РП ВД Орлята России 2 класс

Департамент образования Администрации г. Екатеринбурга
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 36
им. М.П. Одинцова
620078, г. Екатеринбург, ул. Малышева, 134 тел. 8(343) 374-02-91, e-mail: soch36@eduekb.ru

ПРИНЯТО
на заседании педагогического совета
МАОУ СОШ № 36
Протокол № 1 от «29» августа 2025 г.

УТВЕРЖДАЮ
Директор МАОУ СОШ № 36
______________А.С. Бабушкина
Приказ № 166– ТД от «27» августа
2025 г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КУРСА
ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

«Орлята России»

Автор-составитель: Пышкова Полина Павловна
Учитель начальных классов

г. Екатеринбург, 2025 год

1

Департамент образования Администрации г. Екатеринбурга
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 36
им. М.П. Одинцова
620078, г. Екатеринбург, ул. Малышева, 134 тел. 8(343) 374-02-91, e-mail: soch36@eduekb.ru

2. Пояснительная записка

Актуальность программы внеурочной деятельности «Орлята России»
Особое положение в системе непрерывного образования и воспитания детей
занимают дети 7–10/11 лет, учащиеся начальной общеобразовательной школы. Начальная
школа выступает фундаментом в процессе социального воспитания, осмысления ребёнком
себя в окружающем мире, выстраивания системы коммуникации со сверстниками и
взрослыми. Реалии современного общества предъявляют к юным гражданам страны
особые требования, связанные с проявлением инициативы, ответственности,
самостоятельности, активности. Успешность решения жизненных задач обусловлена
способностью школьников находить нетривиальные решения, проявлять энергичность,
настойчивость, формулировать цели, для реализации которых необходимо привлекать и
использовать ресурсы, строить свои деловые и межличностные отношения в социальной
среде.
Участие детей и педагогов в программе «Орлята России» способствует
восстановлению богатого опыта воспитательной работы с подрастающим поколением и
его дальнейшему развитию с учётом всех вызовов современного мира.
На реализацию Программы в курсе внеурочной деятельности во 2 классе
отводится 1 час в неделю (общий годовой объём – 34 учебных часа).
Формы проведения занятий: занятие-игра, беседа, экскурсия, поход, проблемноценностное общение, совместная подготовка и проведение коллективных творческих дел,
согласно методологии Программы. Занятия могут проводиться не только в классе, но и на
улице, в парке, в музее.
В основу курса внеурочной деятельности положен системно-деятельностный
подход, позволяющий за период освоения ребёнком образовательных треков (траекторий
социально-коммуникативного развития) осуществить качественный переход от
«социальной активности» к «социальной позиции» и «гражданской идентичности».
Курс внеурочной деятельности представляет комплекс из 27 занятий для
обучающихся по 7 трекам Программы, а также вводную игровую программу, состоящую
из 4 самостоятельных занятий, Вводного Орлятского урока, игрового занятия для
подведения итогов годового участия в Программе. Изменение позиции ребёнка в
реализации содержания, логика каждого трека выстроены на основе коллективной
творческой деятельности И.П. Иванова и с учётом возрастных особенностей младших
школьников в зависимости от класса.
Уникальность Программы заключается в содержательном направлении на
формирование и развитие ценностных ориентиров младших школьников, их опыта
позитивного преобразования социального мира с учётом всех региональных особенностей
и вызовов современного мира.
Цель программы «Орлята России» – развитие у учащихся младшего школьного
возраста социально-ценностных знаний, отношений и опыта позитивного преобразования
ближайшего социального окружения на основе традиционных российских духовнонравственных ценностей, воспитания культуры общения, воспитания любви к Родине.
Задачи:
Личностные: содействие формированию качеств социально активной личности:
ответственности, доброжелательности, инициативности, отзывчивости, неравнодушия,
взаимопомощи, уважения к старшим и сверстникам.
Метапредметные:
2

Департамент образования Администрации г. Екатеринбурга
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 36
им. М.П. Одинцова
620078, г. Екатеринбург, ул. Малышева, 134 тел. 8(343) 374-02-91, e-mail: soch36@eduekb.ru

- познавательные: развивать критическое мышление, обучая навыкам поиска,
оценки, систематизации и анализа информации.
- регулятивные: способствовать формированию у учащихся способности
самостоятельно и коллективно ставить цели, определять задачи и планировать свою
деятельность для успешной реализации коллективных творческих дел и совместных
событий.
- коммуникативные: направлять на командное взаимодействие, развитие умений
аргументировать свою точку зрения, договариваться при принятии совместных решений,
вести конструктивное общение.
Предметные: расширять кругозор, способствовать формированию новых
представлений о себе, окружающей действительности и приобретению практических
умений, реализующихся в социально-преобразующей деятельности.
Нормативно-правовую основу рабочей программы внеурочной деятельности
«Орлята России» составляют следующие документы:
1. Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской
Федерации».
2. Указ Президента Российской Федерации от 02.07.2021 № 400 «О Стратегии
национальной безопасности Российской Федерации».
3. Указ Президента Российской Федерации от 09.11.2022 № 809 «Об утверждении
Основ государственной политики по сохранению и укреплению традиционных
российских духовно-нравственных ценностей».
4. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 29.04.2015 № 996-р «Об
утверждении Стратегии развития воспитания на период до 2025 года».
5. Приказ Минпросвещения России от 31.05.2021 № 286 «Об утверждении
федерального государственного образовательного стандарта начального общего
образования».
6. Приказ Минпросвещения России от 18.05.2023 № 372 «Об утверждении
федеральной образовательной программы начального общего образования».
7. Письмо Департамента государственной политики в сфере воспитания,
дополнительного образования и детского отдыха «О направлении информации» №06-1124
от 20.08.2025.
Взаимосвязь с программой воспитания
Программа внеурочной деятельности «Орлята России» разработана на основе
рекомендаций Программы воспитания, что обеспечивает интеграцию обучающих и
воспитательных аспектов педагогической деятельности. Фокус смещён на комплексное
развитие личности обучающегося, включая его нравственные и социальные компетенции.
Данный подход реализуется через:
 приоритетное достижение личностных результатов, конкретизированных в
Программе воспитания;
 формирование у обучающихся осознания социальной значимости их деятельности,
согласно положениям Программы воспитания.
 применение интерактивных форм занятий, стимулирующих активное вовлечение
обучающихся в совместную деятельность с педагогом и сверстниками, а также
способствующих формированию детско-взрослых общностей, имеющих ключевое
значение для воспитательного процесса, как это определено Программой
воспитания.
3

