Департамент образования Администрации г. Екатеринбурга
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 36 им. М.П. Одинцова
620078, г. Екатеринбург, ул. Малышева, 134 тел. 8(343) 374-02-91,
e-mail: soch36@eduekb.ru
РАССМОТРЕНО
на заседании
Педагогического совета
Протокол от 29.08.2025 г.
№1
УТВЕРЖДАЮ
директор МАОУ СОШ № 36
___________А.С.Бабушкина
Приказ № 41-ОД
от «29» августа 2025 г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
курса внеурочной деятельности
«Решение олимпиадных задач по физике»
для обучающихся 8 классов
2025-2026 учебный год
Департамент образования Администрации г. Екатеринбурга
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 36 им. М.П. Одинцова
620078, г. Екатеринбург, ул. Малышева, 134 тел. 8(343) 374-02-91,
e-mail: soch36@eduekb.ru
Пояснительная записка
Данная рабочая программа по внеурочной деятельности «Решение
олимпиадных задач по физике» для 8 класса разработана в соответствии с
примерной программой основного общего образования. Физика. 7-9 классы.
Данная программа определяет содержание и организацию образовательного
процесса на ступени основного общего образования и направлена на
личностное и интеллектуальное развитие, на создание основы для
самостоятельной реализации учебной деятельности, обеспечивающей
социальную успешность, развитие творческих способностей, саморазвитие и
самосовершенствование.
Данный
курс создает условия для развития у детей познавательных
интересов, формирует стремление ребенка к размышлению и поиску, вызывает
у него чувство уверенности в своих силах, в возможностях своего интеллекта.
Во время занятий происходит становление у детей развитых форм
самосознания и самоконтроля, у них исчезает боязнь ошибочных шагов,
снижается тревожность и необоснованное беспокойство.
В данном курсе сделана попытка создания системы учебных заданий и задач,
направленных на развитие познавательных процессов у школьников с целью
усиления их интеллектуального развития, включающего в себя умение
наблюдать, сравнивать, обобщать, находить закономерности, строя простейшие
предположения; проверять их, делать выводы, иллюстрировать их на примерах.
Планируемые результаты освоения обучающимися программы курса
Личностные
1) формирование ценностных ориентиров и смыслов учебной деятельности:
- развития познавательных интересов, учебных мотивов;
- формирования мотивов достижения и социального признания.
2) формирование моральной самооценки, развитие доброжелательности к
людям, готовности к сотрудничеству и дружбе.
3) формирование познавательных интересов, развитие интеллектуальных и
творческих способностей учащихся;
6) мотивация образовательной деятельности школьников на основе личностно
ориентированного подхода
7) ценностно относиться друг к другу, к учителю, к авторам открытий и
изобретений, к результатам обучения
Метапредметные
Регулятивные УУД:
✓определять и формулировать цель деятельности с помощью учителя.
✓проговаривать последовательность действий.
✓учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с
иллюстрацией рабочей тетради.
Департамент образования Администрации г. Екатеринбурга
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 36 им. М.П. Одинцова
620078, г. Екатеринбург, ул. Малышева, 134 тел. 8(343) 374-02-91,
e-mail: soch36@eduekb.ru
✓учиться работать по предложенному учителем плану.
✓учиться отличать верно выполненное задание от неверного.
✓учиться совместно с учителем и другими учениками давать
эмоциональную оценку деятельности товарищей.
Познавательные УУД:
✓ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже
известного с помощью учителя.
✓делать предварительный отбор источников информации: ориентироваться
в учебнике (на развороте, в оглавлении, в словаре).
✓добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник,
свой жизненный опыт и информацию, полученную от учителя.
✓перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате
совместной работы всего класса.
✓перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать
физические понятия, преобразовывать информацию из одной формы в
другую: составлять физические рассказы и задачи на основе простейших
физических моделей (предметных, рисунков, схематических рисунков,
схем); находить и формулировать решение задачи с помощью простейших
моделей (предметных, рисунков, схематических рисунков, схем).
Коммуникативные УУД:
✓донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и
письменной речи (на уровне одного предложения или небольшого текста).
✓слушать и понимать речь других.
✓читать и пересказывать текст.
✓совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и
следовать им.
✓учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя,
критика).
СОДЕРЖАНИЕ КУРСА С УКАЗАНИЕМ ФОРМ
ЗАНЯТИЙ, ОСНОВНЫХ ВИДОВ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Основное содержание
Раздел 1. Тепловые явления14 ч
Почему дует из закрытого
окна? Хитрая змея. Вертушка
на булавке.
Греет ли шуба? Что теплее?
Бывают ли стены из воздуха?
