ДООП ДЮП 25-26

Департамент образования Администрации г. Екатеринбурга
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение – средняя общеобразовательная школа №
36 имени М.П. Одинцова
620078, г. Екатеринбург, ул. Малышева,134
Тел. (343) 374– 02– 91, тел./факс: (343) 374– 35– 08

ПРИНЯТО
на заседании педагогического совета
МАОУ СОШ № 36
Протокол № 1 от «29» августа 2025г.

УТВЕРЖДАЮ
Директор МБОУ – СОШ № 36
______________А.С. Бабушкина
Приказ № 166– ТД от «27» августа
2025 г.

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа
физкультурно-спортивной направленности направленности
«дружина юных пожарных»

Автор-составитель: Кондратьев Максим Васильевич,
педагог-организатор ОБЗР

г. Екатеринбург, 2025 год

Департамент образования Администрации г. Екатеринбурга
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 36
имени М.П. Одинцова
620078, г .Екатеринбург, ул. Малышева,134
Тел. (343) 374– 02– 91, тел./факс: (343) 374– 35– 08

Паспорт программы
Название программы
Дополнительная
общеобразовательная
общеразвивающая программа «дружина юных
пожарных»
Нормативные
1. Федеральный Закон №273–ФЗ от 29.12.2012 «Об
основания
для образовании в Российской Федерации».
разработки программы 2. Концепция развития дополнительного образования
детей (Распоряжение Правительства Российской
Федерации от 04.09. 2014 №1726-р).
3. Приказ Министерства просвещения РФ от 27 июля
2022 г. № 629 «Об утверждении Порядка организации
и осуществления образовательной деятельности по
дополнительным общеобразовательным программам».
4. Постановление
главного
государственного
санитарного врача Российской Федерации от
28.09.2020 №28 «Об утверждении санитарных правил
СП
2.4.3648-20
«Санитарно-эпидемиологические
требования к организациям воспитания и обучения,
отдыха и оздоровления детей и молодежи»
5. Постановление
Главного
государственного
санитарного врача Российской Федерации от
28.01.2021 г. № 2 «Об утверждении санитарных
правил и норм СанПиН 1.2.3685–21 «Гигиенические
нормативы и требования к обеспечению безопасности
и (или) безвредности для человека факторов среды
обитания».
6. Устав МАОУ–СОШ № 36.
Составитель программы Кондратьев Максим Васильевич, педагог-организатор
ОБЗР
Направленность
программы
Форма
реализации
программы
Срок
реализации
программы
Класс

Физкультурно-спортивная
Очная
1 год
2-4 классов
2

Департамент образования Администрации г. Екатеринбурга
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 36
имени М.П. Одинцова
620078, г .Екатеринбург, ул. Малышева,134
Тел. (343) 374– 02– 91, тел./факс: (343) 374– 35– 08

Категория
обучающихся
Уровень
освоения
программы
Краткая
аннотация
программы
дополнительного
образования детей

Обучающиеся 2-4 классов
Базовый
Дополнительная
общеразвивающая

общеобразовательная
программа

«дружина

юных

пожарных» направлена на формирование, сохранение
и укрепление здоровья учащихся, в её основу
положены

культурологический

ориентированный

подходы.

и

личностно-

В

программе

представлены доступные для учащихся упражнения,
способствующие развитию противопожарных знаний.

3

Департамент образования Администрации г. Екатеринбурга
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 36
имени М.П. Одинцова
620078, г .Екатеринбург, ул. Малышева,134
Тел. (343) 374– 02– 91, тел./факс: (343) 374– 35– 08

СОДЕРЖАНИЕ
1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА ......... Ошибка! Закладка не определена.
2. ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ............................................................................................. 6
3. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ .................................................................. 7
4. КАЛЕНДАРНЫЙ УЧЕБНЫЙ ГРАФИК ........................................................ 9
5. УЧЕБНЫЙ (ТЕМАТИЧЕСКИЙ) ПЛАН.........................................................10
6. ФОРМЫ КОНТРОЛЯ И ОЦЕНОЧНЫЕ МАТЕРИАЛЫ ............................ 14
7. МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА................................................................. 15
8. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ .......................................... 16

4

Департамент образования Администрации г. Екатеринбурга
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 36
имени М.П. Одинцова
620078, г .Екатеринбург, ул. Малышева,134
Тел. (343) 374– 02– 91, тел./факс: (343) 374– 35– 08

1. ПОЯСНТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Данная программа разработана для детей - Дружины юных пожарных
образовательного учреждения по изучению основ пожарной безопасности и в
соответствии с программой курса ОБЖ общеобразовательной школы,
рекомендованной Министерством образования РФ.
Статистика пожаров показывает, что причиной пожаров становятся
незнание детьми элементарных правил поведения при пожаре и отсутствие
навыков обращения с огнём, огнеопасными предметами и материалами,
которые могут явиться источником загорания. Это свидетельствует о том,
что детям мало уделяется времени для формирования у них чувства
опасности огня, привития навыков осторожного с ним обращения, изучению
правил пожарной безопасности правильным действиям в случае
возникновения огненной беды.
В этой связи свою значительную роль в формировании навыков
безопасного поведения детей может и должна сыграть школа. Научить детей
основам безопасной жизнедеятельности сегодня — это фундамент пожарной
безопасности будущего.
Одной из форм обучения детей школьного возраста мерам пожарной
безопасности является движение Дружины юных пожарных (ДЮП).
Дружина юных пожарных - детское объединение, которое создаётся в
целях совершенствования системы обучения школьников мерам пожарной
безопасности, их профессиональной ориентации, пропаганды пожарнотехнических знаний и реализации иных задач, направленных на
предупреждение пожаров и умение действовать при пожаре.
Адресат программы: обучающиеся 2-4-ых классов.
Объем программы: 99 часов
Срок освоения программы: 1 год.
Уровень программы: базовый.
Формы обучения: очная.
Формы организации процесса: группа от 12 до 20 человек.
Форма проведения занятий: практические, комбинированные,
соревновательные.

5

Департамент образования Администрации г. Екатеринбурга
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 36
имени М.П. Одинцова
620078, г .Екатеринбург, ул. Малышева,134
Тел. (343) 374– 02– 91, тел./факс: (343) 374– 35– 08

2. ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ
ДООП

«Дружина

юных

пожарных»

носит

образовательно-

воспитательный характер и направлена на осуществление следующих целей:
повышение уровня знаний учащихся по пожарной безопасности, подготовка
юношеских добровольных пожарных дружин.
Цели конкретизированы следующими задачами:
 Обучение правилам пожарной безопасности;
 Привитие навыков осознанного пожаробезопасного поведения,
правильных действий в случае возникновения пожара;
 Формирования сознательного и ответственного отношения к
вопросам личной безопасности и безопасности окружающих;
 Улучшения правовой и экологической подготовки.
Программа «ДЮП» ориентирована на создание у школьников
правильного представления о личной безопасности, на расширение знаний и
приобретение практических навыков поведения при попадании в
экстремальные и чрезвычайные ситуации.

6

Департамент образования Администрации г. Екатеринбурга
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 36
имени М.П. Одинцова
620078, г .Екатеринбург, ул. Малышева,134
Тел. (343) 374– 02– 91, тел./факс: (343) 374– 35– 08

3. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Программа предусматривает достижение следующих результатов
образования:
 личностные результаты – готовность и способность учащихся к
саморазвитию, сформированность мотивации к учению и познанию,
ценностно-смысловые установки учеников, отражающие их индивидуальноличностные позиции, социальные компетентности, личностные качества;
сформированность основ российской, гражданской идентичности;
 метапредметные
универсальные учебные
коммуникативные);

результаты
–
освоенные
учащимися
действия (познавательные, регулятивные и

 предметные результаты – освоенный учащимися в ходе изучения
учебных предметов опыт специфической для каждой предметной области
деятельности по получению нового знания, его преобразованию и
применению, а также система основополагающих элементов научного
знания, лежащая в основе современной научной картины мира.
В итоге реализации ДООП «Дружина юных пожарников» учащиеся
должны знать:


правила оказания первой помощи;



способы сохранения и укрепление здоровья;



основы развития познавательной сферы;



свои права и права других людей;
и должны уметь:



заботиться о своём здоровье и здоровье окружающих;



применять коммуникативные и презентационные навыки;



оказывать первую медицинскую помощь при травмах;



находить выход из стрессовых ситуаций;

 принимать разумные решения по поводу личного здоровья, а также
сохранения и улучшения безопасной и здоровой среды обитания;


адекватно оценивать своё поведение при возникновении пожара
7

Департамент образования Администрации г. Екатеринбурга
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 36
имени М.П. Одинцова
620078, г .Екатеринбург, ул. Малышева,134
Тел. (343) 374– 02– 91, тел./факс: (343) 374– 35– 08

В ходе реализация ДООП «Дружина юных пожарников» учащиеся
смогут узнать:
 правила индивидуального и коллективного поведения при
возникновении пожара;
 виды пожара и способы борьбы с ним;
 специфику работы службы МЧС.
и смогут научиться:
 тушить пожар разных видов;
 уменьшить кол-во последствий от пожара;
 оказать первую помощь при ожогах;
 уберечь себя и своих близких от разрушительной мощи пожара.

