Департамент образования Администрации г. Екатеринбурга
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение – средняя общеобразовательная школа №
36 имени М.П. Одинцова
620078, г .Екатеринбург, ул. Малышева,134
Тел. (343) 374– 02– 91, тел./факс: (343) 374– 35– 08
ПРИНЯТО
на заседании педагогического совета
МАОУ СОШ № 36
Протокол № 1 от «29» августа 2025г.
УТВЕРЖДАЮ
Директор МБОУ – СОШ № 36
______________А.С. Бабушкина
Приказ № 166– ТД от «27» августа
2025 г.
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа
«Швейная мастерская»
Автор-составитель: Маслова Ольга Александровна,
Педагог дополнительного образования
1
Департамент образования Администрации г. Екатеринбурга
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение – средняя общеобразовательная школа №
36 имени М.П. Одинцова
620078, г .Екатеринбург, ул. Малышева,134
Тел. (343) 374– 02– 91, тел./факс: (343) 374– 35– 08
Краткая аннотация
Дополнительная общеразвивающая программа «Швейная мастерская»
предназначена для детей 9-15 лет способствует эстетическому воспитанию
школьников, расширению их кругозора, профессиональной ориентации на
профессии швейного производства. Немаловажным является то, что при
выполнении швейных работ (особенно ручных и с мелкими деталями) у учащихся
воспитывается аккуратность, усидчивость, что способствует улучшению учебной
деятельности в целом. На занятиях уделяется большое внимание вопросам культуры
одежды. Обучающиеся знакомятся с навыками шитья, с направлениями в
современной моде. В результате обучения дети получают знания о разновидностях
тканей, учатся подбирать фасоны изделий в соответствии с тканью, разработают
эскизы моделей и создают свои индивидуальные творческие изделия.
Пояснительная записка.
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Швейный
мир» составлена с учетом развития науки, техники, культуры, экономики, технологии и
социальной сферы.
Направленность.
Творческого объединения «Швейная мастерская» по содержанию является
художественной; по форме организации групповой, по времени реализации длительной
подготовки. Программа адаптированная и составлена на основании дополнительной
общеобразовательной программы. Направлена на развитие художественно - эстетического
вкуса, творческого подхода, эмоционального восприятия и образование мышления,
подготовки личности к постижению великого мира искусства, стремлению и воссозданию
чувственного образа воспринимаемого мира.
Актуальность.
Программы обусловлена задачами художественного образования школьников,
которые выдвигаются в концепции модернизации российского образования
(Министерство образования РФ от 29.11.01), в ней подчеркивается важность
художественного образования, использования познавательных и воспитательных
возможностей предметов художественно-эстетической направленности, формирующих у
обучающихся творческие способности, чувство прекрасного, эстетический вкус,
нравственность.
Новизна.
Дополнительной образовательной программы заключается в том, что она
предоставляет возможность обучающимся не только изучить различные техники
декоративно-прикладного искусства, но и применить их, используя комплексно, при
проектировании предметов быта, аксессуаров, и всего того, что окружает нашу жизнь.
Педагогическая целесообразность.
Программы заключается в том, что она органично вписывается в единое
образовательное пространство, оставаясь самостоятельным структурным подразделением,
способствующим формированию культуры творческой личности, приобщению
обучающихся к миру искусства, общечеловеческим и национальным ценностям через
развитие их творчества с учётом способностей и интересов детей, и освоение ими
художественного опыта прошлого. В совместной деятельности с педагогом воспитанники
учатся любить окружающий мир, развивают способность к восприятию прекрасного в
2
Департамент образования Администрации г. Екатеринбурга
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение – средняя общеобразовательная школа №
36 имени М.П. Одинцова
620078, г .Екатеринбург, ул. Малышева,134
Тел. (343) 374– 02– 91, тел./факс: (343) 374– 35– 08
себе самом, в другом человеке, создают прекрасное своими руками.
«Швейная мастерская» способствует развитию способности обучающихся к
самостоятельному усвоению новых знаний и умений, включая организацию этого
процесса, умению ставить учебные цели, искать и использовать необходимые средства и
способы их достижения, контролировать и оценивать процесс и результаты деятельности,
т.е. активному присвоению нового социального опыта.
Обучающийся сам ответственен за выполнение всех поставленных творческих задач, и
в его руках находится решение целого процесса создания проекта.
Целесообразность данной программы в том, что она помогает раскрывать творческий
потенциал учащегося, его возможности и таланты на основе заинтересованности,
обеспечивает развитие мотивации личности к познанию и творчеству, обеспечение
необходимых условий для личностного развития и профессионального самоопределения.
