Департамент образования Администрации г. Екатеринбурга
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 36
им. М.П. Одинцова
620078, г. Екатеринбург, ул. Малышева, 134 тел. 8(343) 374-02-91, e-mail: soch36@eduekb.ru
ПРИНЯТО
на заседании педагогического совета
МАОУ СОШ № 36
Протокол № 1 от «29» августа 2025 г.
УТВЕРЖДАЮ
Директор МАОУ СОШ № 36
______________А.С. Бабушкина
Приказ № 166– ТД от «27» августа
2025 г.
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа
«Китайский язык»
Автор-составитель: Айдарова Карина Романовна,
Учитель начальных классов
Екатеринбург 2025
Департамент образования Администрации г. Екатеринбурга
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 36
им. М.П. Одинцова
620078, г. Екатеринбург, ул. Малышева, 134 тел. 8(343) 374-02-91, e-mail: soch36@eduekb.ru
Пояснительная записка
Школьный возраст является самым благоприятным для умственного
развития детей и сензитивным периодом для коммуникативнопсихологической адаптации к новому языковому миру, отличному от мира
родного языка и культуры (И.В. Вронская, Г.Д. Гальскова, Е.А. Глухарева,
Н.А. Малкина, Е.И. Негневицкая, Ф.А. Сохин, А.М. Шахнарович и др.). Чем
раньше ребёнок приступит к изучению иностранного языка, тем легче будет
сформировать у него правильное произношение. Изучение иностранного
языка способствует развитию психических функций ребёнка, связанных с
речевыми процессами (восприятия, памяти, мышления), а также развитию
способностей к усвоению иностранного языка (фонематического и
интонационного слуха, объёма слухоречевой памяти, имитационных
способностей, скоростного проговаривания).
Программа составлена на основе ФГОС общего образования по
иностранному языку и опирается на федеральный Закон «Об образовании в
Российской Федерации» №273-ФЗ от 29.12.2012г. и составлена в
соответствии с Приказом Минобрнауки России от 29.08.2013г № 1008 «Об
утверждении Порядка организации и осуществления образовательной
деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»,
Письмом Минобрнауки РФ от 11.12.2006г №06-1844 «О примерных
требованиях к программам дополнительного образования детей»,
требованиями ФГОС, нормами СанПин 2.4.4.3172-14.
Актуальность включения китайского языка в школьное образование
обусловлена целым рядом причин:
- ростом интереса к Китаю, к обучению детей китайскому языку;
- успешно развивающимися в последнее время отношениями между
Россией и Китаем;
- развитием туризма в КНР, всё большей «открытостью» китайского
общества;
- активной миграцией китайцев.
Целью программы является развитие у учащихся способности к
общению на китайском языке, позволяющей им участвовать в различных
ситуациях межкультурной коммуникации. Изучение китайского языка
направлено на достижение следующих целей:
- обеспечение развития психических функций ребенка, связанных с
речевыми процессами (восприятие, внимание, мышление, память,
воображение);
- формирование умений общаться на китайском языке с учетом речевых
возможностей и потребностей школьников: элементарных коммуникативных
умений в говорении, аудировании;
- создание условий для ранней коммуникативно-психологической
адаптации школьников к новому языковому миру и для преодоления в
2
Департамент образования Администрации г. Екатеринбурга
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 36
им. М.П. Одинцова
620078, г. Екатеринбург, ул. Малышева, 134 тел. 8(343) 374-02-91, e-mail: soch36@eduekb.ru
дальнейшем психологических барьеров в использовании китайского языка
как средства общения, для развития положительной мотивации к
дальнейшему овладению китайским языком;
-формирование
элементарных
лингвистических
способностей
(фонематический и интонационный слух, звуковысотная чувствительность,
имитационные способности, скоростное проговаривание), развитие речевых,
интеллектуальных и познавательных способностей школьников, а также
общеучебных умений;
- приобщение детей к новому социальному опыту с использованием
китайского языка: знакомство школьников с детским фольклором и
доступными
образцами
художественной
литературы,
воспитание
дружелюбного отношения к представителям КНР.
Программа нацелена на реализацию личностно ориентированного,
коммуникативно-когнитивного, социокультурного и деятельностного
подходов к обучению китайскому языку и построена таким образом, что
«вхождение» детей в мир китайского языка и культуры идет постепенно на
доступном материале игр, стихов, рифмовок, песен, сказок. На каждом
занятии изученный материал повторяется, закрепляется, переносится на
новые ситуации. Таким образом, программа направлена на развитие
устойчивого интереса к изучению китайского языка и обеспечивает
оптимальное соотношение между теоретическим изучением языка и
формированием практических речевых навыков с учетом состава
обучающихся.
