Департамент образования Администрации г. Екатеринбурга
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение – средняя общеобразовательная школа №36 имени М.П. Одинцова
620078, г. Екатеринбург, ул.Малышева, 134 Тел. (343) 374-02-91, тел./факс: (343) 374-35-08
e-mail: soch36@eduekb.ru
РАССМОТРЕНО
на заседании педагогического совета
Протокол от 31.08.2022 г. № 1
УТВЕРЖДАЮ
директор МБОУ-СОШ № 36
___________А.С.Бабушкина
Приказ от 31.08.2022 г. № 206-ОД
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ПО ХИМИИ
ДЛЯ 10-11 КЛАССОВ
(БАЗОВЫЙ УРОВЕНЬ)
г. Екатеринбург, 2022
Департамент образования Администрации г. Екатеринбурга
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение – средняя общеобразовательная школа №36 имени М.П. Одинцова
620078, г. Екатеринбург, ул.Малышева, 134 Тел. (343) 374-02-91, тел./факс: (343) 374-35-08
e-mail: soch36@eduekb.ru
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ХИМИЯ»
сформированность представлений о месте химии в современной научной картине мира;
понимание роли химии в формировании кругозора и функциональной грамотности человека для
решения практических задач;
2) владение
основополагающими химическими понятиями, теориями, законами и
закономерностями; уверенное пользование химической терминологией и 20 символикой;
3) владение основными методами научного познания, используемыми в химии: наблюдение,
описание, измерение, эксперимент; умение обрабатывать, объяснять результаты проведенных
опытов и делать выводы; готовность и
способность применять методы познания при решении практических задач;
4) сформированность умения давать количественные оценки и проводить расчеты по
химическим формулам и уравнениям;
5) владение правилами техники безопасности при использовании химических веществ;
6) сформированность собственной позиции по отношению к химической информации,
получаемой из разных источников.
.
В результате изучения учебного предмета «Химия» на уровне среднего общего образования:
Выпускник на базовом уровне научится:
– раскрывать на примерах роль химии в формировании современной научной картины мира и
в практической деятельности человека;
– демонстрировать на примерах взаимосвязь между химией и другими естественными
науками;
– раскрывать на примерах положения теории химического строения А.М. Бутлерова;
– понимать физический смысл Периодического закона Д.И. Менделеева и на его основе
объяснять зависимость свойств химических элементов и образованных ими веществ от
электронного строения атомов;
– объяснять причины многообразия веществ на основе общих представлений об их составе и
строении;
– применять правила систематической международной номенклатуры как средства
различения и идентификации веществ по их составу и строению;
– составлять молекулярные и структурные формулы органических веществ как носителей
информации о строении вещества, его свойствах и принадлежности к определенному классу
соединений;
– характеризовать органические вещества по составу, строению и свойствам, устанавливать
причинно-следственныесвязи между данными характеристиками вещества;
– приводить примеры химических реакций, раскрывающих характерные свойства типичных
представителей классов органических веществ с целью их идентификации и объяснения области
применения;
– прогнозировать возможность протекания химических реакций на основе знаний о типах
химической связи вмолекулах реагентов и их реакционной способности;
– использовать знания о составе, строении и химических свойствах веществ для
безопасного применения впрактической деятельности;
–
приводить
примеры
практического
использования
– проводить опыты по распознаванию органических веществ: глицерина, уксусной кислоты,
непредельных жиров,глюкозы, крахмала, белков – в составе пищевых продуктов и
косметических средств;
– владеть правилами и приемами безопасной работы с химическими веществами и
лабораторным оборудованием;
– устанавливать зависимость скорости химической реакции и смещения химического
равновесия от различных факторов с целью определения оптимальных условий протекания
химических процессов;
– приводить примеры гидролиза солей в повседневной жизни человека;
приводить примеры
окислительно-восстановительных
реакций
в
природе,
1)
2
проду
Департамент образования Администрации г. Екатеринбурга
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение – средняя общеобразовательная школа №36 имени М.П. Одинцова
620078, г. Екатеринбург, ул.Малышева, 134 Тел. (343) 374-02-91, тел./факс: (343) 374-35-08
e-mail: soch36@eduekb.ru
производственных процессах и жизнедеятельности организмов;
– приводить примеры химических реакций, раскрывающих общие химические свойства
простых веществ – металлов и неметаллов;
– проводить расчеты на нахождение молекулярной формулы углеводорода по продуктам
сгорания и по его относительной плотности и массовым долям элементов, входящих в его
состав;
– владеть правилами безопасного обращения с едкими, горючими и токсичными веществами,
средствами бытовой химии;
– осуществлять поиск химической информации по названиям, идентификаторам, структурным
формулам веществ;
– критически оценивать и интерпретировать химическую информацию, содержащуюся в
сообщениях средств массовой информации, ресурсах Интернета, научно-популярных статьях с
точки зрения естественно-научной корректности в целях выявления ошибочных суждений и
формирования собственной позиции;
– представлять пути решения глобальных проблем, стоящих перед человечеством:
экологических, энергетических, сырьевых, и роль химии в решении этих проблем.
