РП История

Департамент образования Администрации г. Екатеринбурга
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение – средняя общеобразовательная школа №36 имени М.П. Одинцова
620078, г. Екатеринбург, ул.Малышева, 134 Тел. (343) 374-02-91, тел./факс: (343) 374-35-08
e-mail: soch36@eduekb.ru

РАССМОТРЕНО
на заседании педагогического совета
Протокол от 31.08.2022 г. № 1

УТВЕРЖДАЮ
директор МБОУ-СОШ № 36
___________А.С.Бабушкина
Приказ от 31.08.2022 г. № 206-ОД

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ПО ИСТОРИИ
ДЛЯ 10-11 КЛАССОВ
(БАЗОВЫЙ УРОВЕНЬ)

г. Екатеринбург, 2022

Департамент образования Администрации г. Екатеринбурга
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение – средняя общеобразовательная школа №36 имени М.П. Одинцова
620078, г. Екатеринбург, ул.Малышева, 134 Тел. (343) 374-02-91, тел./факс: (343) 374-35-08
e-mail: soch36@eduekb.ru

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
«ИСТОРИЯ»
В результате изучения учебного предмета «История» на уровне среднего
общего образования:
Выпускник на базовом уровне:
1. Получит представления о значимости современной исторической науки и
овладеет методами исторического познания через исследовательскую деятельность.
2. Овладеет комплексом знаний (основные даты и события всеобщей и
отечественной истории) об истории России и человечества XX – начала XXI веков,
представлениями об общем и особенном в мировом историческом процессе XX – начала
XXI вв.:
3. Научится применять полученные знания по истории России и человечества XX
– начала XXI веков:
а) определять последовательность и длительность исторических событий, явлений,
процессов;
б) характеризовать место, обстоятельства, участников, результаты важнейших
исторических событий;
в) работать с историческими документами; сравнивать различные исторические
документы, давать им общую характеристику;
г) критически анализировать информацию из различных источников;
д) использовать статистическую (информационную) таблицу, график, диаграмму
как источники информации;
е) владеть основной современной терминологией исторической науки,
предусмотренной программой;
з) оценивать роль личности в отечественной и всеобщей истории ХХ – начала XXI
века;
4. Овладеет навыками проектной деятельности и исторической реконструкции с
привлечением различных источников.
5. Научится вести диалог, участвовать в дискуссии по исторической тематике;

СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ИСТОРИЯ»
Всеобщая история.
Мир накануне Первой мировой войны. Индустриальное общество. Рабочее
движение. Профсоюзы. «Империализм». Колониальные и континентальные империи.
Мировой порядок перед Первой мировой войной. Антанта и Тройственный союз. Гонка
вооружений и милитаризация. Региональные конфликты накануне Первой мировой
войны.
Первая мировая война. Причины Первой мировой войны. Цели войны. Планы
сторон. Сараевское убийство. Нападение Австро-Венгрии на Сербию. Вступление в
войну Германии, России, Франции, Великобритании, Японии.
Революция 1917 г. и выход из войны России. 14 пунктов В. Вильсона. Последствия
Первой мировой войны.

Департамент образования Администрации г. Екатеринбурга
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение – средняя общеобразовательная школа №36 имени М.П. Одинцова
620078, г. Екатеринбург, ул.Малышева, 134 Тел. (343) 374-02-91, тел./факс: (343) 374-35-08
e-mail: soch36@eduekb.ru

Межвоенный период (1918–1939). Революционная волна после Первой мировой
войны. Образование новых национальных государств. Ноябрьская революция в Германии.
Веймарская республика. Антиколониальные выступления в Азии и Северной Африке.
Образование Коминтерна. Венгерская республика. Образование республики в Турции.
Версальско-вашингтонская система. Планы послевоенного устройства мира.
Парижская мирная конференция. Версальская система. Лига наций. Вступление СССР в
Лигу Наций. Генуэзская конференция 1922 г. Рапалльское соглашение и признание СССР.
Вашингтонская конференция. Смягчение Версальской системы. Планы Дауэса и Юнга.
Страны Запада в 1920-е гг. Реакция на «красную угрозу». Послевоенная
стабилизация. Экономический бум. Либеральные политические режимы. Рост влияния
социалистических партий. Авторитарные режимы в Европе: Б. Муссолини и идеи
фашизма. Приход фашистов к власти в Италии.
Политическое развитие стран Южной и Восточной Азии. Китай после
Синьхайской революции. Режим Чан Кайши и гражданская война с коммунистами.
«Великий поход» Красной армии Китая. Становление
политической системы
колониальной Индии. Индийский национальный конгресс и М. Ганди.
Великая депрессия. Причины и последствия Великой депрессии. Мировой
экономический кризис. Победа Ф Д. Рузвельта на выборах в США. «Новый курс» Ф.Д.
Рузвельта. Государственное регулирование экономики. Другие стратегии выхода из
мирового экономического кризиса. Тоталитарные экономики.
Нарастание агрессии. Нарастание агрессии в мире. Агрессия Японии против
Китая в 1931–1933 гг. НСДАП и А. Гитлер. Приход нацистов к власти. Подготовка
Германии к войне. Гражданская война в Испании. Победа «Народного фронта» в
Испании. Франкистский мятеж и фашистское вмешательство.
Политика
«невмешательства». Советская помощь Испании. Поражение Испанской республики.
Политика «умиротворения» агрессора. Оккупация Рейнской зоны. Аншлюс
Австрии. Судетский кризис. Мюнхенское соглашение и его последствия. Присоединение
Судетской области к Германии. Ликвидация независимости Чехословакии. Италоэфиопская война. Японо-китайская война и советско-японские конфликты. Британскофранко-советские переговоры в Москве. Советско-германский договор о ненападении и
его последствия. Раздел Восточной Европы на сферы влияния Германии и СССР. «Зимняя
война» с Финляндией.
Вторая мировая война. Причины Второй мировой войны. Стратегические планы
воюющих сторон. Блицкриг. Разгром Польши. Советско-финляндская война и ее
международные последствия. Захват Германией Дании и Норвегии. Разгром Франции и ее
союзников. Битва за Британию. Рост советско-германских противоречий.
Нападение Германии на СССР. Нападение Японии на США и его причины. ПёрлХарбор. Формирование Антигитлеровской коалиции и выработка основ стратегии
союзников. Ленд-лиз. Планы Германии в отношении СССР. План «Ост».
Коренной перелом в войне. Жизнь во время войны. Сопротивление оккупантам
Разгром Германии, Японии и их союзников. Открытие Второго фронта и
наступление союзников. Освобождение стран Европы. Ялтинская конференция. Роль
СССР в разгроме нацистской Германии и освобождении Европы. Разгром Германии и
взятие Берлина. Капитуляция Германии.

Департамент образования Администрации г. Екатеринбурга
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение – средняя общеобразовательная школа №36 имени М.П. Одинцова
620078, г. Екатеринбург, ул.Малышева, 134 Тел. (343) 374-02-91, тел./факс: (343) 374-35-08
e-mail: soch36@eduekb.ru

