РП ВД Орлята России 1 класс

Департамент образования Администрации г. Екатеринбурга
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 36 им. М.П. Одинцова
620078, г. Екатеринбург, ул. Малышева, 134 тел. 8(343) 374-02-91, e-mail: soch36@eduekb.ru

ПРИНЯТО
на заседании педагогического совета
МАОУ СОШ № 36
Протокол № 1 от «29» августа 2025 г.

УТВЕРЖДАЮ
Директор МАОУ СОШ № 36
______________А.С. Бабушкина
Приказ № 166– ТД от «27» августа
2025 г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КУРСА
ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

«Орлята России»

Автор-составитель: Пышкова Полина Павловна
Учитель начальных классов

г. Екатеринбург, 2025 год

1

2. Пояснительная записка

Актуальность программы внеурочной деятельности «Орлята России»
Особое положение в системе непрерывного образования и воспитания детей
занимают дети 7–10/11 лет, учащиеся начальной общеобразовательной школы. Начальная
школа выступает фундаментом в процессе социального воспитания, осмысления ребёнком
себя в окружающем мире, выстраивания системы коммуникации со сверстниками и
взрослыми. Реалии современного общества предъявляют к юным гражданам страны
особые требования, связанные с проявлением инициативы, ответственности,
самостоятельности, активности. Успешность решения жизненных задач обусловлена
способностью школьников находить нетривиальные решения, проявлять энергичность,
настойчивость, формулировать цели, для реализации которых необходимо привлекать и
использовать ресурсы, строить свои деловые и межличностные отношения в социальной
среде.
Участие детей и педагогов в программе «Орлята России» способствует
восстановлению богатого опыта воспитательной работы с подрастающим поколением и
его дальнейшему развитию с учётом всех вызовов современного мира.
На реализацию Программы в курсе внеурочной деятельности в 1 классе отводится
1 час в неделю (общий годовой объём – 33 учебных часа).
Формы проведения занятий: занятие-игра, беседа, экскурсия, поход, проблемноценностное общение, совместная подготовка и проведение коллективных творческих дел,
согласно методологии Программы. Занятия могут проводиться не только в классе, но и на
улице, в парке, в музее.
В основу курса внеурочной деятельности положен системно-деятельностный
подход, позволяющий за период освоения ребёнком образовательных треков (траекторий
социально-коммуникативного развития) осуществить качественный переход от
«социальной активности» к «социальной позиции» и «гражданской идентичности».
Курс внеурочной деятельности представляет комплекс из 27 занятий для
обучающихся по 7 трекам Программы, а также вводную игровую программу, состоящую
из 4 самостоятельных занятий, Вводного Орлятского урока, игрового занятия для
подведения итогов годового участия в Программе. Изменение позиции ребёнка в
реализации содержания, логика каждого трека выстроены на основе коллективной
творческой деятельности И.П. Иванова и с учётом возрастных особенностей младших
школьников в зависимости от класса.
Уникальность Программы заключается в содержательном направлении на
формирование и развитие ценностных ориентиров младших школьников, их опыта
позитивного преобразования социального мира с учётом всех региональных особенностей
и вызовов современного мира.
Цель программы «Орлята России» – развитие у учащихся младшего школьного
возраста социально-ценностных знаний, отношений и опыта позитивного преобразования
ближайшего социального окружения на основе традиционных российских духовнонравственных ценностей, воспитания культуры общения, воспитания любви к Родине.
Задачи:
Личностные: содействие формированию качеств социально активной личности:
ответственности, доброжелательности, инициативности, отзывчивости, неравнодушия,
взаимопомощи, уважения к старшим и сверстникам.
Метапредметные:
- познавательные: развивать критическое мышление, обучая навыкам поиска,
оценки, систематизации и анализа информации.
2

- регулятивные: способствовать формированию у учащихся способности
самостоятельно и коллективно ставить цели, определять задачи и планировать свою
деятельность для успешной реализации коллективных творческих дел и совместных
событий.
- коммуникативные: направлять на командное взаимодействие, развитие умений
аргументировать свою точку зрения, договариваться при принятии совместных решений,
вести конструктивное общение.
Предметные: расширять кругозор, способствовать формированию новых
представлений о себе, окружающей действительности и приобретению практических
умений, реализующихся в социально-преобразующей деятельности.
Нормативно-правовую основу рабочей программы внеурочной деятельности
«Орлята России» составляют следующие документы:
1. Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской
Федерации».
2. Указ Президента Российской Федерации от 02.07.2021 № 400 «О Стратегии
национальной безопасности Российской Федерации».
3. Указ Президента Российской Федерации от 09.11.2022 № 809 «Об утверждении
Основ государственной политики по сохранению и укреплению традиционных
российских духовно-нравственных ценностей».
4. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 29.04.2015 № 996-р «Об
утверждении Стратегии развития воспитания на период до 2025 года».
5. Приказ Минпросвещения России от 31.05.2021 № 286 «Об утверждении
федерального государственного образовательного стандарта начального общего
образования».
6. Приказ Минпросвещения России от 18.05.2023 № 372 «Об утверждении
федеральной образовательной программы начального общего образования».
7. Письмо Департамента государственной политики в сфере воспитания,
дополнительного образования и детского отдыха «О направлении информации» №06-1124
от 20.08.2025.
Взаимосвязь с программой воспитания
Программа внеурочной деятельности «Орлята России» разработана на основе
рекомендаций Программы воспитания, что обеспечивает интеграцию обучающих и
воспитательных аспектов педагогической деятельности. Фокус смещён на комплексное
развитие личности обучающегося, включая его нравственные и социальные компетенции.
Данный подход реализуется через:
 приоритетное достижение личностных результатов, конкретизированных в
Программе воспитания;
 формирование у обучающихся осознания социальной значимости их деятельности,
согласно положениям Программы воспитания.
 применение интерактивных форм занятий, стимулирующих активное вовлечение
обучающихся в совместную деятельность с педагогом и сверстниками, а также
способствующих формированию детско-взрослых общностей, имеющих ключевое
значение для воспитательного процесса, как это определено Программой
воспитания.