Исходя из целей программы , предусматривается решение следующих
задач:
в области фонетики:
− формирование, совершенствование и поддержание артикуляционной
базы китайского языка;
− овладение, совершенствование и поддержание владения звуковым
составом языка ;
− овладение, совершенствование и поддержание владения тональным
рисунком на уровне одноморфемных и полиморфемных языковых единиц с
учетом нового материала;
− восприятие на слух и воспроизведение ритмико-интонационных
особенностей китайского языка на уровне слов, словосочетаний, простых
предложений, текстов диалогического и монологического характера разной
протяженности и разных стилей и жанров.
в области лексики:
− владение необходимым лексическим минимумом в рамках изученных
тем.
в области грамматики:
3
Департамент образования Администрации г. Екатеринбурга
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 36
им. М.П. Одинцова
620078, г. Екатеринбург, ул. Малышева, 134 тел. 8(343) 374-02-91, e-mail: soch36@eduekb.ru
− овладение и совершенствование владения грамматической нормой
построения простого повествовательного, отрицательного и вопросительного
предложения на базе прямого порядка ;
− умение строить определительную синтагму и правильно употреблять
ее в речи;
− знание грамматических функций и особенностей употребления
знаменательных и служебных частей речи;
− умение подбирать соответствующие счетные слова к лексическим
единицам изученных тем.
в области речевой деятельности
1. Говорение:
− умение фонетически, лексически и грамматически правильно оформить
речевое высказывание по ситуации в рамках изученных тем;
− участие в диалогах различного типа.
3. Аудирование:
− умение распознавать смыслоразличительные фонемы, интонемы,
ритмический рисунок фразы;
− умение понимать диалоги этикетного характера, сообщение учителя и
сверстников, реагировать на них;
− понимание основного содержания сюжетных текстов с опорой и без
опоры на зрительную и двигательную наглядность.
Прогнозируемый результат.
К концу обучения школьники владеют базовыми коммуникативноречевыми навыками, необходимыми для ведения простого диалога на
китайском языке в объёме пройденной тематики, а также овладевают
определённой суммой страноведческих знаний. Данная программа
закладывает у детей базу для дальнейшего изучения китайского языка и
расширения языковых и социокультурных знаний в школе.
В процессе обучения используются игровые технологии, личностноориентированный подход, компьютерные технологии, здоровьесберегающие
технологии.
Способы определения результативности
Для выяснения результатов образовательного процесса и его влияния на
развитие учащихся используются следующие виды контроля:
- Входной контроль (проводится в начале учебного года)
- Промежуточный контроль (проходит по окончании 1 полугодия)
- Итоговый мониторинг (проходит в конце учебного года)
4
Департамент образования Администрации г. Екатеринбурга
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 36
им. М.П. Одинцова
620078, г. Екатеринбург, ул. Малышева, 134 тел. 8(343) 374-02-91, e-mail: soch36@eduekb.ru
По итогам прохождения отдельных разделов и тем проводится текущий
контроль знаний.
Формы подведения итогов
- Дидактические игры
- Конкурсы
- Устный опрос
- Переводы (устные)
Для проведения мониторинга используются тесты, наглядные пособия,
средства технического обеспечения.
Содержание программы
1. Фонетика.
Изучение звуковой и тональной систем китайского языка, постановка
произношения.
2. Лексика и грамматика.
Овладение выражениями и разговорными фразами, используемыми в
различных речевых ситуациях (знакомство, приветствие, поздравление, в
гостях, в магазине и др.); изучение слов по темам (животные, праздники,
счёт, цвета, семья, еда и др.).
3. Страноведение.
Ознакомление с культурно-историческими и социальными реалиями
Китая, особенностями растительного и животного мира, традициями,
культурными и историческими памятниками Китая.
5
Департамент образования Администрации г. Екатеринбурга
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 36
им. М.П. Одинцова
620078, г. Екатеринбург, ул. Малышева, 134 тел. 8(343) 374-02-91, e-mail: soch36@eduekb.ru
Лингвистический материал
Коммуникатив
но-речевой
минимум в
аудировании и
говорении
Приветствия,
обращение к
учителю,
прощание
Расспрос
собеседника о
его
1) имени
2) возрасте
Языковые
образцы
Транскрипция
(пиньи́нь)
Перевод
你好!大家好 !
Nǐ hǎo! Dàjiā hǎo!
Здравствуй(-те)! Всем
老师好!