Департамент образования Администрации г. Екатеринбурга
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 36
им. М.П. Одинцова
620078, г. Екатеринбург, ул. Малышева, 134 тел. 8(343) 374-02-91, e-mail: soch36@eduekb.ru

3. Предполагаемые результаты

Результатом Программы является сформированность у ребёнка младшего
школьного возраста социально-ценностных знаний, отношений и опыта позитивного
преобразования социального мира на основе российских базовых национальных
ценностей.
Целевые ориентиры результатов участия и освоения младшими школьниками
содержания учебно-методического комплекса программы «Орлята России» определены в
соответствии с ФГОС основными направлениями воспитания, зафиксированными в
Примерной рабочей программе воспитания, и основываются на российских базовых
национальных ценностях.
Личностные результаты:
Учащийся:
 Будет проявлять ответственность и инициативность в планировании и выполнении
поручений, коллективных творческих дел.
 Будет демонстрировать доброжелательность, отзывчивость и уважение в общении
со сверстниками и взрослыми, стремиться к взаимопомощи.
 Осознает себя как социально активную личность, понимающую свою роль и
ответственность в жизни класса, школы, местного сообщества.
Метапредметные результаты:
 Познавательные УУД: учащийся научится находить информацию из различных
источников (текст, схема, интернет), критически ее оценивать, систематизировать и
анализировать для решения практических задач.
 Регулятивные УУД: учащийся научится самостоятельно и в сотрудничестве со
сверстниками ставить цель, определять задачи и составлять план для реализации
коллективных дел и событий.
 Коммуникативные УУД: учащийся научится эффективно взаимодействовать в
команде: аргументировать свою позицию, учитывать мнение других,
договариваться и находить общие решения при совместной работе, получит
возможность научиться организовывать и вести конструктивный диалог для
разрешения спорных ситуаций.
Предметные результаты:
Учащийся:
 Научится применять расширенные представления о себе и окружающем мире
(социальных нормах, общественных процессах) для планирования и реализации
социально значимых дел.
 Освоит на практике умения выявлять проблему, проектировать и осуществлять
социально-преобразующую деятельность, направленную на улучшение своей
жизненной среды (в классе, школе, дворе).

Департамент образования Администрации г. Екатеринбурга
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 36
им. М.П. Одинцова
620078, г. Екатеринбург, ул. Малышева, 134 тел. 8(343) 374-02-91, e-mail: soch36@eduekb.ru

4. Содержание курса внеурочной деятельности

Вводный Орлятский урок
Вводный Орлятский урок предваряет реализацию треков Программы, открывает
возможности и помогает выстраивать перспективы классу-участнику, носящему статус
Орлята России.
Для разных категорий второклассников предлагается два варианта Орлятского
урока:
1) для 2 класса, который с текущего учебного года начинает своё участие в
Программе,
2) для 2 класса, который в предыдущий год уже был участником программы
«Орлята России».
В рамках первого варианта Вводного Орлятского урока через игровую форму
происходит погружение обучающихся начальных классов в содержание программы
«Орлята России». Материал подаётся крупными блоками с использованием опорных
сигналов, позволяющих формировать у детей целостное представление о Программе и её
треках. Погружение происходит эмоционально, создаёт атмосферу праздника и единства
коллектива детей. В ходе Орлятского урока дети под руководством педагога создают
Орлятский уголок, в котором найдут отражение символика программы «Орлята России»,
треки Программы, символы класса (название, девиз, эмблема); цель участия класса в
Программе.
Орлятский урок для детей второго года участия в программе «Орлята России»
реализуется с использования методики коллективной творческой деятельности, автором
которой является И.П. Иванов. Кроме того, в данном уроке основополагающее место
также занимает игровая форма деятельности обучающихся, что объясняется
направленностью на младший школьный возраст. В ходе Орлятского урока дети под
руководством педагога воспроизводят уже имеющиеся знания о Программе через
просмотр предлагаемого видеоролика или слайд-шоу, а также через последующее
обсуждение важнейших аспектов прошлогоднего опыта участия в Программе с
обращением внимания на то, как реализовались треки в конкретном детском коллективе.
Коллективное творческое дело, как и игровая деятельность обучающихся, на этом
Орлятском уроке строится вокруг так называемого «Билета в программу «Орлята России»:
выполняя творческие поручения, обучающиеся открывают «Билет» – благодаря чему у
класса, помимо названия и девиза, появляется элемент визитной карточки – традиции,
которые найдут своё отражение в уже известном Орлятском уголке. Завершающей точкой
вводного урока станет совместное написание «Письма в Будущее», адресованное своему
же классу на момент завершения прохождения Программы. Данное «Письмо» содержит
основные выдержки и итоги по всему занятию: актуализацию прошлогоднего опыта
участия в Программе, постановку цели и задач на текущий учебный год,
позиционирование уникальности класса как участника программы «Орлята России».
5

Департамент образования Администрации г. Екатеринбурга
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 36
им. М.П. Одинцова
620078, г. Екатеринбург, ул. Малышева, 134 тел. 8(343) 374-02-91, e-mail: soch36@eduekb.ru

Трек «Орлёнок – Лидер»
В процессе реализации данного трека дети приобретают опыт совместной
деятельности, что является необходимым в начале учебного года. Педагог может увидеть
уровень сплочённости классного коллектива, сформировать детские микрогруппы для
приобретения и осуществления опыта совместной деятельности и чередования творческих
поручений.
№
1.

2.

Тема
«Лидер –
это…»

«Я могу быть
лидером!»