3

Департамент образования Администрации г. Екатеринбурга
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 36 им. М.П. Одинцова
620078, г. Екатеринбург, ул. Малышева, 134 тел. 8(343) 374-02-91, e-mail: soch36@eduekb.ru

3. Предполагаемые результаты

Результатом Программы является сформированность у ребёнка младшего
школьного возраста социально-ценностных знаний, отношений и опыта позитивного
преобразования социального мира на основе российских базовых национальных
ценностей.
Целевые ориентиры результатов участия и освоения младшими школьниками
содержания учебно-методического комплекса программы «Орлята России» определены в
соответствии с ФГОС основными направлениями воспитания, зафиксированными в
Примерной рабочей программе воспитания, и основываются на российских базовых
национальных ценностях.
Личностные результаты:
Учащийся:
 Будет проявлять ответственность и инициативность в планировании и выполнении
поручений, коллективных творческих дел.
 Будет демонстрировать доброжелательность, отзывчивость и уважение в общении
со сверстниками и взрослыми, стремиться к взаимопомощи.
 Осознает себя как социально активную личность, понимающую свою роль и
ответственность в жизни класса, школы, местного сообщества.
Метапредметные результаты:
 Познавательные УУД: учащийся научится находить информацию из различных
источников (текст, схема, интернет), критически ее оценивать, систематизировать и
анализировать для решения практических задач.
 Регулятивные УУД: учащийся научится самостоятельно и в сотрудничестве со
сверстниками ставить цель, определять задачи и составлять план для реализации
коллективных дел и событий.
 Коммуникативные УУД: учащийся научится эффективно взаимодействовать в
команде: аргументировать свою позицию, учитывать мнение других,
договариваться и находить общие решения при совместной работе, получит
возможность научиться организовывать и вести конструктивный диалог для
разрешения спорных ситуаций.
Предметные результаты:
Учащийся:
 Научится применять расширенные представления о себе и окружающем мире
(социальных нормах, общественных процессах) для планирования и реализации
социально значимых дел.
 Освоит на практике умения выявлять проблему, проектировать и осуществлять
социально-преобразующую деятельность, направленную на улучшение своей
жизненной среды (в классе, школе, дворе).

4

4. Содержание курса внеурочной деятельности

Вводная игровая программа
Вводная игровая программа включает 4 игровых занятия:
1) «Играй, узнавай, найди друзей в классе»
2) «Будем мы друзьями в классе»
3) «Волшебные слова дружбы»
4) «Правила настоящих друзей»
Эти занятия предназначены для того, чтобы помочь первоклассникам
адаптироваться к новым школьным условиям, познакомиться с одноклассниками и
создать положительное эмоциональное настроение для обучения. Эти важные задачи
решаются с использованием языка, понятного детям этого возраста – языка игр. Игровая
программа способствует раскрепощению детей, помогает им выйти за пределы своей зоны
комфорта и открыть в себе новые качества, а также завести новых друзей. В результате
таких занятий первоклассники не только узнают друг друга, но и начинают чувствовать
себя командой, создавая свои традиции и принимая общие правила.
Вводный Орлятский урок
Чтобы первоклассники с энтузиазмом включились в программу «Орлята России»,
направленную на развитие их социальной активности, проводится специальный Вводный
Орлятский урок.
На этом уроке дети получат не только наглядное представление о Программе, но и
глубокое понимание её целей. Первоклассники также узнают, что ждёт их в рамках
Программы до 4 класса. В этом им помогут Наставники, которые создадут ясное видение
будущих активностей.
К тому же, первоклассников могут посетить уже опытные Орлята или Орлятавыпускники, которые поделятся своим опытом, покажут видео, исполнят танец Орлят,
представят символы направлений и свои творческие работы, делая знакомство с
Программой ещё более ярким и понятным.
Трек «Орлёнок – Эрудит»
Трек «Орлёнок – Эрудит» занимает первый месяц второй четверти. Именно к этому
времени учебный процесс и все связанные с ним новые правила жизнедеятельности
становятся для первоклассника более понятными. Данный трек позволит, с одной стороны,
поддержать интерес к процессу получения новых знаний, с другой стороны, –
познакомить обучающихся с разными способами получения информации.
№
1.