8

Департамент образования Администрации г. Екатеринбурга
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение – средняя общеобразовательная школа № 36 имени М.П. Одинцова
620078, г. Екатеринбург, ул. Малышева,134
Тел. (343) 374– 02– 91, тел./факс: (343) 374– 35– 08

4. КАЛЕНДАРНЫЙ УЧЕБНЫЙ ГРАФИК

Департамент образования Администрации г. Екатеринбурга
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение – средняя общеобразовательная школа №
36 имени М.П. Одинцова
620078, г .Екатеринбург, ул. Малышева,134
Тел. (343) 374– 02– 91, тел./факс: (343) 374– 35– 08

5. УЧЕБНЫЙ (ТЕМАТИЧЕСКИЙ) ПЛАН
Кол-во Содержание материала
часов
4

Приём в ряды дружины юных пожарных.

4

Становление пожарного дела. Историческая справка о развитии
пожарной охраны и добровольных пожарных организаций.

4

Экскурсия в высшее учебное заведение МЧС России.

6

Огонь - друг, огонь - враг.

4

Экскурсия в пожарную часть кировского района.

4

Причины и последствия пожаров.

6

Действия при возникновении пожара.

3

Тестирования по основам возникновения пожара

6

Средства индивидуальной защиты.

4

ПРАКТИКУМ: «Изготовление ватно- марлевой повязки».

6

Средства пожаротушения.

6

ПРАКТИКУМ: «Средства пожаротушения».

3

Тестирование по средствам пожаротушения.

8

ПРАКТИКУМ: «Эвакуация людей в случае возникновения пожара».

4

Творчество на противопожарную тематику (рисунки, стихи,
рассказы, сказки, декоративно - прикладное).
Оформление стендов, выпуск газеты, организация выставки,
создание летописи.

8
6

ПРАКТИКУМ: рейд «Проверка пожарного состояния школы».

3

Тестирования «что включает в себя проверка пожарного
состояния?»

6

Разработка и распространение среди обучающихся памяток ПБ.

4

Итоговое тестирование

Департамент образования Администрации г. Екатеринбурга
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 36
имени М.П. Одинцова
620078, г .Екатеринбург, ул. Малышева,134
Тел. (343) 374– 02– 91, тел./факс: (343) 374– 35– 08

Содержание изучаемого курса
Тема 1. Положение о Дружине юных пожарных. Знакомство с положением
Дружины юных пожарных, инструкцией правил безопасности при
проведении теоретических и практических занятий.
Тема 2. Становление пожарного дела. Историческая справка о развитии
пожарной
охраны
и
добровольных
пожарных
организаций.
Опустошительные пожары на Древней Руси. Необходимость организованных
государственных мер по борьбе с пожарами. История создания
противопожарной службы. Государственная противопожарная служба. Цель
её создания. Структура: пожарные части, государственный пожарный надзор.
Добровольные пожарные формирования. Медали «За отвагу», «За спасение
погибавших». Закон РФ «О пожарной безопасности». Указ Президента РФ
«Об установлении Дня пожарной охраны». Дружины юных пожарных.
Тема 3. Экскурсия в высшее учебное заведение МЧС России.
Возможность узнать больше о ведущем вузе системы МЧС, его учебной
программе и перспективах. Знакомство с пожарно-техническим
оборудованием, профессиями, людьми, которые посвятили себя делу
спасения людей. Внутренний распорядок в учебных заведениях МЧС.
Рассказать о боевой одежде, снаряжении, и средствах защиты органов
дыхания пожарного. Дать понятие о специальностях: боец-пожарный,
водитель, командир отделения, начальник караула, радиотелефонист,
инженер, инспектор, начальник пожарной части. Пожарная техника. Описать
виды и назначение пожарных автомобилей, состав боевого расчета на
пожарном автомобиле.
Тема 4. Огонь – друг, огонь – враг. Костер – как источник пожара. Правила
установки ёлки. Правила ухода за естественными и искусственными ёлками.
Использование электрогирлянд, фейерверков, хлопушек, бенгальских огней.
Пожаро- и взрывоопасные и легковоспламеняющиеся вещества. Пожарная
опасность электроприборов. Газовая плита. Первоочередные действия при
загорании.
Тема 5. Экскурсия в пожарную часть. Общение с людьми, которые
посвятили себя делу спасения людей: Внутренний распорядок в пожарных
частях. Пожарный - одна из наиболее опасных профессий. Необходимые
11

