Департамент образования Администрации г. Екатеринбурга
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 36 им. М.П. Одинцова
620078, г. Екатеринбург, ул. Малышева, 134 тел. 8(343) 374-02-91, e-mail: soch36@eduekb.ru
РАССМОТРЕНО
на заседании
Педагогического совета
Протокол от 29.08.2025 г.
№1
УТВЕРЖДАЮ
директор МАОУ СОШ № 36
___________А.С.Бабушкина
Приказ № 41-ОД
от «29» августа
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
«Тайны русского слова»
9 класс
2025-2026 учебный год
Департамент образования Администрации г. Екатеринбурга
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 36 им. М.П. Одинцова
620078, г. Екатеринбург, ул. Малышева, 134 тел. 8(343) 374-02-91, e-mail: soch36@eduekb.ru
Пояснительная записка
Рабочая программа разработана в соответствии с
- Федеральным законом Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об
образовании в Российской Федерации».
- Федеральным государственным образовательным стандартом основного общего
образования, утверждённым приказом Минобрнауки России от 31.05.2021 №287;
- Приказом Минпросвещения России от 18 июля 2022 г. №568 «О внесении изменений в
федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования,
утвержденный приказом Минпросвещения России от 31 мая 2021 г. № 287»;
- Приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 22.03.2021 №115 «Об
утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по
основным общеобразовательным программам – образовательным программам начального
общего, основного общего и среднего общего образования» (с изменениями и дополнениями);
- Федеральной образовательной программой основного общего образования, утвержденной
Минпросвещения РФ от 16.11.2022 № 993;
- Стратегией развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года,
утвержденная Распоряжением Правительство Российской Федерации от 29 мая 2015 г. №
996-р;
- Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 28 сентября 2020 г.
№ 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические
требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и
молодежи»;
- Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от
28.01.2021 № 2 «Об утверждении санитарных правил и норм СанПиН 1.2.3685-21
«Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности
для человека факторов среды обитания»;
- Уставом МАОУ СОШ № 36;
- локальными нормативными актами МАОУ СОШ № 36;
- учебным планом МАОУ СОШ № 36 на 2025-2026 учебный год.
Актуальность, цели и задачи курса внеурочной деятельности «Тайны русского
языка»
Рабочая программа внеурочной деятельности «Тайны русского слова» на уровень
общего образования (9 класс) составлена с учетом рабочей программы воспитания на 20252026 учебный год. Воспитательный потенциал данного внеурочного курса обеспечивает
реализацию благоприятных условий для развития социально значимых отношений
обучающихся и прежде всего целевых ориентиров:
- формирование личности, полноценно владеющей устной и письменной речью в
соответствии
со своими возрастными особенностями. И конкретизируется в задачах:
- приобретение знаний, умений, навыков по грамматике русского языка;
- пробуждение потребности у учащихся к самостоятельной работе над познанием родного
- развитие мотивации к изучению русского языка;
- развитие творчества и обогащение словарного запаса;
- формирование навыков, необходимых для общения бытового и делового;
- пробуждение потребности у обучающихся к формированию яркой и выразительной устной
и письменной речи;
Департамент образования Администрации г. Екатеринбурга
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 36 им. М.П. Одинцова
620078, г. Екатеринбург, ул. Малышева, 134 тел. 8(343) 374-02-91, e-mail: soch36@eduekb.ru
- совершенствование общего языкового развития учащихся;
- выявление одарённых в лингвистическом отношении учащихся, а также воспитание у
слабоуспевающих учеников веры в свои силы, в возможность преодоления отставания по
русскому языку;
- воспитание культуры обращения с книгой;
- формирование и развитие у учащихся разносторонних интересов, культуры мышления.
- развитие смекалки и сообразительности;
- приобщение школьников к самостоятельной исследовательской работе;
- создание условия для успешной подготовки к государственной итоговой аттестации по
русскому языку, для учебно- исследовательской и проектной деятельности обучающихся, а
также их самостоятельной работы по развитию речи;
- развитие умения пользоваться разнообразными словарями.
Место и роль курса внеурочной деятельности «Тайны русского языка» в учебном
плане Программа курса рассчитана на 66 часов: 2 часа в неделю в 9Б классе.
Программа является ориентиром для составления рабочих программ педагогами,
реализующими курсы, направленные на сопровождение изучения русского языка на
углубленном уровне во внеурочной деятельности.