早上好!
晚安!
再见!
1)你叫什么名字?
我叫。。。
2) 你几岁了?
我…岁了。
привет!
Lǎoshī hǎo!
Здравствуйте, учитель!
Zǎoshang hǎo!
Доброе утро!
Wǎn'ān!
Спокойной ночи!
Zàijiàn!
До свидания!
1) Nǐ jiào shénme
1) Как тебя зовут?
míngzi?
Меня зовут…
Wǒ jiào...
2) Сколько тебе лет?
2) Nǐ jǐ suìle?
Мне… лет.
Wǒ...... suìle.
Расспрос о
состоянии
(самочувствии)
человека
Побуждение к
действию,
приглашение
1)你好吗?
我很好!你呢?
我也很好!
2) 你累了吗?
我累了。/ 我不累。
3)你饿了吗?
我饿了。/ 我不饿。
4)你渴了吗?
请进。请坐。请起立
(请站起来)。
请喝茶。
请给我一杯水/ 果汁 /
牛奶 / 茶。
欢迎!
加油!
1) Nǐ hǎo ma?
1) Как у тебя дела?
Wǒ hěn hǎonǐ ne?
- Хорошо, а у тебя?
Wǒ yě hěn hǎo!
- У меня тоже.
2) Nǐ lèile ma?
2) Ты устал(а)?
Wǒ lèile / wǒ bú lèi.
- Я устал(а)/не устал(а).
3) Nǐ è le ma?
3) Ты голодный(-ая)?
Wǒ è le / wǒ bú è.
- Я голоден/не голоден.
4) Nǐ kě le ma?
4) Ты хочешь пить?
Wǒ kě le / wǒ bù
- Я хочу пить/не хочу
Qǐng jìn. Qǐng zuò.
Пожалуйста, входите/
Qǐng qǐlì.
садитесь / встаньте.
Qǐng hē chá.
Выпейте, пожалуйста,
чашечку чая.
Qǐng gěi wǒ yībēi
Дайте мне, пожалуйста,
shuǐ/ guǒzhī/
стакан воды / сока / молока
niúnǎi/ chá.
/чашечку чая.
6
Департамент образования Администрации г. Екатеринбурга
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 36
им. М.П. Одинцова
620078, г. Екатеринбург, ул. Малышева, 134 тел. 8(343) 374-02-91, e-mail: soch36@eduekb.ru
Этикет:
1) выражение
благодарности и
ответ на нее
2) извинение и
ответ на него
1)谢谢!
不客气!
2)对不起!
没关系!
Расспрос
1) 你喜不喜欢。。。?
собеседника
喜欢。/ 不喜欢。
1) о
2) 。。。在哪里?
предпочтениях
在这里。在那里。
2) о
местоположении 3) 你有没有。。。?
3) о наличии той
有。/ 没有。
или иной вещи
Huānying!
Добро пожаловать!
Jiāyóu!
Давай! Вперед!
1)Xièxiè!
1)Спасибо!
Bú kèqì!
Пожалуйста!
2) Duìbùqǐ!
2)Извини(-те)!
Méi guānxì!
Ничего страшного!
1) Nǐ xǐ bù xǐhuan …? 1) Нравится ли тебе…?
Xǐhuan /bù xǐhuan.
Нравится./Не нравится.
2) ... zài nǎlǐ?
2) Где находится…?
Zài zhèlǐ/ zài nàlǐ.
Здесь. /Там.
3) Nǐ yǒu méi
3) Есть ли у тебя…
yǒu......?
Yǒu / méi yǒu.
Покупки
Поздравления,
признание
我要买 (这个) !
。。。多少钱?
请给我。。。
恭喜!新年快乐!
祝你生日快乐!
我爱你!
Wǒ yào mǎi zhè gе!
Duōshǎo qián?
Qǐng gěi wǒ…
Сколько стоит…?
Дайте мне, пожалуйста, …
Поздравляю! С новым
kuàilè!
годом!
Zhù nǐ shēngrì
С днем рождения!
kuàilè!
喂 !你好 !你找谁? Wèi! Nǐ hǎo! Nǐ
我找。。。
请等一下 。
Я хочу купить…
Gōngxǐ! Xīnnián
Wǒ ài nǐ!
Разговор по
телефону
Есть. / Нет.
Я люблю тебя!
- Алло! Позовите,
zhǎo shuí?
пожалуйста, ….
Wǒ zhǎo...
- Подождите, пожалуйста
Qǐng děng yīxià.
(одну минуту).
