РП Экономика 8-9 кл.

Департамент образования Администрации г. Екатеринбурга
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение – средняя
общеобразовательная школа №36 имени М.П. Одинцова
620078, г. Екатеринбург, ул.Малышева, 134 Тел. (343) 374-02-91, тел./факс: (343) 374-35-08
e-mail: soch36@eduekb.ru

РАССМОТРЕНО
на заседании
Педагогического совета
Протокол от 29.08.2025 г.
№1

УТВЕРЖДАЮ
директор МАОУСОШ № 36
___________А.С.Бабушкина
Приказ № 41-ОД
от «29» августа 2025 г.
(с изменениями от 04.10.2024 г.,
приказ № 31-ОД)

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ПО ПРЕДМЕТУ ЭКОНОМИКА
8 И 9 КЛАССЫ

2025-2026 учебный год

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по экономике составлена на основе положений и требований к
результатам освоения основной образовательной программы, представленных в
Федеральном государственном образовательном стандарте основного общего образования,
в соответствии с Концепцией преподавания учебного предмета «Экономика» (2018 г.), а
также с учётом федеральной рабочей программы воспитания. Обществознание играет
ведущую роль в выполнении школой функции интеграции молодёжи в современное
общество: учебный предмет позволяет последовательно раскрывать учащимся
подросткового возраста особенности современного общества, различные аспекты
взаимодействия в современных условиях людей друг с другом, с основными институтами
государства и гражданского общества, регулирующие эти взаимодействия социальные
нормы.
Изучение обществознания, включающего знания о российском обществе и
направлениях его развития в современных условиях экономического развития, социальноэкономической и политической коммуникации, вносит свой вклад в формирование
метапредметных умений извлекать необходимые сведения, осмысливать, преобразовывать
и применять их.
Рабочая программа предназначена для учащихся 8 и 9 класса основной
школы. Рабочая программа включает четыре раздела: пояснительную записку; основное
содержание с распределением учебных часов по темам курса; требования к уровню
подготовки учащихся, календарно-тематическое планирование
.
ЦЕЛИ ИЗУЧЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ЭКОНОМИКА»
Целями обществоведческого образования в основной школе являются:
• дать школьникам общие представления об основах развития экономики и хозяйства
семьи, общества для того, чтобы лучше подготовить учащихся к выполнению своих
будущих социальных ролей – потребитель, производитель, предприниматель, семьянин,
хозяин, гражданин; о влиянии технологий и экономических нарушений на общество,
окружающую среду и здоровье человека.
• заложить у учащихся основы знаний, необходимых для изучения экономических
проблем в старших классах; вести учащихся в мир экономических отношений;
• привить учащимся практические навыки ведения семейной финансовой и другой
документации, отдельные умения участия в рыночных отношениях с целью улучшения их
профессионального самоопределения; формирование у школьников систематического
представления
об
основах
организации
хозяйственной
деятельности
и
истории возникновения различных институтов рыночной экономики.
• способствовать определению учащимися своего места в мире и выработке
экономической стратегии; развитие личности, ее познавательных интересов, технического
и экономического мышления, критического мышления в процессе восприятия
экономической информации и определения собственной позиции, экономического образа
мышления;
• освоение на уровне функциональной грамотности системы знаний, необходимых для
экономической адаптации: овладение умениями познавательной, коммуникативной,
практической деятельности в основных характерных для подросткового возраста
социальных ролях; сформулировать и развить знания о месте семьи и человека в сложных
рыночных отношениях; формирование опыта применения полученных знаний для решения
типичных задач в области экономических отношений;
• формирование основ экономических знаний о народном хозяйстве, потребностях
человека и общества, путях их удовлетворения, закономерностях производства продуктов
и услуг, товарообменных процессах; формирование знаний прикладного характера, т.е.
знания простейших основ хозяйственной жизни; знакомство с принципами ведения

