Департамент образования Администрации г. Екатеринбурга
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 36
им. М.П. Одинцова
620078, г. Екатеринбург, ул. Малышева, 134 тел. 8(343) 374-02-91, e-mail: soch36@eduekb.ru
ПРИНЯТО
на заседании педагогического совета
МАОУ СОШ № 36
Протокол № 1 от «29» августа 2025 г.
УТВЕРЖДАЮ
Директор МАОУ СОШ № 36
______________А.С. Бабушкина
Приказ № 166– ТД от «27» августа
2025 г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КУРСА
ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
«Орлята России»
Автор-составитель: Пышкова Полина Павловна
Учитель начальных классов
г. Екатеринбург, 2025 год
1
Департамент образования Администрации г. Екатеринбурга
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 36
им. М.П. Одинцова
620078, г. Екатеринбург, ул. Малышева, 134 тел. 8(343) 374-02-91, e-mail: soch36@eduekb.ru
2. Пояснительная записка
Актуальность программы внеурочной деятельности «Орлята России»
Особое положение в системе непрерывного образования и воспитания детей
занимают дети 7–10/11 лет, учащиеся начальной общеобразовательной школы. Начальная
школа выступает фундаментом в процессе социального воспитания, осмысления ребёнком
себя в окружающем мире, выстраивания системы коммуникации со сверстниками и
взрослыми. Реалии современного общества предъявляют к юным гражданам страны
особые требования, связанные с проявлением инициативы, ответственности,
самостоятельности, активности. Успешность решения жизненных задач обусловлена
способностью школьников находить нетривиальные решения, проявлять энергичность,
настойчивость, формулировать цели, для реализации которых необходимо привлекать и
использовать ресурсы, строить свои деловые и межличностные отношения в социальной
среде.
Участие детей и педагогов в программе «Орлята России» способствует
восстановлению богатого опыта воспитательной работы с подрастающим поколением и
его дальнейшему развитию с учётом всех вызовов современного мира.
На реализацию Программы в курсе внеурочной деятельности в 3 классе отводится
1 час в неделю (общий годовой объём – 34 учебных часа).
Формы проведения занятий: занятие-игра, беседа, экскурсия, поход, проблемноценностное общение, совместная подготовка и проведение коллективных творческих дел,
согласно методологии Программы. Занятия могут проводиться не только в классе, но и на
улице, в парке, в музее.
В основу курса внеурочной деятельности положен системно-деятельностный
подход, позволяющий за период освоения ребёнком образовательных треков (траекторий
социально-коммуникативного развития) осуществить качественный переход от
«социальной активности» к «социальной позиции» и «гражданской идентичности».
Курс внеурочной деятельности представляет комплекс из 27 занятий для
обучающихся по 7 трекам Программы, а также вводную игровую программу, состоящую
из 4 самостоятельных занятий, Вводного Орлятского урока, игрового занятия для
подведения итогов годового участия в Программе. Изменение позиции ребёнка в
реализации содержания, логика каждого трека выстроены на основе коллективной
творческой деятельности И.П. Иванова и с учётом возрастных особенностей младших
школьников в зависимости от класса.
Уникальность Программы заключается в содержательном направлении на
формирование и развитие ценностных ориентиров младших школьников, их опыта
позитивного преобразования социального мира с учётом всех региональных особенностей
и вызовов современного мира.
Цель программы «Орлята России» – развитие у учащихся младшего школьного
возраста социально-ценностных знаний, отношений и опыта позитивного преобразования
ближайшего социального окружения на основе традиционных российских духовнонравственных ценностей, воспитания культуры общения, воспитания любви к Родине.
Задачи:
Личностные: содействие формированию качеств социально активной личности:
ответственности, доброжелательности, инициативности, отзывчивости, неравнодушия,
взаимопомощи, уважения к старшим и сверстникам.
Метапредметные:
2
Департамент образования Администрации г. Екатеринбурга
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 36
им. М.П. Одинцова
620078, г. Екатеринбург, ул. Малышева, 134 тел. 8(343) 374-02-91, e-mail: soch36@eduekb.ru
- познавательные: развивать критическое мышление, обучая навыкам поиска,
оценки, систематизации и анализа информации.
- регулятивные: способствовать формированию у учащихся способности
самостоятельно и коллективно ставить цели, определять задачи и планировать свою
деятельность для успешной реализации коллективных творческих дел и совместных
событий.
- коммуникативные: направлять на командное взаимодействие, развитие умений
аргументировать свою точку зрения, договариваться при принятии совместных решений,
вести конструктивное общение.
Предметные: расширять кругозор, способствовать формированию новых
представлений о себе, окружающей действительности и приобретению практических
умений, реализующихся в социально-преобразующей деятельности.
Нормативно-правовую основу рабочей программы внеурочной деятельности
«Орлята России» составляют следующие документы:
1. Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской
Федерации».
2. Указ Президента Российской Федерации от 02.07.2021 № 400 «О Стратегии
национальной безопасности Российской Федерации».
3. Указ Президента Российской Федерации от 09.11.2022 № 809 «Об утверждении
Основ государственной политики по сохранению и укреплению традиционных
российских духовно-нравственных ценностей».
4. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 29.04.2015 № 996-р «Об
утверждении Стратегии развития воспитания на период до 2025 года».