7
Департамент образования Администрации г. Екатеринбурга
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 36
им. М.П. Одинцова
620078, г. Екатеринбург, ул. Малышева, 134 тел. 8(343) 374-02-91, e-mail: soch36@eduekb.ru
Лексика
Лексикотематические
группы
1. Животные,
птицы
- 12 животных
китайского
календаря
2. Счет
китайские слова
熊猫
猫
小鸟
狮子
老鼠
牛
老虎
兔子
龙
蛇
马
羊
猴子
公鸡
狗
猪
一
二
三
四
五
六
七
八
九
十
十一
十二
十三
十四
十五
十六
十七
пиньинь
перевод
xióngmāo
панда
māo
кошка
хiǎo niǎo
птичка
shīzi
лев
lǎoshǔ
крыса
niú
корова
lǎohǔ
тигр
tùzi
кролик
lóng
дракон
shé
змея
mǎ
лошадь
yáng
овца
hóuzi
обезьяна
gōngjī
петух
gǒu
собака
zhū
свинья
yī
1
èr
2
sān
3
sì
4
wǔ
5
liù
6
qī
7
bā
8
jiǔ
9
shí
10
shí yī
11
shí èr
12
shí sān
13
8
Департамент образования Администрации г. Екатеринбурга
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 36
им. М.П. Одинцова
620078, г. Екатеринбург, ул. Малышева, 134 тел. 8(343) 374-02-91, e-mail: soch36@eduekb.ru
shí sì
14
shí wǔ
15
shí liù
16
shí qī
17
shí bā
18
shí jiǔ
19
èr shí
20
māmа
мама
bàba
папа
yéye
дедушка
nǎinai
бабушка
jiā
семья
péngyou
друг
1) shuǐ
1) вода
牛奶
茶
niúnǎi
молоко
chá
чай
果汁
好喝
guǒzhī
сок
hǎo hē
вкусный (о напитке)
2) jiǎozi
2) пельмени
mǐfàn
рис
shālā
салат
yú
рыба
xīguā
арбуз
píngguǒ
яблоко
yuèbǐng
лунный
hào chī
пряник(юэбин)
十八
十九
二十
3. Семья, друзья
4. Еда, напитки
妈妈
爸爸
爷爷
奶奶
家
朋友
1)水
2)饺子
米饭
沙拉
鱼
西瓜
苹果
月饼
好吃
вкусный (о еде)
5. Лицо и тело
眼睛
鼻子
嘴巴
耳朵
手
头
yǎnjīng
глаза
bízi
нос
zuǐba
рот
ěrduo
уши
shǒu
рука
9
Департамент образования Администрации г. Екатеринбурга
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 36
им. М.П. Одинцова
620078, г. Екатеринбург, ул. Малышева, 134 тел. 8(343) 374-02-91, e-mail: soch36@eduekb.ru
Tóu
голова
tóufa
волосы
báisè
белый
hēisè
черный
hóngsè
красный
huángsè
жёлтый
lǜsè
зелёный
lán sè
синий
zǐsè
фиолетовый
zhuōzi
стол
yǐzi
стул, кресло
shū
книга
sǎn
зонтик
树
山
花
月亮
shù
дерево
shān
гора
huā
цветок
yuèliang
луна
太阳
大海
中国
北京
tàiyáng
солнце
dàhǎi
море
Zhōngguó
Китай
Běijīng
Пекин
头发
6. Цвета
白色
黑色
红色
黄色
绿色
蓝色
紫色
7. Мебель, вещи,
одежда
桌子
椅子
书
伞
8. Окружающий
мир,
географические
названия
9. Действия
爱
喜欢
喝
ài
любить
xǐhuan
нравиться
hē
пить
吃
chī
есть (кушать)
kànshū
читать книгу
bāng
помогать
zuò
садиться
qǐlì
вставать
pǎo
бегать
zǒu
идти, ходить
tiào
прыгать
看书
帮
坐
起立
跑
走
跳
飞
找
10
Департамент образования Администрации г. Екатеринбурга
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 36
им. М.П. Одинцова
620078, г. Екатеринбург, ул. Малышева, 134 тел. 8(343) 374-02-91, e-mail: soch36@eduekb.ru
10. Антонимы
打球
拍手
zhǎo
искать
pāishǒu
аплодировать
大–小
快–慢
哭–笑
高–低
长–短
dà – xiǎo
большой – маленький
kuài – màn
быстрый – медленный
kū – xiào
плакать – смеяться
gāo – dī
высоко – низко
cháng – duǎn
длинный – короткий
Китайские песни
Название песни
我的朋友在哪里
找朋友
大猫小猫
我上幼儿园
恭喜你
拔萝卜
五官歌
客人来
两只老虎
郊游
世上只有妈妈好
跳舞歌
пиньинь
Wǒ de péngyǒu zài nǎlǐ
Zhǎo péngyǒu
Dà māo xiǎo māo
Wǒ shàng yòu'éryuán
Gōngxǐ nǐ
Bá luóbo
перевод
Где мои друзья
Ищу друзей
Кот и котёнок
Я иду в детский сад
Поздравляю
Тянем репку
Wǔguān gē
Kèrén lái
Liǎng zhī lǎohǔ