Содержание темы

Виды
деятельности

Введение в тему, мотивация,
целеполагание. Знакомство с
понятием «Лидер»:
лексическая работа – значение
нового слова.
От учителя звучит вопрос
детям: Кто со мной хочет в
команду? Учимся работать в
команде – игра-испытание для
команды.
Учитель объясняет задание,
учит детей слушать друг
друга, показывает, как
правильно такие задания
выполнять, даёт ребятам
подсказки, что нужно сделать
при выполнении задания:
построиться по росту, сыграть
в игры «Мяч по кругу»,
«Молекула», «Имя хором» и
др.
Подведение итогов:
*Работа с символом трека –
конструктором «Лидер»
(собираем качества лидера в
виде опорной схемы).
Повторение конструктора
«Лидер».
Работа в группах: назвать 1–3
известных лидеров нашей
страны, ответить на вопросы:
Почему их считают лидерами?
Работа с качествами лидера:
как положительными, так и
отрицательными. Какими
качествами они обладают?
Практикум «Пробую себя в
роли лидера» – ребята
получают роли или задания,
им необходимо в своей
микрогруппе (3–5 человек)
организовать игру. Роль
учителя: подсказать,

Познавательная,
игровая

6

Формы
организации
занятий
Игра на
командообразование
Динамические паузы

Познавательная,
игровая,
проблемноценностное
общение

Беседа
Игра-испытание
Практикум «Пробую
себя в роли лидера»
Динамические паузы

Департамент образования Администрации г. Екатеринбурга
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 36
им. М.П. Одинцова
620078, г. Екатеринбург, ул. Малышева, 134 тел. 8(343) 374-02-91, e-mail: soch36@eduekb.ru

3.

«В команде
рождается
лидер»

4.

«Встреча с
тем, кто умеет
вести за
собой»

направить, подбодрить.
Следующим этапом группа
проводит игру на весь класс.
*Работа с символом трека –
конструктором «Лидер».
Общее подведение итогов. Что
получилось? С какими
трудностями столкнулись,
когда общались/работали в
микрогруппе? Как стать
лидером? (Формулирование
шагов к лидерству, дополняем
их в конструктор).
Верёвочный курс «Лидер»
Привлечение Наставников
Орлят, которые помогают в
организации испытаний.
Предполагается, что эти
испытания помогут раскрыть
лидерские качества в
учениках. Дети учатся
преодолевать свою
неуверенность, учатся ставить
цели.
Мини-анализ своей
деятельности после
верёвочного курса по
конструктору «Лидер». Дети
учатся объективно оценивать
себя, свои силы и
возможности.
Анализируют: Что получилось
и почему? Что не удалось и
почему? Чего не хватило для
того, чтобы было лучше?
Гость рассказывает, как важно
быть ответственным перед
людьми, что помогает ему
быть лидером, вести за собой.

Познавательная,
досуговоразвлекательная

Веревочный курс

Познавательная,
проблемноценностное
общение

Встреча с
интересными
людьми
Динамические паузы

Трек «Орлёнок – Эрудит»
Трек «Орлёнок-Эрудит» занимает первый месяц второй четверти, которая
отличается многообразием различных олимпиад, интеллектуальных конкурсов,
конференций и т.п. В этот период дети знакомятся с разными способами получения
информации, что необходимо для их успешной деятельности, в том числе познавательной.
Именно в этот период учебного года у детей отмечается высокая мотивация и интерес к
учёбе.
№

Тема

Содержание темы

7

Виды
деятельности

Формы
организации
занятий

Департамент образования Администрации г. Екатеринбурга
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 36
им. М.П. Одинцова
620078, г. Екатеринбург, ул. Малышева, 134 тел. 8(343) 374-02-91, e-mail: soch36@eduekb.ru

1.

2.

«Кто такой
эрудит?»

«Развиваемся,
играя!»

Введение в тему,
мотивация, целеполагание.
Знакомство с понятием
«Эрудит»: лексическая
работа – значение нового
слова.
Закрепление понятия в
интеллектуальной игре
«Смекалка». Подведение
итогов: складываем слова:
«Эрудит – это человек,
который много знает,
обладает информацией по
самым разным вопросам».
Разбираем
интеллектуальные секреты
эрудита: смекалка, ум,
знание, любознательность,
внимательность,
увлечённость,
изобретательность,
коммуникабельность,
эрудиция. Как их
приобрести? (Чтение,
учёба, образование).
Способы решения
интеллектуальных задач:
«Один ум хорошо, а два –
лучше». (Человек может
думать над какой-либо
задачей, но если у него
будет ещё один помощник
рядом, то совместно они
смогут решить эту задачу
гораздо лучше).
*Работа с символом трека
– конвертом-копилкой.
Понятие вкладываем в
конверт-копилку Эрудита.
Кто сегодня показал себя
как эрудит?
Методы активизации
мозговой деятельности:
упражнения на развитие
логики, смекалки, задачи
для интеллектуальной
разминки.
Учатся работать в парах и
подбирать вопросы по теме
игры. Выдвигают способы
запоминать, думать,
узнавать. Игра «Хочу всё
знать»
• 1-й вариант:
интерактивная
8

Познавательная,
игровая

Беседа

Интеллектуальная
игра
Игра-испытание
Динамические
паузы

Познавательная,
игровая

Интеллектуальная
игра
Динамические
паузы

Департамент образования Администрации г. Екатеринбурга
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 36
им. М.П. Одинцова
620078, г. Екатеринбург, ул. Малышева, 134 тел. 8(343) 374-02-91, e-mail: soch36@eduekb.ru

3.

4.

КТД «Что такое?
Кто такой?»

