Департамент образования Администрации г. Екатеринбурга
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение – средняя общеобразовательная школа №36 имени М.П. Одинцова
620078, г. Екатеринбург, ул.Малышева, 134 Тел. (343) 374-02-91, тел./факс: (343) 374-35-08
e-mail: soch36@eduekb.ru
РАССМОТРЕНО
на заседании педагогического совета
Протокол от 31.08.2022 г. № 1
УТВЕРЖДАЮ
директор МБОУ-СОШ № 36
___________А.С.Бабушкина
Приказ от 31.08.2022 г. № 206-ОД
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ПО ЛИТЕРАТУРЕ
ДЛЯ 10-11 КЛАССОВ
(БАЗОВЫЙ УРОВЕНЬ)
г. Екатеринбург, 2022
Департамент образования Администрации г. Екатеринбурга
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение – средняя общеобразовательная школа №36 имени М.П. Одинцова
620078, г. Екатеринбург, ул.Малышева, 134 Тел. (343) 374-02-91, тел./факс: (343) 374-35-08
e-mail: soch36@eduekb.ru
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
«ЛИТЕРАТУРА»
Планируемые личностные результаты освоения ООП1
Личностные результаты в сфере отношений учащихся к себе, к своему здоровью, к
познанию себя:
–
ориентация учащихся на достижение личного счастья, реализацию
позитивных жизненных перспектив, инициативность, креативность, готовность и
способность к личностному самоопределению, способность ставить цели и строить
жизненные планы;
–
готовность и способность обеспечить себе и своим близким достойную жизнь
в процессе самостоятельной, творческой и ответственной деятельности;
–
готовность и способность учащихся к отстаиванию личного достоинства,
собственного мнения, готовность и способность вырабатывать собственную позицию по
отношению к общественно-политическим событиям прошлого и настоящего на основе
осознания и осмысления истории, духовных ценностей и достижений нашей страны;
–
готовность и способность учащихся к саморазвитию и самовоспитанию в
соответствии с общечеловеческими ценностями и идеалами гражданского общества,
потребность в физическом самосовершенствовании, занятиях спортивно-оздоровительной
деятельностью;
–
принятие и реализация ценностей здорового и безопасного образа жизни,
бережное, ответственное и компетентное отношение к собственному физическому и
психологическому здоровью;
–
неприятие вредных привычек: курения, употребления алкоголя, наркотиков.
Личностные результаты в сфере отношений учащихся к России как к Родине
(Отечеству):
–
российская идентичность, способность к осознанию российской идентичности
в поликультурном социуме, чувство причастности к историко-культурной общности
российского народа и судьбе России, патриотизм, готовность к служению Отечеству, его
защите;
–
уважение к своему народу, чувство ответственности перед Родиной, гордости
за свой край, свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России,
уважение к государственным символам (герб, флаг, гимн);
–
формирование уважения к русскому языку как государственному языку
Российской Федерации, являющемуся основой российской идентичности и главным
фактором национального самоопределения;
–
воспитание уважения к культуре, языкам, традициям и обычаям народов,
проживающих в Российской Федерации.
Личностные результаты в сфере отношений учащихся к закону, государству и к
гражданскому обществу:
–
гражданственность, гражданская позиция активного и ответственного члена
российского общества, осознающего свои конституционные права и обязанности,
уважающего закон и правопорядок, осознанно принимающего традиционные
национальные и общечеловеческие гуманистические и демократические ценности,
готового к участию в общественной жизни;
–
признание неотчуждаемости основных прав и свобод человека, которые
принадлежат каждому от рождения, готовность к осуществлению собственных прав и
свобод без нарушения прав и свобод других лиц, готовность отстаивать собственные
права и свободы человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам
международного права и в соответствии с Конституцией Российской Федерации, правовая
и политическая грамотность;
–
мировоззрение, соответствующее современному уровню развития науки и
общественной практики, основанное на диалоге культур, а также различных форм
общественного сознания, осознание своего места в поликультурном мире;
–
интериоризация ценностей демократии и социальной солидарности,
готовность к договорному регулированию отношений в группе или социальной
Департамент образования Администрации г. Екатеринбурга
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение – средняя общеобразовательная школа №36 имени М.П. Одинцова
620078, г. Екатеринбург, ул.Малышева, 134 Тел. (343) 374-02-91, тел./факс: (343) 374-35-08
e-mail: soch36@eduekb.ru
организации;
–
готовность учащихся к конструктивному участию в принятии решений,
затрагивающих их права и интересы, в том числе в различных формах общественной
самоорганизации, самоуправления, общественно значимой деятельности;
–
приверженность
идеям
интернационализма,
дружбы,
равенства,
взаимопомощи народов; воспитание уважительного отношения к национальному
достоинству людей, их чувствам, религиозным убеждениям;
–
готовность учащихся противостоять идеологии экстремизма, национализма,
ксенофобии; коррупции; дискриминации по социальным, религиозным, расовым,
национальным признакам и другим негативным социальным явлениям.
Личностные результаты в сфере отношений учащихся с окружающими людьми:
–
нравственное сознание и поведение на основе усвоения общечеловеческих
ценностей, толерантного сознания и поведения в поликультурном мире, готовности и
способности вести диалог с другими людьми, достигать в нем взаимопонимания, находить
общие цели и сотрудничать для их достижения;
–
принятие гуманистических ценностей, осознанное, уважительное и
доброжелательное отношение к другому человеку, его мнению, мировоззрению;
–
способность к сопереживанию и формирование позитивного отношения к
людям, в том числе к лицам с ограниченными возможностями здоровья и инвалидам;
бережное, ответственное и компетентное отношение к физическому и психологическому
здоровью других людей, умение оказывать первую помощь;
–
формирование выраженной в поведении нравственной позиции, в том числе
способности к сознательному выбору добра, нравственного сознания и поведения на
основе усвоения общечеловеческих ценностей
справедливости, милосердия и дружелюбия);
и
нравственных
чувств
(чести,
долга,
–
развитие компетенций сотрудничества со сверстниками, детьми младшего
возраста,
взрослыми
в
образовательной,
общественно
полезной,
учебноисследовательской, проектной и других видах деятельности.
Личностные результаты в сфере отношений учащихся к окружающему миру, живой
природе, художественной культуре:
–
мировоззрение, соответствующее современному уровню развития науки,
значимости науки, готовность к научно-техническому творчеству, владение достоверной
информацией о передовых достижениях и открытиях мировой и отечественной науки,
заинтересованность в научных знаниях об устройстве мира и общества;
–
готовность и способность к образованию, в том числе самообразованию, на
протяжении всей жизни; сознательное отношение к непрерывному образованию как
условию успешной профессиональной и общественной деятельности;
–
экологическая культура, бережное отношения к родной земле, природным
богатствам России и мира; понимание влияния социально-экономических процессов на
состояние природной и социальной среды, ответственность за состояние природных
ресурсов; умения и навыки разумного природопользования, нетерпимое отношение к
действиям, приносящим вред экологии; приобретение опыта эколого-направленной
деятельности;
–
эстетическое отношение к миру, готовность к эстетическому обустройству
собственного быта.
Личностные результаты в сфере отношений учащихся к семье и родителям, в том
числе подготовка к семейной жизни:
–
ответственное отношение к созданию семьи на основе осознанного принятия
ценностей семейной жизни;
–
положительный образ семьи, родительства (отцовства и материнства),
интериоризация традиционных семейных ценностей.