Таким образом, комплексный подход, объединяющий учебную и воспитательную
деятельность, позволяет создать развивающую этнокультурную среду для учащихся.
Отличительные особенности.
В процессе реализации программы «Швейная мастерская» осуществляется
межпредметная связь: изобразительное искусство, черчение, история, технология, что
является средством разностороннего развития способностей детей. Интеграция в этой
программе является не простым сложением знаний по нескольким дисциплинам, а
объединяет знания, систематизирует, расширяет их и служит основой развития
познавательного интереса. В данной образовательной программы заключаются в том, что
подача материала, использование форм и методов работы основано на практическом
опыте педагога. За время педагогической деятельности по обучению моделированию и
конструированию одежды отобраны наиболее эффективные формы организации
деятельности детей, способствующие повышению результативности программы: от
простого в исполнении изделия (броши, браслеты, сумочки, чехлы для сотовых телефонов
и т. д.) до сложного.
.
Адресат программы.
Возраст обучающихся 9-15 лет. Оптимальное количество детей в учебной группе 12
человек. Обучающиеся работают в группе, поэтому требуется постоянный контроль и
внимание со стороны учителя. Большое внимание необходимо уделять на занятии
правилам техники безопасности, так как обучающиеся пользуются травмо- опасными
инструментами и приспособлениями. Обучающиеся в группах разновозрастные, в
основном девочки. Набор в группы проходит с учетом степени предварительной
подготовки, пройдя предварительно собеседование. Положительные характеристики
занятий в объединении имеет очень важное значение для развития личностных,
познавательных, регулятивных, коммуникативных универсальных учебных действий.
Занятия помогут ребенку обрести уверенность в собственных силах, освоить необычные
технологии, воспитать художественный вкус. В группы зачисляются воспитанники
успешно прошедшие собеседование.
Цель программы:
Формирование условий для развития творческих способностей детей на основе освоения
ими различных техник декоративно-прикладного творчества , связанным с пошивом из
ткани.
Образовательные:
3
Департамент образования Администрации г. Екатеринбурга
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение – средняя общеобразовательная школа №
36 имени М.П. Одинцова
620078, г .Екатеринбург, ул. Малышева,134
Тел. (343) 374– 02– 91, тел./факс: (343) 374– 35– 08
знакомство детей с новыми терминами и понятиями.
Обучение детей различным техникам декоративно-прикладного творчества,
практическим навыкам и приёмам изготовления и декорирования изделий, ,
предметов быта.
● знакомство с основными законами композиции и цветоведения;
● формирование у обучающихся теоретические знания и практические навыки
работы в различных видах дизайна и изобразительного творчества.
Личностные:
● развитие творческие способности детей (воображение, художественно-образное
мышление, фантазия, зрительное восприятие чувство цвета, формы,
композиционной культуры;
● развитие коммуникативные, рефлексивные умения и навыки обучающихся;
● развитие у детей художественный и эстетический вкус;
● содействовать организации содержательного досуга детей;
● прививание интерес к культуре своей Родины, к истокам народного творчества;
● воспитание доброжелательное отношение к окружающим и умение заботиться;
● формирование потребность в самоорганизации и здоровом образе жизни;
Метапредметные:
-ознакомление детей с правилами безопасности при работе с инструментами;
-ознакомление обучающихся с классификацией текстильных волокон, видами рисунков
тканей, терминологией и технологией выполнения ручных работ, с законами композиции,
цветоведения, видами ручных стёжек, ручной вышивки и аппликации;
-обучение детей определять в ткани нити основы и утка, лицевую и изнаночную стороны;
выполнять простые ручные швы; правильно раскроить материал с использованием
выкройки и шаблонов,; работать с методическим картами; строить симметричный узор,
орнамент, подбирать нитки, размер и место узора в изделии; переводить рисунок вышивки
на ткань, подбирать иглы, выполнять ручные швы и стёжки вышивки; выполнять поделки,
сувениры с использованием техник ДПИ.
Содержание и уровень программы.
Уровень программы «Швейная мастерская» базовый. Программа создаёт условия для
обучения детей шитью, на повышение готовности учащегося к включению в творческую
деятельность.
Реализация программы.
Образовательный процесс осуществляется на русском языке, в соответствии с
направлениями развития ребенка.