Тема
«Кто такой
эрудит?»

Содержание темы

Виды
деятельности

Введение в тему, мотивация,
целеполагание. Знакомство с
понятием «эрудит»:
лексическая работа –
разбираем значение нового
слова.
Учитель организует
обсуждение вопроса: как
называют тех, кто много
знает, тех, кто обладает
большими знаниями? Для
достижения цели занятия

Познавательная,
игровая,
проблемноценностное
общение

5

Формы
организации
занятий
Просмотр
мультфильма;
решение ребусов,
кроссвордов,
загадок;
танцевальный
флешмоб

используется игровое
взаимодействие с
мультгероями.
2.

«Всезнайка»

3.

«Встреча с
интересным
эрудитом –
книгой»

4.

Подведём итоги

Обсуждение качеств,
необходимых для того,
чтобы стать эрудитами.
Через групповую работу
первоклассники учатся
рассуждать и слушать
другого, работать вместе,
ценить знания.
Работа с символом трека –
конвертом-копилкой
Эрудита.
Выход в библиотеку
(районная, школьная),
совместно с библиотекарем
знакомство с детскими
энциклопедиями и другими
интересными книгами,
запись обучающихся в
библиотеку.
Просмотр фото или видео,
как проходил трек, работа с
конверт-копилкой, анализ
результат, совместное
составление опорной схемы:
чему научились, что узнали.

Познавательная,
игровая,
проблемноценностное
общение

Диалог с детьми;
работа в парах;
высказывание
детьми своей
точки зрения,
работа в парах,
логические и
другие
интеллектуальные
игры-минутки

Познавательная,
проблемноценностное
общение

Посещение
библиотеки;
работа с книгой

Познавательная,
проблемноценностное
общение

Работа в парах;
просмотр фото/
видео;
составление и
использование
опорных схем

Трек «Орлёнок – Мастер»
В рамках данного трека дети знакомятся с тезисом, что можно быть мастерами в
разных сферах деятельности, в разных профессиях. Здесь второклассники готовят
новогодний спектакль, концерт или представление, а также знакомятся с лучшими
мастерами своего дела (на уровне региона или страны).
№
1.

Тема

Содержание темы

Виды
деятельности

«Мастер – это…»

Введение в тему, мотивация,
целеполагание. Знакомство с
понятием «Мастер»:
лексическая работа —
разбор значения нового
слова. Работа в парах –
рассказы первоклассников
друг другу о родителях как
мастерах своего дела. Блицвысказывания ребят:
«Я узнал, что у Никиты
мама – повар. Она мастер
готовить салаты».
Пробуем себя в роли

Познавательная,
Досуговоразвлекательная,
художественное
творчество,
проблемноценностное
общение

6

Формы
организации
занятий
Прослушивание
стихотворения;
просмотр
мультфильма;
обсуждение
вопросов;
изготовление
оригами;
танцевальная
пауза

2.

«Мастерская Деда
Мороза»

3.

«Класс мастеров»

мастера. Задаём вопросы:
Что может делать мастер?
Хотите попробовать себя
в роли мастера?
Обсуждаем, придумываем,
делаем простое оригами,
дорисовываем, создаем
коллективную работу по
объединению оригами
в единый смысловой
сюжет, после чего
организовывается
творческое выступление
учащихся.
Подводим итоги: Кто
такой мастер? Кто может
быть мастером? Какими
мы были мастерами? Что
нужно сделать нам, чтобы
стать мастерами? Как мастер
создаёт свою работу –
придумывает, делает/создаёт,
показывает и радует других?
*Работа с символом трека –
Шкатулкой Мастера.
Реализуем нашу идею
(учитель выстраивает
занятие на основе этапов
коллективной творческой
деятельности).
*Работа с символом
трека «Орлёнок – Мастер».
В Шкатулку вкладываем
итоги дела (например,
видео с впечатлениями
ребят на флеш-носителе).
Для создания новогоднего
настроения в классе и
формирования чувства
коллектива ребята вместе с
педагогом изготавливают
одну большую новогоднюю
гирлянду. Работа идет под
девизом: Одной большой
командой делаем общее
дело!
Основной посыл данного
занятия – реализация идей
по украшению класса или
классной ёлки, знакомство
с историей новогодних
игрушек в России, праздника
Нового года в целом.
Обучающиеся продолжают
создавать атмосферу
праздника и волшебства
своими силами.
7

Познавательная,
Досуговоразвлекательная,
художественное
творчество,
проблемноценностное
общение

Отгадывание
загадок;
деление
на группы;
танцевальная
пауза

Познавательная,
художественное
творчество

Реализация
идей по
украшению
класса/
классной ёлки;
знакомство
с историей
новогодних
игрушек

4.