Департамент образования Администрации г. Екатеринбурга
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 36
имени М.П. Одинцова
620078, г .Екатеринбург, ул. Малышева,134
Тел. (343) 374– 02– 91, тел./факс: (343) 374– 35– 08

качества. Готовность пожарных немедленно прийти на помощь. Опасность
огненной профессии. Условия, в которых работает пожарный. Рассказать
принцип работы пункта связи пожарной части.
Тема 6. Основные причины и последствия пожаров. Основные причины
пожаров. Неосторожное обращение с огнем – причина возникновения
пожара. Анализ возникновения пожаров. Неосторожное обращение с огнем
при курении, пользовании приборами освещения с открытым пламенем.
Небрежность при курении. Нарушение правил пожарной безопасности при
эксплуатации электрических приборов. Неисправность электропроводки или
нарушения правил эксплуатации электросети. Нарушение правил пожарной
безопасности при эксплуатации бытовых газовых приборов. Самовозгорание.
Характерные примеры пожаров. Последствия пожаров: гибель людей и
животных, травмы, материальный ущерб, психологические проблемы.
Тема 7. Действия при возникновении пожара. Правила поведения при
пожаре. Способы эффективного предупреждения негативных последствий
беспорядочного поведения людей при пожаре. Телефон «01». Тренинг
«Вызов пожарных».
Тема 8. Средства индивидуальной защиты. Средства индивидуальной
защиты, принципы и способ действия противогаза, респиратора, ватномарлевой повязки.
Тема 9. ПРАКТИКУМ «Средства
Изготовление ватно-марлевой повязки.

индивидуальной

защиты».

Тема 10. «Средства пожаротушения». Вода – основное средство тушения
пожара. Опасность использования воды для пожаротушения электросетей и
установок, находящихся под напряжением. Взаимодействие воды с калием,
натрием, кальцием. Песок – одно из простейших средств тушения небольших
очагов пожара Ломы, багры, топоры, лопаты, кошма – средства для
пожаротушения. Пожарные краны – оборудование для тушения пожара
внутри зданий. Углекислый газ, пена – химические средства для
пожаротушения. Огнетушители – первичные средства пожаротушения.
Правила содержания и использования огнетушителей.
Тема 11. ПРАКТИКУМ «Средства пожаротушения». Тушение условного
пожара различными средствами.
12

Департамент образования Администрации г. Екатеринбурга
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 36
имени М.П. Одинцова
620078, г .Екатеринбург, ул. Малышева,134
Тел. (343) 374– 02– 91, тел./факс: (343) 374– 35– 08

Тема 12. ПРАКТИКУМ «Эвакуация людей в случае возникновения
пожара». План эвакуации людей в случае возникновения пожара, как
обязательное
организационное
мероприятие
по
упорядоченному,
эффективному, самостоятельному спасению жизни. Паника, растерянность,
страх, необдуманность действий присущи человеку в период опасности.
Тема 13. Творчество на противопожарную тематику. Для закрепления
приобретённых на предыдущих занятиях знаний, роста творческой
активности, выявления уровня восприятия учащимися материала детям
предлагается выполнить творческую работу на противопожарную тему.
Способ и форма изготовления творческой работы произвольные. Это может
быть поделка из любого материала, мягкая игрушка, рисунок, эссе, макет,
конструкторское изделие и прочее. Работы должны иметь противопожарную
направленность.
Тема 14. Оформление стендов, выпуск газеты, организация выставки,
создание летописи. Оформление стендов, выпуск газеты, организация
выставки, создание летописи.
Тема 15. ПРАКТИКУМ: рейд «Проверка пожарного состояния школы».
Совместно с сотрудниками МЧС обследование жилых и общественных
зданий на соблюдение правил пожарной безопасности. Выпуск
информационного листа.
Тема 16. Разработка и распространение среди учащихся памяток ПБ.
Разработка и распространение среди учащихся в школе памяток, буклетов по
ПБ.
Тема 17. Тестирование. Итоговое тестирование. Обобщение изученного
материала, состоящее из практических заданий и тестирования.