Наступление союзников против Японии. Атомные бомбардировки Хиросимы и
Нагасаки. Вступление СССР в войну против Японии и разгром Квантунской армии.
Капитуляция Японии. Цена Второй мировой войны для воюющих стран. Итоги войны.
Начало «холодной войны». Причины «холодной войны». План Маршалла.
Доктрина Трумэна. Установление коммунистических режимов в Восточной Европе.
Раскол Германии. Советско-югославский конфликт. Совет экономической взаимопомощи.
НАТО.
Гонка вооружений. Берлинский и Карибский кризисы. Испытания атомного и
термоядерного оружия в СССР. Нормализация советско-югославских отношений. ОВД.
Ракетно-космическое соперничество. «Доктрина Эйзенхауэра». Визит Н. Хрущева в США.
Ухудшение советско-американских отношений в 1960–1961 гг. Д. Кеннеди. Берлинский
кризис. Карибский кризис. Договор о запрещении ядерных испытаний в трех средах.
Дальний Восток в 40–70-е гг. Войны и революции. Гражданская война в Китае.
Образование КНР. Война в Корее. Национально-освободительные и коммунистические
движения в Юго-Восточной Азии. Индокитайские войны. Поражение США и их
союзников в Индокитае.
«Разрядка». Причины «разрядки». Визиты Р. Никсона в КНР и СССР. Договор
ОСВ-1 и об ограничении ПРО. Новая восточная политика ФРГ. Хельсинкский акт.
Договор ОСВ-2. Ракетный кризис в Европе. Ввод советских войск в Афганистан.
Возвращение к политике «холодной войны».
Западная Европа и Северная Америка в 50–80-е годы ХХ века. «Общество
потребления». Возникновение Европейского экономического сообщества. Германское
«экономическое чудо». Консервативная и трудовая Великобритания. «Скандинавская
модель». Проблема прав человека. Движение за гражданские права в США.
Информационная революция. Энергетический кризис. Экономические кризисы 1970-х –
начала 1980-х гг. Демократизация стран Запада. Внутренняя политика Р. Рейгана.
Достижения и кризисы социалистического мира. Волнения в ГДР в 1953 г.
Кризисы и восстания в Польше и Венгрии в 1956 г. «Пражская весна» 1968 г.
Югославская модель социализма. Разрыв отношений Албании с СССР. Строительство
социализма в Китае. Мао Цзэдун. «Культурная революция». Рыночные реформы в Китае.
Коммунистический режим в Северной Корее.
Антикоммунистические революции в Восточной Европе. Распад Варшавского
договора, СЭВ и СССР. Воссоздание независимых государств Балтии. Изменение
политической карты мира. Распад Югославии и войны на Балканах. Агрессия НАТО
против Югославии.
Латинская Америка в 1950–1990-е гг. Положение стран Латинской Америки в
середине ХХ века. Аграрные реформы и импортзамещающая индустриализация.
Революция на Кубе. Социалистические движения в Латинской Америке. «Аргентинский
парадокс».
Страны Азии и Африки в 1940–1990-е гг. Крушение колониальной системы и ее
последствия. Выбор пути развития.
Арабские страны и возникновение государства Израиль. Арабо-израильские войны.
Палестинская проблема. Модернизация в Турции и Иране. Исламская революция в Иране.
Кризис в Персидском заливе и войны в Ираке.

Департамент образования Администрации г. Екатеринбурга
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение – средняя общеобразовательная школа №36 имени М.П. Одинцова
620078, г. Екатеринбург, ул.Малышева, 134 Тел. (343) 374-02-91, тел./факс: (343) 374-35-08
e-mail: soch36@eduekb.ru

Обретение независимости странами Южной Азии. Д. Неру и его преобразования.
Конфронтация между Индией и Пакистаном, Индией и КНР. Реформы И. Ганди. Индия и
Япония в конце ХХ в
История России
10 класс
Российская империя в начале XX в.
Особенности промышленного и аграрного развития России на рубеже XIX–XX вв.
Политика модернизации «сверху». С.Ю. Витте. Государственный капитализм.
Формирование монополий. Иностранный капитал в России. Аграрный вопрос. Российское
общество в начале XX в.: социальная структура, положение основных групп населения.
Политическое развитие России в начале XX в. Император Николай II.
Консервативно-охранительная политика.
Русско-японская война 1904–1905 гг. Первая российская революция (1905–
1907 гг.): причины, характер, участники, основные события. «Кровавое воскресенье».
Возникновение Советов. Восстания в армии и на флоте. Всероссийская политическая
стачка. Вооруженное восстание в Москве. Манифест 17 октября 1905 г. Создание
Государственной Думы. Формирование либеральных и консервативных политических
партий, их программные установки и лидеры (П.Н. Милюков, А.И. Гучков,
В.И. Пуришкевич). Думская деятельность в 1906–1907 гг. Итоги и значение революции.
Правительственная программа П.А. Столыпина. Аграрная реформа: цели, основные
мероприятия, итоги и значение.
Россия в Первой мировой войне. Вступление России в войну. Боевые действия на
австро-германском и кавказском фронтах, взаимодействие с союзниками по Антанте.
Брусиловский прорыв. Массовый героизм воинов. Национальные подразделения и
женские батальоны в составе русской армии. Тяготы окопной жизни и изменения в
настроениях солдат. Политизация и начало морального разложения армии.
Милитаризация экономики. Пропаганда патриотизма и восприятие войны
обществом. Введение государством карточной системы снабжения в городе и разверстки в
деревне. Нарастание экономического кризиса и смена общественных настроений: от
патриотического подъема к усталости и отчаянию от войны.
Российская революция 1917 г. Основные этапы и хронология революции 1917 г.
Февраль – март: восстание в Петрограде и падение монархии. Реакция за рубежом.
Отклики внутри страны.
Формирование Временного правительства и программа его деятельности.
Петроградский Совет рабочих и солдатских депутатов и его декреты. Июльский кризис и
конец «двоевластия».
Выступление Корнилова против Временного правительства. 1 сентября 1917 г.:
провозглашение России республикой. 25 октября (7 ноября по новому стилю): свержение
Временного правительства и взятие власти большевиками («октябрьская революция»).
Первые революционные преобразования большевиков. Декрет о мире и
заключение Брестского мира. Отказ новой власти от финансовых обязательств Российской
империи. Национализация промышленности. «Декрет о земле» и принципы наделения
крестьян землей. Отделение церкви от государства и школы от церкви. Декларация прав
народов России и ее значение.

Департамент образования Администрации г. Екатеринбурга
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение – средняя общеобразовательная школа №36 имени М.П. Одинцова
620078, г. Екатеринбург, ул.Малышева, 134 Тел. (343) 374-02-91, тел./факс: (343) 374-35-08
e-mail: soch36@eduekb.ru

Созыв и разгон Учредительного собрания. Создание нового госаппарата. Советы
как форма власти. ВЦИК Советов. Совнарком. ВЧК по борьбе с контрреволюцией и
саботажем. Создание ВСНХ и территориальных совнархозов. Первая Конституция России
1918 г.
Гражданская война в России. Установление советской власти в центре и на
местах осенью 1917 – весной 1918 г Начало формирования основных очагов
сопротивления большевикам. Восстание чехословацкого корпуса. Причины, этапы и
основные события Гражданской войны. Военная интервенция. Идеология Белого
движения. Комуч, Директория, правительства А.В. Колчака, А.И. Деникина и П.Н.
Врангеля. Будни села: «красные» продотряды и «белые» реквизиции. Политика «военного
коммунизма». Продразверстка, принудительная трудовая повинность, сокращение роли
денежных расчетов и административное распределение товаров и услуг. Разработка плана
ГОЭЛРО. Создание регулярной Красной Армии. Террор «красный» и «белый» и его
масштабы. Убийство царской семьи. Ущемление прав Советов в пользу чрезвычайных
органов – ЧК, комбедов и ревкомов. Польско-советская война. Поражение армии
Врангеля в Крыму. Причины победы Красной Армии в Гражданской войне. Декларация
прав народов России и ее значение. Последние отголоски Гражданской войны в регионах
в конце 1921–1922 гг.
Культура периода Гражданской войны и «военного коммунизма» Создание
Государственной комиссии по просвещению и Пролеткульта. «Окна сатиры РОСТА».
Национализация театров и кинематографа. Рабфаки. Законодательное закрепление
равноправия полов. Городской быт: бесплатный транспорт, товары по карточкам,
субботник. Деятельность Трудовых армий. Проблема массовой детской беспризорности.
СССР в годы нэпа. 1921–1928 . Последствия Первой мировой и Гражданской
войн. Экономическая разруха. Голод 1921–1922 гг. и его преодоление. Реквизиция
церковного имуществ. Крестьянские восстания. Кронштадтское восстание. Отказ
большевиков от «военного коммунизма».
НЭП. Использование рыночных механизмов и товарно-денежных отношений для
улучшения экономической ситуации. Замена продразверстки продналогом. Иностранные
концессии. Стимулирование кооперации. Финансовая реформа 1922–1924 гг. Создание
Госплана и разработка годовых и пятилетних планов развития народного хозяйства.
Учреждение в СССР звания «Герой Труда».
Предпосылки и значение образования СССР. Принятие Конституции СССР 1924 г.
Административно-территориальные реформы 1920-х гг.
Установление в СССР
однопартийной политической системы. Смерть В.И. Ленина и борьба за власть. Ситуация
в партии и возрастание роли партийного аппарата. Роль И.В. Сталина в создании
номенклатуры. Ликвидация оппозиции внутри ВКП(б) к концу 1920-х гг.
Социальная политика большевиков. Положение рабочих и крестьян. Эмансипация
женщин. Молодежная политика. Становление системы здравоохранения. Охрана
материнства и детства. Борьба с беспризорностью и преступностью. Организация
детского досуга. Меры по сокращению безработицы. Положение бывших представителей
«эксплуататорских классов». Лишенцы.
Советский Союз в 1929–1941 гг. «Великий перелом». Перестройка экономики на
основе командного администрирования. Форсированная индустриализация. Создание

Департамент образования Администрации г. Екатеринбурга
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение – средняя общеобразовательная школа №36 имени М.П. Одинцова
620078, г. Екатеринбург, ул.Малышева, 134 Тел. (343) 374-02-91, тел./факс: (343) 374-35-08
e-mail: soch36@eduekb.ru