семейного бюджета; формирование опыта применения полученных знаний и умений для
решения типичных экономических задач.
• научить школьников выполнять несложные экономические расчеты, работать с семейной
документацией; способствовать освоению школьниками простейших приемов осознанного
и целесообразного потребительского выбора.
МЕСТО УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ» В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ
В соответствии с учебным планом обществознание изучается с 8 по 9 класс. Общее
количество времени на два года обучения составляет 68 часов. Общая недельная нагрузка
в каждом году обучения составляет 1 час.
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
8 класс
Раздел 1 Экономика как наука (8 ч)
Зачем нужна экономика. (2ч)
Экономика. Зачем люди создали экономику. Когда появилась экономика. Нужды и
потребности. Технология. Богатство. Цивилизация.
Как устроена хозяйственная жизнь человечества. (2ч)
Натуральное хозяйство. Разделение труда. Рынок. Организация хозяйственной
деятельности. Продолжительность жизни. Уровень жизни.
Как возникла экономика. (2ч)
Как и когда возникла экономика. Производственные ресурсы. Производительность труда.
Отрасль. Сырье.
Как организуется производство благ. Менеджмент. (2ч)
Экономические
ресурсы: природные ресурсы, капитал, труд. Технология.
Предприниматель. Менеджер. Производство.
Раздел 2 Развитие торговли в России (8 ч)
Торговля - союзник производства. (2ч)
Обмен. Торговля. Факторы развития торговли. Роль торговли в хозяйственной жизни
человечества.
Какая бывает торговля. (2ч)
Розничная торговля. Факторы успешности продаж. Задачи владельца магазина. Выручка
от продаж. Расходы на содержание магазина.
Многоликая розничная торговля. (2ч)
Торговая сеть. Универмаг. Специализированные магазины. Фирменный магазин.
Безмагазинные формы торговли.
Зачем нужна оптовая торговля. (1ч)
Оптовая торговля. Причины возникновения оптовой торговли. Скидка. Выгода.
Как оптовая торговля помогает производству. (2ч)
Конвейер. Функции оптовых торговцев. Развитие оптовой торговли в России.
Раздел 3 Биржевая торговля в России (8 ч)
Зачем нужна биржа. (3ч)
Биржевая торговля. Биржевые товары. Рынок. Спекуляция. Дилер: «быки» и
«медведи». Российская биржевая торговля.
Деньги – помощник торговли. (3ч)
Товарные деньги. Бартер. Причины изобретения денег. Возникновение монет. Цена.
Деньги. Монеты.
Краткая история звонкой монеты. (2ч)
Российская монетная система. Чеканка монет. Национальные монетные системы.
Раздел 4 Банковские и государственные деньги (10 ч)
Зачем люди придумали банки. (2ч)

Банк. Возникновение первого банка. Противники банков. Кредит. Услуги банков.
Банковская система России.
Банковские деньги. (1ч)
Частные деньги. Банковские деньги. Номинал. Чек. Банкнота.
Как бумажные деньги стали главными. (1ч)
История бумажных денег. Банковские и государственные бумажные деньги. Закон
Грэшема.
Как банки сделали деньги невидимыми. (6ч)
Безналичные денежные расчеты. Факторы возникновения безналичных расчетов.
Ассигнация. Банкнота. Золотомонетный (металлический) стандарт.
Итого: 34 часа.
9 класс
Раздел 1 Понятие экономической политики (12 ч)
Экономическая политика: что это такое (2 ч)
Экономика как система хозяйственной жизни общества. Основа экономической политики.
Валовой внутренний продукт.
Что такое валовой внутренний продукт и какое значение его величина имеет для
граждан страны. От чего зависят темпы роста ВВП России. Что такое макроэкономическое
равновесие и почему оно важно для страны. Как государство может поддерживать
равновесие в экономике страны. Что такое экономический цикл и как он влияет на жизнь
граждан.
Чего граждане страны хотят от экономической политики(2 ч) Связь уровня
оплаты труда с его производительностью и ценами изготавливаемой продукции. Факторы,
формирующие предложение на рынке труда. Ставка заработной платы как равновесная
цена труда.
Прожиточный минимум как объективная нижняя граница оплаты труда. Структура
системы заработной платы. Виды заработной платы. Трудовая пенсия как способ
стимулирования производительности труда.
Психология, культура, традиции-факторы формирования экономической
политики страны (2 ч) Как связаны экономика и религия. В чем основа экономической
политики. Верна ли теория «колеи». От чего зависит экономическое процветание страны.
Может ли рынок автоматически решить проблемы экономической политики
страны (4 ч)Понятие об экономических системах и основные критерии их разграничения.
Традиционная экономическая система. Частная собственность как основа рыночной
экономической системы. Роль механизма цен как ориентира для продавцов и покупателей.
Причины эффективности рыночного механизма и источники его слабостей.
Раздел 2 Государственное регулирование страны (11ч)
Правительство и национальный бизнес: как они могут сотрудничать (2 ч)Роль
государства как защитника экономических свобод. Государственные органы, участвующие
в регулировании экономической жизни страны. Понятие о слабостях (провалах) рынка.
Экономические функции государства и их роль в компенсации слабостей рынка. Понятие
об общественных благах.
Как избежать конфликтов между богатыми и бедными гражданами(2 ч)
Неравенство доходов и неравенство богатства. Методы измерения неравенства доходов.
Экономические последствия неравенства доходов. Механизм регулирования
дифференциации доходов в экономике смешанного типа. Экономические аспекты
бедности. Социальные программы как метод смягчения проблемы бедности. Плюсы и
минусы программ поддержки беднейших групп общества.
Природные ресурсы страны: как использовать их на благо большинства
граждан(4 ч) Понятие об абсолютной и относительной ограниченности ресурсов.
Основные виды ограниченных ресурсов производства. Причины, по которым невозможно
преодоление относительной ограниченности производственных ресурсов. Неизбежность