Нагреваем воду. Нагреваем
ОРГАНИЗАЦИИ
Характеристика основных видов деятельности
Просмотр и обсуждение презентации
«Тепловые явления»
Эксперимент. Нагреваем иголку. Нагреваем
спицу
Беседуют по теме «Ветры, тяга и отопление».
Анализ экспериментов.
Просмотр и обсуждение презентации
«Использование энергии Солнца и ветра»
Департамент образования Администрации г. Екатеринбурга
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 36 им. М.П. Одинцова
620078, г. Екатеринбург, ул. Малышева, 134 тел. 8(343) 374-02-91,
e-mail: soch36@eduekb.ru
иголку. Нагреваем спицу.
Нагреваем снег. О бумажной
кастрюле, рабе с опахалом и
прививках. Цепь, о которой ты
не знаешь.
Ветры, тяга и отопление.
Использование энергии
Солнца и ветра
Мы живем на дне океана. Еще
один фонтан.
Барометр. Пустота
Раздел 2. Электрические
явления- 14 ч
Электрический
ток.
Электроскоп-индикатор
электрического заряда.
Послушная
стрелка.
Электрическая пляска
Где живет электричество.
Электрический театр. Огни
святого Эльма.
Электротрусишка.
Электрический спрут
Электрическая ложка. Первая
батарейка
Старое и новое об элементах и
батарейках
Электродвигатель.
Электроскоп-индикатор
электрического заряда.
Молния
на
столе
.Электричество отталкивает
Раздел 3. Электромагнитные
явления- 12 ч
Только что было - только что
нет.
Электроподъемники, дверные
замки и китайский бильярд
Маленькая мышка с большой
родней.
Победитель трансмиссии.
Раздел 4. Световые явления
22 ч
Просмотр и обсуждение презентации «Мы
живем на дне океана"
Готовят сообщения, доклады, справочную
информацию
Просмотр и обсуждение презентации
«Электрические явления».
Эксперимент.
Послушная
стрелка.
Электрическая пляска
Эксперимент. Электрический театр.
Учатся рассматривать фотографии.
Эксперимент. Электротрусишка.
Электрический спрут. Готовят сообщения,
доклады, справочную информацию
Эксперимент. Молния на столе. Электричество
отталкивает
Анализ экспериментов.
Беседуют по теме «Старое и новое об
элементах и батарейках».
Готовят сообщения, доклады, справочную
информацию
Просмотр и обсуждение презентации
«Электромагнитные явления».
Эксперимент. Маленькая мышка с большой
родней
Анализ экспериментов.
Готовят сообщения, доклады, справочную
информацию
Различают источники света
Просмотр и обсуждение презентации
Департамент образования Администрации г. Екатеринбурга
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 36 им. М.П. Одинцова
620078, г. Екатеринбург, ул. Малышева, 134 тел. 8(343) 374-02-91,
e-mail: soch36@eduekb.ru
Свойства света. Свет и глаз.
Зрение великанов
Секрет солнечного зайчика. В
стране наоборот
Сколько же их на самом деле?
Зеркала-дразнилки.
Видеть
сквозь
стены.
Говорящая
отрубленная голова
Могут ли лучи ломаться?
Зажигательная льдинка
Пойманные
тени.
Чудеса
теней. Цыпленок в яйце
.Карикатурные фотографии.
По
следам
Левенгука.
Увеличивает
ли
увеличительное
стекло?
Изображение можно поймать.
Волшебный
фонарь.
Фотоаппарат с дыркой.
Когда не было фотографии.
Чего многие не умеют.
Искусство
рассматривать
фотографии
Барон Мюнхаузен вертится
.Еще
один
предок
кинематографа
Раздел
5.
Работа
над
проектами. Защита проекта4ч
«Световые явления»
Эксперимент. Цыпленок в яйце .
Эксперимент. Барон Мюнхаузен вертится .Еще
один предок кинематографа
Учатся рассматривать фотографии.
Анализ экспериментов.
Беседа по теме «Когда не было фотографии».
Готовят сообщения, доклады, справочную
информацию.
Создание рабочей группы (ученики
объединяются по несколько человек для
работы по одной теме);
Распределение функциональной деятельности
в группе (ученики распределяют обязанности
для работы в группе);
Планирование (учащиеся составляют план
деятельности);
Определение формы отчета выполненной
работы (рекомендуемая форма презентации в
режиме MS Power Point).