Взаимосвязь программы с федеральной рабочей программой воспитания
Программа курса внеурочной деятельности «Тайны русского слова» разработана с учетом
рекомендаций федеральной рабочей программы воспитания, что позволяет на практике
соединить обучающую и воспитательную деятельность педагога, ориентировать его не
только на интеллектуальное, но и на нравственное развитие школьника. Такой подход
поддерживается личностной направленностью программы внеурочной деятельности,
высокой степенью самостоятельности школьников в творческой, исследовательской
деятельности, что является важным компонентом воспитания ответственного гражданина;
ориентацией школьников на указанную в федеральной рабочей программе воспитания
социальную значимость реализуемой ими деятельности, в частности их проектов и
исследований; интерактивными формами занятий, обеспечивающими вовлеченность
школьников в совместную с педагогом и другими детьми учебно-воспитательную
деятельность.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «ТАЙНЫ РУССКОГО СЛОВА»
Личностные результаты
Гражданского воспитания:
- готовность к выполнению обязанностей гражданина и реализации его прав, уважение
прав, свобод и законных интересов других людей; активное участие в жизни семьи,
образовательной организации, местного сообщества, родного края, страны, в том числе в
сопоставлении с ситуациями, отражёнными в литературных произведениях, написанных на
русском языке; неприятие любых форм экстремизма, дискриминации; понимание роли
различных социальных институтов в жизни человека; представление об основных правах,
свободах и обязанностях гражданина, социальных нормах и правилах межличностных
отношений в поликультурном и многоконфессиональном обществе, формируемое в том
числе на основе примеров из литературных произведений, написанных на русском языке;
готовность к разнообразной совместной деятельности, стремление к взаимопониманию и
взаимопомощи; активное участие в школьном самоуправлении; готовность к участию в
гуманитарной деятельности (помощь людям, нуждающимся в ней; волонтёрство).
Департамент образования Администрации г. Екатеринбурга
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 36 им. М.П. Одинцова
620078, г. Екатеринбург, ул. Малышева, 134 тел. 8(343) 374-02-91, e-mail: soch36@eduekb.ru
Патриотического воспитания
Департамент образования Администрации г. Екатеринбурга
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 36 им. М.П. Одинцова
620078, г. Екатеринбург, ул. Малышева, 134 тел. 8(343) 374-02-91, e-mail: soch36@eduekb.ru
осознание российской гражданской идентичности в поликультурном и многоконфессиональном
обществе, понимание роли русского языка как государственного языка Российской Федерации и языка
межнационального общения народов России; проявление интереса к познанию русского языка, к
истории и культуре Российской Федерации, культуре своего края, народов России в контексте
учебного предмета «Русский язык»; ценностное отношение к русскому языку, к достижениям своей
Родины — России, к науке, искусству, боевым подвигам и трудовым достижениям народа, в том числе
отражённым в художественных произведениях; уважение к символам России, государственным
праздникам, историческому и природному наследию и памятникам, традициям разных народов,
проживающих в родной стране. Духовно-нравственного воспитания:
- ориентация на моральные ценности и нормы в ситуациях нравственного выбора;
готовность оценивать своё поведение, в том числе речевое, и поступки, а также поведение и
поступки других людей с позиции нравственных и правовых норм с учётом осознания
последствий поступков; активное неприятие асоциальных поступков; свобода и
ответственность личности в условиях индивидуального и общественного пространства.
Эстетического воспитания:
- восприимчивость к разным видам искусства, традициям и творчеству своего и других
народов; понимание эмоционального воздействия искусства; осознание важности
художественной культуры как средства коммуникации и самовыражения; осознание
важности русского языка как средства коммуникации и самовыражения; понимание
ценности отечественного и мирового искусства, роли этнических культурных традиций и
народного творчества; стремление к самовыражению в разных видах искусства.
