Департамент образования Администрации г. Екатеринбурга
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение – средняя общеобразовательная школа №
36 имени М.П. Одинцова
620078, г. Екатеринбург, ул. Малышева,134
Тел. (343) 374– 02– 91, тел./факс: (343) 374– 35– 08
ПРИНЯТО
на заседании педагогического совета
МАОУ СОШ № 36
Протокол № 1 от «29» августа 2025г.
УТВЕРЖДАЮ
Директор МБОУ – СОШ № 36
______________А.С. Бабушкина
Приказ № 166– ТД от «27» августа
2025 г.
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа
физкультурно-спортивной направленности направленности
«Баскетбол»
Автор-составитель: Кондратьев Максим Васильевич,
педагог-организатор ОБЗР
г. Екатеринбург, 2025 год
Департамент образования Администрации г. Екатеринбурга
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 36
имени М.П. Одинцова
620078, г .Екатеринбург, ул. Малышева,134
Тел. (343) 374– 02– 91, тел./факс: (343) 374– 35– 08
Название программы
Паспорт программы
Дополнительная
общеобразовательная
общеразвивающая программа «Баскетбол»
Нормативные
основания
для
разработки программы
1. Федеральный Закон №273–ФЗ от 29.12.2012 «Об
образовании в Российской Федерации».
2. Концепция развития дополнительного образования
детей (Распоряжение Правительства Российской
Федерации от 04.09. 2014 №1726-р).
3. Приказ Министерства просвещения РФ от 27 июля
2022 г. № 629 «Об утверждении Порядка организации
и осуществления образовательной деятельности по
дополнительным общеобразовательным программам».
4. Постановление
главного
государственного
санитарного врача Российской Федерации от
28.09.2020 №28 «Об утверждении санитарных правил
СП
2.4.3648-20
«Санитарно-эпидемиологические
требования к организациям воспитания и обучения,
отдыха и оздоровления детей и молодежи»
5. Постановление
Главного
государственного
санитарного врача Российской Федерации от
28.01.2021 г. № 2 «Об утверждении санитарных
правил и норм СанПиН 1.2.3685–21 «Гигиенические
нормативы и требования к обеспечению безопасности
и (или) безвредности для человека факторов среды
обитания».
6. Устав МАОУ–СОШ № 36.
Составитель программы Кондратьев Максим Васильевич, педагог-организатор
ОБЗР
Направленность
программы
Форма
реализации
программы
Срок
реализации
программы
Класс
Физкультурно-спортивная
Очная
1 год
5-11
2
Департамент образования Администрации г. Екатеринбурга
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 36
имени М.П. Одинцова
620078, г .Екатеринбург, ул. Малышева,134
Тел. (343) 374– 02– 91, тел./факс: (343) 374– 35– 08
Категория
обучающихся
Уровень
освоения
программы
Краткая
аннотация
программы
дополнительного
образования детей
Обучающиеся 5-11 классов
Базовый
Дополнительная
общеобразовательная
общеразвивающая
программа
направлена
на
укрепление
здоровья
положены
культурологический
ориентированный
формирование,
«Баскетбол»
сохранение
учащихся,
подходы.
в
её
и
основу
и
личностно-
В
программе
представлены доступные для учащихся упражнения,
способствующие овладению элементами техники и
тактики игры в баскетбол, развитию физических
способностей.
3
Департамент образования Администрации г. Екатеринбурга
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 36
имени М.П. Одинцова
620078, г .Екатеринбург, ул. Малышева,134
Тел. (343) 374– 02– 91, тел./факс: (343) 374– 35– 08
СОДЕРЖАНИЕ
1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА ......... Ошибка! Закладка не определена.
2. ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ............................................................................................. 6
3. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ .................................................................. 7
4. КАЛЕНДАРНЫЙ УЧЕБНЫЙ ГРАФИК ........................................................ 9
5. УЧЕБНЫЙ (ТЕМАТИЧЕСКИЙ) ПЛАН.........................................................10
6. ФОРМЫ КОНТРОЛЯ И ОЦЕНОЧНЫЕ МАТЕРИАЛЫ ............................ 13
7. МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА................................................................. 14
8. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ .......................................... 15
4
Департамент образования Администрации г. Екатеринбурга
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 36
имени М.П. Одинцова
620078, г .Екатеринбург, ул. Малышева,134
Тел. (343) 374– 02– 91, тел./факс: (343) 374– 35– 08
1. ПОЯСНТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
ДООП «Баскетбол» предназначена для физкультурно-спортивной и
оздоровительной работы с учащимися 5–11 классов общеобразовательной
школы базового уровня, проявляющими интерес к физической культуре и
спорту.
В программе представлены доступные для учащихся упражнения,
способствующие овладению элементами техники и тактики игры в
баскетбол, развитию физических способностей.
Данная программа направлена на формирование, сохранение и
укрепление здоровья учащихся, в её основу положены культурологический и
личностно-ориентированный подходы.
Адресат программы: обучающиеся 5-11-ых классов.
Объем программы: 99 часов
Срок освоения программы: 1 год.
Уровень программы: базовый.
Формы обучения: очная.
Формы организации процесса: группа от 12 до 20 человек.
Форма проведения занятий: практические, комбинированные,
соревновательные.
5
Департамент образования Администрации г. Екатеринбурга
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 36
имени М.П. Одинцова
620078, г .Екатеринбург, ул. Малышева,134
Тел. (343) 374– 02– 91, тел./факс: (343) 374– 35– 08
2. ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ
ДООП «Баскетбол» носит образовательно-воспитательный характер и
направлена на осуществление следующих целей: укрепление здоровья,
физического развития и подготовленности; воспитание личностных качеств;
освоение и совершенствование жизненно важных двигательных навыков,
основ спортивной техники избранного вида спорта.
Цели конкретизированы следующими задачами:
Развитие мотивации личности к познанию и самосовершенствованию.
Формирование потребности в регулярных занятиях физической
культурой и спортом.
Укрепление здоровья, повышение работоспособности.
Профилактика асоциального поведения.
Коррекция психофизического развития.
Организация условий для полезного проведения свободного времени.
Воспитание силы воли, мужества, стойкости, патриотизма
6
Департамент образования Администрации г. Екатеринбурга
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 36
имени М.П. Одинцова
620078, г .Екатеринбург, ул. Малышева,134
Тел. (343) 374– 02– 91, тел./факс: (343) 374– 35– 08
3. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Программа предусматривает достижение следующих результатов
образования:
личностные результаты – готовность и способность учащихся к
саморазвитию, сформированность мотивации к учению и познанию,
ценностно-смысловые установки учеников, отражающие их индивидуальноличностные позиции, социальные компетентности, личностные качества;
сформированность основ российской, гражданской идентичности;
метапредметные
универсальные учебные
коммуникативные);
результаты
–
освоенные
учащимися
действия (познавательные, регулятивные и
предметные результаты – освоенный учащимися в ходе изучения
учебных предметов опыт специфической для каждой предметной области
деятельности по получению нового знания, его преобразованию и
применению, а также система основополагающих элементов научного
знания, лежащая в основе современной научной картины мира.
В итоге реализации ДООП «Баскетбол» учащиеся должны знать:
особенности воздействия двигательной активности на организм
человека;
основы рационального питания;
правила оказания первой помощи;
способы сохранения и укрепление здоровья;
основы развития познавательной сферы;
свои права и права других людей;
влияние здоровья на успешную учебную деятельность;
значение физических упражнений для сохранения и укрепления
здоровья;
и должны уметь:
составлять индивидуальный режим дня и соблюдать его;
7
Департамент образования Администрации г. Екатеринбурга
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 36
имени М.П. Одинцова
620078, г .Екатеринбург, ул. Малышева,134
Тел. (343) 374– 02– 91, тел./факс: (343) 374– 35– 08
выполнять физические упражнения для развития физических
навыков;
заботиться о своём здоровье;
применять коммуникативные и презентационные навыки;
оказывать первую медицинскую помощь при травмах;
находить выход из стрессовых ситуаций;
принимать разумные решения по поводу личного здоровья, а также
сохранения и улучшения безопасной и здоровой среды обитания;
адекватно оценивать своё поведение в жизненных ситуациях;
отвечать за свои поступки;
отстаивать свою нравственную позицию в ситуации выбора.
