РП ВД Русский язык 7 кл.

Департамент образования Администрации г. Екатеринбурга
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 36 им. М.П. Одинцова
620078, г. Екатеринбург, ул. Малышева, 134 тел. 8(343) 374-02-91, e-mail: soch36@eduekb.ru

РАССМОТРЕНО
на заседании
Педагогического совета
Протокол от 29.08.2025 г.
№1

УТВЕРЖДАЮ
директор МАОУ СОШ № 36
___________А.С.Бабушкина
Приказ № 41-ОД
от «29» августа

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
ПО ПРЕДМЕТУ «РУССКИЙ ЯЗЫК»
7 КЛАСС

2025 учебный год

Департамент образования Администрации г. Екатеринбурга
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 36 им. М.П. Одинцова
620078, г. Екатеринбург, ул. Малышева, 134 тел. 8(343) 374-02-91, e-mail: soch36@eduekb.ru

Пояснительная записка.
Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Занимательный
русский язык» общеинтеллектуальной направленности ориентирована на
обучающихся 7 классов. Объем программы 34 часа, срок ее освоения 1 год,
периодичность – 1ч в неделю и продолжительность 40 минут.
Цель курса: Способствовать саморазвитию и личностному
самоопределению
учащихся,
формированию
целенаправленной
познавательной деятельности по изучению русского языка, изучению его
прошлого и настоящего, региональных особенностей, осознанию российской
и региональной языковой идентичности.
Задачи курса:
- формирование коммуникативной культуры школьников;
- расширение и углубление знаний, умений обучающихся и формирование
языковой компетенции;
- выявление и поддержка лингвистически одаренных обучающихся;
- развитие и совершенствование психологических качеств личности
школьников: любознательности, инициативности, трудолюбия, воли,
настойчивости, самостоятельности в приобретении знаний;
- развитие интереса к русскому языку как к учебному предмету; углубление
знаний, умений, навыков по лексике и фразеологии русского языка;
пробуждение потребности у учащихся к самостоятельной исследовательской
и проектной работе над познанием родного языка;
- формирование устойчивой мотивации к изучению русского языка; развитие
творчества и обогащение словарного запаса; совершенствование
коммуникативной культуры учащихся; углубление и расширение знаний и
представлений о литературном языке;
- воспитание культуры обращения с книгой; формирование и развитие у
учащихся разносторонних интересов, культуры мышления; воспитание
любви и уважения к родному языку, интереса к чтению литературы;
- приобщение школьников к самостоятельной исследовательской работе;
развитие умения пользоваться разнообразными словарями; обучение
организации личной и коллективной деятельности в работе с книгой.

Департамент образования Администрации г. Екатеринбурга
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 36 им. М.П. Одинцова
620078, г. Екатеринбург, ул. Малышева, 134 тел. 8(343) 374-02-91, e-mail: soch36@eduekb.ru

Планируемые результаты.
Личностные результаты
эмоциональность; умение осознавать и определять (называть) свои
эмоции;
эмпатия – умение осознавать и определять эмоции других людей;
сочувствовать другим людям, сопереживать;
чувство прекрасного – умение чувствовать красоту и выразительность
речи, стремиться к совершенствованию собственной речи;
любовь и уважение к Отечеству, его языку, культуре; воспитание
российской и региональной идентичности: патриотизма, уважения к родному
краю, его прошлому и настоящему;
интерес к письму, к созданию собственных текстов, к письменной
форме общения;
интерес к изучению языка;
осознание ответственности за произнесённое и написанное слово.
Метапредметные результаты
Регулятивные УУД:
самостоятельно формулировать тему и цели урока;
составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем;
работать по плану, сверяя свои действия с целью, корректировать свою
деятельность;
в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять
степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими
критериями.
Познавательные УУД:
перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в
другую (составлять план, таблицу, схему);
пользоваться словарями, справочниками;
осуществлять анализ и синтез;
устанавливать причинно-следственные связи;
строить рассуждения;
Коммуникативные УУД:
адекватно использовать речевые средства для решения различных
коммуникативных задач; владеть монологической и диалогической формами
речи.
высказывать и обосновывать свою точку зрения;

Департамент образования Администрации г. Екатеринбурга
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 36 им. М.П. Одинцова
620078, г. Екатеринбург, ул. Малышева, 134 тел. 8(343) 374-02-91, e-mail: soch36@eduekb.ru

слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения,
быть готовым корректировать свою точку зрения;
договариваться и приходить к общему решению в совместной
деятельности;
задавать вопросы
Предметные результаты
формирование первоначальных представлений о единстве и
многообразии языкового и культурного пространства России, Ростовской
области, о языке как основе национального самосознания;
представление о языке как о явлении национальной культуры и
средства человеческого общения;
овладение учебными действиями с языковыми единицами и умение
использовать знания для решения познавательных, практических и
коммуникативных задач.
- формирование базовых умений, обеспечивающих возможность
дальнейшего изучения языка;
- обогащение активного и потенциального словарного запаса для
достижения более высоких результатов при изучении других учебных
предметов;
- использование коммуникативно-эстетических возможностей русского
языка;
- расширение и систематизация научных знаний о языке; осознание
взаимосвязей его уровней и единиц;
- формирование навыков проведения различных видов анализа слова
- формирование ответственности за языковую культуру родного края и
России как общечеловеческую ценность.
Содержание курса
ТЕМА 1. Из истории возникновения письменности. («Дорога к
письменности») - 6 часов
Рисуночное письмо. Пиктографическое письмо,
клинопись. Буквы.новгородские берестяные грамоты

узелковое

письмо,

Создание славянского алфавита. Причина, история создания славянского
алфавита. Князья Кирилл и Мефодий – создатели славянской азбуки
Кирилица и глаголица.
Реформы русской азбуки. Причины реформ. Реформа
года

года. Реформа 1917

Судьбы отдельных букв. Судьбы букв «Фита», Ъ, Ь, Ять и др.

Департамент образования Администрации г. Екатеринбурга
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 36 им. М.П. Одинцова
620078, г. Екатеринбург, ул. Малышева, 134 тел. 8(343) 374-02-91, e-mail: soch36@eduekb.ru

Понятие скорописи. Причина появления стенографии Элементы стенографии.
Практическое значение
алфавитные книги и др.)

алфавита.

(словари,

справочники,

списки,

ПРИМЕРНЫЕ ТЕМЫ ПРОЕКТОВ:
1.Создатели славянской азбуки
2. История одной буквы
3. Алфавит будущего
ТЕМА 2. Фонетика. («Секреты устной речи») – 5 часов
Буквы и звуки. Орфограмма. Орфограммы, основанные на правилах
фонетики
Интонация. Роль интонации. Оформление интонационных особенностей на
письме
Русские говоры. Московские и петербургские говоры.
Особенности говоров Ростовской области. Особенности говоров наших сел.
«Справочник диалектов наших сел».
ПРИМЕРНЫЕ ТЕМЫ ПРОЕКТОВ:
1. Так говорят наши бабушки.
2.Кто у нас окает?
ТЕМА 3. Лексика («Тайны русского слова») - 15 часов
Знакомство с личностью В.И.Даля. Словарь В.И.Даля. Толковые словари.
Словари иностранных слов. Этимологические словари. Словари писателей.
Словари синонимов и омонимов.
Антропонимика. Ономастика. Значение имени. Имя и отчество. История
возникновения фамилии. Использование «говорящих фамилий в
художественных произведениях». Понятие «уличная фамилия». Уличные
фамилии односельчан. Причины появления этих фамилий.
Топонимы. Гидронимы. Топонимы наших сел. Из истории названий наших
сел.
Понятие «диалектологии». Диалекты южных областей. Диалекты северных
областей России

Департамент образования Администрации г. Екатеринбурга
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 36 им. М.П. Одинцова
620078, г. Екатеринбург, ул. Малышева, 134 тел. 8(343) 374-02-91, e-mail: soch36@eduekb.ru

Фразеологические
сочетания,
фразеологические
сращения,
фразеологические единства (идиомы). Библейские фразеологизмы,
фразеологические обороты греческих мифов. Фразеологизмы в речи наших
старожилов.
Заимствования в русском языке. История возникновения заимствований.
Спор о заимствованиях между обществом «Арзамас» и «Беседой любителей
русской словесности». «Опознавательные» знаки заимствованных слов.
Устаревшие слова (историзмы и архаизмы). Неологизмы. Использование их в
художественной литературе
Из истории старинных названий
связь с природой.