Физического воспитания, формирования культуры здоровья и эмоционального
благополучия:
- осознание ценности жизни с опорой на собственный жизненный и читательский опыт;
ответственное отношение к своему здоровью и установка на здоровый образ жизни (здоровое
питание, соблюдение гигиенических правил, сбалансированный режим занятий и отдыха,
регулярная физическая активность); осознание последствий и неприятие вредных привычек
(употребление алкоголя, наркотиков, курение) и иных форм вреда для физического и
психического здоровья; соблюдение правил безопасности, в том числе навыки безопасного
поведения в интернет-среде в процессе школьного языкового образования; способность
адаптироваться к стрессовым ситуациям и меняющимся социальным, информационным и
природным условиям, в том числе осмысляя собственный опыт и выстраивая дальнейшие
цели;
- умение принимать себя и других, не осуждая;
- умение осознавать своё эмоциональное состояние и эмоциональное состояние других,
использовать адекватные языковые средства для выражения своего состояния, в том числе
опираясь на примеры из литературных произведений, написанных на русском языке;
сформированность навыков рефлексии, признание своего права на ошибку и такого же права
другого человека.
Трудового воспитания:
- установка на активное участие в решении практических задач (в рамках семьи, школы,
города, края) технологической и социальной направленности, способность инициировать,
планировать и самостоятельно выполнять такого рода деятельность;
- интерес к практическому изучению профессий и труда различного рода, в том числе
на основе применения изучаемого предметного знания и ознакомления с деятельностью
филологов, журналистов, писателей; уважение к труду и результатам трудовой деятельности;
осознанный выбор и построение индивидуальной траектории образования и жизненных
планов с учётом личных и общественных интересов и потребностей; умение рассказать о
своих планах на будущее.
Экологического воспитания:
- ориентация на применение знаний из области социальных и естественных наук для
решения задач в области окружающей среды, планирования поступков и оценки их
Департамент образования Администрации г. Екатеринбурга
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 36 им. М.П. Одинцова
620078, г. Екатеринбург, ул. Малышева, 134 тел. 8(343) 374-02-91, e-mail: soch36@eduekb.ru
возможных последствий для окружающей среды; умение точно, логично выражать свою
точку зрения на экологические проблемы;
- повышение уровня экологической культуры, осознание глобального характера
экологических проблем и путей их решения; активное неприятие действий, приносящих вред
окружающей среде, в том числе сформированное при знакомстве с литературными
произведениями, поднимающими экологические проблемы; активное неприятие действий,
приносящих вред окружающей среде; осознание своей роли как гражданина и потребителя в
условиях взаимосвязи природной, технологической и социальной сред; готовность к участию
в практической деятельности экологической направленности.
Ценности научного познания:
- ориентация в деятельности на современную систему научных представлений об
основных закономерностях развития человека, природы и общества, взаимосвязях человека с
природной и социальной средой; закономерностях развития языка; овладение языковой и
читательской культурой, навыками чтения как средства познания мира; овладение
основными навыками исследовательской деятельности с учётом специфики школьного
языкового образования; установка на осмысление опыта, наблюдений, поступков и
стремление совершенствовать пути достижения индивидуального и коллективного
благополучия.
Адаптации обучающегося к изменяющимся условиям социальной и природной среды:
- освоение обучающимися социального опыта, основных социальных ролей, норм и
правил общественного поведения, форм социальной жизни в группах и сообществах,
включая семью, группы, сформированные по профессиональной деятельности, а также в
рамках социального взаимодействия с людьми из другой культурной среды;
- потребность во взаимодействии в условиях неопределённости, открытость опыту и
знаниям других; потребность в действии в условиях неопределённости, в повышении уровня
своей компетентности через практическую деятельность, в том числе умение учиться у
других людей, получать в совместной деятельности новые знания, навыки и компетенции из
опыта других; необходимость в формировании новых знаний, умений связывать образы,
формулировать идеи, понятия, гипотезы об объектах и явлениях, в том числе ранее
неизвестных, осознание дефицита собственных знаний и компетенций, планирование своего
развития; умение оперировать основными понятиями, терминами и представлениями в
области концепции устойчивого развития, анализировать и выявлять взаимосвязь природы,
общества и экономики, оценивать свои действия с учётом влияния на окружающую среду,
достижения целей и преодоления вызовов, возможных глобальных последствий;
- способность осознавать стрессовую ситуацию, оценивать происходящие изменения и
их последствия, опираясь на жизненный, речевой и читательский опыт; воспринимать
стрессовую ситуацию как вызов, требующий контрмер; оценивать ситуацию стресса,
корректировать принимаемые решения и действия; формулировать и оценивать риски и
последствия, формировать опыт, уметь находить позитивное в сложившейся ситуации; быть
готовым действовать в отсутствие гарантий успеха.