Выпускник на базовом уровне получит возможность научиться:
– иллюстрировать на примерах становление и эволюцию органической химии как науки на
различных исторических этапах ее развития;
– использовать методы научного познания при выполнении проектов и учебно-
исследовательских задач по изучению свойств, способов получения и распознавания
органических веществ;
– объяснять природу и способы образования химической связи: ковалентной (полярной,
неполярной), ионной, металлической, водородной – с целью определения химической
активности веществ;
– устанавливать генетическую связь между классами органических веществ для обоснования
принципиальной возможности получения органических соединений заданного состава и
строения;
– устанавливать взаимосвязи между фактами и теорией, причиной и следствием при анализе
проблемных ситуаций и обосновании принимаемых решений на основе химических знаний.
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения курса
Деятельность учителя в обучении химии в средней школе должна быть направлена на
достижение обучающимися следующих личностных результатов:
1) в ценностно-ориентационной сфере — осознание российской гражданской идентичности,
патриотизма, чувства гордости за российскую химическую науку;
2) в трудовой сфере — готовность к осознанному выбору дальнейшей образовательной
траектории или трудовой деятельности;
3) в познавательной (когнитивной, интеллектуальной) сфере — умение управлять своей
познавательной деятельностью, готовность и способность к образованию, в том числе
самообразованию, на протяжении всей жизни; сознательное отношение к непрерывному
образованию как условию успешной профессиональной и общественной деятельности;
3
Департамент образования Администрации г. Екатеринбурга
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение – средняя общеобразовательная школа №36 имени М.П. Одинцова
620078, г. Екатеринбург, ул.Малышева, 134 Тел. (343) 374-02-91, тел./факс: (343) 374-35-08
e-mail: soch36@eduekb.ru
4) в сфере сбережения здоровья — принятие и реализация ценностей здорового и безопасного
образа жизни, неприятие вредных привычек (курения, употребления алкоголя и наркотиков) на
основе знаний о токсическом и наркотическом действии веществ;
Метапредметными результатами освоения выпускниками средней школы курса химии
являются:
1) использование
умений и навыков различных видов познавательной деятельности,
применение основных методов познания (системно-информационный анализ, наблюдение,
измерение, проведение эксперимента, моделирование, исследовательская деятельность) для
изучения различных сторон окружающей действительности;
2) владение основными интеллектуальными операциями (формулировка гипотез, анализ и
синтез, сравнение и систематизация, обобщение и конкретизация, выявление причинноследственных связей и поиск аналогов);
3)
познание объектов окружающего мира от общего через особенное к единичному;
4) умение выдвигать идеи и определять средства, необходимые для их реализации;
5) умение определять цели и задачи деятельности, выбирать средства реализации цели и
применять их на практике;
6) использование различных источников для получения химической информации, понимание
зависимости содержания и формы представления информации от целей коммуникации и
адресата;
7) умение продуктивно общаться и взаимодействовать в процессе совместной деятельности,
учитывать позиции других участников деятельности, эффективно разрешать конфликты;
8) готовность
и
способность
к
самостоятельной
информационно-познавательной
деятельности, включая умение ориентироваться в различных источниках информации,
критически
оценивать
и
интерпретировать
информацию,
получаемую
из
различных
источников;
9) умение использовать средства информационных и коммуникационных технологий (далее
— ИКТ) в решении когнитивных, коммуникативных и организационных задач с соблюдением
требований эргономики, техники безопасности, гигиены, ресурсосбережения, правовых и
этических норм, норм информационной безопасности;
10) владение языковыми средствами, в том числе и языком химии — умение ясно, логично и
точно излагать свою точку зрения, использовать адекватные языковые средства, в том числе и
символьные (химические знаки, формулы и уравнения).
Предметными результатами изучения химии на базовом уровне на ступени среднего общего
образования являются:
I. в познавательной сфере
1.