месяцев. Этимология названий. Тесная

Выразительные возможности слова. Многозначность слова. Синонимия.
Переносное значение слова. Слово-метафора
ПРИМЕРНЫЕ ТЕМЫ ПРОЕКТОВ:
1.Тайна моего имени
2. История одной уличной фамилии.
3. «Говорящие» фамилии в художественной литературе.
4. Прозвища моих сверстников. История их появления.
5. Метафора как художественное средство в стихотворениях.
6. Словарь «Библейская» фразеология в разговорной и художественной речи.
7. Какие фразеологические обороты оставили нам греческие мифы?
8. Исчезнувшие в толщах времени…
9.История названия моего села (деревни)
10. Как у наших улиц появились названия?
11. Диалектные слова в речи моих односельчан.
ТЕМА 4. Словообразование («Строим слова») – 7 часов
Состав слова. Морфема
Грамматическое значение слова.
Морфемы иноязычного происхождения.
Гнездо родственных слов. Корень слова и этимологическое значение слова
Значения приставок, суффиксов. Образование слов с помощью приставок и
суффиксов
Словообразование. Способы
словообразования. Словообразовательная
цепочка. Словообразовательные модели (на примере образования слов
старожилами наших сел)

Департамент образования Администрации г. Екатеринбурга
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 36 им. М.П. Одинцова
620078, г. Екатеринбург, ул. Малышева, 134 тел. 8(343) 374-02-91, e-mail: soch36@eduekb.ru

ПРИМЕРНЫЕ ТЕМЫ ПРОЕКТОВ:
1.
2.
3.
4.

Индивидуальное словообразование в творчестве поэтов и писателей.
Загадки словообразования в «Сборнике частушек»
О чем расскажут части слова…
Слово о слове…

ИТОГОВЫЕ ЗАНЯТИЯ - 1час

Календарно-тематическое планирование.

№
п/п

Дата

Тема учебного
занятия

Всег
о
часо
в

Содержание деятельности
Теоретическая
часть

Практическая
часть

Дорога к письменности – 6 часов
1

Из
истории 1
письменности

Лекция учителя, Самостоятельная
работа
с работают
с
презентацией.
информационными
карточками
Творческая
Составляют карточки
мастерская
с
рисуночным
письмом.
Готовят
сообщения
для
одноклассников.

2

Особенности
славянского алфавита

Лекция учителя, Работают
работа
с литературой
презентацией
языкознанию.

3

Реформа
азбуки

4.

Из истории буквы…

1

русской 1

1

с
по

Лекция учителя, Делают
работа
с сравнительный
презентацией
анализ
славянской
азбуки и русского
алфавита
Рассказ учителя

Работают
с
информационными
карточками

Департамент образования Администрации г. Екатеринбурга
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 36 им. М.П. Одинцова
620078, г. Екатеринбург, ул. Малышева, 134 тел. 8(343) 374-02-91, e-mail: soch36@eduekb.ru

5.

Зачем нам столько 1
букв? (стенография)

Рассказ учителя о Практикуются
причинах
расшифровке
появления
зашифровке слов
стенографии.
Знакомство
с
отдельными
элементами

6.

Обойдемся ли мы без 1
алфавита?

Беседа
практическом
значении
алфавита

в
и

о Игра-соревнование
«поиск
слов
словарях»,
справочниках

в

Секреты устной речи – 5 часов
7

Слышу
и
Почему не
одинаково.

пишу. 1
всегда

8.

Ты знаешь…
Ты знаешь?
Ты знаешь!

1

9.

10,
11

Беседа
с Выполняют
учащимися.
проблемные задания
Обобщение
с
опознавательной
знаний по теме функцией, задания с
«Фонетика»
элементами
занимательности.
Лекция учителя

Выразительно
читают
художественные
тексты,
практикуются
в
чтении предложений
с
различной
интонацией,
составляют
интонационные
схемы предложений

Василий
Иванович
Вареник – ростовский
краевед

Лекция учителя.

Знакомятся
с
работами
ученого,
игра
«угадай
словечко»

Учимся
слушать. 2
«Окаем или акаем»?