5. Приказ Минпросвещения России от 31.05.2021 № 286 «Об утверждении
федерального государственного образовательного стандарта начального общего
образования».
6. Приказ Минпросвещения России от 18.05.2023 № 372 «Об утверждении
федеральной образовательной программы начального общего образования».
7. Письмо Департамента государственной политики в сфере воспитания,
дополнительного образования и детского отдыха «О направлении информации» №06-1124
от 20.08.2025.
Взаимосвязь с программой воспитания
Программа внеурочной деятельности «Орлята России» разработана на основе
рекомендаций Программы воспитания, что обеспечивает интеграцию обучающих и
воспитательных аспектов педагогической деятельности. Фокус смещён на комплексное
развитие личности обучающегося, включая его нравственные и социальные компетенции.
Данный подход реализуется через:
приоритетное достижение личностных результатов, конкретизированных в
Программе воспитания;
формирование у обучающихся осознания социальной значимости их деятельности,
согласно положениям Программы воспитания.
применение интерактивных форм занятий, стимулирующих активное вовлечение
обучающихся в совместную деятельность с педагогом и сверстниками, а также
способствующих формированию детско-взрослых общностей, имеющих ключевое
значение для воспитательного процесса, как это определено Программой
воспитания.
3
Департамент образования Администрации г. Екатеринбурга
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 36
им. М.П. Одинцова
620078, г. Екатеринбург, ул. Малышева, 134 тел. 8(343) 374-02-91, e-mail: soch36@eduekb.ru
3. Предполагаемые результаты
Результатом Программы является сформированность у ребёнка младшего
школьного возраста социально-ценностных знаний, отношений и опыта позитивного
преобразования социального мира на основе российских базовых национальных
ценностей.
Целевые ориентиры результатов участия и освоения младшими школьниками
содержания учебно-методического комплекса программы «Орлята России» определены в
соответствии с ФГОС основными направлениями воспитания, зафиксированными в
Примерной рабочей программе воспитания, и основываются на российских базовых
национальных ценностях.
Личностные результаты:
Учащийся:
Будет проявлять ответственность и инициативность в планировании и выполнении
поручений, коллективных творческих дел.
Будет демонстрировать доброжелательность, отзывчивость и уважение в общении
со сверстниками и взрослыми, стремиться к взаимопомощи.
Осознает себя как социально активную личность, понимающую свою роль и
ответственность в жизни класса, школы, местного сообщества.
Метапредметные результаты:
Познавательные УУД: учащийся научится находить информацию из различных
источников (текст, схема, интернет), критически ее оценивать, систематизировать и
анализировать для решения практических задач.
Регулятивные УУД: учащийся научится самостоятельно и в сотрудничестве со
сверстниками ставить цель, определять задачи и составлять план для реализации
коллективных дел и событий.
Коммуникативные УУД: учащийся научится эффективно взаимодействовать в
команде: аргументировать свою позицию, учитывать мнение других,
договариваться и находить общие решения при совместной работе, получит
возможность научиться организовывать и вести конструктивный диалог для
разрешения спорных ситуаций.
Предметные результаты:
Учащийся:
Научится применять расширенные представления о себе и окружающем мире
(социальных нормах, общественных процессах) для планирования и реализации
социально значимых дел.
Освоит на практике умения выявлять проблему, проектировать и осуществлять
социально-преобразующую деятельность, направленную на улучшение своей
жизненной среды (в классе, школе, дворе).
Департамент образования Администрации г. Екатеринбурга
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 36
им. М.П. Одинцова
620078, г. Екатеринбург, ул. Малышева, 134 тел. 8(343) 374-02-91, e-mail: soch36@eduekb.ru
4. Содержание курса внеурочной деятельности
Вводный Орлятский урок
Вводный Орлятский урок предваряет реализацию треков Программы, открывает
возможности и помогает выстраивать перспективы классу-участнику, носящему статус
Орлята России.
Для разных категорий третьеклассников предлагается два варианта Орлятского
урока:
1) для 3 класса, который с текущего учебного года начинает своё участие в
Программе,
2) для 3 класса, который в предыдущий год уже был участником программы
«Орлята России».
В рамках первого варианта Вводного Орлятского урока через игровую форму
происходит погружение обучающихся начальных классов в содержание программы
«Орлята России». Материал подаётся крупными блоками с использованием опорных
сигналов, позволяющих формировать у детей целостное представление о Программе и её
треках. Погружение происходит эмоционально, создаёт атмосферу праздника и единства
коллектива детей. В ходе Орлятского урока дети под руководством педагога создают
Орлятский уголок, в котором найдут отражение символика программы «Орлята России»,
треки Программы, символы класса (название, девиз, эмблема); цель участия класса в
Программе.
Орлятский урок для детей второго года участия в программе «Орлята России»
реализуется с использования методики коллективной творческой деятельности, автором
которой является И.П. Иванов. Кроме того, в данном уроке основополагающее место
также занимает игровая форма деятельности обучающихся, что объясняется
направленностью на младший школьный возраст. В ходе Орлятского урока дети под
руководством педагога воспроизводят уже имеющиеся знания о Программе через
просмотр предлагаемого видеоролика или слайд-шоу, а также через последующее
обсуждение важнейших аспектов прошлогоднего опыта участия в Программе с
обращением внимания на то, как реализовались треки в конкретном детском коллективе.
