РП ВД География 5-9 кл.

Департамент образования Администрации г. Екатеринбурга
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 36 им. М.П. Одинцова
620078, г. Екатеринбург, ул. Малышева, 134 тел. 8(343) 374-02-91,
e-mail: soch36@eduekb.ru

РАССМОТРЕНО
на заседании
Педагогического совета
Протокол от 29.08.2025 г.
№1

УТВЕРЖДАЮ
директор МАОУ СОШ № 36
___________А.С.Бабушкина
Приказ № 41-ОД
от «29» августа 2025 г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
курса внеурочной деятельности «Географическая лаборатория»
для обучающихся 5-9 классов

2025-2026 учебный год

Департамент образования Администрации г. Екатеринбурга
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 36 им. М.П. Одинцова
620078, г. Екатеринбург, ул. Малышева, 134 тел. 8(343) 374-02-91,
e-mail: soch36@eduekb.ru

Пояснительная записка
Программа внеурочной деятельности по географии «Географическая
лаборатория», для 5-6 классов, является инвариативным модулем Рабочей
программы воспитания "Курсы внеурочной деятельности", составлена в
соответствии с требованиями обновленных Федеральных государственных
образовательных стандартов основного общего образования (обновленный
ФГОС ООО)
Рабочая программа курса «Географическая лаборатория» разработана на
основе следующих нормативных документов:
•
Федерального государственного образовательного стандарта основного
общего образования.
•
Фундаментального ядра содержания общего образования.
•
Требований к результатам освоения основной образовательной
программы основного общего образования, представленных в федеральном
государственном образовательном стандарте общего образования третьего
поколения.
•
Примерной программы основного общего образования по географии как
инвариантной (обязательной) части учебного курса.
Целью рабочей программы является создание условий для
всестороннего развития личности ребенка, формирования географических
знаний, умений, опыта творческой деятельности и ценностного отношения к
миру; понимания закономерностей развития географической оболочки, через
формирование картографической грамотности обучающихся, развитие
навыков работы с новыми современными картографическими продуктами.
При изучении курса решаются следующие задачи:
•
формирование интереса к географии;
•
дать знания об особенностях изображения земной поверхности на
основных
видах
геоизображений:
глобусе,
планах
местности,
географических картах, аэрофотоснимках, космических снимках;
•
обучить умению внимательно читать и работать с картографической и
аэрокосмической информацией, понимать карту:
•
формирование умения ориентироваться в пространстве на основе
специфических географических средств (план, карта и т.д.), а также

Департамент образования Администрации г. Екатеринбурга
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 36 им. М.П. Одинцова
620078, г. Екатеринбург, ул. Малышева, 134 тел. 8(343) 374-02-91,
e-mail: soch36@eduekb.ru

использовать
географические
знания
для
организации
своей
жизнедеятельности;
•
формирование представлений о единстве природы, объяснение
простейших взаимосвязей процессов и явлений природы, ее частей;
•
формирование представления о топонимике и происхождении
географических названий;
•
формирования представления о странах мира.
Актуальность курса.
Курс «Географической лаборатории», предполагает развитие у
обучающихся практических навыков работы с картой, что в условиях
расширения международных экономических, политических и культурных
связей, международного туризма является важным средством анализа
информации, и в будущем будет способствовать более успешной социализации
выпускников. В современных условиях все чаще приходится пользоваться
электронными и спутниковыми картами, которые необходимо уметь читать и
анализировать.
Изучение всех разделов курса поможет освоению географической
номенклатуры, что является одной из целей картографической подготовки, а
именно – «знание карты».
Практическая значимость курса.
Формирование картографической грамотности является неотъемлемой
частью обучения географии в общеобразовательных учреждениях.
Картографическая грамотность подразумевает знание основных моделей
земной поверхности, умение использовать их в качестве источников
информации, создавать простейшие из них, а также знание географической
номенклатуры. Если дети научатся читать и анализировать карту, то они смогут
самостоятельно составить полную характеристику территории (материка,
страны, города), географического объекта и т.д. На экономических картах
указываются статистические данные, которые учащиеся смогут анализировать
и решать задачи (метапредметные умения).
Данный курс поможет учащимся в подготовке к государственной
итоговой аттестации ГИА по предмету, поскольку в контрольноизмерительных материалах ГИА предлагаются задания, в которых необходимо
дать ответ на основе анализа различных тематических карт.

Департамент образования Администрации г. Екатеринбурга
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 36 им. М.П. Одинцова
620078, г. Екатеринбург, ул. Малышева, 134 тел. 8(343) 374-02-91,
e-mail: soch36@eduekb.ru

Программа предусматривает овладение навыками проектной
деятельности, что способствует развитию самостоятельности, творчества и
коммуникативности обучающихся.
Программа курса «Географическая лаборатория», ориентирована на
обучающихся 5-6, 8-9 классов, спланирована на 34 часа в год (1 час в неделю)
и предназначена в качестве курса по выбору естественнонаучного цикла
духовно-нравственной направленности для учащихся 5-6, 8-9 классов,
изучающих географию в рамках школьных программ. Возраст учащихся: 1115 лет.
Сроки реализации дополнительной общеобразовательной программы: 4
года.
Форма организации занятий: внеурочная деятельность.
Формы
подведения
итогов: программой
предусмотрены
диагностические работы в конце учебного года (защита проектов,
метапредметная викторина, олимпиада).
Основные принципы построения программы:
•
преемственность: в рабочей программе соблюдается преемственность с
примерными программами начального общего образования, в том числе и в
использовании основных видов учебной деятельности обучающихся, с
программой по географии для основного общего образования
•
последовательность: построение учебного содержания курса
осуществляется последовательно от общего к частному, от простого к
сложному с учётом реализации внутрипредметных и метапредметных связей;
•

сочетание научности и доступности: программа опирается на
новейшие достижения
картографии,
а доступность
достигается путем применения современных образовательных технологий;
•
личностно-ориентированный
подход
и
социализация:
учет
индивидуальных особенностей обучающихся.
Формы обучения. Программой предусматривается фронтальная,
групповая, индивидуальная, самостоятельная, интерактивная формы
обучения. Занятия носят научно-образовательный характер.

Департамент образования Администрации г. Екатеринбурга
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 36 им. М.П. Одинцова
620078, г. Екатеринбург, ул. Малышева, 134 тел. 8(343) 374-02-91,
e-mail: soch36@eduekb.ru

Формы проведения занятий: практические работы, игровые формы,
электронные презентации, заочные путешествия, викторины, конкурсы,
инсценировки, творческие проекты, экскурсии.
Методы и приемы: овладение основами исследовательской и
проектной деятельности, умение видеть проблему, умение классифицировать,
наблюдать, делать выводы и заключения, умение работать с разными
источниками географической информации, находить географическую
информацию из различных источников (интернет, научно- популярной
литературе, словарях, справочниках).
СОДЕРЖАНИЕ ЗАНЯТИЙ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
5 КЛАСС
Тема 1. Географическое изучение Земли. Введение.
Организация фенологических наблюдений в природе: планирование, участие
в групповой работе, форма систематизации данных. Экскурсия в природу.
Практикум «Сезонные изменения в природе своей местности»
Тема 2. История географических открытий
Представления о мире в древности. Плавания финикийцев вокруг Африки.
Появление географических карт.
География в эпоху Средневековья: путешествия и открытия викингов, древних
арабов, русских землепроходцев. Путешествия М. Поло и А. Никитина.
Эпоха Великих географических открытий. Экспедиции Х. Колумба, Ф.
Магеллана. Карта мира после эпохи Великих географических открытий.
Русские путешественники и мореплаватели на северо-востоке Азии. Русская
экспедиция Ф. Ф. Беллинсгаузена, М. П. Лазарева — открытие Антарктиды.
Географические открытия Новейшего времени.
Составление ленты времени «История географических открытий».
Тема 3. Изображения земной поверхности
Виды изображения земной поверхности. Способы определения расстояний на
местности. Глазомерная, полярная и маршрутная съёмка местности.
Изображение
на
планах
местности
неровностей
земной
поверхности. Ориентирование по плану местности: стороны горизонта.
Определение длин своего шага. План Куликовской битвы.