знание (понимание) изученных понятий, законов и теорий;
2.
умение описывать демонстрационные и самостоятельно проведѐнные эксперименты,
4
Департамент образования Администрации г. Екатеринбурга
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение – средняя общеобразовательная школа №36 имени М.П. Одинцова
620078, г. Екатеринбург, ул.Малышева, 134 Тел. (343) 374-02-91, тел./факс: (343) 374-35-08
e-mail: soch36@eduekb.ru
используя для этого естественный (русский, родной) язык и язык химии;
3.
умение классифицировать химические элементы, простые и сложные вещества, в том числе
и органическиесоединения, химические реакции по разным основаниям;
4.
умение характеризовать изученные классы неорганических и органических соединений,
химические реакции; 5.готовность проводить химический эксперимент, наблюдать за его
протеканием, фиксировать результаты
самостоятельного и демонстрируемого эксперимента и делать выводы;
6.
умение
формулировать
химические
закономерности,
прогнозировать
свойства
неизученных веществ по аналогии со свойствами изученных;
7.
поиск источников химической информации, получение необходимой информации, еѐ
анализ, изготовление химического информационного продукта и его презентация;
8.
владение обязательными справочными материалами: Периодической системой химических
элементов Д. И. Менделеева, таблицей растворимости, электрохимическим рядом напряжений
металлов, рядом электроотрицательности — для характеристики строения, состава и свойств
атомов химических элементов I—IV периодов и образованных ими простых и сложных
веществ;
9.
установление зависимости свойств и применения важнейших органических соединений от
их химического строения, в том числе и обусловленных характером этого строения
(предельным или непредельным) и наличием функциональных групп;
10.
моделирование молекул неорганических и органических веществ;
понимание химической картины мира как неотъемлемой части целостной научной картины
мира;
11.
I.
в ценностно-ориентационной сфере — анализ и оценка последствий для окружающей среды
бытовой и производственной деятельности человека, связанной с производством и
переработкой химических продуктов;
II. в трудовой сфере — проведение химического эксперимента; развитие навыков учебной,
проектно- исследовательской и творческой деятельности при выполнении индивидуального
проекта по химии;
III. в сфере здорового образа жизни — соблюдение правил безопасного обращения с
веществами, материалами; оказание первой помощи при отравлениях, ожогах и травмах,
полученных в результате нарушения правил техники безопасности при работе с веществами и
лабораторным оборудованием.
5
Департамент образования Администрации г. Екатеринбурга
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение – средняя общеобразовательная школа №36 имени М.П. Одинцова
620078, г. Екатеринбург, ул.Малышева, 134 Тел. (343) 374-02-91, тел./факс: (343) 374-35-08
e-mail: soch36@eduekb.ru
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ХИМИЯ»
Базовый уровень
Основы органической химии
Появление и развитие органической химии как науки. Предмет органической химии. Место и
значение органической химии в системе естественных наук.
Химическое строение как порядок соединения атомов в молекуле согласно их валентности.
Основные положения теории химического строения органических соединений А.М. Бутлерова.
Углеродный скелет органической молекулы. Кратность химической связи. Зависимость свойств
веществ от химического строения молекул. Изомерия и изомеры. Понятие о функциональной
группе. Принципы классификации органических соединений. Систематическая международная
номенклатура и принципы образования названий органических соединений.
Алканы. Строение молекулы метана. Гомологический ряд алканов. Гомологи. Номенклатура.
Изомерия углеродного скелета. Закономерности изменения физических свойств. Химические
свойства (на примере метана и этана): реакции замещения (галогенирование), дегидрирования
как способы получения важнейших соединений в органическом синтезе. Горение метана как
один из основных источников тепла в промышленности и быту. Нахождение в природе и
применение алканов. Понятие о циклоалканах.
Алкены. Строение молекулы этилена. Гомологический ряд алкенов. Номенклатура. Изомерия
углеродного скелета и положения кратной связи в молекуле. Химические свойства (на примере
этилена):
реакции
присоединения
(галогенирование,
гидрирование,
гидратация,
гидрогалогенирование) как способ получения
функциональных производных углеводородов, горения. Полимеризация этилена как основное
направление его использования. Полиэтилен как крупнотоннажный продукт химического
производства. Применение этилена.
Алкадиены и каучуки. Понятие об алкадиенах как углеводородах с двумя двойными связями.
Полимеризация дивинила (бутадиена-1,3) как способ получения синтетического каучука.