«Классная ёлка»

Отличительной чертой
является то, что дело
реализуется всеми
обучающимися под
руководством педагога –
дети выдвигают свои
предложения, идеи,
инициативы.
*Работа с символом трека –
Шкатулкой Мастера. В
шкатулку вкладываем идеи
по созданию праздника
Нового года, игрушки,
подарки, сделанные
стараниями ребят.
Занятие-подведение итогов
трека. Смотрят видеоролик/
слайд-шоу,
демонстрирующий процесс
прохождения трека,
делятся впечатлениями,
мнениями.
Данное занятие отводится
для проведения самого
праздника Нового года.
Классный коллектив
своими силами, идеями,
инициативами, с поддержкой
педагога и родителей
устраивает Новый год на
свой лад, соблюдая
придуманные ими же
традиции.
Все дети, родители,
учитель и наставник класса
(если есть) становятся
актёрами, декораторами,
художниками, костюмерами,
сценаристами. Праздник
от самого начала до конца
пропитан гордостью за свой
класс и себя как члена
коллектива.
*Работа с символом трека –
Шкатулкой Мастера. В
Шкатулку вкладываем
фотографии праздника
Нового года, подарочки,
открытки – всё, созданное
детьми.

Познавательная,
художественное
творчество

Просмотр фото/
видео – анализ
результатов;
составление
опорной схемы

Трек «Орлёнок – Доброволец»
Реализация трека проходит для ребят 1-х классов зимой, но его тематика актуальна
круглый год. Важно, как можно раньше, познакомить обучающихся с понятиями
«доброволец», «волонтёр», «волонтёрское движение». Рассказывая о тимуровском
8

движении, в котором участвовали их бабушки и дедушки, показать преемственность
традиций помощи и участия.
№

Тема

1.

«От слова – к
делу»

2.

«Спешить
на помощь
безвозмездно»

Содержание темы

Введение в тему. Мотивация,
целеполагание. Знакомство с
понятиями «добро»,
«доброволец», «волонтёр»,
«добровольчество»:
лексическая работа –
значения новых слов.
На занятии прослушивают
песню или устраивают
Просмор отрывка «Если
добрый ты» из мультфильма
про Кота Леопольда, чтение
рассказа «Просто старушка»
В. Осеевой для того, чтобы
помочь детям
охарактеризовать те или
иные поступки, действия,
сделать выводы. Можно
использовать такой приём:
«Ребята, прижмите свои
ладошки к сердцу, закройте
глаза, улыбнитесь,
подумайте о чём-то добром.
Кто готов, откройте глаза.
Прикоснитесь ладошками к
своему соседу, пожелайте
друг другу всего самого
хорошего».
Происходит знакомство
с символом волонтёрства –
приподнятая рука с
раскрытой ладонью и
сердцем.
*Работа с символом
трека «Орлёнок –
Доброволец» – Кругом
Добра.
Важно с детьми прийти к
пониманию того, что в их
силах делать добрые дела.
Вместе их придумать,
обсудить, решить, что можно
сделать уже в ближайшее
время.
Знакомство детей с
понятиями «добро» и
«добровольчество»
способствует решение
первоклассниками
проблемных ситуаций.
Работая в микрогруппах,
9

Виды
деятельности

Познавательная,
игровая,
проблемноценностное
общение

Познавательная,
проблемноценностное
общение

Формы
организации
занятий
Прослушивание
песни или
просмотр
мультфильма;
анализ
рассказа;
танцевальная
пауза

Участвуют
в игре,
обсуждении
ситуаций;
создании
«Классного
Круга Добра»;
танцевальная
пауза

3.

«Доброволец –
это доброе
сердце»

4.

«Подведём
итоги»

дети обсуждают проблемы,
касающиеся темы
добровольчества,
анализируют, примеряют
на себя разные роли и
ситуации. Деятельность
в микрогруппах по 3
человека позволяет увидеть и
услышать разные мнения и
точки зрения.
*Работа с символом
трека «Орлёнок –
Доброволец» – Кругом
Добра.
Встреча с гостем, который
достиг успехов в области
добровольчества.
*Работа с символом
трека «Орлёнок –
Доброволец» – Кругом
Добра. Дополняют Классный
Круг Добра впечатлениями о
встрече.
Творческая работа
«Классный Круг Добра».
Дополняем качествами
добровольца (выбирая из
предлагаемого педагогом
списка: милосердный, злой,
отзывчивый, вредный…).
*Работа с символом
трека «Орлёнок –
Доброволец». Просмотр
видео/слайд-шоу о том, как
прошёл трек, чем запомнился
и что доброго смогли
сделать для других.

Познавательная,
проблемноценностное
общение

Встреча с
волонтёром;
интервью,
беседа

Познавательная,
проблемноценностное
общение

Просмотр фото/
видео;
обсуждение хода
трека; участие в
игре; участие в
танцевальной
паузе

Трек «Орлёнок – Спортсмен»
Время для реализации этого трека обусловлено необходимостью усилить
двигательную активность детей, так как к середине учебного года накапливается
определённая физическая и эмоциональная усталость от учебной нагрузки.
Дополнительные физкультурно-оздоровительные мероприятия позволят снизить
заболеваемость детей, что актуально в зимний период.
№

1.