В процессе реализации программы «Швейная мастерская» используются
следующие типы занятий:
● учебные занятия по ознакомлению учащихся с новым материалом;
● учебные занятия закрепления и повторения знаний, умений и навыков;
● учебные занятия по обобщению и систематизации изученного;
● учебные занятия проверки знаний и разбора проверочных работ;
●
●
Срок реализации, особенности организации.
На основании СанПиНа: объём программы рассчитан на один год. Общая
продолжительность обучения детей в творческом объединении постоянного состава равна
66 часам, в том числе:
1 год обучения – 66 часа – освоение основ материаловедения, цветоведения,
лоскутного шитья. Основные техники декоративно-прикладного искусства.
4
Департамент образования Администрации г. Екатеринбурга
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение – средняя общеобразовательная школа №
36 имени М.П. Одинцова
620078, г .Екатеринбург, ул. Малышева,134
Тел. (343) 374– 02– 91, тел./факс: (343) 374– 35– 08
Формы организаций учебных занятий:
● отчетные занятия-выставки;
● практическое занятие;
● комбинированное занятие;
● игра;
● праздник;
● экскурсия;
● мастерская и др.
Режим занятий.
В течение года обучения 66 ч., занятия проводятся два раза в неделю по 1
академических часа –40 минут
Набор.
Возраст
обучающихся в реализации программы " Швейная мастерская "
участвуют дети от 9 до 15 лет. Комплектование творческого объединения проводится без
предварительного отбора детей. В группу принимаются как мальчики, так и девочки,
разного возраста проявляющие желание, интерес.
Специальной практической подготовки к данному виду творчества не требуется, но
учитывается умение безопасной работы с ножницами, степени развития моторики рук,
умение различать цвета. Программа адресована всем желающим учащимся, в том числе
не имеющим начальной художественной подготовки.
Образовательные технологии.
Традиционные технологии - технологии, построенные на объяснительно-иллюстративном
способе обучения. При использовании данной технологии педагог основное внимание в
своей работе отводит изложению готового учебного материала. Огромное значение
имеют также широко применяемые наглядные пособия, образцы, технические средства
обучения.
Игровые технологии - эффективная организация взаимодействия педагога и
учащихся, продуктивная форма их обучения с элементами соревнования, неподдельного
интереса. В процессе игры у учащихся вырабатывается привычка сосредотачиваться,
мыслить самостоятельно, развивается внимание, стремление к знаниям. Увлёкшись,
учащиеся не замечают, что они учатся: познают, запоминают новое, ориентируются в
необычных ситуациях, развивают навыки, фантазию. Даже самые пассивные из учеников
включаются в игру с огромным желанием.
Тестовые технологии большое внимание на уроке отводится устным упражнениям.
Задания берутся разнообразные – от простого к сложному: задания базового уровня для
закрепления полученных знаний и логические задания, над которыми следует подумать.
Информационные технологии – технологии с использованием компьютера и других
технических средств, используемых при объяснении нового материала или при
закреплении полученных знаний.
Результат реализации программы.
Вся работа в объединении направлена на достижение развития творческой активности
учащихся. В конце курса учащиеся должны:
-знают историю лоскутного шитья;
-выполняют выкройки по схемам;
5
Департамент образования Администрации г. Екатеринбурга
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение – средняя общеобразовательная школа №
36 имени М.П. Одинцова
620078, г .Екатеринбург, ул. Малышева,134
Тел. (343) 374– 02– 91, тел./факс: (343) 374– 35– 08
-выполняют простейшие швы;
-владеют приемами работы с тканью;
-умеют работать как самостоятельно, так и в коллективе;
- творчески используют свои умения и навыки.
Предметные результаты: к концу первого года обучения обучающиеся
● правила безопасности труда при работе с инструментами;
● классификацию текстильных волокон;
● виды рисунков тканей;
● терминологию и технологию выполнения ручных работ;
● законы композиции;
● законы цветоведения;
● виды ручных стежков;
● виды лоскутного шитья и аппликации;
основы техник ДПИ: ручное шитье (ручные швы, поделки, аксессуары), лоскутное
шитье, аппликация.
Личностные результаты :
● определяют в ткани нити основы и утка, лицевую и изнаночные стороны;
● выполнять простые ручные швы;
● определять лицевую, изнаночную стороны, нить основы и утка;
● умеют правильно раскроить материал, используя выкройки и шаблоны;
● работают индивидуально с методическими картами;
● осуществляют
поиск необходимой информации в области обработки ткани и
материалов (фетр, мех, кожа и др.);
● строят симметричный узор, орнамент;
● подбирают размер и место узора в изделии;
● подбирают нитки;
● переводят рисунок на ткань, подбирать иглы, выполнять ручные швы и стежки
вышивки.
