Департамент образования Администрации г. Екатеринбурга
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 36 им. М.П. Одинцова
620078, г. Екатеринбург, ул. Малышева, 134 тел. 8(343) 374-02-91,
ИНН/КПП: 6660013769/667001001, e-mail: soch36@eduekb.ru
РАССМОТРЕНО
на заседании
Педагогического совета
Протокол от 29.08.2025 г.
№1
УТВЕРЖДАЮ
директор МАОУ СОШ № 36
___________А.С.Бабушкина
Приказ № 41-ОД
от «29» августа 2025 г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ПО ПРЕДМЕТУ
«ЛИТЕРАТУРНОЕ ЧТЕНИЕ
НА РОДНОМ (РУССКОМ) ЯЗЫКЕ»
1-4 КЛАССЫ
г. Екатеринбург
Департамент образования Администрации г. Екатеринбурга
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 36 им. М.П. Одинцова
620078, г. Екатеринбург, ул. Малышева, 134 тел. 8(343) 374-02-91,
ИНН/КПП: 6660013769/667001001, e-mail: soch36@eduekb.ru
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа учебного предмета «Литературное чтение на родном
(русском) языке» (предметная область «Родной язык и литературное чтение
на родном языке») на уровне начального общего образования составлена на
основе Требований к результатам освоения программы начального общего
образования Федерального государственного образовательного стандарта
начального общего образования (далее – ФГОС НОО), Федеральной
образовательной программы начального общего образования (далее – ФОП
НОО), Примерной рабочей программы по учебному предмету «Литературное
чтение на родном (русском) языке», а также ориентирована на целевые
приоритеты, сформулированные в федеральной рабочей программе
воспитания.
ОБЩАЯ
ХАРАКТЕРИСТИКА
УЧЕБНОГО
ПРЕДМЕТА
«ЛИТЕРАТУРНОЕ ЧТЕНИЕ НА РОДНОМ (РУССКОМ) ЯЗЫКЕ»
Программа учебного предмета «Литературное чтение на родном
(русском) языке» разработана для организаций, реализующих программы
начального общего образования. Содержание программы направлено на
достижение результатов освоения основной образовательной программы
начального общего образования в части требований, заданных федеральным
государственным образовательным стандартом начального общего
образования к предметной области «Родной язык и литературное чтение на
родном языке».
Программа ориентирована на сопровождение и поддержку курса
литературного чтения, входящего в образовательную область «Русский язык
и литературное чтение», при этом цели курса литературного чтения на
родном русском языке в рамках предметной области «Родной язык и
литературное чтение на родном языке» имеют свою специфику,
обусловленную дополнительным по своему содержанию характером курса,
а также особенностями функционирования русского языка и русской
литературы в разных регионах Российской Федерации.
В соответствии с требованиями ФГОС НОО к результатам освоения
основной образовательной программы по учебному предмету «Литературное
чтение на родном языке» курс направлен на формирование понимания
родной литературы как одной из основных национально-культурных
ценностей народа, как особого способа познания жизни, как явления
Департамент образования Администрации г. Екатеринбурга
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 36 им. М.П. Одинцова
620078, г. Екатеринбург, ул. Малышева, 134 тел. 8(343) 374-02-91,
ИНН/КПП: 6660013769/667001001, e-mail: soch36@eduekb.ru
национальной и мировой культуры, средства сохранения и передачи
нравственных ценностей и традиций, формирования представлений о мире,
национальной истории и культуре, воспитания потребности в
систематическом чтении на родном языке для обеспечения культурной
самоидентификации.
В основу курса «Литературное чтение на родном (русском) языке»
положена мысль о том, что русская литература включает в себя систему
ценностных кодов, единых для национальной культурной традиции. Являясь
средством не только их сохранения, но и передачи подрастающему
поколению, русская литература устанавливает тем самым преемственную
связь прошлого, настоящего и будущего русской национально-культурной
традиции в сознании младших школьников.
ЦЕЛИ ИЗУЧЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ЛИТЕРАТУРНОЕ
ЧТЕНИЕ НА РОДНОМ (РУССКОМ) ЯЗЫКЕ»
Целями изучения предмета «Литературное чтение на родном (русском)
языке» являются:
воспитание ценностного отношения к русской литературе и русскому
языку как существенной части родной культуры;
включение обучающихся в культурно-языковое пространство своего
народа и приобщение к его культурному наследию и современности, к
традициям своего народа;
осознание
исторической
преемственности
поколений,
своей
ответственности за сохранение русской культуры;
развитие читательских умений.
Достижение данных целей предполагает решение следующих задач:
формирование основ российской гражданской идентичности, чувства
гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание
своей этнической и национальной принадлежности; формирование ценностей
многонационального российского общества;
воспитание ценностного отношения к историко-культурному опыту
русского народа, введение обучающегося в культурно- языковое пространство
своего народа;
формирование у младшего школьника интереса к русской литературе
как источнику
Департамент образования Администрации г. Екатеринбурга
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 36 им. М.П. Одинцова
620078, г. Екатеринбург, ул. Малышева, 134 тел. 8(343) 374-02-91,
ИНН/КПП: 6660013769/667001001, e-mail: soch36@eduekb.ru
историко-культурных, нравственных, эстетических ценностей;
формирование представлений об основных нравственно-этических
ценностях, значимых для национального русского сознания и отражённых в
родной литературе;
обогащение знаний о художественно-эстетических возможностях
русского языка на основе изучения произведений русской литературы;
формирование потребности в постоянном чтении для развития
личности, для речевого самосовершенствования;
совершенствование читательских умений понимать и оценивать
содержание и специфику различных текстов, участвовать в их обсуждении;
развитие всех видов речевой деятельности, приобретение опыта
создания устных и письменных высказываний о прочитанном.