Департамент образования Администрации г. Екатеринбурга
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 36 им. М.П. Одинцова
620078, г. Екатеринбург, ул. Малышева, 134 тел. 8(343) 374-02-91,
e-mail: soch36@eduekb.ru

Градусная сеть на глобусе и картах. Определение расстояний по глобусу.
Определение расстояний с помощью масштаба и градусной сети.
Использование карт в жизни и хозяйственной деятельности людей. Сходство и
различие плана местности и географической карты. Измерение высоты
Полярной звезды над горизонтом.
Тема 4. Земля — планета Солнечной системы
Земля в Солнечной системе. Теллурий. Изготовление гномона.
Тема 5. Литосфера
Литосфера — твёрдая оболочка Земли. Внутреннее строение Земли: ядро,
мантия, земная кора. Модель Земли. Минералы и горные породы. Образование
горных пород. Полезные ископаемые Владимирской области.
Конструктор литосферных плит. Образование вулканов и причины
землетрясений.
Шкалы
измерения
силы
и
интенсивности
землетрясений. Выращивание сталактитов и сталагмитов.
Рельеф земной поверхности. Формы рельефа суши: горы и равнины. Проект
прокладки газопровода по дну Черного моря. Использование горных пород и
минералов в современном строительстве.
Весенняя экскурсия в природу.
6 КЛАСС
Тема 1. Гидросфера
Гидросфера и методы её изучения. Изучение свойств воды. Определение,
сравнение и анализ солености воды.
Исследования вод Мирового океана. Погружение в Мировой океан.
Океанические течения. Путешествие по маршруту глобального океанического
конвейера. Игра «Знатоки морских названий»
Воды суши. Виртуальная экскурсия на Мертвое море. Реки. «Работа»
родников. Виртуальная экскурсия в Антарктиду. Виртуальная экскурсия на
озеро Байкал.
Тема 2. Атмосфера
Воздушная оболочка Земли. Изготовление простого барометра, термометра,
дождиметра. Флюгер. Исследование условий образования тумана.
Составление карты климатических рекордов Земли. Исследование молнии.

Департамент образования Администрации г. Екатеринбурга
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 36 им. М.П. Одинцова
620078, г. Екатеринбург, ул. Малышева, 134 тел. 8(343) 374-02-91,
e-mail: soch36@eduekb.ru

Определение относительной и абсолютной влажности. Синоптическая карта.
Облака нашей местности.
Тема 3. Биосфера
Выделение компонентов природного комплекса. Оценка изменений
природного комплекса, происходящих под влиянием хозяйственной
деятельности человека. Создание коллекции комнатных растений.
Исследование глубин океана. Путешествие по экологической тропе. Экскурсия
в природу.
Тема 4. Природно-территориальные комплексы.
Взаимосвязь оболочек Земли. Исследование механического состава почвы.
Изучение почвенного горизонта своей местности.
8 КЛАСС
Источники географической информации.
План местности. Географическая карта. Их основные параметры и элементы.
Отработка основных умений: измерения по картам расстояний, направлений;
определение географических координат;
География России
Характеристика географического положения России. Водные пространства,
омывающие территорию России. Государственные границы территории
России. Россия на карте часовых поясов. Часовые зоны России. Местное,
поясное время, его роль в хозяйстве и жизни людей. Государственное
устройство и территориальное деление РФ.
Геологическое и тектоническое строение территории России. Основные
формы рельефа России, взаимосвязь с тектоническими структурами.
Характерные особенности климата России и климатообразующие факторы.
Закономерности циркуляции воздушных масс на территории России (циклон,
антициклон, атмосферный фронт). Закономерности распределения основных
элементов климата на территории России. Суммарная солнечная радиация.
Климатические пояса и типы климата России.
Разнообразие внутренних вод России. Особенности российских рек. Режим
рек. Озера. Классификация озер.
Природно-территориальные комплексы на территории России как результат
длительного развития географической оболочки Земли. Зональные и
азональные ПТК. Взаимодействие человечества и природы в прошлом,
настоящем,
антропогенные
изменения
природно-территориальных

Департамент образования Администрации г. Екатеринбурга
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 36 им. М.П. Одинцова
620078, г. Екатеринбург, ул. Малышева, 134 тел. 8(343) 374-02-91,
e-mail: soch36@eduekb.ru

комплексов на территории страны. Природная зона как природный комплекс:
взаимосвязь и взаимообусловленность её компонентов. Характеристика
природных зон: арктических пустынь, тундр и лесотундр, лесов, лесостепей и
степей, полупустынь и пустынь.
Численность населения России, её динамика. Естественный прирост и
факторы, влияющие на его изменение. Половой и возрастной состав
населения. Особенности урбанизации в России. Крупнейшие города и
городские агломерации, их типы, роль в жизни страны. Географические
особенности расселения сельского населения. Понятие «миграция». Причины,
типы, направления миграций населения на территории России. Основная
полоса расселения, зона Севера. Понятие «экономически активное
население»,
«трудовые ресурсы». Неравномерность в обеспечении трудовыми ресурсами
различных территорий страны, роль в развитии и размещении хозяйства.
9 КЛАСС
Содержание курса «Географическая лаборатория » направлено на
формирование универсальных учебных действий, обеспечивающих развитие
познавательных и коммуникативных качеств личности. Обучающиеся
включаются в проектную и исследовательскую деятельность, основу которой
составляют такие учебные действия, как умение видеть проблемы, ставить
вопросы, классифицировать, наблюдать, проводить эксперимент, делать
выводы и умозаключения, объяснять, доказывать, защищать свои идеи, давать
определения понятиям, структурировать материал и др. Обучающиеся
включаются в коммуникативную учебную деятельность, где преобладают
такие её виды, как умение полно и точно выражать свои мысли,
аргументировать свою точку зрения, работать в сотрудничестве (паре и
группе), представлять и сообщать информацию в устной и письменной форме,
вступать в диалог и т. д.
Раздел 1. Уроки понимания карты. Путешествия по картам (22 часа).
Тема 1. Топографическая карта (9 часов).
Введение. Топографическая карта. Условные знаки и масштаб. (Игра:
«Географический марафон». Стороны горизонта. Определение расстояний по
топографической карте и плану местности. Определение направлений на
топографической карте и карте полушарий (Практическое занятие).
Определение азимутов по топографической карте. (Практическое занятие).
Изображение неровностей земной поверхности. Горизонтали. Анализ и
построение профиля рельефа местности. (Практическое занятие).
Комплексный анализ содержания топографической карты. Практическое
занятие: Решение заданий повышенного уровня сложности по
топографической карте (ОГЭ).