13

Департамент образования Администрации г. Екатеринбурга
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 36
имени М.П. Одинцова
620078, г .Екатеринбург, ул. Малышева,134
Тел. (343) 374– 02– 91, тел./факс: (343) 374– 35– 08

6. ФОРМЫ КОНТРОЛЯ И ОЦЕНОЧНЫЕ МАТЕРИАЛЫ
Контроль и оценку деятельности работы дружина юных пожарных
(далее ДЮП), производит штаб ДЮП, состоящий из избранных членов
отряда.
Повседневное
руководство
работой
дружины
осуществляет
руководитель ДЮП. Руководитель ДЮП назначает командира ДЮП,
заместителя командира ДЮП. Руководитель, командир ДЮП, заместитель
командира ДЮП составляют штаб ДЮП. Работу штаба осуществляет
руководитель ДЮП.
Каждый член отряда награждается за активную работу в дружине
организациями пожарных обществ, органами образования, пожарной охраны,
нагрудными знаками, ценными подарками, грамотами, путевками в
спортивные и оздоровительные лагеря; направляться на областные, краевые,
республиканские слеты юных пожарных.
Причинами для переизбрания командира и зам. командира ДЮП
являются:
- неудовлетворительная работа за отчетный год;
- самоустранение от управления отрядом;
- нарушение правил пожарной безопасности.

штаб ДЮП:
-обобщает, распространяет положительный опыт работы;
-дает задание членам ДЮП и контролирует выполнения их работы;
-принимает участие в разработке
по предупреждению пожаров;

и

осуществлении

мероприятий

-заслушивает членов ДЮП о проделанной работе;
-участвует в разработке мероприятий по противопожарной тематике;
-рассматривает материалы на поощрение членов дружин.
14

Департамент образования Администрации г. Екатеринбурга
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 36
имени М.П. Одинцова
620078, г .Екатеринбург, ул. Малышева,134
Тел. (343) 374– 02– 91, тел./факс: (343) 374– 35– 08

7. МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
Для характеристики количественных показателей используются
следующие обозначения:
Д – демонстрационный экземпляр;
К – полный комплект (на каждого обучающегося);
Г – комплект (для работы в группах).
№
Наименование объектов и средств материально-технического кол-во
п/п
обеспечения
1
Стандарт основного общего образования по физической
Д
культуре
2
Дидактические материалы по основным разделам
Г
3
Научно-популярная и художественная литература по
Д
противопожарной охране.
4
Аудиозаписи
Д
5
Мультимедийный компьютер
Д
6
Мячи: футбольные, теннисные, малые мячи (мягкие),
Г
набивное
7
Шланг пожарный
К
8
Пожарное обмундирование
К
9
Жилетки
Г
10
Аптечка
Д
11
Конус сигнальный
Г
21
Насос ручной
Д
22
Секундомер
Д

15

Департамент образования Администрации г. Екатеринбурга
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 36
имени М.П. Одинцова
620078, г .Екатеринбург, ул. Малышева,134
Тел. (343) 374– 02– 91, тел./факс: (343) 374– 35– 08

8. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ

1.

Верховский Е.И. ОБЖ. 5-8 классы. Учебное пособие. – М.,

Просвещение, 2009.
2.

Горбачёва Л.А. Вперёд, пожарные! Сборник игр. – Екатеринбург,

2006.
3.

Казаков В.И. безопасное поведение в ЧС. Пособие для учителя. -

Екатеринбург, Учебная книга, 2006.
4.

Казаков

В.И.

Пожарная

безопасность

для

школьника.

Программно – методические материалы. - Екатеринбург, Учебная книга,
2005.
5.

Кузнецов М.И. Личная безопасность школьника. Памятка. – М.,

НЦ ЭНАС, 2005.
6.

Миронов С.К. ОБЖ. Ответы на экзаменационные билеты. 9 класс.

- М., экзамен, 2006.
7.

Павлова О.В. Пожарная безопасность Конспекты занятий и

классных часов. 5 – 11 классы. - Волгоград, Учитель, 2006.
8.

Павлова О.В. Пожарная безопасность в ОУ. Нормативные -

Волгоград, Учитель, 2007.
9.

Попова Г.П. ОБЖ. Школьный курс в тестах. 1 – 4 классы. -

Волгоград, Учитель, 2006.
10.

Попова Г.П. ОБЖ. Школьный курс в тестах. 5 – 8 классы. -

Волгоград, Учитель, 2005.
11.

Ситников В.П. ОБЖ. Справочник школьника. – М., Слово, 1998.
16


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».