и этических норм, норм информационной
безопасности;
● владеть навыками защиты личной информации, соблюдать требования
информационной безопасности.
У обучающегося будут сформированы следующие умения общения как часть
коммуникативных универсальных учебных действий:
● осуществлять коммуникацию во всех сферах жизни;
● пользоваться невербальными средствами общения, понимать значение
социальных знаков, распознавать предпосылки конфликтных ситуаций и
смягчать конфликты;
● владеть различными способами общения и взаимодействия; аргументированно
вести диалог;
● развёрнуто, логично и корректно с точки зрения культуры речи излагать своё
мнение, строить высказывание.
У обучающегося будут сформированы следующие умения самоорганизации как
части регулятивных универсальных учебных действий:
● самостоятельно осуществлять познавательную деятельность, выявлять проблемы,
ставить и формулировать собственные задачи в образовательной деятельности и
жизненных ситуациях;
● самостоятельно составлять план решения проблемы с учётом имеющихся
ресурсов, собственных возможностей и предпочтений;
● расширять рамки учебного предмета на основе личных предпочтений;
● делать осознанный выбор, уметь аргументировать его, брать ответственность за
результаты выбора;
● оценивать приобретённый опыт;
● стремиться к формированию и проявлению широкой эрудиции в разных областях
знания; постоянно повышать свой образовательный и культурный уровень.
У обучающегося будут сформированы следующие умения самоконтроля,
принятия себя и других как части регулятивных универсальных учебных действий:
Департамент образования Администрации г. Екатеринбурга
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 36 им. М.П. Одинцова
620078, г. Екатеринбург, ул. Малышева, 134 тел. 8(343) 374-02-91, e-mail: soch36@eduekb.ru
● давать оценку новым ситуациям, вносить коррективы в деятельность, оценивать
соответствие результатов целям;
● владеть навыками познавательной рефлексии как осознания совершаемых
действий и мыслительных процессов, их оснований и результатов; использовать
приёмы рефлексии для оценки ситуации, выбора верного решения;
● уметь оценивать риски и своевременно принимать решение по их снижению;
● принимать себя, понимая свои недостатки и достоинства;
● принимать мотивы и аргументы других людей при анализе результатов
деятельности;
● признавать своё право и право других на ошибку;
● развивать способность видеть мир с позиции другого человека.
У обучающегося будут сформированы следующие умения
деятельности:
совместной
● понимать и использовать преимущества командной и индивидуальной работы;
● выбирать тематику и методы совместных действий с учётом общих интересов и
возможностей каждого члена коллектива;
● принимать цели совместной деятельности, организовывать и координировать
действия по их достижению: составлять план действий, распределять роли с
учётом мнений участников, обсуждать результаты совместной работы;
● оценивать качество своего вклада и вклада каждого участника команды в общий
результат по разработанным критериям;
● предлагать новые проекты, оценивать идеи с позиции новизны, оригинальности,
практической значимости; проявлять творческие способности и воображение,
быть инициативным.
ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Орфография. Основные правила орфографии
Иметь представление о принципах и разделах русской орфографии.
Выполнять орфографический анализ слова.
Анализировать и характеризовать текст (в том числе собственный) с точки зрения
соблюдения орфографических правил современного русского литературного языка (в
рамках изученного).
Соблюдать правила орфографии.
Использовать орфографический словарь.
Речь. Речевое общение
Создавать устные монологические и диалогические высказывания различных типов
и жанров; употреблять языковые средства в соответствии с речевой ситуацией (объём
устных монологических высказываний — не менее 100 слов; объём диалогического
высказывания — не менее 7—8 реплик).
Департамент образования Администрации г. Екатеринбурга
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 36 им. М.П. Одинцова
620078, г. Екатеринбург, ул. Малышева, 134 тел. 8(343) 374-02-91, e-mail: soch36@eduekb.ru
Выступать перед аудиторией с докладом; представлять реферат, исследовательский
проект на лингвистическую и другие темы; использовать образовательные
информационно-коммуникационные инструменты и ресурсы для решения учебных задач.