Департамент образования Администрации г. Екатеринбурга
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 36 им. М.П. Одинцова
620078, г. Екатеринбург, ул. Малышева, 134 тел. 8(343) 374-02-91,
e-mail: soch36@eduekb.ru

Тема 2. Работа с физической картой для характеристики географического
положения России (4 часа).
Мы определяем географические координаты (Практическое занятие).
Определение протяженности страны с севера на юг и с запада на восток,
высоты географических объектов над уровнем моря с помощью послойной
окраски. Пр. работа. Расположить города в порядке увеличения и ли
уменьшения высоты над уровнем моря. Границы России. Практическая работа:
Определение стран, с которыми Россия имеет сухопутные и морские границы.
Определить самую протяженную и самую короткую границу.
Тема 3. Политико-административная карта России (3 часа.)
Политико-административная карта России.
Тема 4. Определение поясного времени для разных пунктов России по
карте часовых поясов (2 часа).
Решение задач по карте часовых поясов 1 и 2 уровня сложности (ОГЭ).
Решение задач на определение поясного времени 3 уровня сложности (ОГЭ).
Тема 5. Работа с картами различного содержания. Выявление
зависимости между строением, формами рельефа и размещением полезных
ископаемых крупных территорий (7 часов).
Путешествие по карте мира и России. Формы рельефа на физической
карте мира и России. Игра «Географический бой». Тектоническая карта.
Изучаем строение земной коры. Вулканы. Землетрясения. Геологическая
карта. Геохронологическая таблица. Изучаем залегание горных пород.
Практическое занятие: Определение последовательности залегания горных
пород (ОГЭ). Острова и полуострова, моря, заливы и проливы, реки, озера,
ледники на карте мира и России.
Тема 6. Климат. Анализ климатограмм, характерных для различных
типов климата России (5 часов).
Климатическая карта. Атмосферные фронты, циклоны и антициклоны.
Работа с синоптической картой. (Выполнение заданий ОГЭ по карте погоды).
Анализ климатограмм и определение по карте пункта, климат которого ей
соответствует. (Выполнение заданий ОГЭ). Планетарные особенности Земли.
Практическая работа. Определение пунктов с наибольшей и наименьшей
продолжительностью дня. (Выполнение заданий ОГЭ № 29).Работа со
статистическим материалом (табл.) по выявлению зависимости между
особенностями климата и географическим положением пункта. (Задание 28
ОГЭ).
Тема 7. Природные ресурсы России. Природные комплексы.
Заповедники России. (2 часа).
Отработка умений работы со статистическим материалом: таблицами
(задание ОГЭ № 16) Определение доли земель занятых лесами, долю с/х
угодий, долю добычи нефти и т.д. Влияние человека на природу. Рациональное
и нерациональное природопользование. Экологические проблемы.
Тема 8. Работа со статистическими источниками информации. Графики

Департамент образования Администрации г. Екатеринбурга
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 36 им. М.П. Одинцова
620078, г. Екатеринбург, ул. Малышева, 134 тел. 8(343) 374-02-91,
e-mail: soch36@eduekb.ru

динамики изменения численности населения. Расчет демографических
показателей по теме: Население России (3 часа).
Численность и естественное движение населения России. России и
отдельных регионов. Определение плотности населения. Работа с таблицей
Естественное движение населения России. Определение величины
естественного прироста в промилле. Миграции. Работа с таблицей
«Показатели международной миграции на территории России». Пр. работа.
Определение миграционного прироста населения (ОГЭ). Народы России.
Городское и сельское население. Возрастной состав населения.

ПЛАНИРУЕМЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Личностные результаты освоения программы основного общего
образования по географии должны отражать готовность обучающихся
руководствоваться системой позитивных ценностных ориентаций и
расширения опыта деятельности на её основе и в процессе реализации
основных направлений воспитательной деятельности, в том числе в части:
Патриотического воспитания: осознание российской гражданской
идентичности в поликультурном и многоконфессиональном обществе;
проявление интереса к познанию природы, населения, хозяйства России,
регионов и своего края, народов России; ценностное отношение к
достижениям своей Родины — цивилизационному вкладу России; ценностное
отношение к историческому и природному наследию и объектам природного и
культурного наследия человечества, традициям разных народов,
проживающих в родной стране; уважение к символам России, своего края.
Гражданского воспитания: осознание российской гражданской
идентичности (патриотизма, уважения к Отечеству, к прошлому и настоящему
многонационального народа России, чувства ответственности и долга перед
Родиной); готовность к выполнению обязанностей гражданина и реализации
его прав, уважение прав, свобод и законных интересов других людей; активное
участие в жизни семьи, образовательной организации, местного сообщества,
родного края, страны для реализации целей устойчивого развития;
представление о социальных нормах и правилах межличностных отношений в
поликультурном и многоконфессиональном обществе; готовность к разнообразной совместной деятельности, стремление к взаимопониманию и

Департамент образования Администрации г. Екатеринбурга
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 36 им. М.П. Одинцова
620078, г. Екатеринбург, ул. Малышева, 134 тел. 8(343) 374-02-91,
e-mail: soch36@eduekb.ru

взаимопомощи, готовность к участию в гуманитарной деятельности
(«экологический патруль», волонтёрство).
Духовно-нравственного воспитания: ориентация на моральные
ценности и нормы в ситуациях нравственного выбора; готовность оценивать
своё поведение и поступки, а также поведение и поступки других людей с
позиции нравственных и правовых норм с учётом осознания последствий для
окружающей среды; развивать способности решать моральные проблемы на
основе личностного выбора с опорой на нравственные ценности и принятые в
российском обществе правила и нормы поведения с учётом осознания
последствий для окружающей среды.
Эстетического воспитания: восприимчивость к разным традициям
своего и других народов, понимание роли этнических культурных традиций;
ценностного отношения к природе и культуре своей страны, своей малой
родины; природе и культуре других регионов и стран мира, объектам
Всемирного культурного наследия человечества.
Ценности научного познания: ориентация в деятельности на
современную систему научных представлений географических наук об
основных закономерностях развития природы и общества, о взаимосвязях
человека с природной и социальной средой; овладение читательской культурой
как средством познания мира для применения различных источников
географической информации при решении познавательных и практикоориентированных задач; овладение основными навыками исследовательской
деятельности в географических науках, установка на осмысление опыта,
наблюдений
и
стремление
совершенствовать
пути
достижения
индивидуального и коллективного благополучия.
Физического воспитания, формирования культуры здоровья и
эмоционального благополучия: осознание ценности жизни; ответственное
отношение к своему здоровью и установка на здоровый образ жизни (здоровое
питание, соблюдение гигиенических правил, сбалансированный режим
занятий и отдыха, регулярная физическая активность); соблюдение правил
безопасности в природе; навыков безопасного поведения в интернет-среде;
способность адаптироваться к стрессовым ситуациям и меняющимся
социальным, информационным и природным условиям, в том числе осмысляя
собственный опыт и выстраивая дальнейшие цели; сформированность навыка
рефлексии, признание своего права на ошибку и такого же права другого
человека; готовность и способность осознанно выполнять и пропагандировать