Тема

Содержание темы

Виды
деятельности

«Утро мы начнём
с зарядки»

Введение в тему, мотивация,
целеполагание. Знакомство с
понятием «Орлёнок –
Спортсмен»: лексическая
работа – разбор значения
нового словосочетания.
Что такое здоровый

Познавательная,
игровая,
физкультурноспортивная,
проблемноценностное
общение

10

Формы
организации
занятий
Танцевальная
зарядка; введение
образа ЗОЖИКА;
работа в парах

2.

«Сто затей для
всех друзей»

3.

«Самые
спортивные
ребята моей
школы»

образ жизни? Из чего
он состоит? Почему это
важно?
*Работа с символом трека
«Орлёнок – Спортсмен» –
персонажем ЗОЖИКОМ.
Создаем визуальный образ
человека, ведущего здоровый
образ жизни, дописывая к
нему ответы детей. Учитель
должен обратить внимание
на слова детей о зарядке.
Говорим о важности зарядки
для человека в любом
возрасте. Далее обязательно
каждая группа ЧТП
показывает на уроках,
переменах мини-зарядки,
которые придумывает сама
группа поручения.
Дети совместно с педагогом
придумывают традиционную
утреннюю зарядку как для
класса, так и для дома.
ОБЯЗАТЕЛЬНО: создаём
памятку с упражнениями,
дети забирают её домой.
Вспоминаем первое занятие.
Проговариваем, что
получилось сделать дома?
Актуализация полезности
физкультминуток на уроках
и переменах, предложение
сделать зарядку утренней
традицией. Знакомство с
подвижными играми и
площадками, где можно в
них играть.
Осознание детьми идеи, что
зарядка может быть весёлой
и энергичной.
*Работа с символом
трека «Орлёнок –
Спортсмен» – фиксируем
подвижные игры.
Встреча-подарок с
выдающимися спортсменами
школы (3–4 действующими
учениками-спортсменами
школы). Гости расскажут
детям, что необходимо для
того, чтобы быть
талантливым спортсменом,
какие награды можно
получить, о тех российских
спортсменах, которые
являются примером не
11

Познавательная,
игровая,
проблемноценностное
общение

Весёлая
физкультминутка;
обсуждение
вопроса; участие
в подвижных
играх; встреча
с ЗОЖИКОМ;
танцевальная
зарядка

Познавательная,
проблемноценностное
общение

Прослушивание
рассказа
спортсмена
школы; интервью,
беседа со
спортсменами

4.

«Азбука
здоровья»

только для них, но и для
многих таких же ребят.
*Работа с символом
трека «Орлёнок –
Спортсмен». Фиксация
вывода о том, что нужно,
чтобы стать профессионалом
в спорте.
Подведение итогов. Дети
рассматривают фото или
видео, как проходил трек, по
опорной схеме анализируют
и дополняют правила
организации подвижных
игр, играют в новую игру.
*Работа с символом трека
«Орлёнок – Спортсмен».
Составляют «Азбуку
здоровья» — тезисно
записывают мысли о том, что
нужно, чтобы быть
здоровым.

Познавательная,
игровая

Просмотр фото/
видео; анализ/
дополнение
правил
подвижных игр

Трек «Орлёнок – Хранитель исторической памяти»
В рамках трека происходит ценностно ориентированная деятельность по
осмыслению личностного отношения к семье, Родине, к своему окружению и к себе лично.
Ребёнок должен открыть для себя значимость сохранения традиций, истории и культуры
своего родного края через понимание фразы «Я и моё дело важны для Родины». Основная
смысловая нагрузка трека: Я – хранитель традиций своей семьи, мы (класс) – хранители
своих достижений, Я/Мы – хранители исторической памяти своей страны. Решению задач
трека способствует празднование Дня защитника Отечества, Международного женского
дня и других праздников.
№
1.

Тема
«Орлёнок –
Хранитель
исторической
памяти»

Содержание темы
Введение в тему, мотивация,
целеполагание. Знакомство с
понятием «Хранитель»:
лексическая работа –
разбираем значение нового
слова через вопросы: Кто
может быть хранителем? Что
можно хранить? Для кого
хранить? Зачем хранить? Как
и где хранить?
*Работа с символом
трека – альбомом «Мы –
хранители»: собираем в
альбом письменные или
рисованные ответы на
вопросы. Учимся работать в
парах/группах. Возможна
помощь наставника. Дети
делают выводы о важности
сохранения знаний и
12

Виды
деятельности
Познавательная
,
игровая,
проблемноценностное
общение

Формы
организации
занятий
Обсуждение
вопросов;
просмотр
презентации,
старых
фотографий;
работа в паре;
просмотр видео
о культурных и
исторических
ценностях
региона/страны;
историческое
фотографирование

2.

«История школы
– моя история»

3.