Коллективное творческое дело, как и игровая деятельность обучающихся, на этом
Орлятском уроке строится вокруг так называемого «Билета в программу «Орлята России»:
выполняя творческие поручения, обучающиеся открывают «Билет» – благодаря чему у
класса, помимо названия и девиза, появляется элемент визитной карточки – традиции,
которые найдут своё отражение в уже известном Орлятском уголке. Завершающей точкой
вводного урока станет совместное написание «Письма в Будущее», адресованное своему
же классу на момент завершения прохождения Программы. Данное «Письмо» содержит
основные выдержки и итоги по всему занятию: актуализацию прошлогоднего опыта
участия в Программе, постановку цели и задач на текущий учебный год,
позиционирование уникальности класса как участника программы «Орлята России».
5
Департамент образования Администрации г. Екатеринбурга
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 36
им. М.П. Одинцова
620078, г. Екатеринбург, ул. Малышева, 134 тел. 8(343) 374-02-91, e-mail: soch36@eduekb.ru
Трек «Орлёнок – Лидер»
В процессе реализации данного трека дети приобретают опыт совместной
деятельности, что является необходимым в начале учебного года. Педагог может увидеть
уровень сплочённости классного коллектива, сформировать детские микрогруппы для
приобретения и осуществления опыта совместной деятельности и чередования творческих
поручений.
№
1.
Тема
«Я могу быть
лидером!»
Содержание темы
Виды
деятельности
Введение в тему,
мотивация, целеполагание.
Знакомство с понятием
«Лидер»: лексическая
работа – определение
значения нового слова.
Работа в группах: назвать
1–3 известных лидеров
нашей страны, ответить
на вопросы: «Почему их
можно считать
лидерами? Какими
качествами они
обладают?»
Работа в группах с
конструктором «Лидер»,
упорядочение качеств
лидера в виде опорной
схемы.
«А кто может быть
лидером?» – «Лидером
может быть каждый, и я
могу!». Тренинг на
выявление лидера в
команде (с чек-листами,
где дети после каждого
упражнения записывают,
кто, по их мнению, был
лидером). Тренинг
должен содержать
упражнения
художественноэстетического
содержания,
интеллектуального,
спортивного и т.п.
Видео от учителя
«Интервью с лидером».
Дети отвечают на вопрос:
«Какие качества помогли
мне стать лидером?».
Познавательная,
игровая,
проблемноценностное
общение.
6
Формы
организации
занятий
Беседа.
Тренинг на
выявление лидера в
команде.
Видео «Интервью с
лидером».
Динамические
паузы.
Департамент образования Администрации г. Екатеринбурга
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 36
им. М.П. Одинцова
620078, г. Екатеринбург, ул. Малышева, 134 тел. 8(343) 374-02-91, e-mail: soch36@eduekb.ru
2.
«От идеи – к
делу!»
3.
КТД «Вместе мы
можем все!»
4.
«Встреча с тем,
кто умеет вести
за собой»
Обсуждение, где может
проявить себя, раскрыться
лидер, во всех ли ситуациях
дети могут быть лидером.
*Работа с символом трека
– конструктором «Лидер»
В конструктор вносится
опорная схема «Я могу
быть лидером».
По методике КТД
организуется работа над
созданием общего дела для
других ребят (для 1–2-х
классов, параллельных
классов, для родителей и
пр.)
Третьеклассники готовят
дело для других, проводят и
анализируют (6 этапов
коллективного творческого
дела по И.П. Иванову)
Гость рассказывает, как
важно быть ответственным
перед людьми, что
помогает ему быть
лидером, вести за собой.
Познавательная,
игровая,
досуговоразвлекательная.
КТД
Познавательная,
игровая,
досуговоразвлекательная.
КТД
Познавательная,
проблемноценностное
общение
Встреча с
интересными
людьми.
Динамические
паузы.
Трек «Орлёнок – Эрудит»
Трек «Орлёнок-Эрудит» проводится в два временных промежутка и занимает
первый месяц второй четверти, которая отличается многообразием различных олимпиад,
интеллектуальных конкурсов, конференций и т.п. В этот период дети знакомятся с
разными способами получения информации, что необходимо для их успешной
деятельности, в том числе познавательной. Именно в этот период учебного года у детей
отмечается высокая мотивация и интерес к учёбе.
№
1.
Тема
«Кто такой
эрудит?»
Содержание темы
Виды
деятельности
*Работа с символом трека
– конвертом-копилкой:
дополнение конверта
понятием «эрудит»,
оформление в виде рисунка
словесного портрета
эрудита.
Дети учатся работать в
группах, узнают, кто они,
самые известные эрудиты
России. Для этого
предлагается игра «Лото» –
7
Познавательная,
игровая,
проблемноценностное
общение.
Формы
организации
занятий
Игра
«Лото».
Интеллектуальная
игра «Вопрос от
эрудита».
Департамент образования Администрации г. Екатеринбурга
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 36
им. М.П. Одинцова
620078, г. Екатеринбург, ул. Малышева, 134 тел. 8(343) 374-02-91, e-mail: soch36@eduekb.ru
2.
«Эрудит – это
широкий
кругозор»
соединить фамилию, имя и
портрет известного
россиянина. Анализируют:
в чём заключался его
талант, открытия и пр.?