рабочих и инженерных кадров. Социалистическое соревнование. Ударники и стахановцы.
Ликвидация частной торговли и предпринимательства. Кризис снабжения и введение
карточной системы. Крупнейшие стройки первых пятилеток. Создание новых отраслей
промышленности. Превращение СССР в аграрно-индустриальную державу.
Коллективизация сельского хозяйства и ее трагические последствия.
«Раскулачивание». Сопротивление крестьян. Становление колхозного строя. Создание
МТС. Голод в СССР в 1932–1933 гг. как следствие коллективизации.
Утверждение «культа личности» Сталина. Органы госбезопасности и их роль в
поддержании диктатуры. Ужесточение цензуры. Усиление идеологического контроля
над обществом. Введение паспортной системы. Массовые политические репрессии
1937–1938 гг. НКВД. ГУЛАГ. Конституция СССР 1936 г.
Культурное пространство советского общества в 1920-1930-е гг. Борьба с
безграмотностью. Рабфаки. Развитие спорта. Освоение Арктики. Эпопея «челюскинцев».
Престижность военной профессии. Учреждение звания Герой Советского Союза (1934 г.).
Культурная революция. От обязательного начального образования – к массовой средней
школе. Социалистический реализм как художественный метод. Литература и
кинематограф 1930-х годов. Пионерия и комсомол. Военно-спортивные организации.
Великая Отечественная война 1941–1945 гг. Вторжение Германии и ее
сателлитов (союзников) на территорию СССР. План «Барбаросса». Соотношение сил
сторон на 22 июня 1941 г. Причины поражений Красной Армии на начальном этапе
войны.
Государственный комитет обороны. Начало блокады Ленинграда. Оборона
Одессы и Севастополя. Срыв плана «Барбаросса»
Наступление гитлеровских войск: Москва на осадном положении. Парад 7 ноября
на Красной площади. Переход в контрнаступление и разгром немецкой группировки под
Москвой. Наступательные операции Красной Армии зимой–весной 1942 г. Итоги
Московской битвы.
Блокада Ленинграда. Героизм и трагедия гражданского населения. Эвакуация
ленинградцев. «Дорога жизни». Прорыв блокады Ленинграда в январе 1943 г. Значение
героического сопротивления Ленинграда.
«Всё для фронта, всё для победы!». Перестройка экономики на военный лад.
Трудовой подвиг народа. Роль женщин и подростков в промышленном и
сельскохозяйственном производстве. Самоотверженный труд ученых. Помощь населения
фронту. Добровольные взносы в фонд обороны. Помощь эвакуированным.
Нацистский оккупационный режим. «Генеральный план Ост». Массовые
преступления гитлеровцев против советских граждан. Лагеря уничтожения. Холокост.
Нацистский плен. Угон советских людей в Германию. Развертывание партизанского
движения.
Коренной перелом в ходе войны (осень 1942 – 1943 г.). Сталинградская битва.
Германское наступление весной–летом 1942 г. Поражение советских войск в Крыму.
Битва за Кавказ. Оборона Сталинграда. «Дом Павлова». Итоги и значение победы Красной
Армии под Сталинградом. Битва на Курской дуге. Танковые сражения под Прохоровкой.
Переход советских войск в наступление. Итоги и значение Курской битвы.
Битва за Днепр. Освобождение Левобережной Украины и форсирование Днепра.
Освобождение Киева. Итоги наступления Красной армии летом–осенью 1943 г.

Департамент образования Администрации г. Екатеринбурга
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение – средняя общеобразовательная школа №36 имени М.П. Одинцова
620078, г. Екатеринбург, ул.Малышева, 134 Тел. (343) 374-02-91, тел./факс: (343) 374-35-08
e-mail: soch36@eduekb.ru

Культурное пространство войны. Песня «Священная война» – призыв к
сопротивлению врагу. Советские писатели, композиторы, художники, ученые в условиях
войны. Выступления фронтовых концертных бригад. Кино военных лет. Государство и
церковь в годы войны.
Проблема второго фронта. Ленд-лиз. Тегеранская конференция 1943 г.
Французский авиационный полк «Нормандия-Неман», а также польские и чехословацкие
воинские части на советско-германском фронте.
Освобождение Европы. Боевые действия в Восточной и Центральной Европе и
освободительная миссия Красной Армии. Встреча на Эльбе. Битва за Берлин и окончание
войны в Европе. Капитуляция Германии.
Окончание Второй мировой войны.
Ялтинская
конференция
1945
г.
Потсдамская конференция. Судьба послевоенной Германии. Советско-японская война
1945 г. Ядерные бомбардировки японских городов Хиросимы и Нагасаки американской
авиацией и их последствия. Создание ООН. Нюрнбергский процесс.
Итоги Великой Отечественной и Второй мировой войны.
Решающий
вклад
СССР в победу антигитлеровской коалиции над фашизмом. Людские и материальные
потери. Изменения политической карты Европы.
11 класс.
«Поздний сталинизм» (1945–1953). Влияние последствий войны на советскую
систему и общество. Послевоенные ожидания и настроения. Представления власти и
народа о послевоенном развитии страны.
Восстановление экономики. Демилитаризация экономики и переориентация на
выпуск гражданской продукции. Восстановление индустриального потенциала страны.
Сельское хозяйство и положение деревни. Репарации, их размеры и значение для
экономики. Денежная реформа и отмена карточной системы (1947 г.).
Сталин и его окружение. Ужесточение административно-командной системы.
Соперничество в верхних эшелонах власти. Усиление идеологического контроля.
Послевоенные репрессии. «Ленинградское дело». Борьба с «космополитизмом». «Дело
врачей». Дело Еврейского антифашистского комитета.
Рост влияния СССР на международной арене. Советский «атомный проект», его
успехи и его значение. Начало гонки вооружений. Первые шаги ООН. Формирование
биполярного мира. Советизация Восточной и Центральной Европы. Взаимоотношения со
странами «народной демократии». Создание СЭВ. Конфликт с Югославией. Создание
НАТО. Создание ОВД. Война в Корее.
«Оттепель»: середина 1950-х – первая половина 1960-х. Смерть Сталина и
настроения в обществе. Начало критики сталинизма. XX съезд КПСС и разоблачение
«культа личности» Сталина. Реакция на доклад Хрущева в стране и мире. Начало
реабилитации жертв массовых политических репрессий и смягчение политической
цензуры. Возвращение депортированных народов. Попытка отстранения Н.С. Хрущева от
власти в 1957 г. Утверждение единоличной власти Хрущева.
Социально-экономическое развитие. «Догнать и перегнать Америку». Попытки
решения продовольственной проблемы. Освоение целинных земель. Реформы в
промышленности. Переход от отраслевой системы управления к совнархозам. Бригады

Департамент образования Администрации г. Екатеринбурга
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение – средняя общеобразовательная школа №36 имени М.П. Одинцова
620078, г. Екатеринбург, ул.Малышева, 134 Тел. (343) 374-02-91, тел./факс: (343) 374-35-08
e-mail: soch36@eduekb.ru