«Хотим всё знать»

интеллектуальная игра – 4–
5 станций – по принципу
вертушки из различных
областей знаний, где на
каждой станции, ответив,
дети должны придумать
свой вопрос из заданной
области; ведущий станции
фиксирует вопрос,
придуманный ребятами;
вопрос должен войти в 4-е
занятие трека.
• 2-й вариант: фронтальная
игра между парами с
сигнальными карточками,
кто быстрее найдёт ответ и
поднимет сигнальную
карточку о готовности,
обязательно придумывает
интеллектуальные
вопросы.
Рефлексия: Как сработали
в парах? Определяют
значимость совместной
работы.
*Работа с символом трека
– конвертом-копилкой
Эрудита. Способы
запоминания вкладывают в
конверт- копилку.
Знакомимся с детскими
энциклопедиями, интернетисточниками, которые
помогут стать эрудитами.
Детская энциклопедия для
начальной школы «Что
такое? Кто такой?». Игралото «Что такое? Кто
такой?» с элементами КТД
по областям знаний.
Подводят итоги: где
человек может узнать,
научиться и т.д. Чему мы
сами научились? Кого
сегодня в нашем классе
можно назвать эрудитом?
* Работа с символом
трека – конвертомкопилкой Эрудита.
Дополняем конверткопилку ответом на
вопрос: где можно найти
знания?
Данное занятие отводится
для очной встречи с
9

Познавательная,
проектная

Беседа
Интеллектуальная
игра
Динамические
паузы

Познавательная,
проблемно-

Встреча с
интересными

Департамент образования Администрации г. Екатеринбурга
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 36
им. М.П. Одинцова
620078, г. Екатеринбург, ул. Малышева, 134 тел. 8(343) 374-02-91, e-mail: soch36@eduekb.ru

личностью, которая
воплощает в себе пример
успешного человека в
рамках изучаемого трека.
Приглашённый гость
может быть известным на
городском, региональном,
всероссийском уровне с
учётом того, что он должен
быть интересен детям
данного возраста.
* Работа с символом
трека – конвертомкопилкой Эрудита.
Дополняем конверткопилку своими
впечатлениями о встрече.

ценностное
общение

людьми

Динамические
паузы

Трек «Орлёнок – Мастер»
В рамках данного трека дети знакомятся с пониманием того, что можно быть
мастерами в разных сферах деятельности, в разных профессиях. Здесь второклассники
готовят новогодний спектакль, концерт или представление, а также знакомятся с лучшими
мастерами своего дела (на уровне региона или страны).
№
1.

Тема

Содержание темы

Виды
деятельности

«Мастер – это …»

Введение в тему, мотивация,
целеполагание. Знакомство с
понятием «Мастер»:
лексическая работа – узнаём
значение нового слова.
Работа по группам –
привести из своей жизни
примеры мастеров своего
дела, ребята рассказывают
друг другу («Моя мама
мастер своего дела. Она...»).
Блиц-высказывания ребят:
«Я узнал, что у Никиты мама
– повар. Она мастер готовить
салаты»…) Пробуем себя в
роли мастера. Что может
делать мастер? Хотите
попробовать себя в роли
мастера? Обсуждаем,
придумываем, делаем
простое оригами,
дорисовываем, создаем
коллективную работу «Наши
младшие друзья», читаем
выразительно стихи с
инсценировкой.

Познавательная,
досуговоразвлекательная;
художественное
творчество,
проблемноценностное
общение

10

Формы
организации
занятий
Блицвысказывания
Создание
коллективной
творческой
работы
«Наши младшие
друзья»
Чтение и
инсценировка
стихотворений
Динамические
паузы

Департамент образования Администрации г. Екатеринбурга
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 36
им. М.П. Одинцова
620078, г. Екатеринбург, ул. Малышева, 134 тел. 8(343) 374-02-91, e-mail: soch36@eduekb.ru

2.

«Мастерами
славится Россия»

Подводим итоги. Кто такой
мастер? Кто может быть
мастером? Какими мы были
мастерами? Что нужно
сделать нам, чтобы стать
мастерами? Как мастер
создаёт свою работу –
«придумывает,
делает/создаёт, показывает и
радует других».
*Работа с символом трека –
шкатулкой Мастера.
Сохраняем всё в Шкатулке
Мастера (определение, как
мастер создает свою
работу).
В конце занятия учитель
знакомит ребят с одним из
мастеров родного края.
Презентация учителя о 10
Познавательная,
самых известных мастерах
игровая
России.
Учимся придумывать: кто из
вас хочет быть мастером?
Какие этапы проходит
мастер, чтобы показать
людям своё произведение?
(Обращаемся к Шкатулке
Мастера).
Разбивка на микрогруппы по
3–4 человека. Задание:
предложить своё дело,
которое покажет, что мы
тоже можем быть мастерами.
Работа по группам.
Выдвижение идей. Выбор
самой интересной.
Записываем идею и кладём в
Шкатулку Мастера. Учитель
говорит о том, что на
следующем занятии мы
попробуем её реализовать.
Тренинг «Мы мастера» – мы
мастера петь, мы мастера
танцевать (общий танец) и
прочее. Учитель использует
видеосюжеты, записанные
мастерами своего дела,
чтобы детям было удобнее
выполнять задания.
Вывод: в России много
мастеров своего дела, и мы
можем тоже стать мастерами.
*Работа с символом трека –
Шкатулкой Мастера.
11

Создание идеи
своего дела
Тренинг «Мы
мастера»
Динамические
паузы

Департамент образования Администрации г. Екатеринбурга
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 36
им. М.П. Одинцова
620078, г. Екатеринбург, ул. Малышева, 134 тел. 8(343) 374-02-91, e-mail: soch36@eduekb.ru

3.

4.

«Город мастеров»

«В гости к
мастерам»

Игра по станциям «Город
мастеров» с использованием
различных направлений
деятельности, одной из
станций должна стать работа
с пословицами о мастерах.
*Работа с символом трека –
шкатулкой Мастера.
Подведение итогов: в
Шкатулку вкладываем
пословицы и свои
впечатления «Рейтинг
популярности».
1-й вариант: идём на
экскурсию к мастерам
(знакомимся с
профессиональными
мастерами, это может быть
театр, музей, библиотека,
Дворец творчества и пр.).
2-й вариант:
родители/наставники
демонстрируют своё
мастерство ребятам.
3-й вариант: мастер-класс от
учителя «Делай как я, делай
лучше меня!». На данном
занятии ребятам можно
предложить мастер-классы
по развитию актёрских
способностей: для развития
мимики, речи, постановки
голоса, по угадыванию
эмоций и пониманию друг
друга посредством игры
«Крокодил».
*Работа с символом трека –
Шкатулкой Мастера. Какие
профессии мастеров узнали
за это время?