Личностные результаты в сфере отношения учащихся к труду, в сфере социальноэкономических отношений:
–
уважение ко всем формам собственности, готовность к защите своей
собственности,
–
осознанный выбор будущей профессии как путь и способ реализации
Департамент образования Администрации г. Екатеринбурга
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение – средняя общеобразовательная школа №36 имени М.П. Одинцова
620078, г. Екатеринбург, ул.Малышева, 134 Тел. (343) 374-02-91, тел./факс: (343) 374-35-08
e-mail: soch36@eduekb.ru
собственных жизненных планов;
–
готовность учащихся к трудовой профессиональной деятельности как к
возможности участия в решении личных, общественных, государственных,
общенациональных проблем;
–
потребность трудиться, уважение к труду и людям труда, трудовым
достижениям, добросовестное, ответственное и творческое отношение к разным видам
трудовой деятельности;
–
готовность к самообслуживанию, включая обучение и выполнение домашних
обязанностей.
Личностные результаты в сфере физического, психологического, социального и
академического благополучия учащихся:
–
физическое, эмоционально-психологическое, социальное благополучие
учащихся в жизни образовательной организации, ощущение детьми безопасности и
психологическогокомфорта, информационной безопасности.
Метапредметные результаты освоения основной образовательной программы по
литературе заключаются в:
1)
умении самостоятельно определять проблему, цели, задачи, составлять
планы, структурировать материал, осуществлять, оценивать, контролировать,
корректировать урочную и внеурочную деятельность, выдвигать гипотезу, определять
сферу своих интересов; использовать все возможные ресурсы для достижения
поставленных целей и реализации планов деятельности; выбирать успешные стратегии в
различных ситуациях;
2)
умении подбирать аргументы для подтверждения собственной позиции,
выделять причинно-следственные связи в устных и письменных высказываниях,
формулировать выводы;
3)
умении продуктивно общаться и взаимодействовать в процессе
совместной деятельности, учитывать позиции других участников деятельности,
эффективноразрешать конфликты;
4)
владение навыками познавательной, учебно-исследовательской и
проектной деятельности, навыками разрешения проблем; способность и готовность к
самостоятельному поиску методов решения практических задач, применению различных
методов познания;
5)
готовность и способность к самостоятельной информационнопознавательной деятельности, владение навыками получения необходимой информации
из словарей разных типов, умение ориентироваться в различных источниках информации,
критически оценивать и интерпретировать информацию, получаемую из различных
источников;
6)
умение использовать средства информационных и коммуникационных
технологий (далее – ИКТ) в решении когнитивных, коммуникативных и организационных
задач с соблюдением требований эргономики, техники безопасности, гигиены,
ресурсосбережения, правовых и этических норм, норм информационной безопасности;
7)
умение определять назначение и функции различных социальных
институтов;
8)
умение самостоятельно оценивать и принимать решения, определяющие
стратегию поведения, с учетом гражданских и нравственных ценностей;
9)
владение языковыми средствами: умение ясно, логично и точно излагать
свою точку зрения, использовать адекватные языковые средства;
10)
владение навыками познавательной рефлексии как осознания
совершаемых действий и мыслительных процессов, их результатов и оснований, границ
своего знания и незнания, новых познавательных задач и средств их достижения.
Планируемые метапредметные результаты освоения ООП
Метапредметные результаты освоения основной образовательной программы
представлены тремя группами универсальных учебных действий (УУД).
1.
Регулятивные универсальные учебные действия Выпускник
научится:
Департамент образования Администрации г. Екатеринбурга
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение – средняя общеобразовательная школа №36 имени М.П. Одинцова
620078, г. Екатеринбург, ул.Малышева, 134 Тел. (343) 374-02-91, тел./факс: (343) 374-35-08
e-mail: soch36@eduekb.ru
–
самостоятельно определять цели, задавать параметры и критерии, по которым
можно определить, что цель достигнута;
–
оценивать возможные последствия достижения поставленной цели в
деятельности, собственной жизни и жизни окружающих людей, основываясь на
соображениях этики и морали;
–
ставить и формулировать собственные задачи в образовательной деятельности
и жизненных ситуациях;
–
оценивать ресурсы, в том числе время и другие нематериальные ресурсы,
необходимые для достижения поставленной цели;
–
выбирать путь достижения цели, планировать решение поставленных задач,
оптимизируя материальные и нематериальные затраты;
–
организовывать эффективный поиск ресурсов, необходимых для достижения
поставленной цели;
–
сопоставлять полученный результат деятельности с поставленной заранее
целью.
2.
Познавательные универсальные учебные действия Выпускник
научится:
–
искать и находить обобщенные способы решения задач, в том числе,
осуществлять развернутый информационный поиск и ставить на его основе новые
(учебные и познавательные) задачи;
–
критически оценивать и интерпретировать информацию с разных позиций,
распознавать и фиксировать противоречия в информационных источниках;
–
использовать различные модельно-схематические средства для представления
существенных связей и отношений, а также противоречий, выявленных в
информационных источниках;
–
находить и приводить критические аргументы в отношении действий и
суждений другого; спокойно и разумно относиться к критическим замечаниям в
отношении собственного суждения, рассматривать их как ресурс собственного развития;
–
выходить за рамки учебного предмета и осуществлять целенаправленный
поисквозможностей для широкого переноса средств и способов действия;
–
выстраивать индивидуальную образовательную траекторию, учитывая
ограничениясо стороны других участников и ресурсные ограничения;
–
менять и удерживать разные позиции в познавательной деятельности.
3.
Коммуникативные универсальные учебные действия Выпускник
научится:
–
осуществлять деловую коммуникацию как со сверстниками, так и со
взрослыми (как внутри образовательной организации, так и за ее пределами), подбирать
партнеров для деловой коммуникации исходя из соображений результативности
взаимодействия, ане личных симпатий;
–
при осуществлении групповой работы быть как руководителем, так и членом
команды в разных ролях (генератор идей, критик, исполнитель, выступающий, эксперт и
т.д.);
–
координировать и выполнять работу в условиях реального, виртуального и
комбинированного взаимодействия;
–
развернуто, логично и точно излагать свою точку зрения с использованием
адекватных (устных и письменных) языковых средств;
–
распознавать конфликтогенные ситуации и предотвращать конфликты до их
активной фазы, выстраивать деловую и образовательную коммуникацию, избегая
личностных оценочных суждений.
Предметные результаты освоения основной образовательной программы по литературе.
Изучение литературы, как и других филологических дисциплин (русского и иностранного
языков), должно обеспечить:
•
сформированность представлений о роли языка в жизни человека, общества,
государства; приобщение через изучение русского языка, иностранного языка и
литературы к ценностям национальной и мировой культуры;
Департамент образования Администрации г. Екатеринбурга
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение – средняя общеобразовательная школа №36 имени М.П. Одинцова
620078, г. Екатеринбург, ул.Малышева, 134 Тел. (343) 374-02-91, тел./факс: (343) 374-35-08
e-mail: soch36@eduekb.ru
•
способность свободно общаться в различных формах и на разные темы;
•
свободное использование словарного запаса;
•
сформированность умений написания текстов по различным темам на
русском языке и по изученной проблематике на иностранном языке, в том числе
демонстрирующих творческие способности учащихся;
•
сформированность устойчивого интереса к чтению как средству познания
других культур, уважительного отношения к ним;
•
сформированность навыков различных видов анализа литературных
произведений.
Требования к предметным результатам освоения базового курса литературы должны
отражать:
1)
сформированность понятий о нормах русского литературного языка и
применениезнаний о них в речевой практике;
2)
владение навыками самоанализа и самооценки на основе наблюдений за
собственной речью;
3)
владение умением анализировать текст с точки зрения наличия в нем явной и
скрытой, основной и второстепенной информации;
4)
владение умением представлять тексты в виде тезисов, конспектов,
аннотаций, рефератов, сочинений различных жанров;
5)
знание содержания произведений русской и мировой классической
литературы, их историко-культурного и нравственно-ценностного влияния на
формирование национальной и мировой;
6)
сформированность представлений об изобразительно-выразительных
возможностях русского, родного (нерусского) языка;
7)
сформированность умений учитывать исторический, историко-культурный
контекст и контекст творчества писателя в процессе анализа художественного
произведения;
8)
способность выявлять в художественных текстах образы, темы и проблемы и
выражать свое отношение к ним в развернутых аргументированных устных и письменных
высказываниях;
9)
владение навыками анализа художественных произведений с учетом их
жанрово- родовой специфики; осознание художественной картины жизни, созданной в
литературном произведении, в единстве эмоционального личностного восприятия и
интеллектуального понимания;
10)
сформированность представлений о системе стилей языка художественной
литературы.