МЕСТО УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ЛИТЕРАТУРНОЕ ЧТЕНИЕ НА
РОДНОМ (РУССКОМ) ЯЗЫКЕ» В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ
В соответствии с Федеральным государственным образовательным
стандартом начального общего образования учебный предмет «Литературное
чтение на родном (русском) языке» входит в предметную область «Родной
язык и литературное чтение на родном языке» и является обязательным для
изучения.
Программа по «Литературному чтению на родном (русском) языке»
составлена на основе требований к предметным результатам освоения
основной образовательной программы, представленной в федеральном
государственном образовательном стандарте начального общего образования,
и рассчитана на общую учебную нагрузку в объеме 67 часов (34 часа в 2 классе
и 34 часа в 4 классе).
ПЛАНИРУЕМЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Изучение литерутрного чтения на родном (русском) языке на уровне
начального общего образования направлено на достижение обучающимися
личностных, метапредметных и предметных результатов освоения учебного
предмета.
ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Департамент образования Администрации г. Екатеринбурга
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 36 им. М.П. Одинцова
620078, г. Екатеринбург, ул. Малышева, 134 тел. 8(343) 374-02-91,
ИНН/КПП: 6660013769/667001001, e-mail: soch36@eduekb.ru
В результате изучения предмета «Русский язык» в начальной школе у
обучающегося будут сформированы следующие личностные результаты:
гражданско-патриотического воспитания:
становление ценностного отношения к своей Родине — России, в том
числе через изучение художественных произведений, отражающих историю
и культуру страны;
осознание своей этнокультурной и российской гражданской
идентичности, понимание роли русского языка как государственного языка
Российской Федерации и языка межнационального общения народов России;
сопричастность к прошлому, настоящему и будущему своей страны и
родного края, в том числе через обсуждение ситуаций при работе с
художественными произведениями;
уважение к своему и другим народам, формируемое в том числе на
основе примеров из художественных произведений и фольклора;
первоначальные представления о человеке как члене общества, о правах
и ответственности, уважении и достоинстве человека, о нравственноэтических нормах поведения и правилах межличностных отношений, в том
числе отражённых в фольклорных и художественных произведениях;
духовно-нравственного воспитания:
признание индивидуальности каждого человека с опорой на
собственный жизненный и читательский опыт;
проявление сопереживания, уважения и доброжелательности, в том
числе с использованием адекватных языковых средств, для выражения своего
состояния и чувств; проявление эмоционально-нравственной отзывчивости,
понимания и сопереживания чувствам других людей;
неприятие любых форм поведения, направленных на причинение
физического и морального вреда другим людям (в том числе связанного с
использованием недопустимых средств языка);
сотрудничество со сверстниками, умение не создавать конфликтов и
находить выходы из спорных ситуаций, в том числе с опорой на примеры
художественных произведений;
эстетического воспитания:
уважительное отношение и интерес к художественной культуре,
восприимчивость к разным видам искусства, традициям и творчеству своего
и других народов;
стремление к самовыражению в разных видах художественной
деятельности, в том числе в искусстве слова;
Департамент образования Администрации г. Екатеринбурга
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 36 им. М.П. Одинцова
620078, г. Екатеринбург, ул. Малышева, 134 тел. 8(343) 374-02-91,
ИНН/КПП: 6660013769/667001001, e-mail: soch36@eduekb.ru
физического воспитания, формирования культуры здоровья и
эмоционального благополучия:
соблюдение правил здорового и безопасного (для себя и других людей)
образа жизни в окружающей среде (в том числе информационной) при поиске
дополнительной информации;
бережное отношение к физическому и психическому здоровью,
проявляющееся в выборе приемлемых способов речевого самовыражения и
соблюдении норм речевого этикета и правил общения;
трудового воспитания:
осознание ценности труда в жизни человека и общества (в том числе
благодаря примерам из текстов, с которыми идёт работа на уроках русского
языка), интерес к различным профессиям, возникающий при обсуждении
примеров из текстов, с которыми идёт работа на уроках русского языка;
экологического воспитания:
бережное отношение к природе, формируемое в процессе работы с
текстами;
неприятие действий, приносящих вред природе;
ценности научного познания:
первоначальные представления о научной картине мира, в том числе
первоначальные представления о системе языка как одной из составляющих
целостной научной картины мира;
познавательные
интересы,
активность,
инициативность,
любознательность и самостоятельность в познании, в том числе
познавательный интерес к изучению русского языка, активность и
самостоятельность в его познании.
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
В результате изучения русского языка на уровне начального общего
образования у обучающегося будут сформированы познавательные
универсальные учебные действия, коммуникативные универсальные учебные
действия, регулятивные универсальные учебные действия, совместная
деятельность.
