РП ВД За страницами учебника русского языка 6 кл.

Департамент образования Администрации г. Екатеринбурга
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 36 им. М.П. Одинцова
620078, г. Екатеринбург, ул. Малышева, 134 тел. 8(343) 374-02-91, e-mail: soch36@eduekb.ru

РАССМОТРЕНО
на заседании
Педагогического совета
Протокол от 29.08.2025 г.
№1

УТВЕРЖДАЮ
директор МАОУ СОШ № 36
___________А.С.Бабушкина
Приказ № 41-ОД
от «29» августа

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
«За страницами учебника русского языка»
6 класс

2025-2026 учебный год

Департамент образования Администрации г. Екатеринбурга
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 36 им. М.П. Одинцова
620078, г. Екатеринбург, ул. Малышева, 134 тел. 8(343) 374-02-91, e-mail: soch36@eduekb.ru

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа курса внеурочной деятельности «За страницами учебника
русского языка» для обучающихся 6 класса составлена в соответствии с требованиями
Федерального государственного образовательного стандарта основного общего
образования.
Цель курса: углубление курса русского языка, активизация познавательной деятельности
обучающихся, формирование языковой и коммуникативной компетенции.
Задачи:
сформировать положительную мотивацию к изучению русского языка;
расширить представление о русском языке;
развить познавательный интерес школьников;
сформировать коммуникативные УУД;
развить исследовательские навыки;
сформировать социальную компетентность обучающихся;
повысить грамотность обучающихся.
2.Общая характеристика курса
В основе программы лежит материал углубленного курса русского языка. Программа
реализуется в рамках общеинтеллектуального направления внеурочной деятельности.
Содержание курса способствует закреплению и углублению знаний, содержит теоретический
материал из области лингвистики, фонетики, лексики и фразеологии, этимологии русского
литературного языка. На занятиях кружка широко используется наблюдение над
особенностями языка в целом и каждого раздела языкознания в частности. Занимательный
материал способствует развитию интереса к предмету «Русский язык».
Основные принципы организации работы кружка:
1.
2.
3.
4.

создание благоприятной эмоциональной атмосферы;
вовлечение каждого ученика в активный познавательный процесс;
организация учебного процесса на оптимальном уровне развития детей;
использование компьютерных технологий.

Используются
различные
формы
организации
познавательной
деятельности
учащихся:
индивидуальная, групповая, коллективная работа; путешествие, учебнопознавательная игра, презентация, КВН, творческая мастерская.
Используются Интернет-ресурсы, презентации, иллюстрации, словари: «Словарь
русского языка» С.И. Ожегова, «Орфоэпический словарь русского языка» под редакцией Р.И.
Аванесова, «Школьный словарь иностранных слов» В.В. Одинцова, «Школьный словарь
синонимов русского языка», «Школьный словарь антонимов русского языка» М.Р. Львова,
«Школьный фразеологический словарь русского языка» В.П. Жукова, «Школьный
этимологический словарь. Происхождение слов. русского языка» Н.М. Шанского.

Департамент образования Администрации г. Екатеринбурга
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 36 им. М.П. Одинцова
620078, г. Екатеринбург, ул. Малышева, 134 тел. 8(343) 374-02-91, e-mail: soch36@eduekb.ru