Натуральный и синтетический каучуки. Вулканизация каучука. Резина. Применение каучука и
резины.
Алкины. Строение молекулы ацетилена. Гомологический ряд алкинов. Номенклатура.
Изомерия углеродного скелета и положения кратной связи в молекуле. Химические свойства
(на примере ацетилена): реакции присоединения (галогенирование, гидрирование, гидратация,
гидрогалогенирование) как способ получения полимеров и других полезных продуктов.
Горение ацетилена как источник высокотемпературного пламени для сварки и резки металлов.
Применение ацетилена.
Арены. Бензол как представитель ароматических углеводородов. Строение молекулы бензола.
Химические свойства: реакции замещения (галогенирование) как способ получения химических
средств защиты растений, присоединения (гидрирование) как доказательство непредельного
характера бензола. Реакция горения. Применение бензола.
Спирты. Классификация, номенклатура, изомерия спиртов. Метанол и этанол как
представители предельных одноатомных спиртов. Химические свойства (на примере метанола
и этанола): взаимодействие с натрием как способ установления наличия гидроксогруппы,
реакция с галогеноводородами как способ получения растворителей, дегидратация как способ
получения этилена. Реакция горения: спирты как топливо. Применение метанола и этанола.
Физиологическое действие метанола и этанола на организм человека. Этиленгликоль и
глицерин как представители предельных многоатомных спиртов. Качественная реакция на
многоатомные спирты и ее применение для распознавания глицерина в составе косметических
средств. Практическое применение этиленгликоля и глицерина.
6
Департамент образования Администрации г. Екатеринбурга
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение – средняя общеобразовательная школа №36 имени М.П. Одинцова
620078, г. Екатеринбург, ул.Малышева, 134 Тел. (343) 374-02-91, тел./факс: (343) 374-35-08
e-mail: soch36@eduekb.ru
Фенол. Строение молекулы фенола. Взаимное влияние атомов в молекуле фенола. Химические
свойства: взаимодействие с натрием, гидроксидом натрия, бромом. Применение фенола.
Альдегиды. Метаналь (формальдегид) и этаналь (ацетальдегид) как представители предельных
альдегидов. Качественные реакции на карбонильную группу (реакция «серебряного зеркала»,
взаимодействие с гидроксидом меди (II) и их применение для обнаружения предельных
альдегидов в промышленных сточных водах. Токсичность альдегидов. Применение
формальдегида и ацетальдегида.
Карбоновые кислоты. Уксусная кислота как представитель предельных одноосновных
карбоновых кислот. Химические свойства (на примере уксусной кислоты): реакции с
металлами, основными оксидами, основаниями и солями как подтверждение сходства с
неорганическими кислотами. Реакция этерификации как способ получения сложных эфиров.
Применение уксусной кислоты. Представление о высших карбоновых кислотах.
Сложные эфиры и жиры. Сложные эфиры как продукты взаимодействия карбоновых кислот со
спиртами. Применение сложных эфиров в пищевой и парфюмерной промышленности. Жиры
как сложные эфиры глицерина и высших карбоновых кислот. Растительные и животные жиры,
их состав. Распознавание растительных жиров на основании их непредельного характера.
Применение жиров. Гидролиз или омыление жиров как способ промышленного получения
солей высших карбоновых кислот. Мылá как соли высших карбоновых кислот. Моющие
свойства мыла.
Углеводы. Классификация углеводов. Нахождение углеводов в природе. Глюкоза как
альдегидоспирт. Брожение глюкозы. Сахароза. Гидролиз сахарозы. Крахмал и целлюлоза как
биологические полимеры. Химические свойства крахмала и целлюлозы (гидролиз, качественная
реакция с йодом на крахмал и ее применение для обнаружения крахмала в продуктах питания).
Применение и биологическая роль углеводов. Понятие об искусственных волокнах на примере
ацетатного волокна.
Идентификация органических соединений. Генетическая связь между классами органических
соединений.
Типы химических реакций в органической химии.
Аминокислоты и белки. Состав и номенклатура. Аминокислоты как амфотерные органические
соединения. Пептидная связь. Биологическое значение α-аминокислот. Области применения
аминокислот. Белки как природные биополимеры. Состав и строение белков. Химические
свойства белков: гидролиз, денатурация. Обнаружение белков при помощи качественных
(цветных) реакций. Превращения белков пищи в организме.
Биологические функции белков.
Теоретические основы химии
Строение вещества. Современная модель строения атома. Электронная конфигурация атома.
