Департамент образования Администрации г. Екатеринбурга
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 36 им. М.П. Одинцова
620078, г. Екатеринбург, ул. Малышева, 134 тел. 8(343) 374-02-91,
ИНН/КПП: 6660013769/667001001, e-mail: soch36@eduekb.ru
РАССМОТРЕНО
на заседании
Педагогического совета
Протокол от 29.08.2025 г.
№1
УТВЕРЖДАЮ
директор МАОУ СОШ № 36
___________А.С.Бабушкина
Приказ № 41-ОД
от «29» августа 2025 г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ПО ПРЕДМЕТУ
«РОДНОЙ (РУССКИЙ) ЯЗЫК»
1-4 КЛАССЫ
г. Екатеринбург
Департамент образования Администрации г. Екатеринбурга
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 36 им. М.П. Одинцова
620078, г. Екатеринбург, ул. Малышева, 134 тел. 8(343) 374-02-91,
ИНН/КПП: 6660013769/667001001, e-mail: soch36@eduekb.ru
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа учебного предмета «Родной (русский) язык»
(предметная область «Родной язык и литературное чтение на родном языке»)
на уровне начального общего образования составлена на основе Требований
к результатам освоения программы начального общего образования
Федерального государственного образовательного стандарта начального
общего образования (далее – ФГОС НОО), Федеральной образовательной
программы начального общего образования (далее – ФОП НОО), Примерной
рабочей программы по учебному предмету «Родной (русский) язык», а также
ориентирована на целевые приоритеты, сформулированные в федеральной
рабочей программе воспитания.
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «РОДНОЙ
(РУССКИЙ) ЯЗЫК»
Содержание программы направлено на достижение результатов освоения
основной образовательной программы начального общего образования в
части требований, заданных Федеральным государственным образовательным
стандартом начального общего образования к предметной области «Родной
язык и литературное чтение на родном языке». Программа ориентирована на
сопровождение и поддержку курса русского языка, входящего в предметную
область «Русский язык и литературное чтение».
ЦЕЛИ ИЗУЧЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «РОДНОЙ (РУССКИЙ)
ЯЗЫК»
Целями изучения русского родного языка являются:
осознание русского языка как одной из главных духовно- нравственных
ценностей русского народа; понимание значения родного языка для освоения
и укрепления культуры и традиций своего народа, осознание национального
своеобразия русского языка; формирование познавательного интереса к
родному языку и желания его изучать, любви, уважительного отношения к
русскому языку, а через него — к родной культуре;
овладение первоначальными представлениями о единстве и
многообразии языкового и культурного пространства Российской Федерации,
о месте русского языка среди других языков народов России; воспитание
Департамент образования Администрации г. Екатеринбурга
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 36 им. М.П. Одинцова
620078, г. Екатеринбург, ул. Малышева, 134 тел. 8(343) 374-02-91,
ИНН/КПП: 6660013769/667001001, e-mail: soch36@eduekb.ru
уважительного отношения к культурам и языкам народов России; овладение
культурой межнационального общения;
овладение первоначальными представлениями о национальной
специфике языковых единиц русского языка (прежде всего лексических и
фразеологических единиц с национально-культурной семантикой), об
основных нормах русского литературного языка и русском речевом этикете;
овладение выразительными средствами, свойственными русскому языку;
совершенствование умений наблюдать за функционированием
языковых единиц, анализировать и классифицировать их, оценивать их с
точки зрения особенностей картины мира, отражённой в языке;
совершенствование умений работать с текстом, осуществлять
элементарный информационный поиск, извлекать и преобразовывать
необходимую информацию;
совершенствование коммуникативных умений и культуры речи,
обеспечивающих владение русским литературным языком в разных ситуациях
его использования; обогащение словарного запаса и грамматического строя
речи; развитие потребности к речевому самосовершенствованию;
приобретение практического опыта исследовательской работы по
русскому языку, воспитание самостоятельности в при- обретении знаний.
МЕСТО УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «РОДНОЙ (РУССКИЙ) ЯЗЫК»В
УЧЕБНОМ ПЛАНЕ
В соответствии с Федеральным государственным образова- тельным
стандартом начального общего образования учебный предмет «Родной язык
(русский)» входит в предметную область «Родной язык и литературное чтение
на родном языке» и является обязательным для изучения.
Программа рассчитана на:
1 класс - на 1 час в неделю (34 учебных недели), 34 часа в год и составлена в
соответствии с учебником «О. М. Александрова, Л. А. Вербицкая, С. И.
Богданов, Е. И. Казакова, М. И. Кузнецова, Л. В. Петленко, В. Ю. Романова,
Л. А. Рябинина, О. В. Соколова. Родной русский язык. 1 класс. Учебник для
общеобразовательных организаций. - М.: Просвещение, 2020 г».
2 класс - на 1 час в неделю (34 учебных недели), 34 часа в год и составлена в
соответствии с учебником «О. М. Александрова, Л. А. Вербицкая, С. И.
Богданов, Е. И. Казакова, М. И. Кузнецова, Л. В. Петленко, В. Ю. Романова,
Департамент образования Администрации г. Екатеринбурга
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 36 им. М.П. Одинцова
620078, г. Екатеринбург, ул. Малышева, 134 тел. 8(343) 374-02-91,
ИНН/КПП: 6660013769/667001001, e-mail: soch36@eduekb.ru
Л. А. Рябинина, О. В. Соколова. Родной русский язык. 1 класс. Учебник для
общеобразовательных организаций. - М.: Просвещение, 2020 г».
3 класс - на 1 час в неделю (34 учебных недели), 34 часа в год и составлена в
соответствии с учебником «О. М. Александрова, Л. А. Вербицкая, С. И.
Богданов, Е. И. Казакова, М. И. Кузнецова, Л. В. Петленко, В. Ю. Романова,
Л. А. Рябинина, О. В. Соколова. Родной русский язык. 3 класс. Учебник для
общеобразовательных организаций. - М.: Просвещение, 2020 г».
4 класс - на 1 час в неделю (34 учебных недели), 34 часа в год и составлена в
соответствии с учебником «О. М. Александрова, Л. А. Вербицкая, С. И.
Богданов, Е. И. Казакова, М. И. Кузнецова, Л. В. Петленко, В. Ю. Романова,
Л. А. Рябинина, О. В. Соколова. Родной русский язык. 3 класс. Учебник для
общеобразовательных организаций. - М.: Просвещение, 2020 г».
Департамент образования Администрации г. Екатеринбурга
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 36 им. М.П. Одинцова
620078, г. Екатеринбург, ул. Малышева, 134 тел. 8(343) 374-02-91,
ИНН/КПП: 6660013769/667001001, e-mail: soch36@eduekb.ru
ПЛАНИРУЕМЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Изучение родного (русского) языка на уровне начального общего
образования направлено на достижение обучающимися личностных,
метапредметных и предметных результатов освоения учебного предмета.
ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
В результате изучения предмета «Русский язык» в начальной школе у
обучающегося будут сформированы следующие личностные результаты:
гражданско-патриотического воспитания:
становление ценностного отношения к своей Родине — России, в том
числе через изучение родного русского языка, отражающего историю и
культуру страны;
осознание своей этнокультурной и российской гражданской
идентичности, понимание роли русского языка как государственного языка
Российской Федерации и языка межнационального общения народов России;
сопричастность к прошлому, настоящему и будущему своей страны и
родного края, в том числе через обсуждение ситуаций при работе с
художественными произведениями;
уважение к своему и другим народам, формируемое в том числе на
основе примеров из художественных произведений;
первоначальные представления о человеке как члене общества, о правах
и ответственности, уважении и достоинстве человека, о нравственноэтических нормах поведения и правилах межличностных отношений, в том
числе отражённых в художественных произведениях;
духовно-нравственного воспитания:
признание индивидуальности каждого человека с опорой на
собственный жизненный и читательский опыт;
проявление сопереживания, уважения и доброжелательности, в том
числе с использованием адекватных языковых средств для выражения своего
состояния и чувств;
неприятие любых форм поведения, направленных на причинение
физического и морального вреда другим людям (в том числе связанного с
использованием недопустимых средств языка);
эстетического воспитания:
Департамент образования Администрации г. Екатеринбурга
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 36 им. М.П. Одинцова
620078, г. Екатеринбург, ул. Малышева, 134 тел. 8(343) 374-02-91,
ИНН/КПП: 6660013769/667001001, e-mail: soch36@eduekb.ru
уважительное отношение и интерес к художественной культуре,
восприимчивость к разным видам искусства, традициям и творчеству своего
и других народов;
стремление к самовыражению в разных видах художественной
деятельности, в том числе в искусстве слова; осознание важности русского
языка как средства общения и самовыражения;
физического воспитания, формирования культуры здоровья и
эмоционального благополучия:
соблюдение правил безопасного поиска в информационной среде
дополнительной информации в процессе языкового образования;
бережное отношение к физическому и психическому здоровью,
проявляющееся в выборе приемлемых способов речевого самовыражения и
соблюдении норм речевого этикета и правил общения;
трудового воспитания:
осознание ценности труда в жизни человека и общества (в том числе
благодаря примерам из текстов, с которыми идёт работа на уроках русского
языка), интерес к различным профессиям, возникающий при обсуждении
примеров из текстов, с которыми идёт работа на уроках русского языка;
экологического воспитания:
бережное отношение к природе, формируемое в процессе работы с
текстами;
неприятие действий, приносящих вред природе;
ценности научного познания:
первоначальные представления о научной картине мира, в том числе
первоначальные представления о системе языка как одной из составляющих
целостной научной картины мира;
познавательные
интересы,
активность,
инициативность,
любознательность и самостоятельность в познании, в том числе
познавательный интерес к изучению русского языка, активность и
самостоятельность в его познании.
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
В результате изучения русского языка на уровне начального общего
образования у обучающегося будут сформированы познавательные
универсальные учебные действия, коммуникативные универсальные учебные
Департамент образования Администрации г. Екатеринбурга
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 36 им. М.П. Одинцова
620078, г. Екатеринбург, ул. Малышева, 134 тел. 8(343) 374-02-91,
ИНН/КПП: 6660013769/667001001, e-mail: soch36@eduekb.ru
действия, регулятивные универсальные учебные действия, совместная
деятельность.
У обучающегося будут сформированы следующие базовые логические
действия как часть познавательных универсальных учебных действий:
сравнивать различные языковые единицы (звуки, слова, предложения,
тексты), устанавливать основания для сравнения языковых единиц
(частеречная принадлежность, грамматический признак, лексическое
значение и другое); устанавливать аналогии языковых единиц;
объединять объекты (языковые единицы) по определённому признаку;
определять существенный признак для классификации языковых единиц
(звуков, частей речи, предложений, текстов); классифицировать языковые
единицы;
находить в языковом материале закономерности и противоречия на
основе предложенного учителем алгоритма наблюдения; анализировать
алгоритм действий при работе с языковыми единицами, самостоятельно
выделять учебные операции при анализе языковых единиц;
выявлять недостаток информации для решения учебной и практической
задачи на основе предложенного алгоритма, формулировать запрос на
дополнительную информацию;
устанавливать причинноследственные связи в ситуациях наблюдения за
языковым материалом, делать выводы.
У обучающегося будут сформированы следующие базовые
исследовательские действия как часть познавательных универсальных
учебных действий:
с помощью учителя формулировать цель, планировать изменения
языкового объекта, речевой ситуации;
сравнивать несколько вариантов выполнения задания, выбирать
наиболее целесообразный (на основе предложенных критериев);
проводить по предложенному плану несложное лингвистическое
миниисследование, выполнять по предложенному плану проектное задание;
формулировать выводы и подкреплять их доказательствами на основе
результатов проведённого наблюдения за языковым материалом
(классификации, сравнения, исследования); формулировать с помощью
учителя вопросы в процессе анализа предложенного языкового материала;
прогнозировать возможное развитие процессов, событий и их
последствия в аналогичных или сходных ситуациях.
Департамент образования Администрации г. Екатеринбурга
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 36 им. М.П. Одинцова
620078, г. Екатеринбург, ул. Малышева, 134 тел. 8(343) 374-02-91,
ИНН/КПП: 6660013769/667001001, e-mail: soch36@eduekb.ru
У обучающегося будут сформированы следующие умения работать с
информацией как часть познавательных универсальных учебных
действий:
выбирать источник получения информации: нужный словарь для
получения запрашиваемой информации, для уточнения;
согласно заданному алгоритму находить представленную в явном виде
информацию в предложенном источнике: в словарях, справочниках;
распознавать
достоверную
и
недостоверную
информацию
самостоятельно или на основании предложенного учителем способа её
проверки (обращаясь к словарям, справочникам, учебнику);
соблюдать с помощью взрослых (педагогических работников,
родителей, законных представителей) правила информационной безопасности
при поиске информации в информационно-телекоммуникационной сети
«Интернет» (информации о написании и произношении слова, о значении
слова, о происхождении слова, о синонимах слова);
анализировать и создавать текстовую, видео, графическую, звуковую
информацию в соответствии с учебной задачей;
понимать лингвистическую информацию, зафиксированную в виде
таблиц, схем; самостоятельно создавать схемы, таблицы для представления
лингвистической информации.
У обучающегося будут сформированы следующие умения общения как
часть коммуникативных универсальных учебных действий:
воспринимать и формулировать суждения, выражать эмоции в
соответствии с целями и условиями общения в знакомой среде;
проявлять уважительное отношение к собеседнику, соблюдать
правила ведения диалоги и дискуссии;
признавать возможность существования разных точек зрения;
корректно и аргументированно высказывать своё мнение;
строить речевое высказывание в соответствии с поставленной задачей;
создавать устные и письменные тексты (описание, рассуждение,
повествование) в соответствии с речевой ситуацией;
готовить небольшие публичные выступления о результатах парной и
групповой работы, о результатах наблюдения, выполненного
миниисследования, проектного задания;
подбирать иллюстративный материал (рисунки, фото, плакаты) к
тексту выступления.
Департамент образования Администрации г. Екатеринбурга
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 36 им. М.П. Одинцова
620078, г. Екатеринбург, ул. Малышева, 134 тел. 8(343) 374-02-91,
ИНН/КПП: 6660013769/667001001, e-mail: soch36@eduekb.ru
У обучающегося будут сформированы следующие умения
самоорганизации как части регулятивных универсальных учебных
действий:
планировать действия по решению учебной задачи для получения
результата;
выстраивать последовательность выбранных действий.
У обучающегося будут сформированы следующие умения
самоконтроля как части регулятивных универсальных учебных
действий:
устанавливать причины успеха (неудач) учебной деятельности;
корректировать свои учебные действия для преодоления речевых и
орфографических ошибок;
соотносить результат деятельности с поставленной учебной задачей
по выделению, характеристике, использованию языковых единиц;
находить ошибку, допущенную при работе с языковым материалом,
находить орфографическую и пунктуационную ошибку;
сравнивать
результаты своей деятельности и деятельности
одноклассников, объективно оценивать их по предложенным
критериям.