У обучающегося будут сформированы следующие базовые логические
действия как часть познавательных универсальных учебных действий:
сравнивать различные тексты, устанавливать основания для сравнения
текстов, устанавливать аналогии текстов;
Департамент образования Администрации г. Екатеринбурга
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 36 им. М.П. Одинцова
620078, г. Екатеринбург, ул. Малышева, 134 тел. 8(343) 374-02-91,
ИНН/КПП: 6660013769/667001001, e-mail: soch36@eduekb.ru
объединять объекты (тексты) по определённому признаку;
определять существенный признак для классификации пословиц,
поговорок, фразеологизмов;
находить в текстах закономерности и противоречия на основе
предложенного учителем алгоритма наблюдения; анализировать алгоритм
действий при анализе текста, самостоятельно выделять учебные операции при
анализе текстов;
выявлять недостаток информации для решения учебной и практической
задачи на основе предложенного алгоритма, формулировать запрос на
дополнительную информацию;
устанавливать причинно-следственные связи при анализе текста, делать
выводы.
У обучающегося будут сформированы следующие базовые
исследовательские действия как часть познавательных универсальных
учебных действий:
с помощью учителя формулировать цель, планировать изменения
собственного высказывания в соответствии с речевой ситуацией;
сравнивать несколько вариантов выполнения задания, выбирать
наиболее подходящий (на основе предложенных критериев);
проводить по предложенному плану несложное мини-исследование,
выполнять по предложенному плану проектное задание;
формулировать выводы и подкреплять их доказательствами на основе
результатов проведённого смыслового анализа текста; формулировать с
помощью учителя вопросы в процессе анализа предложенного текстового
материала;
прогнозировать возможное развитие процессов, событий и их
последствия в аналогичных или сходных ситуациях.
У обучающегося будут сформированы следующие умения работать с
информацией как часть познавательных универсальных учебных
действий:
выбирать источник получения информации: нужный словарь,
справочник для получения запрашиваемой информации, для уточнения;
согласно заданному алгоритму находить представленную в явном виде
информацию в предложенном источнике: в словарях, справочниках;
распознавать достоверную и недостоверную информацию
самостоятельно или на основании предложенного учителем способа её
проверки (обращаясь к словарям, справочникам, учебнику);
Департамент образования Администрации г. Екатеринбурга
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 36 им. М.П. Одинцова
620078, г. Екатеринбург, ул. Малышева, 134 тел. 8(343) 374-02-91,
ИНН/КПП: 6660013769/667001001, e-mail: soch36@eduekb.ru
соблюдать с помощью взрослых (педагогических работ- ников,
родителей, законных представителей) правила информационной безопасности
при поиске информации в Интернете;
анализировать и создавать текстовую, графическую, видео, звуковую
информацию в соответствии с учебной задачей;
понимать информацию, зафиксированную в виде таблиц, схем;
самостоятельно создавать схемы, таблицы для представления результатов
работы с текстами.
У обучающегося будут сформированы следующие умения общения как
часть коммуникативных универсальных учебных действий:
воспринимать и формулировать суждения, выражать эмоции в
соответствии с целями и условиями общения в знакомой среде;
проявлять уважительное отношение к собеседнику, соблюдать правила
ведения диалоги и дискуссии;
признавать возможность существования разных точек зрения;
корректно и аргументированно высказывать своё мнение;
строить речевое высказывание в соответствии с поставленной задачей;
создавать устные и письменные тексты (описание, рассуждение,
повествование) в соответствии с речевой ситуацией;
готовить небольшие публичные выступления о результатах парной и
групповой работы, о результатах наблюдения, выполненного миниисследования, проектного задания;
подбирать иллюстративный материал (рисунки, фото, плакаты) к тексту
выступления.
У обучающегося будут сформированы следующие умения совместной
деятельности как части коммуникативных универсальных учебных
действий:
формулировать краткосрочные и долгосрочные цели (индивидуальные
с учётом участия в коллективных задачах) в стандартной (типовой) ситуации
на основе предложенного учителем формата планирования, распределения
промежуточных шагов и сроков;
принимать цель совместной деятельности, коллективно строить
действия по её достижению: распределять роли, договариваться, обсуждать
процесс и результат совместной работы;
проявлять готовность руководить, выполнять поручения, подчиняться,
самостоятельно разрешать конфликты;
Департамент образования Администрации г. Екатеринбурга
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 36 им. М.П. Одинцова
620078, г. Екатеринбург, ул. Малышева, 134 тел. 8(343) 374-02-91,
ИНН/КПП: 6660013769/667001001, e-mail: soch36@eduekb.ru
ответственно выполнять свою часть работы;. оценивать свой вклад в
общий результат;
выполнять совместные проектные задания с опорой на предложенные
образцы
У обучающегося будут сформированы следующие умения
самоорганизации как части регулятивных универсальных учебных
действий:
планировать действия по решению учебной задачи для получения
результата;
выстраивать последовательность выбранных действий.
У обучающегося будут сформированы следующие умения
самоконтроля как части регулятивных универсальных учебных
действий:
устанавливать причины успеха (неудач) учебной деятельности;
корректировать свои учебные действия для преодоления речевых и
орфографических ошибок;
соотносить результат деятельности с поставленной учебной задачей
по выделению, характеристике, использованию языковых единиц;
находить ошибку, допущенную при работе с языковым материалом,
находить орфографическую и пунктуационную ошибку;
сравнивать
результаты своей деятельности и деятельности
одноклассников, объективно оценивать их по предложенным
критериям.