Метапредметные результаты:
Познавательные:
Базовые логические действия:
- выявлять и характеризовать существенные признаки языковых единиц, языковых
явлений и процессов;
- устанавливать существенный признак классификации языковых единиц (явлений),
основания для обобщения и сравнения, критерии проводимого анализа; классифицировать
языковые единицы по существенному признаку;
- выявлять закономерности и противоречия в рассматриваемых фактах, данных и
наблюдениях; предлагать критерии для выявления закономерностей и противоречий;
- выявлять дефицит информации текста, необходимой для решения поставленной
учебной задачи;
Департамент образования Администрации г. Екатеринбурга
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 36 им. М.П. Одинцова
620078, г. Екатеринбург, ул. Малышева, 134 тел. 8(343) 374-02-91, e-mail: soch36@eduekb.ru
- выявлять причинно-следственные связи при изучении языковых процессов; делать
выводы с использованием дедуктивных и индуктивных умозаключений, умозаключений по
аналогии, формулировать гипотезы о взаимосвязях;
- самостоятельно выбирать способ решения учебной задачи при работе с разными
типами текстов, разными единицами языка, сравнивая варианты решения и выбирая
оптимальный вариант с учётом самостоятельно выделенных критериев. Базовые
исследовательские действия:
- использовать вопросы как исследовательский инструмент познания в языковом
образовании;
- формулировать вопросы, фиксирующие несоответствие между реальным и
желательным состоянием ситуации, и самостоятельно устанавливать искомое и данное;
- формировать гипотезу об истинности собственных суждений и суждений других,
аргументировать свою позицию, мнение;
- составлять алгоритм действий и использовать его для решения учебных задач;
- проводить по самостоятельно составленному плану небольшое исследование по
установлению особенностей языковых единиц, процессов, причинно-следственных связей и
зависимостей объектов между собой;
- оценивать на применимость и достоверность информацию, полученную в ходе
лингвистического исследования (эксперимента); самостоятельно формулировать обобщения
и выводы по результатам проведённого наблюдения, исследования; владеть инструментами
оценки достоверности полученных выводов и обобщений;
- прогнозировать возможное дальнейшее развитие процессов, событий и их
последствия в аналогичных или сходных ситуациях, а также выдвигать предположения об их
развитии в новых условиях и контекстах. Работа с информацией:
- применять различные методы, инструменты и запросы при поиске и отборе
информации с учётом предложенной учебной задачи и заданных критериев;
- выбирать, анализировать, интерпретировать, обобщать и систематизировать
информацию, представленную в текстах, таблицах, схемах;
- использовать различные виды аудирования и чтения для оценки текста с точки зрения
достоверности и применимости содержащейся в нём информации и усвоения необходимой
информации с целью решения учебных задач;
- использовать смысловое чтение для извлечения, обобщения и систематизации
информации из одного или нескольких источников с учётом поставленных целей;
- находить сходные аргументы (подтверждающие или опровергающие одну и ту же
идею, версию) в различных информационных источниках;
- самостоятельно выбирать оптимальную форму представления информации (текст,
презентация, таблица, схема) и иллюстрировать решаемые задачи несложными схемами,
диаграммами, иной графикой и их комбинациями в зависимости от коммуникативной
установки;
- оценивать надёжность информации по критериям, предложенным учителем или
сформулированным самостоятельно;
- эффективно запоминать и систематизировать информацию.