Дети называют качества,
которые помогут стать
эрудитом.
Интеллектуальная игра
«Вопрос от эрудита» –
вопросы детей должны
быть связаны с итогами
игры «Лото».
Подведение итогов: кто
сегодня показал себя как
эрудит?
Введение в тему,
мотивация, целеполагание.
Знакомство с понятием
(повторения понятия)
«Эрудит»: лексическая
работа, определение
значения нового слова –
подобрать из
предложенных вариантов
определений наиболее
точное и понятное самим
ребятам.
Презентация «10 великих
изобретений русских
учёных»: как ученые
расширяют свои знания.
«Как я сам могу пополнить
свои знания? Что для этого
нужно сделать?»
Знакомство с детской
литературой, журналами,
интернет-ресурсами, где
можно найти знания.
Заполнение по группам
Круга Знаний. Он поможет
педагогу выявить
интеллектуальные
интересы детей.
Дети учатся выдвигать
идеи и планировать: для
кого можно провести
интеллектуальную игру.
Группа должна предложить
идею по проведению
интеллектуальной игры для
ребят 1–2-х классов.
Обсуждение идей. Синтез
всех идей в одну.
8
Познавательная,
игровая,
проблемноценностное
общение.
Презентация «10
великих
изобретений
русских учёных».
Круг Знаний.
Департамент образования Администрации г. Екатеринбурга
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 36
им. М.П. Одинцова
620078, г. Екатеринбург, ул. Малышева, 134 тел. 8(343) 374-02-91, e-mail: soch36@eduekb.ru
3.
«Твори!
Выдумывай!
Пробуй!»
4.
Встреча с
эрудитом
«Хотим всё
знать»
Определение плана
действий по подготовке
дела. Распределение
обязанностей.
*Работа с символом трека
«Орлёнок-Эрудит» конвертом-копилкой.
Подведение итогов. Круг
Знаний дополняет
конверт-копилку.
Актуализация 4-го занятия,
составление плана на
основе того, что делали
ранее: решали, для кого
дети будут проводить дело,
придумывали, обсуждали,
планировали,
распределяли.
Дети готовят вопросы
интеллектуальной игры,
оформление и т.д. Пробуют
провести в своём классе.
Анализируют.
Вывод: КТД (вводится это
понятие для ребят) – это…
Дополнение плана этапами
подготовки и проведения
КТД.
*Работа с символом трека
«Орлёнок-Эрудит» конвертом-копилкой.
Конверт-копилка
дополняется планом
подготовки коллективного
творческого дела. В
дальнейших треках дети
продолжают пользоваться
этим планом.
Данное занятие отводится
для очной встречи с
личностью, которая
воплощает в себе успех в
рамках изучаемого трека.
Приглашённый гость
может быть известен на
городском, региональном,
всероссийском уровне.
Гость должен быть
интересен детям данного
возраста.
*Работа с конвертомкопилкой трека «ОрлёнокЭрудит». Третьеклассники
дополняют конверт9
Социальное
творчество.
Познавательная,
проблемноценностное
общение.
Работа в группах
Встреча с
интересными
людьми.
Динамические
паузы.
Департамент образования Администрации г. Екатеринбурга
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 36
им. М.П. Одинцова
620078, г. Екатеринбург, ул. Малышева, 134 тел. 8(343) 374-02-91, e-mail: soch36@eduekb.ru
копилку своими
впечатлениями о встрече.
Трек «Орлёнок – Мастер»
В рамках данного трека дети знакомятся с пониманием того, что можно быть
мастерами в разных сферах деятельности, в разных профессиях. Здесь третьеклассники
готовят новогодний спектакль, концерт или представление, а также знакомятся с лучшими
мастерами своего дела (на уровне региона или страны).
№
1.
Тема
«В гости к
мастерам»
Содержание темы
Виды
деятельности
Введение в тему, мотивация,
целеполагание. Знакомство с
понятием «Мастер»:
лексическая работа –
определение значения нового
слова.
Работа по группам. Задание:
приведите из своей жизни
примеры мастеров своего
дела, ребята рассказывают
друг другу («Моя мама –
мастер своего дела. Она ...»).
Блиц-высказывания ребят по
итогам выполнения задания.
Третьеклассники пробуют
себя в роли мастера.
- 1-й вариант: экскурсия к
мастерам (знакомство с
профессиональными
мастерами). Это может быть
театр, музей, библиотека,
Дворец творчества и пр.).
- 2-й вариант:
родители/наставники
демонстрируют своё
мастерство ребятам.
- 3-й вариант: мастер-класс
от учителя «Делай как я,
делай лучше меня!». На
данном занятии ученикам
можно предложить участие в
мастер-классах по развитию
актёрских способностей, для
развития мимики, речи, по
постановке голоса,
Познавательная,
игровая.
10
Формы
организации
занятий
Экскурсия/
мастер-класс.
Департамент образования Администрации г. Екатеринбурга
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 36
им. М.П. Одинцова
620078, г. Екатеринбург, ул. Малышева, 134 тел. 8(343) 374-02-91, e-mail: soch36@eduekb.ru
2.
«От идеи – к
делу»
3.
КТД «Мастер
своего дела»
4.
«Мастер – это
звучит гордо!»
угадыванию эмоций и
пониманию друг друга
посредством игры
«Крокодил».