У обучающегося будут сформированы следующие умения совместной
деятельности:
формулировать
краткосрочные
и
долгосрочные
цели
(индивидуальные с учётом участия в коллективных задачах) в
стандартной (типовой) ситуации на основе предложенного учителем
формата планирования, распределения промежуточных шагов и
сроков;
принимать цель совместной деятельности, коллективно строить
действия по её достижению: распределять роли, договариваться,
обсуждать процесс и результат совместной работы;
проявлять
готовность
руководить,
выполнять
поручения,
подчиняться, самостоятельно разрешать конфликты;
ответственно выполнять свою часть работы;
оценивать свой вклад в общий результат;
Департамент образования Администрации г. Екатеринбурга
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 36 им. М.П. Одинцова
620078, г. Екатеринбург, ул. Малышева, 134 тел. 8(343) 374-02-91,
ИНН/КПП: 6660013769/667001001, e-mail: soch36@eduekb.ru
выполнять совместные проектные задания с опорой на предложенные
образцы.
ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Изучение учебного предмета «Родной язык (русский)» в течение обучения в
начальной школе должно обеспечить воспитание ценностного отношения к
родному языку как отражению культуры, включение учащихся в культурноязыковое пространство русского народа, осмысление красоты и величия
русского языка; приобщение к литературному наследию русского наро- да;
обогащение активного и пассивного словарного запаса, развитие у
обучающихся культуры владения родным языком во всей полноте его
функциональных возможностей в соответствии с нормами устной и
письменной речи, правилами речевого этикета; расширение знаний о родном
языке как системе и как развивающемся явлении, формирование
аналитических умений в отношении языковых единиц и текстов разных функционально-смысловых типов и жанров.
1 КЛАСС
К концу обучения в 1 классе обучающийся научится:
владеть элементарными представлениями о национальном своеобразии
метафор, олицетворений, эпитетов и видеть в тексте данные средства
художественной выразительности; осознавать значимость чтения родной
русской литературы для познания себя, мира, национальной истории и
культуры;
владеть элементарными приёмами интерпретации произведений
русской литературы;
использовать словарь учебника для получения дополнительной
информации о значении слова;
читать наизусть стихотворные произведения по собственному выбору.
ориентироваться в нравственном содержании прочитанного, соотносить
поступки героев с нравственными нормами;
совершенствовать в процессе чтения произведений русской литературы
читательские умения: читать вслух и про себя, владеть элементарными
приёмами интерпретации художественных и учебных текстов;
применять опыт чтения произведений русской литературы для речевого
самосовершенствования:
участвовать
в
обсуждении
Департамент образования Администрации г. Екатеринбурга
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 36 им. М.П. Одинцова
620078, г. Екатеринбург, ул. Малышева, 134 тел. 8(343) 374-02-91,
ИНН/КПП: 6660013769/667001001, e-mail: soch36@eduekb.ru
прослушанного/прочитанного текста, доказывать и подтверждать собственное
мнение ссылками на текст;
обогащать собственный круг чтения;
соотносить впечатления от прочитанных и прослушанных произведений
с впечатлениями от других видов искусства.
2 КЛАСС
К концу обучения в 2 классе обучающийся научится:
осознавать значимость чтения родной русской литературы для познания
себя, мира, национальной истории и культуры;
владеть элементарными приёмами интерпретации произведений
русской литературы;
использовать словарь учебника для получения дополнительной
информации о значении слова;
читать наизусть стихотворные произведения по собственному выбору.
ориентироваться в нравственном содержании прочитанного, соотносить
поступки героев с нравственными нормами;
владеть элементарными представлениями о национальном своеобразии
метафор, олицетворений, эпитетов и видеть в тексте данные средства
художественной выразительности;
совершенствовать в процессе чтения произведений русской литературы
читательские умения: читать вслух и про себя, владеть элементарными
приёмами интерпретации художественных и учебных текстов;
применять опыт чтения произведений русской литературы для речевого
самосовершенствования:
участвовать
в
обсуждении
прослушанного/прочитанного текста, доказывать и подтверждать собственное
мнение ссылками на текст;
обогащать собственный круг чтения;
соотносить впечатления от прочитанных и прослушанных произведений
с впечатлениями от других видов искусства.
3 КЛАСС
К концу обучения в 3 классе обучающийся научится:
применять опыт чтения произведений русской литературы для речевого
самосовершенствования:
участвовать
в
обсуждении
прослушанного/прочитанного текста, доказывать и подтверждать собственное
мнение ссылками на текст; передавать содержание прочитанного или
Департамент образования Администрации г. Екатеринбурга
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 36 им. М.П. Одинцова
620078, г. Екатеринбург, ул. Малышева, 134 тел. 8(343) 374-02-91,
ИНН/КПП: 6660013769/667001001, e-mail: soch36@eduekb.ru
прослушанного с учётом специфики текста в виде пересказа (полного или
краткого), пересказывать литературное произведение от имени одного из
действующих лиц, составлять устный рассказ на основе прочитанных
произведений с учётом коммуникативной задачи (для разных адресатов);
пользоваться справочными источниками для понимания текста и
получения дополнительной информации;
осознавать коммуникативно-эстетические возможности русского языка
на основе изучения произведений русской литературы;
осознавать родную литературу как национально-культурную ценность
народа, как средство сохранения и передачи нравственных ценностей и
традиций;
давать и обосновывать нравственную оценку поступков героев;
совершенствовать в процессе чтения произведений русской литературы
читательские умения: читать вслух и про себя, владеть элементарными
приёмами интерпретации и анализа художественных, научно-популярных и
учебных текстов;
осознавать значимость чтения русской литературы для личного
развития; для культурной самоидентификации;
определять позиции героев художественного текста, позицию автора
художественного текста;
самостоятельно выбирать интересующую литературу, формировать и
обогащать собственный круг чтения.