Коммуникативные:
Общение:
- воспринимать и формулировать суждения, выражать эмоции в соответствии с
условиями и целями общения; выражать себя (свою точку зрения) в диалогах и дискуссиях, в
устной монологической речи и в письменных текстах;
- распознавать невербальные средства общения, понимать значение социальных знаков;
- знать и распознавать предпосылки конфликтных ситуаций и смягчать конфликты,
вести переговоры;
- понимать намерения других, проявлять уважительное отношение к собеседнику и в
корректной форме формулировать свои возражения;
Департамент образования Администрации г. Екатеринбурга
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 36 им. М.П. Одинцова
620078, г. Екатеринбург, ул. Малышева, 134 тел. 8(343) 374-02-91, e-mail: soch36@eduekb.ru
- в ходе диалога/дискуссии задавать вопросы по существу обсуждаемой темы и
высказывать идеи, нацеленные на решение задачи и поддержание благожелательности
общения;
- сопоставлять свои суждения с суждениями других участников диалога, обнаруживать
различие и сходство позиций;
- публично представлять результаты проведённого языкового анализа, выполненного
лингвистического эксперимента, исследования, проекта;
- самостоятельно выбирать формат выступления с учётом цели презентации и
особенностей аудитории и в соответствии с ним составлять устные и письменные тексты с
использованием иллюстративного материала. Совместная деятельность:
- понимать и использовать преимущества командной и индивидуальной работы при
решении конкретной проблемы, обосновывать необходимость применения групповых форм
взаимодействия при решении поставленной задачи;
- принимать цель совместной деятельности, коллективно строить действия по её
достижению: распределять роли, договариваться, обсуждать процесс и результат совместной
работы; уметь обобщать мнения нескольких людей, проявлять готовность руководить,
выполнять поручения, подчиняться;
- планировать организацию совместной работы, определять свою роль (с учётом
предпочтений и возможностей всех участников взаимодействия), распределять задачи между
членами команды, участвовать в групповых формах работы (обсуждения, обмен мнениями,
«мозговой штурм» и иные);
- выполнять свою часть работы, достигать качественный результат по своему
направлению и координировать свои действия с действиями других членов команды;
- оценивать качество своего вклада в общий продукт по критериям, самостоятельно
сформулированным участниками взаимодействия; сравнивать результаты с исходной
задачей и вклад каждого члена команды в достижение результатов, разделять сферу
ответственности и проявлять готовность к представлению отчёта перед группой.
Регулятивные:
Самоорганизация:
- выявлять проблемы для решения в учебных и жизненных ситуациях;
- ориентироваться в различных подходах к принятию решений (индивидуальное,
принятие решения в группе, принятие решения группой);
- самостоятельно составлять алгоритм решения задачи (или его часть), выбирать способ
решения учебной задачи с учётом имеющихся ресурсов и собственных возможностей,
аргументировать предлагаемые варианты решений;
- самостоятельно составлять план действий, вносить необходимые коррективы в ходе
его реализации;
- делать выбор и брать ответственность за решение. Самоконтроль:
- владеть разными способами самоконтроля (в том числе речевого), самомотивации и
рефлексии;
- давать адекватную оценку учебной ситуации и предлагать план её изменения;
- предвидеть трудности, которые могут возникнуть при решении учебной задачи, и
адаптировать решение к меняющимся обстоятельствам;
- объяснять причины достижения (недостижения) результата деятельности; понимать
причины коммуникативных неудач и уметь предупреждать их, давать оценку
приобретённому речевому опыту и корректировать собственную речь с учётом целей и
условий общения; оценивать соответствие результата цели и условиям общения.
Эмоциональный интеллект:
- развивать способность управлять собственными эмоциями и эмоциями других;
- выявлять и анализировать причины эмоций; понимать мотивы и намерения другого
человека, анализируя речевую ситуацию; регулировать способ выражения собственных
эмоций.
Принятие себя и других:
Департамент образования Администрации г. Екатеринбурга
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение – средняя общеобразовательная школа № 36 им. М.П.Одинцова
620078, г. Екатеринбург, ул. Малышева, 134 тел. 8(343) 374-02-91,
e-mail: mou36ekb@mail.ru
- осознанно относиться к другому человеку и его мнению;
признавать своё и чужое право на ошибку;
- принимать себя и других, не осуждая; проявлять открытость;
- осознавать невозможность контролировать всё вокруг.
СОДЕРЖАНИЕ КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
«ТАЙНЫ РУССКОГО СЛОВА»
9 класс
I.
Сжатое изложение и сочинение-рассуждение. Ознакомление со
структурой изложения и сочинения рассуждения. Ознакомление с приемами
компрессии
текста.
Обучение
написанию
сжатого
изложения.
Формулировка тезиса сочинения, подбор аргументов. Написание сжатого
изложения и его анализ. Определение, признаки и характеристика текста как
единицы языка. Тема, идея, проблема и способы их определения и
формулирования. Композиция, логическая, грамматическая структура текста.
Понятие о микротеме. Соотношение микротемы абзацного строения текста.