У обучающегося будут сформированы следующие умения совместной
деятельности:
формулировать
краткосрочные
и
долгосрочные
цели
(индивидуальные с учётом участия в коллективных задачах) в
стандартной (типовой) ситуации на основе предложенного учителем
формата планирования, распределения промежуточных шагов и
сроков;
принимать цель совместной деятельности, коллективно строить
действия по её достижению: распределять роли, договариваться,
обсуждать процесс и результат совместной работы;
проявлять
готовность
руководить,
выполнять
поручения,
подчиняться, самостоятельно разрешать конфликты;
ответственно выполнять свою часть работы;
оценивать свой вклад в общий результат;
выполнять совместные проектные задания с опорой на предложенные
образцы.
ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Департамент образования Администрации г. Екатеринбурга
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 36 им. М.П. Одинцова
620078, г. Екатеринбург, ул. Малышева, 134 тел. 8(343) 374-02-91,
ИНН/КПП: 6660013769/667001001, e-mail: soch36@eduekb.ru
Изучение учебного предмета «Родной язык (русский)» в течение обучения в
начальной школе должно обеспечить воспитание ценностного отношения к
родному языку как отражению культуры, включение учащихся в культурноязыковое простран- ство русского народа, осмысление красоты и величия
русского языка; приобщение к литературному наследию русского наро- да;
обогащение активного и пассивного словарного запаса, развитие у
обучающихся культуры владения родным языком во всей полноте его
функциональных возможностей в соответствии с нормами устной и
письменной речи, правилами речевого этикета; расширение знаний о родном
языке как системе и как развивающемся явлении, формирование
аналитических умений в отношении языковых единиц и текстов разных функционально-смысловых типов и жанров.
1 КЛАСС
К концу обучения в 1 классе обучающийся научится:
—осознавать важность соблюдения норм современного русского
литературного языка для культурного человека;
—произносить слова с правильным ударением (в рамках изученного);
—соотносить собственную и чужую речь с нормами современного русского
литературного языка (в рамках изученного);
—выбирать из нескольких возможных слов то слово, которое наиболее точно
соответствует
обозначаемому
предмету
или
явлению
реальной
действительности;
—уместно использовать коммуникативные приёмы диалога (начало и
завершение диалога и др.);
—владеть правилами корректного речевого поведения в ходе диалога;
—использовать в речи языковые средства для свободного выражения мыслей
и чувств на родном языке адекватно ситуации общения;
—осознавать роль русского родного языка в постижении культуры своего
народа;
—осознавать язык как развивающееся явление, связанное с историей народа;
—распознавать слова с национально-культурным компонентом значения,
обозначающие предметы традиционного русского быта (одежда, еда,
домашняя утварь, детские забавы, игры, игрушки), понимать значение
устаревших слов по указанной тематике;
Департамент образования Администрации г. Екатеринбурга
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 36 им. М.П. Одинцова
620078, г. Екатеринбург, ул. Малышева, 134 тел. 8(343) 374-02-91,
ИНН/КПП: 6660013769/667001001, e-mail: soch36@eduekb.ru
—использовать словарные статьи учебного пособия для определения
лексического значения слова;
—понимать значение русских пословиц и поговорок, крылатых выражений,
связанных с изученными темами; правильно употреблять их в современных
ситуациях речевого общения;
—понимать значение фразеологических оборотов, отражающих русскую
культуру, менталитет русского народа, элементы русского традиционного
быта (в рамках изученных тем); осознавать уместность их употребления в
современных ситуациях речевого общения;
—произносить слова с правильным ударением (в рамках изученного);
—осознавать смыслоразличительную роль ударения на примере омографов;
—соблюдать основные лексические нормы современного русского
литературного языка: выбирать из нескольких возможных слов то слово,
которое наиболее точно соответствует обозначаемому предмету или явлению
реальной действительности;
—проводить синонимические замены с учётом особенностей текста;
—пользоваться учебными толковыми словарями для определения
лексического значения слова;
—пользоваться учебными фразеологическими словарями, учебными
словарями синонимов и антонимов для уточнения значения слов и выражений;
—пользоваться орфографическим словарём для определения нормативного
написания слов;
—различать этикетные формы обращения в официальной и неофициальной
речевой ситуации;
—владеть правилами корректного речевого поведения в ходе диалога;
—использовать коммуникативные приёмы устного общения: убеждение,
уговаривание, похвалу, просьбу, извинение, поздравление;
—использовать в речи языковые средства для свободного выражения мыслей
и чувств на родном языке адекватно ситуации общения;
—владеть различными приёмами слушания научно-познавательных и
художественных текстов об истории языка и о культуре русского народа;
—анализировать информацию прочитанного и прослушанного текста:
отличать главные факты от второстепенных; выделять наиболее
существенные факты; устанавливать логическую связь между фактами;
—строить устные сообщения различных видов: развёрнутый ответ, ответдобавление, комментирование ответа или работы одноклассника;
—создавать тексты-инструкции с опорой на предложенный текст;
Департамент образования Администрации г. Екатеринбурга
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 36 им. М.П. Одинцова
620078, г. Екатеринбург, ул. Малышева, 134 тел. 8(343) 374-02-91,
ИНН/КПП: 6660013769/667001001, e-mail: soch36@eduekb.ru
—создавать тексты-повествования о посещении музеев, об участии в
народных праздниках.
2 КЛАСС
К концу обучения в 2 классе обучающийся научится:
—осознавать язык как развивающееся явление, связанное с историей народа;
—распознавать слова с национально-культурным компонентом значения,
обозначающие предметы традиционного русского быта (одежда, еда,
домашняя утварь, детские забавы, игры, игрушки), понимать значение
устаревших слов по указанной тематике;
—использовать словарные статьи учебного пособия для определения
лексического значения слова;
—понимать значение русских пословиц и поговорок, крылатых выражений,
связанных с изученными темами; правильно употреблять их в современных
ситуациях речевого общения;
—понимать значение фразеологических оборотов, отражающих русскую
культуру, менталитет русского народа, элементы русского традиционного
быта (в рамках изученных тем);
—осознавать уместность их употребления в современных ситуациях речевого
общения;
—произносить слова с правильным ударением (в рамках изученного); —
осознавать важность соблюдения норм современного русского литературного
языка для культурного человека;
—произносить слова с правильным ударением (в рамках изученного);
—соотносить собственную и чужую речь с нормами современного русского
литературного языка (в рамках изученного);
—выбирать из нескольких возможных слов то слово, которое наиболее точно
соответствует
обозначаемому
предмету
или
явлению
реальной
действительности;
—уместно использовать коммуникативные приёмы диалога (начало и
завершение диалога и др.);
—владеть правилами корректного речевого поведения в ходе диалога;
—использовать в речи языковые средства для свободного выражения мыслей
и чувств на родном языке адекватно ситуации общения;
—осознавать роль русского родного языка в постижении культуры своего
народа;
—осознавать смыслоразличительную роль ударения на примере омографов;
Департамент образования Администрации г. Екатеринбурга
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 36 им. М.П. Одинцова
620078, г. Екатеринбург, ул. Малышева, 134 тел. 8(343) 374-02-91,
ИНН/КПП: 6660013769/667001001, e-mail: soch36@eduekb.ru
—соблюдать основные лексические нормы современного русского
литературного языка: выбирать из нескольких возможных слов то слово,
которое наиболее точно соответствует обозначаемому предмету или явлению
реальной действительности;
—проводить синонимические замены с учётом особенностей текста;
—пользоваться учебными толковыми словарями для определения
лексического значения слова;
—пользоваться учебными фразеологическими словарями, учебными
словарями синонимов и антонимов для уточнения значения слов и выражений;
—пользоваться орфографическим словарём для определения нормативного
написания слов;
—различать этикетные формы обращения в официальной и неофициальной
речевой ситуации;
—владеть правилами корректного речевого поведения в ходе диалога;
—использовать коммуникативные приёмы устного общения: убеждение,
уговаривание, похвалу, просьбу, извинение, поздравление;
—использовать в речи языковые средства для свободного выражения мыслей
и чувств на родном языке адекватно ситуации общения;
—владеть различными приёмами слушания научно-познавательных и
художественных текстов об истории языка и о культуре русского народа;
—анализировать информацию прочитанного и прослушанного текста:
отличать главные факты от второстепенных; выделять наиболее
существенные факты; устанавливать логическую связь между фактами;
—строить устные сообщения различных видов: развёрнутый ответ, ответдобавление, комментирование ответа или работы одноклассника;
—создавать тексты-инструкции с опорой на предложенный текст;
—создавать тексты-повествования о посещении музеев, об участии в
народных праздниках.