Создавать тексты разных функционально-смысловых типов; тексты разных жанров
научного, публицистического, официально-делового стилей (объём сочинения — не менее
150 слов).
Знать основные нормы речевого этикета применительно к различным ситуациям
официального/неофициального общения, статусу адресанта/адресата и другим;
использовать правила русского речевого этикета в социально-культурной, учебно-научной,
официально-деловой сферах общения, повседневном общении, интернет-коммуникации.
Употреблять языковые средства с учётом речевой ситуации.
Соблюдать в устной речи и на письме нормы современного русского литературного
языка.
Оценивать собственную и чужую речь с точки зрения точного, уместного и
выразительного словоупотребления.
Текст. Информационно-смысловая переработка текста
Применять знания о тексте, его основных признаках, структуре и видах
представленной в нём информации в речевой практике.
Понимать, анализировать и комментировать основную и дополнительную, явную и
скрытую (подтекстовую) информацию текстов, воспринимаемых зрительно и (или) на
слух.
Выявлять логико-смысловые отношения между предложениями в тексте.
Синтаксис. Синтаксические нормы
Выполнять синтаксический анализ словосочетания, простого и сложного
предложения.
Определять изобразительно-выразительные средства синтаксиса русского языка (в
рамках изученного).
Анализировать, характеризовать и оценивать высказывания с точки зрения
основных норм согласования сказуемого с подлежащим, употребления падежной и
предложно-падежной формы управляемого слова в словосочетании, употребления
однородных членов предложения, причастного и деепричастного оборотов (в рамках
изученного).
Соблюдать синтаксические нормы.
Использовать словари грамматических трудностей, справочники.
Пунктуация. Основные правила пунктуации
Иметь представление о принципах и разделах русской пунктуации.
Выполнять пунктуационный анализ предложения.
Анализировать и характеризовать текст с точки зрения соблюдения пунктуационных
правил современного русского литературного языка (в рамках изученного).
Соблюдать правила пунктуации.
Использовать справочники по пунктуации.
Функциональная стилистика. Культура речи
Иметь представление о функциональной стилистике как разделе лингвистики.
Департамент образования Администрации г. Екатеринбурга
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 36 им. М.П. Одинцова
620078, г. Екатеринбург, ул. Малышева, 134 тел. 8(343) 374-02-91, e-mail: soch36@eduekb.ru
Иметь представление об основных признаках разговорной речи, функциональных
стилей (научного, публицистического, официально-делового), языка художественной
литературы.
Распознавать, анализировать и комментировать тексты различных функциональных
разновидностей языка (разговорная речь, научный, публицистический и официальноделовой стили, язык художественной литературы).
Создавать тексты разных функционально-смысловых типов; тексты разных жанров
научного, публицистического, официально-делового стилей.
Применять знания о функциональных разновидностях языка в речевой практике.
2. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№
Дата
Содержание (Тема занятия)
п/п
К-во
час.
I
Орфографические нормы
14
1.
Принципы русской орфографии. Трудные случаи русской орфографии:
правописание корней и приставок.
2
2.
Правописание корней. Безударные гласные корня.
2
3.
Гласные и, ы после приставок.
2
4.
Правописание падежных окончаний. Правописание личных окончаний
и суффиксов глаголов и глагольных форм.
2
5.
–Н- и –НН- в суффиксах различных частей речи; правописание
суффиксов различных частей речи (кроме –Н-/-НН-);
2
6.
Слитное и раздельное написание не с различными частями речи.
Правописание служебных слов.
2
47
Слитное, дефисное и раздельное написание омонимичных слов и
сочетаний слов.
2
II
Пунктуационные нормы
8
5.
Использование алгоритмов при освоении пунктуационных норм.
Трудные случаи пунктуации.
2
6.
Пунктуация в простом предложении: знаки препинания в
предложениях с однородными членами, при обособленных членах;
2
7.
Знаки препинания в предложениях со словами и конструкциями,
грамматически не связанными с членами предложения.
2
8.