В ходе реализация ДООП «Баскетбол» учащиеся смогут узнать:
значение баскетбола в развитии физических способностей и
совершенствовании функциональных возможностей организма
занимающихся;
правила безопасного поведения во время занятий баскетболом;
названия разучиваемых технических приёмов игры и основы
правильной техники;
наиболее типичные ошибки при выполнении технических приёмов и
тактических действий;
упражнения для развития физических способностей (скоростных,
скоростно-силовых, координационных, а также выносливости,
гибкости);
контрольные упражнения (двигательные тесты) для оценки физической
и технической подготовленности, требования к технике и правилам их
выполнения;
основное содержание правил соревнований по баскетболу;
игровые упражнения, подвижные игры и эстафеты с элементами
баскетбола;
и смогут научиться:
выполнять технические приёмы и тактические действия;
играть в баскетбол с соблюдением основных правил;
демонстрировать жесты баскетбольного судьи;
проводить судейство по баскетболу.
8
Департамент образования Администрации г. Екатеринбурга
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение – средняя общеобразовательная школа № 36 имени М.П. Одинцова
620078, г. Екатеринбург, ул. Малышева,134
Тел. (343) 374– 02– 91, тел./факс: (343) 374– 35– 08
4. КАЛЕНДАРНЫЙ УЧЕБНЫЙ ГРАФИК
Департамент образования Администрации г. Екатеринбурга
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение – средняя общеобразовательная школа №
36 имени М.П. Одинцова
620078, г .Екатеринбург, ул. Малышева,134
Тел. (343) 374– 02– 91, тел./факс: (343) 374– 35– 08
5. УЧЕБНЫЙ (ТЕМАТИЧЕСКИЙ) ПЛАН
Кол-во Содержание материала
часов
2
Инструктаж по Т/Б. Физическая культура – важнейшее средство
воспитания и укрепления здоровья учащихся.
ОФП.
2
Техника передвижения игрока. Ведение мяча одной рукой.
Учебно-игровые задания.
2
Передача двумя руками над головой. Учебно-игровые задания.
2
Техника передач двумя руками в движении. Учебно-игровые
задания.
2
Передачи мяча в движении. Броски после ведения. Учебноигровые задания.
2
Техника передвижения при нападении. Учебная игра.
2
Повороты в движении. Учебная игра.
4
Ловля мяча, отскочившего от щита. Передачи в движении, броски с
места. Учебная игра.
2
Техника бросков в движении после ловли мяча. Штрафные броски.
Учебная игра.
Техника передач одной рукой сбоку и одной рукой в прыжке.
Учебная игра.
2
4
Техника передач на месте и в движении, бросков в прыжке с места
после ведения. Учебная игра.
4
Техника броска в прыжке с места. Штрафные броски. Учебная
игра.
4
Техника передач одной рукой сбоку и одной рукой в прыжке.
Учебная игра.
Техника передач на месте и в движении, бросков в прыжке с места
после ведения. Учебно-игровые задания.
4
2
Контрольное тестирование
4
Техника передач и бросков в движении; опека игрока без мяча.
Учебная игра.
4
Техника передачи одной рукой с поворотом и отвлекающим
Департамент образования Администрации г. Екатеринбурга
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 36
имени М.П. Одинцова
620078, г .Екатеринбург, ул. Малышева,134
Тел. (343) 374– 02– 91, тел./факс: (343) 374– 35– 08
действием на передачу.
4
Техника отвлекающих действий на передачу с последующим
проходом. Учебная игра.
4
Техника отвлекающих действий на бросок. Учебная игра.
4
Техника передач и ловли одной рукой, выбивание и вырывание.
Опека игрока. Учебная игра.
4
Техника выбивания мяча после ведения. Опека игрока. Учебная
игра.
4
Техника выбивания мяча после ведения. Опека игрока. Учебная
игра.