Планируемые предметные результаты освоения ООП
На уровне среднего общего образования в соответствии с ФГОС СОО, помимо
традиционных двух групп результатов «Выпускник научится» и «Выпускник получит
возможность научиться» появляются еще две группы результатов: результаты базового и
углубленного уровней.
Логика представления результатов четырех видов: «Выпускник научится – базовый
уровень», «Выпускник получит возможность научиться – базовый уровень», «Выпускник
научится – углубленный уровень», «Выпускник получит возможность научиться –
углубленный уровень» – определяется следующей методологией.
Как и в основном общем образовании, группа результатов «Выпускник научится»
представляет собой результаты, достижение которых обеспечивается учителем в
отношении всех учащихся, выбравших данный уровень обучения. Группа результатов
«Выпускник получит возможность научиться» обеспечивается учителем в отношении
части наиболее мотивированных и способных учащихся, выбравших данный уровень
обучения. При контроле качества образования группа заданий, ориентированных на
оценку достижения планируемых результатов из блока «Выпускник получит возможность
научиться», может включаться в материалы блока «Выпускник научится». Это позволит
предоставить возможность обучающимся продемонстрировать овладение качественно
иным уровнем достижений и выявлять динамику роста численности наиболее
подготовленных учащихся.
Департамент образования Администрации г. Екатеринбурга
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение – средняя общеобразовательная школа №36 имени М.П. Одинцова
620078, г. Екатеринбург, ул.Малышева, 134 Тел. (343) 374-02-91, тел./факс: (343) 374-35-08
e-mail: soch36@eduekb.ru
Принципиальным отличием результатов базового уровня от результатов углубленного
уровня является их целевая направленность. Результаты базового уровня ориентированы
на общую функциональную грамотность, получение компетентностей для повседневной
жизни и общего развития. Эта группа результатов предполагает:
–
понимание предмета, ключевых вопросов и основных составляющих
элементов изучаемой предметной области, что обеспечивается не за счет заучивания
определений и правил, а посредством моделирования и постановки проблемных вопросов
культуры, характерных для данной предметной области;
–
умение решать основные практические задачи, характерные для
использования методов и инструментария данной предметной области;
–
осознание рамок изучаемой предметной области, ограниченности методов и
инструментов, типичных связей с некоторыми другими областями знания.
В результате изучения учебного предмета «Литература» на уровне среднего общего
образования
Выпускник на базовом уровне научится:
–
демонстрировать знание произведений русской, родной и мировой
литературы, приводя примеры двух или более текстов, затрагивающих общие темы или
проблемы;
–
в устной и письменной форме обобщать и анализировать свой читательский
опыт, аименно:
•
обосновывать выбор художественного произведения для анализа, приводя в
качестве аргумента как тему (темы) произведения, так и его проблематику (содержащиеся
в нем смыслы и подтексты);
•
использовать для раскрытия тезисов своего высказывания указание на
фрагментыпроизведения, носящие проблемный характер и требующие анализа;
•
давать объективное изложение текста: характеризуя произведение, выделять
две (или более) основные темы или идеи произведения, показывать их развитие в ходе
сюжета, их взаимодействие и взаимовлияние, в итоге раскрывая сложность
художественного мира произведения;
•
анализировать жанрово-родовой выбор автора, раскрывать особенности
развития и связей элементов художественного мира произведения: места и времени
действия, способы изображения действия и его развития, способы введения персонажей и
средства раскрытия и/или развития их характеров;
•
определять контекстуальное значение слов и фраз, используемых в
художественном произведении (включая переносные и коннотативные значения),
оценивать их художественную выразительность с точки зрения новизны, эмоциональной
и смысловой наполненности, эстетической значимости;
•
анализировать авторский выбор определенных композиционных решений в
произведении, раскрывая, как взаиморасположение и взаимосвязь определенных частей
текста способствует формированию его общей структуры и обусловливает эстетическое
воздействие на читателя (например, выбор определенного зачина и концовки
произведения, выбор между счастливой или трагической развязкой, открытым или
закрытым финалом);
•
анализировать случаи, когда для осмысления точки зрения автора и/или
героев требуется отличать то, что прямо заявлено в тексте, от того, что в нем
подразумевается (например, ирония, сатира, сарказм, аллегория, гипербола и т.п.);
–
осуществлять следующую продуктивную деятельность:
•
давать развернутые ответы на вопросы об изучаемом на уроке произведении
или создавать небольшие рецензии на самостоятельно прочитанные произведения,
демонстрируя целостное восприятие художественного мира произведения, понимание
принадлежности произведения к литературному направлению (течению) и культурноисторической эпохе (периоду);
•
выполнять проектные работы в сфере литературы и искусства, предлагать
свои собственные обоснованные интерпретации литературных произведений.
Выпускник на базовом уровне получит возможность научиться:
Департамент образования Администрации г. Екатеринбурга
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение – средняя общеобразовательная школа №36 имени М.П. Одинцова
620078, г. Екатеринбург, ул.Малышева, 134 Тел. (343) 374-02-91, тел./факс: (343) 374-35-08
e-mail: soch36@eduekb.ru
–
давать историко-культурный комментарий к тексту произведения (в том числе
и с использованием ресурсов музея, специализированной библиотеки, исторических
документов и т. п.);
–
анализировать художественное произведение в сочетании воплощения в нем
объективных законов литературного развития и субъективных черт авторской
индивидуальности;
–
анализировать художественное произведение во взаимосвязи литературы с
другими областями гуманитарного знания (философией, историей, психологией и др.);
–
анализировать одну из интерпретаций эпического, драматического или
лирического произведения (например, кинофильм или театральную постановку; запись
художественного чтения; серию иллюстраций к произведению), оценивая, как
интерпретируется исходный текст.
Выпускник на базовом уровне получит возможность узнать:
–
о месте и значении русской литературы в мировой литературе;
–
о произведениях новейшей отечественной и мировой литературы;
–
о важнейших литературных ресурсах, в том числе в сети Интернет;
–
об историко-культурном подходе в литературоведении;
–
об историко-литературном процессе XIX и XX веков;
–
о наиболее ярких или характерных чертах литературных направлений или
течений;
–
имена ведущих писателей, значимые факты их творческой биографии,
названия ключевых произведений, имена героев, ставших «вечными образами» или
именами нарицательными в общемировой и отечественной культуре;
–
о соотношении и взаимосвязях литературы с историческим периодом, эпохой.
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ЛИТЕРАТУРА»
РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА XIX ВЕКА
А.С. Пушкин
Стихотворения: «Погасло дневное светило...», «Свободы сеятель пустынный…»,
«Подражания Корану» (IX.«И путник усталый на Бога роптал…»), «Элегия»
(«Безумных лет угасшее веселье...»),
«...Вновь я посетил...», а также три
стихотворения по выбору.Поэма «Медный
всадник».
М.Ю. Лермонтов
Стихотворения: «Молитва» («Я, Матерь Божия, ныне с молитвою...»), «Как часто,
пестрою толпоюокружен...», «Валерик», «Сон» («В полдневный жар в долине
Дагестана…»), «Выхожу один я на
дорогу...», а также три стихотворения по выбору.