Jiāoyóu
Shìshàng zhǐyǒu māmā hǎo
Песня о личике
Гости пришли
Два тигра
Загородная прогулка
Мама – лучшая в мире
Tiàowǔ gē
Танец
Страноведческий материал
11
Департамент образования Администрации г. Екатеринбурга
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 36
им. М.П. Одинцова
620078, г. Екатеринбург, ул. Малышева, 134 тел. 8(343) 374-02-91, e-mail: soch36@eduekb.ru
Тематические разделы
Подразделы
1
Общие сведения о Китае 1) географическое положение, карта, флаг,
и китайском языке
столица;
2) 4 основных тона путунхуа (на уровне
знакомства);
3) происхождение иероглифов на уровне
знакомства):
- узелковое письмо (结绳 jiéshéng),
-легенда
о
создании
придворным
историографом Цан Цзе первых иероглифов
– пиктограмм.
2
Природа: климат, флора и 1) Большая панда как национальный символ
фауна
Китая:
- характер, питание, привычки, среда
обитания,
- заповедник «Волун» в провинции Сычуань,
Центр изучения и разведения больших панд в
г. Чэнду.
2) Пекинский зоопарк.
3) Любимые растения в Китае:
- «3 друга холодной зимы»: сосна, бамбук,
дикая слива;
- «четыре совершенных» (благородных):
слива мэйхуа (梅花), орхидея (兰花), бамбук
(竹), хризантема (菊花).
3
Исторические
и 1) Великая китайская стена:
культурные
памятники - легенда о добром драконе-защитнике,
Китая
-извилистая карта стены («каменного
дракона»),
2)Китайские пагоды.
4) Рисовые террасы .
4
Традиционные
и 1) Праздник середины осени:
современные
китайские - легенда о лунном зайце,
праздники
- традиционное блюдо: лунные пряники.
2) Китайский новый год (Праздник весны):
- легенда о новом годе,
- китайский календарь (12 знаков зодиака),
- танец дракона и танец льва,
- вырезание узоров из бумаги (цзяньчжи),
- благопожелательные надписи,
- традиционные блюда: рыба, пельмени.
3) Праздник фонарей (Юаньсяо).
4) Праздник драконьих лодок (Дуань-у):
- легенда о поэте Цюй Юане,
- традиционное блюдо: цзунцзы,
- соревнования на драконьих лодках.
8) День посадки деревьев (12 марта).
5
Искусство и культура
1) Традиционная китайская живопись и
каллиграфия:
12
Департамент образования Администрации г. Екатеринбурга
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 36
им. М.П. Одинцова
620078, г. Екатеринбург, ул. Малышева, 134 тел. 8(343) 374-02-91, e-mail: soch36@eduekb.ru
- пейзажный жанр «горы и воды» (山水),
6
Спорт
7
Мифы, сказки и легенды
№
п/п
Страноведческий материал
- жанр «цветы и птицы» (花鸟).
2) Китайский веер.
3)
Традиционное
узелковое
плетение
Чжунгоцзе:
- плетение узла .
4) Чайная церемония Гунфу Ча (工夫茶gōngfū
chá):
- роль чая в китайской культуре, чайная
посуда,
- выращивание и сбор чая;
- традиции чаепития, правила и порядок
проведения чайной церемонии; трёхпалая
жаба богатства.
5) Китайская посуда, палочки для еды.
8) Традиционная китайская одежда:
- ханьфу (汉服hànfú), ципао (旗袍qípáo).
9) Четыре великих изобретения древнего
Китая: бумага,
книгопечатание,
порох,
компас.
1) настольный теннис (пинг-понг);
2) ушу;
3) шахматы ГО;
4) пекинская олимпиада 2008, универсиада :
талисманы.
1) Миф о сотворении мира Пань-гу.
2) Миф о сотворении человека Ню-ва.