Департамент образования Администрации г. Екатеринбурга
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 36 им. М.П. Одинцова
620078, г. Екатеринбург, ул. Малышева, 134 тел. 8(343) 374-02-91,
e-mail: soch36@eduekb.ru
Тематическое планирование
№п\п
Содержание курса
Всего
часов
1
2
3
Тепловые явления
Электрические явления
Электромагнитные явления
14
14
12
4
5
Световые явления
Работа над проектами. Защита
проекта
22
4
итого
68
Департамент образования Администрации г. Екатеринбурга
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 36 им. М.П. Одинцова
620078, г. Екатеринбург, ул. Малышева, 134 тел. 8(343) 374-02-91,
e-mail: soch36@eduekb.ru
Календарно – тематическое планирование
внеурочной деятельности «Решение олимпиадных задач по физике»
8 класс
№п\п
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
Наименование темы
Количест
Дата
во часов
План
Факт
1.Тепловые явления-14ч
Почему дует из закрытого окна?
2
1 нед сент
Хитрая змея. Вертушка на булавке.
Греет ли шуба? Что теплее? Бывают
2
2 нед сент
ли стены из воздуха? Нагреваем воду.
Нагреваем иголку. Нагреваем спицу.
Нагреваем снег. О бумажной
2
3 нед сент
кастрюле, рабе с опахалом и
прививках. Цепь ,о которой ты не
знаешь
Ветры, тяга и отопление.
2
4 нед сент
Использование энергии Солнца и
2
1 нед окт
ветра
Мы живем на дне океана. Еще один
2
3 нед окт
фонтан.
Барометр. Пустота
2
4 нед окт
2.Электрические явления-14ч
Электрический ток. Электроскоп2
5 нед окт.
индикатор электрического заряда.
Где живет электричество.
2
1 нед нояб
Электрический театр. Огни святого
Эльма.
Электротрусишка. Электрический
2
2 нед нояб
спрут
Электрическая ложка. Первая
2
4 нед нояб
батарейка
Старое и новое об элементах и
2
1 нед дек
батарейках
Электродвигатель. Электроскоп2
2 нед дек
индикатор электрического заряда.
Молния на столе. Электричество
2
3 нед дек
отталкивает
3. Электромагнитные явления-12ч
Только что было - только что нет.
2
4 нед дек
Электроподъемники, дверные замки и
2
3 нед янв
Департамент образования Администрации г. Екатеринбурга
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 36 им. М.П. Одинцова
620078, г. Екатеринбург, ул. Малышева, 134 тел. 8(343) 374-02-91,
e-mail: soch36@eduekb.ru
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
32
33
34
китайский бильярд
Маленькая мышка с большой
2
родней.
Победитель трансмиссии
2
Удивительное в природе
2
Электромагнитизм в нашей квартире
2
4. Световые явления –20ч
4 нед янв
5 нед янв
1 нед февр
2 нед февр
Свойства света .Свет и глаз. Зрение
2
4 нед февр
великанов
Секрет солнечного зайчика. В стране
2
1 нед март
наоборот
Сколько же их на самом деле?
2
2 нед март
Зеркала-дразнилки
Видеть сквозь стены. Говорящая
2
3 нед март
отрубленная голова
Могут ли лучи ломаться?
2
4 нед март
Зажигательная льдинка
Пойманные тени. Чудеса теней.
2
1 нед апр
Цыпленок в яйце .Карикатурные
фотографии.
По следам Левенгука.
3
2 нед апр
Увеличивает ли увеличительное
2
3 нед апр
стекло? Изображение можно поймать.
Волшебный фонарь. Фотоаппарат с
2
5 нед апр
дыркой.
Пойманные тени. Чудеса теней.
3
1 нед май
Цыпленок в яйце. Карикатурные
фотографии.
Когда не было фотографии. Чего
2
2 нед май
многие не умеют. Искусство
рассматривать фотографии
5.Работа над проектами. Защита проекта- 4 ч
План подготовки к работе над
1
3 нед май
проектом
Деятельность группы (теория)
1
3 нед май
Деятельность группы (практика)
2
4 нед май
Итого
68
Департамент образования Администрации г. Екатеринбурга
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 36 им. М.П. Одинцова
620078, г. Екатеринбург, ул. Малышева, 134 тел. 8(343) 374-02-91,
e-mail: soch36@eduekb.ru
УЧЕБНО-ДИДАКТИЧЕСКОЕ И МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ
ОБЕСПЕЧЕНИЕ
Технические
средства
обучения
Смарт тв
Учебно-практическое и
учебно-лабораторное
оборудование
Простейшие школьные
инструменты: ручка,
карандаш, ластик
Комплект приборов по
механике
Комплект по оптике
Персональный
компьютер
Комплект приборов по
электричеству и магниты
Учебно-дидактические
материалы
Смирнов Ю.И. «Занимательные
рассказы о законах физики».
М., 2003
Филимонова Н.И. «Опыты по
физике для школьников». М.,
1989
Б. Фридхоффер
«Занимательные опыты» М.,
2004
Гулиа Н.В. «Удивительная
физика: о чем умолчали
учебники». М., 2003
Горев Л.А. «Занимательные
опыты по физике». М.,1985