Основное и возбужденные состояния атомов. Классификация химических элементов (s-, p-, dэлементы). Особенности строения энергетических уровней атомов d-элементов. Периодическая
система химических элементов Д.И. Менделеева. Физический смысл Периодического закона
Д.И. Менделеева. Причины и закономерности изменения свойств элементов и их соединений по
периодам и группам. Электронная природа химической связи. Электроотрицательность. Виды
химической связи (ковалентная, ионная, металлическая, водородная) и механизмы ее
образования. Кристаллические и аморфные вещества. Типы кристаллических решеток (атомная,
молекулярная, ионная, металлическая). Зависимость физических свойств вещества от типа
кристаллической решетки. Причины многообразия веществ.
Химические реакции. Гомогенные и гетерогенные реакции. Скорость реакции, ее зависимость
от различных факторов: природы реагирующих веществ, концентрации реагирующих веществ,
7
Департамент образования Администрации г. Екатеринбурга
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение – средняя общеобразовательная школа №36 имени М.П. Одинцова
620078, г. Екатеринбург, ул.Малышева, 134 Тел. (343) 374-02-91, тел./факс: (343) 374-35-08
e-mail: soch36@eduekb.ru
температуры, площади реакционной поверхности, наличия катализатора. Роль катализаторов в
природе и промышленном производстве. Обратимость реакций. Химическое равновесие и его
смещение под действием различных факторов (концентрация реагентов или продуктов реакции,
давление, температура) для создания оптимальных условий протекания химических процессов.
Дисперсные системы. Понятие о коллоидах (золи, гели). Истинные растворы. Реакции в
растворах электролитов. рH раствора как показатель кислотности среды. Гидролиз солей.
Значение гидролиза в биологических обменных процессах. Окислительно-восстановительные
реакции в природе, производственных процессах и жизнедеятельности организмов.
Окислительно-восстановительные свойства простых веществ – металлов главных и побочных
подгрупп (медь, железо) и неметаллов: водорода, кислорода, галогенов, серы, азота, фосфора,
углерода, кремния. Коррозия металлов: виды коррозии, способы защиты металлов от коррозии.
Электролиз растворов и расплавов. Применение электролиза в промышленности.
Химия и жизнь
Научные методы познания в химии. Источники химической информации. Поиск информации
по названиям, идентификаторам, структурным формулам. Моделирование химических
процессов и явлений, химический анализ и синтез как методы научного познания.
Химия и здоровье. Лекарства, ферменты, витамины, гормоны, минеральные воды. Проблемы,
связанные с применением лекарственных препаратов. Вредные привычки и факторы,
разрушающие здоровье (курение, употребление алкоголя, наркомания). Рациональное питание.
Пищевые добавки. Основы пищевой химии.
Химия в повседневной жизни. Моющие и чистящие средства. Средства борьбы с бытовыми
насекомыми: репелленты, инсектициды. Средства личной гигиены и косметики. Правила
безопасной работы с едкими, горючими и токсичными веществами, средствами бытовой химии.
Химия и сельское хозяйство. Минеральные и органические удобрения. Средства защиты
растений.
Химия и энергетика. Природные источники углеводородов. Природный и попутный нефтяной
газы, их состав и использование. Состав нефти и ее переработка. Нефтепродукты. Октановое
число бензина. Охрана окружающей среды при нефтепереработке и транспортировке
нефтепродуктов. Альтернативные источники энергии.
Химия в строительстве. Цемент. Бетон. Подбор оптимальных строительных материалов в
практической деятельности человека.
Химия и экология. Химическое загрязнение окружающей среды и его последствия. Охрана
гидросферы, почвы, атмосферы, флоры и фауны от химического загрязнения.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
10 класс
№п.
п.
1.
2.
3.
4.
5.
Название
Тема 1. Предмет
органической химии.
Теория строения
органическихсоединений А.
М. Бутлерова
Тема 2. Углеводороды и их
природныеисточники
Тема 3. Кислород- и
азотсодержащие
органические соединения
Тема 4. Органическая
химия иобщество
Тема5. Повторение и
8
Количест
во часов
3
11
14
5
1
Департамент образования Администрации г. Екатеринбурга
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение – средняя общеобразовательная школа №36 имени М.П. Одинцова
620078, г. Екатеринбург, ул.Малышева, 134 Тел. (343) 374-02-91, тел./факс: (343) 374-35-08
e-mail: soch36@eduekb.ru
обобщениекурса.
Итого
34
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
11 класс
№
п
.
п
.
1
.
2
.