*Работа с символом трека –
Шкатулкой Мастера:
выводы о том, каких
мастеров разных профессий
узнали за это время.
Третьеклассники учатся
работать в группах,
проектировать, идти к
совместному результату,
реализовывать.
Работа по этапам КТД.
Дети предлагают своё дело,
которое покажет, что они
тоже могут быть мастерами.
Работа по группам.
Выдвижение идей. Выбор
самой интересной и т.п.
Тренинг «Мы мастера» – мы
мастера петь, мы мастера
танцевать (общий танец) и
пр.
*Работа с символом трека –
Шкатулкой Мастера. В
Шкатулку вкладываются
итоги дела – исходя из
анализа КТД, можно снять
видео с впечатлениями
ребят.
Реализация КТД в классе для
себя или для ребят 1–2-х
классов.
Данное занятие отводится
для очной встречи с
личностью, которая является
мастером своего дела!
Приглашённая персона
может быть известной на
городском, региональном,
всероссийском уровне – по
возможностям школы и
фантазии учителя. Гость
должен быть интересен
данному возрасту детей.
Познавательная,
игровая.
Тренинг
«Мы мастера»
Познавательная,
игровая.
КТД
Познавательная,
проблемноценностное
общение.
Встреча с
интересными
людьми.
Динамические
паузы.
Трек «Орлёнок – Доброволец»
Тематика данного трека актуальна круглый год. Проведение трека в данный
временной период можно рассматривать как эмоциональный пик всей Программы. Это
создаст и поддержит общее настроение добра, взаимопонимания, удовлетворённости не
11
Департамент образования Администрации г. Екатеринбурга
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 36
им. М.П. Одинцова
620078, г. Екатеринбург, ул. Малышева, 134 тел. 8(343) 374-02-91, e-mail: soch36@eduekb.ru
только в рамках трека, но и в обычной жизнедеятельности детей. Учитель может
обращаться к имеющемуся социальному опыту детей в любое время учебного года.
№
1.
2.
Тема
КТД «Создай
хорошее
настроение»
Подготовка КТД
«От идеи – к
делу»
Содержание темы
Виды
деятельности
Введение в тему. Мотивация,
целеполагание. Знакомство с
понятиями «добро»,
«доброволец»,
«волонтёр»,
«добровольчество»:
лексическая работа –
определение значений новых
слов.
Просмотр и обсуждение
мультфильма «Рука
помощи».
Коллективное творческое
дело «Создай хорошее
настроение». Обсуждение:
как можно создать хорошее
настроение другим?
Придумывание идеи.
Деление на группы для
отработки КТД «Создай
людям хорошее настроение»
(через создание плакатасюрприза, творческое
выступление, сюрпризоткрытку, организацию игры
или веселой фотосессии и
т.д.).
Мини-тренинг. Сюрприз от
учителя. Учитель показывает
ребятам, как можно и себе
поднять настроение. Танец
«Хорошее настроение».
*Работа с символом трека:
дополняем «Классный Круг
Добра» карточкой «дарим
радость другим».
Привлечение к проведению
КТД советников,
наставников орлят:
показывают примеры танцев.
Актуализация плана
подготовки КТД,
придумывание доброго дела
по плану. Репетиция.
Встреча с творческими
группами других классов для
единого понимания общего
Познавательная,
проблемноценностное
общение.
12
Формы
организации
занятий
Просмотр
мультфильма
«Рука помощи».
КТД «Создай
людям хорошее
настроение».
Мини-тренинг.
Флешмоб
«Хорошее
настроение».
Динамические
паузы.
Познавательная,
проблемноценностное
общение,
художественное
и социальное
творчество.
КТД
«Флешмоб».
Департамент образования Администрации г. Екатеринбурга
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 36
им. М.П. Одинцова
620078, г. Екатеринбург, ул. Малышева, 134 тел. 8(343) 374-02-91, e-mail: soch36@eduekb.ru
3.
КТД «Подари
улыбку миру!»
4.
«Доброволец –
это доброе
сердце»
доброго дела. Встреча с
администрацией школы
(чтобы договориться о месте,
времени и др.)
Непосредственное
проведение
запланированного и уже
разработанного с детьми
коллективного творческого
дела. Совместный анализ.
*Работа с символом трека:
дополнение Круга Добра
своими впечатлениями,
фотографиями и пр.
Встреча с гостем, который
достиг успехов в области
добровольчества.
*Работа с символом трека:
дополнение Круга Добра
новой информацией,
которую узнали от гостя.
Познавательная,
проблемноценностное
общение,
художественное
и социальное
творчество.
КТД
«Флешмоб».
Познавательная,
проблемноценностное
общение.
Встреча с
интересными
людьми.
Динамические
паузы.
Трек «Орлёнок – Спортсмен»
Время для реализации этого трека обусловлено необходимостью усилить
двигательную активность детей, так как к середине учебного года накапливается
определённая усталость, вызванная гиподинамическим кризисом и учебной нагрузкой.
Надеемся, что дополнительные физкультурно-оздоровительные мероприятия позволят
снизить заболеваемость детей, что актуально в зимний период.
№
1.
Тема
«Сто затей для
всех друзей»
Содержание темы
Виды
деятельности
Введение в тему, мотивация,
целеполагание. Знакомство с
понятием «Спортсмен»:
лексическая работа –
определение значение нового
слова.