3)
4
священных
животных
китайской
мифологии:
- зеленый дракон (весна),
- красная птица феникс (лето),
- белый тигр (осень),
- чёрная черепаха (зима).
Перспективное планирование
Основные выражения, песни
1
Общие
сведения
о
Китае
и
китайском
языке:
географическое
положение, карта и флаг
Китая,
- 4 основных тона и
Лингвистический материал
Новые слова
你好!Здравству
йте / привет!
老师好!Учитель,
здравствуйте!
大家好!
Всем
привет!
Кол-во
часов
好 хорошо
你 ты
我я
老师учитель
妈妈мама
13
Департамент образования Администрации г. Екатеринбурга
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 36
им. М.П. Одинцова
620078, г. Екатеринбург, ул. Малышева, 134 тел. 8(343) 374-02-91, e-mail: soch36@eduekb.ru
нулевой тон китайского
языка.
Большая
панда
как
национальный
символ
Китая.
Малая панда.
4 священных животных
китайской
мифологии:
зеленый дракон (весна),
красная птица феникс
(лето),
белый
тигр
(осень),
чёрная
черепаха (зима).
2
3
Праздник
середины
осени:
- легенды: о лунном
зайце; о десяти солнцах,
стрелке
Хоу
И
и
красавице Чан Э,
- традиционное блюдо:
лунные пряники,
- музыка лунной ночи.
Традиционная
чайная
церемония Гунфу Ча:
- выращивание и сбор
чая,
- роль чая в китайской
культуре, чайная посуда,
- правила и порядок
проведения
чайной
церемонии,
трехпалая
жаба
богатства.
Китайский календарь
(12 знаков зодиака).
Китайский новый год
(праздник Весны):
- легенда о новом годе,
- танец дракона и танец
льва,
- вырезание узоров из
再见!До
свидания!
谢谢!Спасибо!
儿歌《大猫小猫
》 Песня «Кот и
котёнок»
书книга
树 дерево
猫 кошка
狗собака
马 лошадь
狮子лев
熊 медведь
熊猫панда
老虎 тигр
乌龟 черепаха
请起立!
Пожалуйста,
встань(-те)!
请坐!Пожалуйст
а,
садись
(садитесь).
…在哪里?Где
находится ….?
在这里 Здесь
龙 дракон
大 большой
小 маленький
Счёт: 一二三1, 2, 3.
我的 мой
请 пожалуйста
坐 садиться, сидеть
茶 чай
月饼лунный пряник
也 тоже
兔子 кролик
猴子 обезьяна
老鼠 мышь
你好吗?Как
у 牛 бык
太阳 солнце
тебя дела?
我很好!У меня 朋友 друг
всё хорошо
爱 любить
你呢?А у тебя?
怕бояться
我也很好!У
Счёт: 四五六七 4, 5,
меня тоже всё
6, 7
хорошо!
儿歌《我的朋友在
哪
里》Песня «Где
мои друзья?»
你叫什么名字?К 什么 что
ак тебя зовут?
名字 имя
我叫…
Меня 叫 звать
зовут…
小鸟 птичка
你几岁了?Сколь 蛇 змея
ко тебе лет?
猪 свинья
我…岁了。
羊 овца
Мне…. лет.
14
Департамент образования Администрации г. Екатеринбурга
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 36
им. М.П. Одинцова
620078, г. Екатеринбург, ул. Малышева, 134 тел. 8(343) 374-02-91, e-mail: soch36@eduekb.ru
бумаги (цзяньчжи),
- благопожелательные
надписи,
- традиционные блюда:
пельмени, рыба.
Праздник
фонарей
(Юаньсяо).
4
5
6
公鸡 петух
萝卜 репка
祝 желать
帮 помогать
新 новый
年 год
快乐 весёлый
快 быстро
慢 медленно
Счёт:
八九十8, 9, 10
十一十二 11, 12
Исторические
и 早上好!(早!) 爸爸папа
культурные памятники Доброе утро!
爷爷 дедушка
Китая:
晚安!Спокойной 奶奶 бабушка
1) Великая китайская ночи!
不 не (отрицание)
стена:
三八快乐!С
8 哭 плакать
- легенда о добром марта!
笑 смеяться
драконе-защитнике,
对不起!Извини(- 闹 баловаться
те)!
骂ругать
没关系!Ничего
长 длинный
страшного!
短короткий
谢谢你!Спасибо
(тебе, Вам)
不客气!Пожалу
йста!
儿歌《我上幼儿园
》 Песня «Я иду
в детский сад».
Китайский веер.
欢迎!Добро
找 искать
Традиционные
пожаловать!