4. Планируемые результаты освоения программы курса внеурочной деятельности «За
страницами учебника русского языка».
Личностные результаты:
понимание русского языка как одной из основных национально-культурных ценностей
русского народа, определяющей роли родного языка в развитии интеллектуальных,
творческих способностей и моральных качеств личности, его значения в процессе получения
школьного образования;
- осознание эстетической ценности русского языка; уважительное отношение к родному
языку, гордость за него; потребность сохранить чистоту русского языка как явления
национальной культуры; стремление к речевому самосовершенствованию;
достаточный объем словарного запаса и усвоенных грамматических средств для свободного
выражения мыслей и чувств в процессе речевого общения;
- способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью;
- умение осознавать и определять (называть) свои эмоции;
- умение осознавать и определять эмоции других людей; сочувствовать другим людям,
сопереживать;
осознание ответственности за произнесённое и написанное слово.
Метапредметные результаты
Внеурочный курс сформирует социальную компетентность учащихся:
- способность к сотрудничеству, умение решать проблемы в различных жизненных
ситуациях.
адекватное понимание информации устного и письменного сообщения (коммуникативной
установки, темы текста, основной мысли; основной и дополнительной информации);
- адекватное восприятие на слух текстов разных стилей и жанров; владение разными видами
аудирования (выборочным, ознакомительным, детальным)
Познавательные УУД:
способность извлекать информацию из различных источников, включая средства массовой
информации, компакт-диски учебного назначения, ресурсы Интернета;
- свободно пользоваться словарями различных типов, справочной литературой, в том числе и
на электронных носителях;
- овладение приемами отбора и систематизации материала на определенную тему; умение
вести самостоятельный поиск информации; способность к преобразованию, сохранению и
передаче информации, полученной в результате чтения или аудирования;
умение сопоставлять и сравнивать речевые высказывания с точки зрения их содержания,
стилистических особенностей и использованных языковых средств;
Регулятивные УУД:
- способность определять цели предстоящей деятельности (индивидуальной и коллективной),
последовательность действий, оценивать достигнутые результаты и адекватно
формулировать их в устной и письменной форме;составлять план решения учебной
проблемы совместно с учителем;
- работать по плану, сверяя свои действия с целью, корректировать свою деятельность;
в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей
работы и работы других в соответствии с этими критериями.
Коммуникативные УУД:
- способность свободно, правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме,
соблюдать нормы построения текста (логичность, последовательность, связность,
соответствие теме и др.); адекватно выражать свое отношение к фактам и явлениям
окружающей действительности, к прочитанному, услышанному, увиденному;

Департамент образования Администрации г. Екатеринбурга
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 36 им. М.П. Одинцова
620078, г. Екатеринбург, ул. Малышева, 134 тел. 8(343) 374-02-91, e-mail: soch36@eduekb.ru

- соблюдение в практике речевого общения основных орфоэпических, лексических,
грамматических, стилистических норм современного русского литературного языка;
соблюдение основных правил орфографии и пунктуации в процессе письменного общения;
- способность участвовать в речевом общении, соблюдая нормы речевого этикета; адекватно
использовать жесты, мимику в процессе речевого общения;
- способность осуществлять речевой самоконтроль в процессе учебной деятельности и в
повседневной практике речевого общения; способность оценивать свою речь с точки зрения
ее содержания, языкового оформления; умение находить грамматические и речевые ошибки,
недочеты, исправлять их; совершенствовать и редактировать собственные тексты;
умение выступать перед аудиторией сверстников с небольшими сообщениями, докладом,
рефератом; участие в спорах, обсуждениях актуальных тем с использованием различных
средств аргументации;

применение приобретенных знаний, умений и навыков в
повседневной жизни; способность использовать родной язык как средство
получения знаний по другим учебным предметам; применение полученных
знаний, умений и навыков анализа языковых явлений на межпредметном
уровне (на уроках иностранного языка, литературы и др.);
коммуникативно целесообразное взаимодействие с окружающими людьми в процессе
речевого общения, совместного выполнения какого-либо задания, участия в спорах,
обсуждениях актуальных тем; овладение национально-культурными нормами речевого
поведения в различных ситуациях формального и неформального межличностного и
межкультурного общения.
Предметные результаты:
представление об основных функциях языка, о роли русского языка как национального языка
русского народа, как государственного языка Российской Федерации и языка
межнационального общения, о связи языка и культуры народа, о роли родного языка в жизни
человека и общества;
понимание места родного языка в системе гуманитарных наук и его роли в образовании в
целом;
усвоение основ научных знаний о родном языке; понимание взаимосвязи его уровней и
единиц;
овладение основными стилистическими ресурсами лексики и фразеологии русского языка,
основными нормами русского литературного языка (орфоэпическими, лексическими,
грамматическими, орфографическими, пунктуационными), нормами речевого этикета и
использование их в своей речевой практике при создании устных и письменных
высказываний;
объяснять общие принципы классификации словарного состава русского языка;
аргументировать различие лексического и грамматического значений слова;
оценивать собственную и чужую речь с точки зрения точного, уместного и выразительного
словоупотребления;
опознавать основные выразительные средства лексики и фразеологии в публицистической и
художественной речи и оценивать их; объяснять особенности употребления лексических
средств в текстах научного и официально-делового стилей речи;
извлекать необходимую информацию из лексических словарей разного типа (толкового
словаря, словарей синонимов, антонимов, устаревших слов, иностранных слов,
фразеологического словаря и др.) и справочников, в том числе мультимедийных;
использовать эту информацию в различных видах деятельности.
опознавание и анализ основных единиц языка, грамматических категорий языка, уместное
употребление языковых единиц адекватно ситуации речевого общения;