коммунистического труда. Расширение прав союзных республик. ХХII Съезд КПСС и
программа построения коммунизма в СССР.
Научно-техническая революция в СССР. Перемены в научно-технической
политике. Создание ракетно-ядерного щита. Начало освоения космоса. Запуск первого
спутника Земли. Исторические полеты Ю.А. Гагарина и первой в мире женщиныкосмонавта В.В. Терешковой. Первые советские ЭВМ. Появление гражданской
реактивной авиации.
Изменения в социальной и профессиональной структуре советского общества к
началу 1960-х гг. Реформа системы образования. Пенсионная реформа. Массовое
жилищное строительство. «Хрущевки».
Культурное пространство и повседневная жизнь. Изменение общественной
атмосферы. «Шестидесятники». Литература, кинематограф, театр, живопись: новые
тенденции. Всемирный фестиваль молодежи и студентов 1957 г. Учреждение
Московского кинофестиваля. Хрущев и интеллигенция. Антирелигиозные кампании.
Гонения на церковь. Диссиденты.
Внешняя политика. Новый курс советской внешней политики: от конфронтации к
диалогу. СССР и страны Запада. Международные военно-политические кризисы, позиция
СССР и стратегия ядерного сдерживания (Суэцкий кризис 1956 г., Берлинский кризис
1961 г., Карибский кризис 1962 г.). СССР и мировая социалистическая система.
Венгерские события 1956 г. Борьба за влияние в «третьем мире».
Конец «оттепели». Нарастание негативных тенденций в обществе. Кризис доверия
власти. Новочеркасские события. Смещение Н.С. Хрущева и приход к власти
Л.И. Брежнева. Оценка Хрущева и его реформ современниками и историками.
Советское общество в середине 1960-х – начале 1980-х. Приход к власти Л.И.
Брежнева: его окружение и смена политического курса. Поиски идеологических
ориентиров. Десталинизация.
Экономические реформы 1960-х гг. Новые ориентиры аграрной политики.
«Косыгинская реформа». Конституция СССР 1977 г. Концепция «развитого социализма».
Нарастание застойных тенденций в экономике и кризис идеологии. Рост теневой
экономики. Замедление темпов развития. Новые попытки реформирования экономики.
Рост масштабов и роли ВПК. Трудности развития агропромышленного комплекса.
Отставание от Запада в производительности труда. «Лунная гонка» с США. Создание
топливно-энергетического комплекса (ТЭК).
Социальная политика и повседневная жизнь. Повседневность в городе и в деревне.
Миграция населения в крупные города и проблема «неперспективных деревень».
Популярные формы досуга населения. Уровень жизни разных социальных слоев.
Идейная и духовная жизнь советского общества. Развитие физкультуры и спорта в
СССР. Олимпийские игры 1980 г. в Москве. Литература и искусство: поиски новых путей.
Авторское кино. Авангардное искусство. Первые правозащитные выступления. А.Д.
Сахаров и А.И. Солженицын.
Внешняя политика. Между разрядкой и конфронтацией. Возрастание
международной напряженности. «Холодная война» и мировые конфликты. «Доктрина
Брежнева». «Пражская весна» и снижение международного авторитета СССР. Конфликт с
Китаем. Достижение военно-стратегического паритета с США. Политика «разрядки».

Департамент образования Администрации г. Екатеринбурга
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение – средняя общеобразовательная школа №36 имени М.П. Одинцова
620078, г. Екатеринбург, ул.Малышева, 134 Тел. (343) 374-02-91, тел./факс: (343) 374-35-08
e-mail: soch36@eduekb.ru

Сотрудничество с США в области освоения космоса. Совещание по безопасности и
сотрудничеству в Европе (СБСЕ) в Хельсинки. Ввод войск в Афганистан.
Политика «перестройки». Распад СССР (1985–1991). М.С. Горбачев и его
окружение: курс на реформы. Резкое падение мировых цен на нефть и его негативные
последствия для советской экономики. Антиалкогольная кампания 1985 г. и ее
противоречивые результаты. Чернобыльская трагедия. Законы о госпредприятии и об
индивидуальной трудовой деятельности. Принятие закона о приватизации
государственных предприятий.
Отношение к войне в Афганистане. «Новое мышление» Горбачева. Отказ от
идеологической конфронтации двух систем и провозглашение руководством СССР
приоритета общечеловеческих ценностей над классовым подходом. Изменения в
советской внешней политике. Односторонние уступки Западу. Роспуск СЭВ и ОВД.
Объединение Германии. Начало вывода советских войск из Центральной и Восточной
Европы. Завершение «холодной войны». Отношение к М.С. Горбачеву и его
внешнеполитическим инициативам внутри СССР и в мире.
Последний этап «перестройки»: 1990–1991 гг. Отмена 6-й статьи Конституции
СССР о руководящей роли КПСС. Становление многопартийности. Кризис в КПСС и
создание Коммунистической партии РСФСР. Первый съезд народных депутатов РСФСР и
его решения. Б.Н. Ельцин – единый лидер демократических сил. Противостояние союзной
(Горбачев) и российской (Ельцин) власти. Введение поста президента и избрание М.С.
Горбачева Президентом СССР. Учреждение в РСФСР Конституционного суда и
складывание системы разделения властей.
Угроза распада СССР. Провозглашение независимости Литвой, Эстонией и
Латвией. Декларация о государственном суверенитете РСФСР. Ново-Огаревский процесс
и попытки подписания нового Союзного договора. «Парад суверенитетов». Референдум о
сохранении СССР и введении поста президента РСФСР. Избрание Б.Н. Ельцина
президентом РСФСР. Превращение экономического кризиса в стране в ведущий
политический фактор.
Августовский политический кризис 1991 г. Планы ГКЧП и защитники Белого дома.
Победа Ельцина. Ослабление союзной власти и влияния Горбачева. Распад КПСС.
Ликвидация союзного правительства и центральных органов управления, включая КГБ
СССР. Оформление фактического распада СССР и создание СНГ (Беловежское и АлмаАтинское соглашения). Реакция мирового сообщества на распад СССР.
Становление новой России (1992–1999). Б.Н. Ельцин и его окружение.
Общественная поддержка курса реформ. Правительство реформаторов во главе с Е.Т.
Гайдаром. Начало радикальных экономических преобразований. Либерализация цен.
«Шоковая терапия». Ваучерная приватизация. Рост недовольства граждан первыми
результатами экономических реформ.
От сотрудничества к противостоянию исполнительной и законодательной власти в
1992–1993 гг. Нарастание политико-конституционного кризиса в условиях ухудшения
экономической ситуации. Указ Б.Н. Ельцина № 1400 и его оценка Конституционным
судом. Трагические события осени 1993 г. в Москве. Ликвидация Советов и создание

Департамент образования Администрации г. Екатеринбурга
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение – средняя общеобразовательная школа №36 имени М.П. Одинцова
620078, г. Екатеринбург, ул.Малышева, 134 Тел. (343) 374-02-91, тел./факс: (343) 374-35-08
e-mail: soch36@eduekb.ru

новой системы государственного устройства. Принятие Конституции России 1993 года и
ее значение.
Итоги радикальных преобразований 1992–1993 гг. Корректировка курса реформ и
попытки стабилизации экономики. Безработица. Свобода предпринимательской
деятельности. Ситуация в российском сельском хозяйстве и увеличение зависимости от
экспорта продовольствия. Финансовые пирамиды и залоговые аукционы. Дефолт 1998 г. и
его последствия.
Повседневная жизнь и общественные настроения россиян в условиях реформ.
Проблемы формирования гражданского общества. Свобода СМИ. Возможность выезда за
рубеж. Кризис образования и науки. Социальная поляризация общества и смена
ценностных ориентиров.
Новые приоритеты внешней политики. Мировое признание новой России
суверенным государством. Россия – правопреемник СССР на международной арене.
Значение сохранения Россией статуса ядерной державы. Взаимоотношения с США и
странами Запада. Подписание Договора СНВ-2 (1993). Присоединение России к «большой
семерке». Военно-политическое сотрудничество в рамках СНГ. Восточный вектор
российской внешней политики в 1990-е гг.
Кризис центральной власти. Президентские выборы 1996 г. «Семибанкирщина».
«Олигархический» капитализм. Правительства В.С. Черномырдина и Е.М. Примакова.
Обострение ситуации на Северном Кавказе. Вторжение террористических группировок с
территории Чечни в Дагестан. Выборы в Государственную Думу 1999 г. Добровольная
отставка Б.Н. Ельцина.
Россия в 2000-е: вызовы времени и задачи модернизации. Первое и второе
президентства В.В. Путина. Президентство Д.А. Медведева. Государственная Дума.
Восстановление единого правового пространства страны. Разграничение властных
полномочий центра и регионов.
Экономическое развитие в 2000-е годы. Финансовое положение. Рыночная экономика
и монополии. Экономический подъем 1999–2007 гг. и кризис 2008 г. Структура экономики,
роль нефтегазового сектора и задачи инновационного развития. Сельское хозяйство. Россия в
системе мировой рыночной экономики.
Новый облик российского общества после распада СССР. Социальная и
профессиональная структура. Занятость и трудовая миграция. Миграционная политика.
Основные принципы и направления государственной социальной политики.
Внешнеполитический курс В.В. Путина. Постепенное восстановление лидирующих
позиций России в международных отношениях. Современная концепция российской
внешней политики в условиях многополярного мира. Участие в международной борьбе с
терроризмом и в урегулировании локальных конфликтов. Отношения с США и
Евросоюзом. Вступление России в Совет Европы.