● умеют изготовить поделку, сувенир с использованием техник ДПИ: ручное шитье
(ручные швы, поделки, аксессуары), лоскутное шитье, аппликация.
Метапредметные результата:
- участие обучающихся в тематических районных и областных выставках,
конкурсах, ярмарках, других общественных мероприятиях.
- качественное выполнения выпускной работы;
- результаты педагогического собеседования;
- степень развития творческих способностей;
- уровень развития интеллекта;
- активность обучающегося на протяжении всего курса обучения.
Результат обучения в количественном выражении
Результатом обучения является приобретение знаний, умений и навыков по данному
предмету
и переход на углублённый уровень в учреждении дополнительного
образования.
6
Департамент образования Администрации г. Екатеринбурга
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение – средняя общеобразовательная школа №
36 имени М.П. Одинцова
620078, г .Екатеринбург, ул. Малышева,134
Тел. (343) 374– 02– 91, тел./факс: (343) 374– 35– 08
Учебный план
№
п/п
Название разделов, модулей.
Количество часов
Всего
Теория
Формы
контроля
Практика
1
1
-
2.
Вводное занятие. Инструктаж по
технике безопасности.
Материаловедение
2
1
1
3.
Ручные швейные работы
10
2
8
1.
4.
Швейная машина
9
3
6
5.
Лоскутное шитье
14
4
10
6.
Аппликация из ткани
14
4
10
7.
Пошив, ремонт одежды
16
3
13
Итого:
66
18
48
Наблюдение
беседа
Наблюдение
беседа
Наблюдение
беседа
Наблюдение
беседа
Наблюдение
беседа
Наблюдение
беседа
Содержание учебного плана.
1.Вводное занятие (1ч.)
Задачи работы творческого объединения. План работы. Знакомство с изделиями,
7
Департамент образования Администрации г. Екатеринбурга
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение – средняя общеобразовательная школа №
36 имени М.П. Одинцова
620078, г .Екатеринбург, ул. Малышева,134
Тел. (343) 374– 02– 91, тел./факс: (343) 374– 35– 08
выполненными учащимися объединения. Оборудование кабинета, организация рабочего
места. Инструменты и принадлежности для работы. Правила техники безопасности.
Организационные вопросы.
2. Материаловедение
Тема 1.1 Виды и свойства ткани (2ч.)
Теоретические знания: Виды волокон и их происхождение. Краткие сведения о
производстве тканей. Виды тканей. Определение лицевой и изнаночной сторон.
Определение нитей основы и утка. Краткие сведения о профессиях ткацкого и швейного
производства.
Практические занятия. Подбор тканей по виду, цвету, назначению. Определение в
образцах тканей нитей основы и утка, Лицевой и изнаночной сторон.
3. Ручные швейные работы (10ч.)
Теоретические знания: Терминология ручных работ. Организация рабочего места.
Техника безопасности при ручных работах. Виды ручных швов:
«Шов вперед иголку», «Шов назад иголку», «Петельный шов», «Шов козлик».
Копировальные стежки – силки, прокладочные стежки, стежки ручной сборки, сметочные
стежки. Виды накладного шитья.
Практические занятия. Приемы выполнения ручных стежков и строчек Выбор отделки.
Подбор ткани для отделки.
4. Швейная машина (9ч.)
Теоретические знания: Устройство швейной машины. Подготовка швейной машины к
работе. Правила начала и окончания работы на швейной машине. Правила техники
безопасности. Приемы выполнения машинных строчек.
Практические занятия. Упражнения в работе на швейной машине. Заправка нижней и
верхней нитей. Регулировка длины стежка. Выполнение закрепок. Намотка ниток на
шпульку.
5. Лоскутное шитье (14 ч.)
Теоретические знания: История лоскутного шитья. Цвет, цветовые сочетания.
Особенности технологии изготовления изделий в различных техниках «Квадрат»,
«Треугольник», «Полоска».
Практические занятия. Подбор и подготовка материалов, шаблоны, раскрой лоскутов,
соединение деталей в различных техниках.
6. Аппликация из ткани (14ч.)
Теоретические знания: История аппликации из ткани, виды аппликаций. Техники
выполнения.
Практические занятия. Составление эскизов, подбор тканей и фурнитуры, создание
вариативных аппликаций.
7. Пошив и ремонт одежды (16 ч.)
Теоретические знания: Пошив одежды. Виды ремонтов одежды.