Ответ на вопросы: «Что
такое здоровый образ жизни?
Из чего он складывается?
Что необходимо обязательно
делать, если хотим долго
оставаться здоровыми?».
Создание словесного и
визуального образа
«Орлёнка-Спортсмена».
Игра с элементами ТРИЗ:
придумывание нового вида
спорта. Организация минисоревнований по этим видам
спорта. Наставники делают
Познавательная,
игровая,
проблемноценностное
общение.
13
Формы
организации
занятий
Игра с
элементами
ТРИЗ.
Работа с чеклистом.
Департамент образования Администрации г. Екатеринбурга
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 36
им. М.П. Одинцова
620078, г. Екатеринбург, ул. Малышева, 134 тел. 8(343) 374-02-91, e-mail: soch36@eduekb.ru
2.
3.
КТД
«Спортивное»
Спортивная игра
«Книга рекордов»
фото. Ответы на вопросы:
«Как и где я могу играть в
эти игры? Чему могу научить
своих друзей?»
*Работа с символом трека:
размещение 4-го пункта в
чек-листе – «Я придумал(а)
новый вид спорта». В
Орлятский уголок
размещаются фотографии с
мини-соревнований детей с
новыми видами спорта.
Презентация от учителя
«Весёлые и необычные виды
спорта в России».
«Кто такой болельщик? Чем
он «болен»? Роль
болельщика? Как можно
поддержать свою команду?»
КТД «Плакат болельщика».
Формат плаката – А4 для
каждой команды. Ребята
придумывают, рисуют,
«защищают» плакат. Каждая
команда придумывает
кричалку, лучшую
разучивают все вместе.
Игра-обсуждение «Копилка
болельщика» – показ
видеофрагменов поведения
болельщиков (правильные и
неправильные), обсуждение
их поведения и составление
правил болельщика.
Размещение правил в
Орлятском уголке. Просмотр
видеообращения великого
спортсмена (1-2 минуты), как
ему помогли болельщики
победить на соревнованиях.
*Работа с символом трека:
размещение 5-го пункта в
чек-листе – «Я придумал(а)
несколько «кричалок»
болельщика».
Проведение спортивных
соревнований.
Использование плакатов,
кричалок, созданных на
предыдущих занятиях.
*Работа с символом трека
«Орлёнок-Спортсмен» – чеклистом: размещение 6-го
пункта в чек-листе – «Я
14
Познавательная,
игровая,
проблемноценностное
общение.
КТД «Плакат
болельщика».
Игра-обсуждение
«Копилка
болельщика».
Работа с чеклистом.
Познавательная,
игровая,
проблемноценностное
общение.
Спортивные
соревнования.
Работа с чеклистом.
Департамент образования Администрации г. Екатеринбурга
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 36
им. М.П. Одинцова
620078, г. Екатеринбург, ул. Малышева, 134 тел. 8(343) 374-02-91, e-mail: soch36@eduekb.ru
4.
«Встреча –
подарок»
принял(а) участие в
соревнованиях».
Встреча-подарок с
интересными людьми из
области спорта. Гости
расскажут детям, что
необходимо для того, чтобы
быть профессиональным
спортсменом.
*Работа с символом трека
«Орлёнок-Спортсмен» – чеклистом: размещение 7-го
пункта в чек-листе – «Я
узнал(а), как стать
профессионалом в спорте».
Познавательная,
проблемноценностное
общение.
Встреча с
интересными
людьми.
Динамические
паузы.
Работа с чеклистом.
Трек «Орлёнок – Эколог»
Погодные условия в момент реализации трека «Орлёнок-Эколог» позволяют
проводить мероприятия за пределами здания школы с выходом на природу. Есть
возможность использования природных материалов при изготовлении поделок;
проведения акций с посадками деревьев, уборки мусора в рамках экологического
субботника.
№
1.
2.
Тема
«Страна
экологии»
Экологическая
игра «Ключи
природы»
Содержание темы
Виды
деятельности
Введение в тему. Мотивация,
целеполагание. Знакомство с
понятиями «Экология»,
«Эколог»: лексическая
работа – определение
значений новых слов.
КТД «Экологическая тропа».
Работа в парах.
Мотивация: видеофильм
«Красота природы России».
Как сохранить? Уберечь?
Составление правил эколога
на основе просмотренного
видеофильма.
Презентация/видео о работе
экологов. Кейс «Страна
экология» – решение
экологических задач.
*Работа с символом трека –
рюкзачком Эколога:
дополнение рюкзачка
Эколога правилами эколога
Игра от учителя – дети ищут
ключи-задания к подготовке
игры от класса. Выдвижение
предложений по КТД
Познавательная,
игровая,
проблемноценностное
общение.
15
Формы
организации
занятий
Просмотр
мультфильма.
Презентация/
видео о работе
экологов.
Кейс «Страна
экология».
Динамические
паузы.
Познавательная,
Игровая,
проблемноценностное
Экологическая
игра «Ключи
природы».
Департамент образования Администрации г. Екатеринбурга
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 36
им. М.П. Одинцова
620078, г. Екатеринбург, ул. Малышева, 134 тел. 8(343) 374-02-91, e-mail: soch36@eduekb.ru
3.
4.