выбора при использовании ограниченных ресурсов и его цена. Главные вопросы
экономической жизни общества.
Человеческий капитал страны: как государство может помочь его накоплению
(3 ч)Чем ценен человеческий капитал. Какое образование полезней для будущего страны.
В чем опасность «оттока мозгов». Можно ли обойтись без иммиграции.
Раздел 3 Экономическая политика России (11ч)
Экономическая политика: как управлять регионами страны (4 ч)В чем
сложности регионального управления России. Роль налогообложения в формировании
доходов государства. Виды налогов и их влияние на уровни доходов продавцов и
покупателей, а так же на уровни цен. Основные виды налогов, применяемые в России.
Понятие о государственном бюджете. Основные виды доходов и расходов федерального
бюджета России.
Правительство и международные экономические отношения (4 ч)Что изучает
геоэкономика. Чем опасны «ножницы неравенства» в благосостоянии между странами.
Можно ли предотвратить глобальную экономическую катастрофу и острые конфликты
между бедными и богатыми странами.
Экономические причины возникновения международной торговли. Понятие об импорте и
экспорте. Принципы абсолютного и относительного экономического преимущества и их
значение в формировании между народного разделения труда и мировой торговли. Влияние
международной торговли на производственные возможности и уровни благосостояния
торгующих стран.
Экономическая политика правительства и будущее России (4 ч) Современная
экономика России: особенности и основные проблемы. Уровень жизни в России в
сопоставлении с другими странами. Какие благоприятные перемены произошли. Каковы
причины трудностей современного экономического развития.
ПЛАНИРУЕМЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Личностные и метапредметные результаты представлены с учётом особенностей
преподавания обществознания в основной школе.
Планируемые предметные результаты и содержание учебного предмета
распределены по годам обучения с учётом входящих в курс содержательных модулей
(разделов) и требований к результатам освоения основной образовательной программы,
представленных в Федеральном государственном образовательном стандарте основного
общего образования, а также с учётом федеральной рабочей программы воспитания.
Содержательные модули (разделы) охватывают знания об обществе и человеке в целом,
знания всех основных сфер жизни общества и знание основ российского права.
Представленный в программе вариант распределения модулей (разделов) по годам
обучения является одним из возможных.
Научным сообществом и представителями высшей школы предлагается такое
распределение содержания, при котором модуль (раздел) «Основы российского права»
замыкает изучение курса в основной школе.
ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Личностные результаты воплощают традиционные российские социокультурные и
духовно-нравственные ценности, принятые в обществе нормы поведения, отражают
готовность обучающихся руководствоваться ими в жизни, во взаимодействии с другими
людьми, при принятии собственных решений. Они достигаются в единстве учебной и
воспитательной деятельности в процессе развития у обучающихся установки на решение
практических задач социальной направленности и опыта конструктивного социального
поведения по основным направлениям воспитательной деятельности, в том числе в части:

Гражданского воспитания:
готовность к выполнению обязанностей гражданина и реализации его прав, уважение
прав, свобод и законных интересов других людей; активное участие в жизни семьи,
образовательной организации, местного сообщества, родного края, страны; неприятие
любых форм экстремизма, дискриминации; понимание роли различных социальных
институтов в жизни человека; представление об основных правах, свободах и обязанностях
гражданина, социальных нормах и правилах межличностных отношений в поликультурном
и многоконфессиональном обществе; представление о способах противодействия
коррупции; готовность к разнообразной созидательной деятельности, стремление к
взаимопониманию и взаимопомощи; активное участие в школьном самоуправлении;
готовность к участию в гуманитарной деятельности (волонтёрство, помощь людям,
нуждающимся в ней).
Патриотического воспитания:
осознание российской гражданской идентичности в поликультурном и
многоконфессиональном обществе; проявление интереса к познанию родного языка,
истории, культуры Российской Федерации, своего края, народов России; ценностное
отношение к достижениям своей Родины – России, к науке, искусству, спорту, технологиям,
боевым подвигам и трудовым достижениям народа; уважение к символам России,
государственным праздникам; историческому, природному наследию и памятникам,
традициям разных народов, проживающих в родной стране.
Духовно-нравственного воспитания:
ориентация на моральные ценности и нормы в ситуациях нравственного выбора;
готовность оценивать своё поведение и поступки, поведение и поступки других людей с
позиции нравственных и правовых норм с учётом осознания последствий поступков;
активное неприятие асоциальных поступков; свобода и ответственность личности в
условиях индивидуального и общественного пространства.
Физического воспитания, формирования культуры здоровья и эмоционального
благополучия:
осознание ценности жизни; ответственное отношение к своему здоровью и установка
на здоровый образ жизни; осознание последствий и неприятие вредных привычек
(употребление алкоголя, наркотиков, курение) и иных форм вреда для физического и
психического здоровья; соблюдение правил безопасности, в том числе навыки безопасного
поведения в интернет-среде;
способность адаптироваться к стрессовым ситуациям и меняющимся социальным,
информационным и природным условиям, в том числе осмысляя собственный опыт и
выстраивая дальнейшие цели;
умение принимать себя и других, не осуждая;
сформированность навыков рефлексии, признание своего права на ошибку и такого
же права другого человека.
Трудового воспитания:
установка на активное участие в решении практических задач (в рамках семьи,
образовательной организации, города, края) технологической и социальной
направленности, способность инициировать, планировать и самостоятельно выполнять
такого рода деятельность; интерес к практическому изучению профессий и труда
различного рода, в том числе на основе применения изучаемого предметного знания;
осознание важности обучения на протяжении всей жизни для успешной профессиональной
деятельности и развитие необходимых умений для этого; уважение к труду и результатам
трудовой деятельности; осознанный выбор и построение индивидуальной траектории
образования и жизненных планов с учётом личных и общественных интересов и
потребностей.
Экологического воспитания:

ориентация на применение знаний из социальных и естественных наук для решения
задач в области окружающей среды, планирования поступков и оценка возможных
последствий своих действий для окружающей среды; повышение уровня экологической
культуры, осознание глобального характера экологических проблем и путей их решения;
активное неприятие действий, приносящих вред окружающей среде; осознание своей роли
как гражданина и потребителя в условиях взаимос-вязи природной, технологической и
социальной сред; готовность к участию в практической деятельности экологической
направленности.
Ценности научного познания:
ориентация в деятельности на современную систему научных представлений об
основных закономерностях развития человека, природы и общества, о взаимосвязях
человека с природной и социальной средой; овладение языковой и читательской культурой
как средством познания мира; овладение основными навыками исследовательской
деятельности; установка на осмысление опыта, наблюдений, поступков и стремление
совершенствовать пути достижения индивидуального и коллективного благополучия.
Личностные результаты, обеспечивающие адаптацию обучающегося к
изменяющимся условиям социальной и природной среды:
освоение обучающимися социального опыта, основных социальных ролей,
соответствующих ведущей деятельности возраста, норм и правил общественного
поведения, форм социальной жизни в группах и сообществах, включая семью, группы,
сформированные по профессиональной деятельности, а также в рамках социального
взаимодействия с людьми из другой культурной среды;
способность обучающихся во взаимодействии в условиях неопределённости,
открытость опыту и знаниям других;
способность действовать в условиях неопределённости, открытость опыту и знаниям
других, повышать уровень своей компетентности через практическую деятельность, в том
числе умение учиться у других людей; осознавать в совместной деятельности новые знания,
навыки и компетенции из опыта других; навык выявления и связывания образов,
способность формирования новых знаний, в том числе способность формулировать идеи,
понятия, гипотезы об объектах и явлениях, в том числе ранее неизвестных, осознавать
дефицит собственных знаний и компетентностей, планировать своё развитие;
навык выявления и связывания образов, способность формирования новых знаний, в
том числе способность формулировать идеи, понятия, гипотезы об объектах и явлениях, в
том числе ранее неизвестных, осознавать дефицит собственных знаний и компетентностей,
планировать своё развитие;
умение распознавать конкретные примеры понятия по характерным признакам,
выполнять операции в соответствии с определением и простейшими свойствами понятия,
конкретизировать понятие примерами, использовать понятие и его свойства при решении
задач (далее – оперировать понятиями), а также оперировать терминами и представлениями
в области концепции устойчивого развития;
умение анализировать и выявлять взаимосвязи природы, общества и экономики;
умение оценивать свои действия с учётом влияния на окружающую среду,
достижений целей и преодоления вызовов, возможных глобальных последствий;
способность обучающихся осознавать стрессовую ситуацию, оценивать
происходящие изменения и их последствия; воспринимать стрессовую ситуацию как вызов,
требующий контрмер; оценивать ситуацию стресса, корректировать принимаемые решения
и действия; формулировать и оценивать риски и последствия, формировать опыт, уметь
находить позитивное в произошедшей ситуации; быть готовым действовать в отсутствие
гарантий успеха.
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