Практические занятия. Подбор техники исполнения ремонта, фурнитуры, обработки
срезов.
8
Департамент образования Администрации г. Екатеринбурга
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение – средняя общеобразовательная школа №
36 имени М.П. Одинцова
620078, г .Екатеринбург, ул. Малышева,134
Тел. (343) 374– 02– 91, тел./факс: (343) 374– 35– 08
9
Департамент образования Администрации г. Екатеринбурга
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение – средняя общеобразовательная школа № 36 имени М.П. Одинцова
620078, г .Екатеринбург, ул. Малышева,134
Тел. (343) 374– 02– 91, тел./факс: (343) 374– 35– 08
Календарный учебный график
Дата
Кол-во
часов
№
1.
Форма
организации
или форма
проведения
Фронтальная
Тема программы
1
Вводное занятие. Инструктаж по
технике безопасности
Материаловедение (2 часа)
2
Методы и приемы
организации учебновоспитательского
процесса
Виды и формы контроля
Беседа, объяснение
Вводное
-
-
-
1
Виды и свойства тканей
Фронтальная
Репродуктивный
наглядный
Практическое задание
1
Виды и свойства тканей
Фронтальная
Объяснительноиллюстративный
-
Наблюдение
Ручные швейные работы (10 часов)
3
-
-
1
Общие сведения об инструментах и
приспособлениях, оборудование
рабочего места.
Индивидуаль
нофронтальная
Репродуктивный
словесный
Наблюдение,
практическое задание
1
Терминология ручных работ,
наглядные пособия
Индивидуаль
нофронтальная
Исследовательский
Самостоятельная работа
2
Изготовление образцов:
-сметочные и копировальные стежки,
швы «назад иголка», «через край»
Индивидуаль
ная,
объединение
в подгруппы
Частично-поисковый,
наглядный
Выставка
детского творчества
2
Департамент образования Администрации г. Екатеринбурга
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение – средняя общеобразовательная школа № 36 имени М.П. Одинцова
620078, г .Екатеринбург, ул. Малышева,134
Тел. (343) 374– 02– 91, тел./факс: (343) 374– 35– 08
-потайные стежки, тамбурный шов.
Индивидуаль
ная
Репродуктивный
наглядный
Наблюдение
2
Самостоятельная работа по
пройденному материалу
Коллективна
я
Частично-поисковый,
словесный
Коллективный анализ
работ
1
Накладное шитье. Виды.
Индивидуаль
ная
Репродуктивный
наглядный
Наблюдение
2
Способы выполнения накладного
шитья.
Фронтальная
Исследовательский,
практический
Наблюдение, выставка
детского творчества
3
Швейная машина (9 часов)
Устройство швейной машины
Индивидуаль
ная
Исследовательский,
практический
Творческое задание
3
Работа на швейной машине
Фронтальная
Объяснительноиллюстративный
словесный
Наблюдение
4
3
Департамент образования Администрации г. Екатеринбурга
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение – средняя общеобразовательная школа № 36 имени М.П. Одинцова
620078, г .Екатеринбург, ул. Малышева,134
Тел. (343) 374– 02– 91, тел./факс: (343) 374– 35– 08
Индивидуаль
ная
Репродуктивный
практический
Практическая работа
Лоскутное шитье (14 час)
-
-
-
1
.История лоскутного шитья.
Фронтальная
Вводное
1
Цвет. Цветовые сочетания. Шаблоны.
Раскрой лоскутков. Техника
«Квадрат»
Орнамент. Техника «Треугольник»
Изготовление изделия в технике
«Треугольник»
Изготовление изделия в технике
«Полоска»
Фронтальная
Объяснительноиллюстративный
словесный
Репродуктивный
практический
3
5
2
2
Изготовление образцов машинных
строчек.
Практическая работа
Фронтальная
Индивидуаль
ная
Индивидуаль
ная
Репродуктивный
словесный
Наблюдение
Репродуктивный
практический
Практическая работа
2
Узоры, собираемые по спирали.
Свободная техника.
Изготовление сувенира из лоскутов
Фронтальная
Исследовательский,
наблюдение
Наблюдение
2
Изготовление изделия со спиральным
узором. Изготовление сувенира из
лоскутов
Индивидуаль
ная
Репродуктивный
словесный
Практическое задание
2
Изготовление изделия в технике
«Уголки»
индивидуаль
ная
Частично-поисковый,
практический
Самостоятельная работа
4
Департамент образования Администрации г. Екатеринбурга
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение – средняя общеобразовательная школа № 36 имени М.П. Одинцова
620078, г .Екатеринбург, ул. Малышева,134
Тел. (343) 374– 02– 91, тел./факс: (343) 374– 35– 08
2
6
Выполнение стежки. Машинная
стежка.