Н.В. Гоголь
Одна из петербургских повестей по выбору.
А.Н. Островский
Драма «Гроза».
И.
А.
Го
нч
аро
в
Ро
ма
Департамент образования Администрации г. Екатеринбурга
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение – средняя общеобразовательная школа №36 имени М.П. Одинцова
620078, г. Екатеринбург, ул.Малышева, 134 Тел. (343) 374-02-91, тел./факс: (343) 374-35-08
e-mail: soch36@eduekb.ru
н
«О
бло
мо
в».
И.
С.
Ту
рге
нев
Роман «Отцы и дети».
Ф.И. Тютчев
Стихотворения: «Silentium!», «Не то, что мните вы, природа...», «Умом Россию не
понять…», «О,как убийственно мы любим...», «Нам не дано предугадать…», «К. Б.»
(«Я встретил вас – и все
былое...»), а также три стихотворения по выбору.
А.А. Фет
Стихотворения: «Это утро, радость эта…», «Шепот, робкое дыханье…», «Сияла
ночь. Луной былполон сад. Лежали…», «Еще майская ночь», а также три
стихотворения по выбору.
А.К. Толстой
Три произведения по выбору.
Н.А. Некрасов
Стихотворения: «В дороге», «Вчерашний день, часу в шестом…», «Мы с тобой
бестолковые
люди...», «Поэт и Гражданин», «Элегия» («Пускай нам говорит изменчивая
мода...»), «О Муза! я удвери гроба…», а также три стихотворения по выбору.
Поэма «Кому на Руси жить хорошо».
Н.С. Лесков
Одно произведение по выбору.
М.Е. Салтыков-Щедрин
«История одного города» (обзор).
Ф.М. Достоевский
Роман «Преступление и наказание».
Л.Н. Толстой
Роман-эпопея «Война и мир».
А.П. Чехов
Рассказы: «Студент», «Ионыч», а также два рассказа по
выбору.Рассказы: «Человек в футляре», «Дама с
собачкой»
Пьеса «Вишневый сад».
РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА ХХ ВЕКА
И.А. Бунин
Три стихотворения по выбору.
Рассказ «Господин из Сан-Франциско», а также два
рассказа по выбору.Рассказ «Чистый понедельник».
А.И. Куприн
Одно произведение по выбору.
М. Горький
Пьеса «На дне».
Департамент образования Администрации г. Екатеринбурга
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение – средняя общеобразовательная школа №36 имени М.П. Одинцова
620078, г. Екатеринбург, ул.Малышева, 134 Тел. (343) 374-02-91, тел./факс: (343) 374-35-08
e-mail: soch36@eduekb.ru
Одно произведение по
выбору. Поэзия конца
XIX – начала XX вв.
И.Ф.Анненский, К.Д.Бальмонт, А.Белый, В.Я.Брюсов,
М.А.Волошин, Н.С.Гумилев, Н.А.Клюев, И.Северянин, Ф.К.Сологуб,
В.В.Хлебников, В.Ф.Ходасевич.
Стихотворения не менее двух авторов по выбору.
А.А. Блок
Стихотворения: «Незнакомка», «Россия», «Ночь, улица, фонарь, аптека…», «В
ресторане», «Река раскинулась. Течет, грустит лениво…» (из цикла «На поле
Куликовом»), «На железной дороге», атакже три стихотворения по выбору.
Поэма «Двенадцать».
В.В. Маяковский
Стихотворения: «А вы могли бы?», «Послушайте!», «Скрипка и немножко нервно»,
«Лиличка!»,
«Юбилейное», «Прозаседавшиеся», а также три
стихотворения по выбору.Поэма «Облако в штанах».
С.А. Есенин
Стихотворения: «Гой ты, Русь, моя родная!..», «Не бродить, не мять в кустах
багряных…», «Мы теперь уходим понемногу…», «Письмо матери», «Спит ковыль.
Равнина дорогая…», «Шаганэ ты моя, Шаганэ…», «Не жалею, не зову, не плачу…»,
«Русь Советская», а также три стихотворения повыбору.
М.И. Цветаева
Стихотворения: «Моим стихам, написанным так рано…», «Стихи к Блоку» («Имя
твое – птица в руке…»), «Кто создан из камня, кто создан из глины…», «Тоска по
родине! Давно…», а также двастихотворения по выбору.
О.Э. Мандельштам
Стихотворения: «NotreDame», «Бессонница. Гомер. Тугие паруса…», «За
гремучую доблесть грядущих веков…», «Я вернулся в мой город, знакомый до
слез…», а также два стихотворения повыбору.
А.А. Ахматова
Стихотворения: «Песня последней встречи», «Сжала руки под темной вуалью…»,
«Мне ни к чемуодические рати…», «Мне голос был. Он звал утешно…», «Родная
земля», а также два стихотворения по выбору.
Поэма «Реквием».
Б.Л. Пастернак
Стихотворения: «Февраль. Достать чернил и плакать!..», «Определение поэзии»,
«Во всем мнехочется дойти…», «Гамлет», «Зимняя ночь», а также два
стихотворения по выбору.
Роман «Доктор Живаго» (обзор).
М.А. Булгаков
Романы: «Белая гвардия» или «Мастер и Маргарита».
А.П. Платонов
Одно произведение по выбору.
М.А. Шолохов
Роман-эпопея «Тихий Дон»
(обзорное изучение).А.Т.
Твардовский
Стихотворения: «Вся суть в одном-единственном завете…», «Памяти матери», «Я
знаю, никакоймоей вины…», а также два стихотворения по выбору.
В.Т. Шаламов
Департамент образования Администрации г. Екатеринбурга
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение – средняя общеобразовательная школа №36 имени М.П. Одинцова
620078, г. Екатеринбург, ул.Малышева, 134 Тел. (343) 374-02-91, тел./факс: (343) 374-35-08
e-mail: soch36@eduekb.ru
«Колымские рассказ» (два рассказа по выбору).
А.И. Солженицын
Повесть «Один день Ивана Денисовича».
Рассказ «Матренин двор».
Роман «Архипелаг Гулаг» (фрагменты)
Проза второй половины XX века
Ф.А.Абрамов, Ч.Т.Айтматов, В.П.Астафьев, В.И.Белов, А.Г.Битов, В.В.Быков,
В.С.Гроссман, С.Д.Довлатов, В.Л.Кондратьев, В.П.Некрасов, Е.И.Носов,
В.Г.Распутин, В.Ф.Тендряков,
Ю.В.Трифонов, В.М.Шукшин.
Произведения не менее трех авторов по выбору.
Поэзия второй половины XX века
Б.А.Ахмадулина, И.А.Бродский, А.А.Вознесенский, В.С. Высоцкий, Е.А.Евтушенко,
Ю.П.Кузнецов, Л.Н.Мартынов, Б.Ш.Окуджава, Н.М. Рубцов, Д.С.Самойлов, Б.А.
Слуцкий, В.Н.Соколов, В.А. Солоухин, А.А.Тарковский.
Стихотворения не менее трех авторов по выбору.
Драматургия второй половины ХХ века
А.Н.Арбузов, А.В.Вампилов, А.М.Володин,
В.С.Розов, М.М. Рощин.Произведение одного автора
по выбору.
Литература последнего десятилетия
Проза (одно произведение по выбору). Поэзия (одно произведение по выбору).
ЛИТЕРАТУРА НАРОДОВ РОССИИ
Г. Айги, Р. Гамзатов, М. Джалиль, М. Карим, Д. Кугультинов, К. Кулиев, Ю.
Рытхэу, Г. Тукай, К.Хетагуров, Ю. Шесталов.
Произведение одного автора по выбору.