3
.
4
.
5
.
Название
Количес
тво
часов
Тема 1. Строение веществ
9
Тема 2. Химические реакции
11
Тема 3. Вещества и их
свойства
Тема 4. Химия и
современноеобщество
Повторение и обобщение
курса.
9
Итого
33
3
1
Календарно-тематическое планирование 10 класс
№
Тема
Тема 1. Предмет органической химии. Теория строения
органических соединений А. М. Бутлерова
1
2
Появление и развитие органической химии как науки. Предмет
органической химии. Место и значение органической химии в
системе естественных наук
Химическое строение как порядок соединения атомов в
молекуле согласно их валентности.
Основные положения теории химического строения
органических соединений А.М. Бутлерова. Углеродный скелет
9
К
о
л
в
о
ч
а
с
о
в
3
1
1
Департамент образования Администрации г. Екатеринбурга
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение – средняя общеобразовательная школа №36 имени М.П. Одинцова
620078, г. Екатеринбург, ул.Малышева, 134 Тел. (343) 374-02-91, тел./факс: (343) 374-35-08
e-mail: soch36@eduekb.ru
3
4
5
6
7
8
9
1
0
1
1
1
2
1
3
1
4
органической молекулы. Кратность химической связи.
Зависимость свойств веществ от химического строения
молекул. Изомерия и изомеры. Понятие о функциональной
группе
Принципы классификации органических соединений.
Систематическая международная номенклатура и принципы
образования названий органических соединений
Тема 2. Углеводороды и их природные источники
Алканы. Строение молекулы метана. Гомологический ряд
алканов. Гомологи. Номенклатура. Изомерия углеродного
скелета. Закономерности изменения физических свойств
Химические свойства (на примере метана и этана): реакции
замещения (галогенирование), дегидрирования как способы
получения важнейших соединений в органическом синтезе.
Горение метана как один из основных источников тепла в
промышленности и быту
Нахождение в природе и применение алканов. Понятие о
циклоалканах
Алкены. Строение молекулы этилена. Гомологический ряд
алкенов. Номенклатура. Изомерия углеродного скелета и
положения кратной связи в молекуле
Химические свойства (на примере этилена): реакции
присоединения (галогенирование, гидрирование, гидратация,
гидрогалогенирование) как способ получения функциональных
производных углеводородов, горения. Полимеризация этилена
как основное направление его использования. Полиэтилен как
крупнотоннажный продукт химического производства.
Применение этилена
Алкадиены и каучуки. Понятие об алкадиенах как
углеводородах с двумя двойными связями.
Полимеризация дивинила (бутадиена-1,3) как способ получения
синтетического каучука
Натуральный и синтетический каучуки. Вулканизация каучука.
Резина. Применение каучука и резины
Алкины. Строение молекулы ацетилена. Гомологический ряд
алкинов. Номенклатура.
Изомерия углеродного скелета и положения кратной связи в
молекуле. Химические свойства (на примере ацетилена):
реакции присоединения (галогенирование, гидрирование,
гидратация, гидрогалогенирование) как способ получения
полимеров и других полезных продуктов.
Горение ацетилена как источник высокотемпературного
пламени для сварки и резки металлов. Применение ацетилена
Арены. Бензол как представитель ароматических
углеводородов. Строение молекулы бензола
Химические свойства: реакции замещения (галогенирование)
как способ получения химических средств защиты растений,
присоединения (гидрирование) как доказательство
непредельного характера бензола. Реакция горения. Применение
бензола
Обобщение и повторение материала по теме «Теория строения
органических соединений А.М. Бутлерова. Углеводороды»
Контрольная работа № 1по теме «Теория строения
органических соединений А.М. Бутлерова. Углеводороды»
Тема 3. Кислород- и азотсодержащие органические
соединения
1
0
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
4
Департамент образования Администрации г. Екатеринбурга
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение – средняя общеобразовательная школа №36 имени М.П. Одинцова
620078, г. Екатеринбург, ул.Малышева, 134 Тел. (343) 374-02-91, тел./факс: (343) 374-35-08
e-mail: soch36@eduekb.ru
1
5
1
6
1
7
1
8
1
9
2
0
2
1
2
2
2
3
2
4
Спирты. Классификация, номенклатура, изомерия спиртов.
Метанол и этанол какпредставители предельных одноатомных
спиртов.
Химические свойства (на примере метанола и этанола):
взаимодействие с натрием как способ
установления наличия гидроксогруппы, реакция с
галогеноводородами как способ получения растворителей,
дегидратация как способ получения этилена. Реакция горения:
спирты как топливо. Применение метанола и этанола.