Индивидуаль
ная
Репродуктивный
словесный
Аппликация из ткани (14 час)
-
-
Практическое задание
1
Введение. Материалы, инструменты.
Фронтальная
Словесный
Наблюдение.
1
История аппликации из ткани. Виды
аппликации.
Понятие о композиции. Орнамент.
Природа цвета.
Фронтальная
Словесный
Наблюдение
Фронтальная
Объяснительноиллюстративный
наглядный
Наблюдение
2
Составление эскизов. Подбор
материалов. Создание аппликации
«Котик»
Индивидуаль
ная
Частично-поисковый,
практический
Выставка детского
творчества
2
Создание аппликации «Бабочка»
Индивидуаль
ная
Репродуктивный
словесный
Самостоятельная работа
2
Создание аппликации «Кораблик»
Индивидуаль
нофронтальная
Исследовательский,
практический
Практическое занятие
2
5
Департамент образования Администрации г. Екатеринбурга
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение – средняя общеобразовательная школа № 36 имени М.П. Одинцова
620078, г .Екатеринбург, ул. Малышева,134
Тел. (343) 374– 02– 91, тел./факс: (343) 374– 35– 08
2
Создание аппликации «Цветы»
Индивидуаль
нофронтальная
Индивидуаль
нофронтальная
Исследовательский,
практический
Самостоятельная работа
2
Создание аппликации «Дерево»
Исследовательский,
практический
Самостоятельная работа
Пошив и ремонт одежды(16 час)
-
-
-
Фронтальная
Частично-поисковый,
практический
Объяснительноиллюстративный
практический
Наблюдение
2
Ремонт одежды при помощи
заплаток. Виды заплаток.
Обработка срезов деталей. Подгибка
Обработка срезов деталей. Строчка
зиг-заг.
2
Обработка срезов деталей «косой»
бейкой.
Фронтальная
Объяснительноиллюстративный
практический
Практическая работа
2
Подшив брюк. Подшив юбки.
Пошив изделия.
Индивидуаль
нофронтальная
Репродуктивный
наглядный
Самостоятельная работа
4
Пришивание пуговиц, кнопок.
Пошив изделия.
Фронтальная
Репродуктивный
объяснение
Практическое задание
4
Пошив изделия. Ремонт одежды на
выбор.
Индивидуаль
ная
Репродуктивный
Практическое задание
7
2
Индивидуаль
ная
6
Практическая работа
Департамент образования Администрации г. Екатеринбурга
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение – средняя общеобразовательная школа № 36 имени М.П. Одинцова
620078, г .Екатеринбург, ул. Малышева,134
Тел. (343) 374– 02– 91, тел./факс: (343) 374– 35– 08
7
Департамент образования Администрации г. Екатеринбурга
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение – средняя общеобразовательная школа № 36 имени М.П.
Одинцова
620078, г .Екатеринбург, ул. Малышева,134
Тел. (343) 374– 02– 91, тел./факс: (343) 374– 35– 08
Условия реализации программы
Материально-техническое обеспечение программы.
Гладильная доска, раскройный стол, манекены 2шт. нитки, иголки, портняжные мелки, ножницы,
бытовые швейные машинки 5шт., линейки и т.д. Рабочее место должно быть хорошо освещено.
Перечень оборудования, инструментов и материалов.
Швейные машины количество от 5 шт., оверлок количество 1 шт., манекен 2шт., электроутюг, доска
гладильная, булавки, нитки, иголки, раскройный стол, линейки портновские, мелки, классная доска,
компьютер, столы, стулья, шкафы для хранения инструментов и приспособлений, зеркало.
Рабочая коробка ребенка (РКР), в которую входят следующие инструменты и иглы: ножницы,
сантиметровая лента, кисточка для клея, шариковая ручка, небольшие отрезки хлопчатобумажной
ткани, материалов (фетр, кожа, мех, поролон, синтепон, полиэтилен) циркуль, конверт для хранения
вырезанных деталей и другие предметы, необходимые для реализации программы на каждом
конкретном этапе.
Помещение:
● Учебный кабинет для проведения групповых и индивидуальных учебных занятий площадью не
менее 12 кв.м высотой не ниже 3,0;
● Актовый зал (холл, рекреация) для проведения отчетных выставок и итоговых мероприятий.