ЗАРУБЕЖНАЯ ЛИТЕРАТУРА
Проза
О.Бальзак, Г.Бёлль, О.Генри, У. Голдинг, Э.Т.А.Гофман, В.Гюго, Ч.Диккенс, Г.
Ибсен, А. Камю, Ф.Кафка, Г.Г. Маркес, П.Мериме, М.Метерлинк, Г.Мопассан,
У.С.Моэм, Д.Оруэлл, Э.А.По, Э.М.Ремарк, Ф. Стендаль, Дж.Сэлинджер, О.Уайльд,
Г.Флобер, Э.Хемингуэй, Б. Шоу, У. Эко.
Произведения не менее трех авторов по выбору.
Поэзия
Г.Аполлинер, Д.Г. Байрон, У. Блейк, Ш. Бодлер, П.Верлен, Э. Верхарн, Г. Гейне,
А. Рембо, Р.М.Рильке, Т.С. Элиот.
Стихотворения не менее двух авторов по выбору.
ОСНОВНЫЕ
ИСТОРИКО-ЛИТЕРАТУРНЫЕ
СВЕДЕНИЯРУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА ХIX ВЕКА
Русская литература в контексте мировой культуры.
Основные темы и проблемы русской литературы XIX в. (свобода, духовнонравственные искания человека, обращение к народу в поисках нравственного
идеала, «праведничество», борьба с социальной несправедливостью и угнетением
человека). Нравственные устои и быт разных слоев русского общества (дворянство,
купечество, крестьянство). Роль женщины в семье и общественной жизни.
Национальное самоопределение русской литературы. Историко-культурные и
художественные предпосылки романтизма, своеобразие романтизма в русской
Департамент образования Администрации г. Екатеринбурга
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение – средняя общеобразовательная школа №36 имени М.П. Одинцова
620078, г. Екатеринбург, ул.Малышева, 134 Тел. (343) 374-02-91, тел./факс: (343) 374-35-08
e-mail: soch36@eduekb.ru
литературе. Формирование реализма как новой ступени познания и художественного
освоения мира и человека. Проблема человека и среды. Осмысление взаимодействия
характера и обстоятельств.
Расцвет русского романа. Аналитический характер русской прозы, ее социальная
острота и философская глубина. Проблема судьбы, веры и безверия, смысла жизни и
тайны смерти. Выявление опасности своеволия и прагматизма. Понимание свободы
как
ответственности
за
совершенный
выбор.
Идея
нравственного
самосовершенствования. Споры о путях улучшения
мира: революция или эволюция и духовное возрождение человека. Историзм в
познании закономерностей общественного развития. Развитие психологизма.
Демократизация русской литературы. Традиции и новаторство в поэзии.
Формирование национального театра. Становление литературного языка.
РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА XX ВЕКА
Традиции и новаторство в русской литературе на рубеже XIX - ХХ веков. Новые
литературные течения. Модернизм.
Трагические события эпохи (Первая мировая война, революция, гражданская война,
массовые репрессии, коллективизация) и их отражение в русской
литературе.Конфликт человека и эпохи. Развитие русской реалистической прозы, ее
темы и герои. Государственное регулирование и творческая свобода в литературе
советского времени.Художественная объективность и тенденциозность в освещении
исторических событий. Сатира в литературе.
Великая Отечественная война и ее художественное осмыслениев русской
литературе. Новое понимание русской истории. Влияние «оттепели» 60-х годов на
развитие литературы.
«Лагерная» тема в литературе. «Деревенская» проза. Обращение к народному
сознанию в поисках нравственного идеала в русской литературе. Развитие
традиционных тем русской лирики (темы любви, гражданского служения, единства
человека и природы).
ЛИТЕРАТУРА НАРОДОВ РОССИИ
Отражение в национальных литературах общих и специфических духовнонравственных и социальных проблем.
Произведения писателей – представителей народов России как источник знаний о
культуре, нравах и обычаях разных народов, населяющих многонациональную
Россию. Переводы произведений национальных писателей на русский язык.
ЗАРУБЕЖНАЯ ЛИТЕРАТУРА
Взаимодействие зарубежной, русской литературы, отражение в них «вечных»
проблем бытия. Постановка в литературе XIX-ХХ вв. острых социальнонравственных проблем, протест писателей против унижения человека, воспевание
человечности, чистоты и искренности человеческих отношений. Проблемы
самопознания и нравственного выбора в произведениях классиков зарубежной
литературы.
Основные теоретико-литературные понятия.
Художественная литература как искусство слова.
Художественный образ.
Содержание и форма.
Художественный вымысел. Фантастика.
Департамент образования Администрации г. Екатеринбурга
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение – средняя общеобразовательная школа №36 имени М.П. Одинцова
620078, г. Екатеринбург, ул.Малышева, 134 Тел. (343) 374-02-91, тел./факс: (343) 374-35-08
e-mail: soch36@eduekb.ru
Историко-литературный процесс. Литературные направления и течения:
классицизм, сентиментализм, романтизм, реализм, модернизм (символизм, акмеизм,
футуризм). Основные факты жизни и творчества выдающихся русских писателей
ХIХ–ХХ веков.
Литературные роды: эпос, лирика, драма. Жанры литературы: роман, романэпопея, повесть, рассказ, очерк, притча; поэма, баллада; лирическое стихотворение,
элегия, послание, эпиграмма, ода, сонет; комедия, трагедия, драма.
Авторская позиция. Тема. Идея. Проблематика. Сюжет. Композиция. Стадии
развития действия: экспозиция, завязка, кульминация, развязка, эпилог. Лирическое
отступление. Конфликт. Автор-повествователь. Образ автора. Персонаж. Характер.
Тип. Лирический герой. Система образов.
Деталь. Символ.
Психологизм. Народность. Историзм.
Трагическое и комическое. Сатира, юмор, ирония, сарказм. Гротеск.
Язык художественного произведения. Изобразительно-выразительные
средства в художественном произведении: сравнение, эпитет, метафора, метонимия.
Гипербола. Аллегория.
Стиль.
Проза и поэзия. Системы стихосложения. Стихотворные размеры: хорей,
ямб, дактиль, амфибрахий, анапест. Ритм. Рифма. Строфа.
Литературная критика.