Департамент образования Администрации г. Екатеринбурга
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение – средняя общеобразовательная школа №36 имени М.П. Одинцова
620078, г. Екатеринбург, ул.Малышева, 134 Тел. (343) 374-02-91, тел./факс: (343) 374-35-08
e-mail: soch36@eduekb.ru

№
п/п
1
2
3
4
5

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
10 КЛАСС
Кол-во
часов
Название темы
Мир накануне и в годы Первой мировой войны.
Гражданская война в России и НЭП (1918-1929 гг.)
Межвоенный период в странах мира (1918-1930 гг.)
Советский Союз в 1929-1939 гг.
Вторая мировая война.
Резервное время
Итого:

19
14
6
11
17
1
68

Вид контроля
Контрольная работа

Контрольная работа

11 КЛАСС
№
п/п
1
2
3
4
5
6

Название темы
СССР и начало «холодной войны» 1945 – 1953гг.
«Оттепель»: середина 1950-х – первая половина
1960-х гг.
Советское общество в середине 1960-х – начале
1980-х гг.
Политика «перестройки». Распад СССР (1985–1991)
Становление новой России (1992-1999 гг.)
Россия в 2000-е: вызовы времени и задачи
модернизации.
Резервное время
Итого:

Кол-во
часов
8
10

Вид контроля
Контрольная работа

12
10
10
14
2
66

Контрольная работа

Департамент образования Администрации г. Екатеринбурга
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение – средняя общеобразовательная школа №36 имени М.П. Одинцова
620078, г. Екатеринбург, ул.Малышева, 134 Тел. (343) 374-02-91, тел./факс: (343) 374-35-08
e-mail: soch36@eduekb.ru

1
2

3

4

5

ПОУРОЧНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
История 1900 – 1945 гг.
10 класс
Мир накануне и в годы Первой мировой войны – 19 часов
Введение.
Новейшая
история:
понятие,
периодизация.
Индустриальное европейское
Индустриальное
общество.
Рабочее
общество.
движение. Профсоюзы. Гонка вооружений
и милитаризация.
Экономическое развитие России
Особенности промышленного и аграрного
на рубеже веков.
развития России на рубеже XIX–XX вв.
Политика модернизации «сверху». С.Ю.
Витте.
Государственный
капитализм.
Формирование монополий. Иностранный
капитал в России. Аграрный вопрос.
Социально-политическое развитие Российское общество в начале XX в.:
России на рубеже веков.
социальная
структура,
положение
основных групп населения.
Политическое развитие России в начале
XX в.
Император
Николай II.
Консервативно-охранительная политика.
Мировой порядок перед Первой
«Империализм».
Колониальные
и
континентальные империи. Антанта и
мировой войной.
Тройственный
союз.
Региональные
конфликты накануне Первой мировой
войны. Русско-японская война 1904–1905
гг.

6-7

Первая русская революция.

8

Аграрная реформа Столыпина.

9

Начало Первой мировой войны.

Первая российская революция (1905–1907
гг.): причины, характер, участники,
основные
события.
«Кровавое
воскресенье». Возникновение Советов.
Восстания в армии и на флоте.
Всероссийская
политическая
стачка.
Вооруженное
восстание
в
Москве.
Манифест 17 октября 1905 г. Создание
Государственной Думы. Формирование
либеральных
и
консервативных
политических партий, их программные
установки и лидеры (П.Н. Милюков, А.И.
Гучков, В.И. Пуришкевич). Думская
деятельность в 1906–1907 гг. Итоги и
значение революции.
Правительственная
программа
П.А.
Столыпина. Аграрная реформа: цели,
основные мероприятия, итоги и значение.
Причины Первой мировой войны. Цели
войны. Планы сторон.
Сараевское
убийство. Нападение Австро-Венгрии на

Департамент образования Администрации г. Екатеринбурга
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение – средняя общеобразовательная школа №36 имени М.П. Одинцова
620078, г. Екатеринбург, ул.Малышева, 134 Тел. (343) 374-02-91, тел./факс: (343) 374-35-08
e-mail: soch36@eduekb.ru

10

События на фронте.

11

Власть и общество в условиях
войны.

12

Февральская революция 1917 г.

13

Двоевластие.

14

Приход к власти большевиков.

15-16

Первые революционные
преобразования большевиков

17

Новые органы власти.

Сербию. Вступление в войну Германии,
России, Франции.
Боевые действия на австро-германском и
кавказском фронтах, взаимодействие с
союзниками по Антанте. Брусиловский
прорыв. Массовый героизм воинов.
Национальные подразделения и женские
батальоны в составе русской армии.
Тяготы окопной жизни и изменения в
настроениях солдат. Политизация и начало
морального разложения армии.
Милитаризация экономики. Пропаганда
патриотизма
и
восприятие
войны
обществом.
Введение
государством
карточной системы снабжения в городе и
разверстки
в
деревне.
Нарастание
экономического
кризиса
и
смена
общественных
настроений:
от
патриотического подъема к усталости и
отчаянию от войны.
Основные этапы и хронология революции
1917 г. Февраль – март: восстание в
Петрограде и падение монархии. Реакция
за рубежом. Отклики внутри страны.
Формирование Временного правительства
и
программа
его
деятельности.
Петроградский
Совет
рабочих
и
солдатских депутатов и его декреты.
Июльский кризис и конец «двоевластия».
Выступление
Корнилова
против
Временного правительства. 1 сентября
1917
г.:
провозглашение
России
республикой. 25 октября (7 ноября по
новому стилю): свержение Временного
правительства
и
взятие
власти
большевиками («октябрьская революция»).
Декрет о мире и заключение Брестского
мира. Отказ новой власти от финансовых
обязательств
Российской
империи.
Национализация промышленности.
«Декрет о земле» и принципы наделения
крестьян землей. Отделение церкви от
государства и школы от церкви.
Декларация прав народов России и ее
значение.
Созыв и разгон Учредительного собрания.
Создание нового госаппарата. Советы как
форма власти. ВЦИК Советов. Совнарком.
ВЧК по борьбе с контрреволюцией и
саботажем.
Создание
ВСНХ
и

Департамент образования Администрации г. Екатеринбурга
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение – средняя общеобразовательная школа №36 имени М.П. Одинцова
620078, г. Екатеринбург, ул.Малышева, 134 Тел. (343) 374-02-91, тел./факс: (343) 374-35-08
e-mail: soch36@eduekb.ru

18
19

1

2-3

4-5

6

7

8

9

территориальных совнархозов. Первая
Конституция России 1918 г.
14 пунктов В. Вильсона. Последствия
Первой мировой войны.

Окончание Первой мировой
войны.
Контрольная работа по теме:
Первая мировая война и
Революции в России 1917 года.
Гражданская война в России и НЭП (1918-1929 гг.) – 14 часов
Начало Гражданской войны.
Установление советской власти в центре и
на местах осенью 1917 – весной 1918 г
Начало формирования основных очагов
сопротивления большевикам. Восстание
чехословацкого
корпуса.
Причины
Гражданской войны.
На фронтах Гражданской войны.
Этапы и основные события Гражданской
войны. Военная интервенция. Комуч,
Директория, правительства А.В. Колчака,
А.И. Деникина и П.Н. Врангеля. Создание
регулярной Красной Армии. Польскосоветская война. Поражение армии
Врангеля в Крыму.
«Белые» и «Красные»
Будни села: «красные» продотряды и
«белые» реквизиции. Террор «красный» и
«белый» и его масштабы. Убийство
царской семьи. Ущемление прав Советов в
пользу чрезвычайных органов – ЧК,
комбедов и ревкомов.
«Военный коммунизм»
Политика
«военного
коммунизма».
Продразверстка, принудительная трудовая
повинность, сокращение роли денежных
расчетов
и
административное
распределение товаров и услуг. Разработка
плана ГОЭЛРО.
Окончание Гражданской войны в
Причины победы Красной Армии в
России.
Гражданской войне. Последние отголоски
Гражданской войны в регионах в конце
1921–1922 гг.
Культура периода Гражданской
Создание Государственной комиссии по
войны и «военного коммунизма»
просвещению и Пролеткульта. «Окна
сатиры РОСТА». Национализация театров
и
кинематографа.
Рабфаки.
Законодательное закрепление равноправия
полов. Городской быт: бесплатный
транспорт,
товары
по
карточкам,
субботник. Деятельность Трудовых армий.
Проблема
массовой
детской
беспризорности.
Переход к новой экономической
Последствия
Первой
мировой
и
политике (нэп).
Гражданской
войн.
Экономическая
разруха. Голод 1921–1922 гг. и его

Департамент образования Администрации г. Екатеринбурга
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение – средняя общеобразовательная школа №36 имени М.П. Одинцова
620078, г. Екатеринбург, ул.Малышева, 134 Тел. (343) 374-02-91, тел./факс: (343) 374-35-08
e-mail: soch36@eduekb.ru

преодоление.
Реквизиция
церковного
имуществ.
Крестьянские
восстания.
Кронштадтское
восстание.
Отказ
большевиков от «военного коммунизма».
Использование рыночных механизмов и
товарно-денежных
отношений
для
улучшения
экономической
ситуации.
Замена
продразверстки
продналогом.
Иностранные концессии. Стимулирование
кооперации. Финансовая реформа 1922–
1924 гг. Создание Госплана и разработка
годовых и пятилетних планов развития
народного хозяйства. Учреждение в СССР
звания «Герой Труда».
Предпосылки и значение образования
СССР. Принятие Конституции СССР 1924
г.
Административно-территориальные
реформы 1920-х гг. Установление в СССР
однопартийной политической системы.
Смерть В.И. Ленина и борьба за власть.
Ситуация в партии и возрастание роли
партийного аппарата. Роль И.В. Сталина в
создании
номенклатуры.
Ликвидация
оппозиции внутри ВКП(б) к концу 1920-х
Положение
рабочих
и
крестьян.
Эмансипация
женщин.
Молодежная
политика.
Становление
системы
здравоохранения. Охрана материнства и
детства. Борьба с беспризорностью и
преступностью. Организация детского
досуга.
Меры
по
сокращению
безработицы.
Положение
бывших
представителей
«эксплуататорских
классов». Лишенцы.