Познавательная,
игровая

Игра по станциям
«Город мастеров»

Взаимодействие
– парное,
групповое

Познавательная,
игровая

Экскурсия /
мастер-класс

Взаимодействие
–парное,
групповое

Трек «Орлёнок – Доброволец»
Тематика данного трека актуальна круглый год. Проведение трека в данный
временной период можно рассматривать как эмоциональный пик всей Программы. Это
создаст и поддержит общее настроение добра, взаимопонимания, удовлетворённости не
только в рамках трека, но и в обычной жизнедеятельности детей. Учитель может
обращаться к имеющемуся социальному опыту детей в любое время учебного года.
№
1.

Тема
«От слова – к

Содержание темы

Виды
деятельности

Введение в тему. Мотивация,

Познавательная,

12

Формы
организации
занятий
Просмотр

Департамент образования Администрации г. Екатеринбурга
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 36
им. М.П. Одинцова
620078, г. Екатеринбург, ул. Малышева, 134 тел. 8(343) 374-02-91, e-mail: soch36@eduekb.ru

делу»

2.

«Спешить на
помощь
безвозмездно!»

целеполагание. Знакомство с
понятиями «добро»,
«доброволец», «волонтёр»,
«добровольчество»:
лексическая работа –
значение новых слов.
Почему люди хотят
помогать?
Смотрим и обсуждаем
мультфильм «Рука помощи»
– обсуждение (что
происходит с сердцем
мальчика, какими
качествами должен обладать
волонтёр) – рисование
словесного портрета
волонтёра. Символ
волонтёрства – приподнятая
рука с раскрытой ладонью и
сердцем.
*Работа с символом трека
«Орлёнок- Доброволец».
Создаём символ
волонтёрства (дети обводят
свою ладонь и рисуют своё
доброе сердце, все ладошки
соединяют в Круг Добра) – с
этим символом работаем на
следующих занятиях.
Коллективное обсуждение.
Какие добрые дела
совершают волонтёры для
других людей? Подведение
итогов: слайд-презентация от
учителя с комментариями
детей «Как волонтёры
помогают?»
Волонтёрское движение в
России. Где помогают
волонтёры и почему всем это
важно? Почему люди говорят
волонтёрам спасибо? Виды
волонтёрства.
Работа по группам:
1. Решение кейса «Как
поступить в данной ситуации
и что попросить в награду?»
Вывод – настоящее
волонтёрство безвозмездно,
это – для других…
*Работа с символом трека:
дополняем «Классный Круг
Добра» – безвозмездно, для
других.
2. Что лично я могу сделать
13

проблемноценностное
общение

мультфильма
«Рука помощи»

Познавательная,
проблемноценностное
общение

Работа по
группам

Динамические
паузы

Решение кейса
«Как поступить в
данной ситуации
и что попросить в
награду»
Динамические
паузы

Департамент образования Администрации г. Екатеринбурга
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 36
им. М.П. Одинцова
620078, г. Екатеринбург, ул. Малышева, 134 тел. 8(343) 374-02-91, e-mail: soch36@eduekb.ru

3.

4.

КТД «Создай
хорошее
настроение»

«Добровольцем
будь всегда!»

для других? Составление
списка добрых дел.
*Работаем с символом
трека: фиксируем перечень в
Круге Добра.
Рассказ учителя о самых
известных волонтёрах
России (презентация).
Список добрых дел.
Выбираем «Создай хорошее
настроение». Обсуждаем.
Как можно создать хорошее
настроение другим?
Придумываем. Делимся на
группы. КТД «Создай людям
хорошее настроение» (через
создание плаката-сюрприза,
творческое выступление,
сюрприз-открытку,
организацию игры или
веселой фотосессии и т.д.).
Мини-тренинг. Сюрприз от
учителя. Учитель показывает
ребятам, как можно и себе
поднять настроение.
Флешмоб «Хорошее
настроение».
*Работа с символом трека:
дополняем «Классный Круг
Добра» – дарим радость
другим.
Встреча с гостем, который
достиг успехов в области
добровольчества.
*Работа с символом трека:
дополнение Круга Добра
новой информацией,
которую узнали от гостя.

Познавательная,
проблемноценностное
общение

КТД «Создай
людям хорошее
настроение»
Мини-тренинг
Флешмоб
«Хорошее
настроение»
Динамические
паузы

Познавательная,
проблемноценностное
общение

Встреча с
интересными
людьми
Динамические
паузы

Трек «Орлёнок – Спортсмен»
Время для реализации этого трека обусловлено необходимостью усилить
двигательную активность детей, так как к середине учебного года накапливается
определённая усталость, вызванная гиподинамическим кризисом и учебной нагрузкой.
Надеемся, что дополнительные физкультурно-оздоровительные мероприятия позволят
снизить заболеваемость детей, что актуально в зимний период.
№
1.

Тема

Содержание темы

Виды
деятельности

«Утро начинай с
зарядки –
будешь ты всегда
в порядке»

Введение в тему, мотивация,
целеполагание. Знакомство с
понятием «Спортсмен»:
лексическая работа – узнаём

Познавательная,
игровая,
проблемноценностное

14

Формы
организации
занятий
КТД «Зарядка»
Динамические
паузы

Департамент образования Администрации г. Екатеринбурга
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 36
им. М.П. Одинцова
620078, г. Екатеринбург, ул. Малышева, 134 тел. 8(343) 374-02-91, e-mail: soch36@eduekb.ru

2.

«О спорт, ты
мир!»