3 КЛАСС
К концу обучения в 3 классе обучающийся научится:
—анализировать информацию прочитанного и прослушанного текста:
отличать главные факты от второстепенных, выде- лять наиболее
существенные факты, устанавливать логиче- скую связь между фактами;
—владеть правилами корректного речевого поведения в ходе диалога;
—владеть приёмами работы с примечаниями к тексту;
Департамент образования Администрации г. Екатеринбурга
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 36 им. М.П. Одинцова
620078, г. Екатеринбург, ул. Малышева, 134 тел. 8(343) 374-02-91,
ИНН/КПП: 6660013769/667001001, e-mail: soch36@eduekb.ru
—владеть различными видами чтения (изучающим и поисковым) научнопознавательных и художественных текстов об истории языка и культуре
русского народа;
—владеть различными приёмами слушания научно-познавательных и
художественных текстов об истории языка и о культуре русского народа;
—владеть умениями информационной переработки прослушанного или
прочитанного текста: пересказывать текст с изменением лица;
—выбирать из нескольких возможных слов то слово, которое наиболее точно
соответствует
обозначаемому
предмету
или
явлению
реальной
действительности;
—выражать мысли и чувства на родном языке в соответствии с ситуацией
общения;
—выявлять и исправлять в устной речи типичные грамматические ошибки,
связанные с нарушением согласования имени существительного и имени
прилагательного в числе, роде, падеже;
—выявлять и исправлять в устной речи типичные грамматические ошибки,
связанные с нарушением координации подлежащего и сказуемого в числе‚
роде (если сказуемое выражено глаголом в форме прошедшего времени);
—выявлять и исправлять речевые ошибки в устной речи;
—заменять синонимическими конструкциями отдельные глаголы, у которых
нет формы 1-го лица единственного числа настоящего и будущего времени;
—использовать коммуникативные приёмы устного общения: убеждение,
уговаривание, похвалу, просьбу, извинение, поздравление;
—использовать словарные статьи учебного пособия для определения
лексического значения слова;
—использовать учебный орфоэпический словарь для определения
нормативного произношения слова, вариантов произношения;
—осознавать национальное своеобразие, богатство, выразительность русского
языка;
—осознавать уместность употребления эпитетов и сравнений в речи;
—оценивать устные и письменные речевые высказывания с точки зрения
точного, уместного и выразительного словоупотребления;
—пользоваться орфографическим словарём для определения нормативного
написания слов;
—пользоваться учебным этимологическим словарём для уточнения
происхождения слова, учебными толковыми словарями для определения
лексического значения слова, для уточнения нормы формообразования;
Департамент образования Администрации г. Екатеринбурга
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 36 им. М.П. Одинцова
620078, г. Екатеринбург, ул. Малышева, 134 тел. 8(343) 374-02-91,
ИНН/КПП: 6660013769/667001001, e-mail: soch36@eduekb.ru
—понимать значение русских пословиц и поговорок, крылатых выражений,
связанных с изученными темами; правильно употреблять их в современных
ситуациях речевого обще- ния;
—понимать значение русских пословиц и поговорок, крылатых выражений,
связанных с изученными темами; правильно употреблять их в современных
ситуациях речевого общения;
—понимать значение фразеологических оборотов, отражаю- щих русскую
культуру, менталитет русского народа, элемен- ты русского традиционного
быта (в рамках изученных тем); осознавать уместность их употребления в
современных ситуациях речевого общения;
—правильно употреблять отдельные формы множественного числа имён
существительных;
—приводить объяснения заголовка текста;
—проводить синонимические замены с учётом особенностей текста;
—проводить смысловой анализ фольклорных и художественных текстов или
их фрагментов (народных и литературных сказок, рассказов, загадок,
пословиц, притч и т. п.), определять языковые особенности текстов;
—произносить слова с правильным ударением (в рамках изученного);
—различать этикетные формы обращения в официальной и неофициальной
речевой ситуации;
—распознавать русские традиционные сказочные образы, эпитеты и
сравнения; наблюдать особенности их употребления в произведениях устного
народного творчества и произведениях детской художественной литературы;
—распознавать слова с национально-культурным компонентом значения
(лексика, связанная с особенностями мировосприятия и отношений между
людьми; слова, называющие природные явления и растения; слова,
называющие занятия людей; слова, называющие музыкальные инструменты);
—редактировать предлагаемый письменный текст с целью исправления
грамматических ошибок, речевых ошибок или с целью более точной передачи
смысла;
—редактировать собственные тексты с целью совершенствования их
содержания и формы; сопоставлять первоначальный и отредактированный
тексты.
—соблюдать изученные орфографические и пунктуационные нормы при
записи собственного текста (в рамках изученного);
—соблюдать на письме и в устной речи нормы современного русского
литературного языка (в рамках изученного);
Департамент образования Администрации г. Екатеринбурга
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 36 им. М.П. Одинцова
620078, г. Екатеринбург, ул. Малышева, 134 тел. 8(343) 374-02-91,
ИНН/КПП: 6660013769/667001001, e-mail: soch36@eduekb.ru
—создавать текст как результат собственного мини-исследования; оформлять
сообщение в письменной форме и представлять его в устной форме;
—создавать тексты-повествования о посещении музеев, об участии в
народных праздниках, об участии в мастер-классах, связанных с народными
промыслами;
—создавать тексты-повествования об участии в мастер-классах, связанных с
народными промыслами;
—создавать тексты-рассуждения с использованием различных способов
аргументации;
—соотносить собственную и чужую речь с нормами современного русского
литературного языка (в рамках изученного);
—соотносить части прочитанного или прослушанного текста: устанавливать
причинно-следственные отношения этих частей, логические связи между
абзацами текста;
—составлять план текста, не разделённого на абзацы;
—строить устные сообщения различных видов: развёрнутый ответ, ответдобавление, комментирование ответа или работы одноклассника, минидоклад.