4
Техника передачи одной рукой с поворотом. Учебная игра.
4
Техника передач в движении в парах. Учебная игра.
4
Техника передач в тройках в движении. Учебная игра.
6
Техника передач в движении. Быстрый прорыв 2х1, 3х2. Учебная
игра.
6
Техника борьбы за мяч, отскочившего от щита. Броски в прыжке с
сопротивлением – в парах. Учебная игра.
5
Учебная игра.
2
Техника быстрого прорыва, заслона центровым игроком. Учебноигровые задания.
Содержание изучаемого курса
Перемещения
Стойка игрока (исходные положения). Перемещение в стойке приставными
шагами: правым и левым боком, лицом вперёд. Сочетание способов
перемещений (бег, остановки, повороты, прыжки вверх)
Передачи мяча
Передача сверху двумя руками вперёд-вверх (в опорном положении).
Передача сверху двумя руками в прыжке (вдоль сетки и через сетку).
Передача сверху двумя руками, стоя спиной в направлении передачи.
11
Департамент образования Администрации г. Екатеринбурга
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 36
имени М.П. Одинцова
620078, г .Екатеринбург, ул. Малышева,134
Тел. (343) 374– 02– 91, тел./факс: (343) 374– 35– 08
Передача снизу двумя руками над собой. Передача снизу двумя руками в
парах.
Подачи мяча
Нижняя прямая. Верхняя прямая. Подача в прыжке.
Нападающие (атакующие) удары
Прямой нападающий удар (по ходу). Нападающий удар с переводом вправо
(влево).
Приём мяча
Приём снизу двумя руками. Приём сверху двумя руками.
Блокирование атакующих ударов
Одиночное блокирование. Групповое блокирование (вдвоём, втроём).
Страховка при блокировании.
Тактические игры
Индивидуальные тактические действия в нападении, защите. Групповые
тактические действия в нападении, защите. Командные тактические действия
в нападении, защите. Двусторонняя учебная игра.
Подвижные игры и эстафеты
Игры и эстафеты на закрепление и совершенствование технических приёмов
и тактических действий. Игры, развивающие физические способности.
Физическая подготовка
Развитие скоростных, скоростно-силовых, координационных способностей,
выносливости, гибкости.
Судейская практика
Судейство учебной игры в баскетбол.
Формы проведения занятий и виды деятельности
Однонаправленные занятия.
Посвящены только одному из компонентов подготовки баскетболиста:
техническому, тактическому или физическому.
Комбинированные занятия.
Включают два-три компонента в различных сочетаниях: техническая и
физическая подготовка; техническая и тактическая подготовка; техническая,
физическая и тактическая подготовка.
Целостно-игровые занятия.
Построены на учебной двусторонней игре в баскетбол по упрощённым
правилам, с соблюдением основных правил.
Контрольные занятия.
12
Департамент образования Администрации г. Екатеринбурга
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 36
имени М.П. Одинцова
620078, г .Екатеринбург, ул. Малышева,134
Тел. (343) 374– 02– 91, тел./факс: (343) 374– 35– 08
6. ФОРМЫ КОНТРОЛЯ И ОЦЕНОЧНЫЕ МАТЕРИАЛЫ
№
Формы учёта знаний и умений, система контролирующих
материалов для оценки планируемых результатов освоения
ДООП «Баскетбол»
Контрольные нормативы
1 год 2 год 3 год 4 год
1
Правила соревнований
+
+
+
+
2
Передачи в парах через сетку двумя руками
сверху без потерь
Передача от стены двумя руками сверху с
расстояния 2–3 м без потерь
10
13
15
20
10
12
15
16
4
Передача от стены двумя руками снизу с
расстояния 2–3 м без потерь
10
12
15
16
5
Передачи над собой в круге без потерь
15
20
25
25
6
Подача (любая): из 6 попыток
4
5
–
–
Подача (любая): из 10 попыток
–
–
7
8
7
Подачи по зонам (1, 6, 5) на точность по 2 в
каждую
–
3
4
5
8
Передачи на точность через сетку из зоны 4 в
зону 6 после паса преподавателя: из 6 попыток
Нападающий удар из зоны 4 после паса
преподавателя: из 6 попыток
3
4
5
5
3
3
4
4
3
9
13
Департамент образования Администрации г. Екатеринбурга
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 36
имени М.П. Одинцова
620078, г .Екатеринбург, ул. Малышева,134
Тел. (343) 374– 02– 91, тел./факс: (343) 374– 35– 08
7. МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
Для характеристики количественных показателей используются
следующие обозначения:
Д – демонстрационный экземпляр;
К – полный комплект (на каждого обучающегося);
Г – комплект (для работы в группах).