Представление об абзаце как о пунктуационном знаке. Главная и
второстепенная информация в тексте. Ключевые слова и их роль в
определении границ главной информации. Упражнения на развитие умения
строить собственное высказывание в соответствии с типом речи
рассуждение. Как начать сочинение-рассуждение на лингвистическую тему.
Речевые клише, используемые в сочинении-рассуждении. Создание текста в
соответствии с заданной темой и функционально-смысловым типом речи.
II.
Разделы
научного
языкознания:
фонетика,
орфоэпия,
лексикология, фразеология, словообразование, морфология, синтаксис,
орфография, пунктуация, культура речи. Культура речи. Хорошая речь:
правильность, точность, ясность, выразительность, красота, уместность.
Нормы литературного языка как основное понятие культуры речи. Нормы
ударения и произношения, лексические, грамматические: морфологические
и синтаксические. Нормы ударения и произношения. Основные нормы
литературного произношения: произношение безударных гласных звуков,
согласных, сочетаний согласных. Произношение некоторых грамматических
форм. Особенности произношения иноязычных слов, а также русских имен
и отчеств. Нормы ударения в современном русском языке. Причины
отклонения от произносительных норм. Исторические изменения в
произношении и ударении. Допустимые варианты произношения и
ударения.
Лексические
нормы.
Лексическое
значение
слова.
Синонимы. Антонимы.
Омонимы. Фразеологические обороты. Группы слов по
происхождению и употреблению. Лексический анализ. Выразительность
русской речи. Выбор и организация языковых средств в соответствии с
темой, целями, сферой и ситуацией общения. Средства выразительности.
Тестовые задания. Употребление слова в строгом соответствии с его
лексическим значением – важное условие речевого общения. Лексическая
сочетаемость. Смешение паронимов. Жаргонизмы. Речевая избыточность и
речевая недостаточность. Грамматические нормы. Нормы в морфологии и
орфографии. Употребление
форм имен существительных, имен
прилагательных, глаголов, местоимений, числительных. Правописание
корней.
Правописание
приставок.
Правописание
суффиксов.
Департамент образования Администрации г. Екатеринбурга
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение – средняя общеобразовательная школа № 36 им. М.П.Одинцова
620078, г. Екатеринбург, ул. Малышева, 134 тел. 8(343) 374-02-91,
e-mail: mou36ekb@mail.ru
Синтаксические нормы. Словосочетание. Нормативное построение
словосочетаний по типу согласования, управления. Правильное
употребление предлогов в составе словосочетаний. Предложение.
Грамматическая
(предикативная)
основа.
Простое
осложнённое
предложение. Знаки препинания в простом осложнённом предложении.
Правильное построение предложений. Правильное построение предложений
с обособленными членами. Знаки препинания в сложносочинённом
предложении. Знаки препинания в сложноподчинённом предложении.
Синтаксический анализ сложного предложения. Сложные бессоюзные
предложения. Сложные предложения с разными видами связи. Задания по
разделам: орфография, морфология, синтаксис.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Номер
урока
«ТАЙНЫ РУССКОГО СЛОВА» (9 класс)
Тема урока
1. Структура экзаменационной работы в формате ОГЭ. Структура и содержание
КИМ
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
10.
11.
12.
13.
14.
15.
16.
17.
18.
19.
20.
21.
22.
23.
Знакомство с критериями оценки выполнения заданий ОГЭ
Что такое микротема?
Учимся находить микротемы исходного текста
Абзацное членение текста
Структурные особенности сжатого изложения
Основные приёмы компрессии исходного текста: исключение, упрощение,
обобщение
Исключение как приём сжатия текста
Упрощение как приём сжатия текста
Упрощение как приём сжатия текста
Обобщение как приём сжатия текста
Обобщение как приём сжатия текста
Прослушивание аудиозаписи и написание сжатого изложения
Анализ ошибок, допущенных при написании сжатых изложений
Понятие о сочинении-рассуждении
Критерии оценки сочинения-рассуждения (13.1, 13.2, 13.3)
Критерии оценки сочинения-рассуждения (13.1, 13.2, 13.3)
Тема, идея, проблема текста
Композиция сочинения-рассуждения. Тезис
Композиция сочинения-рассуждения. Аргументы
Композиция сочинения-рассуждения. Вывод
Оформление вступления сочинения-рассуждения
Оформление вступления сочинения-рассуждения
Департамент образования Администрации г. Екатеринбурга
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение – средняя общеобразовательная школа № 36 им. М.П.Одинцова
620078, г. Екатеринбург, ул. Малышева, 134 тел. 8(343) 374-02-91,
e-mail: mou36ekb@mail.ru
24.