Департамент образования Администрации г. Екатеринбурга
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 36 им. М.П. Одинцова
620078, г. Екатеринбург, ул. Малышева, 134 тел. 8(343) 374-02-91,
e-mail: soch36@eduekb.ru

правила здорового, безопасного и экологически целесообразного образа
жизни; бережно относиться к природе и окружающей среде.
Трудового воспитания: установка на активное участие в решении
практических задач (в рамках семьи, школы, города, края) технологической и
социальной направленности, способность инициировать, планировать и
самостоятельно выполнять такого рода деятельность; интерес к практическому
изучению профессий и труда различного рода, в том числе на основе
применения географических знаний; осознание важности обучения на
протяжении всей жизни для успешной профессиональной деятельности и
развитие необходимых умений для этого; осознанный выбор и построение
индивидуальной траектории образования и жизненных планов с учётом
личных и общественных интересов и потребностей.
Экологического
воспитания: ориентация
на
применение
географических знаний для решения задач в области окружающей среды,
планирования поступков и оценки их возможных последствий для
окружающей среды; осознание глобального характера экологических проблем
и путей их решения; активное неприятие действий, приносящих вред
окружающей среде; осознание своей роли как гражданина и потребителя в
условиях взаимосвязи природной, технологической и социальной сред;
готовность к участию в практической деятельности экологической
направленности.
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Изучение географии в основной школе способствует достижению
метапредметных результатов, в том числе:
Овладению универсальными познавательными действиями:
Базовые логические действия
•
Выявлять и характеризовать существенные признаки географических
объектов, процессов и явлений;
•
устанавливать существенный признак классификации географических
объектов, процессов и явлений, основания для их сравнения;
•
выявлять закономерности и противоречия в рассматриваемых фактах и
данных наблюдений с учётом предложенной географической задачи;
•
выявлять дефициты географической информации, данных, необходимых
для решения поставленной задачи;

Департамент образования Администрации г. Екатеринбурга
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 36 им. М.П. Одинцова
620078, г. Екатеринбург, ул. Малышева, 134 тел. 8(343) 374-02-91,
e-mail: soch36@eduekb.ru

•
выявлять причинно-следственные связи при изучении географических
объектов, процессов и явлений; делать выводы с использованием
дедуктивных и индуктивных умозаключений, умозаключений по аналогии,
формулировать гипотезы о взаимосвязях географических объектов,
процессов и явлений;
•
самостоятельно выбирать способ решения учебной географической
задачи (сравнивать несколько вариантов решения, выбирать наиболее
подходящий с учётом самостоятельно выделенных критериев).
Базовые исследовательские действия
•
Использовать географические вопросы как исследовательский
инструмент познания;
•
формулировать географические вопросы, фиксирующие разрыв между
реальным и желательным состоянием ситуации, объекта, и самостоятельно
устанавливать искомое и данное;
•
формировать гипотезу об истинности собственных суждений и
суждений других, аргументировать свою позицию, мнение по
географическим аспектам различных вопросов и проблем;
•
проводить по плану несложное географическое исследование, в том
числе на краеведческом материале, по установлению особенностей
изучаемых географических объектов, причинно-следственных связей и
зависимостей между географическими объектами, процессами и явлениями;
•
оценивать достоверность информации, полученной в ходе географического исследования;
•
самостоятельно формулировать обобщения и выводы по результатам
проведённого наблюдения или исследования, оценивать достоверность
полученных результатов и выводов;
•
прогнозировать возможное дальнейшее развитие географических
объектов, процессов и явлений, событий и их последствия в аналогичных или
сходных ситуациях, а также выдвигать предположения об их развитии в
изменяющихся условиях окружающей среды.
Работа с информацией
•
применять различные методы, инструменты и запросы при поиске и
отборе информации или данных из источников географической информации
с учётом предложенной учебной задачи и заданных критериев;

Департамент образования Администрации г. Екатеринбурга
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 36 им. М.П. Одинцова
620078, г. Екатеринбург, ул. Малышева, 134 тел. 8(343) 374-02-91,
e-mail: soch36@eduekb.ru

•
выбирать, анализировать и интерпретировать географическую
информацию различных видов и форм представления;
•
находить сходные аргументы, подтверждающие или опровергающие
одну и ту же идею, в различных источниках географической информации;
•
самостоятельно выбирать оптимальную форму представления
географической информации;
•
оценивать надёжность географической информации по критериям,
предложенным учителем или сформулированным самостоятельно;
•
систематизировать географическую информацию в разных формах
Овладению универсальными коммуникативными действиями:
Общение
•
формулировать суждения, выражать свою точку зрения по
географическим аспектам различных вопросов в устных и письменных
текстах;
•
в ходе диалога и/или дискуссии задавать вопросы по существу
обсуждаемой темы и высказывать идеи, нацеленные на решение задачи и
поддержание благожелательности общения;
•
сопоставлять свои суждения по географическим вопросам с суждениями
других участников диалога, обнаруживать различие и сходство позиций;
•
публично представлять результаты выполненного исследования или
проекта.
Совместная деятельность (сотрудничество)
цель совместной деятельности при выполнении учебных
географических проектов, коллективно строить действия по её достижению:
распределять роли, договариваться, обсуждать процесс и результат
совместной работы;
•
планировать организацию совместной работы, при выполнении учебных
географических проектов определять свою роль (с учётом предпочтений и
возможностей всех участников взаимодействия), участвовать в групповых
формах работы, выполнять свою часть работы, достигать качественного
результата по своему направлению и координировать свои действия с
другими членами команды;
•
сравнивать результаты выполнения учебного географического проекта с
исходной задачей и оценивать вклад каждого члена команды в достижение
результатов, разделять сферу ответственности.
•

принимать

Департамент образования Администрации г. Екатеринбурга
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 36 им. М.П. Одинцова
620078, г. Екатеринбург, ул. Малышева, 134 тел. 8(343) 374-02-91,
e-mail: soch36@eduekb.ru

Овладению универсальными учебными регулятивными действиями:
Самоорганизация
•
самостоятельно составлять алгоритм решения географических задач и
выбирать способ их решения с учётом имеющихся ресурсов и собственных
возможностей, аргументировать предлагаемые варианты решений;
•
составлять план действий (план реализации намеченного алгоритма
решения), корректировать предложенный алгоритм с учётом получения
новых знаний об изучаемом объекте.
Самоконтроль (рефлексия)
•
владеть способами самоконтроля и рефлексии;
•
объяснять причины достижения (недостижения) результатов
деятельности, давать оценку приобретённому опыту;
•
вносить коррективы в деятельность на основе новых обстоятельств,
изменившихся ситуаций, установленных ошибок, возникших трудностей;
•
оценивать соответствие результата цели и условиям
Принятие себя и других
•
•

осознанно относиться к другому человеку, его мнению;
признавать своё право на ошибку и такое же право другого.
ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

5 КЛАСС
•
приводить примеры методов исследования, применяемых в географии;
•
выбирать источники географической информации (картографические,
текстовые, видео и фотоизображения, интернет-ресурсы), необходимые для
изучения истории географических открытий и важнейших географических
исследований современности;
•
интегрировать и интерпретировать информацию о путешествиях и
географических исследованиях Земли, представленную в одном или
нескольких источниках;
•
различать вклад великих путешественников в географическое изучение
Земли;