扇子 веер
китайские праздники:
你累了吗?
Ты 气球
воздушный
1) фестиваль воздушных устал(а)?
шар
змеев;
我累了!/
帽子 шапка
2) праздник драконьих
我不累!Да,
飞 летать
лодок (Дуань-у).
устал(а) / нет, не 跳 прыгать
устал(а).
Традиционная китайская 加油!Давай,
桌子 стол
мебель.
вперёд!
椅子 стул
Спорт:
儿歌《郊游》
手 рука
- настольный теннис
Песня
头 голова
(пинг-понг);
«Загородная
走,去 идти
- ушу;
прогулка»
- детский маджонг;
跑 бегать
- пекинская олимпиада
拍手 аплодировать
2008, универсиада в
талисманы .
来了!Иду!
祝你新年快乐!С
Новым годом!
儿歌《拔萝卜》,
《恭喜你》Песни
«Репка»,
«Поздравляю!»
(простая
версия)
15
Департамент образования Администрации г. Екатеринбурга
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 36
им. М.П. Одинцова
620078, г. Екатеринбург, ул. Малышева, 134 тел. 8(343) 374-02-91, e-mail: soch36@eduekb.ru
Повторение пройденного языкового материала.
Итого: ч.
儿童汉语
教学大纲
16
Департамент образования Администрации г. Екатеринбурга
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 36
им. М.П. Одинцова
620078, г. Екатеринбург, ул. Малышева, 134 тел. 8(343) 374-02-91, e-mail: soch36@eduekb.ru
Список литературы
1.
Вопросы психологии ребенка школьного возраста: Сб. ст. / Под ред.
Леонтьева А.Н., Запорожца А.В. – М., 1995.
2.
Демина Н.А. Методика преподавания практического китайского языка.
- М., 2006.
3.
Захаров В.Ю., Захарова И.В. Детская энциклопедия по Китаю. - Ростов
н/Дону, Краснодар, 2008.
4.
Китайские стихи для детей: 100 песенок хорошим детям у изголовья
кровати. (Метод чтения Ильи Франка) / Е. Ситникова. - М., 2008 + Аудиокурс
5.
Твое первое знакомство с Китаем / Редакция русскоязычного журнала
«Китай». - М., 2013.
6.
Царство Китайского Языка. Веселый Путь Овладения Китайским
Языком. / Liu Fuhua, Wang Wei, Zhou Ruian, Li Dongmei. Beijing Language and
Culture University Press (Изд-во Пекинкого Института Иностранных Языков),
2010. + Аудиокурс.
7. Qinzi yuedu亲子问读:共6册. – Wuhan武汉:新蕾出版社,
(Иллюстрированные рассказы для детей: в 6 книгах).
2014.
Медиаресурсы
1. Уроки китайского языка для детей:
http://www.umao.ru/interes/kidsmults.html
2. Игры со словами:
http://howdoilearnchinese.com/
3. Китайские детские песни, стишки, мультфильмы:
http://www.baobao88.com/
17
Департамент образования Администрации г. Екатеринбурга
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 36
им. М.П. Одинцова
620078, г. Екатеринбург, ул. Малышева, 134 тел. 8(343) 374-02-91, e-mail: soch36@eduekb.ru
4. Китайские песни для детей:
http://www.youtube.com/playlist?list=PLxs7Tz017_61VPQ9ngHuiECwvsyPApQr
5. Журнал для детей "Маленький умничка" (флеш-книги, комиксы, игры,
поделки):
http://www.xiaocongzai.cn/
6. Китайский сайт для педагогов школьных учреждений, содержащий
разнообразные дидактические материалы:
http://www.yejs.com.cn/
Приложение к рабочей программе «Китайский язык».
Диагностика
Цели проведения диагностики:
- выявление начального уровня развития лингвистических способностей,
имеющихся знаний;
- проектирование групповой и индивидуальной работы;
- оценка эффективности педагогического воздействия.
Этапы диагностического исследования
1. Начало года – выявление начального уровня:
- фонетического слуха (способность к различению 4-х тонов, адекватному
повторению разных звуков китайского языка),
- развития памяти (в том числе языковой),
- представлений о таких понятиях, как город, страна, язык, праздники.
2. Середина года – определение динамики усвоения программы, оценка
эффективности педагогического воздействия.
3. Конец года – определение уровня усвоения программы, оценка
эффективности педагогического воздействия.
Критерии оценки
В соответствии с критериями оценки ответов выясняется уровень знаний
школьников о Китае и уровень развития лингвистических навыков. Уровень
знаний и навыков может быть высоким, средним, низким.