«Поход в музей»

материалов об исторической
памяти и транслирования её
будущим поколениям.
Получают ответ на главный
вопрос: «Как можно сохранить
историческую
память?»
Первоклассники делают
общее фотографию, которую
могут поместить в летопись
класса/школы.
*Работа с символом
трека «Орлёнок – Хранитель
исторической памяти» (альбом
«Мы – Хранители»):
вкладываем идеи по
сохранению исторической
памяти региона, страны.
Данное занятие позволяет
обучающимся ощутить себя
учениками именно этой
школы, носителями идей,
традиций школы, в которой
обучаются. Занятие
направлено на знакомство со
школой, где обучаются дети:
историей, традициями,
героями, выдающимися
людьми, которыми гордится
школа. Ключевой момент
знакомства состоит в
том, что оно происходит в
виде игры по станциям, где
ребята выполняют различные
задания и путешествуют по
школе, в том числе знакомясь
с её
работниками. Такой формат
занятия позволит не только
достичь поставленных целей,
но и пробудить в детях
чувство гордости за школу.
*Работа с символом
трека «Орлёнок – Хранитель
исторической памяти»
(альбом «Мы – Хранители»):
вкладываем опорные
схемы по результатам
игры по станциям.
Занятие посвящено
знакомству с музеями –
школьным, городским,
районным. Обучающиеся
с помощью экскурсовода
знакомятся с экспонатами,
историей музея — познают
свой родной город, край.
13

Познавательная
,
игровая,
проблемноценностное
общение

Пение в караоке;
участие в игрепутешествии;
подведение итогов
через игровой
приём

Познавательная
,
проблемноценностное
общение

Экскурсия

4.

«Историческое
чаепитие»

*Работа с символом
трека «Орлёнок – Хранитель
исторической памяти»
(альбом «Мы – Хранители»):
дополняем альбом
информационными
карточками, сделанными
детьми, о том, что было
увидено в музее.
К ребятам в класс приходят
наставники и учитель истории
старших классов
(экскурсовод-краевед,
историк, родитель – знаток
истории). Актуализация
полученной на предыдущих
встречах информации. Дети за
чашкой чая задают
интересующие их вопросы по
истории и событиям в России.
Гости отвечают. Также гости
могут задать
вопрос ребятам. Самый
лучший вопрос отмечается
гостями.
*Работа с альбомом
«Мы – хранители»,
подведение итогов:
впечатления и пожелания
гостей заносятся в альбом.
Дети, которые умеют писать,
также могут оставить записи о
своих впечатлениях.

Познавательная
,
проблемноценностное
общение

Чаепитие, встреча
с приглашённым
гостями

Трек «Орлёнок – Эколог»
Погодные условия в момент реализации трека «Орлёнок – Эколог» позволяют
проводить мероприятия за пределами здания школы с выходом на природу. Есть
возможность использования природных материалов при изготовлении поделок,
проведении акций с посадками деревьев, уборке мусора в рамках экологического
субботника и пр.
№

1.

Тема

«ЭКОЛОГиЯ»

Содержание темы

Виды
деятельности

Введение в тему. Мотивация,
целеполагание. Знакомство с
понятиями «экология»,
«эколог»: лексическая работа
– разбираем значение нового
слова. Обсуждение вопросов:
кто должен беречь природу и
заботиться о ней? После
просмотра мультфильма
«Давайте вместе украшать
природу» направляет
рассуждения детей к идеям

Познавательная,
игровая

14

Формы
организации
занятий
Словесная
игра; работа в
парах; работа с
визуальным
образом;
подвижная
игра; сбор
рюкзачка
Эколога; участие
в игре; просмотр
мультфильма

2.

«Каким должен
быть настоящий
эколог?»

3.

«Орлята –
экологи»

по защите и украшению
окружающей среды – первым
шагам к экологической
культуре.
*Работа с символом
трека – рюкзачком Эколога.
Вкладываются знаки,
характеризующие бережное
отношение к природе.
Мотивация: видеофильм
«Красота природы России».
Наводящие вопросы: Как
сохранить красоту природы
России? Как её сберечь?
*Работа с символом трека –
рюкзачком Эколога.
Составляем правила эколога.
Определяем качества эколога
(добавляем в рюкзачок).
Посредством игр
обучающиеся знакомятся
с «визитками» природы:
следами животных, пением
птиц, описанием особо
распространённых растений
и животных.
*Работа с символом
трека – рюкзачком Эколога:
помещаем в него качества
эколога, заметки о
природном богатстве России
и т.п.
Подводим итоги.
Организация просмотра
слайд-шоу или видео о том,
как проходил трек,
обсуждение того, как
проходил трек, делают
выводы об экологической
культуре и поведении.
Просмотр и обсуждение
экологических
мультфильмов о природе.
*Работа с символом
трека – рюкзачком Эколога:
дополняем информацией о
ключевых событиях трека.