Департамент образования Администрации г. Екатеринбурга
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 36 им. М.П. Одинцова
620078, г. Екатеринбург, ул. Малышева, 134 тел. 8(343) 374-02-91,
e-mail: soch36@eduekb.ru

•
находить в различных источниках информации (включая интернетресурсы) факты, позволяющие оценить вклад российских путешественников
и исследователей в развитие знаний о Земле;
•
различать вклад великих путешественников в географическое изучение
Земли;
•
находить в различных источниках информации (включая интернетресурсы) факты, позволяющие оценить вклад российских путешественников
и исследователей в развитие знаний о Земле;
•
определять направления, расстояния по плану местности и по
географическим картам, географические координаты по географическим
картам;
•
использовать
условные
обозначения
планов
местности
и
географических карт для получения информации, необходимой для решения
учебных и (или) практико-ориентированных задач;
•
применять понятия «план местности», «географическая карта»,
«аэрофотоснимок», «ориентирование на местности», «стороны горизонта»,
«горизонтали», «масштаб», «условные знаки» для решения учебных и
практико-ориентированных задач;
•
приводить примеры влияния Солнца на мир живой и неживой природы;
•
объяснять причины смены дня и ночи и времён года;
•
устанавливать эмпирические зависимости между продолжительностью
дня и географической широтой местности, между высотой Солнца над
горизонтом и географической широтой местности на основе анализа данных
наблюдений; описывать внутреннее строение Земли;
•
различать понятия «земная кора»; «ядро», «мантия»; «минерал» и
«горная порода»;
•
различать изученные минералы и горные породы, материковую и
океаническую земную кору;
•
показывать на карте и обозначать на контурной карте материки и океаны,
крупные формы рельефа Земли;
•
различать горы и равнины;
•
классифицировать формы рельефа суши по высоте и по внешнему
облику;
•
называть причины землетрясений и вулканических извержений;
•
применять понятия «литосфера», «землетрясение», «вулкан»,
«литосферная плита», «эпицентр землетрясения» и «очаг землетрясения» для
решения учебных и (или) практико-ориентированных задач;

Департамент образования Администрации г. Екатеринбурга
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 36 им. М.П. Одинцова
620078, г. Екатеринбург, ул. Малышева, 134 тел. 8(343) 374-02-91,
e-mail: soch36@eduekb.ru

•
применять понятия «эпицентр землетрясения» и «очаг землетрясения»
для решения познавательных задач;
•
приводить примеры опасных природных явлений в литосфере и средств
их предупреждения;
•
приводить примеры изменений в литосфере в результате деятельности
человека на примере своей местности, России и мира;
•
приводить примеры актуальных проблем своей местности, решение
которых невозможно без участия представителей географических
специальностей, изучающих литосферу;
•
приводить примеры действия внешних процессов рельефообразования и
наличия полезных ископаемых в своей местности;
•
представлять результаты фенологических наблюдений и наблюдений за
погодой в различной форме (табличной, графической, географического
описания).
6 КЛАСС
•
Описывать по физической карте полушарий, физической карте России,
карте океанов, глобусу местоположение изученных географических объектов
для решения учебных и (или) практико-ориентированных задач;
•
находить информацию об отдельных компонентах природы Земли, в том
числе о природе своей местности, необходимую для решения учебных и (или)
практико-ориентированных задач, и извлекать её из различных источников;
•
приводить примеры опасных природных явлений в геосферах и средств
их предупреждения;
•
различать свойства вод отдельных частей Мирового океана;
•
применять понятия «гидросфера», «круговорот воды», «цунами»,
«приливы и отливы» для решения учебных и (или) практикоориентированных задач;
•
классифицировать объекты гидросферы (моря, озёра, реки, подземные
воды, болота, ледники) по заданным признакам;
•
различать питание и режим рек;
•
сравнивать реки по заданным признакам;
•
различать понятия «грунтовые, межпластовые и артезианские воды» и
применять их для решения учебных и (или) практико-ориентированных
задач;
•
описывать состав, строение атмосферы;

Департамент образования Администрации г. Екатеринбурга
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 36 им. М.П. Одинцова
620078, г. Екатеринбург, ул. Малышева, 134 тел. 8(343) 374-02-91,
e-mail: soch36@eduekb.ru

•
определять тенденции изменения температуры воздуха, количества
атмосферных осадков и атмосферного давления в зависимости от
географического положения объектов; амплитуду температуры воздуха с
использованием знаний об особенностях отдельных компонентов природы
Земли и взаимосвязях между ними для решения учебных и практических
задач;
•
объяснять образование атмосферных осадков; направление дневных и
ночных бризов, муссонов; годовой ход температуры воздуха и распределение
атмосферных осадков для отдельных территорий;
•
устанавливать зависимость между нагреванием земной поверхности и
углом падения солнечных лучей; температурой воздуха и его относительной
влажностью на основе данных эмпирических наблюдений;
•
сравнивать свойства атмосферы в пунктах, расположенных на разных
высотах над уровнем моря; количество солнечного тепла, получаемого
земной поверхностью при различных углах падения солнечных лучей;
•
различать виды атмосферных осадков;
•
применять понятия «атмосферное давление», «ветер», «атмосферные
осадки», «воздушные массы» для решения учебных и (или) практикоориентированных задач;
•
выбирать и анализировать географическую информацию о глобальных
климатических изменениях из различных источников для решения учебных и
(или) практико-ориентированных задач;
•
проводить измерения температуры воздуха, атмосферного давления,
скорости и направления ветра с использованием аналоговых и (или)
цифровых приборов (термометр, барометр, анемометр, флюгер) и
представлять результаты наблюдений в табличной и (или) графической
форме;
•
называть границы биосферы;
•
приводить примеры приспособления живых организмов к среде
обитания в разных природных зонах;
•
различать растительный и животный мир разных территорий Земли;
•
объяснять взаимосвязи компонентов природы в природнотерриториальном комплексе;
•
сравнивать особенности растительного и животного мира в различных
природных зонах;
•
применять понятия «почва», «плодородие почв», «природный
комплекс», «природно-территориальный комплекс», «круговорот веществ в
природе» для решения учебных и (или) практико-ориентированных задач;

Департамент образования Администрации г. Екатеринбурга
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 36 им. М.П. Одинцова
620078, г. Екатеринбург, ул. Малышева, 134 тел. 8(343) 374-02-91,
e-mail: soch36@eduekb.ru

•
сравнивать плодородие почв в различных природных зонах;
•
приводить примеры изменений в изученных геосферах в результате
деятельности человека на примере территории мира и своей местности, путей
решения существующих экологических проблем.
8 КЛАСС
•
географические
умения
по
работе
с
картографическими,
иллюстративными, графическими, текстовыми источниками информации;
•

определять географическое положение России, ее регионов;

•

определять время в различных пунктах страны;

•

называть и показывать основные географические объекты;

•
называть и объяснять географические закономерности и главные
факторы различных природных процессов;
•
определять и сравнивать качественные и количественные показатели,
характеризующие географические объекты, процессы и явления, их
положение в пространстве;
•