10

Сущность НЭПа

11

Образование СССР

12

Борьба за власть после смерти
В.И.Ленина

13

Социальная политика
большевиков.

14

Контрольная работа по теме:
Гражданская война в России и
НЭП (1918-1929 гг.)
Межвоенный период в странах мира (1918-1930 гг.) – 6 час.
Революционная волна после
Образование
новых
национальных
Первой мировой войны.
государств. Ноябрьская революция в
Германии.
Веймарская
республика.
Антиколониальные выступления в Азии и
Северной
Африке.
Образование
Коминтерна. Венгерская
республика.
Образование республики в Турции.
Версальско-вашингтонская
Планы послевоенного устройства мира.
система
Парижская
мирная
конференция.
Версальская
система.
Лига
наций.
Вступление СССР в Лигу Наций.
Генуэзская
конференция
1922
г.

1

2-3

Департамент образования Администрации г. Екатеринбурга
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение – средняя общеобразовательная школа №36 имени М.П. Одинцова
620078, г. Екатеринбург, ул.Малышева, 134 Тел. (343) 374-02-91, тел./факс: (343) 374-35-08
e-mail: soch36@eduekb.ru

4

5

6

1-2

3-4

5-6

Рапалльское соглашение и признание
СССР.
Вашингтонская
конференция.
Смягчение Версальской системы. Планы
Дауэса и Юнга.
Страны Запада в 1920-е гг.
Реакция
на
«красную
угрозу».
Послевоенная
стабилизация.
Экономический
бум.
Либеральные
политические режимы. Рост влияния
социалистических партий. Авторитарные
режимы в Европе: Б. Муссолини и идеи
фашизма. Приход фашистов к власти в
Италии.
Политическое развитие стран
Китай после Синьхайской революции.
Южной и Восточной Азии
Режим Чан Кайши и гражданская война с
коммунистами. «Великий поход» Красной
армии Китая. Становление политической
системы колониальной Индии. Индийский
национальный конгресс и М. Ганди.
Великая депрессия.
Причины
и
последствия
Великой
депрессии.
Мировой
экономический
кризис. Победа Ф Д. Рузвельта на выборах
в США. «Новый курс» Ф.Д. Рузвельта.
Государственное
регулирование
экономики. Другие стратегии выхода из
мирового
экономического
кризиса.
Тоталитарные экономики.
Советский Союз в 1929-1939 гг. – 11 часов
Советская индустриализация.
«Великий
перелом».
Перестройка
экономики
на
основе
командного
администрирования.
Форсированная
индустриализация. Создание рабочих и
инженерных кадров. Социалистическое
соревнование. Ударники и стахановцы.
Ликвидация
частной
торговли
и
предпринимательства. Кризис снабжения и
введение
карточной
системы.
Крупнейшие стройки первых пятилеток.
Создание
новых
отраслей
промышленности. Превращение СССР в
аграрно-индустриальную державу.
Коллективизация.
Коллективизация сельского хозяйства и ее
трагические
последствия.
«Раскулачивание».
Сопротивление
крестьян. Становление колхозного строя.
Создание МТС. Голод в СССР в 1932–1933
гг. как следствие коллективизации.
Культ личности.
Утверждение «культа личности» Сталина.
Органы госбезопасности и их роль в
поддержании диктатуры. Ужесточение
цензуры.
Усиление идеологического

Департамент образования Администрации г. Екатеринбурга
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение – средняя общеобразовательная школа №36 имени М.П. Одинцова
620078, г. Екатеринбург, ул.Малышева, 134 Тел. (343) 374-02-91, тел./факс: (343) 374-35-08
e-mail: soch36@eduekb.ru

7

8

9

10-11

1-2

3-4

контроля над обществом. Введение
паспортной
системы.
Массовые
политические репрессии 1937–1938 гг.
НКВД. ГУЛАГ. Конституция СССР 1936
Культурное пространство
Борьба с безграмотностью. Рабфаки.
советского общества в 1920-30 гг. Развитие спорта. Освоение Арктики.
Эпопея
«челюскинцев».
Учреждение
звания Герой Советского Союза (1934 г.).
Культурная революция. От обязательного
начального образования – к массовой
средней
школе.
Социалистический
реализм как художественный метод.
Литература и кинематограф 1930-х годов.
Пионерия и комсомол. Военно-спортивные
организации.
Нарастание агрессии в мире.
Агрессия Японии против Китая в 1931–
1933 гг. НСДАП и А. Гитлер. Приход
нацистов к власти. Подготовка Германии к
войне.
Гражданская война в Испании.
Победа «Народного фронта» в Испании.
Франкистский мятеж и фашистское
вмешательство.
Политика
«невмешательства». Советская помощь
Испании.
Поражение
Испанской
республики.
Политика «умиротворения»
Оккупация Рейнской зоны. Аншлюс
агрессора.
Австрии. Судетский кризис. Мюнхенское
соглашение
и
его
последствия.
Ликвидация независимости Чехословакии.
Итало-эфиопская война. Японо-китайская
война и советско-японские конфликты.
Британско-франко-советские переговоры в
Москве. Советско-германский договор о
ненападении и его последствия. Раздел
Восточной Европы на сферы влияния
Германии и СССР.
Вторая мировая война - 17 часов
Причины
Второй
мировой
войны.
Начало Второй мировой войны.
Стратегические планы воюющих сторон.
Блицкриг. Разгром Польши. Советскофинляндская война и ее международные
последствия. Захват Германией Дании и
Норвегии. Разгром Франции и ее
союзников. Битва за Британию. Рост
советско-германских противоречий.
Вторжение Германии и ее сателлитов
Начало Великой Отечественной
(союзников) на территорию СССР.
войны. Первый период войны
План «Барбаросса». Соотношение сил
(июнь 1941 – осень 1942).
сторон на 22 июня 1941 г. Причины
поражений Красной Армии на начальном

Департамент образования Администрации г. Екатеринбурга
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение – средняя общеобразовательная школа №36 имени М.П. Одинцова
620078, г. Екатеринбург, ул.Малышева, 134 Тел. (343) 374-02-91, тел./факс: (343) 374-35-08
e-mail: soch36@eduekb.ru

5

6

7

8

9-10

11

12

этапе войны. Государственный комитет
обороны. Начало блокады Ленинграда.
Оборона Одессы и Севастополя. Срыв
плана «Барбаросса»
Наступление гитлеровских войск: Москва
Битва за Москву.
на осадном положении. Парад 7 ноября на
Красной
площади.
Переход
в
контрнаступление и разгром немецкой
группировки
под
Москвой.
Наступательные операции Красной Армии
зимой–весной 1942 г. Итоги Московской
битвы.
Блокада Ленинграда.
Блокада Ленинграда. Героизм и трагедия
гражданского
населения.
Эвакуация
ленинградцев. «Дорога жизни». Прорыв
блокады Ленинграда в январе 1943 г.
Значение героического сопротивления
Ленинграда.
Перестройка экономики на военный лад.
«Всё для фронта, всё для
Трудовой подвиг народа. Роль женщин и
победы!».
подростков
в
промышленном
и
сельскохозяйственном
производстве.
Самоотверженный труд ученых. Помощь
населения фронту. Добровольные взносы в
фонд обороны. Помощь эвакуированным.
«Новый порядок» на
Нацистский
оккупационный
режим.
оккупированных территориях.
«Генеральный план Ост». Массовые
преступления
гитлеровцев
против
советских граждан. Лагеря уничтожения.
Холокост.
Нацистский
плен.
Угон
советских
людей
в
Германию.
Развертывание партизанского движения.
Коренной перелом в ходе войны
Коренной перелом в ходе войны (осень
(осень 1942 – 1943 г.).
1942 – 1943 г.). Сталинградская битва.
Германское наступление весной–летом
1942 г. Поражение советских войск в
Крыму. Битва за Кавказ. Оборона
Сталинграда. «Дом Павлова». Итоги и
значение победы Красной Армии под
Сталинградом. Битва на Курской дуге.
Танковые сражения под Прохоровкой.
Переход советских войск в наступление.
Итоги и значение Курской битвы.
Освобождение советской
Битва
за
Днепр.
Освобождение
территории.
Левобережной Украины и форсирование
Днепра. Освобождение Киева. Итоги
наступления Красной армии летом–осенью
1943 г.
Внешняя политика СССР в годы Проблема второго фронта. Ленд-лиз.
ВОВ.
Тегеранская
конференция
1943
г.