Информационное обеспечение.
Каждый учащийся обеспечивается доступом к библиотечным фондам. Во время
самостоятельной работы, для сбора дополнительного материала в области мировой моды,
цветоведения, и пр. учащиеся могут пользоваться Интернетом. Библиотечный фонд
укомплектовывается печатными и электронными изданиями, основной и дополнительной учебной,
учебно-методической литературой по моделированию и конструированию , журналов мод и т.д.
Цифровые образовательные ресурсы (интернет-источники).
Методические материалы.
В процессе организации образовательного процесса используются следующие методы работы:
По способу организации занятий.
- словесный (устное изложение, беседа, анализ и т.д.)
- наглядный (показ видеоматериалов, иллюстраций, наблюдение, показ (исполнение) педагогом,
работа по образцу и др.);
- практический
По уровню деятельности детей.
- объяснительно-иллюстративный (дети воспринимают и усваивают готовую информацию);
- репродуктивный (обучающиеся воспроизводят полученные знания и освоенные способы
деятельности);
- частично-поисковый (участие детей в коллективном поиске, решение поставленной задачи совместно
с педагогом);
- исследовательский (самостоятельная творческая работа обучающихся);
По форме организации деятельности обучающихся.
- фронтальный – одновременная работа со всеми обучающимися;
- коллективный – организация проблемно-поискового или творческого взаимодействия между всеми
детьми;
-индивидуально-фронтальный (чередование индивидуальных и фронтальных форм работы;
- групповой (организация работы по малым группам);
- коллективно-групповой (выполнение заданий малыми группами, последующая презентация
результатов выполнения заданий и их обобщение);
- индивидуальный (индивидуальное выполнение заданий, решение проблемы);
8
Департамент образования Администрации г. Екатеринбурга
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение – средняя общеобразовательная школа № 36 имени М.П.
Одинцова
620078, г .Екатеринбург, ул. Малышева,134
Тел. (343) 374– 02– 91, тел./факс: (343) 374– 35– 08
Методы личностно-ориентированного подхода.
(диалога, игровые, рефлексивные, педагогической поддержки, диагностические, создание ситуации
успеха), что способствует развитию индивидуальности обучающегося, проявлению его субъектных
качеств.
Метод проекта
как условие для развития у детей познавательного интереса и самостоятельности в выборе способов и
средств достижения цели.
В процессе реализации дополнительной образовательной программы « Швейный мир» используются
следующие техники работы с тканью.
9
Департамент образования Администрации г. Екатеринбурга
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение – средняя общеобразовательная школа № 36 имени М.П.
Одинцова
620078, г .Екатеринбург, ул. Малышева,134
Тел. (343) 374– 02– 91, тел./факс: (343) 374– 35– 08
1.
2.
3.
4.
5.
6.
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
10.
11.
12.
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
10.
11.
12.
13.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Нормативные документы
Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» Сайт министерства образования и
науки РФ [электронный ресурс]. – Режим доступа: http://минобрнауки.рф/ Конвенция
о
правах
ребенка
[электронный
ресурс].
–
Режим
доступа:
http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_9959/
Концепция развития дополнительного образования детей [электронный ресурс]. – Режим доступа:
http://base.garant.ru/70733280/
Паспорт приоритетного проекта «Доступное дополнительное образование для детей» с 2016 года по
2021
[электронный
ресурс].