значение нового слова. Что
такое здоровый образ жизни?
Из чего он складывается?
Что необходимо обязательно
делать, если хотим долго
оставаться здоровыми?
Создаём визуальный образ
«Орлёнка-Спортсмена»,
дописывая к нему ответы
детей. В ходе разговора
учитель обращает внимание
на слова детей о важности
зарядки.
КТД «Зарядка»:
1. Придумываем 1-2
упражнения для зарядки
(одна группа – утреннюю,
вторая – в школе на
перемене, третья – если устал
делать уроки дома, четвёртая
группа – …).
2. Составляем комплекс
зарядки для дома.
Оформляем придуманное, и
дети забирают домой
перечень упражнений.
Определяем основы ЗОЖ –
работаем по группам: каждая
группа представляет свой
результат работы: режим
дня, правильное питание,
закаливание, гигиену,
безопасное поведение –
можно рисовать, можно
сделать коллаж, можно
представить визуально и пр.
*Работа с символом трека
«Орлёнок- Спортсмен» –
чек-листом: размещение 1-го
пункта в чек-листе – «Я
сделал(а) зарядку».
Учитель показывает и
рассказывает о 10 великих
спортсменах страны.
Работа в группах – выбрать
вид спорта, нарисовать его
эмблему, придумать и
показать одно из движений
(или упражнение из этого
вида спорта), придумать
рассказ об этом виде спорта.
*Работа с символом трека:
размещение 3-го пункта в
чек-листе – «Я был(а)
сегодня очень активным(ой)
15

общение,
физкультурноспортивная

Работа по
группам
«Основы ЗОЖ»
Работа с чеклистом

Познавательная,
игровая,
проблемноценностное
общение

Работа в группах
Динамические
паузы
Работа с чеклистом

Департамент образования Администрации г. Екатеринбурга
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 36
им. М.П. Одинцова
620078, г. Екатеринбург, ул. Малышева, 134 тел. 8(343) 374-02-91, e-mail: soch36@eduekb.ru

3.

4.

Спортивная игра
«У рекордов наши
имена»

«Быстрее! Выше!
Сильнее!»

и много двигался(лась)». В
Орлятский уголок добавляем
фото великих спортсменов
страны.
Проведение спортивных
соревнований.
Использование плакатов,
кричалок, созданных на
предыдущих занятиях.
*Работа с символом трека
«Орлёнок-Спортсмен» – чеклистом: размещение 6-го
пункта в чек-листе – «Я
принял(а) участие в
соревнованиях».
Встреча-подарок с
интересными людьми из
области спорта. Гости
расскажут детям, что
необходимо для того, чтобы
быть профессиональным
спортсменом. Размещение 7го пункта в чек-листе – «Я
узнал(а), как стать
профессионалом в спорте».

Познавательная,
игровая,
проблемноценностное
общение

Спортивные
соревнования

Познавательная,
проблемноценностное
общение

Встреча с
интересными
людьми

Работа с чеклистом

Динамические
паузы
Работа с чеклистом

Трек «Орлёнок – Эколог»
Погодные условия в момент реализации трека «Орлёнок-Эколог» позволяют
проводить мероприятия за пределами здания школы с выходом на природу. Есть
возможность использования природных материалов при изготовлении поделок;
проведения акций с посадками деревьев, уборки мусора в рамках экологического
субботника.
№
1.

2.

Тема
«ЭКОЛОГиЯ»

«Мой след на
планете»

Содержание темы

Виды
деятельности

Введение в тему. Мотивация,
целеполагание. Знакомство с
понятиями «Экология»,
«Эколог»: лексическая
работа – определение
значений новых слов.
КТД «Экологическая тропа».
Работа в парах.
*Работа с рюкзачком
Эколога: в ходе КТД
собирается рюкзачок
Эколога: что должен знать
эколог, чтобы отправиться
в путешествие по треку.
Подведение итогов.
Актуализация важности
бережного отношения к

Познавательная,
игровая,
проблемноценностное
общение

16

Познавательная,
игровая

Формы
организации
занятий
КТД
«Экологическая
тропа»
Динамические
паузы

Беседа

Департамент образования Администрации г. Екатеринбурга
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 36
им. М.П. Одинцова
620078, г. Екатеринбург, ул. Малышева, 134 тел. 8(343) 374-02-91, e-mail: soch36@eduekb.ru

3.

4.

«Что должен
знать и уметь
эколог?»

Встреча с
человеком,

природе и планете. Какие
экологические проблемы
есть в нашем регионе? Как
мусор влияет на природу?
Дидактическая игра «Что в
мусорном ведре?». Как
уменьшить количество
бытового мусора?
Смотрим экологический
мультфильм. Что мы можем
сделать для этого? В ходе
обсуждения и предложений
детей учителю важно
вычленить высказывание:
«Можем сделать плакат с
призывом не бросать мусор в
природе».
Коллективная работа с
элементами КТД. «Рисуем
плакат «Не бросай мусор»
(формат А4, учитель делает
копию/фото плаката). Дети
могут их унести домой и
разместить у себя дома, на
подъезде и пр.
*Работа с символом трека –
рюкзачком Эколога: цветные
плакаты складываем в
рюкзачок.
Вывод: что мы сделали
сегодня очень важное? Как
это может помочь планете?
Обсуждаем. Где разместили
плакаты? Как отреагировали
окружающие? Важность
того, что сделали?
Интеллектуальная игра
«Знаю, умею» (опыт
проведения исследований,
наблюдение за природой,
эксперимент с озвучиванием
звуков животных, птиц,
сравнение «природных» и
«искусственных» звуков,
работа с детской
энциклопедией «Что такое?
Кто такой?»).
Подведение итогов.
*Работа с символом трека –
рюкзачком Эколога.
Дополнения в рюкзачок
Эколога: что должен знать
эколог.
На заключительное занятие в
рамках данного трека
17

проблемноценностное
общение

Дидактическая
игра «Что в
мусорном ведре?»
Просмотр
экологического
мультфильма
Создание плаката
Динамические
паузы

Познавательная,
игровая,
проблемноценностное
общение

Беседа

Познавательная,
проблемно-

Встреча с
интересными

КТД «Знаю,
умею, действую»
Динамические
паузы

Департамент образования Администрации г. Екатеринбурга
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 36
им. М.П. Одинцова
620078, г. Екатеринбург, ул. Малышева, 134 тел. 8(343) 374-02-91, e-mail: soch36@eduekb.ru

которого можно
назвать
настоящим
экологом

приглашается личность,
добившаяся успехов в сфере
изучения экологии,
сохранения природы,
животного и растительного
мира.
Гость рассказывает ребятам
о том, в чём заключается
миссия эколога для
окружающей среды.
*Работа с символом трека –
рюкзачком Эколога. Анализ:
в рюкзачок Эколога
вкладываем свои
впечатления о встрече.