Физиологическое действие метанола и этанола на организм
человека.
Этиленгликоль и глицерин как представители предельных
многоатомных спиртов.
Качественная реакция на многоатомные спирты и ее
применение для распознавания глицерина в составе
косметических средств. Практическое применение
этиленгликоля и глицерина
Фенол. Строение молекулы фенола. Взаимное влияние атомов в
молекуле фенола.
Химические свойства: взаимодействие с натрием, гидроксидом
натрия, бромом. Применение фенола
Альдегиды. Метаналь (формальдегид) и этаналь (ацетальдегид)
как представители
предельных альдегидов. Качественные реакции на
карбонильную группу (реакция
«серебряного зеркала», взаимодействие с гидроксидом меди (II)
и их применение для обнаружения предельных альдегидов в
промышленных сточных водах. Токсичность альдегидов.
Применение формальдегида и ацетальдегида
Карбоновые кислоты. Уксусная кислота как представитель
предельных одноосновных
карбоновых кислот. Химические свойства (на примере уксусной
кислоты): реакции с
металлами, основными оксидами, основаниями и солями как
подтверждение сходства с неорганическими кислотами. Реакция
этерификации как способ получения сложных эфиров.
Применение уксусной кислоты. Представление о высших
карбоновых кислотах
Сложные эфиры и жиры. Сложные эфиры как продукты
взаимодействия карбоновых кислот со спиртами. Применение
сложных эфиров в пищевой и парфюмерной промышленности
Жиры как сложные эфиры глицерина и высших карбоновых
кислот. Растительные и животные жиры, их состав.
Распознавание растительных жиров на основании их
непредельного характера. Применение жиров. Гидролиз или
омыление жиров как способ промышленного получения солей
высших карбоновых кислот. Мылá как соли высших
карбоновых кислот. Моющие свойства мыла
Углеводы. Классификация углеводов. Нахождение углеводов в
природе. Глюкоза как альдегидоспирт. Брожение глюкозы.
Сахароза. Гидролиз сахарозы. Крахмал и целлюлоза как
биологические полимеры. Химические свойства крахмала и
целлюлозы (гидролиз, качественная реакция с йодом на крахмал
и ее применение для обнаружения крахмала в продуктах
питания). Применение и биологическая роль углеводов.
Понятие об искусственных волокнах на примере ацетатного
волокна
Генетическая связь между классами органических соединений.
Типы химических реакций в органической химии.
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
Департамент образования Администрации г. Екатеринбурга
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение – средняя общеобразовательная школа №36 имени М.П. Одинцова
620078, г. Екатеринбург, ул.Малышева, 134 Тел. (343) 374-02-91, тел./факс: (343) 374-35-08
e-mail: soch36@eduekb.ru
2
5
2
6
2
7
2
8
2
9
3
0
3
1
3
2
3
3
3
4
Аминокислоты и белки. Состав и номенклатура. Аминокислоты
как амфотерные
органические соединения. Пептидная связь. Биологическое
значение α-аминокислот. Области применения аминокислот.
Белки как природные биополимеры. Состав и строение белков.
Химические свойства белков: гидролиз, денатурация.
Обнаружение белков при помощи качественных (цветных)
реакций. Превращения белков пищи в организме. Биологические
функции белков
Практическая работа № 1. Идентификация органических
соединений
Контрольная работа №2 «Кислород- и азотсодержащие
органические соединения»
Тема 4. Органическая химия и общество
Природные источники углеводородов. Природный и попутный
нефтяной газы, их состав и использование. Состав нефти и ее
переработка. Нефтепродукты. Октановое число бензина. Охрана
окружающей среды при нефтепереработке и транспортировке
нефтепродуктов. Альтернативные источники энергии.
Полимеры
1
Практическая работа № 2 «Распознавание пластмасс и волокон»
1
Лекарства, ферменты
1
Витамины, гормоны
1
Тема5. Повторение и обобщение курса
Повторение и обобщение курса
1
1
1
2
1
1
1
5
1
1
Календарно-тематическое планирование по химии 11 класс
№
п
/
Тема
К
о
л
в
о
п
1
2
3
4
5
6
7
8
9
1
0
1
1
1
2
1
3
1
4
Тема 1. Строение веществ
Современная модель строения атома
Электронная конфигурация атома. Основное и возбужденные
состояния атомов. Классификация химических элементов (s-,
p-, d-элементы).