Познавательная,
игровая,
проблемноценностное
общение

Коллективное
обсуждение,
участие в игровом
упражнении;
дополнение
рюкзачка
Эколога; работа в
группах;
отгадывание
загадок; работа с
карточкой

Познавательная,
Проблемноценностное
общение

Просмотр фото/
видео;
дополнение
рюкзачка
Эколога;
просмотр
мультфильмов

Трек «Орлёнок – Лидер»
Трек является завершающим в учебном году, подводящим итоги участия
первоклассников в Программе. Основными задачами являются оценка уровня
сплочённости класса, приобретённых ребёнком знаний и опыта совместной деятельности
в классе как коллективе.
№

Тема

Содержание темы
15

Виды
деятельности

Формы
организации
занятий

1.

«Лидер – это …»

2.

«Я хочу быть
лидером»

3.

«С командой
действую!»

Введение в тему, мотивация,
целеполагание. Знакомство с
понятием «лидер»:
лексическая работа –
разбираем значение нового
слова. От учителя звучит
вопрос детям: кто со мной
хочет в команду? Учимся
работать в команде –
знакомство с явлением
лидерства через игру;
учитель объясняет задание,
учит детей слушать друг
друга, показывает, как
правильно такие задания
выполнять, даёт ребятам
подсказки, что нужно
сделать при выполнении
задания.
Подведение итогов: работа
с конструктором «Лидер»:
собираем понятие «лидер».
Обсуждение: Кто может
быть лидером? Для чего быть
лидером?
Данное занятие
подразумевает более
глубокое усвоение детьми
понятия лидера и лидерства в
целом. А также здесь
подробно разбираются
качества лидера. Ключевая
точка занятия – проведение
педагогом социометрии для
изучения атмосферы в
классе: дружный коллектив
или нет, для понимания
педагогом, как в дальнейшем
направлять деятельность
класса и выстраивать свою
работу.
*Работа с символом трека –
конструктором «Лидер»:
фиксируются качества
лидера.
Данное занятие
подразумевает выход за
пределы класса. На большой
просторной территории
классный коллектив будет
проходить игровые
испытания, направленные на
сплочение и
командообразование.
В этой игре нет победителей.
Она предназначена для того,
чтобы улучшить
16

Познавательная,
игровая,
проблемноценностное
общение

Участие в игре;
заполнение
чек-листа

Познавательная,
игровая,
проблемноценностное
общение.

Участие в игре;
прослушивание
песни/просмотр
мультфильма;
обсуждение
результатов;
танец; проведение
игры; проведение
социометрии

Познавательная,
игровая

Игра по
станциям
«Команда» на
образование
команд

4.

«Как становятся
лидерами?»

эмоциональную атмосферу
класса. Педагогу важно
понимать, что для
проведения игры ему
необходима дополнительная
помощь коллег или
наставников.
*Работа с конструктором
«Лидер»: вносятся выводы
по игре «Команда».
Смотрят фото/видео, как
проходил трек. Подводят
итоги, обращаясь к
конструктору «Лидер».
Встреча с администрацией
школы по теме: «Традиции
школы», «Ими гордится
школа»; пресс-конференция
со старшеклассникомлидером; демонстрация
классных достижений.
*Работа с конструктором
«Лидер»: вносятся выводы
по встрече с лидерами.

17

Познавательная,
проблемноценностное
общение

Встреча, прессконференция

Департамент образования Администрации г. Екатеринбурга
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 36 им. М.П. Одинцова
620078, г. Екатеринбург, ул. Малышева, 134 тел. 8(343) 374-02-91, e-mail: soch36@eduekb.ru

5. Календарно-тематическое планирование
программы 1 класса
Срок
Тема
Кол-во Электронные образовательные ресурсы
проведения
часов
сентябрь
Игровая программа
1
https://disk.yandex.ru/d/AbdBOYHz-qBjBg
«Играй, узнавай, найди
друзей в классе»
сентябрь
Игровая программа
1
https://disk.yandex.ru/d/Qv4r1C58-tUn8A
«Будем мы друзьями в
классе»
сентябрь
Игровая программа
1
https://disk.yandex.ru/d/MMXDk2ubRav6Vg
«Волшебные слова
дружбы»
октябрь
Игровая программа
1
https://disk.yandex.ru/d/fPL6prtxeMTU3A
«Правила настоящих
друзей»
октябрь
Вводный Орлятский
1
https://disk.yandex.ru/d/lPGFLvmOmNnhdg
урок
Трек «Орлёнок – Эрудит»
ноябрь
«Кто такой эрудит?»
1
https://disk.yandex.ru/d/_O1b05MrLhjz8A
ноябрь
«Всезнайка»
1
https://disk.yandex.ru/d/3WYlertRRD3e4w
ноябрь
«Встреча с интересным
1
https://orlyatarussia.ru/library/uchebnyyэрудитом – книгой»
god/uchebno-metodicheskiy-komplekt-1klassa-2025/
ноябрь
Подведём итоги
1
https://orlyatarussia.ru/library/uchebnyygod/uchebno-metodicheskiy-komplekt-1klassa-2025/
Трек «Орлёнок – Мастер»
декабрь
«Мастер – это…»
1
https://disk.yandex.ru/d/lf7gxsiB5pV2AA
декабрь
«Мастерская Деда
1
https://disk.yandex.ru/d/Cbwa4faolyQLSQ
Мороза»
декабрь
«Класс мастеров»
1
https://orlyatarussia.ru/library/uchebnyygod/uchebno-metodicheskiy-komplekt-1klassa-2025/
декабрь
«Классная ёлка»
1
https://orlyatarussia.ru/library/uchebnyygod/uchebno-metodicheskiy-komplekt-1klassa-2025/
Трек «Орлёнок – Доброволец»
январь
«От слова – к делу»
1
https://disk.yandex.ru/d/_CkUdXFuE656hw
январь
«Спешить на помощь
1
https://disk.yandex.ru/d/9P-OlrQQd7qooA
безвозмездно»
январь
«Доброволец – это
1
https://orlyatarussia.ru/library/uchebnyyдоброе сердце»
god/uchebno-metodicheskiy-komplekt-1klassa-2025/
январь
«Подведём итоги»
1
https://orlyatarussia.ru/library/uchebnyygod/uchebno-metodicheskiy-komplekt-1klassa-2025/
Трек «Орлёнок – Спортсмен»
февраль
«Утро мы начнём с
1
https://disk.yandex.ru/d/6We9DDvzy7zR_w
18