4 КЛАСС
К концу обучения в 4 классе обучающийся научится:
осознавать коммуникативно-эстетические возможности русского языка
на основе изучения произведений русской литературы;
осознавать родную литературу как национально-культурную ценность
народа, как средство сохранения и передачи нравственных ценностей и
традиций;
давать и обосновывать нравственную оценку поступков героев;
совершенствовать в процессе чтения произведений русской литературы
читательские умения: читать вслух и про себя, владеть элементарными
приёмами интерпретации и анализа художественных, научно-популярных и
учебных текстов;
применять опыт чтения произведений русской литературы для речевого
самосовершенствования:
участвовать
в
обсуждении
Департамент образования Администрации г. Екатеринбурга
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 36 им. М.П. Одинцова
620078, г. Екатеринбург, ул. Малышева, 134 тел. 8(343) 374-02-91,
ИНН/КПП: 6660013769/667001001, e-mail: soch36@eduekb.ru
прослушанного/прочитанного текста, доказывать и подтверждать собственное
мнение ссылками на текст; передавать содержание прочитанного или
прослушанного с учётом специфики текста в виде пересказа (полного или
краткого), пересказывать литературное произведение от имени одного из
действующих лиц, составлять устный рассказ на основе прочитанных
произведений с учётом коммуникативной задачи (для разных адресатов);
пользоваться справочными источниками для понимания текста и
получения дополнительной информации.
осознавать значимость чтения русской литературы для личного
развития; для культурной самоидентификации;
определять позиции героев художественного текста, позицию автора
художественного текста;
самостоятельно выбирать интересующую литературу, формировать и
обогащать собственный круг чтения.
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Основные содержательные линии программы для 2, 4 класса (разделы
программы) соотносятся с содержательными линиями основного курса
Литературное чтение на родном (русском) языке.
Виды речевой и читательской деятельности
Аудирование (слушание)
Восприятие на слух и понимание художественных произведений, отра
жающих национально-культурные ценности, богатство русской речи; умения
отвечать на вопросы по воспринятому на слух тексту и
задавать вопросы по содержанию воспринятого на слух текста.
Чтение
Чтение вслух. Постепенный переход от слогового к плавному
осмысленному правильному чтению целыми словами вслух (скорость чтения
в соответствии с индивидуальным темпом чтения, позволяющим осознать
текст). Соблюдение орфоэпических норм чтения. Передача с помощью
интонирования смысловых особенностей разных по виду и типу текстов.
Чтение про себя. Осознание при чтении про себя смысла доступных по
объему и жанру произведений. Понимание особенностей разных
видов чтения.
Департамент образования Администрации г. Екатеринбурга
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 36 им. М.П. Одинцова
620078, г. Екатеринбург, ул. Малышева, 134 тел. 8(343) 374-02-91,
ИНН/КПП: 6660013769/667001001, e-mail: soch36@eduekb.ru
Чтение произведений устного народного творчества: русский фольк
лорный текст как источник познания ценностей и традиций народа.
Чтение
текстов
художественных
произведений, отражающих нравственноэтические ценности и идеалы, значимые для национального сознания и сохра
няющиеся в культурном пространстве на протяжении многих эпох: любовь к
Родине, вера, справедливость, совесть, сострадание и др. Черты русского нац
ионального характера: доброта, бескорыстие, трудолюбие, честность, смелос
ть и др. Русские национальные традиции: единение, взаимопомощь, открытос
ть, гостеприимство и др. Семейные ценности: лад, любовь, взаимопонимание
, забота, терпение, почитание родителей. Отражение в русской литературе
культуры православной семьи. Мир русского детства: взросление,
особенность отношений с окружающим миром, взрослыми и сверстниками;
осознание себя как носителя и продолжателя русских традиций.
Эмоционально-нравственная оценка поступков героев.
Понимание особенностей русской литературы: раскрытие внутреннего
мира героя, его переживаний; обращение к нравственным проблемам.
Поэтические представления русского народа о мире природы (солнце, поле,
лесе, реке, тумане, ветре, морозе, грозе и др.), отражение этих представлений
в фольклоре и их развитие в русской поэзии и прозе. Сопоставление состояния
окружающего мира с чувствами и настроением человека.
Чтение информационных текстов:
историко-культурный
комментарий
к
произведениям,
отдельные
факты биографии авторов изучаемых текстов.
Говорение (культура речевого общения)
Диалогическая и монологическая речь. Участие в коллективном обсуж
дении прочитанных текстов, доказательство собственной точки зрения
с
опорой на текст; высказывания, отражающие специфику русской
художественной
литературы.
Пополнение
словарного запаса. Воспроизведение услышанного или прочитанного текста
с опорой на ключевые слова, иллюстрации к тексту (подробный, краткий,
выборочный пересказ текста).
Соблюдение в учебных ситуациях этикетных форм и устойчивых форм
ул‚
принципов
этикетного
общения,
лежащих
в
основе
национального речевого этикета.
Департамент образования Администрации г. Екатеринбурга
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 36 им. М.П. Одинцова
620078, г. Екатеринбург, ул. Малышева, 134 тел. 8(343) 374-02-91,
ИНН/КПП: 6660013769/667001001, e-mail: soch36@eduekb.ru
Декламирование (чтение наизусть) стихотворных произведений по
выбору учащихся.