Метапредметные результаты освоения основной образовательной программы,
формируемые при изучении обществознания:
1. Овладение универсальными учебными познавательными действиями.
Базовые логические действия:
выявлять и характеризовать существенные признаки социальных явлений и
процессов;
устанавливать существенный признак классификации социальных фактов, основания
для их обобщения и сравнения, критерии проводимого анализа;
с учётом предложенной задачи выявлять закономерности и противоречия в
рассматриваемых фактах, данных и наблюдениях;
предлагать критерии для выявления закономерностей и противоречий;
выявлять дефицит информации, данных, необходимых для решения поставленной
задачи;
выявлять причинно-следственные связи при изучении явлений и процессов;
делать выводы с использованием дедуктивных и индуктивных умозаключений,
умозаключений по аналогии, формулировать гипотезы о взаимосвязях;
самостоятельно выбирать способ решения учебной задачи (сравнивать несколько
вариантов решения, выбирать наи-более подходящий с учётом самостоятельно выделенных
критериев).
Базовые исследовательские действия:
использовать вопросы как исследовательский инструмент познания;
формулировать вопросы, фиксирующие разрыв между реальным и желательным
состоянием ситуации, объекта, самостоятельно устанавливать искомое и данное;
формулировать гипотезу об истинности собственных суждений и суждений других,
аргументировать свою позицию, мнение;
проводить по самостоятельно составленному плану небольшое исследование по
установлению особенностей объекта изучения, причинно-следственных связей и
зависимостей объектов между собой;
оценивать на применимость и достоверность информацию, полученную в ходе
исследования;
самостоятельно формулировать обобщения и выводы по результатам проведённого
наблюдения, исследования, владеть инструментами оценки достоверности полученных
выводов и обобщений;
прогнозировать возможное дальнейшее развитие процессов, событий и их
последствия в аналогичных или сходных ситуациях, выдвигать предположения об их
развитии в новых условиях и контекстах.
Работа с информацией:
применять различные методы, инструменты и запросы при поиске и отборе
информации или данных из источников с учётом предложенной учебной задачи и заданных
критериев;
выбирать, анализировать, систематизировать и интерпретировать информацию
различных видов и форм представления;
находить сходные аргументы (подтверждающие или опровергающие одну и ту же
идею, версию) в различных информационных источниках;
самостоятельно выбирать оптимальную форму представления информации;
оценивать надёжность информации по критериям, предложенным педагогическим
работником или сформулированным самостоятельно;
эффективно запоминать и систематизировать информацию.
2. Овладение универсальными учебными коммуникативными действиями.
Общение:
воспринимать и формулировать суждения, выражать эмоции в соответствии с целями
и условиями общения;

выражать себя (свою точку зрения) в устных и письменных текстах;
распознавать невербальные средства общения, понимать значение социальных
знаков, знать и распознавать предпосылки конфликтных ситуаций и смягчать конфликты,
вести переговоры;
понимать намерения других, проявлять уважительное отношение к собеседнику и в
корректной форме формулировать свои возражения;
в ходе диалога и (или) дискуссии задавать вопросы по существу обсуждаемой темы и
высказывать идеи, нацеленные на решение задачи и поддержание благожелательности
общения;
сопоставлять свои суждения с суждениями других участников диалога, обнаруживать
различие и сходство позиций;
публично представлять результаты выполненного исследования, проекта;
самостоятельно выбирать формат выступления с учётом задач презентации и
особенностей аудитории и в соответствии с ним составлять устные и письменные тексты с
использованием иллюстративных материалов.
Совместная деятельность:
понимать и использовать преимущества командной и индивидуальной работы при
решении конкретной проблемы, обосновывать необходимость применения групповых
форм взаимодействия при решении поставленной задачи;
принимать цель совместной деятельности, коллективно строить действия по её
достижению: распределять роли, договариваться, обсуждать процесс и результат
совместной работы; уметь обобщать мнения нескольких людей, проявлять готовность
руководить, выполнять поручения, подчиняться;
планировать организацию совместной работы, определять свою роль (с учётом
предпочтений и возможностей всех участников взаимодействия), распределять задачи
между членами команды, участвовать в групповых формах работы (обсуждения, обмен
мнений, «мозговые штурмы» и иные);
выполнять свою часть работы, достигать качественного результата по своему
направлению и координировать свои действия с другими членами команды;
оценивать качество своего вклада в общий продукт по критериям, самостоятельно
сформулированным участниками взаимодействия; сравнивать результаты с исходной
задачей и вклад каждого члена команды в достижение результатов, разделять сферу
ответственности и проявлять готовность к предоставлению отчёта перед группой.
3. Овладение универсальными учебными регулятивными действиями.
Самоорганизация:
выявлять проблемы для решения в жизненных и учебных ситуациях;
ориентироваться в различных подходах принятия решений (индивидуальное,
принятие решения в группе, принятие решений в группе);
самостоятельно составлять алгоритм решения задачи (или его часть), выбирать
способ решения учебной задачи с учётом имеющихся ресурсов и собственных
возможностей, аргументировать предлагаемые варианты решений;
составлять план действий (план реализации намеченного алгоритма решения),
корректировать предложенный алгоритм с учётом получения новых знаний об изучаемом
объекте;
делать выбор и брать ответственность за решение.
Самоконтроль:
владеть способами самоконтроля, самомотивации и рефлексии;
давать адекватную оценку ситуации и предлагать план её изменения;
учитывать контекст и предвидеть трудности, которые могут возникнуть при решении
учебной задачи, адаптировать решение к меняющимся обстоятельствам;
объяснять причины достижения (недостижения) результатов деятельности, давать
оценку приобретённому опыту, уметь находить позитивное в произошедшей ситуации;