Содержание
Тематическое планирование
Литература 10 класс
Количество Уроки развития
часов (всего) речи
Введение
Литература второй половины XIX века
1
0
68
13
Русская литература второй половины XIX века (обзор)
А.Н. Островский
2
6
0
3
И.А. Гончаров
И.С. Тургенев
5
7
3
3
Н.А.Некрасов
Ф.И. Тютчев
7
3
3
1
А.А. Фет
А.К. Толстой
3
3
2
2
М.Е. Салтыков-Щедрин
Н.С. Лесков
5
3
3
2
13
6
3
3
6
1
3
0
Л.Н. Толстой
Ф.М. Достоевский
А.П. Чехов
Обобщение по курсу
Всего
69
33
102
Департамент образования Администрации г. Екатеринбурга
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение – средняя общеобразовательная школа №36 имени М.П. Одинцова
620078, г. Екатеринбург, ул.Малышева, 134 Тел. (343) 374-02-91, тел./факс: (343) 374-35-08
e-mail: soch36@eduekb.ru
Содержание
Тематическое планирование
Литература 11 класс
Количество Уроки развития
часов (всего) речи
Введение
1
0
1
0
3
1
М. Горький
А.И. Куприн
6
2
1
0
Серебряный век русской поэзии
Символизм и русские поэты-символисты
1
1
0
0
Поэзия В.Я. Брюсова и К.Д. Бальмонта
Поэзия А.А. Блока
1
5
0
1
Лирика И.А. Анненского
«Преодолевшие символизм»
1
2
0
0
Лирика Н.С. Гумилёва
Поэзия А.А. Ахматовой
2
3
0
1
Лирика М.И. Цветаевой
2
1
«Короли смеха» из журнала «Сатирикон»
1
0
2
0
Поэзия В.В. Маяковского
5
1
Поэзия С.А. Есенина
Литературный процесс 30-х-начала 40-х годов
5
2
1
0
Историческая проза А.Н. Толстого
Творчество М.А. Шолохова
1
6
0
1
Творчество М.А. Булгакова
Поэзия Б.Л. Пастернака
6
2
1
1
Проза А.П. Платонова
Литература периода Великой Отечественной войны
3
2
0
0
Поэзия А.Т. Твардовского
Литературный процесс 50-80-х годов
2
5
0
0
Проза В.М. Шукшина
Поэзия Н.М. Рубцова
2
1
1
0
Проза В.П. Астафьева
Проза В.Г. Распутина
1
1
0
0
Проза А.И. Солженицына
Новейшая русская проза и поэзия
2
4
0
0
Поэзия И.А.Бродского
1
0
Реалистические традиции и модернистские искания в
литературе начала XX века
И.А. Бунин
Октябрьская революция и литературный процесс 20-хгодов
Департамент образования Администрации г. Екатеринбурга
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение – средняя общеобразовательная школа №36 имени М.П. Одинцова
620078, г. Екатеринбург, ул.Малышева, 134 Тел. (343) 374-02-91, тел./факс: (343) 374-35-08
e-mail: soch36@eduekb.ru
Современная литературная ситуация: реальность и
перспективы (урок-обобщение)
1
Всего
88
0
11
99
Поурочное планирование
Литература10 класс
№ п/п
Название темы
Кол-во
часов
1
Введение. «Прекрасное начало...» (К истории русской литературы XIX
века)
1
2
Литература и журналистика 1860-1880-х годов. От литературных
мечтаний к литературной борьбе. Демократические тенденции в
развитии русской культуры. Развитие реалистических традиций
1
3
Литература и журналистика 1860-1880-х годов. От литературных
мечтаний к литературной борьбе. Демократические тенденции в
развитии русской культуры. Развитие реалистических традиций
1
4
5
А.Н. Островский. «Драматург на все времена»
1
1
6
1
7
Своеобразие конфликта драмы «Гроза». Изображение «затерянного
мира»: город Калинов и его обитатели. Роль второстепенных и
внесценических персонажей
Катерина и кабаниха как два нравственных полюса народной жизни
8
Трагедия совести и её разрешение в пьесе
1
9
Многозначность названия пьесы, символика деталей и специфика
жанра. «Гроза» в русской критике
1
10
11
Сочинение по творчеству А.Н. Островского
Сочинение по творчеству А.Н. Островского
1
1
12
13
Анализ ошибок, допущенных в творческой работе
1
1
14
Быт и бытие Ильи Ильича Обломова. Внутренняя противоречивость
натуры героя, соотнесённость его с другими персонажами
1
15
Обломов и Штольц. Что перешивает в авторском взгляде на историю:
правда Штольца или правда Обломова?
1
16
Любовная история как этап внутреннего самоопределения героя.
Обломов и Ольга Ильинская. Обломов и его воплотившийся идеал:
Агафья Пшеницына
1
17
Образ Захара и его роль в характеристике «обломовщины». Роман в
русской критике
1
18
19
Сочинение по творчеству И.А. Гончарова
Сочинение по творчеству И.А. Гончарова
1
1
20
Анализ ошибок, допущенных в творческой работе
1
Быт и нравы замоскворецкого купечества в пьесе «Свои люди –
сочтёмся». Конфликт между властными и подневольными как основа
социально-психологической проблематики пьесы
Знакомство с биографией И.А. Гончарова. История создания романа
«Обломов»
1
Департамент образования Администрации г. Екатеринбурга
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение – средняя общеобразовательная школа №36 имени М.П. Одинцова
620078, г. Екатеринбург, ул.Малышева, 134 Тел. (343) 374-02-91, тел./факс: (343) 374-35-08
e-mail: soch36@eduekb.ru
21
И.С. Тургенев. Основные факты жизни и творчества. Отражение
различных начал русской жизни в «Записках охотника». Внутренняя
красота и духовная мощь русского человека как центральная тема
рассказов (2-3 рассказа по выбору)
1
22
Отражение в романе «Отцы и дети» проблематики эпохи.
Противостояние двух поколений русской интеллигенции как «главный»
нерв повествования
1
23
Нигилизм Базарова, его социальные и нравственно-философские
истоки. Споры Базарова и Павла Кирсанова
1
24
Базаров и его мнимые последователи. Неизбежность расставанияБазарова
и Аркадия Кирсанова
1
25
26
Любовная линия и её место в общей проблематике романа
1
1
27
Стихотворения в прозе. Отражение русского национального
самосознания в тематике и образах стихотворений. (3-4 стихотворения
по выбору)
1
28
29
Сочинение по творчеству И.С. Тургенева
Сочинение по творчеству И.С. Тургенева
1
1
30
31
Анализ ошибок, допущенных в творческой работе
1
1
32
Гражданские мотивы в лирике поэта. Диалог двух мировоззрений в
стихотворении «Поэт и Гражданин». Взгляды на поэта и назначение
поэзии в лирике Н.А. Некрасова
1
33
«Поэзия» и «проза» любовных отношений в «панаевском цикле».
Художественное своеобразие лирики Н.А. Некрасова
1
34
Отражение в поэме «Кому на Руси жить хорошо» коренных сдвигов в
русской жизни. Мотив правдоискательства и сказочно-мифологические
приемы построения сюжета
Стихия народной жизни и её яркие представители в поэме (Яким
Нагой, Ермил Гирин, дед Савелий и др.). Карикатурные образы
помещиков-«последышей»
1
36
37
Тема женской доли и образ Матрёны Тимофеевны Корчагиной
Образ Гриши Добросклонова и его идейно-композиционное звучание
1
1
38
39
Сочинение по творчеству Н.А. Некрасова
Сочинение по творчеству Н.А. Некрасова
1
1
40
41
Анализ ошибок, допущенных в творческой работе
1
1
42
Природа, человек, Вселенная как главные объекты художественного
постижения в тютчевской лирике
1
43
Драматизм звучания любовной лирики поэта: «О, как убийственно мы
любим...», «Последняя любовь», «Я встретил вас - и всё былое...» и др.
Письменная работа по лирике Ф.И. Тютчева
1
Личность, судьба и творчество А.А. Фета. Эмоциональная глубина и
образно-стилистическое богатство лирики
1
35
44
45
Философские итоги романа. Смысл названия. Русская критика о
романе и его герое (Д.И. Писарев, Н.Н. Страхов, М.А. Антонович)
Н.А. Некрасов. Жизнь и творчество (обзор). «Муза мести и печали» как
поэтическая эмблема Некрасова-лирика
Личность Ф.И. Тютчева. «Мыслящая поэзия» Ф.И. Тютчева, её
философская глубина и образная насыщенность
1
1
Департамент образования Администрации г. Екатеринбурга
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение – средняя общеобразовательная школа №36 имени М.П. Одинцова
620078, г. Екатеринбург, ул.Малышева, 134 Тел. (343) 374-02-91, тел./факс: (343) 374-35-08
e-mail: soch36@eduekb.ru
46
Яркость и осязаемость пейзажа, гармоничность слияния человека и
природы в лирике А.А.Фета
1
47
Красота и поэтичность любовного чувства в интимной лирике А.А.