Письмо (культура письменной речи)
Создание небольших по объему письменных высказываний по проблем
ам, поставленным в изучаемых произведениях.
Библиографическая культура
Выбор книг по обсуждаемой проблематике, в том числе с опорой на
список произведений для внеклассного чтения, рекомендованных в учебнике.
Использование соответствующих возрасту словарей и энциклопедий,
содержащих сведения о русской культуре.
Круг чтения
Произведения
русского
устного
народного
творчества;
произведения классиков русской
литературы XIX–ХХ вв. и современной
отечественной
литературы, отражающие национальнокультурные ценности и традиции русского
народа,
особенности
его
мировосприятия. Основные темы детского чтения: художественные
произведения о детстве, о становлении характера, о Родине, о выдающихся
представителях русского народа (первооткрывателях, писателях, поэтах,
художниках,
полководцах),
о
праздниках,
значимых
для русской культуры, о детских фантазиях и мечтах.
Литературоведческая пропедевтика (практическое освоение)
Жанровое
разнообразие
изучаемых
произведений:
малые
и
большие фольклорные формы; литературная сказка; рассказ, притча,
стихотворение. Прозаическая и поэтическая речь; художественный вымысел;
сюжет; тема; герой произведения; портрет; пейзаж; ритм; рифма.
Национальное своеобразие сравнений и
метафор;
их
значение
в
художественной речи.
Творческая деятельность обучающихся (на основе изученных литер
атурных произведений)
Интерпретация литературного произведения в творческой деятельности
учащихся: чтение по ролям, инсценирование; создание собственного устного
и письменного текста на основе художественного произведения с учетом
коммуникативной задачи (для разных адресатов); с опорой на серию
иллюстраций к произведению, на репродукции картин русских художников.
Департамент образования Администрации г. Екатеринбурга
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 36 им. М.П. Одинцова
620078, г. Екатеринбург, ул. Малышева, 134 тел. 8(343) 374-02-91,
ИНН/КПП: 6660013769/667001001, e-mail: soch36@eduekb.ru
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
1 КЛАСС
№ п/п
1.
Наименование разделов и тем
программы
Мир детства
ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО
ПРОГРАММЕ
Количество часов
Всего
Контрольные
работы
Практические
работы
Российская
электронная школа
17
17
Электронные
(цифровые)
образовательные
ресурсы
https://resh.edu.ru/subject/32/
1
0
Департамент образования Администрации г. Екатеринбурга
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 36 им. М.П. Одинцова
620078, г. Екатеринбург, ул. Малышева, 134 тел. 8(343) 374-02-91,
ИНН/КПП: 6660013769/667001001, e-mail: soch36@eduekb.ru
2 КЛАСС
№ п/п
1.
2
Наименование разделов и тем
программы
Мир детства
Россия — родина моя
ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО
ПРОГРАММЕ
Количество часов
Всего
Контрольные
работы
Практические
работы
Электронные
(цифровые)
образовательные
ресурсы
5
Российская
электронная школа
12
1
Российская
электронная школа
17
1
https://resh.edu.ru/subject/32/
https://resh.edu.ru/subject/32/
0
Департамент образования Администрации г. Екатеринбурга
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 36 им. М.П. Одинцова
620078, г. Екатеринбург, ул. Малышева, 134 тел. 8(343) 374-02-91,
ИНН/КПП: 6660013769/667001001, e-mail: soch36@eduekb.ru
3 КЛАСС
№ п/п
1
Наименование разделов и тем
программы
Мир детства
ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО
ПРОГРАММЕ
Количество часов
Всего
Контрольные
работы
Практические
работы
Российская
электронная школа
17
17
Электронные
(цифровые)
образовательные
ресурсы
https://resh.edu.ru/subject/32/
1
0
Департамент образования Администрации г. Екатеринбурга
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 36 им. М.П. Одинцова
620078, г. Екатеринбург, ул. Малышева, 134 тел. 8(343) 374-02-91,
ИНН/КПП: 6660013769/667001001, e-mail: soch36@eduekb.ru
4 КЛАСС
№ п/п
1
2
Наименование разделов и тем
программы
Мир детства
Россия — родина моя
ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО
ПРОГРАММЕ
Количество часов
Всего
Контрольные
работы
Практические
работы
Электронные
(цифровые)
образовательные
ресурсы
4
Российская
электронная школа
13
1
Российская
электронная школа
17
1
https://resh.edu.ru/subject/32/
https://resh.edu.ru/subject/32/
0
Департамент образования Администрации г. Екатеринбурга
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 36 им. М.П. Одинцова
620078, г. Екатеринбург, ул. Малышева, 134 тел. 8(343) 374-02-91,
ИНН/КПП: 6660013769/667001001, e-mail: soch36@eduekb.ru
ПОУРОЧНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
1 КЛАСС
№
п/п
1.
2.
3.
4.
5.
Тема урока
Не торопись отвечать, торопись слушать.
О. С. Бундур. «Я слушаю»
Е. Н. Егорова. «Детство Александра
Пушкина» (глава «Нянины сказки»)
Е. Н. Егорова. «Детство Александра
Пушкина» (глава «Нянины сказки»)
Т. А. Луговская. «Как знаю, как помню,
как умею» (фрагмент)
Т. А. Луговская. «Как знаю, как помню,
как умею» (фрагмент)
8.