25.
26.
27.
Оформление концовки сочинения-рассуждения
Особенности написания сочинения-рассуждения на
лингвистическую тему (3.1)
Особенности написания сочинения-рассуждения на тему, связанную с анализом
текста (3.2)
28. Особенности написания сочинения-рассуждения на тему, связанную с анализом
текста (3.3)
29. Написание контрольного сочинения-рассуждения по выбору обучающихся
30. Анализ ошибок, допущенных при написании сочинения-рассуждения
31.
32.
33.
34.
35.
Классификация речевых и грамматических ошибок
Текст как речевое произведение. Смысловая и композиционная
целостность текста. Анализ содержания текста
Выразительные средства лексики и фразеологии.
Практическое занятие по заданию «Анализ средств выразительности»
36. Орфографический анализ. Правописание приставок. Слитное, дефисное,
раздельное написание.
37. Правописание суффиксов различных частей речи
38. Правописание личных окончаний глаголов и суффиксов причастий настоящего
времени
39. Практическое занятие. Выполнение теста
40. Лексический анализ. Лексика и фразеология
41. Синонимы
42. Фразеологические обороты
43. Группы слов по происхождению и употреблению
44. Синтаксический анализ. Предложение
45. Грамматическая основа предложения
46. Подлежащее и сказуемое как главные члены предложения
47. Словосочетание. Типы подчинительной связи в словосочетании
48. Самостоятельная работа
49. Пунктуационный анализ. Осложнённое простое
50. предложение. Знаки препинания в предложениях со словами и конструкциями,
грамматически не
51. связанными с членами предложения. Знаки препинания в сложносочинённом и
сложноподчинённом
52. предложениях
53. Знаки препинания в предложениях со словами и конструкциями, грамматически
не связанными с членами предложения
54. Знаки препинания в предложениях со словами и конструкциями, грамматически
не связанными с членами предложения
55. Знаки препинания в сложносочинённом предложении
Департамент образования Администрации г. Екатеринбурга
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение – средняя общеобразовательная школа № 36 им. М.П.Одинцова
620078, г. Екатеринбург, ул. Малышева, 134 тел. 8(343) 374-02-91,
e-mail: mou36ekb@mail.ru
56.
57.
58.
59.
60.
61.
62.
63.
64.
65.
66.
Знаки препинания в сложносочинённом предложении
Знаки препинания в сложноподчинённом предложении
Сложные предложения с разными видами связи
Сложные предложения с разными видами связи
Сложные предложения с разными видами связи
Сложные предложения с разными видами связи
Сложные предложения с разными видами связи
Практическое занятие (выполнение теста)
Анализ ошибок, допущенных при выполнении теста
Итоговая работа в формате ОГЭ
Анализ ошибок, допущенных при выполнении итоговой работы
Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение
образовательного процесса
Словари:
Амелина Е.В.Русский язык в таблицах и схемах. Издание пятое Ростов-на-Дону
«Феникс», 2022
Даль В.И. Толковый словарь русского язык (современная версия) М. «Эксмопресс», 2022
Жуков В.П., Жуков А.В. Школьный фразеологический словарь русского языка М.,
«Просвещение», 2019
Львов М.Р. Школьный словарь антонимов русского языка М. «Просвещение»,
2020
Панов М.В. Энциклопедический словарь юного филолога (языкознание) М.
«Педагогика», 2023
Под ред. Доктора филологических наук профессора Тихонова А.Н.
Комплексный словарь русского язык М.«Русский язык», 2021
Под ред. Доктора филологических наук, профессора Иванова В.В. 2-е издание.
Школьный словарь иностранных слов М. «Просвещение», 2020
Самсонов Н.Б. Справочные материалы по русскому языку М. «Оникс», 2020
Сидоренко В.П. Школьный фразеологический словарь русского языка М.
«Просвещение», 2021
Симакова Е.С. УМК. Словарные слова. Самостоятельная работа М. «Экзамен»,
2019
Ушаков Д.Н Крючков С.Е. Орфографический словарь М. «Просвещение», 2016