4 КЛАСС
К концу обучения в 4 классе обучающийся научится:
—владеть различными приёмами слушания научно-познавательных и
художественных текстов об истории языка и о культуре русского народа;
—владеть умениями информационной переработки прослушанного или
прочитанного текста: пересказывать текст с изменением лица;
—выбирать из нескольких возможных слов то слово, которое наиболее точно
соответствует
обозначаемому
предмету
или
явлению
реальной
действительности;
—выражать мысли и чувства на родном языке в соответствии с ситуацией
общения;
—выявлять и исправлять в устной речи типичные грамматические ошибки,
связанные с нарушением согласования имени существительного и имени
прилагательного в числе, роде, падеже;
—выявлять и исправлять в устной речи типичные грамматические ошибки,
связанные с нарушением координации подлежащего и сказуемого в числе‚
роде (если сказуемое выражено глаголом в форме прошедшего времени);
—выявлять и исправлять речевые ошибки в устной речи;
Департамент образования Администрации г. Екатеринбурга
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 36 им. М.П. Одинцова
620078, г. Екатеринбург, ул. Малышева, 134 тел. 8(343) 374-02-91,
ИНН/КПП: 6660013769/667001001, e-mail: soch36@eduekb.ru
—заменять синонимическими конструкциями отдельные глаголы, у которых
нет формы 1-го лица единственного числа настоящего и будущего времени;
—использовать коммуникативные приёмы устного общения: убеждение,
уговаривание, похвалу, просьбу, извинение, поздравление;
—использовать словарные статьи учебного пособия для определения
лексического значения слова;
—использовать учебный орфоэпический словарь для определения
нормативного произношения слова, вариантов произношения;
—осознавать национальное своеобразие, богатство, выразительность русского
языка;
—осознавать уместность употребления эпитетов и сравнений в речи;
—оценивать устные и письменные речевые высказывания с точки зрения
точного, уместного и выразительного словоупотребления;
—пользоваться орфографическим словарём для определения нормативного
написания слов;
—пользоваться учебным этимологическим словарём для уточнения
происхождения слова, учебными толковыми словарями для определения
лексического значения слова, для уточнения нормы формообразования;
—понимать значение русских пословиц и поговорок, крылатых выражений,
связанных с изученными темами; правильно употреблять их в современных
ситуациях речевого обще- ния;
—понимать значение русских пословиц и поговорок, крылатых выражений,
связанных с изученными темами; правильно употреблять их в современных
ситуациях речевого общения;
—понимать значение фразеологических оборотов, отражаю- щих русскую
культуру, менталитет русского народа, элемен- ты русского традиционного
быта (в рамках изученных тем);
—осознавать уместность их употребления в современных ситуациях речевого
общения;
—правильно употреблять отдельные формы множественного числа имён
существительных;
—анализировать
информацию
прочитанного
и
прослушанного текста: отличать главные факты от второстепенных, выделять наиболее существенные факты, устанавливать логиче- скую связь между
фактами;
—распознавать слова с национально-культурным компонентом значения
(лексика, связанная с особенностями мировосприятия и отношений между
Департамент образования Администрации г. Екатеринбурга
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 36 им. М.П. Одинцова
620078, г. Екатеринбург, ул. Малышева, 134 тел. 8(343) 374-02-91,
ИНН/КПП: 6660013769/667001001, e-mail: soch36@eduekb.ru
людьми; слова, называющие природные явления и растения; слова,
называющие занятия людей; слова, называющие музыкальные инструменты);
—редактировать предлагаемый письменный текст с целью исправления
грамматических ошибок, речевых ошибок или с целью более точной передачи
смысла;
—редактировать собственные тексты с целью совершенствования их
содержания и формы; сопоставлять первоначальный и отредактированный
тексты.
—соблюдать изученные орфографические и пунктуационные нормы при
записи собственного текста (в рамках изученного);
—соблюдать на письме и в устной речи нормы современного русского
литературного языка (в рамках изученного);
—владеть правилами корректного речевого поведения в ходе диалога;
—владеть приёмами работы с примечаниями к тексту;
—владеть различными видами чтения (изучающим и поисковым) научнопознавательных и художественных текстов об истории языка и культуре
русского народа;
—приводить объяснения заголовка текста;
—проводить синонимические замены с учётом особенностей текста;
—проводить смысловой анализ фольклорных и художественных текстов или
их фрагментов (народных и литературных сказок, рассказов, загадок,
пословиц, притч и т. п.), определять языковые особенности текстов;
—произносить слова с правильным ударением (в рамках изученного);
—различать этикетные формы обращения в официальной и неофициальной
речевой ситуации;
—распознавать русские традиционные сказочные образы, эпитеты и
сравнения; наблюдать особенности их употребления в произведениях устного
народного творчества и произведениях детской художественной литературы;
—создавать текст как результат собственного мини-исследования; оформлять
сообщение в письменной форме и представлять его в устной форме;
—создавать тексты-повествования о посещении музеев, об участии в
народных праздниках, об участии в мастер-классах, связанных с народными
промыслами;
—создавать тексты-повествования об участии в мастер-классах, связанных с
народными промыслами;
Департамент образования Администрации г. Екатеринбурга
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 36 им. М.П. Одинцова
620078, г. Екатеринбург, ул. Малышева, 134 тел. 8(343) 374-02-91,
ИНН/КПП: 6660013769/667001001, e-mail: soch36@eduekb.ru
—создавать тексты-рассуждения с использованием различных способов
аргументации;
—соотносить собственную и чужую речь с нормами современного русского
литературного языка (в рамках изученного);
—соотносить части прочитанного или прослушанного текста: устанавливать
причинно-следственные отношения этих частей, логические связи между
абзацами текста;
—составлять план текста, не разделённого на абзацы;
—строить устные сообщения различных видов: развёрнутый ответ, ответдобавление, комментирование ответа или работы одноклассника, минидоклад.
Департамент образования Администрации г. Екатеринбурга
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 36 им. М.П. Одинцова
620078, г. Екатеринбург, ул. Малышева, 134 тел. 8(343) 374-02-91,
ИНН/КПП: 6660013769/667001001, e-mail: soch36@eduekb.ru
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Основные содержательные линии программы (разделы программы)
соотносятся с содержательными линиями основного курса русского языка.
Программа включает в себя следующие разделы:
1. Русский язык: прошлое и настоящее.
2. Язык в действии: слово, предложение.
3. Секреты речи и текста.
Содержание ориентировано на воспитание уважения к русскому языку
как основе русской культуры и литературы.
Работа с теоретическими материалами, практическими и проектными
заданиями позволяет расширить представления учащихся об отражении в
русской истории, материальной и духовной культуры русского народа, о
русской языковой картине мира, о закономерностях развития русского языка.
Особое внимание уделяется вопросам формирования речевой культуры
учащихся в современной языковой ситуации, развитию речевых умений в
различных сферах общения.
Соответствует федеральному государственному образовательному
стандарту начального общего образования.
1 КЛАСС
Раздел 1. Русский язык: прошлое и настоящее
Сведения об истории русской письменности: как появились буквы
современного русского алфавита.
Особенности оформления книг в Древней Руси: оформление красной строки
и заставок.
Практическая работа. Оформление буквиц и заставок.
Слова, обозначающие предметы традиционного русского быта:
1.
Дом в старину: что как называлось (изба, терем, хоромы, горница,
светлица, светец, лучина и т. д.).
2.
Как называлось то, во что одевались в старину (кафтан, кушак, рубаха,
сарафан, лапти и т. д.)
Имена в малых жанрах фольклора (в пословицах, поговорках, загадках,
прибаутках).
Проектное задание. Словарь в картинках.
Слова, называющие игры, забавы, игрушки (например,городки, салочки,
салазки, санки, волчок, свистулька).