Особенности строения энергетических уровней атомов dэлементов
Периодическая система химических элементов Д.И.
Менделеева. Физический смысл Периодического закона Д.И.
Менделеева. Причины и закономерности изменения свойств
элементов и их соединений по
периодам и группам
Электронная природа химической связи.
Электроотрицательность
Виды химической связи (ковалентная, ионная, металлическая,
водородная) и механизмы ее образования
Кристаллические и аморфные вещества. Типы
кристаллических решеток
(атомная, молекулярная, ионная, металлическая)
Зависимость физических свойств вещества от типа
кристаллической
решетки. Причины многообразия веществ
Повторение и обобщение темы «Строение вещества»
Контрольная работа № 1 по теме «Строение вещества»
Химические реакции
Гомогенные и гетерогенные реакции. Скорость реакции, ее
зависимость от различных факторов: природы реагирующих
веществ, концентрации реагирующих веществ, температуры,
площади реакционной
поверхности, наличия катализатора
Роль катализаторов в природе и промышленном
производстве.
Обратимость реакций. Химическое равновесие и его
смещение под
действием различных факторов (концентрация реагентов или
продуктов
реакции, давление, температура) для создания оптимальных
условий протекания химических процессов.
Решение задач по теме «Скорость химических реакций и
обратимость химических реакций»
Дисперсные системы. Понятие о коллоидах (золи, гели).
Истинные
1
ч
а
с
о
в
9
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
2
1
1
1
1
1
растворы
1
5
1
6
1
7
1
8
1
9
2
0
2
1
2
2
2
3
2
4
2
5
2
6
2
7
2
8
2
9
3
0
3
1
3
2
Реакции в растворах электролитов
1
рH раствора как показатель кислотности среды. Гидролиз
солей.
Значение гидролиза в биологических обменных процессах
Окислительно-восстановительные реакции в природе,
производственных процессах и жизнедеятельности
организмов
Окислительно-восстановительные реакции в природе,
производственных процессах и жизнедеятельности
организмов
Окислительно-восстановительные реакции в природе,
производственных процессах и жизнедеятельности
организмов.
Повторение и обобщение темы «Химические реакции
1
Контрольная работа № 2 по теме «Химические реакции»
1
Вещества и их свойства
Окислительно-восстановительные свойства простых веществ
– металлов
главных подгрупп
1
Окислительно-восстановительные свойства
простых веществ
– металлов
побочных подгрупп (медь, железо)
Окислительно-восстановительные свойства простых веществ неметаллов: водорода, кислорода, галогенов, серы, азота,
фосфора, углерода, кремния
Коррозия металлов: виды коррозии, способы защиты
металлов от
коррозии
Электролиз растворов и расплавов
9
1
Электролиз растворов и расплавов
1
Применение электролиза в промышленности.
1
Повторение и обобщение темы « Вещества и их свойства»
1
Контрольная работа № 3 по теме «Вещества и их свойства»
1
Химия и современное общество
Научные методы познания в химии. Источники химической
информации. Поиск информации по названиям,
идентификаторам, структурным формулам. Моделирование
химических процессов и
явлений, химический анализ и синтез как методы научного
познания. Химия в повседневной жизни. Моющие и чистящие
средства. Средства борьбы с бытовыми насекомыми:
репелленты, инсектициды. Средства личной гигиены и
косметики. Правила безопасной работы с едкими, горючими и
токсичными веществами, средствами бытовой химии
Химия и здоровье. Лекарства, ферменты, витамины, гормоны,
минеральные воды. Проблемы, связанные с применением
лекарственных препаратов. Вредные привычки и факторы,
разрушающие здоровье (курение, употребление алкоголя,
наркомания). Рациональное питание. Пищевые добавки.
Основы пищевой химии
3
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
3
3
Химия и сельское хозяйство. Минеральные и органические
удобрения.
Средства защиты растений. Химия и энергетика. Природные
источники углеводородов. Природный и попутный нефтяной
газы, их состав и использование. Состав нефти и ее
переработка. Нефтепродукты.
Октановое число бензина. Охрана окружающей среды при
нефтепереработке и транспортировке нефтепродуктов.
Альтернативные источники энергии. Химия в строительстве.
Цемент. Бетон. Подбор оптимальных строительных
материалов в практической деятельности человека. Химия и
экология. Химическое загрязнение окружающей
среды и его последствия. Охрана гидросферы, почвы,
атмосферы, флоры и фауны от химического загрязнения
1
1