вносить коррективы в деятельность на основе новых обстоятельств, изменившихся
ситуаций, установленных ошибок, возникших трудностей;
оценивать соответствие результата цели и условиям.
Эмоциональный интеллект:
различать, называть и управлять собственными эмоциями и эмоциями других;
выявлять и анализировать причины эмоций;
ставить себя на место другого человека, понимать мотивы и намерения другого;
регулировать способ выражения эмоций.
Принятие себя и других:
осознанно относиться к другому человеку, его мнению;
признавать своё право на ошибку и такое же право другого;
принимать себя и других, не осуждая;
открытость себе и другим;
осознавать невозможность контролировать всё вокруг.
ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Человек в экономических отношениях
 осваивать и применять знания об экономической жизни общества, её основных
проявлениях, экономических системах, собственности, механизме рыночного
регулирования экономики, финансовых отношениях, роли государства в
экономике, видах налогов, основах государственной бюджетной и денежнокредитной политики, о влиянии государственной политики на развитие
конкуренции;
 характеризовать способы координации хозяйственной жизни в различных
экономических системах; объекты спроса и предложения на рынке труда и
финансовом рынке; функции денег;
 приводить примеры способов повышения эффективности производства;
деятельности и проявления основных функций различных финансовых
посредников; использования способов повышения эффективности производства;
 классифицировать (в том числе устанавливать существенный признак
классификации) механизмы государственного регулирования экономики;
 сравнивать различные способы хозяйствования;
 устанавливать и объяснять связи политических потрясений и социальноэкономических кризисов в государстве;
 использовать полученные знания для объяснения причин достижения
(недостижения) результатов экономической деятельности; для объяснения
основных
механизмов
государственного
регулирования
экономики,
государственной политики по развитию конкуренции, социально-экономической
роли и функций предпринимательства, причин и последствий безработицы,
необходимости правомерного налогового поведения;
 определять и аргументировать с точки зрения социальных ценностей и с опорой
на обществоведческие знания, факты общественной жизни своё отношение к
предпринимательству и развитию собственного бизнеса;
 решать познавательные и практические задачи, связанные с осуществлением
экономических действий, на основе рационального выбора в условиях
ограниченных ресурсов; с использованием различных способов повышения
эффективности производства; отражающие типичные ситуации и социальные
взаимодействия в сфере экономической деятельности; отражающие процессы;
 овладевать смысловым чтением, преобразовывать текстовую экономическую
информацию в модели (таблица, схема, график и пр.), в том числе о свободных и











экономических благах, о видах и формах предпринимательской деятельности,
экономических и социальных последствиях безрабо-тицы;
извлекать информацию из адаптированных источников, публикаций СМИ и
Интернета о тенденциях развития экономики в нашей стране, о борьбе с
различными формами финансового мошенничества;
анализировать, обобщать, систематизировать, конкретизировать и
критически оценивать социальную информацию, включая экономикостатистическую, из адаптированных источников (в том числе учебных
материалов) и публикаций СМИ, соотносить её с личным социальным опытом;
используя обществоведческие знания, формулировать выводы, подкрепляя их
аргументами;
оценивать собственные поступки и поступки других людей с точки зрения их
экономической рациональности (сложившиеся модели поведения производителей
и потребителей; граждан, защищающих свои экономические интересы; практики
осуществления экономических действий на основе рационального выбора в
условиях ограниченных ресурсов; использования различных способов повышения
эффективности производства, распределения семейных ресурсов, для оценки
рисков
осуществления
финансовых
мошенничеств,
применения
недобросовестных практик);
приобретать опыт использования знаний, включая основы финансовой
грамотности, в практической деятельности и повседневной жизни для анализа
потребления домашнего хозяйства, структуры семейного бюджета; составления
личного финансового плана; для выбора профессии и оценки собственных
перспектив в профессиональной сфере; выбора форм сбережений; для реализации
и защиты прав потребителя (в том числе финансовых услуг), осознанного
выполнения гражданских обязанностей, выбора профессии и оценки собственных
перспектив в профессиональной сфере;
приобретать опыт составления простейших документов (личный финансовый
план, заявление, резюме);
осуществлять совместную деятельность, включая взаимодействие с людьми
другой культуры, национальной и религиозной принадлежности, на основе
гуманистических ценностей, взаимопонимания между людьми разных культур.