Департамент образования Администрации г. Екатеринбурга
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 36 им. М.П. Одинцова
620078, г. Екатеринбург, ул. Малышева, 134 тел. 8(343) 374-02-91, e-mail: soch36@eduekb.ru

понимание коммуникативно-эстетических возможностей лексической и грамматической
синонимии и использование их в собственной речевой практике;
осознание эстетической функции родного языка, способность оценивать эстетическую
сторону речевого высказывания при анализе текстов художественной литературы.
5. Содержание курса
Учитывая возрастные особенности и содержание программы кружка, отбирается такой
материал, который, основываясь на данных лингвистической науки, дает учащимся сведения
о словарном составе языка, о его грамматическом строе и истории, создает общую картину
развития и богатства нашего языка.
Занятия объединены общим заголовком «Понемногу о многом», включая историю письма,
топонимику, этимологию некоторых слов и такие вопросы лексики, как многозначность,
синонимия, омонимия и антонимы. Затем учащиеся знакомятся с лексическим и
морфологическим богатством нашего языка (главным образом глагола), с фразеологизмами,
ведут наблюдения над такими чертами языка, как звучность, выразительность, меткость.
На занятиях кружка широко используется наблюдение над живой речью и литературным
материалом как программного, так и дополнительного характера, а также ведется работа с
различными видами словарей.
Форма подачи материала в зависимости от целей и задач занятия также меняется. Это и игры
на языковом материале, вопросы занимательной грамматики, а также краткие увлекательные
рассказы о жизни языка, сообщения самих учащихся о наблюдениях над языковыми
явлениями, сообщения на основании прочтения указанных материалов по отдельным
вопросам языкознания, наблюдения над звучанием слов в русском, украинском, польском
языках или статистический подсчет, например, употребления буквы Ф в нашем языке и т.д.
Формулировки тем занятий носят характер интригующих вопросов, которые активизируют
внимание учащихся.
На занятиях кружка важным моментом является наглядность звуковая: выразительное чтение
отрывков художественной литературы, прослушивание аудиозаписей.
Широкое поле для творческой мысли и инициативы учащихся открывается и при
составлении задач для занимательной грамматики, кроссвордов, загадок, а также при
составлении и оформлении инсценировок, выставок, шарад и при устройстве
лингвистических вечеров.
Учебный процесс в школе складывается из классных занятий и разнообразных занятий во
внеурочное время. Классная и внеклассная работа по предмету дополняют друг друга, и
лишь в их взаимодействии возможно осуществление тех сложных задач, которые требует
современная школа.
Внеклассная работа, расширяя и углубляя программный материал, развивает
самостоятельность, творческую инициативу ученика, формирует его учебную
компетентность, пробуждает интерес к предмету.
Язык всегда находится в распоряжении учащихся и в любой момент может быть использован
для наблюдения.
Связь теории с практикой также является характерной чертой изучения языка.
Учесть эти преимущества изучения языка – это значит привлечь внимание детей прежде
всего к миру слов, повседневно употребляемых, дав им почувствовать, что мир
слов интересен, увлекателен, сложен, разнообразен.
развитие. Это означает, что выбранные подходы к изучению курса «Стратегии
смыслового чтения», с одной стороны, соответствуют возрастным особенностям речевого и
интеллектуального развития школьников, а с другой стороны, обеспечивают
совершенствование речемыслительных способностей учеников в рамках каждого этапа
обучения. В соответствии с этим среди показателей готовности к следующему этапу
обучения рассматривается не только уровень усвоения очерченного программой круга
знаний, прочность овладения предметными и метапредметными умениями и навыками, но и

Департамент образования Администрации г. Екатеринбурга
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 36 им. М.П. Одинцова
620078, г. Екатеринбург, ул. Малышева, 134 тел. 8(343) 374-02-91, e-mail: soch36@eduekb.ru

развитие речемыслительных способностей школьников, навыков речевой деятельности.