–
Режим
доступа:
http://government.ru/media/files/MOoSmsOFZT2nIupFC25Iqkn7qZjkiqQK.pdf
Профессиональный
стандарт «Педагог дополнительного образования детей и взрослых» [электронный ресурс]. – Режим
доступа: http://dopedu.ru/attachments/article/661/Profstandart_pdo_dopedu.pdf
Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы
образовательных организаций дополнительного образования детей. Санитарно-эпидемиологические
правила и нормативы СанПиН 2.4.4.3172-14 [электронный ресурс]. – Режим доступа:
http://docs.cntd.ru/document/420207400
Приказ Минобрнауки РФ от 29.08.2013 № 1008 «Об утверждении Порядка организации и
осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеразвивающим программам»
[электронный ресурс]. – Режим доступа: https://rg.ru/2013/12/11/obr-dok.html
Литература для педагога
Ваша швейная машина: Руководство по эксплуатации и ремонту бытовых швейных машин. – изд-во
«Тезис», 1993
Волкова Н., Новосёлова Т. Азбука кройки и шитья – Ростов-н/Д: Феникс, 2004
Горина Г.С. Народные традиции в моделировании одежды. – М.: 1974
Горянова К.В. Коллекция джинсовой одежды для взрослых и детей. – Ростов-н/Д: Феникс, 2005
Гурьянова Н.И., Зуйкова В.Н. Конструирование одежды. – М.: Легкая индустрия, 1974
Егорова Р.И. Методика практикума по обработке тканей. Пособие для учителей. – М.: Просвещение,
1975
Единый метод конструирования одежды с втачными рукавами для девочек, изготовляемой по
индивидуальным заказам. – М.: ЦБНТИ, 1980
Екшурская Т.Н., Юдина Е.И., Белова И.А. Модное платье: конструирование, технология пошива,
отделка. – СПб.: Лениздат, 1992
Ерзенкова Н.В. Блузки. – Мн.: Полымя, 1994
Калинская Н.М. история костюма. – М.: Легпромиздат, 1986
Как шить красиво. – М.: «Внешсигма», 2000
Сунцова Т.А. Экспресс-подготовка закройщика: Учебное пособие. – Ростов-н/Д: «Феникс», 2001
Литература для обучающихся и родителей:
Брун В., Тильке М. История костюма от древности до нового времени. – М.: Эксмо,
Вуд Д. Шитьё. Большая иллюстрированная энциклопедия. – М.: Эксмо, 2006
Как шить красиво. – М.: «Внешсигма», 2000
Кройка. – М.: Дрофа, 1994
Мастерица. – К.: «Довира», 1995
Мерцалова М.Н. Поэзия народного костюма. – М.: Искусство, 1975
Новое в шитье. – М.: «Никола 21-й век», 2001
Рослякова Т.А. техника шитья на швейной машине. – Ростов-н/Д: «Феникс», 2001
Скачкова Г.В., Мартопляс Л.В. Курсы кройки и шитья на дому – Ростов-н/Д: «Феникс», 2002
Стриженова Т. Из истории советского костюма. – М.: 1975
Фефелова Л.Н. Если вы любите шить: Руководство по моделированию, раскрою и технологии пошива
женской одежды. – Новосибирск: Изд-во Новосиб. ун-та, 1991
Шитьё для детей. – М.: Дрофа, 1995
Шитьё и рукоделие: Энциклопедия. – М.: БРЭ, 1994
Перечень интернет источников
10
Департамент образования Администрации г. Екатеринбурга
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение – средняя общеобразовательная школа № 36 имени М.П.
Одинцова
620078, г .Екатеринбург, ул. Малышева,134
Тел. (343) 374– 02– 91, тел./факс: (343) 374– 35– 08
1. https://mas-te.ru/podelki/tsvetyi-iz-lent-kanzashi/
2. https://www.liveinternet.ru/users/marguwa/tags/%EC%EE%E4%E5%EB%E8%F0%EE%E2%E0http://life.m
osmetod.ru/index.php/item/kak-opredelit-svoj-razmer-odezhdyhttps://www.syl.ru/article/175674/new_kakopredelit-svoy-razmer-jenskie-razmeryi-odejdyihttps://fb.ru/article/185579/kak-opredelit-razmer-odejdyidlya-jenschin-pravilno%ED%E8%E5/
3. https://studopedia.ru/19_175942_assortiment-odezhdi-gruppi-plate-kostyum.html
4. https://yandex.ru/video/preview/?filmId=3812928697788870185&text=изделия%20плетение%20из%20лен
т%20ободок%20видео&path=wizard&parent-reqid=1587459719040326-852492987976746195815098production-app-host-vla-web-yp-93&redircnt=1587459743.1
5. https://yandex.ru/video/preview/?filmId=9706387735720237999&text=изделия+плетение+из+лент+ободок
+видео&path=wizard&parent-reqid=1587459719040326-852492987976746195815098-production-app-hostvla-web-yp-93&redircnt=1587460395.1
6. https://yandex.ru/video/search?from=tabbar&text=построение%20фигуры%20человека%20для%20эскиза
%20одежды%20фото
7. https://yandex.ru/video/preview/?filmId=1435586878205368974&from=tabbar&reqid=15874644484707721152962810087316332900145-man2-5455V&suggest_reqid=306476673153987787644904755355402&text=машинные+швы
8. https://yandex.ru/video/preview/?filmId=1355581682669020380&from=tabbar&text=машинные+швы
https://yandex.ru/video/preview/?filmId=8226245855088863243&parent-reqid=1587468310370568584617868183318359400134-prestable-app-host-sas-web-yp-225&path=wizard&text=мода+дефиле+дети
11