февраль
февраль

февраль

март
март
март
март

март
апрель
апрель

апрель

апрель
май
май

май

зарядки»
«Сто затей для всех
друзей»
«Самые спортивные
ребята моей школы»
«Азбука здоровья»

1

https://disk.yandex.ru/d/9NfOtQuLleOwHA

1

https://orlyatarussia.ru/library/uchebnyygod/uchebno-metodicheskiy-komplekt-1klassa-2025/

1

https://orlyatarussia.ru/library/uchebnyygod/uchebno-metodicheskiy-komplekt-1klassa-2025/
Трек «Орлёнок – Хранитель исторической памяти»
«Орлёнок –Хранитель
1
https://orlyatarussia.ru/library/uchebnyyисторической памяти»
god/uchebno-metodicheskiy-komplekt-1klassa-2025/
«История школы – моя
1
https://disk.yandex.ru/d/4yeIzWfL2PIDMw
история»
«Поход в музей»
1
https://orlyatarussia.ru/library/uchebnyygod/uchebno-metodicheskiy-komplekt-1klassa-2025/
«Историческое
1
https://orlyatarussia.ru/library/uchebnyyчаепитие»
god/uchebno-metodicheskiy-komplekt-1klassa-2025/
Трек «Орлёнок – Эколог»
«ЭКОЛОГиЯ»
1
https://disk.yandex.ru/d/rRmW2sjcLdUpXQ
«Каким должен быть
1
https://disk.yandex.ru/d/vgOdNyCnzZNElA
настоящий эколог?»
«Орлята-экологи»
1
https://orlyatarussia.ru/library/uchebnyygod/uchebno-metodicheskiy-komplekt-1klassa-2025/
Трек «Орлёнок – Лидер»
«Лидер – это…»
1
https://disk.yandex.ru/d/olqMq3Zo1IsSCw
https://disk.yandex.ru/i/JMeEF6BTeNZDTg
«Я хочу быть лидером»
1
https://disk.yandex.ru/d/7zbyt9VkoVxBcw
«С командой действую»
1
https://orlyatarussia.ru/library/uchebnyygod/uchebno-metodicheskiy-komplekt-1klassa-2025/
«Как становятся
1
https://orlyatarussia.ru/library/uchebnyyлидерами?»
god/uchebno-metodicheskiy-komplekt-1klassa-2025/
Подведение годового участия в программе «Орлята России»
Игровое занятие «Тайна
1
https://orlyatarussia.ru/library/uchebnyyза 7-ю печатями»
god/uchebno-metodicheskiy-komplekt-1klassa-2025/
Итого:
33

19

Департамент образования Администрации г. Екатеринбурга
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 36 им. М.П. Одинцова
620078, г. Екатеринбург, ул. Малышева, 134 тел. 8(343) 374-02-91, e-mail: soch36@eduekb.ru

6. Учебно-методическое обеспечение Программы

Курс обеспечен методическими и дидактическими материалами, размещёнными на
официальном сайте программы «Орлята России» https://orlyatarussia.ru/.
Полный сборник всех базовых и дополнительных материалов, необходимых для
реализации программы «Орлята России», доступны в электронной библиотеке на
официальном сайте Программы https://orlyatarussia.ru/library/.
Медиаматериалы и руководство по использованию фирменного стиля Программы
размещены в разделе «О Программе» на официальном сайте Программы
https://orlyatarussia.ru/o-programme/firmennyy-stil/.
Дополнительные материалы цикла занятий по календарному плану воспитательной
работы доступны авторизованным пользователям сайта (пользователям, подтвердившим
регистрацию на сайте Программы) в их личном кабинете https://orlyatarussia.ru/teacherprofile/educalendar/.

20


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».