Департамент образования Администрации г. Екатеринбурга
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 36 им. М.П. Одинцова
620078, г. Екатеринбург, ул. Малышева, 134 тел. 8(343) 374-02-91,
ИНН/КПП: 6660013769/667001001, e-mail: soch36@eduekb.ru
Слова, называющие предметы традиционного русского быта: 1) слова,
называющие домашнюю утварь и орудия труда (например,ухват, ушат,
ступа, плошка, крынка, ковш, решето, веретено, серп, коса, плуг);
2) слова, называющие то, что ели в старину (например,тюря, полба, каша, щи,
похлебка, бублик, коврижка, ватрушка), какие из них сохранились до наших
дней; 3) слова, называющие то, во что раньше одевались дети
(например,шубейка, тулуп, шапка, валенки, сарафан, рубаха, лапти).
Пословицы и поговорки, фразеологизмы возникновение которых связано с
предметами и явлениями традиционного русского быта (например,каши не
сваришь, ни за какие коврижки).
Сравнение русских пословиц и поговорок с пословицами и поговорками
других народов. Сравнение фразеологизмов, имеющих в разных языках общий
смысл, но разную образную форму (например,ехать в Тулу со своим
самоваром(русск.),ехать в лес с дровами(тат.).
Проектное задание: Словарь «Почему это так называется».
Раздел 2. Язык в действии
Как правильно произносить слова (пропедевтическая работа по
предупреждению ошибок в произношении слов в речи). Работа со словарем
ударений.
Слово имеет значение. Синонимы. Антонимы. Как появляются
фразеологизмы; пословицы. Знакомство со словарями: толковым,
орфографическим. Умение определять лексическое значение слова по
словарю, контексту. Умение выделять слова в переносном значении в тексте,
сравнивать прямое и переносное значения, определять основу переноса
значения.
Умение
сконструировать
образное
выражение
(сравнение,
олицетворение) по образцу, из данных учителем слов, умение использовать
слова с переносным значением при составлении предложений.
Совершенствование орфографических навыков.
2 КЛАСС
Раздел 1. Язык в действии
Как правильно произносить слова (пропедевтическая работа по
предупреждению ошибок в произношении слов в речи). Работа со словарем
ударений.
Департамент образования Администрации г. Екатеринбурга
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 36 им. М.П. Одинцова
620078, г. Екатеринбург, ул. Малышева, 134 тел. 8(343) 374-02-91,
ИНН/КПП: 6660013769/667001001, e-mail: soch36@eduekb.ru
Слово имеет значение. Синонимы. Антонимы. Как появляются
фразеологизмы; пословицы. Знакомство со словарями: толковым,
орфографическим. Умение определять лексическое значение слова по
словарю, контексту. Умение выделять слова в переносном значении в тексте,
сравнивать прямое и переносное значения, определять основу переноса
значения.
Умение
сконструировать
образное
выражение
(сравнение,
олицетворение) по образцу, из данных учителем слов, умение использовать
слова с переносным значением при составлении предложений.
Совершенствование орфографических навыков.
Раздел 2. Секреты речи и текста
Понятие о тексте. Тема текста. Умение отличать текст от отдельных
предложений, не объединенных общей темой. Озаглавливание. Коллективное
составление текстов по заданной теме, сюжетным картинкам.
Секреты диалога: учимся разговаривать друг с другом и со взрослыми.
Диалоговая форма устной речи. Стандартные обороты речи для участия в
диалоге (Как вежливо попросить? Как похвалить товарища? Как правильно
поблагодарить?). Цели и виды вопросов (вопрос-уточнение, вопрос как запрос
на новое содержание).
Типы текстов: описание, повествование.
Умение редактировать текст с точки зрения лексики и грамматики.
Восстанавливать деформированный текст. Умение делить текст на части.
План текста.
Приемы общения: убеждение, уговаривание, просьба, похвала и др.,
сохранение инициативы в диалоге, уклонение от инициативы в диалоге,
завершение диалога (например, как выразить несогласие; как убедить
товарища).
Создание текстов – повествований. Создание текста: развернутое
толкование значения слова.
3 КЛАСС
Раздел 1. Русский язык: прошлое и настоящее
Слова, называющие предметы традиционного русского быта: 1) слова,
описывающие город (например,конка, карета, городовой, фонарщик, лавка,
купец, приказчик, полицмейстер, мастеровой );
Департамент образования Администрации г. Екатеринбурга
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 36 им. М.П. Одинцова
620078, г. Екатеринбург, ул. Малышева, 134 тел. 8(343) 374-02-91,
ИНН/КПП: 6660013769/667001001, e-mail: soch36@eduekb.ru
2) слова, называющие то, во что раньше одевались, элементы женского
русского костюма (например,кафтан, зипун, армяк, навершник, душегрея,
салоп, кушак, понева, передник, кокошник, кичка, сорока, позатыльник).
Пословицы и поговорки, фразеологизмы, возникновение которых связано с
предметами и явлениями традиционного русского быта (например,работать
спустя рукава, один салопчик да и тот подбит ветром).
Проектное задание: «Русский народный костюм»
Слова, называющие части тела человека (например,перст, очи, ланита, чело,
выя, уста, око, шуйца, десница);
слова, называющие доспехи древнего русского воина (например,копье, древко,
кальчуга, шлем, науши, бармица, );
слова, называющие старинные меры (например, аршин, сажень, пядь, локоть
и т.д)
Пословицы и поговорки, фразеологизмы, в которых сохранились устаревшие
слова (например: беречь как зеницу ока, быть притчей во языцех, коломенская
верста, косая сажень в плечах, как аршин проглотил, гроша медного не стоит)
Проектное задание: Пословицы с устаревшими словами в картинках.
Раздел 2. Язык в действии
Как правильно произносить слова (пропедевтическая работа по
предупреждению ошибок в произношении слов в речи).
Слово, его значение. Слова нейтральные и эмоциональные и эмоционально
окрашенные. Знакомство со словарём синонимов. Изобразительновыразительные средства языка: метафора, эпитет, сравнение, олицетворение.
Умение выделять их в тексте, определять значение и назначение, использовать
при создании текста в художественном стиле.
Фразеологизмы. Умение определять значение устойчивого выражения,
употреблять его в заданной речевой ситуации.
Заимствованные слова. Основные источники пополнения словаря. Знакомство
с элементами словообразования.
Лексическое значение слова. Омоформы, омофоны и омонимы. Прямое и
переносное значение слова. Сравнение, метафора, олицетворение, эпитет –
сравнительная характеристика. Крылатые слова и выражения. Пословицы ,
поговорки, афоризмы.
Иностранные заимствования. Новые слова. Умение выделять в тексте
стилистически окрашенные слова; определять стили речи с учетом
Департамент образования Администрации г. Екатеринбурга
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 36 им. М.П. Одинцова
620078, г. Екатеринбург, ул. Малышева, 134 тел. 8(343) 374-02-91,
ИНН/КПП: 6660013769/667001001, e-mail: soch36@eduekb.ru
лексических особенностей текста. Диалектизмы. Значение диалектизмов в
литературном языке.
4 КЛАСС
Раздел 1. Язык в действии
Как правильно произносить слова (пропедевтическая работа по
предупреждению ошибок в произношении слов в речи).
Слово, его значение. Слова нейтральные и эмоциональные и эмоционально
окрашенные. Знакомство со словарём синонимов. Изобразительновыразительные средства языка: метафора, эпитет, сравнение, олицетворение.
Умение выделять их в тексте, определять значение и назначение, использовать
при создании текста в художественном стиле.
Фразеологизмы. Умение определять значение устойчивого выражения,
употреблять его в заданной речевой ситуации.
Заимствованные слова. Основные источники пополнения словаря. Знакомство
с элементами словообразования.