работать с контурной картой

•
различать географические процессы и явления, определяющие
особенности компонентов природы отдельных территорий, оценивать
характер и особенности взаимодействия деятельности человека и
компонентов природы в разных географических условиях, приводить
примеры взаимодействия природы и общества в пределах отдельных
территорий, давать характеристику компонентов природы своего региона
•
способность использовать знания о населении и взаимосвязях между
изученными демографическими процессами и явлениями для решения
различных учебных и практико-ориентированных задач, а также различать
(распознавать) демографические процессы и явления, характеризующие
демографическую ситуацию в России и отдельных регионах.
9 КЛАСС
формирование представлений о географической науке, ее роли в освоении

Департамент образования Администрации г. Екатеринбурга
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 36 им. М.П. Одинцова
620078, г. Екатеринбург, ул. Малышева, 134 тел. 8(343) 374-02-91,
e-mail: soch36@eduekb.ru

планеты человеком, географических знаниях как компоненте научной
картины мира, их необходимости для решения современных практических
задач человечества и своей страны; формирование первичных навыков
использования территориального подхода как основы географического
мышления для осознания своего места в целостном, многообразном и быстро
изменяющемся мире и адекватной ориентации в нем; формирование умений
и навыков использования разнообразных географических знаний в
повседневной жизни для объяснения и оценки различных явлений и
процессов, самостоятельного оценивания уровня безопасности окружающей
среды;
овладение основами картографической грамотности и использования
географической карты как одного из «языков» международного общения;
овладение основными навыками нахождения, использования и презентации
географической информации.
Обучающиеся будут иметь представление:
- о формировании облика планеты и жизни на Земле;
- о силах, способствующих формированию облика нашей Земли;
- природе материков, океанов, стран.
Выпускник научится:
- выделять, описывать и объяснять существенные признаки географических
объектов и явлений;
- определять географические процессы и явления в геосферах, взаимосвязи
между ними, их изменения в результате деятельности человека;
- различать типы земной коры; выявлять зависимость рельефа от воздействия
внутренних и внешних сил;
- выявлять главные причины различий в нагревании земной поверхности;
- выделять причины стихийных явлений в геосферах. - находить в различных
источниках и анализировать географическую информацию.

Департамент образования Администрации г. Екатеринбурга
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 36 им. М.П. Одинцова
620078, г. Екатеринбург, ул. Малышева, 134 тел. 8(343) 374-02-91,
e-mail: soch36@eduekb.ru

Выпускник получит возможность научиться:
-составлять описания различных географических объектов на основе анализа
разнообразных источников географической информации;
- определять на карте местоположение географических объектов;
- понимать смысла собственной действительности;
- формулировать своё отношение к природным и антропогенным причинам
изменения окружающей среды;
- использовать географические знания для осуществления мер по сохранению
природы и защите людей от стихийных природных и техногенных явлений;
- приводить примеры использования и охраны природных ресурсов,
адаптации человека к условиям окружающей среды.
Выпускник будет иметь опыт: сотрудничества, взаимопомощи,
самостоятельного выбора будущей профессии, общения в процессе учебной
деятельности.
Календарно-тематическое планирование 5 класс.

№
Разделы и темы
п/п

1
2

3

Коли
Форма
чес
проведения
тво
занятия
часов

Тема 1. Географическое изучение
2
Земли.
Почувствуйте себя фенологами.
1
(календарь природы)
Почувствуйте себя метеорологами
(календарь погоды)
1
Экскурсия в березовую рощу.
Тема 2. История географических
7
открытий
Почувствуйте
себя
древними
1
географами

Вводное занятие
Практикум
Экскурсия

Занятие с ИКТ
(аудиторное)

Дата Дата
факт план

Департамент образования Администрации г. Екатеринбурга
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 36 им. М.П. Одинцова
620078, г. Екатеринбург, ул. Малышева, 134 тел. 8(343) 374-02-91,
e-mail: soch36@eduekb.ru

4
5
6
7

8

9

10

11
12
13
14
15
16

(карта Древнего Египта)
Почувствуйте
себя
астрономами
(гномон)
Почувствуйте
себя
путешественниками
1
(книга Марко Поло)
Почувствуйте себя мореплавателями
1
(на к/к маршруты путешественников)
Почувствуйте себя топонимистами
1
(игра «Материки и части света)
Почувствуйте себя штурманами (на
к/к маршруты экспедиций)
Почувствуйте себя современными
топонимистами (составляем список по
теме
«Имена
российских
первопроходцев и мореплавателей на
карте мира)
Учимся читать космические снимки
(Проект «Составление ленты времени
«История географических открытий и
исследований»)
Тема
3.
Изображения
земной
11
поверхности
Почувствуйте себя топографами.
Оценим
наглядность
и
1
информативность
изображений
(сравнительная таблица)
Почувствуйте
себя
ориентировщиками
(определение 1
длины шага)
Почувствуйте себя топографами.
Проведение
полярной
съемки 1
пришкольного участка.
Изучайте
рельеф
местности
с
1
помощью макетов (конусы в воде)
Почувствуйте себя историками (план
1
Куликовской битвы)
Изучаем глобус (измеряем расстояния
1
по глобусу)
Почувствуйте
себя
штурманами
(изготовление самодельной широтной 1
линейки, определение широты и

Практикум

Занятие с ИКТ
(аудиторное)
Практикум
Практикум
Практикум

Практикум

Практикум

Постановка
решение
проблемных
вопросов

и

Практикум
Практикум
(внеаудиторное)
Практикум
Практикум
Практикум
Практикум

Департамент образования Администрации г. Екатеринбурга
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 36 им. М.П. Одинцова
620078, г. Екатеринбург, ул. Малышева, 134 тел. 8(343) 374-02-91,
e-mail: soch36@eduekb.ru

17
18
19
20

21
22
23
24

25

26

27

28
29

долготы)
Проводим измерения по школьному
глобусу (создаем рельефную карту 1
Африки)
Почувствуйте себя картографами
(правила работы с к/к)
Учимся определять географические
координаты на местности. Измеряем
высоту
Полярной
звезды
над
горизонтом.
Создаем игру «Картографическое
домино»
Тема 4. Земля – планета Солнечной
5
системы.
Почувствуйте себя древними
1
астрономами.
Осваиваем метод моделирования.
Теллурий: модель «Земля – Луна - 1
Солнце»
Почувствуйте
себя
древними
1
географами. (изготовление гномона)
Осваиваем метод моделирования.
1
Теллурий.
Проект.
Составление
информационного
рисункаинфографики
по
теме
1
«Географические следствия вращения
Земли вокруг своей оси и движения по
околосолнечной орбите»
Тема 5. Литосфера.
8
Осваиваем метод моделирования.
Строим свою модель Земли. (из 1
пластилина)
Почувствуйте
себя
геологами.
Собираем коллекцию горных пород и
1
минералов
(описание
свойств
минералов)
Осваиваем метод моделирования.
Создаем конструктор литосферных
1
плит.
Учимся
оценивать
интенсивность землетрясений.
Почувствуйте себя спелеологами. 1

Практикум
Практикум
Практикум
Игра
(аудиторное)

Практикум
Практикум
Практикум
Практикум
Занятие
практикум с
использованием
ИКТ

Практикум

Практикум
Практикум
с
использованием
ИКТ
Занятие

Департамент образования Администрации г. Екатеринбурга
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 36 им. М.П. Одинцова
620078, г. Екатеринбург, ул. Малышева, 134 тел. 8(343) 374-02-91,
e-mail: soch36@eduekb.ru

Проведение опыта по выращиванию
сталактита и сталагмита.
30

31
32

33

34

Учимся определять и описывать
географическое положение гор или
географическое положение равнин.
Почувствуйте себя картографами.
(обозначение на к/к крупных островов,
полуостровов, гор и равнин мира и
России)
Разрабатываем проект прокладки
газопровода по дну Черного моря.
Проект.
Составление
информационного
рисунка
«Использование горных пород и
минералов
в
современном
строительстве»
Весенняя экскурсия в березовую рощу.
Сезонные изменения.
Всего

практикум с
использованием
ИКТ
1

Практикум

1

Практикум

1

Практикум

1

Занятие с
использованием
ИКТ

1

Экскурсия

34

Календарно-тематическое планирование. 6 класс.
№
Разделы и темы
п/п

1

Колич
ество Вид занятия
часов
10

Тема 1. Гидросфера.
Почувствуйте
себя
гидрологами.
Изучение свойств воды. Определение, 1
сравнение и анализ солености воды.