№
Наименование объектов и средств материально-технического кол-во
п/п
обеспечения
1
Стандарт основного общего образования по физической
Д
культуре
2
Внеурочная деятельность учащихся. Баскетбол: пособие для
Д
учителей и методистов / Г.А. Колодницкий, B.C. Кузнецов,
М.В. Маслов. – М . : Просвещение, 2011. – 77 с . : ил. –
(Работаем по новым стандартам)
3
Дидактические материалы по основным разделам
Г
4
Научно-популярная и художественная литература по
Д
физической культуре, спорту, олимпийскому движению
5
Методические издания по физической культуре для учителей Д
6
Аудиозаписи
Д
7
Мультимедийный компьютер
Д
8
Стенка гимнастическая
Г
9
Скамейка гимнастическая жёсткая
Г
10
Мячи: футбольные, теннисные, малые мячи (мягкие),
Г
набивное
11
Палка гимнастическая
К
12
Мячи: баскетбольные, баскетбольные
К
13
Скакалка детская
К
14
Табло перекидное
Д
15
Стойки баскетбольные универсальные
Д
16
Обруч детский
Г
17
Жилетки игровые
Г
18
Сетка баскетбольная
Д
19
Аптечка
Д
20
Конус сигнальный
Г
21
Насос ручной
Д
22
Секундомер
Д
23
Площадка игровая баскетбольная
Д
14
Департамент образования Администрации г. Екатеринбурга
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 36
имени М.П. Одинцова
620078, г .Екатеринбург, ул. Малышева,134
Тел. (343) 374– 02– 91, тел./факс: (343) 374– 35– 08
8. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
1.
Белорусова В. В. Воспитание в спорте. М: ФиС,1974
2.
Буйлин Ю. Ф., Портных Ю. И. Мини-баскетбол в школе. М:
Просвешение,1976
3.
Вуден Д. Р. Современный баскетбол. М: ФиС,1987
4.
Гомельский А. Я. Тактика баскетбола. М: ФиС,1967
5.
Гомельский А. Я. Управление командой в баскетболе. М: ФиС,1976
6.
Грасис А. Специальные упражнения баскетболиста. М: ФиС,1967
7.
Кузнецов В. С., Колодницкий Т. А. Методика обучения основным
видам движений на уроках физической культуры в школе. М: Владос, 2002
8.
Коузи П., Поуэр Ф. Баскетбол, концепции и анализ (перевод с англ.) М:
ФиС,1975
9.
Кудряшов В., Мирошникова Р. Технические приемы в баскетболе.
Минск: «Беларусь»,1967
10. Лях В. И. Развивая координационные способности. //ФК в школе, 88
№12
11. Погадаев Г. И. Настольная книга учителя физической культуры. М:
ФиС,2000
12. Преображенский И. Н., Хазарянц А. А. Баскетбол в школе. М:
Просвещение, 69
13. Урок физической культуры в современной школе: Методические
рекомендации. Вып. 1. М: Советский спорт, 2002
14.
Уикс Г. Стратегия баскетбола. М: ФиС,1968
15. Яхонтов Е. Р. Индивидуальная подготовка баскетболистов. М:
ФиС,1975
16. Яхонтов Е. Р. , Кит Л. С. Индивидуальные упражнения баскетболиста.
М: ФиС,1981
17.
20. Былеева Л. В. Подвижные игры: учеб. пособие для ин-тов физич.
культуры / Л. В. Былеева, И. М. Коротков. — М., 1982
15