Лекция.
Самостоятельная
Прослушивание
работа
с
записей. Анализ. информационными

Департамент образования Администрации г. Екатеринбурга
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 36 им. М.П. Одинцова
620078, г. Екатеринбург, ул. Малышева, 134 тел. 8(343) 374-02-91, e-mail: soch36@eduekb.ru

Работа
статьями

со картами-заданиями.
Анализ
частушек,
записанных от наших
старожилов,
связанных
с
особенностями
говора

Тайны русского слова– 15 часов
12

Где живут слова?

1

Сообщения
учащихся.
Лекция учителя.

Практическая работа
со
словарями.
Составление
кроссвордов
по
определенным темам
для
последующей
работы на уроках.
Грамматические
игры. Шарады.

13

Что в
моем?

имени

тебе 1

Лекция учителя. Практическая работа
Знакомство
с по
изучению
типами словарей. собственного имени,
фамилии – значение
имени,
его
происхождение.
Анализ
художественных
текстов
с
точки
зрения появления в
них
«говорящих»
имен и фамилий.

14

О чем рассказали 1
названия…

Лекция, беседа.

Работа
пополнением
словарика.

15

Путешествие
по 1
России. Диалектные
слова

Лекция учителя.
Работа
с
презентацией
Урокпутешествие.
Анализ
литературных

Работают
со
словарем
«Живого
великорусского
языка» В.И.Даля

над

Департамент образования Администрации г. Екатеринбурга
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 36 им. М.П. Одинцова
620078, г. Екатеринбург, ул. Малышева, 134 тел. 8(343) 374-02-91, e-mail: soch36@eduekb.ru

произведений.

16,
17

18,
19

20,
21

Учимся
слушать. 2
Диалектные
слова
наших сел

Лекция учителя

Работают
со
«Сборником
диалектных
слов»
Игры.
«Лингвистическое
лото»

Удивительный
мир 2
русской фразеологии

Лекция
преподавателя.
Сообщения
учащихся
об
истории
отдельных
фразеологизмов.

Аналитическая
работа по выявлению
значения
фразеологизмов,
работа
с
фразеологическим
словарем.
Исследование
«жизни»
фразеологического
оборота
в
художественном
тексте, в разговорной
речи.

Сколько в русском 2
языке русских слов?
Как
«поймать»
чужака?

Лекционный
Практическая работа
материал. Работа по
определению
с презентацией.
языка-«прародителя»
заимствованных
слов.
Лингвистические
игры.

22,

Поезд истории

2

Лекция учителя.

23
24

В гостях у братьев- 1
месяцев.

Лекция учителя. Анализируют
Работа
с древние
названия
презентацией.
месяцев, вникают в
этимологию слов.

Департамент образования Администрации г. Екатеринбурга
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 36 им. М.П. Одинцова
620078, г. Екатеринбург, ул. Малышева, 134 тел. 8(343) 374-02-91, e-mail: soch36@eduekb.ru

25,
26

Жизнь
слова
художественном
тексте..

в 2

Работа
презентацией.

с Работают
с
карточкамизаданиями,
определяют
виды
тропов. Задания с
элементами
игры,
занимательности.
Задания
с
объяснительной
функцией.

Строим слова – 7 часов
27

Из чего состоит слово. 1
Морфемы-кирпичики.

Практикум
по
определению
состава
слова,
значения
отдельных
морфем.

28

История
«глокойкуздре»

Практикум
по Проблемные задания
определению
с
опознавательной
грамматического функцией.
значения слова о
морфемам.

29

Морфемы-иностранки

1

Практическое
занятие

Игра
«Грамматическое
лото»

30,

Смотри в корень

2

Лекция.

Работа
этимологическим
словарем.
Грамматические
игры.

Морфемы-труженики

1

Рассказ учителя о Практическая работа.
значении
Задания
с
отдельных
опознавательной
приставок
и функцией. Задачи с
суффиксов.
объяснительной

о 1

31

32

Задания
с
объяснительной
функцией.
Проблемные задания
с
опознавательной
функцией.
Сочинение
лингвистических
сказок о морфемах.

с

Департамент образования Администрации г. Екатеринбурга
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 36 им. М.П. Одинцова
620078, г. Екатеринбург, ул. Малышева, 134 тел. 8(343) 374-02-91, e-mail: soch36@eduekb.ru

функцией.
33

Как
слова?

образуются 1

Лекция учителя о Практическая работа.
способах
словообразования

Итоговое занятие - 1 час
34

Конкурс знатоков

1


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».