2

Погружение в Мировой океан.
1
Создание шкалы «Глубины океана»

3

Путешествуйте
по
маршруту
глобального океанического конвейера.

4
5

Почувствуйте себя мореходами. Игра
1
«Знатоки морских названий»
Почувствуйте
себя
гидрологами. 1

Практикум
Занятие
практикум с
использованием
ИКТ
Занятие
практикум с
использованием
ИКТ
Игра
(аудиторное)
Практикум

Дата Дата
факт план

Департамент образования Администрации г. Екатеринбурга
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 36 им. М.П. Одинцова
620078, г. Екатеринбург, ул. Малышева, 134 тел. 8(343) 374-02-91,
e-mail: soch36@eduekb.ru

6
7
8
9
10

11
12
13
14
15
16
17

Учимся определять и описывать
географическое положение реки.
Почувствуйте
себя
гидрологами.
Виртуальная экскурсия на Мертвое
море»
Почувствуйте себя гидрологами.
Знакомство с принципом «работы»
родников.
Почувствуйте себя гляциологом.
Виртуальная экскурсия в Антарктиду.
Почувствуйте себя фольклористами.
Виртуальная экскурсия на озеро
Байкал.

1

Виртуальная
экскурсия

1

Практикум

1

Виртуальная
экскурсия

1

Виртуальная
экскурсия

Почувствуйте себя гидроэнергетиком.
1
Элементарно о ГЭС.
Тема 2. Атмосфера.
Почувствуйте себя метеорологаминаблюдателями.
Изготовление
простого барометра.
Почувствуйте себя метеорологами.
Создаем термометр.
Почувствуйте себя метеорологами.
Создание графика годового хода
температур.
Почувствуйте себя метеорологами.
Создаем флюгер.
Почувствуйте себя метеорологами.
Исследование условий образования
тумана.
Почувствуйте себя метеорологами.
Создаем дождиметр.
Осваиваем метод моделирования.
Составление карты климатических
рекордов Земли.

18

Исследование
условий
нагрева
подстилающей поверхности.

19

Почувствуйте себя метеорологами.
Как ученые исследуют молнии.

20

Почувствуйте

себя

метеорологами.

Занятие с
использованием
ИКТ

12
1

Практикум

1

Практикум

1

Практикум

1

Практикум

1

Практикум

2

Практикум
Практикум
Занятие с
использованием
ИКТ
Занятие с
использованием
ИКТ
Практикум

Департамент образования Администрации г. Екатеринбурга
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 36 им. М.П. Одинцова
620078, г. Екатеринбург, ул. Малышева, 134 тел. 8(343) 374-02-91,
e-mail: soch36@eduekb.ru

21
22

23

24

25

Построение
графиков
хода
температур.
Определение
относительной
и
абсолютной
влажности.
Почувствуйте себя климатологами.
Простейшие приемы работы с
синоптическими картами.
Почувствуйте себя климатологами.
Простейшие приемы работы с
синоптическими картами.
Тема 3. Биосфера.
Почувствуйте себя биогеографами.
Выделение компонентов природного
комплекса.
Почувствуйте себя геоэкологами.
Оценка
изменений
природного
комплекса,
происходящих
под
влиянием хозяйственной деятельности
человека.
Почувствуйте себя Биогеографами.
Создаем
коллекцию
комнатных
растений, сгруппировав их по
географическому принципу.

Практикум
Практикум
6
1

Диспут

1

Постановка
решение
проблемных
вопросов

1

Практикум

26

Почувствуйте себя исследователями
1
глубин океана.

27

Почувствуйте себя экотуристами.
2
Путешествие по экологической тропе.

28

29
30
31
32

Почувствуйте себя экотуристами.
1
Путешествие по экологической тропе.
Тема 4. Природно-территориальные
6
комплексы.
Связь
биосферы
с
другими
1
оболочками Земли. Рисование схемы.
Экскурсия в сосновый лес.
1
Почувствуйте
себя
почвоведом.
Исследование механического состава 1
почвы.
Почувствуйте
себя
почвоведом.
Изучение почвенного горизонта своей 1
местности.

и

Занятие с
использованием
ИКТ
Общественно
полезная
практика
Практикум

Диспут
Экскурсия
Практикум
Практикум

Департамент образования Администрации г. Екатеринбурга
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 36 им. М.П. Одинцова
620078, г. Екатеринбург, ул. Малышева, 134 тел. 8(343) 374-02-91,
e-mail: soch36@eduekb.ru

33
34

Экскурссия в Шарташский лесопарк.
Защита проектов.
Почувствуйте себя антропологами.
Всего
34

Практикум
Зкскурсия

Календарно-тематическое планирование. 8 класс.
№п/п

Тема

Форма проведения
занятия

Источники географической информации
1

Карта - важнейший источник географических знаний

Лекция с элементами с/р
по топографической
карте

2

Определение направлений, расстояний, азимута по
топографической карте.

Практикум

3

Определение географических координат по карте

Практикум

4

Определение географических координат по карте

Практикум

География России
5

Особенности географического положения России

Лекция

6-7

Работа с физической картой для

Практикум

характеристики географического положения России.
8

Работа с картами атласа по отработке знаний
географической номенклатуры по теме

Практикум

«Географическое положение»
9

Работа с онлайн-тренажером Seterra («Соседние
страны»

Практикум

10

Часовые пояса. Решение задач на определение поясного Практикум
времени.

11

Политико-административное деление РФ

Лекция с элементами
самостоятельной
работы

Департамент образования Администрации г. Екатеринбурга
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 36 им. М.П. Одинцова
620078, г. Екатеринбург, ул. Малышева, 134 тел. 8(343) 374-02-91,
e-mail: soch36@eduekb.ru

12

Работа с онлайн-тренажером Seterra («Субъекты РФ»)

Практикум

13

Определение субъекта РФ по описанию. Смысловое
чтение и анализ географических карт.

Практикум.

14

Рельеф, геологическое строение РФ.

Практикум.

15

Работа с картами атласа по отработке знаний
географической номенклатуры по теме

Практикум

«Рельеф»
16

Характерные особенности климата России и
климатообразующие факторы.

Лекция

17

Работа с синоптической картой.

Практикум

18-19

Чтение и анализ климатических диаграмм.