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
8 КЛАСС
Наименован Количество часов
№
ие разделов
п/
Всег
Контрольн
и тем
п
о
ые работы
программы
Раздел 1 Экономика как наука
1.1

Зачем нужна
экономика

1.2

Как устроена
хозяйственная
жизнь
человечества

1.3

Как возникла
экономика

2

1

Практическ
ие работы

Электронные
(цифровые)
образовательные
ресурсы
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f419
196

2

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f419
196

2

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f419
196

Как
организуется
1.4 производство
2
благ.
Менеджмент
Итого по разделу
8
Раздел 2 Развитие торговли в России (8 ч)
Торговля 2.1 союзник
2
производства.
2.2

Какая бывает
торговля

2

Многоликая
розничная
2
1
торговля
Зачем нужна
2.4 оптовая
1
торговля.
Как оптовая
торговля
2.5
1
помогает
производству
Итого по разделу
8
Раздел 3 Биржевая торговля в России (8 ч)
2.3

3.1

Зачем нужна
биржа

3

Деньги –
помощник
3.2
3
торговли
Краткая
история
3.3
2
звонкой
монеты
Итого по разделу
8
Раздел 4 Банковские и государственные деньги
Зачем люди
4.1 придумали
2
банки
4.2
4.3

Банковские
деньги
Как бумажные
деньги стали
главными

1
1

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f415
294

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f419
196
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f419
196
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f419
196
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f419
196
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f419
196

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f419
196
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f419
196
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f419
196

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f419
196
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f419
196
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f419
196

Как банки
сделали
4.4
деньги
невидимыми
Итого по разделу
ОБЩЕЕ
КОЛИЧЕСТВО
ЧАСОВ ПО
ПРОГРАММЕ

6

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f419
196

1

10
34

3

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
9 КЛАСС
Наименов Количество часов
ание
№
разделов и
Контрол
Практиче
п/
Все
тем
ьные
ские
п
го
программ
работы
работы
ы

0

Электронные
(цифровые)
образовательные
ресурсы
Раздел 1
Понятие
экономиче
ской
политики

Раздел 1 Понятие экономической политики

1.1

1.2

1.3

1.4

Экономиче
ская
политика:
что это такое
Чего
граждане
страны хотят
от
экономическ
ой политики
Психология,
культура,
традициифакторы
формирован
ия
экономическ
ой политики
страны
Может ли
рынок
автоматичес
ки решить
проблемы
экономическ

2

1

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7
f419196

2

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7
f419196

2

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7
f419196

4

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7
f415294

ой политики
страны
Итого по
10
разделу
Раздел 2 Государственное регулирование страны
Правительст
во и
национальны
2.1 й бизнес: как
2
они могут
сотрудничат
ь
Как
избежать
конфликтов
2.2 между
2
богатыми и
бедными
гражданами
Природные
ресурсы
страны: как
2.3 использовать
4
1
их на благо
большинства
граждан
Человечески
й капитал
страны: как
2.4 государство
3
может
помочь его
накоплению
Итого по
11
разделу
Раздел 3 Экономическая политика России
Экономиче
ская
политика:
3.1
как
3
управлять
регионами
страны
Правитель
ство и
междунаро
3.2
дные
4
экономиче
ские
отношения

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7
f419196

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7
f419196

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7
f419196

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7
f419196

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7
f419196

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7
f419196

Экономиче
ская
политика
3.3
правительс
тва и
будущее
России
Итого по
разделу
ОБЩЕЕ
КОЛИЧЕСТВО
ЧАСОВ ПО
ПРОГРАММЕ
.

№
п/
п
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24

11
34

3

0

ПОУРОЧНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
Дата

По
пла
ну

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7
f419196

4

По
факту

8 КЛАСС
Кол-во часов
Тема
Раздел 1 Экономика как наука (4 ч)
Зачем нужна экономика
Как устроена экономика
Стартовая контрольная работа
Что такое уровень жизни человека
Возникновение экономики
Развитие производства в России
Как организуется производство благ
Организация производства, менеджмент
Раздел 2 Развитие торговли в России (9 ч)
Торговля - союзник производства
Какая бывает торговля.
Многоликая розничная торговля
Зачем нужна оптовая торговля
Как работают российские оптовики
Как оптовая торговля помогает производству
Контрольная работа за первое полугодие
Что мы узнали о торговле
Раздел 3 Биржевая торговля в России
Зачем нужна биржа.
Виды бирж
Что мы узнали о бирже и ее работе
Российская биржевая торговля.
Деньги – помощник торговли
Краткая история звонкой монеты.
Товарные деньги. Бартер.
Что мы узнали о деньгах
Раздел 3 Банковские и государственные деньги