Лексическое значение слова. Омоформы, омофоны и омонимы. Прямое и
переносное значение слова. Сравнение, метафора, олицетворение, эпитет –
сравнительная характеристика. Крылатые слова и выражения. Пословицы ,
поговорки, афоризмы.
Иностранные заимствования. Новые слова. Умение выделять в тексте
стилистически окрашенные слова; определять стили речи с учетом
лексических особенностей текста. Диалектизмы. Значение диалектизмов в
литературном языке.
Раздел 2. Секреты речи и текста
Тема, основная мысль текста. Опорные слова. Структура текста. План, виды
плана.
Стили речи: разговорный и книжный (художественный и научный). Умение
определять стилистическую принадлежность текстов, составлять текст в
заданном стиле.
Типы текста. Повествование, описание, рассуждение. Умение составлять
описание предметов и явлений, рассуждение в художественном и научном
стилях. Умение составлять повествование с элементами описания.
Департамент образования Администрации г. Екатеринбурга
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 36 им. М.П. Одинцова
620078, г. Екатеринбург, ул. Малышева, 134 тел. 8(343) 374-02-91,
ИНН/КПП: 6660013769/667001001, e-mail: soch36@eduekb.ru
Волшебные слова: слова приветствия, прощания, просьбы, благодарности,
извинение. Умение дискутировать, использовать вежливые слова в диалоге с
учётом речевой ситуации.
Стили речи: разговорный, книжные (научный, публицистический, деловой),
художественный. Умение определять стилистическую принадлежность
текстов, составлять текст в заданном стиле. Аннотация. Письма пишут разные.
Умение конструировать текст по заданной временной схеме, проводить
лексическое и грамматическое редактирование. Композиция текста. Завязка,
развитие
действия,
кульминация,
развязка.
Умение
определять
элементы композиции в данном тексте, составлять текст заданной
композиционной структуры.
Департамент образования Администрации г. Екатеринбурга
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 36 им. М.П. Одинцова
620078, г. Екатеринбург, ул. Малышева, 134 тел. 8(343) 374-02-91,
ИНН/КПП: 6660013769/667001001, e-mail: soch36@eduekb.ru
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
1 КЛАСС
№ п/п
1.
2
Наименование разделов и тем
программы
Русский язык: прошлое и
настоящее
Язык в действии
ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО
ПРОГРАММЕ
Количество часов
Всего
Контрольные
работы
Практические
работы
Электронные
(цифровые)
образовательные
ресурсы
14
Российская
электронная школа
3
Российская
электронная школа
17
https://resh.edu.ru/subject/13/
https://resh.edu.ru/subject/13/
1
0
Департамент образования Администрации г. Екатеринбурга
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 36 им. М.П. Одинцова
620078, г. Екатеринбург, ул. Малышева, 134 тел. 8(343) 374-02-91,
ИНН/КПП: 6660013769/667001001, e-mail: soch36@eduekb.ru
1 КЛАСС
№ п/п
2
3
Наименование разделов и тем
программы
Язык в действии
Секреты речи и текста
ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО
ПРОГРАММЕ
Количество часов
Всего
Контрольные
работы
Практические
работы
Электронные
(цифровые)
образовательные
ресурсы
7
Российская
электронная школа
10
Российская
электронная школа
17
https://resh.edu.ru/subject/13/
https://resh.edu.ru/subject/13/
1
0
Департамент образования Администрации г. Екатеринбурга
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 36 им. М.П. Одинцова
620078, г. Екатеринбург, ул. Малышева, 134 тел. 8(343) 374-02-91,
ИНН/КПП: 6660013769/667001001, e-mail: soch36@eduekb.ru
3 КЛАСС
№ п/п
1
2
Наименование разделов и тем
программы
Русский язык: прошлое и
настоящее
Язык в действии
ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО
ПРОГРАММЕ
Количество часов
Всего
Контрольные
работы
Практические
работы
Электронные
(цифровые)
образовательные
ресурсы
14
Российская
электронная школа
3
Российская
электронная школа
17
https://resh.edu.ru/subject/13/
https://resh.edu.ru/subject/13/
1
0
Департамент образования Администрации г. Екатеринбурга
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 36 им. М.П. Одинцова
620078, г. Екатеринбург, ул. Малышева, 134 тел. 8(343) 374-02-91,
ИНН/КПП: 6660013769/667001001, e-mail: soch36@eduekb.ru
3 КЛАСС
№ п/п
2
3
Наименование разделов и тем
программы
Язык в действии
Секреты речи и текста
ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО
ПРОГРАММЕ
Количество часов
Всего
Контрольные
работы
Практические
работы
Электронные
(цифровые)
образовательные
ресурсы
7
Российская
электронная школа
10
Российская
электронная школа
17
https://resh.edu.ru/subject/13/
https://resh.edu.ru/subject/13/
1
0
Департамент образования Администрации г. Екатеринбурга
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 36 им. М.П. Одинцова
620078, г. Екатеринбург, ул. Малышева, 134 тел. 8(343) 374-02-91,
ИНН/КПП: 6660013769/667001001, e-mail: soch36@eduekb.ru
ПОУРОЧНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
1 КЛАСС
№
п/п
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
10.
Тема урока
Количество часов
Всего
По одёжке встречают… Во что
раньше одевались дети
Одежда детей в картинах русских
художников
Ржаной хлебушко- калачу дедушка.
Русские пословицы о хлебе
Если хорошие щи, так другой пищи
не ищи. Что ели в старину
Каша-кормилица наша. Что ели в
старину
Любишь кататься, люби и саночки
возить. Детские забавы
Делу время, потехе час. Русские
народные игры
Русские народные игрушки
1
В решете воду не удержишь.
Домашняя утварь
Предметы домашней утвари в
загадках, пословицах и стихах
1
1
1
1
1
1
1
1
1
Контрольные
работы
Практически
е работы
Дата
изучения
Электронные
цифровые
образовательные
ресурсы
Департамент образования Администрации г. Екатеринбурга
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 36 им. М.П. Одинцова
620078, г. Екатеринбург, ул. Малышева, 134 тел. 8(343) 374-02-91,
ИНН/КПП: 6660013769/667001001, e-mail: soch36@eduekb.ru
11.
12.
Самовар кипит, уходить не велит.
Разновидности самоваров на Руси
Традиция русского чаепития
1
1
13.
Помогает ли ударение различать
слова?
1
14.
Учись произносить правильно
1
15.
Для чего нужны синонимы?
1
Словарная работа. Словосочетания с
употреблением синонимов
ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО
ПРОГРАММЕ
16.
2
17
0
0
Департамент образования Администрации г. Екатеринбурга
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 36 им. М.П. Одинцова
620078, г. Екатеринбург, ул. Малышева, 134 тел. 8(343) 374-02-91,
ИНН/КПП: 6660013769/667001001, e-mail: soch36@eduekb.ru
2 КЛАСС
№
п/п
Тема урока
Количество часов
Всего
1.
Для чего нужны антонимы?
1
2.
Употребление антонимов в речи
1
3.
Как появились пословицы?
1
4.
Как появились фразеологизмы?
1
5.
1
6.
Русские
фразеологизмы
и
фразеологизмы народов мира.
Как можно объяснить значение слова?
7.
Лексическое значение слов
1
8.
1
10.
Встречается ли в сказках необычное
ударение?
Встречается ли в стихах необычное
ударение?
«Волшебные» слова
11.
Учимся вести диалог
1
9.