Фета
1
48
49
Письменная работа по лирике А.А. Фета
Письменная работа по лирике А.А. Фета
1
1
50
А.К. Толстой – человек и поэт. Жанрово-тематическое богатство
творчества: многообразие лирических мотивов. Особенности
лирического героя
1
51
Романтический колорит интимной лирики А.К. Толстого, отражение вней
идеальных устремлений художника
1
52
Обращение А.К. Толстого к историческому песенному фольклору и
политической сатире
Письменная работа по лирике А.К. Толстого
1
54
55
Анализ ошибок, допущенных в творческой работе
1
1
56
Сатирическое осмысление проблем государственной власти, помещичьих
нравов, народного сознания в сказках М.Е. Салтыкова-Щедрина.
1
57
Развенчание обывательской психологии, рабского начала в человеке.
Приёмы сатирического воссоздания действительности в сказках
1
58
«История одного города»: замысел, композиция, жанр. Сатирический
характер повествования: «Опись градоначальникам»
1
59
1
60
Выборочный анализ глав романа «История одного города»
(«Органчик», «Подтверждение покаяния. Заключение» и др.)
Письменная работа по творчеству М.Е. Салтыкова-Щедрина
61
Письменная работа по творчеству М.Е. Салтыкова-Щедрина
1
62
63
Анализ ошибок, допущенных в творческой работе
Краткий очерк жизни и творчества Н.С .Лескова
1
1
64
Повесть «Очарованный странник». Сюжет повести, её национальный
колорит. Образ Ивана Флягина
1
65
Смысл названия повести «Очарованный странник». Сказочный
характер повествования, стилистическая и языковая яркость повести
1
66
67
Письменная работа по творчеству Н.С. Лескова
Анализ ошибок, допущенных в творческой работе
1
1
68
Л.Н. Толстой. Личность писателя, основные этапы его жизненного и
творческого пути
1
69
Авторский замысел и история создания романа «Война и мир».
Жанрово-тематическое своеобразие роман-эпопеи (многогеройность,
переплетение различных сюжетных линий и др.)
1
70
Критическое изображение высшего света, противопоставление
мертвенности светских отношений «диалектике души» любимых
героев автора
1
71
Этапы духовного самосовершенствования Андрея Болконского и
Пьера Безухова
1
53
Личность и творческая индивидуальность М.Е. Салтыкова-Щедрина.
«Сказки для детей изрядного возраста» как вершинный жанр в творчестве
писателя
1
1
Департамент образования Администрации г. Екатеринбурга
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение – средняя общеобразовательная школа №36 имени М.П. Одинцова
620078, г. Екатеринбург, ул.Малышева, 134 Тел. (343) 374-02-91, тел./факс: (343) 374-35-08
e-mail: soch36@eduekb.ru
72
Этапы духовного самосовершенствования Андрея Болконского и
Пьера Безухова
1
73
Патриотизм скромных тружеников войны и псевдопатриотизм
«военных трутней»
1
74
Настоящая жизнь людей в понимании Л.Н. Толстого. Образы Наташи
Ростовой и княжны Марьи
1
75
76
Творческая работа. Анализ эпизода романа
1
1
77
Тема войны и «мысль народная» как идейно-художественная основа
толстовского эпоса
1
78
Противопоставление образов Кутузова и Наполеона в свете авторской
концепции личности в истории
1
79
Образ «дубины народной войны» в романе. Образы Тихона Щербатоваи
Платона Каратаева - двух типов народно-патриотического сознания
1
80
1
81
Эпилог романа (часть 1) и "открытость" толстовского эпоса.Философская
проблематика романа
Сочинение по творчеству Л.Н. Толстого
82
83
Сочинение по творчеству Л.Н. Толстого
Анализ ошибок, допущенных в творческой работе
1
1
84
Ф.М. Достоевский. Личность писателя, основные факты его жизни и
творчества. Замысел романа о «гордом человеке»
1
85
Мир «униженных и оскорблённых»: Раскольников в мире бедных
людей. Бунт личности против жестоких законов социума
1
86
Теория Раскольникова и идейные «двойники» героя (Лужин,
Свидригайлов). Принцип полифонии в раскрытии философской
проблематики романа
1
87
1
88
Раскольников и «вечная Сонечка». Нравственно-философский смысл
преступления и наказания Раскольникова
Раскольников и «вечная Сонечка». Нравственно-философский смысл
89
преступления и наказания Раскольникова
Роль эпилога в раскрытии авторского замысла. Смысл названия романа
1
90
91
Сочинение по творчеству Ф.М. Достоевского
Сочинение по творчеству Ф.М. Достоевского
1
1
92
93
Анализ ошибок, допущенных в творческой работе
1
1
94
Тема пошлости и обывательщины в рассказах «Палата № 6», «Ионыч».
Проблема «самостояния» человека в мире жестокости и пошлости.
Рассказ «Студент»
1
95
96
Творческая работа. Анализ рассказа А.П. Чехова
1
1
97
Бывшие хозяева сада - Гаев и Раневская. Особенности разрешения
конфликта в пьесе. Новый хозяин сада. Тема будущего
Тема войны и «мысль народная» как идейно-художественная основа
толстовского эпоса
А.П. Чехов. Личность писателя, основные факты его жизни и
творчества. Сюжеты, темы и проблемы чеховских рассказов
Особенности конфликта и сюжетного действия в комедии «Вишнёвый
сад»
1
1
1
Департамент образования Администрации г. Екатеринбурга
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение – средняя общеобразовательная школа №36 имени М.П. Одинцова
620078, г. Екатеринбург, ул.Малышева, 134 Тел. (343) 374-02-91, тел./факс: (343) 374-35-08
e-mail: soch36@eduekb.ru
98
Новаторство Чехова-драматурга. Лирическое и драматическое начала в
пьесе. Символика пьесы. Сложность и неоднозначность авторской
позиции
1
99
100
Сочинение по творчеству А.П. Чехова
Сочинение по творчеству А.П. Чехова
1
1
101
102
Анализ ошибок, допущенных в творческой работе
1
1
Обобщение по курсу. Гуманистический пафос, патриотизм,
всечеловечность русской классической литературы. Значение классикив
наши дни
Поурочное планирование
Литература 11 класс
№ п/п
Название темы
Кол-во
часов
1
1.
Введение. Русская литература XX века
2.
Реалистические традиции и модернистские искания в литературе
начала XX века
1
3.
И.А. Бунин: очерк жизни и творчества. Творческий практикум: анализ
стихотворений и рассказов писателя
1
4.
Изображение кризиса буржуазной цивилизации в рассказе «Господин
из Сан-Франциско»
1
5.
6.
Анализ рассказа «Чистый понедельник» (Цикл «Темные аллеи»)
Сочинение/письменная работа по творчеству И.А. Бунина
1
1
7.
8.
М. Горький: судьба и творчество
1
1
9.
Особенности ранних рассказов М. Горького. Анализ рассказа «Старуха
Изергиль»
Анализ рассказа М. Горького «Челкаш»
1
10.
Анализ пьесы М. Горького «На дне»
1
11.
12.
Система образов драмы «На дне»
Спор о назначении человека в пьесе М. Горького «На дне»
1
13.
Сочинение по творчеству М. Горького
1
14.
А.И. Куприн: жизненный и творческий путь. Художественный мир
писателя. Нравственно-философский смысл истории о «невозможной»
любви (анализ рассказа «Гранатовый браслет»)
1
15.
Внутренняя цельность и красота «природного» человека в повести«Олеся»
1
16.
Серебряный век русской поэзии
1
17.
18.
Символизм и русские поэты-символисты
Поэзия К.Д. Бальмонта и В.Я. Брюсова
1
1
19.
А.А. Блок: личность и творчество. Художественный мир А.А. Блока.
«Трилогия вочеловечения»
1
20.
21.
Философская идея Вечной Женственности в лирике А.А. Блока
Развитие темы родины в лирике А.А. Блока
1
1
22.
23.