ценностное
общение

людьми

Динамические
паузы

Трек «Орлёнок – Хранитель исторической памяти»
Данный трек является логическим завершением годового цикла Программы. Цель
трека «Орлёнок-Хранитель исторической памяти» – воспитание чувства любви и
уважения к своей семье, малой родине, России. В основе занятий трека – совместная
ценностно-ориентированная деятельность по осмыслению и формированию личностного
отношения к семье, Родине, к своему окружению и к себе лично. Дети открывают для себя
значимость сохранения традиций, истории и культуры своего родного края через
понимание фразы «Я и моё дело важны для Родины».
№
1.

Тема
«Орлёнок –
Хранитель
исторической
памяти»

Содержание темы

Виды
деятельности

Введение в тему, мотивация,
целеполагание. Понятие
«Хранитель исторической
памяти»: лексическая работа
– узнаём значение нового
словосочетания. Учимся
работать в группах –
обдумывают идею.
КТД «Альбом памяти».
Задание перед треком:
принести фото
исторического или обычного
события семьи, узнав о нём
всю информацию. Выбирают
одного, кто подведёт итоги
для класса: «Никита нам
рассказал, как они ходили в
поход… Света – о том, что
дедушка научил её кататься
на велосипеде…». Педагог
фиксирует опорную схему на
карточках: Никита – ходили
в поход, Света – кататься на
велосипеде и др. Обобщаем
всё сказанное и подводим

Познавательная,
игровая,
проблемноценностное
общение

18

Формы
организации
занятий
Лексическая
работа
КТД «Альбом
памяти»

Департамент образования Администрации г. Екатеринбурга
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 36
им. М.П. Одинцова
620078, г. Екатеринбург, ул. Малышева, 134 тел. 8(343) 374-02-91, e-mail: soch36@eduekb.ru

2.

«Хранитель
семейных
ценностей»

итоги, что это важно
помнить и знать.
*Работа с символом трека –
альбомом Хранителя
исторической памяти.
Карточки с опорным текстом
вкладываются в альбом (с
ними можно поработать на
уроках, дополнив их).
Обсудить с детьми. Где
лучше всего смогут
сохраниться ваши имена?
Память о различных
событиях? Где вы храните
добрые воспоминания о
событиях своей семьи?
Подведение итогов:
продолжи фразу «Я хочу
сохранить …».
Обсуждаем: я – семья –
Россия – традиции и
важность их сохранения.
– Какие традиции есть в
России? Истинная традиция
та, которая прошла через
наше сердце (шествие
Бессмертного полка,
Масленица, Новый год и
пр.).
Определяем, какой должна
быть настоящая традиция:
- общенародной;
- доброй;
- значимой для всех.
В игровой форме
подчёркиваем важность
сохранения семейных
традиций – через игру
«Традиции моей семьи»:
дети делятся друг с другом
обычаями, ставшими
ценными в их семьях.
Обсуждается роль страны, в
которой живут дети – Россия
– тоже дом, россияне – одна
семья. На этом параллелизме
строится следующая
интерактивная форма –
создание коллажа «Традиции
России» в микрогруппах.
Занятие завершается
просмотром выпуска «Место
в истории» из мультсериала
«Смешарики», где
поднимается важность,
19

Познавательная,
игровая,
проблемноценностное
общение,
художественное
творчество

Беседа
Игра «Традиции
моей семьи»
Создание коллажа
«Традиции
России»
Просмотр
мультсериала
«Смешарики»

Департамент образования Администрации г. Екатеринбурга
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 36
им. М.П. Одинцова
620078, г. Екатеринбург, ул. Малышева, 134 тел. 8(343) 374-02-91, e-mail: soch36@eduekb.ru

3.

4.

«Знать, чтобы
хранить»

«Расскажи мне о
России»

значимость каждого
человека в жизни целой
страны.
Познавательная игра-квест
«Ключи истории» (возможно
проведение в музее города, в
библиотеке, в общественном
центре) с элементами
поисковой деятельности –
дети примеряют на себя роль
хранителей и решают
интеллектуально-творческие
задачи из области истории и
культуры родного края и
России.
*Работа с символом трека –
альбомом «Мы –
хранители»: дополняем
альбом своими
впечатлениями и
желательно фотографиями.
«Диалог на равных» с
человеком, который добился
успехов, отвечающих
смысловому наполнению
трека «Орлёнок-Хранитель
исторической памяти».

20

Познавательная,
игровая,
проблемноценностное
общение,
художественное
и социальное
творчество

Самостоятельная
работа по
составлению
вопросов для
одноклассников

Познавательная,
проблемноценностное
общение

Встреча с
интересны ми
людьми

Игра-квест
«Ключи истории»

Динамические
паузы

Департамент образования Администрации г. Екатеринбурга
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 36
им. М.П. Одинцова
620078, г. Екатеринбург, ул. Малышева, 134 тел. 8(343) 374-02-91, e-mail: soch36@eduekb.ru

5. Календарно-тематическое планирование программы 2 класса
Срок
Тема
проведения
сентябрь
Вводный Орлятский
урок