Департамент образования Администрации г. Екатеринбурга
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение – средняя общеобразовательная школа №36 имени М.П. Одинцова
620078, г. Екатеринбург, ул.Малышева, 134 Тел. (343) 374-02-91, тел./факс: (343) 374-35-08
e-mail: soch36@eduekb.ru

13

Советская культура в годы ВОВ.

14

Освобождение Европы.

15

Окончание Второй мировой
войны.

16

Итоги Великой Отечественной и
Второй мировой войны.

17

Контрольная работа по теме:
Вторая мировая война.
Резервное время 1 час

1

2
3-4

Французский
авиационный
полк
«Нормандия-Неман», а также польские и
чехословацкие
воинские
части
на
советско-германском фронте.
Песня «Священная война» – призыв к
сопротивлению врагу. Советские писатели,
композиторы, художники, ученые в
условиях войны. Выступления фронтовых
концертных бригад. Кино военных лет.
Государство и церковь в годы войны.
Боевые
действия
в
Восточной
и
Центральной Европе и освободительная
миссия Красной Армии. Встреча на Эльбе.
Битва за Берлин и окончание войны в
Европе. Капитуляция Германии.
Ялтинская
конференция
1945
г.
Потсдамская
конференция.
Судьба
послевоенной
Германии.
Советскояпонская война 1945 г. Ядерные
бомбардировки
японских
городов
Хиросимы и Нагасаки американской
авиацией и их последствия. Создание
ООН. Нюрнбергский процесс.
Решающий вклад СССР в победу
антигитлеровской
коалиции
над
фашизмом. Людские и материальные
потери. Изменения политической карты
Европы.

ПОУРОЧНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
История 1945 – 2012 гг.
11 класс
СССР и начало «холодной войны» 1945 – 1953гг. – 8 час.
Эйфория Победы.
Влияние последствий войны на советскую
систему и общество. Послевоенные
ожидания и настроения. Представления
власти и народа о послевоенном развитии
страны.
Начало «холодной войны».
Причины «холодной войны». План
Маршалла. Доктрина Трумэна.
СССР на международной арене.
Рост влияния СССР на международной
арене. Советский «атомный проект», его
успехи и его значение. Начало гонки
вооружений.
Первые
шаги
ООН.
Советизация Восточной и Центральной

Департамент образования Администрации г. Екатеринбурга
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение – средняя общеобразовательная школа №36 имени М.П. Одинцова
620078, г. Екатеринбург, ул.Малышева, 134 Тел. (343) 374-02-91, тел./факс: (343) 374-35-08
e-mail: soch36@eduekb.ru

5-6

7-8

1-2

Европы. Создание СЭВ.
Конфликт с
Югославией. Создание НАТО. Создание
ОВД. Война в Корее.
Восстановление экономики.
Демилитаризация
экономики
и
переориентация на выпуск гражданской
продукции.
Восстановление
индустриального
потенциала
страны.
Сельское хозяйство и положение деревни.
Репарации, их размеры и значение для
экономики. Денежная реформа и отмена
карточной системы (1947 г.).
Сталин и его окружение.
Ужесточение административно-командной
системы. Соперничество в верхних
эшелонах
власти.
Усиление
идеологического контроля. Послевоенные
репрессии. «Ленинградское дело». Борьба
с «космополитизмом». «Дело врачей».
Дело
Еврейского
антифашистского
комитета.
«Оттепель»: середина 1950-х – первая половина 1960-х – 10 час.
Борьба за власть после смерти
Смерть Сталина и настроения в обществе.
Начало критики сталинизма. XX съезд
Сталина.
КПСС и разоблачение «культа личности»
Сталина. Реакция на доклад Хрущева в
стране и мире. Начало реабилитации жертв
массовых политических репрессий и
смягчение
политической
цензуры.
Возвращение депортированных народов.
Попытка отстранения Н.С. Хрущева от
власти в 1957 г. Утверждение единоличной
власти Хрущева.

3-4

Экономическое развитие СССР в
период «оттепели».

5

Научно-техническая революция в
СССР.

6

Социальная политика советского
руководства.

«Догнать и перегнать Америку». Попытки
решения продовольственной проблемы.
Освоение целинных земель. Реформы в
промышленности. Переход от отраслевой
системы управления к совнархозам.
Бригады
коммунистического
труда.
Расширение прав союзных республик.
ХХII
Съезд
КПСС
и
программа
построения коммунизма в СССР.
Перемены в научно-технической политике.
Создание ракетно-ядерного щита. Начало
освоения
космоса.
Запуск
первого
спутника Земли. Исторические полеты
Ю.А. Гагарина и В.В. Терешковой. Первые
советские ЭВМ. Появление гражданской
реактивной авиации.
Изменения
в
социальной
и
профессиональной структуре советского

Департамент образования Администрации г. Екатеринбурга
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение – средняя общеобразовательная школа №36 имени М.П. Одинцова
620078, г. Екатеринбург, ул.Малышева, 134 Тел. (343) 374-02-91, тел./факс: (343) 374-35-08
e-mail: soch36@eduekb.ru

общества к началу 1960-х гг. Реформа
системы
образования.
Пенсионная
реформа.
Массовое
жилищное
строительство. «Хрущевки».
Новый курс советской внешней политики:
от конфронтации к диалогу. СССР и
страны Запада. Международные военнополитические кризисы, позиция СССР и
стратегия ядерного сдерживания (Суэцкий
кризис 1956 г., Берлинский кризис 1961 г.,
Карибский кризис 1962 г.). СССР и
мировая
социалистическая
система.
Венгерские события 1956 г. Борьба за
влияние в «третьем мире».
Нарастание негативных тенденций в
обществе.
Кризис
доверия
власти.
Новочеркасские события. Смещение Н.С.
Хрущева и приход к власти Л.И. Брежнева.
Оценка
Хрущева
и
его
реформ
современниками и историками.

7-8

Внешняя политика в период
«оттепели».

9

Конец «оттепели».

10

Контрольная работа по теме:
СССР 1945-1961 гг.
Советское общество в середине 1960-х – начале 1980-х – 12 час.
Приход к власти Л.И. Брежнева.
Приход к власти Л.И. Брежнева: его
окружение и смена политического курса.
Поиски
идеологических
ориентиров.
Десталинизация.
Экономическое развитие в период Экономические реформы 1960-х гг. Новые
«застоя».
ориентиры
аграрной
политики.
«Косыгинская реформа». Конституция
СССР 1977 г. Концепция «развитого
социализма».
Нарастание застойных
тенденций в экономике и кризис
идеологии. Рост теневой экономики.
Замедление темпов развития. Новые
попытки реформирования экономики. Рост
масштабов и роли ВПК. Трудности
развития агропромышленного комплекса.
Отставание
от
Запада
в
производительности
труда.
«Лунная
гонка» с США.
Создание топливноэнергетического комплекса (ТЭК).
Внешняя политика Брежнева.
Между разрядкой и конфронтацией.
Возрастание
международной
напряженности. «Холодная война» и
мировые
конфликты.
«Доктрина
Брежнева». «Пражская весна» и снижение
международного
авторитета
СССР.
Конфликт с Китаем. Достижение военностратегического
паритета
с
США.