Анализ поэмы «Двенадцать»
Анализ поэмы «Двенадцать»
1
1
Департамент образования Администрации г. Екатеринбурга
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение – средняя общеобразовательная школа №36 имени М.П. Одинцова
620078, г. Екатеринбург, ул.Малышева, 134 Тел. (343) 374-02-91, тел./факс: (343) 374-35-08
e-mail: soch36@eduekb.ru
24.
Сочинение по творчеству А.А. Блока
1
25.
26.
Поэзия И.Ф. Анненского. Особенности художественного мира
«Преодолевшие символизм» (новые течения в русской поэзии)
1
1
27.
28.
«Преодолевшие символизм» (новые течения в русской поэзии)
Биография Н.С. Гумилёва. Ранняя лирика поэта
1
1
29.
Тема истории и судьбы, творчества и творца в поздней лирике Н.С.
Гумилёва
1
30.
31.
А.А. Ахматова: очерк жизни и творчества. Любовная лирика
Гражданская лирика. Тема поэта и поэзии в лирике А.А. Ахматовой
1
1
32.
33.
Анализ поэмы «Реквием»
Сочинение по творчеству А.А. Ахматовой
1
1
34.
35.
М.И. Цветаева: очерк жизни и творчества. Раннее творчество
Знакомство с основными темами и мотивами поэзии М.И. Цветаевой
1
1
36.
37.
Письменная работа по творчеству М.И. Цветаевой
«Короли смеха» из журнала «Сатирикон»
1
1
38.
39.
Октябрьская революция и литературный процесс 1920-х годов
Октябрьская революция и литературный процесс 1920-х годов
1
1
40.
Очерк жизни и творчества В.В. Маяковского. Дореволюционная
лирика поэта
1
41.
42.
Анализ поэмы В.В. Маяковского «Облако в штанах»
Тема поэта и поэзии в лирике В.В. Маяковского
1
1
43.
44.
Любовная лирика В.В. Маяковского
Сатирические стихотворения В.В. Маяковского
1
1
45.
46.
Сочинение/письменная работа по творчеству В.В. Маяковского
С.А. Есенин: поэзия и судьба
1
1
47.
Человек и природа в лирике С.А. Есенина
1
48.
49.
Тема родины и её судьба в лирике С.А. Есенина
Тема родины и её судьба в лирике С.А. Есенина
1
1
50.
51.
Поздняя лирика С.А. Есенина
Сочинение по творчеству С.А. Есенина
1
1
52.
53.
Литературный процесс 1930-начала 1940-х годов. Обзор
1
1
54.
55.
А.Н. Толстой: жизнь и творчество. Историческая проза писателя
М.А. Шолохов: жизненный и творческий путь
1
1
56.
57.
«Донские рассказы» - новеллистический пролог «Тихого Дона»
«Тихий Дон». Смысл названия и эпиграфов
1
1
58.
59.
Судьба и характер Григория Мелехова
Изображение войны в романе «Тихий Дон»
1
1
60.
Идея Дома и святости семейного очага. Финал романа
1
Литературный процесс 1930-начала 1940-х годов. Знакомство с
романом Н.А. Островского «Как закалялась сталь» и лирикой О.Э.
Мандельштама. Эмигрантская «ветвь» русской литературы. Обзор
Департамент образования Администрации г. Екатеринбурга
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение – средняя общеобразовательная школа №36 имени М.П. Одинцова
620078, г. Екатеринбург, ул.Малышева, 134 Тел. (343) 374-02-91, тел./факс: (343) 374-35-08
e-mail: soch36@eduekb.ru
61.
Сочинение по творчеству М.А. Шолохова
1
62.
М.А. Булгаков: жизнь и творчество. Судьба книги: творческая история
романа «Мастер и Маргарита»
1
63.
Сатирическая «дьяволиада»: объекты и приёмы сатиры в романе
«Мастер и Маргарита»
1
64.
История Мастера и Маргариты. Неразрывность связи любви и
творчества в проблематике романа
1
65.
История Мастера и Маргариты. Неразрывность связи любви и
творчества в проблематике романа
1
66.
«Роман в романе»: нравственно-философское звучание ершалаимских
глав
Смысл финала романа «Мастер и Маргарита». Особенности жанра
1
Сочинение по творчеству М.А.Б улгакова
1
1
67.
68.
69.
1
70.
Б. Л. Пастернак: очерк жизни и творчества. Человек и природа в лирикеБ.
Л. Пастернака
Тема поэта и поэзии в лирике Б. Л. Пастернака
71.
72.
Письменная работа по лирике Б. Л. Пастернака
Жизнь и творчество А. П. Платонова. Обзор
1
1
73.
Тип платоновского героя-мечтателя, романтика и правдоискателя в
повести «Сокровенный человек»
1
74.
Повесть «Котлован» – реквием по утопии. Соотношение «задумчивого»
авторского героя с революционной доктриной «всеобщего счастья»
1
75.
76.
Литература периода Великой Отечественной войны
Литература периода Великой Отечественной войны
1
1
77.
78.
А.Т. Твардовский: очерк жизни и творчества
1
1
79.
Литературный процесс 1950-1980-х годов. Осмысление Великой
Победы 1945 года в сороковые - пятидесятые годы XX века в поэзии и
прозе
Литературный процесс 1950-1980-х годов. «Оттепель» 1953-1964 годов
- рождение нового типа литературного движения. Поэтическая«оттепель»
1
81.
Литературный процесс 1950-1980-х годов. «Окопный реализм»
писателей-фронтовиков 1960-1970-х годов
1
82.
Литературный процесс 1950-1980-х годов. «Деревенская» и «городская»
проза 1950-1980-х годов
1
83.
Литературный процесс 1950-1980-х годов. Историческая романистика
1960-1980-х годов. Авторская песня как песенный монотеатр 19701980-х годов
1
84.
В.М. Шукшин: биография и творчество. Обзор. Анализ рассказа
«Чудик»
1
85.
1
86.
Колоритность и яркость шукшинских героев- «чудиков». Анализ
рассказов «Срезал», «Миль пардон, мадам» и др.
Письменная работа по творчеству В.М. Шукшина
87.
Поэзия Н.М. Рубцова
1
80.
Философская проблематика поздней реалистической лирики
А.Т.Твардовского
1
1
1
Департамент образования Администрации г. Екатеринбурга
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение – средняя общеобразовательная школа №36 имени М.П. Одинцова
620078, г. Екатеринбург, ул.Малышева, 134 Тел. (343) 374-02-91, тел./факс: (343) 374-35-08
e-mail: soch36@eduekb.ru
88.
В. П. Астафьев. Знакомство с биографией и творчеством. Анализ
рассказа «Царь-рыба»
1
89.
Проза В. П. Астафьева. Анализ рассказа «Бабушкин праздник»
(«Последний поклон»), повести «Пастух и пастушка»
1
90.
В. Г. Распутин. Знакомство с биографией. Особенности сюжетов и
проблематики прозы писателя
Проза В. Г. Распутина
1
92.
Очерк жизни и творчества А. И. Солженицына. Тема народного
праведничества в рассказе «Матрёнин двор»
1
93.
Отражение «лагерных университетов» писателя в повести «Один день
Ивана Денисовича»
1
94.
Новейшая русская реалистическая проза 1980-1990-х годов и начала
XX века. Обзор
1
95.
Новейшая русская реалистическая проза 1980-1990-х годов и начала
XX века. Обзор
1
96.
Новейшая русская реалистическая проза 1980-1990-х годов и начала
XXI века: эволюция модернистской и постмодернистской прозы.
Ироническая поэзия. Эссе
1
97.
Новейшая русская реалистическая проза 1980-1990-х годов и начала
XXI века: эволюция модернистской и постмодернистской прозы.
Ироническая поэзия. Эссе
Поэзия И. А. Бродского
1
Современная литературная ситуация: реальность и перспективы (урокобобщение)
1
91.
98.
99.
1
1