1
1
1
Контрольные
работы
Практически
е работы
Дата
изучения
Электронные
цифровые
образовательные
ресурсы
Департамент образования Администрации г. Екатеринбурга
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 36 им. М.П. Одинцова
620078, г. Екатеринбург, ул. Малышева, 134 тел. 8(343) 374-02-91,
ИНН/КПП: 6660013769/667001001, e-mail: soch36@eduekb.ru
1
13.
Составляем развёрнутое толкование
значения слова
Словарная работа
14.
Работа над ошибками
1
12.
Устанавливаем связь предложений в
тексте
16. Восстановление деформированного
текста
17. Создаём тексты-инструкции и тексты
–повествования
ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО
ПРОГРАММЕ
15.
1
1
1
1
17
0
0
Департамент образования Администрации г. Екатеринбурга
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 36 им. М.П. Одинцова
620078, г. Екатеринбург, ул. Малышева, 134 тел. 8(343) 374-02-91,
ИНН/КПП: 6660013769/667001001, e-mail: soch36@eduekb.ru
3 КЛАСС
№
п/п
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
Количество часов
Тема урока
Всего
Не стыдно не знать, стыдно не
учиться
Пословицы,
поговорки
фразеологизмы,
связанные
учением
1
и
с
1
Проектное задание «Откуда это
слово появилось в русском языке?»
1
Вся семья вместе, так и душа на
месте
Пословицы,
поговорки
фразеологизмы,
связанные
семьёй
1
и
с
1
Красна сказка складом, а песня –
ладом
1
Русские традиционные эпитеты:
уточнение значений
Наблюдение за использованием
русских традиционных эпитетов в
1
1
Контрольные
работы
Практически
е работы
Дата
изучения
Электронные
цифровые
образовательные
ресурсы
Департамент образования Администрации г. Екатеринбурга
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 36 им. М.П. Одинцова
620078, г. Екатеринбург, ул. Малышева, 134 тел. 8(343) 374-02-91,
ИНН/КПП: 6660013769/667001001, e-mail: soch36@eduekb.ru
произведениях фольклора
9.
Красное словцо не ложь
10.
Пословицы,
поговорки
фразеологизмы,
связанные
чувствами и качествами людей
1
и
с
1
Язык языку весть подаёт.
Проектное задание «Русские слова
в языках других народов»
1
12.
Заимствованные слова
1
13.
Проверочная работа по разделу
«Русский язык:
прошлое
и
настоящее»
1
14.
Представление
результатов
проектных заданий «Откуда это
слово появилось в русском
языке?», «Русские слова в языках
других народов»
1
15.
Трудно ли образовывать формы
глагола?
1
11.
16.
Учимся образовывать формы 1
лица
единственного
числа
настоящего и будущего времени
1
Департамент образования Администрации г. Екатеринбурга
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 36 им. М.П. Одинцова
620078, г. Екатеринбург, ул. Малышева, 134 тел. 8(343) 374-02-91,
ИНН/КПП: 6660013769/667001001, e-mail: soch36@eduekb.ru
глаголов
17.
Можно ли об одном и том же
сказать по-разному?
ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО
ПРОГРАММЕ
1
17
1
0
Департамент образования Администрации г. Екатеринбурга
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 36 им. М.П. Одинцова
620078, г. Екатеринбург, ул. Малышева, 134 тел. 8(343) 374-02-91,
ИНН/КПП: 6660013769/667001001, e-mail: soch36@eduekb.ru
4 КЛАСС
№
п/п
1.
2.
3.
Тема урока
Наблюдение
за
синонимией
синтаксических конструкций на
уровне
словосочетаний
и
предложений
Мини-сочинение «Можно ли об
одном и том же сказать поразному?»
Когда и как появились знаки
препинания?
Количество часов
Всего
1
1
1
Проверочная работа по разделу
«Язык в действии»
1
5.
Задаём вопросы в диалоге
1
6.
Типы заголовков
1
7.
Учимся передавать в заголовке
тему и основную мысль текста
1
4.
8.
Учимся составлять план текста
1
Контрольные
работы
Практически
е работы
Дата
изучения
Электронные
цифровые
образовательные
ресурсы
Департамент образования Администрации г. Екатеринбурга
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 36 им. М.П. Одинцова
620078, г. Екатеринбург, ул. Малышева, 134 тел. 8(343) 374-02-91,
ИНН/КПП: 6660013769/667001001, e-mail: soch36@eduekb.ru
9.
Учимся составлять план текста, не
разделённого на абзацы
1
10.
Учимся
пересказывать
прослушанный текст с изменением
лица
1
11.
Учимся пересказывать
прочитанный текст с изменением
лица
1
12.
Учимся оценивать и
редактировать тексты
1
13.
Проектное задание «Пишем
разные тексты об одном и том же»
1
14.
Учимся оценивать и
редактировать тексты
1
15.
Проверочная работа по разделу
«Секреты речи и текста»
1
16.
Итоговая контрольная работа по
материалу, изученному в 3 классе
1
17.
Представление
результатов
выполнения проектного задания
1
1
Департамент образования Администрации г. Екатеринбурга
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 36 им. М.П. Одинцова
620078, г. Екатеринбург, ул. Малышева, 134 тел. 8(343) 374-02-91,
ИНН/КПП: 6660013769/667001001, e-mail: soch36@eduekb.ru
«Пишем разные тексты об одном и
том же»
ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО
ПРОГРАММЕ
17
1
0
Департамент образования Администрации г. Екатеринбурга
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 36 им. М.П. Одинцова
620078, г. Екатеринбург, ул. Малышева, 134 тел. 8(343) 374-02-91,
ИНН/КПП: 6660013769/667001001, e-mail: soch36@eduekb.ru
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
ОБЯЗАТЕЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧЕНИКА
Русский родной язык. 1 класс. Учеб. пособие для общеобразоват. организаций /
О. М. Александрова и др. М.: Просвещение, 2020.
Русский родной язык. 3 класс. Учеб. пособие для общеобразоват. организаций /
О. М. Александрова и др. М.: Просвещение, 2020.
МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧИТЕЛЯ
Русский родной язык. 1–4 классы. Рабочие программы / О. М. Александрова,
М. И. Кузнецова, Л. В. Петленко и др. М.: Просвещение, 2019.
ЦИФРОВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ И РЕСУРСЫ СЕТИ
ИНТЕРНЕТ
Азбучные истины. URL: http://gramota.ru/class/istiny
Академический
орфографический
словарь.
URL:
http://gramota.ru/slovari/info/lop
Древнерусские берестяные грамоты. URL: http://gramoty.ru
Какие бывают словари. URL: http://gramota.ru/slovari/types
Кругосвет – универсальная энциклопедия. URL: http://www.krugosvet.ru
Культура письменной речи. URL: http://gramma.ru
Мир русского слова. URL: http://gramota.ru/biblio/magazines/mrs
Обучающий корпус русского языка. URL: http://www.ruscorpora.ru/searchschool.html
Издательский дом «Первое сентября». Журнал «Русский язык». URL:
http://rus.1september.ru
Портал «Словари.ру». URL: http://slovari.ru
Православная библиотека: справочники, энциклопедии, словари. URL:
https://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki
Русская виртуальная библиотека. URL: http://www.rvb.ru
Русская речь. URL: http://gramota.ru/biblio/magazines/rr/
Русский филологический портал. URL: http://www.philology.ru
Русский язык в школе. URL: http://gramota.ru/biblio/magazines/riash
Словари и энциклопедии GUFO.ME. URL: https://gufo.me
Словари и энциклопедии на Академике. URL: https://dic.academic.ru
Стихия: классическая русская/советская поэзия. URL: http://litera.ru/stixiya
Учительская
газета.
URL:
http://www.ug.ru