сентябрь
сентябрь

октябрь
октябрь

октябрь
октябрь
ноябрь
ноябрь

ноябрь
декабрь
декабрь
декабрь

декабрь

январь
январь
январь
февраль

Кол-во
часов
2

Электронные образовательные ресурсы
https://disk.yandex.ru/d/JpPO_Agt-oxyZA

https://disk.yandex.ru/d/xXuuW-CQ0xzktw
Трек «Орлёнок – Лидер»
«Лидер – это…»
1
https://disk.yandex.ru/d/MZD5W7LZCYckAg
«Я могу быть лидером»
1
https://disk.yandex.ru/d/EWzzIDfJjyyCRg

«В команде рождается
лидер»
«Встреча с тем, кто
умеет вести за собой»

1

https://disk.yandex.ru/d/ogjf666MlkHyrg
https://disk.yandex.ru/d/BOLmv6sXiUe26w

1

https://orlyatarussia.ru/library/uchebnyygod/uchebno-metodicheskiy-komplekt-2klassa-/
Трек «Орлёнок – Эрудит»
«Кто такой эрудит?»
1
https://disk.yandex.ru/d/hZIYcWymdIw3wg
«Развиваемся, играя!»
1
https://disk.yandex.ru/d/5GaKKLoS8k64QQ
КТД «Что такое? Кто
1
https://disk.yandex.ru/d/uBsVVDhYG1TOsA
такой?»
«Хотим всё знать»
1
https://orlyatarussia.ru/library/uchebnyygod/uchebno-metodicheskiy-komplekt-2klassa-/
Трек «Орлёнок – Мастер»
«Мастер – это…»
1
https://disk.yandex.ru/d/HT23kwVFzTOhFg
«Мастерами славится
1
https://disk.yandex.ru/d/kEipXVBl04Y7vA
Россия»
«Город мастеров»
1
https://disk.yandex.ru/d/QhIJ_VmXGx-SGA
«Мастер – звучит
1
https://orlyatarussia.ru/library/uchebnyyгордо!»
god/uchebno-metodicheskiy-komplekt-2klassa-/
Подведение промежуточных итогов участия в Программе
Игра «Код дружбы»
2
https://orlyatarussia.ru/library/uchebnyygod/uchebno-metodicheskiy-komplekt-2Игра «Новый год в
klassa-/
орлятском кругу»
Трек «Орлёнок – Доброволец»
«От слова – к делу»
1
https://disk.yandex.ru/d/HnoFqydItyi5Hg
«Спешить на помощь
1
https://disk.yandex.ru/d/_uz2RVxV5Xdkiw
безвозмездно!»
КТД «Создай хорошее
1
https://disk.yandex.ru/d/_Jjfaj0eQ1j5Cw
настроение»
«Добровольцем будь
1
https://orlyatarussia.ru/library/uchebnyyвсегда!»
god/uchebno-metodicheskiy-komplekt-2klassa-/
Трек «Орлёнок – Спортсмен»

Департамент образования Администрации г. Екатеринбурга
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 36
им. М.П. Одинцова
620078, г. Екатеринбург, ул. Малышева, 134 тел. 8(343) 374-02-91, e-mail: soch36@eduekb.ru

февраль
февраль
февраль
март

март
март
март
апрель

апрель
апрель
май
май

май

«Утро начинай с
зарядки – будешь ты
всегда в порядке!»
«О, спорт, ты мир!»
Спортивная игра «У
рекордов наши имена»
«Быстрее! Выше!
Сильнее!»

1

https://disk.yandex.ru/d/KrwZxrhi0vVMkg

1
1

https://disk.yandex.ru/d/i1419wvma0WWpA
https://disk.yandex.ru/d/8n1pNCpkUEZJmg

1

https://orlyatarussia.ru/library/uchebnyygod/uchebno-metodicheskiy-komplekt-2klassa-/
Трек «Орлёнок – Эколог»
«ЭКОЛОГиЯ»
1
https://disk.yandex.ru/d/-5TS_J64rmIVqw
«Мой след на планете»
1
https://disk.yandex.ru/d/520dZ6CKxkBfEw
«Что должен знать и
1
https://disk.yandex.ru/d/a3dSCErfDUiLlw
уметь эколог?»
Встреча с человеком,
1
https://orlyatarussia.ru/library/uchebnyyкоторого можно назвать
god/uchebno-metodicheskiy-komplekt-2настоящим экологом
klassa-/
Трек «Орлёнок – Хранитель исторической памяти»
«Орлёнок – Хранитель
1
https://disk.yandex.ru/d/PDjS_qNMP8ggsQ
исторической памяти»
«Хранитель семейных
1
https://disk.yandex.ru/d/-z14Zz076kE0Vg
ценностей»
«Знать, чтобы хранить»
1
https://disk.yandex.ru/d/REPVyCACMRrN8w
«Расскажи мне о
1
https://orlyatarussia.ru/library/uchebnyyРоссии»
god/uchebno-metodicheskiy-komplekt-2klassa-/
Подведение годового участия в программе «Орлята России»
Игровое занятие «Тайна
2
https://orlyatarussia.ru/library/uchebnyyза 7-ю печатями»
god/uchebno-metodicheskiy-komplekt-2klassa-/
Итого:
34

22

Департамент образования Администрации г. Екатеринбурга
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 36
им. М.П. Одинцова
620078, г. Екатеринбург, ул. Малышева, 134 тел. 8(343) 374-02-91, e-mail: soch36@eduekb.ru

6. Учебно-методическое обеспечение Программы
Курс обеспечен методическими и дидактическими материалами, размещёнными на
официальном сайте программы «Орлята России» https://orlyatarussia.ru/.
Полный сборник всех базовых и дополнительных материалов, необходимых для
реализации программы «Орлята России», доступны в электронной библиотеке на
официальном сайте Программы https://orlyatarussia.ru/library/.
Медиаматериалы и руководство по использованию фирменного стиля Программы
размещены в разделе «О Программе» на официальном сайте Программы
https://orlyatarussia.ru/o-programme/firmennyy-stil/.
Дополнительные материалы цикла занятий по календарному плану воспитательной
работы доступны авторизованным пользователям сайта (пользователям, подтвердившим
регистрацию на сайте Программы) в их личном кабинете https://orlyatarussia.ru/teacherprofile/educalendar/.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».