Пунктуация в сложных предложениях: Сложное предложение с
разными видами связи.
2
III
Текст
8
Примечание
Департамент образования Администрации г. Екатеринбурга
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 36 им. М.П. Одинцова
620078, г. Екатеринбург, ул. Малышева, 134 тел. 8(343) 374-02-91, e-mail: soch36@eduekb.ru
12.
Структура, языковое оформление. Смысловая и композиционная
целостность текста.
2
13.
Последовательность предложений в тексте. Разноаспектный анализ
текста. Логико-смысловые отношения между частями микротекста.
2
14.
Средства связи предложений в тексте.
2
15.
Основная и дополнительная информация микротекста.
Информационная обработка письменных текстов различных стилей и
жанров.
2
IV
Функционально-смысловые типы речи.
10
16.
Функционально-смысловые типы речи, их отличительные признаки.
2
17.
Повествование.
2
18.
Описание.
2
19.
Рассуждение.
2
20.
Предупреждение ошибок при определении типов речи.
2
V
Функциональные стили речи
12
21.
Функциональные стили речи, их основные особенности: назначение
каждого из стилей, сфера использования. Типы речи.
2
22.
Разговорный стиль речи. Его особенности.
2
23.
Официально-деловой стиль речи. Его основные признаки, назначение,
сфера использования, своеобразие лексики, синтаксиса и построения
текста.
2
24.
Публицистический стиль, его особенности. Средства эмоциональной
выразительности. Жанры публицистического стиля.
2
25.
Научный стиль, его особенности.
2
26.
Художественный стиль речи. Предупреждение ошибок при
определении стиля текста.
2
VI
Изобразительно-выразительные средства языка
8
27.
Речь. Изобразительно-выразительные средства языка. Выразительные
средства лексики и фразеологии.
3
28.
Тропы, их характеристика. Умение находить их в тексте.
3
29.
Стилистические фигуры, их роль в тексте.
2
VII
Коммуникативная компетенция
8
30.
Коммуникативный уровень выполнения экзаменационной работы.
Требования к письменной работе выпускника (критерии содержания,
1
Департамент образования Администрации г. Екатеринбурга
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 36 им. М.П. Одинцова
620078, г. Екатеринбург, ул. Малышева, 134 тел. 8(343) 374-02-91, e-mail: soch36@eduekb.ru
композиция, речевое оформление, грамотность)
31.
Исходные тексты, их жанровое многообразие. Структура письменной
экзаменационной работы. Формулировка проблем исходного текста.
Виды проблем. Комментарий к сформулированной проблеме
исходного текста. Авторская позиция. Отражение авторской позиции в
тексте.
1
32.
Аргументация собственного мнения по проблеме. Формы
аргументации. Правила использования аргументов. Источники
аргументации. Смысловая цельность, речевая связность и
последовательность изложения. Логические ошибки, их
характеристика и предупреждение.
2
33.
Абзацное членение, типичные ошибки в абзацном членении
письменной работы, их предупреждение. Точность и выразительность
речи. Соблюдение орфографических, пунктуационных, языковых,
речевых, этических, фактологических норм.
2
34
Требования к точности и выразительности речи
экзаменационной работы. Речевые ошибки и недочёты.
Фактические и фоновые ошибки. Психологическая подготовка
к ЕГЭ.
2
3. СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
Орфографические нормы (14 ч.) Принципы русской орфографии. Правописание корней.
Безударные гласные корня. Правописание приставок. Гласные и, ы после приставок.
Правописание падежных окончаний. Правописание личных окончаний и суффиксов
глаголов и глагольных форм. Правописание суффиксов. Слитные, раздельные и дефисные
написания. Н – нн в различных частях речи. Слитное и раздельное написание не с
различными частями речи. Правописание служебных слов.
Пунктуационные нормы (8 ч.)