Игра по станциям
«Путешествие в
природу»
Встреча с
человеком,
которого можно
назвать
настоящим
экологом
«Ключи природы». Работа по
этапам КТД.
Проведение и анализ.
Провести можно для ребят
1–2-х классов, для другого
класса, для родителей в
рамках родительского
собрания и т.д.
Просмотр мультфильма
«Мальчик и Земля» –
обсуждение.
Приглашается личность,
добившаяся успехов в сфере
изучения экологии,
сохранения природы,
животного и растительного
мира. Гость рассказывает
ребятам о том, в чём
заключается миссия эколога
для окружающей среды.
*Работа с символом трека –
рюкзачком Эколога: дети
вкладывают свои
впечатления о встрече.
Общение.
Познавательная,
проблемноценностное
общение,
социальное
творчество.
Игра по станциям
«Путешествие в
природу»
Познавательная,
Проблемноценностное
Общение.
Встреча с
интересными
людьми.
Просмотр
мультфильма
«Мальчик и
Земля».
Динамические
паузы.
Трек «Орлёнок – Хранитель исторической памяти»
Данный трек является логическим завершением годового цикла Программы. Цель
трека «Орлёнок-Хранитель исторической памяти» – воспитание чувства любви и
уважения к своей семье, малой родине, России. В основе занятий трека – совместная
ценностно-ориентированная деятельность по осмыслению и формированию личностного
отношения к семье, Родине, к своему окружению и к себе лично. Дети открывают для себя
значимость сохранения традиций, истории и культуры своего родного края через
понимание фразы «Я и моё дело важны для Родины».
№
1.
Тема
«Знать, чтобы
хранить»
Содержание темы
Виды
деятельности
Введение в тему, мотивация,
целеполагание. Понятие
«Хранитель исторической
памяти»: лексическая работа
– определение значения
нового словосочетания. Дети
работают в группах по
обобщению семейных
традиций на основе
принесённых детьми
фотографий.
Задание перед треком:
принести фото
исторического или
обычного события семьи,
Познавательная,
игровая.
16
Формы
организации
занятий
Игра
«Ключи
истории».
Департамент образования Администрации г. Екатеринбурга
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 36
им. М.П. Одинцова
620078, г. Екатеринбург, ул. Малышева, 134 тел. 8(343) 374-02-91, e-mail: soch36@eduekb.ru
2.
КТД «История
становится
ближе»
узнав о нём всю
информацию.
На занятии выбирают
одного ученика, который
подведёт итоги работы по
фотографиям:
«Никита нам рассказал, как
они ходили в поход…
Света – том, что дедушка
научил её кататься на
велосипеде…». Педагог
фиксирует опорную схему
на карточках: Никита –
ходили в поход, Света –
кататься на велосипеде и
др. Обобщение сказанного
и подведение итогов о том,
как важно помнить и знать.
КТД «Альбом памяти».
Познавательная игра «Ключи
истории» (возможно
проведение в музее города, в
библиотеке, в общественном
центре) с элементами
поисковой деятельности –
дети примеряют на себя роль
хранителей и решают
интеллектуально-творческие
задачи из области истории и
культуры родного края и
России.
*Работа с символом трека –
альбомом «Мы –
хранители»: дети
дополняют альбом своими
впечатлениями и
фотографиями.
Работа в группах,
использование поискового
способа решения
поставленной задачи.
Решение исторических задач.
Коллективное творческое
дело готовится учителем
совместно с ребятами.
Учитель показывает, как
можно в классе разделиться
на микрогруппы, как
разработать идею, что нужно
для её реализации, каждой
группе помогает проработать
её направление. Подготовка
и реализация проходят
согласно этапам КТД.
17
Познавательная,
игровая.
КТД
«История
становится
ближе».
Департамент образования Администрации г. Екатеринбурга
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 36
им. М.П. Одинцова
620078, г. Екатеринбург, ул. Малышева, 134 тел. 8(343) 374-02-91, e-mail: soch36@eduekb.ru
3.
КТД «Мы –
хранители
памяти»
4.
«Расскажи мне о
России»
Проведение готового КТД
для себя, в своём классе.
Анализ дела.
*Работа с символом трека
«Орлёнок-Хранитель»:
Вывод, который можно
сделать вместе с детьми и
оформить в альбом: «в
истории много загадок, и мы
можем найти на них
ответ».
Формирование важности и
значимости работы по КТД
для ребят: результат работы
третьеклассники презентуют
для других, рассказывая о
своих успехах на каждом
этапе (от идеи – к
проведению). Это может
быть и для 1-2 классов, и в
параллели, и для Совета
школы, и для родителей.
«Диалог на равных» с
человеком, который добился
успехов, отвечающих
смысловому наполнению
трека «Орлёнок-Хранитель
исторической памяти».
18
Познавательная,
игровая.
КТД «Мы –
хранители
памяти».
Познавательная,
проблемноценностное
общение.
Встреча с
интересны ми
людьми.
Динамические
паузы.