Пословицы об отношении к другим
людям. В. В. Бианки. «Сова». Л. И.
Кузьмин. «Дом с колокольчиком»
Кто идёт вперёд, того страх не берёт
Пословицы о смелости. С. П.
Алексеев. «Медаль»
В. В. Голявкин. «Этот мальчик»
9.
В. Ю. Драгунский. «Рабочие дробят
камень».
6.
7.
Количество часов
Всего
1
1
1
1
1
1
1
1
1
Контрольные
работы
Практически
е работы
Дата
изучения
Электронные
цифровые
образовательные
ресурсы
Департамент образования Администрации г. Екатеринбурга
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 36 им. М.П. Одинцова
620078, г. Екатеринбург, ул. Малышева, 134 тел. 8(343) 374-02-91,
ИНН/КПП: 6660013769/667001001, e-mail: soch36@eduekb.ru
10.
11.
12.
13.
Воля и труд дивные всходы дают.
Пословицы о труде. Е. А. Пермяк.
«Маркел-самодел и его дети»
Е. А. Пермяк. «Маркел-самодел и его
дети»
Семья крепка ладом. Б. В. Шергин.
«Пословицы в рассказах».
С. Г. Георгиев. «Стрекот кузнечика»
1
1
1
1
1
16.
В. В. Голявкин. «Мой добрый папа»
(фрагмент)
М. В. Дружинина. «Очень полезный
подарок»
Л. Н. Толстой. «Отец и сыновья»
17.
В. Сухомлинский. «Именинный обед»
1
14.
15.
ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО
ПРОГРАММЕ
1
1
17
1
0
Департамент образования Администрации г. Екатеринбурга
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 36 им. М.П. Одинцова
620078, г. Екатеринбург, ул. Малышева, 134 тел. 8(343) 374-02-91,
ИНН/КПП: 6660013769/667001001, e-mail: soch36@eduekb.ru
2 КЛАСС
№
п/п
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
Количество часов
Тема урока
Мечты, зовущие ввысь. Н.
Абрамцева. «Заветное желание»
Е. В. Григорьева. «Мечта»
Всего
К.
Л. Н. Толстой. «Воспоминания»
(глава «Фанфаронова гора»)
Ю. Томин. «Шел по городу
волшебник»
Ю. Томин. «Шел по городу
волшебник»
Люди земли русской
В. А. Бахревский. «Виктор Васнецов»
(глава «Рябово»)
М. А. Булатов, В. И. Порудоминский.
«Собирал человек слова… Повесть о
В. И. Дале» (фрагмент)
М. Л. Яковлев. «Сергий Радонежский
приходит на помощь» (фрагмент)
Хорош праздник после трудов
праведных. Песни-веснянки. Л. Ф.
Воронкова. «Девочка из города»
(глава «Праздник весны»)
1
1
1
1
1
1
1
1
1
Контрольные
работы
Практически
е работы
Дата
изучения
Электронные
цифровые
образовательные
ресурсы
Департамент образования Администрации г. Екатеринбурга
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 36 им. М.П. Одинцова
620078, г. Екатеринбург, ул. Малышева, 134 тел. 8(343) 374-02-91,
ИНН/КПП: 6660013769/667001001, e-mail: soch36@eduekb.ru
1
14.
В. А. Жуковский. «Жаворонок».
А. С. Пушкин. «Птичка»
И. С. Шмелёв. «Лето Господне»
(фрагмент главы «Масленица»)
К зелёным далям с детства взор
приучен. Русские народные загадки о
поле, цветах. Ю. И. Коваль.
«Фарфоровые колокольчики»
И. С. Никитин. «В чистом поле тень
шагает»
М. С. Пляцковский. «Колокольчик»
15.
В. А. Солоухин. «Трава» (фрагмент)
1
10.
11.
12.
13.
Контрольная работа по материалу,
изученному во 2 классе
17. Ф. И. Тютчев. «Тихой ночью, поздним
летом…»
ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО
ПРОГРАММЕ
16.
1
1
1
1
1
1
1
17
1
0
Департамент образования Администрации г. Екатеринбурга
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 36 им. М.П. Одинцова
620078, г. Екатеринбург, ул. Малышева, 134 тел. 8(343) 374-02-91,
ИНН/КПП: 6660013769/667001001, e-mail: soch36@eduekb.ru
3 КЛАСС
№
п/п
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
Тема урока
Испокон века книга растит
человека. С. Т. Аксаков. «Детские
годы Багрова-внука» (фрагмент
главы
«Последовательные
воспоминания»)
Д. Н. Мамин-Сибиряк. «Из
далёкого
прошлого»
(глава
«Книжка с картинками»)
Ю. Н. Тынянов. «Пушкин»
(фрагмент)
С.
Т.
Григорьев.
«Детство
Суворова» (фрагмент)
С.
Т.
Григорьев.
«Детство
Суворова» (фрагмент)
Скромность красит человека
Пословицы о скромности.
Е. В. Клюев. «Шагом марш»
И. П. Токмакова. «Разговор
татарника и спорыша»
Любовь всё побеждает
Количество часов
Всего
1
1
1
1
1
1
1
1
Контрольные
работы
Практически
е работы
Дата
изучения
Электронные
цифровые
образовательные
ресурсы
Департамент образования Администрации г. Екатеринбурга
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 36 им. М.П. Одинцова
620078, г. Екатеринбург, ул. Малышева, 134 тел. 8(343) 374-02-91,
ИНН/КПП: 6660013769/667001001, e-mail: soch36@eduekb.ru
9.