Департамент образования Администрации г. Екатеринбурга
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение – средняя общеобразовательная школа № 36 им. М.П.Одинцова
620078, г. Екатеринбург, ул. Малышева, 134 тел. 8(343) 374-02-91,
e-mail: mou36ekb@mail.ru

Номер
урока
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
10.
11.
12.
13.
14.
15.
16.
17.
18.
19.
20.
21.
22.
23.
24.
25.
26.
27.
28.
29.
30.
31.
32.
33.
34.
35.
36.
37.
38.
39.
40.
41.
42.

Тема урока

Дорога к письменности. Как люди обходились без письма
Орфография как раздел науки о языке
Основные принципы русской орфографии
Основные принципы русской орфографии
Тайна фонемы
Тайна фонемы
Ударение над гласной может сделать букву ясной
Ударение над гласной может сделать букву ясной
Коварные словарные слова
Коварные словарные слова
Орфографический словарь - наш главный помощник
Орфографический словарь - наш главный помощник
Чередование гласных е/и в корне слова
Чередование гласных е/и в корне слова
Чередование гласных е/и в корне слова
Чередование гласных е/и в корне слова. Работа с текстом
Чередование гласных е/и в корне слова. Работа с текстом
Чередование гласных е/и в корне слова. Работа с текстом
Чередование гласных а/о в корне слова
Чередование гласных а/о в корне слова
Чередование гласных а/о в корне слова
Чередование гласных а/о в корне слова. Работа с текстом
Чередование гласных а/о в корне слова. Работа с текстом
Чередование гласных а/о в корне слова. Работа с текстом
Чередование гласных в корне слова. Работа с текстом
Чередование гласных в корне слова. Работа с текстом
Правописание приставок ПРИ- и ПРЕПравописание приставок ПРИ- и ПРЕПравописание приставок ПРИ- и ПРЕСтарые знакомые Ъ и Ь
Старые знакомые Ъ и Ь
Большие и маленькие (правописание имен собственных)
Большие и маленькие (правописание имен собственных)
Слитно, раздельно, через дефис
Слитно, раздельно, через дефис
Слитно, раздельно, через дефис
Сколько -н писать в словах?
Сколько -н писать в словах?
Сколько -н писать в словах?
Сколько -н писать в словах?
Как справиться со сложными словами?
Как справиться со сложными словами?

Департамент образования Администрации г. Екатеринбурга
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение – средняя общеобразовательная школа № 36 им. М.П.Одинцова
620078, г. Екатеринбург, ул. Малышева, 134 тел. 8(343) 374-02-91,
e-mail: mou36ekb@mail.ru

43.
44.
45.
46.
47.
48.
49.
50.
51.
52.
53.
54.
55.
56.
57.
58.
59.
60.
61.
62.
63.
64.
65.
66.

Как справиться со сложными словами?.
Решение орфографических задач
Решение орфографических задач
Решение орфографических задач
Решение орфографических задач
Решение орфографических задач
История образования и правописания числительных
История образования и правописания числительных
История образования и правописания числительных
История образования и правописания числительных
Что вместо имени у нас? (о правописании местоимений)
Что вместо имени у нас? (о правописании местоимений)
Что вместо имени у нас? (о правописании местоимений)
Что вместо имени у нас? (о правописании местоимений)
Орфографические головоломки
Орфографические головоломки
Орфографические головоломки
Приставки-труженицы (классификация приставок)
Приставки-труженицы (классификация приставок)
Кто командует корнями?
Кто командует корнями?
Суффиксы-большие молодцы
Суффиксы-большие молодцы
Игра «Путешествие в страну русского языка»


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».