Высокий уровень: ребенок уверенно отвечает на вопросы, справляется с 80100% заданий.
18
Департамент образования Администрации г. Екатеринбурга
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 36
им. М.П. Одинцова
620078, г. Екатеринбург, ул. Малышева, 134 тел. 8(343) 374-02-91, e-mail: soch36@eduekb.ru
Средний уровень: ребенок испытывает затруднения при ответе на ряд
вопросов; справляется с 60-70% заданий.
Низкий уровень: ребенок затрудняется при ответе на большинство вопросов;
выполняет менее 50% заданий.
Вопросы и задания для диагностики
Начало года
Фамилия, имя ребенка _______________________
Возраст __________
Дата диагностики________________
Общие страноведческие представления
1.В какой стране ты живешь?
2.В каком городе ты живешь?
3.Какие еще страны ты знаешь?
4.Какие еще города ты знаешь?
5.На каком языке ты говоришь?
6.Какие еще есть языки?
7.На каком языке говорят в Китае?
8.Зачем люди учат языки, на которых говорят в других странах?
9.Какие праздники ты знаешь? Как их отмечают?
Развитие лингвистических навыков
- повторить 4 тона на слог shu;
- определить тон: 1 или 4;
- повторить и запомнить 1-2 китайских слова (напр., кошка, собака);
19
Департамент образования Администрации г. Екатеринбурга
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 36
им. М.П. Одинцова
620078, г. Екатеринбург, ул. Малышева, 134 тел. 8(343) 374-02-91, e-mail: soch36@eduekb.ru
- определить недостающую карточку (из 5).
Середина года
Фамилия, имя ребенка _______________________
Возраст __________
Дата диагностики________________
Диагностика страноведческих знаний
I. Общие сведения о Китае.
1. Покажи на карте Китай (на политической карте мира).
2. Найди флаг Китая (выбрать из 5 флагов).
3. Назови столицу Китая.
II. Природа страны:
4. Какое животное больше всего любят в Китае? Расскажи о нем.
III. Культура Китая:
5. Как в Китае отмечают Новый год (праздник Весны)?
6. Какие животные есть в китайском календаре?
Диагностика развития лингвистических навыков
20
Департамент образования Администрации г. Екатеринбурга
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 36
им. М.П. Одинцова
620078, г. Екатеринбург, ул. Малышева, 134 тел. 8(343) 374-02-91, e-mail: soch36@eduekb.ru
1. Восприятие на слух
- перевести со слуха с китайского языка на русский 3 слова.
2. Говорение
Перевести 3 слова с русского языка на китайский.
Краткий диалог на китайском (примерное содержание):
- Здравствуй.
- Как тебя зовут?
- Как у тебя дела?
-Кто это? (показать ребенку на картинку с
кошки/собаки/кролика)
-До свидания!
изображением
Конец года
Фамилия, имя ребенка _______________________
Возраст __________
Дата диагностики________________
Продолжительность изучения китайского языка и культуры_________
1. Страноведение
1) Какие праздники есть в Китае?
2) Какой в Китае любимый цвет? Почему?
3) Что в Китае любят кушать?
4) Какие животные есть в Китае?
5) Как проводится китайская чайная церемония?
6) Показать ребенку картинку с изображением Великой китайской стены: что
это? Для чего ее построили?
7) (Картинка с танцем льва): расскажи, что изображено на этой картинке?
8) Найди на карте Китай.
9) Покажи флаг Китая.
10) В какие игры любят играть в Китае?
2. Лингвистическое развитие
21
Департамент образования Администрации г. Екатеринбурга
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 36
им. М.П. Одинцова
620078, г. Екатеринбург, ул. Малышева, 134 тел. 8(343) 374-02-91, e-mail: soch36@eduekb.ru
1) Поздоровайся и попрощайся по-китайски.
2) Сколько в китайском языке тонов?
3) Какие это тоны?
4) Определи тон.
5) Каких животных ты можешь назвать по-китайски?
6) Какие китайские песни ты можешь спеть? О чем эти песни?
22
Департамент образования Администрации г. Екатеринбурга
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 36 им. М.П. Одинцова
620078, г. Екатеринбург, ул. Малышева, 134 тел. 8(343) 374-02-91, e-mail: soch36@eduekb.ru
23
Департамент образования Администрации г. Екатеринбурга
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 36 им. М.П. Одинцова
620078, г. Екатеринбург, ул. Малышева, 134 тел. 8(343) 374-02-91, e-mail: soch36@eduekb.ru
24