Департамент образования Администрации г. Екатеринбурга
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 36
им. М.П. Одинцова
620078, г. Екатеринбург, ул. Малышева, 134 тел. 8(343) 374-02-91, e-mail: soch36@eduekb.ru
5. Календарно-тематическое планирование программы 3 класса
Срок
Тема
проведения
сентябрь
Вводный Орлятский
урок
сентябрь
сентябрь
октябрь
октябрь
октябрь
октябрь
ноябрь
ноябрь
ноябрь
декабрь
декабрь
декабрь
январь
январь
январь
февраль
февраль
февраль
февраль
март
Кол-во
часов
1
Электронные образовательные ресурсы
https://disk.yandex.ru/d/JpPO_Agt-oxyZA
https://disk.yandex.ru/d/xXuuW-CQ0xzktw
Трек «Орлёнок – Лидер»
«Я могу быть лидером»
1
https://disk.yandex.ru/d/cDpd3H3RRcmrUw
«От идеи – к делу!»
1
https://orlyatarussia.ru/library/uchebnyygod/test2/
«Встреча с тем, кто
2
https://orlyatarussia.ru/library/uchebnyyумеет вести за собой»
god/test2/
«Мы дружный класс!»
1
Трек «Орлёнок – Эрудит»
«Кто такой эрудит?»
1
https://disk.yandex.ru/d/TROBAsIj8c45ng
«Эрудит – это широкий
1
https://disk.yandex.ru/d/oYDjgQpJZYA0jA
кругозор»
«Твори! Выдумывай!
1
https://disk.yandex.ru/d/7bsgjqpCcOM7jw
Пробуй!»
Встреча с эрудитом
2
https://orlyatarussia.ru/library/uchebnyy«Хотим всё знать»
god/test2/
Трек «Орлёнок – Мастер»
«В гости к мастерам»
1
https://disk.yandex.ru/d/uTQWFOT0ZHUxEw
«От идеи – к делу»
1
https://disk.yandex.ru/d/uUDk2uO6khrduA
КТД «Мастер своего
1
https://orlyatarussia.ru/library/uchebnyyдела»
god/test2/
Подведение промежуточных итогов участия в Программе
Игра «Код дружбы»
2
https://orlyatarussia.ru/library/uchebnyygod/uchebno-metodicheskiy-komplekt-2Игра «Новый год в
klassa-/
орлятском кругу»
Трек «Орлёнок – Доброволец»
КТД «Создай хорошее
1
https://orlyatarussia.ru/library/uchebnyyнастроение»
god/test2/
Подготовка КТД «От
1
https://orlyatarussia.ru/library/uchebnyyидеи к делу»
god/test2/
КТД «Подари улыбку
1
миру!»
«Доброволец – это
2
доброе сердце!»
Трек «Орлёнок – Спортсмен»
«Сто затей для всех
1
https://disk.yandex.ru/d/57Do36Z-Gk5xbQ
друзей»
КТД «Спортивное»
1
https://disk.yandex.ru/d/btjDTRn6eNwIHg
Спортивная игра
1
https://orlyatarussia.ru/library/uchebnyy«Книга рекордов»
god/test2/
Встреча-подарок
1
Департамент образования Администрации г. Екатеринбурга
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 36
им. М.П. Одинцова
620078, г. Екатеринбург, ул. Малышева, 134 тел. 8(343) 374-02-91, e-mail: soch36@eduekb.ru
март
март
март
апрель
апрель
апрель
май
май
май
Трек «Орлёнок – Эколог»
«Страна экологии»
1
https://disk.yandex.ru/d/FZLCEBSsMjFXBg
Экологическая игра
1
https://disk.yandex.ru/d/4rk1L0GXMzYHTw
«Ключи природы»
Игра по станциям
1
«Путешествию в
природу»
Встреча с человеком,
2
https://orlyatarussia.ru/library/uchebnyyкоторого можно назвать
god/test2/
настоящим экологом
Трек «Орлёнок – Хранитель исторической памяти»
«Знать, чтобы хранить»
1
https://disk.yandex.ru/d/sVi2Y8XhbclqTA
КТД «История
1
https://disk.yandex.ru/d/t-09Rav0tJwR2w
становится ближе»
КТД «Мы – хранители
1
https://orlyatarussia.ru/library/uchebnyyпамяти»
god/test2/
«Расскажи мне о
2
России»
Подведение годового участия в программе «Орлята России»
Игровое занятие «Тайна
2
https://orlyatarussia.ru/library/uchebnyyза 7-ю печатями»
god/uchebno-metodicheskiy-komplekt-2klassa-/
Итого:
68
20
Департамент образования Администрации г. Екатеринбурга
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 36
им. М.П. Одинцова
620078, г. Екатеринбург, ул. Малышева, 134 тел. 8(343) 374-02-91, e-mail: soch36@eduekb.ru
6. Учебно-методическое обеспечение Программы
Курс обеспечен методическими и дидактическими материалами, размещёнными на
официальном сайте программы «Орлята России» https://orlyatarussia.ru/.
Полный сборник всех базовых и дополнительных материалов, необходимых для
реализации программы «Орлята России», доступны в электронной библиотеке на
официальном сайте Программы https://orlyatarussia.ru/library/.
Медиаматериалы и руководство по использованию фирменного стиля Программы
размещены в разделе «О Программе» на официальном сайте Программы
https://orlyatarussia.ru/o-programme/firmennyy-stil/.
Дополнительные материалы цикла занятий по календарному плану воспитательной
работы доступны авторизованным пользователям сайта (пользователям, подтвердившим
регистрацию на сайте Программы) в их личном кабинете https://orlyatarussia.ru/teacherprofile/educalendar/.