1-2

3-4

5-6

Департамент образования Администрации г. Екатеринбурга
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение – средняя общеобразовательная школа №36 имени М.П. Одинцова
620078, г. Екатеринбург, ул.Малышева, 134 Тел. (343) 374-02-91, тел./факс: (343) 374-35-08
e-mail: soch36@eduekb.ru

7-8

9-10

11-12

1-2

3-4

Политика «разрядки». Сотрудничество с
США в области освоения космоса.
Совещание
по
безопасности
и
сотрудничеству в Европе (СБСЕ) в
Хельсинки. Ввод войск в Афганистан.
Социальная политика и
Повседневность в городе и в деревне.
повседневная жизнь.
Миграция населения в крупные города и
проблема «неперспективных деревень».
Уровень жизни разных социальных слоев.
Идейная и духовная жизнь
Развитие физкультуры и спорта в СССР.
советского общества.
Олимпийские игры 1980 г. в Москве.
Литература и искусство: поиски новых
путей. Авторское кино. Авангардное
искусство.
Первые
правозащитные
выступления. А.Д. Сахаров и А.И.
Солженицын.
Западная Европа и Северная
«Общество потребления». Возникновение
Америка в 50–80-е годы ХХ века.
Европейского экономического сообщества.
Германское
«экономическое
чудо».
Консервативная
и
трудовая
Великобритания. «Скандинавская модель».
Движение за гражданские права в США.
Информационная
революция.
Энергетический кризис. Экономические
кризисы 1970-х – начала 1980-х гг.
Внутренняя политика Р. Рейгана.
Политика «перестройки». Распад СССР (1985–1991) - 10 час.
Начало «перестройки»
М.С. Горбачев и его окружение: курс на
реформы. Резкое падение мировых цен на
нефть и его негативные последствия для
советской экономики. Антиалкогольная
кампания 1985 г. и ее противоречивые
результаты. Чернобыльская трагедия.
Законы
о
госпредприятии
и
об
индивидуальной трудовой деятельности.
Принятие
закона
о
приватизации
государственных предприятий.
«Новое мышление» Горбачева.
Отношение к войне в Афганистане. Отказ
от идеологической конфронтации двух
систем и провозглашение руководством
СССР
приоритета
общечеловеческих
ценностей над классовым подходом.
Изменения в советской внешней политике.
Односторонние уступки Западу. Роспуск
СЭВ и ОВД. Объединение Германии.
Начало вывода советских войск из
Центральной и Восточной Европы.
Завершение
«холодной
войны».
Отношение к М.С. Горбачеву и его
внешнеполитическим инициативам внутри

Департамент образования Администрации г. Екатеринбурга
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение – средняя общеобразовательная школа №36 имени М.П. Одинцова
620078, г. Екатеринбург, ул.Малышева, 134 Тел. (343) 374-02-91, тел./факс: (343) 374-35-08
e-mail: soch36@eduekb.ru

5-6

7-8

9-10

1-2

3-4

СССР и в мире.
Отмена 6-й статьи Конституции СССР о
руководящей роли КПСС. Становление
многопартийности. Кризис в КПСС и
создание
Коммунистической
партии
РСФСР.
Первый
съезд
народных
депутатов РСФСР и его решения. Б.Н.
Ельцин – единый лидер демократических
сил. Противостояние союзной (Горбачев) и
российской (Ельцин) власти. Введение
поста президента и избрание М.С.
Горбачева
Президентом
СССР.
Учреждение в РСФСР Конституционного
суда и складывание системы разделения
властей.
Угроза распада СССР.
Провозглашение независимости Литвой,
Эстонией и Латвией. Декларация о
государственном суверенитете РСФСР.
Ново-Огаревский процесс и попытки
подписания нового Союзного договора.
«Парад суверенитетов». Референдум о
сохранении СССР и введении поста
президента РСФСР. Избрание Б.Н.
Ельцина
президентом
РСФСР.
Превращение экономического кризиса в
стране в ведущий политический фактор.
Августовский политический
Планы ГКЧП и защитники Белого дома.
кризис 1991 г.
Победа Ельцина. Ослабление союзной
власти и влияния Горбачева. Распад
КПСС.
Ликвидация
союзного
правительства и центральных органов
управления,
включая
КГБ
СССР.
Оформление фактического распада СССР
и создание СНГ (Беловежское и АлмаАтинское соглашения). Реакция мирового
сообщества на распад СССР.
Становление новой России (1992-1999 гг.) – 10 час.
Начало радикальных
Б.Н.
Ельцин
и
его
окружение.
экономических преобразований.
Общественная поддержка курса реформ.
Правительство реформаторов во главе с
Е.Т. Гайдаром. Либерализация цен.
«Шоковая
терапия».
Ваучерная
приватизация. Рост недовольства граждан
первыми результатами экономических
реформ.
Итоги радикальных
Корректировка курса реформ и попытки
преобразований 1992–1993 гг.
стабилизации экономики. Безработица.
Свобода
предпринимательской
деятельности. Ситуация в российском
сельском
хозяйстве
и
увеличение
Последний этап «перестройки».

Департамент образования Администрации г. Екатеринбурга
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение – средняя общеобразовательная школа №36 имени М.П. Одинцова
620078, г. Екатеринбург, ул.Малышева, 134 Тел. (343) 374-02-91, тел./факс: (343) 374-35-08
e-mail: soch36@eduekb.ru

5

6

7-8

9

10

1

зависимости от экспорта продовольствия.
Финансовые пирамиды и залоговые
аукционы. Дефолт 1998 г. и его
последствия.
Политический кризис 1992-1993
Нарастание политико-конституционного
гг.
кризиса
в
условиях
ухудшения
экономической ситуации. Указ Б.Н.
Ельцина № 1400 и его оценка
Конституционным судом. Трагические
события осени 1993 г. в Москве.
Ликвидация Советов и создание новой
системы государственного устройства.
Принятие Конституции России 1993 года и
ее значение.
Повседневная жизнь и
Проблемы формирования гражданского
общественные настроения россиян общества. Свобода СМИ. Возможность
в условиях реформ.
выезда за рубеж. Кризис образования и
науки. Социальная поляризация общества
и смена ценностных ориентиров.
Новые приоритеты внешней
Мировое
признание
новой
России
политики.
суверенным государством. Россия –
правопреемник СССР на международной
арене. Значение сохранения Россией
статуса
ядерной
державы.
Взаимоотношения с США и странами
Запада. Подписание Договора СНВ-2
(1993). Присоединение России к «большой
семерке».
Военно-политическое
сотрудничество в рамках СНГ. Восточный
вектор российской внешней политики в
1990-е гг.
Кризис центральной власти.
Президентские
выборы
1996
г.
«Семибанкирщина».
«Олигархический»
капитализм.
Правительства
В.С.
Черномырдина
и
Е.М.
Примакова.
Обострение ситуации на Северном
Кавказе. Вторжение террористических
группировок с территории Чечни в
Дагестан. Выборы в Государственную
Думу 1999 г. Добровольная отставка Б.Н.
Ельцина.
Контрольная работа по теме:
Россия в 1985-1999 гг.
Россия в 2000-е: вызовы времени и задачи модернизации – 14 час.
В.В.Путин и его окружение.
Первое и второе президентства В.В.
Путина. Президентство Д.А. Медведева.
Государственная Дума. Восстановление
единого правового пространства страны.
Разграничение
властных
полномочий
центра и регионов.

Департамент образования Администрации г. Екатеринбурга
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение – средняя общеобразовательная школа №36 имени М.П. Одинцова
620078, г. Екатеринбург, ул.Малышева, 134 Тел. (343) 374-02-91, тел./факс: (343) 374-35-08
e-mail: soch36@eduekb.ru

2

Новый облик российского
общества после распада СССР.

3-4

Экономическое развитие России в
2000-е годы.

5-6
7-8

Развитие Уральского региона.
Внешнеполитический курс В.В.
Путина.

9-10

Страны Азии, Африки и
Латинской Америки в 1950–1990-е
гг.

11-12

Индия и Япония в конце ХХ в

13-14

Глобализация конца XX-начала
XXI века
Резерв 2 часа

Социальная и профессиональная структура.
Занятость
и
трудовая
миграция.
Миграционная
политика.
Основные
принципы и направления государственной
социальной политики.
Финансовое
положение.
Рыночная
экономика и монополии. Экономический
подъем 1999–2007 гг. и кризис 2008 г.
Структура экономики, роль нефтегазового
сектора
и
задачи
инновационного
развития. Сельское хозяйство. Россия в
системе мировой рыночной экономики.
Постепенное восстановление лидирующих
позиций
России
в
международных
отношениях. Современная концепция
российской внешней политики в условиях
многополярного
мира.
Участие
в
международной борьбе с терроризмом и в
урегулировании локальных конфликтов.
Отношения с США и Евросоюзом.
Вступление России в Совет Европы.
Аграрные реформы и импортзамещающая
индустриализация. Революция на Кубе.
Социалистические движения в Латинской
Америке. «Аргентинский парадокс».
Крушение колониальной системы и ее
последствия. Выбор пути развития.
Арабские
страны
и
возникновение
государства Израиль. Арабо-израильские
войны. Модернизация в Турции и Иране.
Обретение
независимости
странами
Южной
Азии.
Д.
Неру
и
его
преобразования. Конфронтация между
Индией и Пакистаном, Индией и КНР.
Реформы И. Ганди.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».