Практикум

20

Особенности внутренних вод России. Работа с
текстами.

Практикум

21

Работа с картами атласа по отработке знаний
географической номенклатуры по теме

Практикум

«Внутренние воды России»
22

Природные зоны России.

Лекция

23-24

Природные зоны России. Работа с текстами.

Практикум

25

Составление буклета .Оценка природных условий и
ресурсов природной зоны.

Практикум

26

Описание компонентов природы своего региона.

Практикум

27

Население РФ.

Лекция

28

Работа со статистическими источниками
информации. Графики изменения

Практикум

численности населения.
29

Работа со статистическими источниками
информации. Графики изменения

Практикум

численности населения.
30

Решение географических задач по карте

Практикум

Департамент образования Администрации г. Екатеринбурга
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 36 им. М.П. Одинцова
620078, г. Екатеринбург, ул. Малышева, 134 тел. 8(343) 374-02-91,
e-mail: soch36@eduekb.ru

«Плотность населения»
31

Анализ источников информации об истории освоения
территории России. Создание

Практикум

каталога ресурсов.
32

Анализ источников информации об истории

Практикум

освоения территории России. Работа с текстами.
33

Интерактивная игра-тренажер о природе России

34

Итоговое занятие

Календарно-тематическое планирование. 9 класс.
№

Тема занятия

п/п

Количест
во часов

Водное занятие. Тема 1. Уроки понимания
карты.

9

1

Топографическая карта. Атласы.

1

2

Стороны горизонта. Определение расстояний по
топографической карте и плану местности.
Определение направлений на топографической
карте и карте полушарий (Практическое занятие).

1

3

Определение азимутов по топографической карте.
(Практическое занятие)

1

4

Определение расстояний по топографической карте
и плану местности. Определение направлений на
топографической карте и карте полушарий.
(Практическое занятие).

1

Дата проведения урока
По плану

По факту

Департамент образования Администрации г. Екатеринбурга
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 36 им. М.П. Одинцова
620078, г. Екатеринбург, ул. Малышева, 134 тел. 8(343) 374-02-91,
e-mail: soch36@eduekb.ru

5

Практическое занятие. Решение заданий
повышенного уровня сложности по
топографической карте (ОГЭ).

1

6

Изображение неровностей земной поверхности.
Горизонтали.

1

Построение профиля рельефа местности.
(Практическое занятие).
7

Игра «Угадай страну».

1

8

Анализ и построение профиля рельефа местности по
топографической карте. (Практическое занятие).

1

9

Путешествие по карте мира и России. Формы
рельефа на физической карте мира и России.

1

Игра «Географический бой».
Тема 2. Работа с физической картой для
характеристики географического положения
России.

4

10

Мы определяем географические координаты
(Практическое занятие).

1

11

Определение протяженности страны с севера на юг
и с запада на восток, высоты географических
объектов над уровнем моря с помощью послойной
окраски.

1

12

Пр. работа. Расположить города в порядке
увеличения и ли уменьшения высоты над уровнем
моря.

1

13

Границы России.

1

Пр. работа: Определение стран, с которыми Россия
имеет сухопутные и морские границы. Определить
самую протяженную и самую короткую границу.
Тема 3. Политико-административная карта
России.

2

14

Политико-административная карта России.

1

15

Регионы России. Путешествуем по России.

1

Департамент образования Администрации г. Екатеринбурга
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 36 им. М.П. Одинцова
620078, г. Екатеринбург, ул. Малышева, 134 тел. 8(343) 374-02-91,
e-mail: soch36@eduekb.ru

16

Тема 4. Определение поясного времени для
разных пунктов России по карте часовых поясов.

2

Карта часовых поясов России.

1

Решение задач по карте часовых поясов 1 и 2 уровня
сложности. (ОГЭ)
17

Карта часовых поясов России.

1

Решение задач на определение поясного времени 3
уровня сложности. ( ОГЭ)
Тема 5. Работа с картами различного
содержания. Выявление зависимости между
строением, формами рельефа и размещением
полезных ископаемых крупных территорий.

7

18

Тектоническая карта. Изучаем строение земной
коры.

1

19

Вулканы. Землетрясения.

1

20

Геологическая карта. Геохронологическая таблица.
Изучаем залегание горных пород.

1

21

Практическое занятие: Определение
последовательности залегания горных пород. (ОГЭ)

1

22

Острова и полуострова на физической карте мира и
России.

1

23

Моря, заливы и проливы на карте мира и России.

1

24

Реки, озера, ледники на карте мира и России

1

Тема 6. Климат. Анализ климатограмм,
характерных для различных типов климата
России.

5

25

Климатическая карта. Атмосферные фронты,
циклоны и антициклоны.

1

26

Работа с синоптической картой. (Выполнение
заданий ОГЭ по карте погоды)

1

Департамент образования Администрации г. Екатеринбурга
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 36 им. М.П. Одинцова
620078, г. Екатеринбург, ул. Малышева, 134 тел. 8(343) 374-02-91,
e-mail: soch36@eduekb.ru

27

Анализ климатограмм и определение по карте
пункта, климат которого ей соответствует.
(Выполнение заданий ОГЭ)

1

28

Планетарные особенности Земли. Практическая
работа. Определение пунктов с наибольшей и
наименьшей продолжительностью дня.
(Выполнение заданий ОГЭ № 29)

1

29

Работа со статистическим материалом (табл.) по
выявлению зависимости между особенностями
климата и географическим положением пункта.
(Задание 28 ОГЭ).

1

Тема 7. Природные ресурсы России. Природные
комплексы. Заповедники России.

2

30

Отработка умений работы со статистическим
материалом: таблицами (задание ОГЭ № 16)
Определение доли земель занятых лесами, долю с/х
угодий, долю добычи нефти и т.д.

1

31

Влияние человека на природу. Рациональное и
нерациональное природопользование.
Экологические проблемы.

1

Тема 8. Работа со статистическими источниками
информации. Графики динамики изменения
численности населения. Расчет демографических
показателей по теме: Население России.

3

32

Численность и естественное движение населения
России. России и отдельных регионов. Определение
плотности населения.

2

33

Работа с таблицей «Естественное движение
населения России». Определение величины
естественного прироста в промилле. Миграции.

1

Итого

34

Департамент образования Администрации г. Екатеринбурга
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 36 им. М.П. Одинцова
620078, г. Екатеринбург, ул. Малышева, 134 тел. 8(343) 374-02-91,
e-mail: soch36@eduekb.ru

Список литературы для учителя

1. Берлянт А.М. Картографическая грамотность и географическое
образование: проблемы периориентации. Журнал “География в школе” 1990. - № 2.
2. Буланов С.В. Картографическая грамотность как составная часть
географической культуры учащихся. Материалы региональной научно –
практической конференции “Человек и географическая среда”. Орел: ОГУ,
2001.
3. Дубанов И.С. Игры на уроках географии, Чебоксары, КЛИО, 1999 г.
4.
Заяц
Д.В. Интернет-ресурсы
на
уроках
географии http://geo.1september.ru/articles/2008/18/12
5. Крылова О.В. Интересный урок географии. Книга для учителя. М.,
Просвещение, 2000 г.
6. Скарлато Г. Занимательная география для детей и взрослых. Киев,
Альтерпрес, 1996г.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».