Использование алгоритмов при освоении пунктуационных норм. Трудные случаи
пунктуации. Пунктуация в простом предложении: знаки препинания в предложениях с
однородными членами, при обособленных членах (определениях, обстоятельствах); знаки
препинания в предложениях со словами и конструкциями, грамматически не связанными
с членами предложения. Пунктуация в сложных предложениях: в бессоюзном сложном
предложении, в сложноподчинённом предложении; знаки препинания в сложном
предложении с союзной и бессоюзной связью. Сложное предложение с разными видами
связи.
Текст (8 ч.)
Структура, языковое оформление. Смысловая и композиционная целостность текста.
Последовательность предложений в тексте. Разноаспектный анализ текста. Логикосмысловые отношения между частями микротекста. Средства связи предложений в тексте.
Департамент образования Администрации г. Екатеринбурга
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 36 им. М.П. Одинцова
620078, г. Екатеринбург, ул. Малышева, 134 тел. 8(343) 374-02-91, e-mail: soch36@eduekb.ru
Основная и дополнительная информация микротекста. Информационная обработка
письменных текстов различных стилей и жанров.
Функционально-смысловые типы речи. (10 ч.)
Функционально-смысловые типы речи, их отличительные признаки. Предупреждение
ошибок при определении типов речи.
Функциональные стили речи (12 ч.)
Функциональные стили, их характеристика. Признаки стилей речи Предупреждение
ошибок при определении стиля текста.
Изобразительно-выразительные средства языка. (8 ч.)
Речь. Языковые средства выразительности. Тропы, их характеристика. Стилистические
фигуры.
Коммуникативная компетенция (8 ч.)
Информационная обработка текста. Употребление языковых средств.
Жанровое многообразие сочинений. Структура письменной экзаменационной работы.
Формулировка проблем исходного текста. Виды проблем.
Комментарий к сформулированной проблеме исходного текста.
Авторская позиция. Отражение авторской позиции в тексте.
Аргументация собственного мнения по проблеме. Формы аргументации. Правила
использования аргументов. Источники аргументации.
Смысловая цельность, речевая связность и последовательность изложения. Логические
ошибки, их характеристика и предупреждение.
Абзацное членение, типичные ошибки в абзацном членении письменной работы, их
предупреждение.
Точность и выразительность речи. Соблюдение орфографических, пунктуационных,
языковых, речевых, этических, фактологических норм.
4. ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ
ПРОГРАММЫ
УСЛОВИЯ
РЕАЛИЗАЦИИ
Программа составлена таким образом, чтобы большую часть знаний, навыков и умений
воспитанник получал в результате практической деятельности. Практические занятия анализ текстов, работа со схемами, составление плана, конспектирование, работа с
дополнительными источниками, поиск и отбор материала, подготовка докладов и
сообщений, написание сочинений, очерков, будут способствовать формированию
устойчивого интереса к изучению родного языка,
Департамент образования Администрации г. Екатеринбурга
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 36 им. М.П. Одинцова
620078, г. Екатеринбург, ул. Малышева, 134 тел. 8(343) 374-02-91, e-mail: soch36@eduekb.ru
Техническую оснащённость курса обеспечивают телевизор, мультимедийный проектор,
компьютер.
Учебно-методическое обеспечение: таблицы, комплекты карточек, тексты и тесты.
Список рекомендуемой учебно-методической литературы.
1. Гольцова Н.Г., Шамшин И.В. Русский язык. 10-11 классы: Учебник для
общеобразовательных учреждений. – М.: ООО «ТИД «Русское слово– РС», 2019.
2. Гольцова Н.Г., Мищерина М.А. Русский язык. 10-11 классы: Книга для учителя. –
М.: ООО «ТИД «Русское слово – РС», 2016.
3. Малюшкин А.Б. Комплексный анализ текста. Рабочая тетрадь. 10-11 класс - М.: ТП
Сфера, 2020.
4. Секреты хорошей речи. И.Б.Голуб, Д.Э.Розенталь. Издания разных лет.
5. Учебные пособия серии «ЕГЭ. 100 баллов», изд. «Экзамен».
6. Шклярова Т.В., Русский язык. Справочник по русскому языку для школьников и
абитуриентов. Готовимся к ЕГЭ. – М.: Грамотей, 2018.