10.
11.
12.
13.
14.
15.
16.
17.
Б. П. Екимов. «Ночь исцеления»
И. С. Тургенев. «Голуби»
Такое разное детство
Е. Н. Верейская. «Три девочки»
(фрагмент)
Е. Н. Верейская. «Три девочки»
(фрагмент)
М. В. Водопьянов. «Полярный
лётчик (главы «Маленький мир»,
«Мой первый «полет»)
О. В. Колпакова. «Большое
сочинение про бабушку» (главы
«Про печку», «Про чистоту»)
К. В. Лукашевич. «Моё милое
детство» (фрагмент)
К. В. Лукашевич. «Моё милое
детство» (фрагмент)
Придуманные миры и страны
Т. В. Михеева. «Асино лето»
(фрагмент)
Придуманные миры и страны
Т. В. Михеева. «Асино лето»
(фрагмент)
ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО
ПРОГРАММЕ
1
1
1
1
1
1
1
1
1
17
1
0
Департамент образования Администрации г. Екатеринбурга
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 36 им. М.П. Одинцова
620078, г. Екатеринбург, ул. Малышева, 134 тел. 8(343) 374-02-91,
ИНН/КПП: 6660013769/667001001, e-mail: soch36@eduekb.ru
4 КЛАСС
№
п/п
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
Тема урока
В. П. Крапивин. «Голубятня на
желтой поляне» (фрагменты)
В. П. Крапивин. «Голубятня на
желтой поляне» (фрагменты)
Н.Носов. Незнайка на Луне
(фрагменты)
Н.Носов. Незнайка на Луне
(фрагменты)
Люди земли русской. Е. В.
Мурашова. «Афанасий Никитин»
(глава «Каффа»)
Ю. М. Нагибин. «Маленькие
рассказы о большой судьбе» (глава
«В школу»)
Ю. М. Нагибин. «Маленькие
рассказы о большой судьбе» (глава
«В школу»)
Широка страна моя родная
А. С. Зеленин. «Мамкин Василёк»
Количество часов
Всего
1
1
1
1
1
1
1
1
Контрольные
работы
Практически
е работы
Дата
изучения
Электронные
цифровые
образовательные
ресурсы
Департамент образования Администрации г. Екатеринбурга
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 36 им. М.П. Одинцова
620078, г. Екатеринбург, ул. Малышева, 134 тел. 8(343) 374-02-91,
ИНН/КПП: 6660013769/667001001, e-mail: soch36@eduekb.ru
(фрагмент)
9.
А. Д. Дорофеев. «Веретено»
1
10.
В. Г. Распутин. «Саяны»
1
11.
Сказ о валдайских колокольчиках
1
12.
Под дыханьем непогоды
1
13.
Русские народные загадки о ветре,
морозе, грозе. А. Н. Апухтин.
«Зимой»
1
14.
В. Д. Берестов. «Мороз»
1
15.
А. Н. Майков. «Гроза»
1
16.
Итоговая контрольная работа по
материалу, изученному в 4 классе
1
17.
Н. М. Рубцов. «Во время грозы»
ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО
ПРОГРАММЕ
1
1
17
1
0
Департамент образования Администрации г. Екатеринбурга
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 36 им. М.П. Одинцова
620078, г. Екатеринбург, ул. Малышева, 134 тел. 8(343) 374-02-91,
ИНН/КПП: 6660013769/667001001, e-mail: soch36@eduekb.ru
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА ОБЯЗАТЕЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ
МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧЕНИКА
Литературное чтение на родном русском языке. 2 класс. Учебное пособие /
Александрова О.М., Кузнецова М.И., Романова В.Ю., Рябинина Л.А., Соколова
О.В.
Литературное чтение на родном русском языке. 4 класс. Учебное пособие /
Александрова О.М., Кузнецова М.И., Романова В.Ю., Рябинина Л.А., Соколова
О.В.
МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧИТЕЛЯ
Литературное чтение на родном языке. 1–4 классы. Рабочие программы / О. М.
Александрова, М. И. Кузнецова, Л. В. Петленко и др. М.: Просвещение, 2019.
ЦИФРОВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ И РЕСУРСЫ СЕТИ
ИНТЕРНЕТ
Академический орфографический
словарь. URL:
http://gramota.ru/slovari/info/lop Кругосвет – универсальная энциклопедия.
URL: http://www.krugosvet. Культура письменной речи. URL:
http://gramma.ru
Мир русского слова. URL: http://gramota.ru/biblio/magazines/mrs
Портал «Словари.ру». URL: http://slovari.ru
Православная библиотека: справочники, энциклопедии, словари.
URL: https://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki (дата обращения: 10.09.2020).
Русская виртуальная библиотека. URL: http://www.rvb.ru Русская
речь. URL: http://gramota.ru/biblio/magazines/rr/
Русский филологический портал. URL: http://www.philology.ru (дата
обращения: 10.09.2020).
Словари и энциклопедии на Академике. URL: https://dic.academic.ru
Стихия:
классическая
русская/советская
поэзия.
URL:
http://litera.ru/stixiya
Фундаментальная
электронная
библиотека «Русская
литература и фольклор»: словари, энциклопедии. URL: http://febweb.ru/feb/feb/dict.htm