теория
8
1
1
1
1
1
1
1
1
8
1
1
1
1
1
1
1
1
8
1
1
1
1
1
1
1
1
10

контро
ль

1

1

25
26
27
28
29
30
31
32
33
34

Зачем люди придумали банки
Национальные монетные системы
Банковская система России.
Банковские деньги.
Как бумажные деньги стали главными
Как банки сделали деньги невидимыми.
Золотомонетный (металлический) стандарт
Банки и их значение
Промежуточная аттестация. Контрольная работа
Повторение
итого

1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
34

1
3

ПОУРОЧНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

№
п/
п
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17

Дата
По
пла
ну

По
факту

9 КЛАСС
Кол-во часов
Тема
Раздел 1 Понятие экономической политики
Экономическая политика: что это такое
Контрольная работа
В чем основа экономической политики.
Кто формирует экономическую политику.
Какие потребности граждан должна учитывать
экономическая политика.
Что такое достойная оплата.
Какие бывают системы здравоохранения.
В чем сложности пенсионного обеспечения.
Психология, культура, традиции - факторы
формирования экономической политики страны.
От чего зависит экономическое процветание страны.
Может ли рынок автоматически решить проблемы
экономической политики страны.
Должно ли государство вмешиваться в экономические
процессы
Каковы слабости рыночных механизмов
Раздел 2 Государственное регулирование страны
В каких сферах государство должно дополнять работу
рынка.
Правительство и национальный бизнес: как они могут
сотрудничать.
В чем государство может помочь бизнесу.
Контрольная работа за первое полугодие
В чем интересы государства и бизнеса совпадают и в чем
расходятся.
Как избежать конфликтов между богатыми и бедными
гражданами.
Может ли государство снизить неравенство доходов.

теория
12
1
1
1
1

контро
ль

1

1
1
1
1
1
1
1
1
11
1
1
1
1
1

1

18
19
20
21
22
23

24
25
26
27
28
29
30
31
32
33
34

Какие виды неравенства существуют. Что такое
«социальный лифт»
Природные ресурсы страны: как использовать их на
благо большинства граждан.
Как связаны природные богатства страны и
благосостояние ее граждан.
Как использовать доходы от природных богатств.
Человеческий капитал страны: как государство может
помочь его накоплению.
Чем ценен человеческий капитал.
Какое образование полезнее для будущего страны.
В чем опасность «оттока мозгов». Можно ли обойтись
без иммиграции.
Раздел 3 Экономическая политика России
Экономическая политика: как управлять регионами
страны.
Сложности регионального управления России.
Какие денежные отношения возможны между властью и
регионами.
Как помочь депрессивным регионам.
Правительство и международные экономические
отношения.
Чем плоха политика «закрытых ворот».Зачем Россия
вступила в ВТО.
Кто влияет на формирование внешнеэкономической
политики.
Как развивалась экономика России последние четверть
века.
Какие благоприятные перемены произошли.
Каковы причины трудностей современного
экономического развития.
Промежуточная аттестация. Контрольная работа
Экономическая политика правительства и будущее
России.
итого

1
1
1
1
1
1
11
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1

1

1
34

3

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО
ПРОЦЕССА
ОБЯЗАТЕЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧЕНИКА
1. Липсиц И.В., Рязанова О.экономика. 8–9 кл.: Материалы для учащихся. — М.: ВИТАПРЕСС, 2022.
2. Липсиц И.В., Лавренова Е.Б., Рязанова О.Экономика. 8–9 кл.: Методические
рекомендации для учителя. — М.: ВИТА-ПРЕСС, 2022.
3. Липсиц И.В., Лавренова Е.Б., Рязанова О. Финансовая грамотность. 8–9 кл.:
Контрольные измерительные материалы. — М.: ВИТА-ПРЕСС, 2014.
МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧИТЕЛЯ
Липсиц И.В.Экономика: история и современная организация хозяйственной деятельности.
– М.: ВИТА-ПРЕСС, 2022
Экономика: Основы потребительских знаний / под ред. Е. Кузнецовой, Д. Сорк: учебник
для 9 кл. – М.: ВИТА-ПРЕСС, 2010.
ЦИФРОВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ И РЕСУРСЫ СЕТИ ИНТЕРНЕТ
1. www.minfin.ru – сайт Министерства финансов РФ
2. www.gov.ru – сайт Правительства РФ
3. www.gks.ru – сайт Федеральной службы государственной статистики
4. www.economy.gov.ru/minec/ma – сайт Министерства экономического развития РФ


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».